Понятие «коммуникативная культура.

Железовская Г.И., Токарева Е.А.

В своей работе мы исходим из того, что такой феномен, как коммуникативная культура личности, не является изначально заданным качеством, а выступает сложным структурно-уровневым образованием, которое проходит длительный период становления, развития и совершенствования. Теоретико-методологической основой исследований, выявляющих состав коммуникативной культуры личности, служит понятие о потребности как «объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности» . Потребность в общении способствует установлению и укреплению взаимоотношений между людьми, стимулирует их на обмен опытом, знаниями, а также чувствами и мнениями. На базе потребности ребенка в коммуникации возникает и развивается его потребность в признании, которая, как отмечает А.Н. Леонтьев, «позволяет развивающейся личности постичь культурные ценности своего народа и других представителей культурных этносов» .

Правильное и правильное использование румынского языка при производстве письменных сообщений в разных контекстах реализации в различных целях. Содержание ценностей и установок румынского языка и программ литературы, в свою очередь, вытекает из ценностной составляющей из ключевых европейских компетенций: общения на родном языке, социальных и гражданских компетенций, осознания и культурного самовыражения.

Растущий интерес к чтению и чтению, эстетический вкус в литературе. Стимулирование автономного, рефлексивного и критического мышления в отношении различных полученных сообщений. Выращивание позитивного отношения к коммуникации посредством осознания влияния языка на других и необходимости понимать и использовать язык в позитивном, социально ответственном ключе.

Социальные установки рассматриваются нами как необходимые компоненты коммуникативной культуры личности. Социальная установка имеет определенное строение, структуру, в которой выделяются три компонента: аффективный (эмоциональная оценка объекта), когнитивный (осознание объекта социальной установки), конативный (последовательное поведение по отношению к объекту) . Среди важнейших социальных установок субъекта общения - «образ Я» и установка на общительность - замкнутость. Сущностью «образа Я» можно считать самоуважение личности, которое совмещает в себе рассудочный и эмоциональный элементы - осознание себя и удовлетворение собой. Совмещение этих элементов и определяет поведение субъекта к самому себе и окружающим его людям.

Культивирование позитивного отношения к румынскому языку и признание его роли в развитии личности и обогащение культурного горизонта. Развитие интереса к межкультурной коммуникации. Без необходимости рассматривать общение с точки зрения преподавания с помощью новых академических направлений, текущие румынские языковые и литературные программы смещают акцент с теоретической стороны на функциональный язык, используя как описательные, так и нормативные аспекты современного румынского литературного языка.

В то же время в программах также основное внимание уделяется динамике языка, разнообразию его проявлений в прагматической составляющей коммуникации, используя как устные, так и письменные аспекты. Как утверждают лингвисты в новой грамматике, подход коммуникации с функциональной точки зрения рекомендует изучать язык «в разговорной ипостаси», перетаскивая из модели, применяемой старыми программами, которые теоретизировали норму стандартного румынского литературного языка, но заявки предлагали их по отдельным текстам из вымышленного, где известно, что отклонение нормы персонифицирует текст, имея неоспоримые стилистические достоинства в коммуникативно-функциональной модели.

Социальные установки могут воплощаться в жизнь по-разному, многое зависит от характерологических особенностей личности и от того, насколько она владеет коммуникативными умениями. Термином «умения» в психологии обозначают владение сложной системой психических и практических действий, которые необходимы для целесообразной регуляции деятельности с помощью имеющихся у субъекта знаний и навыков . Разбор психолого-педагогической литературы показывает, что основными коммуникативными умениями выступают умения слушать и слышать собеседника, адекватно ориентироваться в сложившийся ситуации, планировать и реализовывать свое высказывание, строить его в определенном стиле. В случае неудачного коммуникативного процесса не каждый его участник готов взять на себя ответственность за провал, хотя осуществлять контроль за речью, корректировать себя в случае необходимости, а также знать нормы и правила общения культурный человек просто обязан.

Из этого инновационного видения учебной программы следует, что применение в процессе обучения-обучения-оценки предполагает неоспоримую реальность, которая всегда проявлялась как один из сложных коммуникационных процессов, а именно, что в школе, на румынском языке и в литературе, развивать сбалансированную и гармоничную, прежде всего, коммуникативную компетентность, которая занимает большую часть человеческого существования. Локатор занимает центральное место в этом процессе, сознательно принимая на себя роль передачи сообщения и проявляя себя при его ремоделировании, назначая конкретные коннотации, которые определяют его.

Не менее важной теоретико-методологической основой выделения состава коммуникативной культуры служит понятие о ценностных ориентациях личности. Ценностностью мы называем психологическое образование, которое представляет собой взаимосвязь, единство между наиболее значимой для человека сферой деятельности, той или иной стороной его жизни и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего «Я» в системе взаимоотношений с людьми. Ценностность есть тот необходимый психологический механизм, который определяет стремление, направленность человека к предельной самореализации в той области жизни, которая имеет для него немаловажное значение. Как отмечает В. Франкл, «стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является врожденной ценностной ориентацией, присущей всем людям и являющейся основным двигателем поведения и развития личности» .

Сообщение больше не может восприниматься как простая информация, но также должно быть понято с субъективной точки зрения передатчика, о роли моделирования в отношении получателя. Поэтому в преподавательской деятельности учитель рассмотрит возможность повышения устной компетентности учащихся и качественного повышения их уровня, используя риторические и семантические элементы устной речи. Поэтому очевидно, что к учебной программе необходимо подходить с междисциплинарной точки зрения, которая может творчески использовать семантический потенциал языка, отраженный в эффективности как устного, так и письменного общения.

Анализ психолого-педагогической и философской литературы позволяет выделить универсальные ценности для развития и саморазвития личности. Среди наиболее актуальных ценностных ориентаций исследователи (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, А.В. Кирьянова, И.С. Кон и др.) выделяют любовь, свободу, культуру, совесть, жизнь, красоту, человека, общение. Ценности общения - это те значимые ориентиры процесса общения, которые определяют, в первую очередь, его основные содержательные характеристики, а не только формальные. Гуманистическая этика общения позиционирует честь и достоинство человека как высшую ценность. Так, Д. Карнеги пишет: «Существует один наиважнейший закон человеческого поведения. Этот закон гласит: всегда поступай так, чтобы у других создавалось ощущение своей значительности» . Эта практическая рекомендация Карнеги как раз и исходит из того, что для человека его честь и достоинство - главнейшие ценности.

Вымышленные писания должны восприниматься как средство достижения эстетического воспитания и как продукты, характерные для культурного пространства, в котором живет человек. В качестве поддержки применения теоретических представлений, если они используются только, они могут нанести вред добрым намерениям развивать навыки общения; сообщение литературных произведений должно быть предлогом для построения коммуникационных ситуаций, в которых связь между письменным и устным румынским языком, оценка эстетического измерения текста, а также его социально-культурный аспект.

Признание ценности партнера по общению может проявляться также и в искренней и ненавязчивой предусмотрительности, которая заключается в том, чтобы предугадать желания партнера и способствовать их более успешному исполнению. Но здесь следует быть осторожным: необходимо чувствовать такт и не нарушать меру, за которой человек, которому в чем-то помогают, может почувствовать себя неудобно. Этика межличностного взаимодействия синтезирует в себе как доброжелательность и доверие, так и уважение не только к другому человеку, но и ко всему, что с ним связано. Это, как правило, проявляется во взглядах, суждениях, оценках, поступках, а также в жестах, мимике, другими словами - в искусстве ценить других. Если же человек видит высшую ценность общения только в себе самом, в удовлетворении только своих личных потребностей, если на первом месте у него неблагородные и сугубо корыстные цели, если другой участник общения выступает для него только как средство для решения личных задач, то ценности общения в таком случае потеряны и такой коммуникативный процесс можно назвать безнравственным и бескультурным.

Таким образом, применение программ приведет к приобретению конкретных компетенций, что облегчит понимание учащимися языка языка как стандартной системы лингвистических знаков, благотворно влияя на сознательное применение «механизмов использования системы в процессе коммуникации».

Примечание. Общение на иностранных языках включает в себя те же знания и навыки, но отношения различаются. Они имеют общие элементы с подходами, разработанными в рамках социальной и гражданской компетенции, и заключаются в следующем. Признание культурного разнообразия.

В способности учитывать все эти факторы и находить разумные компромиссы и заключается искусство общения. Для того чтобы уметь находить эти компромиссы, необходимо осознать ценность принципа толерантности в общении.

Ценность этого принципа сейчас не является, к сожалению, популярной, так как его часто отождествляют со смирением, с конформизмом, с капитуляцией, с попыткой подставить другую щеку. На самом деле, этот принцип связан с неосуществимостью преодолеть тотчас, немедленно слабости и несовершенства человеческого рода. Это относится к случайным, порой неосознанным проявлениям высокомерия, к психологической несовместимости характеров, стрессам и т.п. Поэтому общение без толерантности может превратиться в постоянные выяснения отношений. В каждом конкретном случае порог толерантности может меняться. Однако во всех ситуациях общения толерантность никогда не может быть связана с ущемлением достоинства любого из общающихся субъектов, с культивированием зла. Человеку, не осознавшему ценность этого принципа, очень сложно общаться. Необходимо развивать в себе эту способность, которая вырастает из понимания самоценности человека в процессе межличностного взаимодействия, помогает гуманизировать межличностные отношения, т.е. делать их более человечными, доброжелательными, тактичными.

Проявление интереса к языкам и межкультурной коммуникации. Илеана Оанса, полумастер, Тимишоара, издательство «Эксельсиор». Клод Симар, профессор Французской языковой школы, Монреаль, Де Бек и Лансьер. Институт Антона Симона Маринелы. Изменение коммуникативной концепции, продвигаемой в школе, представляет собой острую проблему все более усердного обучения коммуникативному потенциалу как у учителя, так и у учеников, в то же время улучшая коммуникативное общение в школьном учреждении. Общение имеет значение человеческой и социальной ценности, поэтому образование коммуникации является самоцелью, главной целью образования.

Помимо толерантности, гуманистическая этика опирается на такие общечеловеческие нравственные ценности, как доверие, бескорыстие, откровенность, милосердие, честность, забота, благодарность. Все они равнозначны и переплетаются между собой, поэтому выстроить ценностную иерархию не представляется возможным. Идеальное общение, на наш взгляд, также не отделимо и от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении нужно не только свою свободу, а в первую очередь свободу другого. Общение, ориентированное на эти ценности, можно назвать гуманистическим, именно оно может сделать человека по-настоящему счастливым.

Требования к обучению в школе неуклонно растут, поэтому он умножает свои формы общения и увеличивает его требования к акту коммуникации. Такая эволюция обязывает дидактику стать хорошим профессионалом дидактической коммуникации, как с точки зрения овладения коммуникационной техникой, так и в резонансе приемника, в влиянии на формирование его личности в нескольких аспектах, коммуникативной компетенции, получающей таким образом, интегративная ценность его педагогических способностей.

Коммуникация - это реляционный процесс, в котором два или более собеседника обмениваются информацией, понимают и влияют друг на друга. Кодами, используемыми в сообщении, являются слова, жест, изображение, звук, движение, аффективные состояния. Согласно Слову обучения, дидактическое общение является фундаментальной частью процесса обучения, в котором ученики под руководством учителя приобретают новые знания, правила, формулы, законы. В традиционной педагогике дидактическое общение рассматривалось только как преподавание, при этом ученик играл простую роль.

Динамичные процессы урбанизации, технизация всех социальных взаимодействий часто ведут к индивидуализму в общении, замкнутости, отчужденности. Бездуховность общения ведет, как правило, к различным отклонениям в поведении личности. Поэтому задача педагогов и родителей состоит в формировании подлинной культуры общения у своих воспитанников, общения, ориентированного на гуманистические ценности. Так как основной элемент общения речь - очень важно следить за ней, избегать нецензурных выражений и некорректных формулировок, а также агрессии и гнева. Культура общения подразумевает соблюдение определенных правил не только в вербальной речи, но и в невербальной - мимике, жестах, позе тела. Культурное общение - это всегда обмен мнениями, диалог, выражение собственных мыслей и интерес к мыслям собеседника. Вступать в общение без предвзятости является существенной стороной культуры общения. М. Горький советовал: «Никогда не подходи к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего». В общении обычно проявляется характер отношения человека к другим людям - те, кто видит в людях хорошее, даже иногда и малозаметное, имеют больше шансов рассчитывать на ответное положительное отношение. Кроме того, важно понять: относясь к человеку хорошо за то хорошее, что есть в нем, мы постепенно делаем его на самом деле лучше.

Принимая во внимание роль ученика в учебном процессе, современная педагогика уделяет особое внимание методам активного участия, сотрудничеству между студентом и дидактической базой, которые делают дидактическое общение сложным и живым процессом. Дидактическая связь - это особая форма общения, характерная для дидактического процесса. Преподавание коммуникации мешает нескольким типам общения.

Устное общение и письменное общение. Вербальная, паравербальная и невербальная коммуникация. Референтная коммуникация и отношение. Образование - это отличное общение на всех уровнях. Эта оценка тем более очевидна, если мы посмотрим на вещи через современную педагогику общения, для которой.

Культура общения - это еще и такт, и уважение, и вежливость. Сформированная коммуникативная культура предполагает осознанное, основанное на «принципах справедливости и благородства» отношение к людям, а не слепое исполнение этикетных норм. Немаловажное место в составе коммуникативной культуры занимает ответственность. В психологии ответственность понимается как свойство, характеризующее социальную типичность личности . Ответственность отражает склонность личности исполнять ролевые обязанности, придерживаться в своем поведении общепринятых норм, а также готовность ответить за свои поступки и действия.

Поучительные отношения - это чрезвычайно коммуникативные отношения, которые порождают определенный тип языка - преподавательский или педагогический язык, на котором он основан. Это не означает, что образование сводится к общению, но указывает на признание коммуникации как составляющей и важной части учебно-воспитательного процесса.

В качестве неотъемлемой и важной части образования коммуникация активно и творчески участвует в ее структурировании. Коммуникация является одним из фундаментальных условий учебного процесса, в результате чего вывод о том, что организация условий обучения означает организацию сообщений, которые происходят в классе, организует и контролирует обмен значимости, который имеет место между учителем и учениками.

Ответственность - такая черта характера, проявляющаяся как готовность взвалить на себя груз принятия решения и быть с этим грузом до последнего, вплоть до неудачи. Ответственность и долг - понятия взаимосвязанные. Истинная ответственность - это личное осознание коммуникативной задачи, поиск перспектив ее решения, это осознание человеком себя как субъекта общения, независимо от кого-либо принимающего решения. Ответственность всегда характеризуется самостоятельными действиями и не может быть навязана по определению.

Расширение вещания способствует формированию и кристаллизации сообщества как более широкой среды, которая благоприятно вмешивается в стимулирование обучения и качественную дидактическую деятельность. Важно подчеркнуть, что учебное заведение - это место, где преподаются коммуникации, где общение изучается и совершенствуется, когда разрабатываются коммуникации, где изучается связь. Здесь общение имеет значение человеческой и социальной ценности, поэтому образование коммуникации является самоцелью, главной целью образования.

Определенный с точки зрения коммуникации процесс образования проявляется в виде бесконечного теоретического экзальтации, коммуникационных ситуаций с дидактической спецификой. Учитель должен гармонизировать свои действия на уровне лингвистического опыта студентов, с которыми он работает. Учебное сообщение должно быть структурировано, обработано и представлено в соответствии с возможностями приема студентов. Это проблема, связанная с способностью педагога адаптировать свое общение к уровню зрелости ученика.

Таким образом, коммуникативную культуру личности мы понимаем как комплекс сформированных знаний и умений в области межличностного общения. Она выражается в толерантном отношении к людям, в умении контролировать и регулировать свое речевое поведение, грамотно аргументировать свою позицию, продуктивно сотрудничать с помощью вербальных и невербальных средств и способов общения.

Это не всегда означает, что дидактическое общение осуществляется, как мы и предложили, потому что в процессе общения могут быть также блокировки. Коммуникационные блокировки могут возникать, когда у преподавателя есть неясная речь, говорит слишком медленно или слишком быстро, не создает мотивации, учащиеся не имеют необходимых знаний для понимания общения или плохо фиксированы, что отрицательно влияет на новые знания. Язык означает общение, но ничего не сообщается, если речь не имеет смысла.

В дидактическом общении мешают, определяя его или влияя на него, множество факторов, которые могут быть сгруппированы в следующие категории: характеристики учителя, характеристики ученика или класса, характеристики канала передачи и контекст, в котором происходит коммуникативный акт. С точки зрения учителей важны дидактический стиль, стратегии обучения, четкое, точное, обоснованное, доступное, профессиональное участие, используемые формы мотивации, типы педагогических отношений.

Список литературы

Антонова Т.В. Коммуникативные воздействия на сверстников при организации продуктивной деятельности//Общение детей в школе и семье. М., 1990.

Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.

Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей, выступая публично. М., 1994.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

Особенно важны характеристики ученика: сенсорная острота, уровень интеллектуального развития, когнитивный и лингвистический опыт, мотивация обучения, уровень коммуникативных навыков, уровень культуры, ритм, познавательные и социальные установки, эмоциональный, индивидуальный и групповой эмоциональный опыт. Связь может поддерживать отношения разных типов: однонаправленные, двунаправленные и многонаправленные. Акцент делается на развитии многонаправленной коммуникации, которая способствует взаимодействию, интерактивности, конфронтации различных знаний.

Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. М., 1993.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.; Киев, 2003.

Психология: Учебник для вузов / Л.Д. Столяренко. Спб., 2004.

Социальная психология / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д, 2011.

Франкл В. Человек в поисках смыслах. М., 1990.

Образовательная политика сейчас во многом сконцентрирована на развитии коммуникативной компетентности. Способность эффективно общаться часто называют одной из целей образования, наряду с другими ключевыми навыками, такими как критическое и способность эффективного решения проблем.

Что такое коммуникативная культура?

Одно из определений коммуникативной культуры – способность человека запомнить эффективные коммуникационные методы и использовать эти знания, адаптируя их к различным контекстам.

Вот список навыков, составляющих коммуникативную культуру общения:

  1. Выражать свои идеи ясно.
  2. Вести общение корректно, в соответствии с этическими нормами.
  3. Понимать момент, когда коммуникация удобна.
  4. Четко осознавать цель своих коммуникаций.
  5. Выбирать наиболее подходящий и эффективный способ для коммуникации.
  6. Демонстрировать доверие к собеседнику.
  7. Определять и нейтрализовать моменты непонимания.
  8. Способность предотвращать или грамотно разрешать конфликты.
  9. Открытие к восприятию чужой точки зрения.
  10. Слушать внимательно.

Коммуникативная культура личности

Социальные психологи выделяют также список навыков, которые составляют коммуникативную культуру в целом.

Важно отметить, что человек с развитой коммуникативной культурой – ни в коем случае не «ботаник» с накрахмаленным воротничком. Это цельная , способная дипломатично и находчиво справиться с любой речевой или переговорной ситуацией. Кстати, если вы интересуетесь коммуникациями в дипломатии, мы советуем прочесть труд китайских стратегов «36 стратагем».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: