Технология воздействия цветом в детском саду презентация. Цветотерапия в доу

Мы откроем вам секрет,
Как раскрасить белый свет
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными.
Пусть сияет все вокруг -
Речка, поле, лес и луг
Желтыми, зелеными, красными
Красками прекрасными!

Как вы думаете: «От чего зависит эмоциональное и физическое благополучие ребенка?» (ответы коллег) Правильно оно зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа строится на основе игры.

Многолетние наблюдения ученых и практический опыт работы педагогов показали, что одним из основных требований является цвет, т.к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Все это побудило к использованию в моей работе метода цветотерапии (хромотерапии).

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? (ответы коллег). Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогранен, как сама жизнь. Цветовая гамма влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.
Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

    знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля;

    повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость и опыт;

    пополняет знания о разнообразии окружающего мира

    обогащает сенсорный опыт детей;

    развивает слуховое и зрительное внимание;

    снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;

Решение названных выше задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально-волевыми процессами, обогащение сенсорно-эмоционального опыта детей.

Значение цветов

Чтобы хорошо овладеть основами цветотерапии и разобраться, что можно сделать при помощи того или другого цвета, необходимо знать, что обозначают цвета и какое влияние на организм они оказывают. Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги по порядку нас учили еще в детстве. Помните знаменитую фразу: К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан? А ведь это не что иное как самая популярная фраза для того, чтобы запомнить цвета радуги по порядку. Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета. Посему, цвета радуги по порядку звучат так: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Со значением каждого цвета, вы можете ознакомиться в буклете, который мы приготовили для вас.

Брусничка и смородина,
И земляника красная,
Вас напитало радостью
За лето солнце красное
.

Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Цвета жёлтого, Дружок,
Будет солнышко, песок,
Звёзды, лампочка, утята,
И подсолнух, и цыплята.

Зеленый кузнечик на скрипке играл,
– Ква-ква! – лягушонок ему подпевал.
Зеленая сверху на них стрекоза
Смотрела, раскрыв изумленно глаза

Небо цвета голубого.
Он прекраснее любого.
Пролески в лесу растут,
Голубым они цветут.

Море синее бушует,
Волны пенные волнует.
Синий карандаш мы взяли,
Синий круг нарисовали

Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она.
На столе в красивой вазе около окна.

Коричневый... и детством пахнет -
Коричневый... какао цвет.
Коричневая шоколадка -
Коричневая... шлёт привет!

Чёрной ночью
Чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.

Белый цвет живёт в ромашке,
Любит папину рубашку,
Спит в снегу, сугробах, льдах,
А резвится в облаках.

Розовые розы -
Розовый букет.
Из лепесточков розы
Розовый щербет.

Красный цвет - Энергия красного цвета улучшает аппетит, усиливает волю, ускоряет темп мышления, повышает работоспособность, выносливость, силу, остроту зрения.

Оранжевый - цвет оптимизма и радости, цвет солнца и тепла. Лучшее лекарство против депрессий, пессимизма, некоторых страхов.

Желтый - помогает нам концентрироваться. Желтый цвет очень эффективен против угрюмости. Он помогает создать хорошее настроение, придает большую ясность мыслям.

Зелёный -Это цвет покоя, цвет внутренней гармонии. Зелёный успокаивает и благоприятно влияет на сон, контролирует состояние раздражительности при нервных расстройствах.

Голубой - Способствует снятию эмоционального напряжения. Успокаивает нервную систему. Благотворно влияет при усталости и бессоннице. Помогает достичь своих идеалов, пробуждает интуицию, просветляет разум, облегчает чувство одиночества, настраивает на доброту и любовь.

Синий - Синий цвет создает благоприятную обстановку для спокойной, но не интенсивной умственной работы и снижает ощущение утомления от нее. Синий цвет приносит умиротворение, расслабляет, создает уверенность в себе.

Фиолетовый - Успокаивает нервную систему. Хорошо подходит для решения умственных задач, способствует развитию духовности. Фиолетовый, как и синий, приносит умиротворение, смягчает многие ситуации. Это энергия доброты и любви.

Коричневый - цвет плодородия и утешения. Он усиливает и дает телесную и психологическую стабильность.

Черный цвет - этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять.
Белый - символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение.

Розовый - это цвет успокаивает, поддерживает и расслабляет. Розовый, в основном, говорит о мире и приятии. Он усиливает чувствительность и чувственность, вызывает романтические чувства и «греет душу».

Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому не стоит перегружать интерьер игровой комнаты обилием всевозможных оттенков по принципу: чем пестрее, тем лучше. Во-первых, чем больше используемых оттенков в интерьере, тем сложнее их сочетать между собой. Во-вторых, изобилие красок повышает утомляемость психики, а ведь ребенок проводит в детском саду целый день!.

Учеными доказано, что разные цвета, даже в зависимости от места расположения (вверху, на боковых поверхностях, внизу), оказывают различное влияние на ребенка.

На слайде, вы можете это посмотреть:

Локализация

Боковые поверхности

возбуждает, мобилизует

возбуждает

воспринимается как неестественный, может «обжигать»

ощущение легкости, счастья

чувство нежности

часто ассоциируется с обонятельными ощущениями

Оранжевый

способствует концентрации внимания

ощущение тепла, способствует релаксации

эффект «принадлежности» и тепла, иногда воспринимается как неестественный

вызывает приятные ощущения разрядки, отвлечения, способность релаксации

возбуждает, может вызвать неприятные ощущения

эффект «приподнятости», иногда «парения»

воспринимается как неестественный

успокаивает

успокаивает, «охлаждает», может оказывать эффект снотворного действия

ощущение легкости, спокойствия, способствует релаксации

«охлаждает», вызывает отчуждение

«охлаждает», более выражен, чем зеленый

вызывает тревожность, беспокойство

отчуждение в группе, отношениях с психологом

тревога, «холод», ощущение бездны

Так в своей группе мы стараемся создать максимально комфортную обстановку. Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение проходит еще и с помощью цвета.

В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате – бежевые, золотистые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные цвета штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в коридоре, где требуется активность детей – яркие стены с цветными картинками, с занимательными и развивающими заданиями. На потолке развешаны яркие цифры, для запоминания счета.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать. Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего некоторые дидактические пособия вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи

« ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». С этого года ввели интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день

Дидактический столик ^ «РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета

Почему я уделяю такое большое внимание цветам радуги? Потому что здоровый организм имеет в балансе 7 цветов спектра. Правильно воздействуя этими цветами на организм ребенка, мы можем корректировать его эмоциональное состояние.

Известный русский психиатр В.А.Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!» Конечно, педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии, чтобы использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. И обязательно знакомить с основами цветотерапии родителей.

Несомненным преимуществом метода является та благоприятная, гармоничная атмосфера, которую создает цветотерапия. Упражнения, как правило, вызывают у детей глубокий интерес и эмоциональный отклик, представляясь в виде увлекательных путешествий.

Цветотерапия, несомненно, способствует:
улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Влияние цвета на здоровье человека уже давно доказано. Ещё древние египтяне использовали терапию цветом, когда оборудовали храмы специальной призмой, через которую преломлялся свет и на стенах появлялись разноцветные блики. Сегодня цветотерапия успешно применяется в детских садах, в работе с дошкольниками она показывает хорошие результаты. Как действуют различные цвета на психику и здоровье детей и взрослых?

Что такое цветотерапия и в чём её суть?

Цветотерапия – один из эффективных методов, позволяющий сохранить психологическое здоровье. Её суть состоит в том, что световые фотоны, проникая через глаза человека, действуют на нейроны мозга, которые, в свою очередь, передают импульсы светозависимым гормонам. В результате эти гормоны производят в организме те или иные изменения, которые проявляются в различном виде – в перемене настроения, улучшении ли ухудшении работы внутренних органов и систем.

Введение занятий цветотерапией в дошкольных учреждениях – мера, позаимствованная у заграничных коллег. Эти занятия помогают детям лучше познать себя, достичь гармонии с окружающими, развить правильное отношение к жизни, обрести позитивный настрой. С помощью занятий цветотерапией педагогам удаётся корректировать психологическое состояние гиперактивных детей, а также малышей, склонных к меланхолии. Игры с цветом позволяют определить психоэмоциональное состояние каждого ребёнка и найти способы помочь ему справиться с проблемой. Помимо этого, цветотерапия в работе с дошкольниками позволяет укрепить и физическое здоровье детей. Как это возможно?

Влияние различных цветов на физическое состояние человека

Каждый цвет излучает собственные электромагнитные волны, которые человек воспринимает по-разному. Давайте рассмотрим каждый цвет в отдельности и разберёмся, какой лечебный эффект может быть достигнут благодаря цветотерапии.

Красный. Действует возбуждающе на нервную систему, придаёт бодрости, активирует работу левого полушария, повышает давление. Подходит для лечения апатии, малокровия, артрита. При патологиях глаз его влияние также положительное. Красный цвет ещё и укрепляет иммунную систему и стимулирует кровообращение.

Жёлтый. Цвет радости, обладает мощной энергетикой, дарит положительные эмоции. Используется для лечения депрессии, заболеваний печени и желчного пузыря, при диабете, налаживает работу органов пищеварения.

Зелёный способен понижать давление, успокаивать нервную систему. Он действует на стенки сосудов, расширяя их. Благодаря ему легко справиться с беспокойством, наладить сон, улучшить зрение. Он является отличным лекарем при невралгии и остеохондрозе.

Синий или голубой, в противоположность зелёному, способен повышать артериальное давление. Он активирует защитные функции организма, помогая справиться с различными инфекционными заболеваниями. Длительное пребывание в помещении синего цвета способствует наступлению меланхолии и депрессии.

Фиолетовый цвет способен благотворно влиять на тонус мышц, а также некоторые внутренние органы, например, селезёнку. Подобно синему он помогает организму бороться с вирусами.

На самом деле цветотерапия оказывает влияние и на здоровье людей, именно поэтому её стали успешно применять и в дошкольных учреждениях. Как именно может использоваться цветотерапия с дошкольниками?

Оформление интерьера в детских садах – путь к здоровью

Благотворное воздействие цветовой гаммы должно постоянно ощущаться детьми, а не только во время специальных занятий. Именно поэтому основы цветотерапии должны учитываться и при создании интерьеров групп в детских садах. В комнате отдыха пусть лучше преобладают спокойные оттенки, способствующие расслаблению и умиротворению, например, зелёный или оливковый. Там, где детишки активно играют, можно использовать различные яркие цвета. Однако важно помнить, что преобладание какого-то одного цвета в помещении, где долго находятся дети, может привести к психологическому дисбалансу. Так, малые дети плохо умеют контролировать свои эмоции. Это означает, что не стоит их излишне возбуждать. Значит, красного цвета в интерьере должно быть немного и он не должен попадаться постоянно на глаза.
Зеленого цвета должно быть много. Меньше чем зеленого – синего. Желтого – больше красного, но меньше чем синего. Фиолетового – меньше чем синего.

Интерьер в детском саду играет важную роль не только потому, что создаёт подходящую атмосферу для игр. Почти всегда предметы, находящиеся в группах, используются в качестве развивающих пособий, равно как и всевозможные изображения на стенах. Очень важно, чтобы игрушки, предметы декора, мебель подбирались для детских учреждений с учётом знаний о цветотерапии и её влиянии на детей.

Каких результатов помогает достичь цветотерапия в детском саду?

Большинство педагогов, которые уже практикуют занятия цветотерапией в дошкольных учебных заведениях, сходятся во мнении, что эта методика действует. Они отмечают, что в результате нескольких курсов удалось добиться следующих результатов:

Снизилось количество детей с симптомами тревожности и признаками гиперактивности;
дети приобрели хорошие навыки коммуникации;
уменьшился показатель конфликтности;
дети стали больше интересоваться окружающим миром.

Какой процент какого цвета точно должен быть использован пока никто сказать не может. Цветотерапия в саду, как и данная методика в общем, ещё находятся в стадии развития. Так что стоит ожидать, что в будущем коррекция жизни и поведения при помощи цвета поможет вырастить социально адаптированное и устойчивое в эмоциональном плане поколение.

Цветотерапия, пришедшая к нам из глубокой древности, уже завоевала к себе интерес и уважение среди педагогов и психологов всего мира. Применение её в детских садах не лишено смысла, как показал имеющийся опыт. Есть надежда, что знания древних мудрецов помогут укрепить как психологическое, так и физическое здоровье молодого поколения.

Значение цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый). 1-9 слайд

Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии. 10слайд

- Влияние цветовой обстановки на поведение и результативность в обучении детей. 11 слайд

- Мебель и оборудование. 12 слайд

- Цветовой день. 13 слайд

- Упражнение "Ощущение цвета"(на расслабление). 14 слайд

- Консультация для родителей. 15 слайд

- Цветомедитация. 16 слайд

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЦВЕТОТЕРАПИЯ

Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта; оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Используется при коррекции страхов, инертности, апатии.

Оранжевый цвет используется при коррекции застенчивости, замкнутости и скованности движений.

Желтый цвет используется при коррекции гиперактивности, формировании самоконтроля, повышении самооценки. Вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия

Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма. Используется при коррекции возбудимости, тревожности, гиперактивности.

Голубой цвет используется при коррекции повышенной возбудимости, тревожности, агрессивности. Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении

Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит. И спользуется при коррекции невротических реакций, беспокойства, возбудимости, агрессии

Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета.

Задачи, которые можно решать применяя технологию хромотерапии: повышение уровня коммуникативности детей, их эмоциональной отзывчивости; обогащение сенсорного и эмоционального опыта детей; знакомство с приемами управления своими чувствами, формирование навыками самоконтроля. автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов. с овершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. р азвитие общей и мелкой моторики. о бучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства. р азвитие правильного дыхания. использование цвета для коррекции нарушений устной и письменной речи

Влияние цветовой обстановки на поведение и результативность детей У спехи улучшаются при более рациональной окраске стен. в помещениях, где цветовой климат составляют белый цвет, кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой, -лучше освещение, дети меньше устают, понижается отрицательный эмоциональный фон. Ведь белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличии от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Сумеречное же освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус. Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета. Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.

Мебель и оборудование Функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности у детей проявляются при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета. Цвет способствует более точному и полному распознаванию предметов. Исследования ученых показали, что дети при дневном свете предпочитают писать или рисовать на белой бумаге, а при лампах накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета.

Цветовой день Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано - на 2-3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка - на целый день.

Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление). Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего. Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.) Далее педагог описывает - значение цвета, как он действует на организм.

Консультация для родителей Одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются. В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Взрослым, и педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 – 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание. Бордовые колготки, красные рубашки и лиловые платья не стоит покупать для повседневной носки – ведь в этой одежде малышу предстоит провести в детском саду весь день!

Сядьте в удобную позу. Закройте глаза. Дыхание ровное. Вы чувствуете, как по вашему телу разливается тепло. Тело мягкое и теплое. Представьте, что перед вами белая стена... Под ногами ведра с краской и очень большая кисть. Сейчас мы будем красить стену... Начнем с черного цвета. Красим всю стену, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка. Краска засохла. Черная стена... Теперь красим красной краской, ни пятнышка черного. Краска засохла. Красная стена... Красим оранжевой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Оранжевая стена... Красим желтой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Желтая стена... Красим зеленой краской. Ни пятнышка желтого. Краска засохла. Зеленая стена... Красим голубой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Голубая стена... Красим синей краской. Ни пятнышка голубого. Краска засохла. Синяя стена... Красим фиолетовой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска засохла. Фиолетовая стена... Красим белой краской. Ни одного фиолетового пятна. Краска засохла. Белая стена. Теперь открываем глаза и смотрим вокруг себя. Что изменилось вокруг? После того, как дети поделились впечатлениями можно уточнить, какие цвета им удавалось закрашивать с трудом?


Зимирева Марина Эйнаровна, педагог - психолог высшей
квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного
учреждения "Детский сад комбинированного вида № 25" п. Кавалерово
Кавалеровского муниципального района Приморского края.

Дошкольное детство - время первичной социализации детей, формирования стойких стереотипов соматической и психической организации. Наблюдения и практический опыт показывают, что становление специфической деятельности ребенка (игровой, познавательной, изобразительной и др.), его развитие оптимизируются при включении в образовательный процесс цветотерапии как элемента психогигиенической и психокоррекционной работы.

Период дошкольного детства является также периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Изучение данных литературы и результаты собственных наблюдений и исследований позволяют сделать вывод о том, что стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна.

Работа с цветом способствует решению многих задач:

. повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
. обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
. знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В условиях ДОУ цвет используется не только как зрительный стимулятор и раздражитель, но и как наполнитель пространственной среды. Это позволяет условно зонировать окружающую обстановку, вносит разнообразие в традиционные виды деятельности, усиливает смысловое значение изучаемого.

Говорят, что дома и стены помогают. Для дошкольника детский сад - это второй дом. Задумываемся ли мы о том, что в зависимости от окраски стен жилища дети могут чувствовать себя совершенно по-разному?

В течение трех лет мы проводили в ДОУ эксперимент для определения влияния окружающей цветовой обстановки на поведение и результативность в обучении детей. Оказалось, что их успехи улучшились при более рациональной окраске стен. Изучение эмоционального состояния воспитанников при помощи методики цветопредпочтения показало, что у многих из них наступает быстрое утомление, снижение тонуса активности уже в первые часы пребывания в помещении. По совету психолога в помещениях был изменен цветовой климат. Потолки и верхнюю часть стен окрасили в белый цвет, нижнюю - в кремовый, светло-салатовый, нежно-голубой. В результате этих, казалось бы, простых мероприятий значительно улучшилось освещение, дети стали меньше уставать, а повторная диагностика, проведенная через некоторое время, показала, что число детей с превышением отрицательного эмоционального фона уменьшилось более чем в три раза.

И в этом нет ничего удивительного! Белый цвет значительно повышает освещенность за счет того, что отражает до 80% дневного света. В отличии от других цветов белый цвет лишен эмоционального воздействия. Наши выводы получили неожиданное подтверждение в исследованиях американских психологов, выяснивших, что сумеречное освещение вызывает у многих взрослых и детей состояние депрессии и, наоборот, яркий дневной свет повышает эмоциональный тонус.

Также функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета, нежели в желтый и особенно красный. Конечно, мы далеки от мысли, что в каком-нибудь детском саду взрослые вздумают окрасить стены в красный цвет. И тем не менее.

Отправляемся в Красную страну

Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Синий и зеленый цвета тоже подходят для детских комнат, особенно ориентированных на юг, поскольку эти цвета создают ощущение прохлады.


Синяя капель

Изучение влияния цветовой окраски мебели и оборудования показало, что функциональное состояние зрительного анализатора и работоспособность детей выше при зеленой гамме цветов, чем при других (белая, черная, коричневая). Наилучшие показатели зрительной работоспособности были выявлены при окраске рабочих столов в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, которые создают благоприятное распределение света в поле зрения ребенка. Желательно, чтобы и демонстрационная доска была зеленого цвета.

Но и это еще не все. Цвет способствует более точному и полному распознаванию предметов. Знакомясь со специальными исследованиями ученых, мы узнали, что дети при дневном свете предпочитают писать или рисовать на белой бумаге, а при лампах накаливания выбирают бумагу светло-зеленого цвета. Эта особенность теперь тоже учитывается при организации занятий и свободной изобразительной деятельности детей.

И еще одна практическая находка. Для того, чтобы избежать «назойливости» тех цветов, которые были использованы при окраске различных элементов интерьера, а также цветового пресыщения у детей на цветовое оформление, мы используем динамический светоцветовой климат. С помощью мобильных экранов и цветных полотен измененяем цветовое решение пространства. При смене освещения и цветовой гаммы происходит смягчение отрицательного психологического воздействия замкнутого помещения. Ведь подобное воздействие приходится постоянно ощущать на себе всем детям, посещающим детские сады.

В психопрофилактической работе психологом широко используются цветные полотна — отрезки шифона размером 1,5 м х1,5 м насыщенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.). Манипуляции с этими полотнами, обертывание в них, рассматривание сквозь них окружающего пространства дают ощутимый терапевтический эффект и развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям. Цвет может вызвать приятные воспоминания о наиболее счастливых момента в жизни или напомнить о чем-то грустном, настроить на позитивный лад, отлично развивает воображение и фантазию. Работая с цветом, мы обязательно уточняем его психологические характеристики: теплый — холодный, мягкий — колючий, спокойный — энергичный, мрачный — красочный и т. д.


Расселяем в домики

Интересна и увлекательна практика «цветного дня» в детском саду. Дети сами выбирают определенный цвет, и ему посвящается целый день: с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают фантастические игры, постройки. В цветовом пространстве подробно выделяется каждый цвет по отдельности: в группе собираются игрушки определенного цвета, меняется мягкий инвентарь (салфетки, скатерти, занавески), на занятиях используется мягкий фон из ширмы данного цвета. Педагоги заранее договариваются с родителями о назначенной по цвету одежде: «Завтра у нас - «желтый день», мы будем жить в желтом цвете. Предусмотрите, пожалуйста, в одежде какой-нибудь элемент желтого цвета». Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы, имеющие насыщенный, густой оттенок, выставляются дозировано — на 2—3 часа, а предметы нежного, приятного оттенка — на целый день.

В настоящее время мы апробируем стимуляцию умственной, творческой деятельности посредством светло-зеленого, синего, голубого, желтого, белого цвета. А на занятиях, где требуется физическая активность, используем оттенки красного, оранжевого.

Консультируя родителей, психолог обращает их внимание на то, что каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей. По любимому цвету можно определить характер человека, даже совсем маленького. Здесь есть и обратная связь: одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности.

Взрослым, и педагогам, и родителям, необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе и в жизни. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 - 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 - 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.

Однако это вовсе не означает, что на все темное, красное или фиолетовое следует наложить табу. Просто нужно учитывать влияние этих цветов, например, окрашивая стены или выбирая детские наряды. Бордовые колготки, красные рубашки и лиловые платья не стоит покупать для повседневной носки - ведь в этой одежде малышу предстоит провести в детском саду весь день!

Многолетний опыт практических экспериментов с цветом позволяет сделать выводы об эффективности его использования в работе с дошкольниками. Цветотерапия, несомненно, способствует:

. улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;
. стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;
. приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Список литературы и ресурсов:

1. Г. А. Широкова Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники» - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384с.
2. Под ред. А. И. Клпытина Диагностика в арт-терапии. - СПб.:Речь, 2005. - 80с.
3. С. В. Велиева Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб.: Речь, 2005. - 240с.
4. Электронный ресурс http://www.liveinternet.ru.

Сохранение здоровья детей — один из самых актуальных вопросов настоящего времени. С момента рождения малыш окунается в пучину идущей непрерывным потоком информации. Уже в дошкольном возрасте получаемый объем часто приводит к усталости, снижению интереса к учебе, переутомлению малыша. Для снижения вреда, наносимого психологической устойчивости маленького организма, необходимо использовать такую оздоровительную технологию как цветотерапия для детей. Слово «терапия» означает лечение заболеваний. Сегодня это слово часто используют в контексте профилактики, предупреждения возникновения различных болезней. Многочисленное использование отдельных элементов цветотерапии на практике наглядно показало эффективность данного метода для укрепления не только психологического здоровья, но и физического аспекта развития детей дошкольного возраста.

Цветотерапия — немедикаментозный метод лечения. Такое лечение активно используется с древних времен. Еще в Древнем Египте было замечено благотворное влияние отдельных цветов, их оттенков на эмоциональное, психическое состояние человека. Современная медицина положительно оценивает влияние цветотерапии на состояние детей, немедикаментозная составляющая данного вида терапии служит укреплению здоровья детей и лучшей адаптации к взрослой жизни.

Известно два вида воздействия цвета:

Мир Земли — это разноцветный мир, который с детства окружает человека, оказывает влияние на его здоровье, его настроение. Маленькие дети обладают повышенной чувствительностью к разным цветам, их оттенкам. Следует внимательнее относиться к перепадам настроения детей дошкольного возраста.

С помощью красочных оттенков можно исправить себе настроение, избавиться от грусти. Цвет помогает формировать артистическую натуру малыша, может добавить яркие краски в фантазию дошкольника, расширить его словарный запас.

Цвет, его влияние на организм

Каждый ребенок по своему индивидуален, но выбор цвета изначально определяется психическим, эмоциональным состоянием малыша:


Применение в интерьере

Цвет — одна из главных деталей интерьера. Комфортное состояние малыша зависит от гармоничного сочетания цвета, красочности окружающей малыша обстановки. Свет и цвет оказывают влияние на здоровье дошкольника, его настроение, психологическую устойчивость. Рассмотрим как используется цветотерапия в ДОУ.

Солнечный свет оказывает позитивное воздействие на дошколят, помогает сохранить зрение. Рекомендуется плотные шторы использовать в спальных помещениях. В комнатах, где дети занимаются, играют, активно проводят время, для декорирования окон лучше всего использовать прозрачные воздушные ткани, пропускающие свет.

Окраска мебели, стен помещения должна учитывать естественное, а также искусственное освещение. Для окрашивания спальных помещений хорошо использовать легкие успокаивающие тона: бледно-голубой, бледно-зеленый, нежный розовый. Стены в помещениях, где дети играют, окрасить в салатовые, желтые тона и оттенки.

Детям нравятся теплые тона красок: оранжевые, желтые. Можно окрасить панели в пастельные гармонирующие оттенки. Не стоит использовать мебель одного цвета, особенно красную. В интерьере следует использовать достаточно яркие привлекающие взгляд световые пятна.

Дошкольники очень восприимчивы к цветовой гамме. Темные, тусклые, холодные тона — для малыша это какая-то неприятная плохая вещь. Малыш может расплакаться, если ему принесут в подарок грязно-серую игрушку. Предложите детям нарисовать картинку на тему природы. Малыш никогда не выберет черный или коричневый карандаш даже, чтобы нарисовать землю. Это будет зеленая травка или яркие цветы.

Шкафчики для детей тоже предпочтительно разрисовать в разные цвета, украсить яркими детскими рисунками. Зайдя в стены ДОУ кроха должен чувствовать защищенность, комфорт. Покрашенные в теплые цвета шкафчики, вызовут в подсознании ощущение тепла, заботы. Малыш не будет бояться оставаться в детском саду, когда мама ушла на работу. Из таких мелочей и складывается душевное спокойствие крохи, его уверенность в себе. Дети будут более активно общаться и находить новых друзей.

Упражнения при цветотерапии

Работа воспитателя состоит в том, чтобы используя метод цветотерапии корректировать поведение детей, давать детям успокоиться, поднять настроение. Дети 2 — 3 лет различают ахроматические цвета: белый, черный. С 3 до 4 лет малыш уже узнает желтый и синий, достигнув возраста 4 годика уже отличает красный и зеленые тона. Малыши должны научиться выбирать нужный цвет. Например, солнышко желтое, трава зеленая.

Следует делать периодически упражнения с карандашами, красками. В течение нескольких минут дети рисуют в произвольной форме. Круги, дома, цветы, просто различные линии. Это даст дошкольнику возможность отдохнуть, получить позитивные эмоции.

«Цветной дождь» — создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда малыш гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному крохе можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышка.

«Волшебный город» — из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Начинает активно развиваться фантазия дошкольника.

«Зажечь радугу» — предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.

«Облачко феи» — будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Малыши укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.

Эти игры позволяют детям создать особый мир гармонии цвета и спокойствия. Эти упражнения могут использоваться для более гармоничного эмоционального развития дошкольника. Дошколята не всегда могут выразить свои чувства, эмоции словами. Внимательный педагог по выбору цвета дошкольником сможет определить, что волнует малыша, предложить в игровой форме цветовое решение проблемы.

Методы

Цветотерапия в детском саду укрепляет психофизическое здоровье малышей. Её методы можно рекомендовать для применения дома.

«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается вода. Стакан следует поставить на цветную подставку — зеленую, синюю. Стоит посмотреть на дно стакана, вода воспринимает энергию цвета и передавать ее дошкольнику. Воду стоит пить небольшими глотками.

«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут.

«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Воспитатель закрепляет пленку и дает задание. Нарисовать чудесный цветокаленький цветочек или цветик-семицветик. Можно нарисовать цветок, в котором жила Дюймовочка. Дошкольник с удовольствием будет рисовать пальчиками, а потом расскажет сказку, которую он нарисовал.

Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность детей, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: