Новые формы работы с дошкольниками по фгос. Фгос- формы работы с родителями





Суть взаимодействия ДОУ и семьи заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.


Основные причины трудностей в работе педагога с семьей Низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей; Пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку; Чрезмерная занятость родителей; Недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт; Агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя; Отношение воспитателей к родителям, как к объектам воспитания; Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в саду; «Закрытость» дошкольного учреждения; Недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей.


1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; 2. Объединить усилия для развития и воспитания детей; 3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; 5. Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Основные задачи педагогов ДОУ в работе с родителями


Принципы взаимодействия: 1. Индивидуальный подход 2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. 3.Сотрудничество, а не наставничество (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь) 4. Готовимся серьезно (слабое, плохо подготовленное родительское собрание могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом) 5. Динамичность (формы и направления работы должны меняться)


С чего начать? А начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду: Анкетирование Личные беседы. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы: 1. Первая группа – это родители, очень занятые на работе, детский сад им просто жизненно необходим; 2. Вторая группа – это родители с удобным графиком работы, неработающими бабушками и дедушками; 3. Третья группа – это семьи с неработающими мамами.


Первая группа родителей ждет от детского сада не только хорошего присмотра и ухода, но и полноценного развития ребенка. И при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фото на выставку. Вторая группа – дети которых могут воспитываться дома, но родители не хотят лишать детей полноценного общения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа оставались в позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа – эти родители ждут от детского сада интересного общения со сверстниками. Задача воспитателя – выделить из этой группы энергичных мам, которые станут членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей. На эту группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок.


Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями Традиционные Нетрадиционные Коллективн ые Индивидуал ьные Наглядноинфо рмационные Индивидуал ьные Коллективные Информационн о- аналитические Досуговые Познавательны е Общее родительское собрание ДОУ; Педагогическ ий совет с участием родителей; Родительская конференция; Тематические консультацииии; Педагогическ ий консилиум; Групповые собрания родителей; «Круглый стол»; Родительский совет (комитет) группы; Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Педагогиче ская беседа с родителями Тематическ ие консультациии и «Заочные» консультациии и Посещение семьи. Записи на магнитофон бесед с детьми; Видео- фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; Фотографии; Выставки детских работ; Стенды, ширмы, папки- передвижки. Информацион ные проспекты для родителей; Альманахи; Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей; Дни (недели) открытых дверей; Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; Выпуск стенгазет; Организация мини– библиотек. «Почтов ый ящик»; Индивид уальные блокноты Проведен ие социологич еских срезов, опросов Совместн ые досуги, праздники; Выставки работ родителей и детей; Кружки и секции; Клубы отцов, бабушек, дедушек; Семинар ы,практику мы. Совместн ые досуги, праздники; Выставки работ родителей и детей; Кружки и секции; Клубы отцов, бабушек, дедушек; Семинар ы,практику мы.


Формы работы с родителями традиционные коллективные, индивидуальные наглядно- информационные. Нетрадиционные Т. В. Кротова Информационно- аналитические Досуговые Познавательные Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские





РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, КОНФЕРЕНЦИИ, «КРУГЛЫЕ СТОЛЫ» И ДР. ГРУППОВЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ЭТО ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С КОЛЛЕКТИВОМ РОДИТЕЛЕЙ, ФОРМА ОРГАНИЗОВАННОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ИХ С ЗАДАЧАМИ, СОДЕРЖАНИЕМ И МЕТОДАМИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. ПОВЕСТКА ДНЯ СОБРАНИЙ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНООБРАЗНОЙ, С УЧЕТОМ ПОЖЕЛАНИЙ РОДИТЕЛЕЙ. НАПРИМЕР, МОГУТ БЫТЬ ТАКИЕ ТЕМЫ: «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА?», «ВОСПИТАНИЕ ПОСЛУШАНИЯ У ДЕТЕЙ», «МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ» И ДР. ТРАДИЦИОННО ПОВЕСТКА ДНЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЧТЕНИЕ ДОКЛАДА, ХОТЯ ОТ ЭТОГО СЛЕДУЕТ УХОДИТЬ, ЛУЧШЕ ВЕСТИ ДИАЛОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ. СОБРАНИЕ ГОТОВИТСЯ ЗАРАНЕЕ, ОБЪЯВЛЕНИЕ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ЗА 35 ДНЕЙ. ТЕМУ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМНО, НАПРИМЕР: «ПОСЛУШЕН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК?», «КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?», «НУЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ?» И ДР. В ОБЪЯВЛЕНИИ МОЖНО ПОМЕСТИТЬ НЕБОЛЬШИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАПРИМЕР, ПОНАБЛЮДАТЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ ДЕТЕЙ, СФОРМИРОВАННЫМИ НАВЫКАМИ, ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ И Т.Д. ЗАДАНИЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ ТЕМОЙ ПРЕДСТОЯЩЕГО СОБРАНИЯ. КАК ПОКАЗЫВАЕТ ОПЫТ, РОДИТЕЛИ АКТИВНЕЕ РЕАГИРУЮТ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРИГЛАШЕНИЯ, ОСОБЕННО ЕСЛИ В ИХ ПОДГОТОВКЕ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ ДЕТИ. Коллективные формы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ, ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ. БЕСЕДА МОЖЕТ БЫТЬ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ФОРМОЙ, ТАК И ПРИМЕНЯТЬСЯ В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ, НАПРИМЕР, ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА В СОБРАНИЕ, ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ. ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ОБМЕН МНЕНИЯМИ ПО ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ВОПРОСУ; ЕЕ ОСОБЕННОСТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ. БЕСЕДА МОЖЕТ ВОЗНИКАТЬ СТИХИЙНО ПО ИНИЦИАТИВЕ И РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГА. ПОСЛЕДНИЙ ПРОДУМЫВАЕТ, КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАСТ РОДИТЕЛЯМ, СООБЩАЕТ ТЕМУ И ПРОСИТ ИХ ПОДГОТОВИТЬ ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ БЫ ОНИ ХОТЕЛИ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ. ПЛАНИРУЯ ТЕМАТИКУ БЕСЕД, НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ОХВАТУ ПО ВОЗМОЖНОСТИ ВСЕХ СТОРОН ВОСПИТАНИЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ БЕСЕДЫ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА. БЕСЕДА НАЧИНАЕТСЯ С ОБЩИХ ВОПРОСОВ, НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИВОДИТЬ ФАКТЫ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РЕБЕНКА. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЕТАЛЬНО ПРОДУМАТЬ ЕЕ НАЧАЛО, ОТ КОТОРОГО ЗАВИСИТ УСПЕХ И ХОД. БЕСЕДА ИНДИВИДУАЛЬНА И АДРЕСУЕТСЯ КОНКРЕТНЫМ ЛЮДЯМ. ВОСПИТАТЕЛЮ СЛЕДУЕТ ПОДОБРАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ ДАННОЙ СЕМЬИ, СОЗДАТЬ ОБСТАНОВКУ, РАСПОЛАГАЮЩУЮ «ИЗЛИТЬ» ДУШУ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ОРГАНИЗУЮТСЯ С ЦЕЛЬЮ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ, ИНТЕРЕСУЮЩИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ЧАСТЬ КОНСУЛЬТАЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ ТРУДНОСТЯМ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. ОНИ МОГУТ ПРОВОДИТЬСЯ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО ОБЩИМ И СПЕЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, НАПРИМЕР, РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА, ОХРАНЕ ЕГО ПСИХИКИ, ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ДР. КОНСУЛЬТАЦИИ БЛИЗКИ К БЕСЕДАМ, ОСНОВНАЯ ИХ РАЗНИЦА В ТОМ, ЧТО ПОСЛЕДНИЕ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ДИАЛОГ, ЕГО ВЕДЕТ ОРГАНИЗАТОР БЕСЕД. ПЕДАГОГ СТРЕМИТСЯ ДАТЬ РОДИТЕЛЯМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОВЕТ, ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ. Индивидуальные формы:




Наглядно-информационные формы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки- передвижки.







Индивидуальные и информационно- аналитические формы социологические срезы, опросы, «Почтовый ящик» Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.




Досуговые формы: Призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Осенний праздник», «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Папа, мама, я дружная семья», «Весёлые старты», «Праздник Весны» и др. Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории, например о птицах, а потом вместе с детьми строить скворечники. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия.








Познавательные формы: предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.




Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядные формы общения способны выполнять задачи ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.


Информационные стенды в группах: ФИО педагогов, работающих с детьми этой группы, Режим пребывания детей в детском саду; Основные виды организованной образовательной деятельности; Права ребёнка; Объявления; Поздравления; Меню на день; Словарь добрых слов и выражений; Адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.




Важные моменты: -Все материалы должны быть эстетично оформлены; -Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе интерес родителей к этой информации быстро пропадет; -Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей; -Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересным большинству родителей.


Наглядно-информационные формы информационно- ознакомительная ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. информационно- просветительская направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.


Информационно- ознакомительные формы «Дни открытых дверей». дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.




Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

Коллективные формы:

Конференции;

Круглые столы;

Индивидуальные формы:

Заочные консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей;

Посещение семьи ребенка;

Записи бесед с детьми;

Фотографии;

Выставки детских работ;

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Тематические выставки;

Консультации специалистов;

Почта и телефон доверия;

Конкурс семейных талантов;

Контрольные для родителей;

Портфолио семейного успеха;

Родительская гостиная.

Это

Учет индивидуальности ребенка

воспитании ребенка,

У

В .

В

Важные моменты:

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.

Просмотр содержимого документа
«ФГОС- формы работы с родителями.»

Формы взаимодействия ДОУ и семьи,

изменение форм взаимодействия с родителями

в соответствии с требованиями ФГОС.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Коллективные формы:

Родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;

Конференции;

Круглые столы;

Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

Индивидуальные формы:

Педагогические беседы с родителями;

Тематические консультации (проводятся специалистами);

Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;

Посещение семьи ребенка;

Переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно-информационные формы:

Записи бесед с детьми;

Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;

Фотографии;

Выставки детских работ;

Стенды, ширмы, папки-передвижки.

Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые 3-4 раза в год и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить и лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В то же время, собрания, как общие, так и групповые оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это также дает недостаточный результат.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами,

Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен – это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:

- «Круглый стол» по любой теме;

Собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;

Интервью с родителями и детьми на определенные темы;

Тематические выставки;

Консультации специалистов;

Устный журнал для родителей;

Семейные спортивные встречи;

Почта и телефон доверия;

Конкурс семейных талантов;

Семейные проекты «Наша родословная»;

Интеллектуальные ринги для детей и родителей;

Контрольные для родителей;

Аукцион секретов воспитания;

Портфолио семейного успеха;

Родительская гостиная.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Учет индивидуальности ребенка . Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

В озможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .

В озможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Важные моменты:

Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  • вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
  • совместная работа по обмену опытом.

Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
  • Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
  • Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях

В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Организация общения педагога с родителями воспитанников остается одной из наиболее сложных проблем в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Мы всеми возможными способами объясняем родителям, что дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагога. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы:

  • нетрадиционные формы организации родительских собраний,
  • мастер-классы,
  • дни открытых дверей,
  • совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,
  • участие родителей в семейных конкурсах, выставках,
  • оказание дополнительных образовательных услуг,
  • организация совместной трудовой деятельности,
  • наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставки,
  • консультации,
  • анкетирование,
  • индивидуальные беседы и др.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи: анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи, Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволяет собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что дает возможность учесть ее индивидуальные особенности. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Очень важно в индивидуальной работе с родителями посещать семьи. Это позволяет нам как воспитателям познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, составом семьи (с сестрами и братьями, бабушками и дедушками и т. д.), с общей атмосферой в доме, с семейным укладом и традициями, опытом семейного воспитания, хобби, интересами и желаниями в отношении воспитания детей в семье и детском саду. В результате этого посещения мы можем дать родителям более обоснованные рекомендации, мы находим вместе оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.

Наблюдение как индивидуальный метод изучения семьи . Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером, какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Для наблюдения полезно использовать специальные ситуации, которые помогают глубже изучить вопрос взаимодействия и общения родителей с детьми:

  • совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, уборки территории и подготовке участка к летней оздоровительной работе, подготовка участка к зимним забавам
  • проводим совместные досуги, развлечения, викторины;
  • выявление творческих родителей и детей в группе, приглашаем принять участие в смотрах-конкурсах,

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы подбираем наиболее эффективные методы работы с воспитанниками, учитывая интересы и потребности каждого ребёнка.

Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

  • Участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста.), а так же на организацию игр в вечерние часы и выходные или праздничные дни.
  • Совместно с родителями организуем мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.
  • Открытые занятия с участием родителей, как носителей новой интересной информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;
  • Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.
  • Организация и проведение дней открытых дверей;
  • туристические походы, прогулки-экскурсии с родителями;
  • в конце года с участием родителей проводим творческий отчет по итогам года.

Родительское собрание.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий . Поэтому подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет изучить интересующие родителей темы по воспитанию, собрать разнообразный материал, выбрать формы предоставления этой информации (фотовыставки, презентации игр, литературы, методических пособий) Предварительно готовим с детьми приглашения на собрания, подбираем материал к конкурсам, изготавливаем памятки, оформляем благодарности. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов по обмену опытом.

Праздники и подготовка к ним. В результате подготовки (выступление детей в костюмах, изготовленных родителями.) и проведения праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Выставки – коллекции . Дети, посещая данные выставки, приобретают новые знания, расширяют кругозор, учатся рассказывать о предметах выставки – коллекции. Родители приобретают опыт как из самых обычных вещей можно создать коллекцию, что рассказать ребенку о традиционных предметах.

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и, что очень важно, с их родителями. Родители помогают в изготовлении своими руками интересных для детей игровых тренажеров, атрибутов для игры. Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «Зарница», «Ловкие, сильные, смелые!», стать активными участниками прогулки-похода по окрестностям города, в парковую или природную зону отдыха.

Традиционные акции

Экологические: «Покормите птиц зимой!», «Ёлочка – зеленая иголочка!», «Берегиня», «Город-чистюля»

Социальные: «Подари игрушку детям!», «Солнечная акварель», «Огонь памяти», «Мусора здесь нет!»

Тематические: «Обмениваемся игрушками», «Любимая книжка – познакомьтесь!», «От скуки на все руки!», «Осенняя фантазия», «Зимнее волшебство», «Весенний калейдоскоп», «Летняя история» и многое другое.

Безопасность: «Осторожно, пруд замерз!», «Водители, будьте бдительны!», «Гололедица», «Горка», «Осторожен будь с огнем!» и др.

Сколько воспитательных моментов таят в себе эти маленькие акции! Это бережное отношение к вещам, энергетическим ресурсам; внимательное отношение к людям; заботливое к родному городу. При этом дети учатся не только наблюдать со стороны за действиями взрослых, но и могут стать активными участниками в подготовке (рисовать плакаты, клеить коллажи, раскрашивать листовки) и раздавать эти обращения горожанам – это большой труд, воспитание души.

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

  • уголок для родителей, в котором содержатся материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;
  • разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки и фотоотчеты о работе группы на сайте ДОУ;
  • Информационные листки : объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; поздравления с днем рождения и праздниками.
  • Памятки для родителей , на интересующие их темы и с целью просвещения.
  • Папки–передвижки : «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определённая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители, стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
  • совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
  • размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
  • повышение их активности в совместных мероприятиях.

Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.

Список использованной литературы

  1. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.

Н.В. Разуева, Е.Л.Коробейникова, Н. А. Сенникова МАДОУ детский сад «Росинка» , детский сад № 6 «Дельфин» , г. Новоуральск

Позитивная социализация ребенка, его всесторонне личностное, морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, учитывающее возраст и соответствующий ему вид деятельности, сотрудничество со взрослыми и сверстниками - таковы приоритеты государства в сфере дошкольного образования, позволяющие сформировать духовно развитую личность, инициативного, самостоятельного, позитивного члена общества. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

В условиях реализации ФГОС ДО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Лэпбук обеспечивает:

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;
  • развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности;
  • развитие воображения, творческой активности и инициативы, в том числе речевой;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Так что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит " наколенная книга". Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Лэпбук- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной деятельности в детском саду.

Для создания первого лэпбука в нашей группе мы выбрали тему «Времена года. Лето» , так как 50% детей группы испытывали трудности при определении времен года по их характерным признакам, путали названия месяцев и их последовательность в календарном году.

Рассмотрим этапы создания нашего лэпбука.

  1. этап работы – мотивационный. Вместе с детьми мы решили создать свою особенную книгу про лето, в которой разными интересными способами разместили всю накопленную информацию.
  2. этап – этап планирования. Мы обсуждали тему, содержание и создание макета будущего лэпбука.
  3. этап – практический. Это познавательная, исследовательская деятельность. Совместно со взрослыми (педагогами и родителями) дети находили сведения, необходимые для содержания лэпбука, подбирали картинки, стихи, небольшие рассказы, придумывали загадки, составляли ребусы и кроссворды, рисовали, писали слова.
  4. этап - оформление и сборка лэпбука. Этот этап самый интересный, увлекательный и творческий. Мы придумывали, как по-разному можно оформить странички лэпбука.
  5. этап - презентационный. Этот этап предоставляет еще одну возможность партнерского взаимодействия. Дети представляют свой продукт родителям и сверстникам из других групп. Это способствует лучшему усвоению информации, социализации детей и созданию ситуации успеха.

Что входит в наш лэпбук:

  1. Блокнот "Приметы лета".
  2. Народный календарь.
  3. Календарь погоды.
  4. Игра "4 лишний".
  5. Ребусы, кроссворды.
  6. Игра "Собери картинку".
  7. Творческое задание "Составь рассказ".
  8. Гармошка с загадками.
  9. Стихи о лете.
  10. Рисунки детей.

Весь накопленный материал мы оформили по-разному: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках- гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, на карточках, разворачивающихся страничках.

Созданный нами лэпбук "Лето" - это часть большой темы " Времена года", поэтому мы совместно с детьми и родителями в течении года создали серию "Времена года", в которую вошли 4 лэпбука: "Лето", "Осень", "Зима", "Весна". Их создание помогло детям усвоить данный материал и повысило познавательный интерес.

Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, опирается на принцип "ничего готового детям" и создает условия для совершения самостоятельных, пусть и незначительных пока, открытий. Очень важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха и показать значимость вклада каждого ребенка в большое общее дело.

Подводя итог, можно сказать, что плюсы работы над созданием лэпбука неоспоримы. Создание лэпбука позволяет всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходя к вопросу организации, подбору информации и способов ее оформления.

Опыт работы в течении года показал нам, что создание лэпбука обеспечивает развитие ребенка в 5 взаимодополняющих образовательных областях, дает возможность для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Литература:

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации, от 29. 05. 2015г. №996-p
  2. ФГОС ДО – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года.
  3. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.) . - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162-164.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: