Что делать, если не хочу учиться. Развитие самодисциплины: как научиться делать то, что нужно

Раз уж тут разгорелись такие страсти, брошу и я свои пять копеек. По просьбе кого-то язвительного снизу представлюсь: инженер по ремонту электронных устройств, младший программист, 23 года, настоящее место работы: младший программист в крупной международной компании с небезызвестным лозунгом High Performance.Delivered в качестве вторичной занятости и мастер по ремонту техники в небольшой прибалтийской сети обслуживания и поддержки оборудования в качестве основного места работы. За сим к делу. Я из Прибалтики, в школе учёба шла на отлично, плюс ряд курсов технических и творческих направлений - всё успевалось, всё совмещалось, так как тяга к знаниям была огромнейшая. "Научить учиться" меня успели ещё в школе, спасибо тем учителям, кто вкладывал себя в эту нелегкую работу. Отношение к высшему образованию - крайне радикальное - оно нужно всем и каждому, хотя бы для общего развития, к тому же, имеет перед школой то преимущество, что учащийся получает знания по теме, действительно его интересующей. Наивно, но кто же не был максималистом в свои 18? Решение было неожиданным даже для меня - собрав в охапку табель с отличием, самые важные из многочисленных дипломов за последние два года и аттестаты с курсов, понесла меня нелегкая подавать документы в консульство России, с целью попасть на бюджет в один из лучших вузов северной столицы. Запад с его культурой и идеологией отталкивают меня теперь даже более, нежели некогда, на родине оставаться - перспектива не для тех, кто действительно хочет научиться творить и приносить пользу людям, а не просто выучить то, что давно известно (так мне тогда казалось). К сожалению, вышеупомянутый ВУЗ бюджетных мест для иностранцев не предоставлял, а денег на обучение банально не было. Где наша не пропадала! И "наша" отправилась в другой технический вуз Петербурга постигать премудрости великой науки программирования. Надо заметить, что в Прибалтике школа подразумевает 12 классов, то есть в университет индивид поступает (а не попадает) в сознательные 19-20 лет. Встреча с несовершеннолетними одногруппниками с минимальной тягой к знаниям и подростковым отношением к учебе повергла меня в шок. Впервые пришло осознание, что высшее образование действительно не для всех. На их фоне мои знания и отношение радовали преподавателей, но разве за этим идут в университет? На протяжении всего первого курса не покидали мысли всеми правдами и неправдами перевестись в более "сильный" вуз, но место было предоставлено по конкурсу и либо так, либо никак. Что же, лучше первое - но разве это нормально, когда побеседовав на первом занятии с группой, преподаватель разрешает не посещать более предмет и обещает поставить 5 автоматом? Спасибо, конечно, но зачем? Да, чей-то уровень ниже, но не стоит равняться на слабые показатели. Перевесили матан, физика и архитектура ЭВМ, преподававшиеся бодренькими дедками за 70 - низкий поклон им и респект, эти дисциплины преподавались лучше, чем хорошо! Позже были ещё по 2-3 полезные дисциплины на семестр. Надо ли упоминать, что на занятиях информатики мы учились работать в Офисах, свободных и проприетарных, а на программировании не прошли и половины того, что мне смог дать скромный учитель на курсах после школы? Тут активируются эти: "знания надо добывать самостоятельно, никто их в университете на блюдечке не принесет" - многоуважаемые, никто не просит на блюдечке, просто кто-то может увлеченно рассказывать про регистры и архитектуру вычислительных машин, игнорируя полное безразличие большей половины и без того немногочисленной группы, чтобы тот, кому это нужно, мог всё-таки научиться, а кто-то готов тратить силы в лучшем случае на дисциплинарные процедуры и на 4-м курсе давать лабы по Экселю. Самое большое разочарование - это лаба/реферат/курсовая, за которую ставят оценку не глядя. А я пишу самостоятельно, анализируя прочитанное, а не копируя, выкладываюсь, затягивая сроки, но не могу заставить себя тупо содрать текст и сдать для галочки. Говорите, надо прогнуться под систему, ведь в результате я вынесу какие-то знания для себя лично? Знания уже мои после прочтения соответствующей литературы и я это подтвержу на экзамене, а если хотите от меня марания бумажек, то будьте добры их хотя бы проверить, не убивайте желание учиться по вашим же правилам (точнее, правилам существующей системы образования). Прочитать всё-таки проще, чем написать, особенно, если написана не дурость. Решение было найдено простое - регулярно посещать стоящие занятия и иногда - остальные. Стоящими, к сожалению, поразительно часто оказывались непрофильные предметы - философия, или, внезапно, отечественная история (напомню, я не из России). Оставшееся же время было отдано работе в маленькой конторке по ремонту смартфонов и игровых приставок на должности стажёра-ремонтника. Там, по истечении некоторого времени, добывались вожделенные знания схемотехники из уст (и рук) бывшего советского инженера - брутального, обиженного жизнью, но очень умного дядьки. Потом пошли ноутбуки и прочая современная техника, навык работы рос быстро, знания - медленнее, ведь при самообучении в сети, как правило, находятся способы решения проблемы без теоретического обоснования - за редким исключением. Матёрому инженеру за обучающие курсы никто не платил, основной работой он был завален по самое не могу, так что знания приходилось добывать из того же интернета. Время шло, мой университет попал под оптимизацию и был присоединен к нескончаемо пропиаренному нефтяному вузу, где посредственному (либо очень хорошо, либо очень плохо) качеству преподавания ассистировал лютейший бюрократический аппарат под девизом: "Правила и отчётность - всё, логика и порядок - ничто!" Кто плавал, тот поймёт. На четвертом курсе желание посещать университет пропало совсем и взвесив все против и за, 31 декабря я написала заявление об отчислении. Сразу - "но почему - ты? Ведь ты же хорошо учишься, уж кого-кого, но не тебя! За прогулы, да?" Приходилось терпеливо объяснять, что нет, не отчислили, я заканчиваю своё образование добровольно. Преподаватели без моего ведома договаривались о "пересдаче" - дело близилось к сессии. Спасибо за участие к моей судьбе! Рассказав интересующимся профессорам (просто группа маленькая и меня действительно знали все на кафедре) о моем разочаровании в системе образования, я встретила понимание лишь у тех, кто преподавал с полной отдачей - что ещё раз подтверждает догадку, что причина этого самого разочарования в моем максимализме и завышенных ожиданиях. Не так ли? На сегодняшний день у меня две работы по любимейшим специальностям, не могу пока разорваться между железом и софтом, на обоих выкладываюсь по полной - жаль, выбирать всё равно придётся, ибо семья, на всё не хватает времени. Не жалею о 3,5 годах учёбы, потому что они дали мне знания по тематикам, которые я самостоятельно не догадалась бы изучать, не жалею, что ушла, потому что теперь я могу использовать свое время более продуктивно. Жаль только, что пришлось уехать назад. По поводу зарождающегося холивара про эффективность курсов - они разные бывают, но, как и автор статьи, на данном этапе своего развития я отдаю предпочтение интенсивным курсам от профессионалов. Классическое образование, увы, проиграло - опять-таки, на данном этапе и лично для меня. Вместо морали. Да, здесь много строк. Да, этот пост смотрелся бы гармоничнее на каком-нибудь другом ресурсе - вроде блога, например, но блоги я не пишу, а автор задел за живое точным попаданием в злободневность проблемы. На удивленные лица теперь отвечаю - да, я бросила университет, нет, не жалею. В подробности не вдаюсь и не спорю, бесполезно. Про принадлежность к поколению ЯЯЯ не спорю по той же причине. Адресуется сей пост сочувствующим, тем, кто поймёт, а спорящие - спорьте! Всем добра, мира, жвачки!

Обычно развитие самодисциплины сравнивают с физическими упражнениями – дескать, управляя собой, ставя перед своей волей новые и новые задачи, вы накачиваете «мышцу самодисциплины».

Такое сравнение излишне упрощено (да и вообще едва ли не все сравнения и метафоры в отношении психологии работают плохо, зачастую уводя не туда, куда надо). И – главное – оно может привести к неправильному пониманию самодисциплины.

Смотрите: мышцы мы качаем, чтобы мышцы были сильными. А вот самодисциплину мы развиваем, чтобы эффективнее работать и . Сильные мышцы – ценность сама по себе (красота + здоровье + отпугивание хулиганов), накачанная самодисциплина без дела, куда ее можно применить, никому не нужна.

Второе. Идем от противного
Отпустите дела с самодисциплиной на самотек. Даже не так: забудьте про то, что вам надо развить самодисциплину. Занимайтесь тем, что хочется прямо сейчас. Хочется играть? Играйте! Хочется вообще ничего не делать и пялиться в телевизор? На здоровье! Лечь спать в 5 ночи? Сколько угодно! Если вы серьезно отнеслись к предыдущему шагу, то долго заниматься ерундой просто не сможете(иначе бы вы это не читали…). Человек постоянно стремится к смыслу жизни – однако это проявляется в те моменты, когда он ничего никому (и самому себе) не должен. Через неделю или около того жизни вообще без дисциплины начинает вызревать настоящее понимание бессмысленности и пустоты такой жизни.

(Рекомендую, однако, соблюдать «технику безопасности». Например, попросите друга поговорить с вами о жизни через 10 дней. Или установите себе напоминание другим способом – придумайте сами, что вам больше подходит. И, ясное дело, к тем, кто хочет обрести самодисциплину для того, чтобы избавиться от вредных привычек, этот шаг мало поможет)

Третье. Устранение мешающих факторов
Не стоит ставить перед собой непосильных задач и лучше использовать любую возможность, чтобы облегчить достижение самодисциплины. Как я уже говорил, она нужна нам не сама по себе, ради абстрактного саморазвития, а для того, чтобы добиваться лучших результатов в работе, бизнесе, обучении.
Работаете на компьютере? Создайте специального пользователя (в Windows пуск — панель управления – учетные записи пользователей) , оставив девственно-чистый рабочий стол, убрав ярлыки игрушек, если можно, отключите интернет, придумайте сложные (незапоминаемые) пароли на почту/аську и запишите их на листочек, который можете спрятать подальше или отдать под стражу коллегам или родным. Уберите от рабочего места этих коллег и близких, чтобы не отвлекали мельтешением и разговорами.
Оставьте себя один на один с работой. Не оставляйте себе иного выбора, кроме как работать.

(Разумеется, такая тактика тоже применима далеко не ко всему)

Четвертое. Вырабатывайте привычки
Это очень важная, едва ли не универсальная методика. Очень многое в нашей жизни привычно, автоматизировано, а потому выполняется без труда . Скажите, вы чистите зубы утром и вечером? Это требует от вас волевых усилий? Сомневаюсь. Причина в том, что у вас давным-давно выработалась эта привычка.
Точно также можно вырабатывать и другие привычки – в соответствии с тем, чего вы хотите добиться. Если самодисциплина вам нужна в плане здорового образа жизни – то приучайтесь делать зарядку или правильно жевать. Если хотите развить ее ради эффективной работы – вырабатывайте привычку не отвлекаться, когда работаете.
Важное правило: нет никакого смысла вырабатывать сразу несколько привычек. Концентрируйтесь на одной. Заставляйте себя действовать так, как надо. Решили, что хорошо бы ложиться не позже одиннадцати – значит, в течение недели-двух силой укладываете себя в кровать. Обычно 10-15 дней достаточно для того, чтобы развить привычку. Постепенно вам придется прикладывать все меньше усилий для того, чтобы делать то, что необходимо. А в один прекрасный день привычка настолько хорошо впишется в вашу жизнь, что вы будете недоумевать, как же можно иначе.

Пятое. Постройте прочный скелет дня
Этот «шаг» связан с предыдущим. Суть вот в чем: вы вырабатываете не просто полезные и нужные привычки, а правильные привычки, завязанные на определенное время. Например, вставать и ложиться в определенное время, делать зарядку и так далее. Прикрепленная к определенному времени привычка организует и дисциплинирует сама по себе, отталкиваясь от нее делать то, что необходимо гораздо проще. Пусть в течение дня будет несколько опорных точек для самодисциплины. Помимо всего прочего, эти опорные точки помогут выполнить программу-минимум по достижении ваших целей.

Шестое. Позаботьтесь о настрое на дисциплину и достижение целей
Тоже связано с предыдущим. Самодисциплина, в частности, проявляется в том, что человек может делать свое дело, не обращая внимания на эмоции. Однако мы же говорим о «хитрых методах», верно? Поэтому надо попытаться сделать эмоции своим союзником, а не врагом. Для этого постарайтесь в рабочее время контролировать свой настрой. Добиться нужного, рабочего настроя проще, если использовать описанный выше скелет дня. Мне, например, отлично помогает пробежка рано поутру: мигом просыпаешься, мысли бегут быстрее, появляется чисто физическая радость и предвкушение нового дня. Ну а дальше важно «подхватить» этот настрой, не растерять его до вечера, когда он должен смениться приятной усталостью и удовлетворением от достойно прожитого дня. Достойно прожитого – в частности, значит, что с самодисциплиной не было проблем.

(Самодисциплина сама по себе может быть источником положительных эмоций – потихоньку появляется вкус к упорядоченной жизни, да и просто приятно знать, что сам управляешь своим временем, насколько это вообще возможно для человека)

Седьмое. Ставьте цели и достигайте их с помощью самодисциплины
Это довольно очевидно. Самодисциплина хоть и не мускулатура, но все же нуждается в последовательном накачивании. Поставьте нужную, значимую для вас цель (да хоть правильно сидеть за компьютером!) и воспринимайте ее как тренировку для самодисциплины – тогда достижение цели будет значительно легче (вы добиваетесь ее как бы мимоходом). Потом – новая цель. Повторять до потери пульса столько, сколько потребуется. Не нужно сразу ставить глобальные цели. Начните с малости – пусть даже самой малости. Если считаете, что это слишком легко – тем лучше, быстрей добьетесь. Лучше недогруз, чем перегруз.

  • Самодисциплина – не цель, а средство. Не увлекайтесь ей чрезмерно. Порой желание все упорядочить доходит до абсурда, и наоборот мешает работать.
  • Самодисциплина – только одна из сторон саморазвития вашей личности. Важная, но не единственная. И она не должна идти вразрез с вашими глобальными целями, идеалами и смыслом жизни, напротив, она обязана со всем этим гармонировать. Этот принцип нарушается гораздо чаще, чем можно было бы подумать. Самодисциплина сейчас в моде. Поэтому, стараясь упорядочить свою жизнь, люди (неосознанно) зачастую следуют именно моде. Например, можно увидеть в блогах о саморазвитии посты о том, как круто и важно вставать в 5 утра. И люди начинают выдирать себя из постели с петухами, наплевав на природные особенности своего организма, не задумываясь, подходит ли это проявление самодисциплины лично им. (Авторы подобных рекомендаций, само собой, мало в этом виноваты – в ИХ случае это может прекрасно работать. Все разные – и дисциплина у всех тоже разная).
  • Надо регулярно «отпускать себя на волю», слишком усердствовать с самодисциплиной не нужно. Подходите к ней, как и вообще к саморазвитию, спокойно, без фанатизма.

В основном все, однако – повторяю – эта статья не исчерпывающая. Ведь самодисциплина – это не только умение не отвлекаться на никчемные дела и не растрачивать время попусту. Самодисциплина это еще и:

— умение добиваться своего, несмотря на отвлекающие факторы
— умение контролировать свои мысли, не допуская вредных и разрушительных
— умение полностью сконцентрироваться на проблеме
— умение работать на свои цели, не видя немедленных результатов

Перечислять можно долго. Но я лучше как-нибудь напишу о каждом пункте.

Желаю успешно развить самодисциплину и вообще все, что понадобится!

Твитнуть

Плюсануть

Отправить

Привет, читатель! Я думаю, что со мной согласится каждый студент, если я с уверенностью заявлю, что мысли типа: «Не хочу учиться в вузе: что делать?» посещают довольно часто, особенно в период сессии. Конечно, кто-то может сказать, что это в корне неверный подход к учебе и полная безответственность, однако на хандру имеет право каждый учащийся, причем необязательно высшего учебного заведения.

Любой студент имеет право на «слабину», однако не стоит долго зацикливаться на таких упаднических мыслях, иначе они станут навязчивой идеей.

Если ты, читатель, обратил внимание на данную публикацию, то это значит, что еще не все потеряно, а желание вернуть цель стать дипломированным специалистом все же присутствует, хоть и отдаленно.

Так почему бы не поискать выход из сложившейся ситуации сообща, ведь, как известно: «Одна голова хорошо, а две – значительно лучше».

Причины апатии к учебе

Прежде чем предпринимать какие-либо радикальные действия в своей дальнейшей студенческой жизни, важно понять, в чем причина такой депрессии. Не исключено, что, отыскав «корень зла» , настроение заметно улучшиться, а желание продолжить учебу вновь вернется и уже долго не покинет.

По своему опыту скажу, что у меня такая хандра появлялась на каждом курсе, причем каждый раз причина была самая неожиданная. Систематизировав свои воспоминания и изучив рассказы знакомых студентов, я могу смело рассказать о причинах нежелания продолжить учебу. Как правило, они тривиальные и не требуют глубоких философских познаний.

1. Разбитое сердце.

В большинстве своем студенческая любовь – это неотъемлемая составляющая учебного процесса, не зря же говорят, что вуз расшифровывается, как «выйти удачно замуж» (причем мужчин эта истина тоже касается). Так вот поэтому молодые люди знакомятся, общаются, заводят трогательные романтические отношения и не представляют дальнейшей жизни друг без друга, строят совместные планы на будущее. Когда эти планы разбиваются о быт, разлука со своей второй половинкой заканчивается не только желанием бросить университет, но и нежеланием жить.

2. Чувство высшей несправедливости.

Многие современные студенты не воспринимают лидерство преподавателя, стараясь на всех лекциях и практических занятиях доказывать свою правоту. Однако иногда «преподы», являясь крепкими орешками, умеют поставить выскочку и наглеца на свое место, причем делают это публично. Такой удар по самолюбию провоцирует депрессию и хандру , а желание учиться далее и вовсе отпадает.

3. Финансовая стабильность.

Сегодня многие студенты умело сочетают работу и учебу, причем, когда последнее приносит стабильность и материальную независимость, смысл драгоценной «корочки» и вовсе теряется. Возникает другой вопрос: «А зачем мне эта учеба, когда я уже знаю свою будущую специальность и имею конкретное рабочее место»?

4. Сессия.

Перед сдачей экзаменов повышенная умственная нагрузка забирает все силы, а у студента, глядя на горы справочной литературы, возникает лишь желание выспаться и больше никогда не ходить в университет. Как правило, это временное явление, а после сдачи экзамена кажется, что готов горы свернуть. Такая депрессия возникает чаще именно накануне и в период зимней сессии , поскольку в эту «студеную пору» года «гормон счастья» преобладает в дефиците.

5. Посредственная учеба.

Если студент не получает удовольствия от учебного процесса, а в университет ходит только ради «корочки» и спокойствия своих родителей, то желание бросить учебу посещает его практически каждое утро, когда будильник заставляет подниматься с кровати и прерывает сладкий сон.

Так что теперь вполне очевидно, что движет студентом, когда он неожиданно для себя теряет смысл будущей учебы. Если это временно, то нет повода для беспокойства; но, когда такие «суицидные мысли» посещают практически каждый день, то строит встревожиться и пересмотреть свою привычную студенческую жизнь.

Сила мотивации

Каждый студент может самостоятельно выйти из этого чувства апатии, либо своевременно воспользоваться помощью родных и близких людей. Мне, например, помогала теплая беседа в кругу друзей, однако кому-то больше походит полноценный сон и смена обстановки. Чтобы студент не делал и не предпринимал, он не должен бросать учебу.

Вот здесь и нужно вспомнить о мотивации, которая еще несколько лет назад привела его в эти университетские стены. Важно освежить в памяти те ценности, которые были вложены в голову при поступлении, а также те цели, которые были поставлены еще на первом курсе.

Неужели примитивная хандра способна нарушить привычный распорядок жизни и перечеркнуть все дальнейшую карьеру, перспективы?

Как вернуть любовь к учебе?

Я часто задавалась этим вопросом, но поняла, что давать кому-то советы глупо, ведь каждый студент сам выбирает для себя способ выхода их депрессии. Человек – это, прежде всего, индивидуальность, поэтому, что действует на одних, не помогает другим.

Но я все-таки решила натолкнуть потерянных в себе студентов на некий путь истины, и подарить им уникальную возможность все-таки получить диплом о высшем образовании. Так что не стоит, читатель, игнорировать эти советы.

1. Если студент чувствует, что его голова кипит от новых знаний, полученных в неограниченном количестве, самое время сказать себе «стоп» , пока на учебу аллергия не появилась. Рекомендуется сделать перерыв, отдохнуть, после чего с новыми силами и свежей головой окунуться в мир науки и справочной литературы. Такие небольшие перерывы позволяют на время забыть об учебе, а значит – не вызовут к ней в один прекрасный день апатию и даже чувство глубокого отвращения.

2. Когда появляется ощущение «приторности» от учебы, самое время сменить обстановку , а выходные провести не за конспектами, а в кругу друзей или на природе, например. Такие перемены в привычном распорядке позволяют отвлечься от стен университета и унылых предметов, зато воспоминания о приятно проведенном времени потом будут еще долго вдохновлять на самые неожиданные поступки. В их числе, желание получить красный диплом или сдать сессию только на отличные оценки.

3. Поставить себе новую цель . Это необходимо для того, чтобы учеба не вызывала скуки, а, наоборот, являлась «стимулятором» азарта и желания узнать что-то новое. Так почему бы не предложить преподавателю организовать очередной научный проект, чтобы и себя показать, и от скуки не умереть?

Такое спасение от хандры помогает обрести новый стимул отличникам, а вот посредственных студентов может, наоборот, завести в чувство глубокой депрессии и заметно ухудшить успеваемость. Так что использовать данный метод рекомендуется только в том случае, если ты уверен в своих умственных способностях.

4. Многим студентам вернуть желание учиться помогает, как это ни странно, любовь . Действительно, это светлое чувство окрыляет и вдохновляет на подвиги, поэтому сразу же захочется жить, творить и получать новые знания по своей специальности. Так почему бы не совместить приятное с полезным, тем более что учиться осталось совсем недолго – максимум пять лет.

5. Можно всегда изменить свой выбор . Если учащийся неожиданно понял, что неправильно выбрал специальность, то не стоит мучить себя бессмысленными лекциями и знаниями, которые в жизни будут приносить только хандру и полное разочарование.

Необходимо разобраться в себе , а после сделать судьбоносный шаг в пользу будущей самореализации и сменить ошибочно выбранную специальность. Не стоит думать, что это невозможно, ведь в вузах могут твориться настоящие чудеса, нужно просто зайти в деканат и найти главного волшебника.

Так что теперь очевидно, что все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Главное – найти для себя тот выход, который позволит вспомнить, для чего был начат этот долгий путь длиною в пять (максимум шесть) лет.

Если в один прекрасный день пропало желание учиться в вузе, то не стоит «рубить с плеча», а для начала желательно разобраться в себе. Для этого уйти на больничный, выспаться и сменить обстановку, проветрив свои мысли. Решения принимать только осознанные и на светлую голову, поскольку минутная слабость может стать в судьбе роковой ошибкой.

Кроме того, не помешает посоветоваться со старшими товарищами, которые не раз во время учебного процесса переживали такую депрессивную ситуацию. Возможно, не все так плохо, а опыт «бывалых» обязательно поможет вернуться в колею.

Свою проблему также можно обсудить с куратором, поскольку именно этому человеку небезразлична ваша судьба.

Как правило, грамотные преподаватели не только отменно читают свой предмет, но и являются тонкими психологами. Вот как раз этим и стоит воспользоваться, главное – выбрать удобное время для беседы.

И последнее: о своей хандре не помешает проведать заботливым родителям, возможно, именно они дадут дельный совет и помогут найти выход из сложившейся неприятной ситуации. Если же мысль: «Не хочу учиться: что делать?» не покидает, не исключено, что в своей жизни пора что-то менять.

Однако прежде чем предпринимать радикальные меры, стоит обратить внимание на все выше предложенные рекомендации и для своего спокойствия испытать их на практике.

А вдруг поможет?

Но с другой стороны: не пора ли задуматься над смыслом жизни, может это все знаки судьбы? А может и в вашей жизни грядут радикальные перемены? И, тем не мене, мой совет: «Не стоит становиться фаталистом, а учебу не бросать ни в коем случае».

Вывод : В рамках данной статьи вы узнали о том, что делать, если не хочется учиться в вузе . Желаем вам кончать хандрить, брать себя в руки и вперёд, за новыми успехами и победами!

P.S. А как вы справляетесь с тем, что иногда вам не хочется учиться? Поделитесь секретами .

P.P.S. С днём студента, дорогой читатель, ведь сегодня 25 января! (статья вышла в свет 25 января 2014 года)

Мысли о нежелании учиться часто посещают школьников и студентов, особенно во время экзаменов.

Безусловно, кто-то станет утверждать, что это безалаберность и неправильный подход к образованию, однако апатия присуща каждому человеку, а учеба – дело нелегкое, поэтому время от времени любой учащийся дает «слабину» и не может себя заставить сесть за конспект. Что же делать, если вовсе? Перебороть нежелание или просто бросить свое обучение?

Какие бывают причины апатии к учебе?

Прежде чем ответить на эти вопросы, стоит разобраться, почему вы не хотите учиться. Существует множество причин проблемы, причем нередко бывает так, что, разобравшись в мотивах, человеку удается поднять себе настроение, а желание к обучению возвращается и уже долго не покидает. Одна из основных проблем студентов – это .

Молодость – прекрасная пора, когда хочется гулять, любить, развлекаться, а вместо этого студентам приходится корпеть над учебниками и заучивать формулы и теоремы. Мало того, глядя на кипу книг, появляется желание хорошенько выспаться и впредь никогда не посещать институт.

Другая причина нежелания учиться – посредственная учеба. Когда человек не получает удовольствия от самого процесса обучения, а институт продолжает посещать только из-за «корочки» или по желанию родных, то мысли бросить образование будут появляться каждое утро.



Иногда учиться не хотят работающие студенты. Если вы совмещаете учебу и работу, которая приносит стабильный доход, то вполне естественно, что вас посещает мысль: «Для чего мне эта учеба, если я и без нее имею профессию и хорошо зарабатываю?»

Иногда занятиям в ВУЗе мешает влюбленность. Студенты знакомятся, встречаются, заводят романы – какая уж тут учеба? А если вторая половинка перестает отвечать взаимностью, то возникает не только нежелание учиться, но и отсутствие тяги к жизни.

Некоторые учащиеся с трудом воспринимают лидерство преподавателей, стараясь всячески доказать им свою правоту на семинарах. Если преподаватель ставит выскочку на место, да еще делает это при всех студентах, подобный удар по самолюбию зачастую приводит к депрессиям и желанию оставить институт.

Словом, причин множество, и только разобравшись в личных мотивах, вы можете попробовать разрешить проблему.

Как настроить себя на продолжение учебы?

Самостоятельно избавиться от чувства апатии под силу каждому учащемуся. Если вы не хотите бросать учебу, но нежелание зубрить учебники растет с каждым днем, стоит вспомнить о той мотивации, которая привела вас в стены учебного заведения.



Освежите в своей памяти те мысли, которые появлялись у вас при поступлении в институт, вспомните, как вы горели желанием заполучить заветный диплом и новую профессию. Неужели сиюминутная хандра сможет разрушить ваши далеко идущие планы и поставить точку на будущих перспективах?

Часто избавиться от нехороших мыслей помогает элементарный сон. Попробуйте полноценно выспаться – возможно, сняв усталость, вы с новыми силами приступите к обучению.

Как вернуть любовь к обучению?

Вернуть тягу к учению можно элементарной сменой обстановки. Если вы чувствуете, что голова буквально «бурлит» от получаемых знаний, желательно сделать перерыв и хотя бы день-другой провести в кругу друзей или выехать на природу. Получив небольшой отдых, вы сможете с новыми силами окунуться в учебу и продолжить образование.

Перемены в дневном расписании позволяют студентам отвлечься от надоевших предметов, а полученные впечатления от отдыха становятся вдохновением на самые неожиданные действия, в том числе на усиленную «зубрежку».

Попробуйте поставить перед собой новые цели. Если ранее вами двигало только желание получить диплом, то, возможно, мысли о будущем продвижении по карьерной лестнице и финансовом благополучии побудят вновь взяться за учебники.



В таком случае учеба не только не будет вызывать скуку, но, напротив, станет стимулом к новой и интересной жизни. Если же и в этом случае учиться не хочется, вероятно, придется что-то менять в своей жизни, например перевестись в другой ВУЗ.

Но прежде чем приступать к радикальным действиям, желательно все-таки воспользоваться предложенными советами и применить их на практике.

«Здравствуйте! В старших классах школы я все время думала, куда пойти учиться дальше. При должной подготовке я могла бы поступить практически на любую специальность. Но, съездив в гости к брату, который в то время учился на третьем курсе технического института в Москве, я твердо решила, что поступлю туда же. Потому что мне понравился институт, место, где он расположен, ну и то, что там учится мой брат, который в то время был для меня большим авторитетом.

И я поступила. Правда, со второго раза. На первом курсе было еще более-менее интересно учиться, потому что предметы были в основном общие, почти как в школе, только более углубленные в технику. Но уже на втором курсе я поняла, что я не хочу учиться. Все это абсолютно не мое. Мне было до такой степени неинтересно, что я не могла заставить себя пойти на пары. Я вставала, собиралась, но, представив, что опять целый день придется заниматься ненавистными предметами, раздевалась и оставалась в общежитии.

Сейчас я на третьем курсе. Две прошедшие сессии я сдала с большим трудом, исключительно благодаря доброте преподавателей. Теперь остается всего полтора месяца до очередной сессии, а у меня все то же самое: огромное количество прогулов, несданных контрольных и лабораторных работ. И опять будет стоять вопрос о моем отчислении.

Почему я не переведусь на другую специальность или не поступлю в другой вуз? Все дело в родителях: мне их жалко. Я видела, как они переживали все то время, что я была в 11 классе, а потом как расстраивались, когда я не поступила. И целый год после школы, когда я училась на подготовительном отделении. И вот теперь, когда у всех дети на каникулы приезжают с пятерками, а я с хвостами. Если я сейчас брошу учебу, то даже боюсь представить, насколько плохо я им сделаю...

Кроме того, я ведь не работаю, живу на деньги, которые они присылают мне. Я не смогу перепоступить и со спокойной совестью еще 5 лет тратить их деньги. Они живут в провинции, в глущи, и получают по столичным меркам очень мало. Но при этом считают, что их священный долг - дать мне высшее образование.

Но хуже всего то, что я не знаю, какая профессия была бы мне действительно интересна. Даже если я поступлю на другую специальность, где гарантия, что через год меня не будет от нее воротить так же, как сейчас?

Помогите, что мне делать? Постараться сдать эту сессию и продержаться еще 2,5 года? Тогда как побороть отвращение? А если все-таки найти то, что будет интересно, то опять же как?

Наверное, вам моя проблема покажется глупой и преувеличенной, но это постоянно отравляет мою жизнь. Оксана Шабета».

Что делать, если не хочу учиться

Вы оказались в непростой ситуации. Дело не в том, что вы не хотите учиться. Просто вы поняли, что выбранная вами специальность абсолютно не интересна вам. Вы испытываете скуку и отвращение к предметам, которые вам приходится изучать. Вы делаете усилия над собой, чтобы продолжать учиться, но внутренней мотивации у вас нет. Вы не хотите учиться, но не можете бросить учебу из-за чувства вины перед родителями, вы не хотите их огорчить. Вы знаете, что для ваших родителей очень важно дать вам высшее образование, они считают, что это их священный долг.

И хотя для них это не легко, ваши родители присылают вам деньги, чтобы вы могли продолжать учиться.

Слово «долг» стало ключевым в отношениях между вами и вашими родителями. Они исполняют свой родительский долг перед вами, а вы, в свою очередь, чувствуете себя обязанной выполнить долг благодарной дочери, оправдать ожидания и усилия родителей. Я предполагаю, что за стремлением ваших родителей дать вам высшее образование стоит желание видеть вас счастливой и самостоятельной. Родители предложили вам тот путь к счастью и успеху, который видят они. Но есть и другие пути. И поскольку речь идет о вашей жизни и вашем счастье, только вы сами можете понять, что для вас будет лучше. И сделать свой выбор.
Елена Порываева, психолог



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: