Тема: Речевой этикет урока. «Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем

Теоретические вопросы:

    Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо). Типы речи.

    Виды публичной речи. Основные требования к публичному выступлению.

    Техника речи оратора. Артикуляция и дикция. Тембр голоса. Темп речи.

    Виды красноречия, связанные с профессиональной и общественной деятельностью человека (социально-политическое, академическое, судебное, духовное (церковно-богословское), социально-бытовое и т.д.).

    Речь и этика. Этические нормы речевого общения. Приветствие, обращение. Этикетные формулы. Эвфемизация речи. Перебивание. ВЫ-общение и ТЫ-общение.

    Этика и сфера общения. Соблюдение нравственных норм в разных ситуациях общения (в ситуации приказа, просьбы, отказа и т.д.). Причины коммуникативных неудач.

    Этика и виды речевой деятельности. Искусство ведения диалога и полилога. Проблемы этикета и этики в ситуации спора.

Практические задания:

    Подготовьте произношение 3-х скороговорок. (Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать – зарапортовался.). Начинайте с медленного произношения и четкого проговаривания каждого звука.

    Подготовьте и запишите , используя риторические фигуры, похвальную речь положительным качествам человека (на выбор): Дружбе, Доброте, Справедливости и т.д.

    Подготовьте и запишите порицательную речь отрицательным явлениям (на выбор): Клевете, Лживости, Тщеславию и т.д.

    Привести примеры этикетных речевых формул нейтрального и официального стиля извинения, просьбы, несогласия, благодарности, сочувствия. Напр.: просьба : пожалуйста (нейтр.), будьте любезны (офиц.).

    Подберите аргументы для защиты или опровержения данных ниже тезисов в одной из следующих ситуаций: а) при разговоре с деканом, б) в беседе с друзьями-студентами, в) в дискуссии на ток-шоу. Укажите, к какому виду относятся подобранные вами аргументы (напр.: точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения; ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни; цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов; показания свидетелей и очевидцев событий; статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами и др.):

    Выпускник вуза должен быть скорее энциклопедически образованной личностью, чем узким специалистом.

    Изучение русского языка и культуры речи в вузе необходимо студентам всех специальностей.

    Занятия в университете должны начинаться не ранее 10 часов утра.

    Каждый российский студент должен пройти стажировку в зарубежном вузе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Всё, что связано с понятием «культура», сегодня чрезвычайно актуально. Нельзя говорить о духовном возрождении общества вне активной работы по формированию навыков культуры поведения и культуры общения вне целенаправленной работы по воспитанию речевой культуры в школе во всех звеньях, на всех ступенях обучения.

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице и совсем с незнакомыми людьми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться. Соблюдение элементарных правил этикета помогает людям чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного общения. Этикет - это особый язык общения, дающий возможность, поддерживая суверенитет каждой личности, достигать взаимопонимания и взаимоуважения, а в конечном итоге формировать ту ауру человеческой культуры, в которой только и может нормально существовать и развиваться как личность.

Этикет возник в древние времена. Наиболее широко известное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения - этикета, относятся к периоду античности. Именно в это время наблюдаются попытки специального научения людей красивому поведению. Возникает вопрос: этикет и речевой этикет - это одно и то же или нет, как они связаны между собой? Чтобы ответить на этот вопрос нужно чётко различать эти понятия этикет и речевой этикет, чем мы и займемся в теоретической части нашего исследования.

Искусство быть приятным собеседником помогает человеку в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные правила данного искусства: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильностью своей речи; соблюдать речевые манеры. (1,с25-26)

Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику развивать общение с детьми и взрослыми. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, временные и другие возможности, может выделить на изучение речевого этикета всего несколько часов.

Проблема эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально-активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считается развитие речевой деятельности учащихся.

Объект исследования: формирование навыков культуры общения.

Предмет исследования: методические приемы обучения речевому этикету в начальной школе.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные приемы обучения речевому этикету.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективности обучения речевому этикету в начальной школе будут способствовать такие методические приемы, как

Инсценировка;

Учебная дискуссия;

Задачи исследования :

1. Раскрыть понятия «этикет» и «речевой этикет»;

2. Рассмотреть речевые формулы, жанры речевого этикета;

3. Выделить приемы обучения речевому этикету;

4. Представить типологию уроков обучения речевому этикету.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что был собран и систематизирован материал по формированию речевого этикета в начальной школе. Типология уроков обучения речевому этикету может представлять интерес для учителей начальных классов.

Структура работы: данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы методики обучения младших школьников речевому этикету

1.1 Понятие об этикете и речевом этикете

Речь - один из видов общения, который необходим людям в их современной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и ответ ученика у доски. В ситуациях речь выступает в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней.

Внутренняя речь - это речь мысленная, протекающая, хоть на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений. Она отрывочна, лишена четких грамматических форм.

Внешняя речь - это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники и слушатели.

Речь конкретного человека - это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определенным требованиям:

1. Правильность - это соблюдение норм современного литературного языка - грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

2. Ясность - это доступность речи для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого- либо произведения для украшения.

3. Чистота - свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка.

4. Точность - значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5. Выразительность - умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6. Богатство - определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной - это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения.

Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи. (27,30с).

Еще К.Д. Ушинский писал: «Дитя усваивает язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языка значительна, но это не слепое подражание. К тому же оно касается лишь формы, а содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, из потребностей его жизни, выражения его мысли.

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Не менее важна и коммуникативная культура, которая тесно связана с понятием культура. Остановимся подробнее на этом понятии. Понятие это - философское, этическое: «Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям» («Малой энциклопедии этикета»).

Бушелева Б.В. предлагает другое определение: «Этикет - это правила, регулирующие форму, манеры поведения личности в межличностном пространстве».

Этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или в гостях, это вообще все нормы наших взаимоотношений. При помощи таких с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с окружающими, устанавливаем или обнаруживаем в общении отношения типа «старший - младший - равный».

Таким образом, этикет - это свод правил поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей разного правового, социального, интеллектуального статуса. Этикет - это часть нравственной культуры, а нравственные ценности - главное содержание сферы действия этикета. Выбор этикетного знака - тактический прием реализации этих ценностей. Этикет, как внешняя форма поведения личности, всегда связан с определенным внутренним содержанием духовного мира личности. Внешняя культура неотделима от внутренней, и если между ними существует разрыв, в какой бы сфере деятельности это не проявлялось, он означает духовную неполноценность личности, что рано или поздно проявится в отношениях с другими людьми.

Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Но самую важную роль в выражении отношения к людям играет наша речь. Наша речь - это вербализация наших поступков. Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет на этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств.

Этические нормы, предъявляемые к ученику, определяют нравственную деятельность и нравственные отношения, возникающие в процессе жизнедеятельности школьника. Формирование этических норм ученика связано с мотивацией нравственного поведения школьника, освоением нравственных знаний, способов деятельности и отношений, востребованных обществом, поддержкой процесса саморазвития. Частью этических норм, по нашему мнению, является речевой этикет. Речевой этикет - это правила, регулирующие речевое поведение собеседников. Сегодня, чаще всего, дети впитывают правила поведения в основном в семье, где родители сознательно или неосознанно учат этикету своими поступками, самим образом жизни. У родителей всегда не хватает знаний, времени и умения научить детей этикету на должном уровне. В структуру этикета входят не только словесные обращения и формулы, не только жесты, мимика, но и некоторые вещи из предметного окружения человека, что даёт основание говорить об этикетной атрибутике. При этом роль вещей в этикете определяются не вещами как таковыми, а тем, как с их помощью регулируется отношения между людьми.

Речевой этикет всегда привлекал внимание писателей да и всех носителей русского языка, но его научное освоение началось лишь во второй половине XX в. (В.Г. Костомаров, А.А. Акишина, Н.И. Формановская, В.Е. Гольдин). Во фразеологических словарях этикет отражен лишь отдельными примерами: Бог в помощь, благодарю покорно, на доброе здоровье с пометой «устар.».

В учебниках риторики под редакцией профессора Ладыженской Т.А рассматриваются разные этикетные ситуации, в которых применяются соответствующие этикетные жанры: приветствие, прощание, благодарность, одни как более простые изучаются в первом классе. Другие как более сложные, например как в жанрах отказа, рассматриваются во втором классе, поздравления - третий класс, утешения - четвёртый класс (33,40с).

Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Например, он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, обязательно говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста».

Основная цель обучения учащихся культуре общения - формирование у них адекватного коммуникативного поведения. Коммуникативное поведение человека - это совокупность норм и традиций общения, необходимых для социализации ребенка.

1.2 Этик етные речевые формулы и жанры

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы:

Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться.

Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться.

Давай(те) познакомимся.

Будем знакомы.

Хорошо бы познакомиться.

При посещении паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения, какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным лицом, необходимо ему представиться, используя одну из формул:

Позвольте (разрешите) представиться.

Моя фамилия Колесников.

Я Павлов.

Мое имя Юрий Владимирович.

Николай Колесников.

Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает:

Как ваша (твоя) фамилия?

Как ваше (твое) имя, отчество?

Как ваше (твое) имя?

Как вас (тебя) зовут?

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым», т.е. здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и значение «приветствовать». Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи:

Доброе утро!

Добрый день!

Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

- (Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

Разрешите (позвольте) вас приветствовать.

Добро пожаловать!

Мое почтение.

У военнослужащих принято приветствовать словами: Здравия желаю!

По этому приветствию узнают военных в отставке.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие. Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон.

Невербальным эквивалентом приветствия, когда встретившиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин - чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е. очередность приветствия. Первым приветствуют: мужчина - женщину; младший (младшая) по возрасту - старшего (старшую); младшая по возрасту женщина - мужчину, который значительно старше ее; младший по должности - старшего; член делегации - ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают:

Пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания;

Надежду на новую встречу: До вечера (завтра, субботы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу;

Сомнение в возможности еще раз встретится; понимание, что расставание будет надолго: Прощайте! Вряд ли удастся еще раз встретиться! Не поминайте лихом.

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: торжественная; скорбная; рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие спортивного зала; презентация и т.д.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение:

Позвольте (разрешите) пригласить вас…

Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас).

Приглашаю вас (тебя)…

Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается вопросительным предложением: Я могу (могу ли, не могу ли, можно ли, нельзя ли) пригласить вас…

Поздравления:

Разрешите (позвольте) поздравить вас с…

Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие, искренние) поздравления…

От имени (по поручению) … поздравляем…

От (всей) души (всего сердца) поздравляю…

Сердечно (горячо) поздравляю…

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием, терактами, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:

Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.

Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.

Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную.

Скорблю вместе с вами.

Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).

Наиболее эмоционально-экспрессивны выражения:

Какое (большое, непоправимое, ужасное) горе (несчастье) обрушилось на вас!

Какая большая (невосполнимая, ужасная) утрата постигла вас!

Какое горе (несчастье) обрушилось на вас!

В трагической, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение.

Утешение выражает сопереживание:

- (Как) я вам сочувствую!

- (Как) я вас понимаю!

Таким образам, в русском речевом этикете существует достаточно подробно разработанная система речевых жанров и формул

Глава 2 . Методические о сновы обучения речевому этикету

2.1 Приёмы и формы обучения детей речевому этикету

В настоящее время у современных школьников наблюдается несоблюдение норм речевого поведения. Низкий уровень культуры речевого поведения приводит также к снижению общей культуры ребёнка. (16,с25-37).

В целом ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников, можно поделить на следующие: отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (например, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения); неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации (ученик утром говорит учителю: «Здрасьте! » и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»); применение слов, имеющих грубую и негативную окраску (употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»); неверно выбранная интонация. Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул. Часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей, и лучший способ воспитания у детей нормативного речевого поведения - это создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности.

Как и многие другие правила, установленные людьми, нормы речи ребенок усваивает преимущественно практическим путем. Ученые-методисты предлагают несколько приёмов и форм эффективных на их взгляд при обучении младших школьников речевому этикету.

1. Речевая ситуация - 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория; 2) предмет речи; 3) обстоятельства (место, время, используется или устная, или письменная речь, условные знаки, 6) событие (например, день Рождения, 7) цель - то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.

Примерами типичной коммуникативной ситуации могут служить: разговор покупателя с продавцом, зрителя с кассиром театра, беседа матери с сыном по поводу его учебы в школе, учителя с учеником, встреча близких людей. При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни.

Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:

Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя

Вас куда-то пригласили, но вы пойти не можете.

Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?

2. Беседа - такая форма работы при формировании у младших школьников культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы. Например, в начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека

3. Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Примером может служит игра «Я хотел бы быть таким, как ты». Учитель говорит: (3,с23-38)

В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят нашего класса, и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же… (умным, красивым, радостным и пр., как ты». Или другая игра - «Мое настроение»: А сейчас, пожалуйста, покажите свое настроение без слов (при помощи мимики), остальные угадывают.

Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли. Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант. Содержание карточек может быть таким: (6,с82-89)

1) «Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. Буду очень рад вас видеть».

2) «На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа»

3) «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте»

4) «Ребята, приходите завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать»

4. Учебная дискуссия - обмен мнениями во всех его формах. Соответствующая форма обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной проблеме. Отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц, участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен учителю. Цель учебной дискуссии - овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме. При обучению детей речевому этикету следует применять фрагменты дискуссии и тщательно следить за её ходом, развивать у детей умение слушать другого.

Пример: В дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее. Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление. Применение представленных приёмов и форм, как мы считаем, эффективно на уроках по формированию культуры речевого поведения младших школьников. Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний.

2. 2 Типология уроков по обучению речевому этикет у

Выделяются следующие основные типы уроков по речевому этикету: вводный урок; урок по обогащению активного словаря учащихся формулами речевого этикета в различных ситуациях общения; урок обучения учащихся развертыванию устойчивых формул речевого этикета; урок по формированию коммуникативных умений; урок обобщения и систематизации знаний по данной теме; урок контроля за сформированностью коммуникативных умений и навыков. Выбор типа урока связан с теми целями, которые ставит перед собой учитель. Реализации же этих целей способствуют структурные компоненты, определенные для каждого урока того или иного типа как обязательные. Назовем структурные компоненты нескольких типов уроков:

1. Обязательный составной элемент вводных уроков по речевому этикету - необычное, эмоциональное начало. Например, на фоне музыки учитель обращается к детям с такими словами: За чистым -чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть Сказочный город… Всех чудес в сказочном городе не перечесть.

2. Следующий этап - беседа с учащимися с целью выявления знаний и умений обучающихся по данной теме, решение простых коммуникативных задач. Например:

Какого человека вы называете вежливым?

Какие «волшебные слова вы знаете?

Почему иногда в ответ на приветствие «Здравствуйте» мы слышим слово «спасибо»?

А кто из вас может показать, как надо правильно здороваться?

Какие речевые формулы вы употребляете при прощании?

3. Составляющий компонент любого занятия по речевому этикету (в том числе и вводного) -- анализ или решение коммуникативных и ситуативных задач. На данном уроке несовершеннолетним были предложены такие несложные задачи-ситуации:

Вы идете по улице и видите знакомого человека. Как нужно правильно поздороваться? Покажите.

Посмотрите инсценировку по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово". Почему у бабушки, сестры, брата вдруг изменилось отношение к Павлику? Какое "волшебное" слово будет нам лучшим спутником в жизни?

Послушайте стихотворение и скажите, какое слово помогло папе и почему:

Давайте посмотрим, как в различных ситуациях нужно применять «волшебные» слова:

а) мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько сейчас часов? " Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Назовите их;

б) в классе два учителя -- Нина Алексеевна и Анна Васильевна. Уходя из класса, Коля сказал своей учительнице: "До свидания, Анна Васильевна! " Правильно ли поступил Коля?

4. Готовясь к вводному занятию, педагог может дать задание группе ребят проанализировать уровень общения в их группе. Такие «творческие командировки» и представление их результатов на занятии -- также структурный компонент вводного занятия. На предлагаемом уроке наблюдения детей должны прозвучать в виде частушек. С учетом психологии младшего школьного возраста в каждое занятие по речевому этикету включаются игровые ситуации. На первом занятии по культуре общения могут быть предложены такие игры:

а) игра "Волшебные слова". Дети становятся вокруг ведущего. Один из играющих говорит любое "волшебное" слово. Ведущий должен отгадать, кто говорил. Если отгадал, то ведущим становится другой;

б) игра "Это я". Произнести хором слова "Это я, это я, это все мои друзья" (только тогда, когда это уместно) :

Структурные компоненты урока по обогащению активного словаря учащихся формулами речевого этикета в различных ситуациях общения будут отличаться от структурных компонентов вводного урока. Цель данного занятия: обеспечить усвоение этикетных выражений в различных ситуациях общения, в данном случае -- в ситуации приветствия; сформировать умения правильно пользоваться ими в жизни.

1. Первый этап -- проблемное начало занятия. Педагог здоровается с детьми: "Здравствуйте, глубокоуважаемые дети! " (Дети смеются.) А почему вы смеетесь? Вам не нравится, как я вас приветствую? Ну, тогда попробуем так: "Здоров ли ваш скот? " или "Здоровеньки булы! " (Реакция детей та же.) Все, что я произнесла, -- это приветствия. Как видите, здороваться можно по-разному, но при этом надо знать, где, кого и как приветствовать. (Далее называются цель занятия.)

2. Второй этап -- актуализация опорных знаний по данной теме -- беседа с воспитанниками.

3. Третий этап -- формирование знаний по речевому этикету. (2,с42-46)

На этом этапе можно дать сведения из истории речевого этикета: этимологическое значение слова здравствуйте -- пожелание здоровья (здравия). Очень давно появился этот обычай -- желать здоровья. В разных странах по-разному приветствуют друг друга. Русские, англичане и американцы говорят при встрече "Здравствуйте! " и пожимают друг другу руки. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Индусы отвешивают глубокие, поясные поклоны, молитвенно сложив руки. Японец, заметив знакомого, считает своим долгом, прежде всего, замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы. Затем он как бы переламывается в пояснице и, застыв еще на несколько секунд в таком положении, осторожно поднимает вверх одни глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Лапландцы трутся носами. Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваясь, а, желая оказать особые знаки уважения, еще высовывают язык (13,5-9) «Вы сказали: "Здравствуйте!» Знакомство с новыми устойчивыми формулами речевого этикета. Как это может происходить: Кот Леопольд, «присутствующий» на занятии, проводит с детьми игру "Цветик-семицветик". На лепестках "цветика" написаны устойчивые формулы приветствия: "Добро пожаловать! ", "Какая приятная встреча! ", "Рад вас видеть! " и т. д. Вызванный участник подходит к магнитной доске, снимает один "лепесток", читает написанное и объясняет, в какой ситуации используется эта формула приветствия. Затем все новые приветствия участники читают хором для лучшего запоминания.

4. Четвертый этап -- решение коммуникативно-ситуативных задач. Например, таких:

Встречаются два друга. Кто здоровается первым?

Представьте себе, что вы пришли в гости. Там уже собрались приглашенные.

Как вы поздороваетесь с ними?

В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым? Как вы это сделаете? А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете?

Ты идешь по улице и через дорогу увидел своего учителя. Как ты будешь его приветствовать? А своего товарища?

Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе?

На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?

Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?

Иногда в качестве приветствия вы используете невербальные (несловесные) средства общения -- жесты и мимику. Покажите, какие жесты могут применяться в ситуации приветствия.

5. Пятый, заключительный этап -- подведение итогов занятия. Подведя итоги данного занятия по теме "Вы сказали: Здравствуйте! ", педагог обобщает: чему дети сегодня научились.

Структурные компоненты ещё одного типа урока - урока по обучению обучающихся развертыванию устойчивых формул речевого этикета- таковы

Первый этап -- динамичное, экспрессивное начало, настраивающее детей на проведение занятия по этикету. Слова учителя:

Я хочу пригласить сегодня на занятие ваших любимых героев -- Чипа и Дэйла. Как вы думаете, стоит ли отправить им приглашение? Хорошо, я отправлю это письмо (педагог держит конверт с заранее приготовленным приглашением) и думаю, что герои мультфильма не откажутся к нам прийти. Но мы должны встретить их, как следует, т. е. так, как это делают все воспитанные, вежливые люди (называются цели урока). Итак, письмо отправлено, и мы начинаем занятие.

Второй этап -- актуализация опорных знаний по этикету (беседа с детьми, решение ситуативных задач):

Какого человека вы считаете вежливым?

Всегда ли человек, который знает вежливые слова, может быть назван воспитанным? Почему? (Анализ стихотворения И. Антонова «Вежлив Витя или нет? »Вывод: не всякий человек, который знает вежливые слова, воспитан. Воспитанный человек не только знает вежливые слова, но и поступает всегда правильно, он порядочен по отношению к другим людям. Очень хорошо сказал об этом С. Я. Маршак в своем стихотворении «Ежели вы вежливы». (Чтение стихотворения).

Основной структурный компонент данного типа занятия -- обучение воспитанников развертыванию и правильному употреблению устойчивых формул речевого этикета, в данном случае -- формул приглашения.

Мы выяснили, что значит быть вежливым. Но скоро появятся гости, а вы еще не умеете правильно приглашать. А куда, по-вашему, можно пригласить друзей, родителей, учителя, знакомых? -- спрашивает педагог. Анализ ситуаций: пересказ отрывка «Винни-Пух идет в гости». Что Винни-Пух делал неправильно?

Чтобы человек захотел к нам прийти, его нужно уметь правильно пригласить, такой вывод делают дети. Чтение стихотворения Б. Заходера «Вежливый индюк».

Как вы думаете, почему к индюку никто не пришел? Что же индюк делал неправильно? А как нужно было сказать? Обыгрывание ситуаций: 4 ученика придумывают «приглашения» гостям, используя разные словесные формы. Знакомство со способами развертывания речевых формул. Какие слова-приглашения вы запомнили? Прочитайте формулы, записанные на доске, посмотрите свои словники. (Детям предлагаются словники, включающие в себя формулы приглашения; см. книгу Н. И. Формановской «Русский речевой этикет». Такие словники, содержащие в себе различные выражения русского речевого этикета, необходимая принадлежность занятий по культуре общения.)

Чтобы сделать ваше приглашение более вежливым, надо ввести в формулу приглашения обращение, одиночное или распространенное (педагог приводит примеры.). Это первый способ.

Второй способ -- надо приглашение сопроводить убедительной мотивировкой, например: «Дорогие друзья! Приглашаю вас на мой день рождения. Я буду очень рад вашему приходу. Заранее благодарю». Включение в приглашение слов благодарности делает его по-настоящему вежливым. речевой этикет жанр школьник

Завершающий этап -- решение речевых ситуаций. Слова педагога: «Ну вот, теперь вы знаете, как правильно приглашать в гости. (После этих слов звучит музыка из мультфильма «Чип и Дэйл спешат на помощь».) Вы слышите, кажется, ваши друзья спешат к вам? Но что это? Они стесняются зайти. Давайте, ребята, пригласим их к нам. Используйте, пожалуйста, те формулы приглашения, которые вы узнали. Дети составляют устные приглашения. Практическая работа с элементами ролевой игры. - У Чипа и Дэйла завтра день рождения. Они хотят пригласить к себе Гайку и Вжика, но не знают, как это правильно сделать. Помогите им, пожалуйста. - Чип и Дэйл приглашают вас поиграть. «Веселая викторина. Кто больше назовет слов приветствия, прощания, приглашения, благодарности? - Решите задачу, предложенную вам Чипом и Дэйлом. Пробегая мимо одноклассника, мальчик громко крикнул: «Слушай, забегай ко мне завтра, у меня день рождения! Смотри, подарок не забудь! » Обращаясь к однокласснику, мальчик сделал 4 ошибки. Исправьте их.- А теперь Чип и Дэйл покажут нам, умеют ли они правильно приглашать. (Чип и Дэйл приглашают ребят в воскресенье к телевизорам на просмотр мультфильма). Подведение итогов занятия. Типология уроков по речевому этикету. Таким образом, рассмотрев структурные компоненты уроков обучения речевому этикету, можем выделить следующие основные этапы перечисленных уроков: проблемное начало занятия, анализ или решение коммуникативных и ситуативных задач, обучение воспитанников развертыванию и правильному употреблению устойчивых формул речевого этикета проблемное начало занятия. Правильное построение урока, тщательный подход к выбору материала, доброжелательная атмосфера урока, считаем, необходимые условия успешной работы по формированию речевого этикета в начальной школе.

Заключение

Мною были рассмотрены особенности обучения речевому этикету в начальной школе, правила речевого этикета и методические приемы для обучения формам речевого этикета. Мы также выделили основные типы уроков по обучению речевому этикету. Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Речь - один из видов общения, который необходим людям в их современной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией. Речевой этикет всегда привлекал внимание писателей, да и всех носителей русского языка, но его научное освоение началось лишь во второй половине XX в. (В.Г. Костомаров, А.А. Акишина, Н.И. Формановская, В.Е. Гольдин). Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Для этого существуют речевые формулы. Проблема эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. (6,82-89с)

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально-активной личности. Этикет открывает дверь в общество: чтобы тебя услышали и поняли, надо владеть культурой общения и поведения. От воспитания, которое ребенок получает, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Сейчас пришло время, когда хорошие манеры и умение общаться становятся необходимой нормой. Этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы, особенности одежды. Но самую важную роль в выражении отношения к людям играет наша речь. Наша речь - это вербализация наших поступков. Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Мы считаем, что эффективному обучению речевому этикету в начальной школе будет способствовать такие методические приемы, как

Инсценировка;

Учебная дискуссия;

Решение коммуникативно-ситуативных задач.

Наша гипотеза теоретически доказана.

Список использованных источников

1. Волович, А.А. Основы этикета и искусства общения. Издательство: Школьная пресса. «2004г. С25-26.

2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 2002г. С42-46.

3.Гусеева, Т.Н. статья «Речь» [Электронный ресурс] http://uchil.net/?cm=52857

4.Горецкий, В.Г. Издательство: Начальная школа, 2000г. С23-38.

5. Казаковой, Н. Л. [Электронный ресурc] «Речевое развитие младших школьников как основа успешного обучения» http://sov.opredelim.com/docs/137500/index-2379.html

6. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие - М.: «. Введенская Л.А., 2000г. С82-89.

7. Ладыженская, Т.А.Речевые секреты.- Издательство: Просвящение, 2009г.С1-24.

8. Ладыженская,ТА. Речь.- Издательство: Просвящение,2009г. С4-8.

9. Махибородова. Н. А. Типология уроков по речевому этикету. Издательство: «Начальная школа»,2000г.С 27-30.

10.Максимовский, М. В. Дидакт этикет делового человека Издательство: Молодая гвардия,2000г. С33-40.

11. Паневина, Н.И. Типология уроков по речевому этикету.- Издательство: русская речь, 2008г. С27-30.

12. Формановская, Н. И. Речевой этикет (цикл статей).- Издательство: «Высшая школа»2000г. С4-15.

13. Формановская, Н.И. Русский речевой этикет. Практикум вежливого речевого общения Издательство: Либроком, 2009 г. С5-9.

14. Формановская, Н.И. Речевые формулы. [Электронный ресурс] http://www.vuzllib.su/beta3/hml/1/21986/22025.

15. Черкасова, М.Н. Русский язык и культура речи. Издательство: Наука», - 2008гhttp://5fan.ru/wievjob.php?id48353. С10-13.

16. Тасбаева, А.А. Приёмы и формы обучения детей речевому этикету. Издательство: Статья 2000г. С 25-37.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность речевого этикета как универсального языка общения и его роль в организации культурно-речевого пространства личности. Основные этикетные жанры и формулы для различных коммуникативных ситуаций. Речевое наполнение на различных социальных уровнях.

    презентация , добавлен 10.02.2015

    Предмет и функции речевого этикета в деловом общении. Культура поведения, система обращений, речевой этикет. Готовые языковые средства и принципы использования этикетных формул. Обстановка общения и этикетные формулы. Важность речевого этикета.

    презентация , добавлен 26.05.2014

    Готовность к приходу, правила размещения прибывших гостей во время приема пищи. Членение внутреннего пространства стола на части, наделенные различным символическим значением. Преобладание национальных блюд во время угощения. Произнесение речи по этикету.

    творческая работа , добавлен 05.06.2009

    Правила и нормы произношения в литературном языке. Регулирование речевым этикетом правил речевого поведения. Социальная заданность ритуальных знаков этикета. Общая характеристика проявлений грубости. Способы хранения и переработки вербальной информации.

    реферат , добавлен 04.03.2010

    Говорящий и его собеседник. Место и время речи. Мотив и цель общения. Жесты, мимика, выражение лица. Типы телефонного разговора. Этикетные фразы приветствия. Форма спонтанного диалога. Правила разговора по телефону. Установление контакта с абонентом.

    презентация , добавлен 05.12.2014

    Понятие, специфика, формулы и функции речевого этикета. Его национальная специфика. Прямое устное обращение, используемое в деловой речи. Своеобразие и правило ведения телефонного разговора. Этикет в письменной речи. Основные правила ведения дискуссии.

    реферат , добавлен 13.05.2015

    Предмет и функции речевого этикета в деловом общении, национальный характер и особенности. Принципы выбора Ты и Вы-общения в этикете в зависимости от социального статуса собеседника. Приемы этикетной модуляции речи и их использование в деловом общении.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2009

    Назначение речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Деловой этикет, значение правил речевого этикета, их соблюдения. Особенности национального этикета, его речевых формул, правил речевого поведения.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Этикет и основные правила официальных приемов. Приемы в честь или с участием официальных иностранных представителей (дипломатические). Международный деловой этикет, правила общения. Значение национальных особенностей и стиля при межнациональном общении.

    контрольная работа , добавлен 20.08.2013

    Возможность общаться – одно из самых больших достояний и удовольствий человека. Обращение людей друг к другу и его основная функция. Речевой этикет и его роль в современном обществе. Виды обращения и зависимость их от социальной роли говорящего.

2 часа

План

1. Речевой этикет – культура речевого поведения.

2. Функции речевого этикета.

3. Основные ситуации речевого этикета.

4. Формулы речевого этикета и факторы, влияющие на их выбор.

5. Обращение в русском речевом этикете.

6. История обращения людей друг к другу в России.

8. Проявление вежливости в невербальных средствах общения.

9. Этикет в служебных отношениях.

10. Этикет и международные отношения.

11. Специфика речевого этикета в разных странах.

Список литературы

Основная

1. Акишина А. А. Русский речевой этикет / Акишина А. А., Формановская Н. И. - М., 1975.

2. Богачев Ю. П. Культура речи и ораторское искусство. Афоризмы. - М., 1995. - С. 36-53.

3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 139-162.

4. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 276-312.

5. Введенская Л. А. Деловая риторика / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 250-270.

6. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / Гойхман О. Я., Надеина Т. М. - М., 2001. - С. 174-188.

7. Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.

8. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. - М., 1992. - С. 230-234.

9. Львов Н. И. Риторика. - М., 1995. - С. 152-160.

10. Мурашов А. А. Культура речи учителя. - Воронеж, 2002. - С. 303-320.

11. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 101-123.

12. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. - М., 2002.

Дополнительная

1. Акишина А. А. Этикет русского телефонного разговора / Акишина А. А., Акишин Т. Е. - М., 1990.

2. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. - Ростов-на-Дону, 1995.

3. Камычек Я. Вежливость на каждый день. - М., 1988.

4. Колесов В. В. Культура речи и культура поведения. - М., 1988.

5. Лихачева Л. Школа этикета и поучения на всякий случай. - М., 1997.

6. Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., 1977.

7. Опалев А. В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. - М., 1996.

8. Смелкова З. С. Азбука общения. - Самара, 1994.

9. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1982.

10. Пост Эмили. Этикет. - М., 1996.

Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) Со своим уставом в чужой монастырь не ходят (рекомендуемая литература: Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М., 1973. - С. 103-108; Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии и их когнитивный статус // Язык и структура знания. - М., 1990; Папп Ф. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. - М., 1985).

б) Как нас теперь называть (рекомендуемая литература: Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 154-162; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - М., 1988. - С. 239-251; Колтунова М. В. Господа – граждане – товарищи - господа // Русская речь. -1998. - № 2. - С. 54-55).

2. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, однокурсники, соседи, преподаватели, знакомые.

3. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

- Здравствуйте, уважаемый Анатолий Иванович!

- Здравствуй, Толик!

- Здрасьте!

- Здорово!

- Добрый день!

- Привет!

- Приветик!

- Приветствую вас!

- Рад вас приветствовать!

- Разрешите приветствовать вас!

- Разрешите поприветствовать вас!

- Какая радость!

- Какая встреча!

- Ну и встреча!

- Кого я вижу!

- Ба! Кого я вижу!

- Какая неожиданность!

-Ты ли это?!

Есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением, особенностями ситуации встречи и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.

4. Назовите ситуации, в которых будут уместными выражения:

а) благодарности:

- Не знаю, как и благодарить тебя! Ты меня здорово выручил!

- У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас за вашу отзывчивость!

б) пожелания:

- Ну, Нина, ни пуха ни пера!

- Позвольте пожелать вам всего наилучшего!

5. Какие формулы речевого этикета вы используете при обращении к:

а) пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

б) милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку;

в) секретарю руководителя, чтобы узнать, когда начнется совещание;

г) приятелю, чтобы попросить у него учебник;

д) преподавателю, чтобы попросить его принять экзамен досрочно?

    Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника (например: гордым быть -глупым слыть). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.

Справочный материал.

Речевой этикет - это выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для всех членов общества, национально-специфичные, устойчиво закреплённые в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.

Для делового общения важна прежде всего регулирующая функция речевого этикета: выбор формулы обращения и соответствующей тональности контакта регулирует характер отношений собеседников. Именно речевой этикет регулирует в языковых формах отношения: начальник - подчиненный, руководитель - рядовые участники и т. п. Выбранные средства обращения к партнёру (завершения контакта или привлечения внимания и пр.) должны вызывать нужную реакцию.

Устойчивые формулы общения – типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при общении. Вот речевые формулы, наиболее характерные для официально-делового общения.

Знакомство

В официальной обстановке принято такое начало знакомства:

- Разрешите (позвольте) с Вами познакомиться!

- Позвольте представиться!

Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Такие речевые формулы не только отражают желание познакомиться, но исключают категоричность, оставляют за партнером право согласия/несогласия (весьма условное: говорящий не ждёт ответа). Во второй формуле оттенок официальности выражен более ярко. Далее говорящий называет свою фамилию, имя, отчество (лучше именно в такой последовательности и в именительном падеже):

- Иванов Борис Фёдорович,

Возможно использование глагола «зовут» - и тогда предложение лучше расчленить:

- Меня зовут Ирина Сергеевна (возможен родительный падеж - Ириной Сергеевной), моя фамилия - Иванова (именит. п.).

- Менеджер компании «Таймс».

Если знакомство предваряет деловые контакты, в которых говорящий уполномочен представлять определенную организацию, следует добавление:

- Я представляю фирму «Салют»...

- Я уполномочен вести переговоры от имени...

В ситуациях делового общения будущих партнеров часто представляет друг другу посредник:

- Познакомьтесь, пожалуйста...

- Разрешите вас познакомить...- называется имя, фамилия, отчество каждого из знакомящихся (в именительном падеже).

Вариант: те, кого знакомят, поочерёдно называют друг другу свою фамилию, имя, отчество.

В случае представления одного человека группе лиц:

- Разрешите вам представить нового сотрудника…

- Позвольте познакомить вас...

Как правило, посредник определяет роль каждого из знакомящихся в предстоящем общении (разовом или более длительном, постоянном):

- Познакомьтесь, пожалуйста..., представитель фирмы «Салют», член правления акционерного общества.

В ответной реплике важно подчеркнуть удовлетворенность по поводу состоявшегося знакомства:

- Очень приятно!

- Очень рад!

- Очень рад с Вами познакомиться (возможно добавление имени-отчества нового знакомого).

Реплика может быть расширена:

- Мне очень приятно, что мы познакомились... и т.п.

Как правило, деловое знакомство предполагает обмен визитными карточками:

- Позвольте вручить Вам мою визитную карточку.

- Мои «координаты» указаны в визитной карточке.

Бе­седа и знакомство начинаются с обращения, но для того, чтобы разговор не шёл обезличенно, нужно чаще исполнять «мелодию» обращения: именно она показывает собеседнику, что он как личность вам интересен.

Обращение - элемент речевого этикета, связанный с началом общения, который выражается в адресации к собе­седнику по имени, отчеству, фамилии, должностному или профессиональному признаку. Можно равнодушно сказать «Здравствуйте», кивнуть головой и пройти мимо. Но лучше поступить иначе – сказать, например, «Здравствуйте, Александр Васильевич!», тепло улыбнуться ему и остановиться на несколько секунд. Такое приветствие подчёркивает ваши добрые чувства к этому человеку, он поймёт, что вы цените его, да и звучание собственного имени – приятная мелодия для любого человека.

Обращение без имени – обращение формальное: будь то подчинённый или начальник, сосед по лестничной площадке или попутчик в общественном транспорте. Обращение по имени, а ещё лучше - по имени и отчеству – это обращение к личности. Произнося имя, отчество, мы подчёркиваем уважение человеческого достоинства, демонстрируем душевное расположение. Такое приветствие говорит о культуре человека.

Общение предполагает наличие ещё одного слагаемого, ещё одного компонента, который проявляет себя в области социальных отношений и является универсальной формой обращения, употребление которого предписано обществом в целом. Это такие слова, как господин, госпожа, господа, товарищ, товарищи, гражданин, гражданка, граждане, коллеги и т.д. Норма употребления и сама форма такого обращения окончательно не установлены, вызывают разногласие, являются больным местом русского речевого этикета. Поэтому на встречах, собраниях люди иногда испытывают чувство внутреннего дискомфорта, поскольку не знают, как обратиться друг к другу.

На улице, в магазине, в городском транспорте всё чаще слышится обращение мужчина, женщина, дед, отец, бабуля, парень, тётенька, дяденька. Подобные обращения не являются нейтральными. Они могут восприниматься адресатом как неуважение к нему, даже оскорбление, недопустимое фамильярничание. Отсюда возможны грубость в ответ, выражение обиды, ссора.

Обращение товарищ продолжают использовать военные, члены партий коммунистического направления, а также рабочие многих заводских коллективов. Учёные, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение словам коллеги, друзья. Обращение уважаемый, уважаемая встречается в речи старшего поколения.

Слова женщина, мужчина, получившие распространение в последнее время в роли обращения, нарушают норму речевого этикета, свидетельствуют о недостаточной культуре говорящего. В таком случае предпочтительнее начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте любезны…, будьте добры…, извините…, простите….

Материалы к урокам этики и факультативным занятиям подготовила учитель Торезского УВК

«ОШ І-ІІ ступеней №13 – детский сад»

Штепа Татьяна Станиславовна

Презентация проекта «Речевой этикет» Проект подготовлен учащимися 6-А класса Руководитель Штепа Т.С.

Цели творческой группы:
  • познакомить со структурой работы в целом;

  • доказать актуальность проблемы речевого этикета, ознакомить с результатами школьного анкетирования;

  • рассказать о некоторых теоретических вопросах речевого этикета (термины, правила ведения беседы и правила поведения во время беседы, речевые клише приветствия, извинения, отказа, как говорить комплименты, основы телефонного этикета);

  • прокомментировать с точки зрения речевого этикета некоторые речевые ситуации.




Проект «Речевой этикет» носит информационно - исследовательский, практико - ориентированный характер.

Цели и задачи:
  • рассмотреть историю вопроса;

  • доказать актуальность темы;

  • изучить, обобщить и систематизировать научный материал по теме;

  • найти материал для практической работы по усовершенствованию навыков речевого общения и обогащению словаря школьников и оформить папку «В помощь учителю и ученику»;

  • провести для учащихся шестых - седьмых классов урок-игру «В мире Фразеологии»;

  • подготовить и провести практическое занятие для учащихся 8-9 классов «Речевой этикет в споре»;

  • подготовить круглый стол «Сленг: за и против».



Проблема речевого этикета так же актуальна сейчас, как и много лет назад, и требует пристального внимания. Проблема интересует как учеников, так и их родителей.



Что такое «речевой этикет»?

  • Речевой этикет - это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации.

« Толковый словарь русского речевого этикета»
  • Речевой этикет - условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе)

«Толковый словарь русского речевого этикета»

  • Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

«Русский язык. Энциклопедия»




А вот какое определение речевого этикета дали учащиеся 6 класса:

Речевой этикет - это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.


Из истории речевого этикета



Как было

  • Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».

  • Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...



  • «Что надо сказать?» - с этого вопроса - напоминания каждый из нас осваивал жизненно - необходимые правила поведения, общественные обычаи.

  • «Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица.

  • Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.




Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.





Великий князь Киевский Владимир Мономах (1053-1125), мудрый правитель и доблестный военачальник, оставляя на княжение сыновьям русскую землю, завещал им:

  • «Иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.

  • ... При старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться...

  • ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...

  • ...Не много смеяться, стыдиться старших...

  • ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»




Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.

В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».



«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных:богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».




Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы.

Учащиеся нашли более 300 пословиц, поговорок, афоризмов, так или иначе связанных с этой темой.
  • Без языка и колокол нем.

  • В добрый час молвить, в худой промолчать.

  • Говорить не устать, было бы что сказать.

  • Кто говорит, тот сеет, кто слушает - собирает.

  • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.




Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.

В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды не старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь ,

Насмешишь ты целое царство».



А вот героиню другой пушкинской сказки братья - богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.



Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество. Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит. Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.

Доказательством тому служит огромное количество литературы, посвященное данной теме: мы нашли более 120 справочников, статей, книг, написанных в разное время, но выражающих одну суть.



Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной сегодня?




Результаты анкетирования показали

По мнению родителей, ученики в недостаточной степени владеют приёмами и навыками речевого этикета. И 68 из 76 учащихся не считают, что овладели этими навыками в достаточной степени. Приятно, но странно, что оказались 8 человек, которые утверждают, что познали науку речевого этикета в полной мере.


Вопросы для учащихся

  • Что такое, на ваш взгляд, речевой этикет?

  • Овладели ли вы в полной мере навыками речевого этикета?

  • Хотели бы вы знать больше о речевом этикете?

  • Считаете ли вы эту тему актуальной?

  • Употребляете ли вы сленговые слова? Какие? Как часто?



Вопросы для родителей

1.Считаете ли вы, что проблема речевого этикета актуальна в наши дни? В чём её актуальность?

2.Какие решения этой проблемы видите вы?

3.Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета в достаточной степени?

4. Употребляет ли ваш ребенок сленговые слова? Как вы к этому относитесь?

5.Понимаете ли вы его? Употребляете ли вы сленговые выражения в общении с ребёнком? Назовите наиболее употребляемые.

6.С какой целью вы это делаете?



Все родители считают проблему речевого этикета актуальной. По их мнению, дети овладели речевым этикетом в некоторой степени, но им необходимо совершенствовать свои навыки и умения. Проблема РЭ широкомасштабна. Это не только «засорение языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности родного языка и самобытности нации».




Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.

Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. Что подтверждают данные опроса. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане. Значит говорить надо по - русски! Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к опреденному кругу избранных.



Кроме того, в связи с развитием компьютерных технологий и «продвинутостью» юных пользователей, в школьный неформальный язык входит огромное количество компьютерных слов - терминов, спрятанных в сленговых словах.




Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет - так гикнется, что копыта отбросит.»


Меньше говори, больше слушай



Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность - критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.

Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.



Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.

1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.

2.Соблюдение субординации по возрасту.

3.Учёт ответной реакции собеседника.

4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.

5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени - отчества собеседника.



Но даже знание этих правил может не привести к успешному общению.

Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.


Существуют способы, которые помогают избежать этого негативного слова.

Чего не следует говорить

  • Меня не интересует ваше предложение

  • Я ничего об этом не знаю.

  • Я с вами не согласен, это совсем не так.

  • Сколько можно звонить! Я ещё не получил такой информации.

  • Сейчас я не хочу об этом говорить.

  • Вы неправильно сделали этот отчет.



Слово «нет» вызывает негативные эмоции, но существуют слова, вызывающие приятные эмоции, улыбку практически у любого человека...



Тест «Умеете ли вы слушать?»

1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?

2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?

3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?

4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?

5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?

7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?

8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?

9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?



«почти всегда»-2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» -6 баллов «редко»-8 баллов «никогда»-10 баллов 55 баллов - вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей»

Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы!


Давайте говорить друг другу комплименты!


Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

  • Как вы хорошо выглядите!

  • Вы так прекрасны!

  • У вас замечательные глаза!

  • А вы такой интересный собеседник!

  • Вы так увлекательно рассказываете!

  • Вы прекрасный педагог!



Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.

Комплимент:

  • не должен быть двусмысленным;

  • должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;

  • должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордиться. Если же человек не стремиться совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;

  • должен быть без дидактики, не надо учить в комплименте;

  • должен быть «без приправ» - «без ложки дёгтя».




Позвони мне, позвони...


Все чаще в повседневной современной жизни многие беседы проходят через интернет или по телефону.

  • Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора. Социологические опросы и личные наблюдения показывают, что этим видом этикета учащиеся овладели не в полной мере.

  • Мы не представляем себе жизни без телефона, в особенности, мобильного. Но это замечательное средство подчас используется не по назначению.

  • Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.

  • Специалисты - психологи утверждают, что появилась современная болезнь - «телефономания», которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года.

  • А злые шутки, мерзкие розыгрыши или хихиканье, молчание, шипение в трубку - просто хулиганство и безобразие.



Особенно популярны мобильные телефоны.

Ими пользуются практически все.
  • Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует.

  • Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще - в кинотеатрах, а иногда и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.



Телефонный разговор тоже имеет свою специфику и особые речевые формулы.

Почему обиделась мама?

Маша: « Алло, Катя, это ты?»

Мама: « Нет, это не Катя. А кто её спрашивает?»

Маша: « Да так, знакомая. А где Катя?»

Мама: « Её нет дома. Что ей передать?»

Маша: « Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла.»

Мама: « Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.»




Обсуждение ошибок

  • Маша начала разговор с вопроса, не зная, кто взял трубку, стала общаться на «ты», а к телефону подошёл взрослый человек, к которому следует обращаться на «вы».

  • После того, как Машу попросили представиться, она не назвала своего имени.

  • Маша эмоционально и бесцеремонно начала высказываться по поводу отсутствия Кати.

  • Если у Маши было срочное дело, то ей нужно было коротко передать просьбу через маму.

  • Если у Маши дело было не срочное, она должна была сказать, что она обязательно перезвонит.




Работа над ошибками

  • Мама: «Алло. Слушаю вас.»

  • Маша: «Здравствуйте, вас беспокоит Катина одноклассница, Маша.»

  • Мама: «Здравствуйте, я вас слушаю.»

  • Маша: «Можно пригласить вашу дочь к телефону?»

  • Мама: «К сожалению, её сейчас нет дома. Что ей передать?»

  • Маша: «Не беспокойтесь, срочного ничего нет, просто мы с ней должны договориться о встрече. Скажите, в какое время мне удобнее позвонить, чтобы застать её дома?»

  • Мама: «Позвоните часа через два. Я передам ей, что вы звонили.»

  • Маша: «Спасибо. Я обязательно перезвоню.»




Несколько важных правил разговора по телефону.

  • Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.

  • Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов (кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).

  • Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.

  • Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.

  • Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.

  • На работе говорите по телефону коротко.

  • Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.

  • Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.

  • Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.

  • По правилам русского речевого этикета абонент, которому з вонят, может себя не называть.




  • Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудо-действенных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо».

  • И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!



Уважаемые коллеги! Надеюсь, что эти материалы могут пригодиться вам в вашей дальнейшей работе (для бесед, внеклассных материалов, классных часов). Тысячу раз прав был Сервантес, утверждая, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения. Не будем забывать об этом. Приятных и правильных бесед!





Понравилась статья? Поделиться с друзьями: