Строя сотрудничество детского сада с родителями, специалисты и практические работники опираются на «Концепцию дошкольного воспитания» (1989), в которой говорится о том, что детский сад и семья в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Задачи сотрудничества педагога дошкольного учреждения с родителями – установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, взаимодействия: эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм обучения и воспитания. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Основные формы сотрудничества.
1. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
2. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Он проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
3. Консультации. Консультации проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
4. Родительские собрания. Общие собрания (для родителей всего учреждения) организуются 2–3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, Групповые собрания проводятся раз в 2–3 месяца. На обсуждение выносят 2–3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Предусматриваются выступления родителей.
5. Дискуссионные встречи являются активными формами общения в целях активизации воспитательных возможностей родителей. Это, например, «круглый стол», «вечер вопросов и ответов»; практикумы и тренинги, помогающие родителям осуществлять коррекцию собственных взглядов на воспитание и способов общения с ребенком. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т. п.
Воспитателю важно продумывать способы вовлечения родителей в воспитательный процесс. Так, он предоставляет им право свободно по своему усмотрению знакомиться с жизнью ребенка в детском саду, его общением со сверстниками. Родителям важно видеть ребенка в разных видах деятельности: игре, труде, за компьютером, во время еды и на прогулке, в бассейне и спортивном зале. Такие наблюдения – источник новых, подчас неожиданных знаний о сыне или дочери. Их количество в течение учебного года может определяться как просьбами родителей об интересующей их информации о жизни детей в детском саду, так и дефицитом имеющихся у родителей сведений или понимания значимости той или иной детской деятельности в развитии ребенка, выявленным в ходе бесед, наблюдений, опросов, тестирования родителей и пр.
Приглашая родителей в детский сад, следует создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых. Например, предложить родителям вместе с ребенком лепить, клеить, рисовать, играть, выполнять спортивные, танцевальные движения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки и пр. Взаимодействуя с ребенком, родители начинают лучше его понимать и чувствовать, замечают изменения в его развитии, радуются и сопереживают успехам и удачам сына или дочери.
Воспитатель продумывает содержание общения с родителями, принимая во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия семьи, возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт; типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развития единственного в семье ребенка; имеющего старшего или младшего брата (сестру); проживающего с бабушкой, дедушкой; в неполной семье; при повторном браке родителя; с опекунами и др. Анализ семей воспитанников помогает педагогу лучше ориентироваться в педагогических потребностях родителей и осуществлять дифференцированное общение с ними, объединяя их в подгруппы по сходным условиям и трудностям воспитания (например, имеющих только сына или дочь; испытывающих затруднения в налаживании отношений между двумя, тремя разнополыми или однополыми детьми; интересующихся спецификой воспитания младшего ребенка в семье и др.).
Содержанием общения с родителями детей одного – трех лет могут стать: организация здорового образа жизни семьи; создание условий для безопасности жизни ребенка в доме; вопросы гигиены; значение эмоциональной связи матери и ребенка в развитии малыша, культуры эмоционального общения с ребенком и ценности игрового общения с ним в семье; особенности социального развития и преодоление кризиса трех лет. Важно обучать родителей умениям обогащать сенсорный, речевой опыт малыша в разных видах деятельности, обеспечивать двигательную активность ребенка, его орудийно-предметную деятельность, знакомить их с программой развития и воспитания детей в детском саду.
При общении с родителями детей трех – пяти лет воспитатель продолжает знакомить их со способами общения с ребенком и адекватными методами педагогического воздействия в семье; обучает способам развития речи и речевой коммуникации, показывает возможности семьи для развития у ребенка любознательности, воображения и др. Размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребенка, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях.
С родителями детей пяти – семи лет воспитатель обсуждает вопросы психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе; обращает внимание родителей на важность формирования морально значимых мотивов и произвольных форм поведения ребенка, формирования уважительного отношения к взрослым своей семьи и обогащения его чувственного опыта.
Во время дискуссий воспитателю лучше направлять диалог, а не лидировать в нем, предоставлять каждому участнику возможность свободно высказаться, выслушать других, сформировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Дискуссионный вопрос или обсуждение нескольких точек зрения на проблему настроит родителей на размышление. Например: «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка – в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?»
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Например, родителям предлагается задача: «Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?» Или: «Ребенок, сидя за столом, разлил молоко. Как вы обычно относитесь к таким проступкам ребенка?» Как вам нравится такое обращение взрослого к ребенку: «Как! Ты разрешаешь не руке, а стакану быть хозяином? Тебе надо поговорить со своей рукой. Давай возьмем губку и все вытрем».
Тренинговые упражнения и ролевое проигрывание семейных ситуаций позволяет обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Например, задание родителям в игровом тренинге: «Проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, обидевшим сверстника...» и др. Это могут быть также задания родителям дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения с ним, увидеть между ними разницу, выбрать более удачные формы, заменить нежелательные на более конструктивные. Например: «Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя» вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?»; «Как мне приятно видеть, что ты уже умеешь о себе заботиться. С грязными руками неприлично садиться за стол!» вместо «Что это за манера вечно садиться за стол с грязными руками?»
Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребенка в конкретной ситуации, педагог может сформулировать перед родителями вопрос: «А как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»
Особой деликатности от педагога требуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической помощи родителям в преодолении трудностей семейного воспитания, например эмоционального неблагополучия ребенка в связи с разводом, семейным конфликтом, повторным браком родителя и др. В этих случаях воспитатель работает вместе с практическим психологом, социальным педагогом, другими специалистами дошкольного учреждения. Так, совместно с психологом или социальным педагогом целесообразно познакомить родителей с причинами возникновения различных форм аффективного поведения детей (тревожности, гиперактивности, неуверенности, агрессивности и др.). Полезно рассказывать родителям о важности создания в семье условий для психологического комфорта, безопасного психического развития ребенка. Хорошо дать родителям, особенно матерям, навыки психологической защиты ребенка в связи с нарушениями семейных взаимоотношений, кризисными ситуациями в семье, так как для дошкольника именно мать в условиях нестабильных семейных отношений является главной, а подчас и единственной эмоциональной опорой ребенка. Регулярные индивидуальные беседы о психическом здоровье детей будут повышать психологическую культуру родителей, способствовать постепенному пониманию и осознанию ими причин возникающих психологических проблем с ребенком.
Важно создать в помещениях дошкольного учреждения условия для комфортного конфиденциального общения родителей со специалистами: педагогами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др. Если позволяют условия дошкольного учреждения, может быть оборудована консультативная комната для родителей, напоминающая домашний интерьер, где целесообразно иметь библиотеку для семейного чтения.
ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА
Маргарита Филина
Способы, формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей
ФИЛИНА МАРГАРИТА ВЛАДИМИРОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ
ЛОМЕЙЕР ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ
ЕРАЛИНОВА САУЛЕ МУРАТОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ
БДОУ г. ОМСКА "ДЕТСКИЙ САД № 219 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"
СПОСОБЫ , ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ БДОУ С СЕМЬЁЙ
Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности : семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи , другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Впервые в Законе «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье . Сменились акценты, главной стала семья , хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» , «взаимодействие » .Сотрудничество - это общение «на равных» , где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Детский сад, являясь образовательным институтом и осуществляя политику в области образования, в общей стратегии своего развития имеет как составляющую стратегию взаимодействия с родителями . Многие задачи дошкольному образовательному учреждению в одиночку не решить, особенно в области нравственного воспитания, предупреждения асоциального поведения воспитанников. Взаимодействие педагогических работников и родителей может быть успешным только тогда, когда родители настроены на взаимодействие и могут выступать как его равные партнеры. Важно при этом, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга.
Одним из направлений работы педагогических работников по повышению педагогической компетентности родителей, развитие у них партнерской позиции при взаимодействии с педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения с родителями является
психолого – педагогическое образование родителей.
Встал важный вопрос :каким по содержанию должно быть психолого-педагогическое просвещение родителей? С учетом современных семей оно должно стать дифференцированным в содержании и формах работы , с учетом типа семьи , отношении родителей к воспитанию ребенка, их педагогических возможностей, общей культуры и образования.
Психолого-педагогическое образование родителей выстроена на основе изучения потребностей каждой семьи , как гарантия выбора психолого-педагогического образования. Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. А так же в последующей реализации следующих задач :
Показать актуальность проблемы;
Изучить дифференцированный подход к работе с родителями; соблюдать такт, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
Учитывать своеобразия условий жизни каждой семьи , возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания, сочетать индивидуальный подход к каждой семье , с организацией работы со всеми родителями;
Определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников и повышение их психолого-педагогической компетенции;
Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями ;
Доказать необходимость повышения эффективности деятельности педагогов в стенах дошкольных учреждений;
Проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада .
Определяя стратегию взаимодействия детского сада и семьи можно сформировать следующие направления :
1. не должно быть источником конфликтов и оппозиции детского сада и родителей, а, напротив, должно стать стимулом педагогической рефлексии, самоэкспертизы достижений детского сада, поисков новых путей развития.
2. Возможность современных родителей выбирать детский сад должно стать одной из ключевых позиций в стратегии взаимодействия формирования имиджа детского сада, его авторитета среди родителей.
3. Взаимодействие детского сада с семьей - это существенный признак образовательной ситуации. Ее новизна проявляется так же и в том, что часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытаясь разобраться в вопросах воспитания ребенка - дошкольника.
Таким образом, взаимодействие детского сада с родителями выстроено на системе педагогических идей, которые являются ключевыми для дошкольного образовательного учреждения. Взаимодействие детского сада с семьей - это многомерная педагогическая проблема, это система, объединившая усилия большого количества людей : педагогического коллектива, родителей, социальных партнеров дошкольного образовательного учреждения, администрации - для решения конкретных задач.
Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное , тонкое, требующее проявления, уважения ко всем членам семьи , искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Для выявления уровня педагогической культуры и желания оказать помощь в воспитании детей. Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия в воспитании детей, для изучения результативности психолого-педагогического образования родителей воспитанников можно использовать следующие методы :
Анкетирование родителей.
Наблюдение.
Тестирование родителей.
Индивидуальные беседы с родителями.
Индивидуальные беседы с детьми.
Просмотр родителями разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи) .
Посещение семьи ребенка .
Изучение тестов – рисунков детей типа «Мой дом» , «Моя семья » .
Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Моя семья » .
Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей.
Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы .
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Здоровье и физичекое развитие
1. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому и определение путей улучшения здоровья каждого ребёнка.
2. Создание условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей в ДОУ и семье : зоны физической активности, закаливающие процедуры, оздоровительные мероприятия и т. п.
3. Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей. Консультативная, санитарно-просветительская и медико-педагогическая помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей на основе связи ДОУ с медицинскими учреждениями
4. Ознакомление родителей с содержанием и формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
5. Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере : организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т. п.
6. Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики и коррекции ранних осложнений в состоянии здоровья ребёнка.
7. Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня физического развития детей. Ознакомление родителей с результатами диагностических исследований. Отслеживание динамики развития детей.
Познавательно-речевое развитие
1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах : чему мы научились, наши достижения, познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т. п.)
2. Беседа с ребёнком в присутствии родителей. Проводится с целью определения речевого и познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребёнка
3. Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
4. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись) . Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребёнка, его работоспособность , развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявление причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск путей их преодоления.
5. Открытые мероприятия с детьми для родителей.
6. Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т. п.) с целью развития речевых способностей и воображения .
7. Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей .
8. Создание в группе тематических выставок при участии родителей : «Дары природы» , «История вещей» , «Родной край» , «Любимый город» , «Профессии наших родителей» , «Транспорт» и др. целью расширения кругозора дошкольников.
9. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья » , «Моя родословная» , «Семья и спорт » , «Я живу в городе Братске» , «Как мы отдыхаем» и др.
10. Совместная работа родителей, ребёнка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др. ; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки» , «Игры детства моих родителей» , «На пороге Новый год» и т. п.
11. Проведение встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда.
12. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
13. Создание тематических выставок детских книг при участии семьи .
14. Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
15. Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер сказок» , «Любимые стихи детства» с участием родителей.
16. Индивидуальные беседы с родителями. Цели : выявление психолого-педагогических затруднений в семье , преодоление сложившихся стереотипов, повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников, пропаганда гуманных методов взаимодействия с ребёнком .
Социально-личностное развитие
1. Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие) .
2. Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьёй .
3. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.
4. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
5. Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
6. Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том , что их любят и о них заботятся в семье .
7. Выработка единой системы гуманистических требований в ДОУ и семье .
8. Повышение правовой культуры родителей.
9. Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов , унижающих достоинство ребёнка.
10. Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья » , «Моя родословная» , «Мои любимые дела» , «Моё настроение» .
Художественно-эстетическое развитие
1. Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
2. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
3. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
4. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы» , «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.).
5. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол» , средства массовой информации , альбомы семейного воспитания и др.).
6. Участие родителей и детей в театрализованной деятельности6 совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
7. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.
8. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
9. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видиотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия.
10. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей.
11. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
12. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
13. Создание семейных клубов по интересам. Организация совместных посиделок.
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а следовательно, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль ДОУ в семейном воспитании.
Нам очень хотелось бы, чтоб и воспитатели и родители всегда помнили, что семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья , общественность.
Список литературы.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М. ТЦ Сфера, 2006- 46 с
2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в условиях реализации ФГОС. Авторы :Виноградова Любовь Петровна, МБДОУ ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка» , воспитательШелудякова Ольга Викторовна, МБДОУ ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка» , воспитатель.
3. Библиографическое описание : Зеленцова С. А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка/ С. А. Зеленцова, И. И. Заздравных // Педагогика : традиции и инновации : материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011) .Т. 1 – Челябинск : Два комсомольца, 2011- с. 82-84.
4. Программа психолого-педагогического образования родителей в системе взаимодействия детского сада и семьи . Разработчик программы Корнилова Елена Леонидовна, воспитатель, руководитель методического объединения МДОАУ «Детский сад № 8» , г. Нефтеюганск.
5. Методическое руководство взаимодействием семьи . (Г. Ю. Фомина, ст. воспитатель ДОУ № 128, г. Владимир; Г. Ю. Максимова, к. п. н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования Владимирского государственного гуманитарного университета).
6. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2009. Раздел : Взаимодействие с родителями . Педагогическое сопровождение семьи от поступления ребенка в ДОУ до выпуска в школу.
7. Олеся Бикмухаметова «Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи » 15.09.2013
Ольга Гузова
Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы
Взаимодействие ДОУ с родителями
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе
Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща : семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители , а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.
Семья и детский сад – две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой . Задача детского сада – оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагога – сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции :
Развитие интересов ребенка;
Распределение обязанностей и ответственностей между родителями ;
- формирование семейных отношений ;
Понимание индивидуальности ребенка.
Основные задачи работы с родителями :
Создать атмосферу взаимопонимания ,
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
Развивать и воспитывать детей,
Использовать с родителями различные формы сотрудничества .
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями :
1. Доброжелательный стиль педагога с родителями ,
2. Индивидуальный подход – воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей ,
3. Сотрудничество – создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
4. Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей , развивается личность в семье и детском коллективе,
5. Динамичность – быстро реагировать на изменение социального состава родителей , их воспитательные процессы.
Формы взаимодействия детского сада и родителей - это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами , делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы . Традиционные формы делятся на следующие группы :
o Коллективные – родительские собрания , конференции, консультации;
o Индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;
o Наглядные – папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.
Существуют требования к формам взаимодействия - это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы :
1. Информационно – аналитический направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами . Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей . Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем .
2. Наглядно - информационный – это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей . Эту форму разделяют на две подгруппы :
А) информационно - ознакомительная ;
Б) информационно - просветительская ;
Задача информационно – ознакомительной формы – познакомить родителей с учреждением , педагогами. Сюда можно отнести : совместные выставки детских рисунков и коллажей.
Задачи информационно – просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести :
Папки - передвижки – они формируются по тематическому принципу . Информационные стенды – знакомство родителей с задачами , условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини – библиотеки – с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.
3. Познавательные формы – ознакомление – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания - на них воспитатель знакомит с задачами , содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.
Родительские конференции - повышение педагогической культуры родителей . На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.
Клубы для родителей – педагог оказывает помощь в возникших проблемах.
4. Досуговые - это неформальные , доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями , между родителями и детьми . Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей . Посещение семей – обследование условий проживания ребенка.
Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача - установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями . Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.
Список литературы
1. Дронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т . Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005.
2. Глебова, С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия . Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – 2011. -№12. –С. 88 – 94
3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями . О. И. Давыдова. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС» , 2013. – 128с.
4. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т . П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
5. Миклеева Н. В. Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия . М.: Творческий Центр, 2010г
Публикации по теме:
Формы работы с родителями в условиях ДОУ Настоящее время заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с родителями к реализации программ и созданию условий для полноценного.
Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями под единую цель:.
Взаимодействие ДОУ с родителями Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, педагогов. Семья играет главную роль в.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.
Цель педсовета:
Раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса
Задачи педсовета:
· Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи;
· Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями с участием детей;
· Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог;
· Обобщить опыт работы педагогов по данному направлению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Эффективные формы и методы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
МБДОУ детский сад «Ромашка».
Место выполнения работы: МБДОУ детский сад «Ромашка»
п.г.т. Комсомольск, Кемеровская область, ул. Ленина д.16а
август, 2013 год
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»
(Из Концепции дошкольного воспитания)
Цель педсовета:
Раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса
Задачи педсовета:
- Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи;
- Выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями с участием детей;
- Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог;
- Обобщить опыт работы педагогов по данному направлению
Форма проведения : деловая игра
Предварительная работа с родителями:
Предварительная работа с воспитателями:
- Проведено анкетирование «Сотрудничество педагогов и родителей дошкольников»
- Проведена консультация «Знание современных проблем семьи при поступлении в детский сад»
- Проведена выставка литературы: «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи»
- Проведен анализ планирования совместной деятельности воспитателей и родителей
Деловая игра
- Педагогический диктант
- Сформулируйте и запишите свои личные цели в отношении работы с родителями:
Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду;
Материально-хозяйственная помощь;
Правильная организация досуга детей и родителей;
Соблюдение всех требований воспитателя;
Нет целей;
Другое (дописать свои варианты).
2. Напишите, какими способами, методами, приемами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми?
3. Какими Вы хотите видеть отношение родителей к себе как профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?
4. Напишите, чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей?
5. Напишите, чему, на Ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов детского сада?
6. Что, по - Вашему необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно участвовала в ней?
- Теоретическая часть
Доклад заведующего
«О необходимости взаимодействия детского сада и семьи»
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности»
В тоже время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». .
Поэтому необходим активный курс на создание единого пр о странства развития ребенка, как в дошкольном образовательном у ч реждении, так и в семье.
Педагог дошкольного образовательного учреждения должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
- Достичь понимания того, что нельзя ребенка сравнивать с другими детьми.
- Узнать сильные и слабые стороны развития ребенка и учитывать их.Б
- Быть эмоциональной поддержкой ребенку.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем современная наука располагает многочисленн ы ми данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для ра з вития личности ребенка невозможно отказаться от семейного во с питания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с к а ким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармонической личн о сти необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодейс т вия детского сада и семьи.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образов а нии» и др.
Так, в Законе «Об образовании» записано, что «родители явл я ются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физич е ского, нравственного и интеллектуального развития личности ребе н ка в раннем возрасте».
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учр е ждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное у ч реждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует род и телей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учре ж дения - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, как неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет...на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «...В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Основными направлениями взаимодействия с семьей явл я ются:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
- Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по вза и модействию с семьями дошкольников.
Доклад старшего воспитателя
«Поиск эффективных форм и методов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьёй»
Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чт о бы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится.
Однако на практике не все родители в должной мере осознают значимость общения с ребенком, поэтому зачастую они гораздо больше времени отдают о б щению друг с другом, с друзьями и знакомыми, чем со своим ребенком. Такое п о ложение можно объяснить занятостью взрослых, внедрением в нашу жизнь тел е видения и компьютера, иными объективными причинами, но для ребенка вредные последствия родительской депривации от таких объяснений не уменьшаются.
Воспитатель любой возрастной группы, осуществляя решение задач, предусмотренных программой, обязан изучить каждого ребенка: каковы его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; как он относиться к более младшим детям; как играет и трудится, что умеет делать и чего не умеет; чем он интересуется; активен ли в нравственном и умственном отношении или пассивен и т.д. Однако данные наблюдения за воспитанником лишь в условиях детского сада и даже бесед с родителями никогда не будут действительно верными, точными и глубокими, если педагог не был в его семье.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Еще одной индивидуальной формой работы является посещение семей. Собираясь в семью, необходимо наметить план предварительной подготовки родителей к предстоящей беседе, обязательно нужно соблюдать педагогический такт в разговоре с ними. Нельзя начинать разговор с указания на отрицательные факторы поведения ребенка, надо непременно отметить положительные стороны в его развитии. Следует внимательно, терпеливо выслушивать сомнения, возражения, замечания, жалобы родителей. Необходимо тактично указать на ошибки. Желательно давать только обоснованные советы. Надо внушать родителям веру в своего ребенка при условии сотрудничества с ДОУ.
Целью первого посещения является выяснение общих условий семейного воспитания. Повторные посещения проводятся по мере необходимости, и они предусматривают более частные задачи (проверка выполнения рекомендаций, изучение наиболее ценных сторон семейного воспитания).
Одной из исключительно важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа. Чтобы правильно планировать беседы с родителями, можно составить памятку.
- Как дети встречают своих родителей?
- Как происходит расставание со своими родителями?
- Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот?
- Какова реакция родителей на детские шалости, капризы?
- Как родители разговаривают с детьми (речь, мимика, жесты)?
- Что из жизни ребенка в ДОУ интересует родителей в первую очередь (успехи, поведение, питание, сон и д.т.)?
Отсюда вытекают следующие темы:
- «Как влияют взаимоотношения родителей на формирование личности ребенка?»
- «Как воспитать у ребенка уважение к матери? И др.
Уход за ребенком, его воспитание вызывают у родителей ряд вопросов. На одни из них они находят ответы сами, по поводу некоторых советуются со знакомыми. Чем большим авторитетом и доверием пользуются педагоги ДОУ, тем активнее и охотнее обращаются к ним с вопросами родители. Чтобы ответить на их интересующие вопросы, организуются консультации по той или иной теме.
Консультации близки по характеру к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет, чему-то научить. Беседа предусматривает диалог. Консультации бывают плановые и внеплановые, групповые и индивидуальные. Их цель – помогать, ближе узнать жизнь семьи, оказать помощь там, где она больше всего нужна – с одной стороны, с другой – побуждает родителей серьезно присмотреться к своим детям, выявить черты их характера, задуматься над тем, какими методами их лучше всего воспитывать
А главное, матери и отцы убеждаются в том, что в ДОУ они всегда найдут поддержку и совет.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению многих, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (медсестра, педагог - психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. Тему рекомендуем формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году - в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с родителями. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по ДОУ, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, образовательной деятельности; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы». Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они, по сути, приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами ДОУ таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории. Эффективная форма общения, помогающая налаживанию доброжелательных неформальных отношений, - организация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Формы с родителями разнообразны, но хочется подчеркнуть, что любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если тщательно продумывается и готовится.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Наша главная цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.
Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи
Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родители испытывают стеснение из-за скромной обстановке квартиры.
Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым, редко запрос идет от родителей.
Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат.
Не всегда обращают внимание на наглядную пропаганду, которая оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.
Не все родители выходят на сайт ДОУ, так как не у всех родителей есть возможность подключить интернет, либо просто не испытывают желание интересоваться событиями происходящими в ДОУ и нежелание сотрудничать с детским садом.
Работа с трудными семьями и не посещающими детский сад.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Преимущества взаимодействия ДОУ с семьей
Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей . Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком. педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
Это учет индивидуальности ребенка . Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .
Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
В семейных клубах и объединениях проводятся следующие виды мероприятий:
- "Круглый стол" по любой теме;
Тематические выставки;
Соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
Консультации специалистов;
Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
Семейные спортивные встречи;
Почта доверия, телефон доверия;
Семейные проекты "Наша родословная";
Открытые занятия для просмотра родителей;
Интеллектуальные ринги детей и родителей;
Интеллектуальные ринги для детей ДОУ с их старшими братьями и сестрами;
Контрольные для родителей;
Интервью с родителями и детьми на определенные темы;
Родительская гостиная;
Конкурс семейных талантов;
Портфолио семейного успеха;
Аукцион секретов воспитания и др.
Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.
Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
- Итоги анкетирования родителей (анкета прилагается)
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.
Отношение родителей к источникам информации, откуда они почерпывают ее:
60% родителей пользуются своей интуицией;
46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии;
40% берут информацию у воспитателей;
малым доверием пользуются консультации педагога, советы других родителей, друзей.
От детского сада родители хотели бы получить:
86% максимально полную информацию от ребенка;
48% советы по общению с ребенком;
22% советы психолога.
Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в с а модеятельности детского сада, возможность большего общения с р о дителями других детей.
31% - ребенок плохо ест;
20% - не слушается родителей;
13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытыв а ют страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаю т ся только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
33% считают, что справятся сами;
17% не придают особого значения этим трудностям;
13% считают это неудобным, так как подобного рода ко н сультации не входят в обязанности педагога.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых в о просов не произойдет само по себе. Для этого необходима систем а тическая и целенаправленная работа.
Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимоде й ствия с семьей - это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чт о бы повысить их правовую культуру.
При ООН создан детский фонд - ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребенка. Этим фондом был создан рад документов.
- Подведение итогов
«Ребенок должен с радостью идти в детский сад и радостно возвращаться домой. Нужно, чтобы ребенку в детском саду было в е село, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что д о ма его ждут любящие взрослые».
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги учас т вовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изуч а ли семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.
Решение педагогического совета:
№ пп | Мероприятие | Сроки | Ответстве н ный |
Повышать профессиональную компетенцию, уровень знаний, умений и навыков педагогов в области общения по взаимодействию с р о дителями | Воспитатель |
||
ПОСТОЯННОЕ информирование родителей наглядными материалами (информационные стенды «Для родителей», доски объявлений, буклеты, журналы, фотоальбомы, видеотрансляции, сайт и газета ДОУ, родительские уголки в группах.) | Воспитатели групп |
||
Применять новые формы и методы взаимодействия с родителями: -
Совместная проектная деятельность педагогов, детей и родителей; Организовывать совместное творчество с родителями -
В газете ДОУ для родителей создать рубрику «Взаимодействие с семьями»; Использовать формы взаимодействия с семьями по различным направлениям в соответствии с ФГТ: «Здоровье и физическое развитие»; «Познавательно-речевое развитие»; «Социально-личностное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие» | Воспитатели групп |
||
Контроль за исполнением данного решения возложить на старшего воспитателя |
Список используемой литературы
для подготовки к педсовету
- Горб Р.А., Исаченкова И.М. Воспитание детей в условиях семьи и детского сада: сб. ст. и докладов. - СПб.: Детство-Пресс. -2003.
- Коломинский Я.Л. Детская психология. - Мн.: Универс и тетское, 1998.
- Доронова Т.Н. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития. - М., 2001.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.
дипломная работа , добавлен 24.09.2015
Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.
дипломная работа , добавлен 15.08.2014
Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 "Рябинка" г. Коркино.
курсовая работа , добавлен 20.09.2016
Анализ проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Деловое сотрудничество педагогов и родителей как условие их успешного взаимодействия. Основные условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников.
курсовая работа , добавлен 22.01.2016
Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.
курсовая работа , добавлен 21.04.2014
Организация совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка. Нетрадиционные формы общения. Ролевые и деловые игры.
реферат , добавлен 18.03.2015
Подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания. Проблемы и основные условия взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической практики. Результаты реализации педагогического сотрудничества с родителями дифференцированных групп.
дипломная работа , добавлен 13.05.2012
Анализ современного состояния проблемы взаимодействия дошкольной организации и семьи. Определение общих особенностей взаимодействия семьи дошкольника и дошкольного учреждения. Описание традиционных и нетрадиционных форм работы воспитателя с родителями.
курсовая работа , добавлен 13.04.2014