Быть или казаться - просто о сложном. "Что лучше: Быть или Казаться?"

Всем привет!

Давайте поговорим про уверенность в себе. Это такой сложный "зверь", так как на пути к истинной уверенности в себе нас подстерегают самые разные опасности. Например, когда для нас уверенность зависит от внешних составляющих. Я часто слышу подобные фразы: "Вот начну зарабатывать по 500 тыс в месяц, тогда буду собой гордиться". Люди нередко приравнивают уверенность в себе и к одежде, и к прочим внешним атрибутам типа того, на какой машине ты ездишь и в каком ресторане обедаешь, как много людей вкладывают в это огромные средства и силы. А что же получается, если убрать эту атрибутику, то что останется? Мне как-то один знакомый сказал, когда ему пришлось на время пересесть в простую машину, что ему очень некомфортно, что он чувствует себя каким-то убогим. Или другой пример, думаю, многим девушкам знакомо, когда надеваешь каблуки и вечернее платье, то ощущаешь себя совсем иначе, как-то и спинка выпрямляется, и носик задирается. Получается, что вещи выше нас, они нами управляют.

Это очень интересно, попробуйте понаблюдать за собой и людьми вокруг: на вас влияет то, в какой одежде вы вышли из дома, накрашены вы или нет (если вы девушка), на какой машине вы ездите? Будет ли меняться ваше состояние, ощущение себя от того, в чем вы и на чем вы? Давайте в крайности только не впадать, не будем брать неопрятность и немытость - это другая опера. Представьте себя за рулем какого-нибудь Hyundai Solaris или же BMW Х6, есть разница в ощущениях? Не в том, что вам больше нравится, на чем вам более комфортно и приятно, а именно в восприятии себя: осанка меняется? взгляд на окружающих людей меняется? вы чувствуете себя иначе? К несчастью, большинство будет чувствовать себя по-разному. И это говорит лишь об одном - отсутствие внутреннего стержня, для поддержания себя и веры в себя вам нужны внешние доказательства вашего статуса, вашей значимости.

Как часто люди, которые быстро вырастают, чего-то добиваются, начинают вести себя высокомерно по отношению к тем людям, среди которых они совсем недавно были. Либо те, которые, наоборот, спустились ниже, чем привыкли жить, им может быть очень некомфортно, они будут себя за людей не считать. Это, естественно, отразится на осанке, на взгляде, вы прям увидите, как человека прибивает к земле. И таких примеров и вариантов масса, они чем-то отличаются, везде свои особенности, но суть у них одна - слишком большая значимость материальных вещей, свою ценность они измеряют деньгами.

Так как я стараюсь смотреть на мир трезво, то, откровенно говоря, практически не верю в то, что от этого можно избавиться полностью в современном мире, это очень сложно, хотя есть такие люди. Само собой, я сейчас говорю о высокой самооценке при любом материальном положении. Это очень устойчивый внутренний стержень, это мощь и сила, которыми пропитан человек. Часто вы такое видите? Нет. Посмотрите на успешных и богатых: в дорогих костюмах, в шикарных машинах, с водителями и охраной. Естественно, от них прям веет уверенностью и силой. Но будет ли так себя вести человек, если его поместить в обычную обстановку? Вероятнее всего, да, так как у него внутри ощущение, что это временно, как маскарад, поэтому он прекрасно помнит о своих активах и пассивах, он знает, что его положение такое же. Многие богатые даже приходят к тому, что им становится все равно, что надевать и на чем передвигаться, и тут они могут смело уходить в другую крайность - на них порой страшно смотреть, как они выглядят. НО стержень никуда не пропадет, перед ними так и будут открываться любые двери, что бы они на себя не напялили. Потому что мы встречаем не совсем по одежке, мы считываем неосознанно то, что внутри человека. Допустим, если вы крайне неуверенный и зажатый, а тут мы вас облачим в меха и шелка, но на вашем восприятие себя это никак не отразится, то и воспримут вас как неуверенного и зажатого, хотя вы можете быть одеты очень дорого. Как часто замечала, когда чрезвычайно уверенного человека воспринимают значительно выше, чем он есть (я тут про внешний вид, материальную составляющую), то есть у людей сопоставляется внутреннее и внешнее. А если человек неуверенный, то и его внешняя составляющая обесценивается, хотя по факту в его внешность может быть вложено много средств. Веду к тому, что внутреннее все же важнее внешнего.

Но мы не разобрали последний случай с богатыми, когда происходит реальное банкротство, вчера у тебя было все, а сегодня ничего. Вот тут то и проявится, есть ли у человека стержень или нет, останется ли он на том же внутреннем уровне или полетит вниз вместе с внешним.

Обладают этим стержнем мудрые люди, разные гуру, которые познали жизнь, у которых совсем иные ценности, которые, например, много сделали для других людей, для мира, у которых высокий уровень знаний и развития, которые принимают себя и ценят себя такими, какие они есть, которые ничего не доказывают ни себе, ни окружающим. То есть это нематериальные ценности, у них вера в себя и свои силы совсем по другим критериям идет, материальное - это лишь неотъемлемая часть жизни, так как мы живем в материальном мире, а уж уровень этого материального - тут все зависит от личных пристрастий и желаний. Не считаю, что нужно отказываться от материального, обесценивать его, отрекаться от богатств, предметов роскоши и тд, потому что это перекос, ничего ужасного нет, что вы любите вкусно покушать, красиво одеться, полететь на отдых первым классом или даже на личном самолете - почему нет? Внутренний стержень - это не только духовные ценности, это не отрицание материальных ценностей. Нахождение в балансе - вот ключ к успеху. Но самое главное - быть уверенным, а не только казаться им: уверенность в себе не должна зависеть от толщины вашего кошелька.

Как всегда, если у вас возникли какие-то сложности, появились проблемы и вы не можете сами найти выход из ситуации, добро пожаловать ко мне на он-лайн консультации, все разберем, разложим по полочкам, жить станет легче и веселее. Неразрешимых проблем не существует, всегда есть выход и варианты развития, важно их хотеть видеть и стремиться к лучшей жизни! По всем вопросам пишите на [email protected]. Всем рада, всех жду!

И да, кем бы вы ни были, будьте лучше!

С уважением,
Ваш личный астропсихолог и таролог Анна Мерзлякова

Сайт: www.anni-meranni.ru
E-mail: [email protected]
Группа ВК:

Ночные бдения…

Что значит "быть"? Это значит, что Я такой, какой есть на самом деле: с особенностями своего характера, поведения и своей внешности, со своими убеждениями и привязанностями, достоинствами и недостатками, способностями и чувствами, умениями и не умениями, привычками и пр. И вот именно таким Я вступаю в общение, в разного рода взаимоотношения с другими людьми. Мое поведение с ними естественно и искренне. Я могу ошибаться, заблуждаться, совершать неправильные действия - но все это результат того, как Я понимаю, что чувствую, что могу. Мои поступки мотивированы моими внутренними побуждениями. Эти побуждения могут быть очень разными с точки зрения их социальной и нравственной ценности. "Быть" - это не значит всегда быть хорошим, быть можно разным, все зависит от того, на какие ценности ориентирован человек, что для него в жизни главное, какова основная направленность его личности.

А что значит "казаться"? Это - стремиться проявить качества, которыми не обладаешь, проповедовать одно, а делать другое; в глаза льстить, а на стороне порицать; уверять в любви, дружбе, никаких чувств при этом, не испытывая; делать вид, что увлечен своей работой, завидуя при этом людям других профессий.

Такой человек с разными людьми и в разных ситуациях ведет себя по-разному, потому что сущность своего Я он даже от себя нередко глубоко прячет, а иногда и искренне забывает, кто же он, в конце концов, такой? В своем поведении он ориентирован, прежде всего, на внешние стимулы - должность, служебное и социальное положение, престиж, звания, одобрение вышестоящих. Помните, у И. А. Крылова: "Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!"
К сожалению, таких людей вокруг нас немало. Больше того, в отдельных случаях мы принимаем их как нечто должное и не расцениваем их поведение как недостойное. Наверное, у каждого так бывало: слушаешь выступление на собрании своего приятеля - так он принципиально ставит вопрос, так уверенно излагает "свои" взгляды! - и думаешь: "Ведь еще сегодня утром совсем другое говорил". А потом махнешь рукой и скажешь себе: "Ну и правильно: одно дело - со мной говорит, другое - с трибуны".
Такое "двойное" поведение людей теперь мы относим к застойному периоду нашего общества. А сейчас? Так ли уж все изменили свое поведение и стремятся быть всегда самими собой?

Мы все еще нередко сталкиваемся с показной вежливостью, показной добротой и нежностью, показной чуткостью, за которыми стоит равнодушие к людям и их судьбам, переживаниям, страданиям.
Всем известна показная ученость какого-нибудь оратора или научного деятеля - все слова правильные, но ни одной своей мысли. И чем меньше своих мыслей, тем больше пафоса, тем шире так называемый критический анализ, представляющий собой по существу пересказ чужих работ.

Следует сказать, что рано или поздно такие люди изобличают себя: всю жизнь "пыжиться" и "казаться" невозможно. Очень тонко и точно показал это А. П. Чехов в пьесе "Дядя Ваня". Помните, Войницкий (дядя Ваня), поняв, наконец, суть Серебрякова, в отчаянии произносит: "О, как я обманут! Я обожал этого профессора, этого жалкого подагрика, я работал на него как вол! Я и Соня выжимали из этого имения последние соки… Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им! Все, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным… Боже, а теперь? Вот он в отставке, и теперь виден весь итог его жизни: после него не останется ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто! Мыльный пузырь! И я обманут…" Человек, который берется не за свое дело, редко приносит людям пользу, а очень часто - вред и никогда - радость.

Иногда про кого-то говорят, что он на работе совсем другой человек, чем дома. Тут могут быть разные варианты: или тихий, вежливый на работе, а дома - грубый, капризный, или наоборот. Где же он настоящий? Трудно сказать. Одно только ясно, что это - некультурный человек. Зная правила культурного поведения, он использует их только там, где считает необходимым, выгодным, удобным. А где можно, т. е. где для него неопасно, - там распускается и о всякой культуре забывает.
Культурный человек живет с позицией "быть", он прост, естествен, непринужден, а потому везде одинаков, ибо относится к окружающим в зависимости не от их должности, положения, родственных связей, а от их человеческой сущности. Он всегда самокритичен, доброжелателен, ответствен за свои действия, часто сомневается. Так, например, знаменитый швейцарский хирург-мыслитель Теодор Кохер часто говорил: "., .Я так думаю, но может быть я и ошибаюсь". Вообще, сомнение в правильности своих мнений, утверждений, действий, допущение иных точек зрения - показатель культурности человека.

Тот, кто старается не "быть", а "казаться", знает все истины в последней инстанции, не допускает возражений, ведь чтобы отвечать на возражения, нужны аргументы, факты, собственные соображения - а откуда их взять? Новое может создать только тот человек, энергия которого направлена не на сохранение своего "сделанного" авторитета и придуманного образа, а на поиски истины, в каких бы областях науки и практики он ни работал. Человек с позицией "казаться" не может быть культурным человеком, хотя культурно вести себя, т. е. соблюдать установленные правила, может, особенно там, где ему выгодно произвести хорошее впечатление

Вадим Мелешко

«Быть, а не казаться!» – этот девиз довольно часто можно услышать как от молодых, так и убелённых сединами педагогов. Уж больно он красив. Ведь быть – значит являть собой чистоту помыслов, искренность и неподдельность. А казаться – почти что прикидываться, пытаться выглядеть не тем, кто ты есть на самом деле, а значит, врать. Что очень плохо, согласитесь. И всё бы хорошо, но вот беда…

Есть такое понятие – идеальный учитель. Он уже потому идеален, что полностью, на все 100 процентов, соответствует абсолютно всем многочисленным требованиям, предъявляемым к людям этой профессии. И напрочь лишён даже маломальских недостатков. Одним словом, идеал – он и на Марсе идеал. А теперь скажите: много ли среди нас таких? Можете не отвечать: таких людей вообще не бывает в природе.

Следовательно, у каждого из нас есть недостатки. Об одних мы знаем и не скрываем их, о других предпочитаем не распространяться, ибо зачем, о третьих же даже не подозреваем (или же считаем их своими достоинствами, не спрашивая на этот счёт мнения окружающих).

В связи с этим возникает резонный вопрос: а надо ли свои недостатки скрывать? В контексте тезиса «Быть, а не казаться!» – нет, ни в коем случае, ибо иначе ты будешь обманывать людей, утаивая от них ту правду о себе, которую им, может быть, знать совершенно необходимо. Вот какой ты есть на самом деле, со всеми своими тараканами, таким ты и должен предстать перед окружающими – коллегами, учениками, родителями, администрацией и пр. В противном случае ты начнёшь казаться – прикидываться тем, кем не являешься на самом деле.

Однако давайте задумаемся над одним очень простым вопросом: с кем лично вам было бы приятнее работать – с тем, который все свои недостатки выставляет напоказ, мол, “примите меня таким, какой я есть, без прикрас!”, или с тем, кто, зная о своих недостатках, всё-таки поступает не так, как ему хочется в определённый момент, а так, как надо делать в той или иной ситуации? Кто вам милее – педагог, который в ответ на грубое хамство ученика в свой адрес отвечает тактично, хотя внутри у него бушуют страсти, или учитель, который в аналогичной ситуации не считает нужным себя сдерживать?

Полагаю, наиболее частым ответом здесь будет следующий: “Мне приятнее работать с тем, кто всегда и везде ведёт себя совершенно искренне и сохраняет своё достоинство, когда его унижают, оскорбляют и даже бьют, с человеком, у которого в абсолютно любой ситуации не возникает и мысли поступить иначе, кроме как сдержанно-тактично, как должен поступать настоящий Учитель”. Но много ли таких в реальной жизни? Ведь, по сути, это идеал, к которому можно лишь стремиться, но невозможно достичь.

Получается интересная картина: если человек притворяется, что он хороший, поступая соответствующим образом всегда и везде (потому что честно играет отведённую ему роль положительного персонажа), он всё-таки лучше того, кому чужды всякие притворства (поскольку такое “искреннее и непритворное” поведение может причинить зло окружающим).

Примеров тому можно привести множество. Скажем, учитель-мужчина и красавица-старшеклассница: в идеале, отношения в школе между педагогами и учениками должны быть чисты и непорочны, без малейшего подтекста. Но то в идеале, а в реальности существует два варианта развития событий: либо БЫТЬ, либо КАЗАТЬСЯ. В первом случае педагог полностью отдаётся страстям, ибо он принципиально не желает скрывать свои чувства, чтобы не врать никому и ни в чём. К чему это может привести, вы прекрасно знаете. Во втором случае он делает всё, чтобы не давать девочке поводов и надежд, стремясь к тому, чтобы их отношения не выходили за рамки допустимого, чего бы ему это ни стоило. Да, это будет притворством, но… морально оправданным. Вам какой педагог ближе – первый (“честный”) или второй (“лжец”)?

…Есть ещё один аргумент в пользу того, что “казаться” далеко не всегда хуже, чем просто “быть”. Все мы знаем, что если постоянно, изо дня в день, внушать себе что-то, в конце концов ты начнёшь действовать в полном соответствии с этим “чем-то”, поскольку оно станет для тебя неотъемлемой частью существования. Например, можно повторять словно молитву мантру “я никогда и ни при каких обстоятельствах не должен повышать голоса на учеников, никогда, ни под каким предлогом, не имею права причинить им физическую боль!” Фактически, постоянно заставляя себя действовать так, как надо, а не так, как хочется, мы раз за разом убеждаем себя в правильности такого поведения, верим, что именно так и нужно поступать впредь. И в какой-то момент мы понимаем, что просто не можем поступить иначе. А если такая модель поведения, такой стереотип и сценарий предполагает положительный результат для всех, то кто после этого будет выступать против “казаться”?

Существует и третий вариант. Не быть и не казаться, а выполнять свою работу профессионально, как тому учили тебя наставники во время получения профессии, совершенствуясь в дальнейшем в процессе своей работы. И постоянно учиться избегать профессиональных ошибок. Желательно учиться на чужих ошибках, чтобы избежать своих, а для этого хотя бы регулярно читать профессиональную литературу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: