Формы воспитательной работы. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности

Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных внешними обстоятельствами. Таковы класс, кружок, спортивная секция или команда, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимость сознательно создавать коллективы, управлять процессом коллективообразования.

Для формирования коллектива, надо знать социально-психологические аспекты развития малых групп, а также основы социально-педагогического управления этим процессом.

А. С. Макаренко выделял следующие основные стадии развития коллектива, каждая их которых имеет свою характеристику и показатели становления. Они помогают осмыслить, что необходимо делать на данной стадии и что характеризует результат формирования коллектива на конкретной стадии его развития.

Первая стадия – организационное оформление коллектива. На этой стадии:

  • – воспитатель направляет свою деятельность на организацию коллектива, его становление на основе выдвижения личностно и социально значимых целей членов группы, а также ясных и категоричных требований-правил;
  • формируется актив коллектива из наиболее сознательных ребят, тех, кто сразу принимает требования воспитателя;
  • – осуществляется коллективное планирование содержания различных видов деятельности с учетом возможностей и интересов группы и пути ее обеспечения;
  • – обеспечивается совместная деятельность и выполнение активом своих обязанностей;
  • члены актива учатся управлению и организации коллектива, они выступают в роли помощника воспитателя.

на первой стадии являются наличие целей и принятие их воспитанниками, общая деятельность, общая организация коллективных дел, реально действующий актив.

Вторая стадия – повышение воспитательной роли, достижение качественно нового состояния формируемого коллектива. На этой стадии:

  • – деятельность воспитателя направлена на постановку группе более сложных задач;
  • обеспечивается дальнейшая работа с активом : увеличивается его численность за счет привлечения пассивных к участию в общественной жизни коллектива, подсказываются направления деятельности, учат организаторской деятельности, оказывают помощь и поддержку в деятельности;
  • – воспитываются положительные качества личности у членов коллектива;
  • – формируется здоровое общественное мнение;
  • – закрепляются положительные традиции;
  • создается ядро коллектива из воспитанников, которые не только поддерживают требования воспитателя, но и сами высказывают свои требования ко всем ребятам в своей группе;
  • – складываются и развиваются деловые, функциональные отношения, интенсивно развиваются межличностные, дружеские связи, которые все более определяются общей деятельностью и нормами жизни коллектива.

Показателями становления коллектива на второй стадии является то, что актив и большинство членов группы принимают социально значимые цели и деятельность как свои, деятельность для них имеет личностный смысл. Члены актива становятся организаторами деятельности воспитанников, влияние актива в жизни коллектива усиливается.

Развивается самоуправление и складываются отношения ответственной зависимости между воспитанниками. Формируется здоровое общественное мнение. Атмосфера в коллективе доброжелательная, большинство его членов чувствуют себя защищенными.

Третья стадия – сформированность коллектива. На этой стадии воспитательная работа с коллективом не прекращается. Она приобретает новое содержание и преимущественно проявляется в искусстве воспитателя направлять и поддерживать его воспитательную деятельность. Сформировавшийся воспитательный коллектив не остановиться в своем развитии. Он нуждается в постоянном росте, самосовершенствовании.

Для этой стадии характерно то, что:

  • – большинство членов группы принимают требования и нормы, ценности группы;
  • – требования предъявляются самим коллективом ко всем его членам. А. С. Макаренко подчеркивает, что, "когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой" ;
  • – сформировано здоровое общественное мнение;
  • – все указанные признаки коллектива достаточно полно проявляются.

Вопросам раскрытия динамики развития детского сообщества от контактной группы до воспитательного коллектива посвящены и исследования современных ученых. Львом Ильичом Уманским (1921 – 1983), Артуром Владимитровичем Петровским (1924–2006) и другими учеными по признаку развития положительной, просоциальной направленности построена следующая иерархия групп.

Группа-антиколлектив – это группа, для которой характерна внутригрупповая агрессивность. Каждый хочет добиться своей цели за счет других членов группы ("пауки в банке"). В группе царствуют внутригрупповая антипатия, жестокость и групповая травля слабого. Такое явление может сформироваться на любой стадии развития коллектива, когда в нем нет здорового ядра, им не занимаются в воспитательном отношении и воспитанники предоставлены сами себе. Длительное пребывание ребенка в такой группе наносит тяжелую травму его психике.

Группа-конгломерат (диффузная группа) – случайно собравшаяся группа (например, пассажиры автобуса, группа в билетной кассе). На этом уровне формируется объединение ранее незнакомых людей, оказавшихся вместе по разным причинам в одно время. Такая группа разнородна и нестабильна. Говорить о серьезном влиянии ее на развитие личности не приходится.

Номинальная группа – начальный уровень (ступень, стадия) формирования коллектива, представляющую малую группу, имеющую некоторое общее название и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы (например, школьный класс, только что созданный из учеников, пришедших из разных школ, воспитанники группы летнего детского оздоровительного лагеря). Наличие формального объединения уже начинает влиять на членов группы, но это влияние мизерно, поскольку взаимоотношения еще не сложились. Их отношения носят внешний, ситуативный характер. Такое состояние группы является началом развития.

Группа-ассоциация – первая ступень (стадия) развития группы на пути к коллективу. На ней начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования: принятие группой цели деятельности, требования педагогов; происходят изменения в межличностных отношениях в сторону взаимодействия и взаимовлияния, если таковых изменений не происходит, то сохраняется начальный этап формирования коллектива.

Группа-кооперация – вторая ступень развития группы. Она отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности.

Группа-автономия – третья ступень развития группы. На этой ступени проявляется внутреннее единство в деятельности, в отношениях членов группы. Однако на данной стадии есть опасность пойти по пути крайнего обособления и превратиться в группу-корпорацию, в которой развит групповой эгоизм, что ведет к асоциальному пути развития, к замкнутости, сосредоточению только на своих интересах, к противостоянию всем остальным.

Группа-коллектив – складывание воспитательного коллектива. На этой стадии наряду с высоким уровнем внутригрупповой сплоченности есть межгрупповые связи, возникает коллективистская направленность, появляются и все названные выше особенности.

У всех этих групп есть немало различий. Но самое важное – они по-разному влияют на личность.

Представленные этапы (стадии) становления коллектива более детализированы и отвечают требованиям современной социальной психологии. Они позволяют видеть динамику развития группы и выделить специфику воспитательной (социально-педагогической) работы с ней в процессе движения к воспитательному коллективу. Такая деятельность может и способствовать планомерному переходу группы из одного состояния в другое, и остановить процесс на любой стадии развития коллектива. Выделение стадий позволяет не только определить, на какой из них находится развитие коллектива, но и то, имеет ли место положительная динамика в его развитии или нет.

Особенно важно отслеживать динамику развития детского коллектива, так как он играет значительную роль в накоплении детьми социального опыта, как позитивного, так и негативного, и их социализации. В нем это накопление планируется и направляется взрослыми (прежде всего его непосредственными воспитателями).

Ребенок, поступая в школу, становится членом многих воспитательных групп, благодаря включению его в класс, самостоятельного принятия решения или по рекомендации кого-либо по вхождению в кружки, секции. Со временем некоторые из групп становятся коллективами, другие останавливаются на одной из стадий формирования коллектива.

Ребенок стремится получить в группе (коллективе) признание, занять удовлетворяющее его положение, эффективно осуществлять деятельность и постепенно занимает в ней определенное место. В этой ситуации он не может игнорировать или пренебрегать правилами, нормами поведения и общественным мнением в ней. Как члену группы ему приходится принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые в ней сложились. В противном случае он входит в противоречие с группой, формируя конфликт, вследствие которого он либо все-таки принимает эти требования, либо покидает ее. Но это не обязательно значит, что ребенок всегда пассивно приспосабливаться к сложившимся или складывающимся в группе отношениям. Его своеобразие проявляется в процессе формирования коллектива, приспособления к группе и ведет к соответствующему самоиз- меиешпо, а также определенному изменению группы.

  • Макаренко А. С. Указ. соч. Т. 4. С. 151–153.
  • Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука – учителю. М.: Просвещение, 1985. С. 201–202.

Детство - период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, установления элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.

Социально - личностное развитие ребенка в ДОУ включает развитие его интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности к себе, а также принятия себя, углубление позитивного отношения к миру и приятие других, самостоятельности и автономности. Основной целью социально - личностного развития ребенка остается адаптация к окружающей среде.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение - это движение вместе с ребенком, рядом с ним, иногда чуть впереди ребенка, чтобы помочь ему в познании социальной действительности и окружающего мира.

Цель педагогического сопровождения может быть определена как обеспечение успешного вхождения детей в новую социальную ситуацию. Она учитывает, прежде всего, интересы ребенка и лишь во вторую очередь задачи образовательного процесса.

Важно отметить основания педагогического сопровождения социально - личностного развития ребенка в период детства, к которым мы относим: личностно - ориентированный подход, целостный подход к ребенку, концепцию психологического и психологического здоровья детей, рассматривающую проблему развития личности, парадигму развивающего образования, теорию педагогической поддержки, утверждающую необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности ребенка; проектный подход в организации сопровождения, ориентирующий на создание условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Организуя процесс педагогического сопровождения социально - личностного развития ребенка, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказывать, доказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ - ступенька к новому знанию.

Чтобы воспитать педагога, говорил П.П. Блонский, нужно научить его видеть индивидуальные особенности ребенка, замечать, чем каждый отличается от остальных. Детство - единая и многомерная система, определяющая начальный этап становления личности в рамках конкретного социума. Воспитатель должен увидеть мир Детства и Ребенка в нем не как продукт социализации и "научения" со стороны взрослых, а как автономную, уникальную, социально - биологическую и социальную реальность.

Применение педагогических технологий в образовании - это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Важно отметить. Чтобы педагог предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос как организовать детский коллектив поиском ответа на вопросы что и зачем я собираюсь делать.

Педагог помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включатся в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой - сохранить свои лучшие индивидуально - неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности поведения.

В новых социально - экономических условиях педагог стремится к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению.

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах:

творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Реализация данных принципов осуществляется педагогом, обладающим особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Это своего рода педагог - психолог. Подобно театральному режиссеру, создающему концепцию спектакля, педагог - режиссер проектирует развитие детского коллектива как творческого "ансамбля", в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого ребенка в общих, интересных, увлекательных для всех детей делах.

Мастерство и профессионализм такого педагога включают умения организовать групповое взаимодействие, определить его содержание, спроектировать личный вклад каждого ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, в достижение коллективного результата, помочь в регулировании взаимоотношении детей, а также анализировать и корректировать происходящее.

Педагог - режиссер является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, воспитатель этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой группы, принимает его и становится активным участником группового взаимодействия.

Следует отметить, что в практике дошкольных учреждений наблюдаются разные педагогические взаимодействия, имеющие не одинаковые последствия для развития личности в коллективе.

Рассмотрим модель, в которой педагог занимает позицию субъекта, а ребенок - объекта деятельности. Эту модель чаще называют учебно-дисциплинарной. Организуя взаимодействия с детьми по такой модели, педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, требуя от детей выполнение всех заданных им нормативов. Эта модель не позволяет раскрыться каждому участнику коллективной деятельности, индивидуальность ребенка практически не развивается.

Иные последствия для развития личности и коллектива имеет личностно-ориентированная модель, в которой педагог и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия. В такой модели отношения строятся на основе взаимопонимания. Демократический стиль руководства детской деятельностью позволяет педагогу оказать помощь каждому ребенку в поиске своего места в коллективной деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Личностно-ориентированная модель взаимоотношений предполагает установку педагога на партнерство в общении, признание им прав детей на собственную точку зрения. Это способствует возникновению коллектива, в котором каждый ребенок чувствует свою защищенность и уверенность в том, что его услышат, поймут и дадут способность самовыразиться. Понимание ценности личности ребенка позволяет педагогу максимально использовать возможности каждого для достижения общезначимой цели. В данном случае коллектив становится условием развития индивидуальной неповторимости личности.

Источником динамичного развития такого коллектива личностей выступает творчество, процесс индивидуальной и групповой самореализации. Задача воспитателя заключается в планировании для каждого ребенка индивидуальной перспективы развития, которая гармонировала бы с творческой жизнью детского коллектива. Важно создавать и поддерживать настрой, при котором индивидуальное творчество перерастает в коллективное, и наоборот.

Развитие педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решений задач, требующих коллективного взаимодействия, сотворчества и сотрудничества.

Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

На первом этапе, проектируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.

Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В это день дети занимаются любимыми делами. Регулярность проведения таких дней и устойчивость детских выборов позволяют прогнозировать динамику развития коллективного взаимодействия.

После того как на первом этапе в группе создана психологически благоприятная атмосфера для коллективного взаимодействия, достигнута ее мотивационная обеспеченность, педагог переходит к организации деятельности по совместному планированию и поиску способов достижения общей цели. Для этого воспитатель использует разнообразные методы и приемы.

Эффективным является организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности способов ее осуществления, прогнозирование промежуточных и конечных результатов, стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли. Например, принятие решения о подготовке спектакля или театрализованного представления дает широкую ролевую палитру для проявления детского творчества в соответствии с личными интересами: дети становятся актерами, костюмерами, художниками, гримерами и т.д.

Если дети затрудняются в самостоятельном планировании деятельности, педагог может использовать вопросительный стиль общения с подгруппой. Верно, составленная система вопросов позволяет детскому коллективу самостоятельно определить перспективы предстоящей деятельности "не замечая" помощи педагога.

Активизация коллективного поиска путей и способов исполнения задуманного обеспечивается создаваемыми педагогом проблемными ситуациями, не имеющими однозначного решения (как лучше и интереснее провести День именинника, день открытых дверей для родителей, вечер сюрпризов для малышей). Проводя своеобразные тренинги решения разных задач, педагог тем самым готовит детей к последующей самостоятельной совместной деятельности, сотрудничеству, сотворчеству.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того, чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна выставка личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных способностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Организуя коллективную деятельность, педагог может по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия.

Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение действий каждым человеком деятельности происходит автономно. Например, приняв общую цель - сделать пригласительные билеты на концерт для родителей. Ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета. В результате родители получают приглашение на праздник, а детский коллектив испытывает чувство радости от полученного результата.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.

При организации коллективных дел важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способностей к доброжелательному общению и взаимодействию: общительно - дружелюбные, общительно - враждебные, необщительно - дружелюбные и необщительно - враждебные. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности.

При ходе коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна.

В зависимости от степени развитости коллективных взаимодействий педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора, участника, консультанта.

На стадии становления коллектива педагог выступает в роли организатора совместной деятельности. Воспитатель демонстрирует детям способы планирования и организации совместных действий, создает проблемные ситуации, требующего коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.

По мере развития детского коллектива педагог переходит на позицию равноправного участника совместной деятельности детей. Общение на равных помогает педагогу вовлечь в коллективную деятельность "изолированных" детей, выявить их достижения, привлечь к ним внимание сверстников.

В коллективе детей, достигнувшим высокого уровня сотрудничества, педагог преимущественно занимает позицию консультанта, сверстника.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Планирование педагогической деятельности

Цель: составить перспективное планирование по формированию детского коллектива

Исходя из интересов детей и родителей составлено перспективное планирование по данной теме.

Индивидуальные формы работы

Цель: расширить и углубить имеющие положительные интересы у детей, адаптировать к новым условиям в коллективе

Проведя социометрическое обследование и выявив "непринятых", "изолированных" детей, мы начали индивидуальную работу с ними. Проводили индивидуальные беседы по темам: "Как я провел лето", "Моя семья", "Расскажи о своих друзьях" и другие. Беседы помогли мне выявить интересы и склонности ребенка, узнать его, понять его душевный микроклимат, способствовать доверительному отношению между мной и ребенком. Вместе с этими детьми, занимались изобразительной деятельностью (рисование, лепка, оригами, конструирование), которая помогала нам понять ребенка, выявить его интересы, способности, адаптировать к новым условиям. В своей работе мы использовали - трудовые поручения (дежурство по столовой, полить цветы, разложить дидактический материал). Большое значение здесь имеет грамотная организация развивающей среды, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои интересы. Для этого в группе созданы развивающие зоны речевого и математического развития, "уголок психологической нагрузки", игровая зона с набором атрибутов к различным сюжетно - ролевым играм. Это позволяло детям заняться любимыми делами и играми. Но самое главное, мы обеспечивали эмоциональный комфорт ребенка - моральную поддержку, похвалу.

Групповые формы работы с детьми

Цель: объединить детей на основе общих интересов и положительных взаимоотношений в дружный коллектив.

Занятия по нравственному развитию ("Мой друг", "Нет друга - ищи, а нашел - береги", "Дурные привычки", "Позвони другу", "Самый дорогой человек", "Посиделки").

Викторины (по сказкам русских писателей, по сказкам А.С. Пушкина, по стихам К. Чуковского", "Комнатные растения" и др.), КВН.

Игра - тренинг ("Магазин игрушек", "Учим мышонка".

Психогимнастика (этюды, занятия игры).

Совместный труд ("Чистим участок от снега", "Моем игрушки", "Наводим порядок в группе", "Сажаем растения").

Создания ситуаций взаимопомощи ("Друг заболел", "Встречаем новенького").

Коллективные игры (сюжетные, подвижные, словесные ("Волшебные очки", "Подарки", "Царевна Несмеяна", "Зеркало").

Праздники и развлечения ("День рождения группы", "Именины", "Осенины").

Сотворчество родителей и детей

Цель: создать условия для совместного общения детей и родителей подготовительной группы.

Для достижения положительных результатов по формированию доброжелательных отношений в детском коллективе большое значение имеет работа с родителями. Эффективное взаимодействие с родителями было достигнуто на основе личностно-ориентированного подхода. При этом использовались традиционные педагогические приемы:

Индивидуальные беседы с родителями ("С чего начать", "Как и во, что играть с детьми", "Порисуем вместе" и др.)

Анкетирование родителей

Консультации для родителей ("Уроки вежливости", "Научите ребенка дружить").

Посещение семей.

Совместные праздники ("День здоровья", "День рождения группы", "Как на наши именины" и др.).

Родительские собрания ("Детская агрессивность", "Семья вместе и душа на месте).

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

Цель воспитания.

Возраст учащихся.

Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

Особенности детского коллектива и его традиций.

Особенности и традиции региона.

Технические и материальные возможности школы.

Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

  • - по целевой направленности;
  • - по позиции участников воспитательного процесса;
  • - по объективным воспитательным возможностям.

Традиционно в педагогике понятие формы воспитания и формы организации воспитательного процесса отождествляются и определяются как варианты организации конкретного воспитательного процесса; композиционное построение воспитательного мероприятия.

Если исходить из сущностной характеристики воспитания как саморазвития, самостановления, самореализации человека, то вряд ли такое отождествление будет разумным. По всей вероятности, формами воспитания будут выступать формы естественного бытия человека, формы самой жизни. Например, Отто Больнов причислял к таким формам кризис, встречу, пробуждение и др. Действительно, момент самовыбора не заложен в мероприятии, он осуществляется в формах бытия. Но есть люди, для которых мероприятия являются в определенной степени формой их совместного бытия, они стремятся к активному участию в них, это является для них формой жизни. Из этого следует, что воспитателю необходимо учитывать отношение детей к организуемым делам, которые, в свою очередь, проводятся с учетом потребностей и интересов детей.

Несколько иной взгляд на форму воспитания выражает И.П. Иванов, он определяет три формы воспитания, в основе которых формы отношений.

К первой группе относятся формы отношений творческого обучения - творческие занятия всех видов, личные и коллективные поручения учебного характера и т.п.

Ко второй группе относятся формы отношений творческого содружества - коллективные творческие дела, творческие игры, личные и коллективные поручения жизненно практического характера, творческие праздники и т.д.

К третье группе относятся синтетические формы этих отношений - повседневное творческое общение, творческие встречи разных видов.

В практической деятельности, помимо форм организации воспитательного процесса широко распространено понятие формы воспитательной работы, воспитательной деятельности, которые предполагают определенный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса. На наш взгляд, формы воспитательной работы выступают инструментом педагогической деятельности и ориентируют педагога на формотворчество, которое в некоторой степени предполагает отрыв от целей и содержания воспитания. Эти явления известны в школьной практике воспитания, в одно время занятой поисками новых нестандартных форм воспитательной работы, которые подчас не имели воспитательной ценности.

Поэтому говоря о воспитании как специально организованном воспитательном процессе целесообразнее говорить о формах организации этого процесса, которые предполагают совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитания, а также порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса направленных на достижение целей воспитания. Форма организации воспитательного процесса обеспечивает реализацию целей, содержания, методов и средство воспитания детей. В ней реализуются закономерности и принципы воспитания.

В педагогической теории и практике создано огромное количество форм организации воспитательного процесса, попытка их перечисления бессмысленна и нецелесообразна.

В последнее время большинство педагогов ссылаются на классификацию Е.В. Титовой, которая считает, что все формы воспитательной работы следует разделить на 3 группы мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемое педагогами или воспитанниками с целью непосредственного воспитательного влияния на них.

Характерными признаками этой формы является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. К ним относятся: беседы, лекции, дисциплины, диспуты, дискуссии, экскурсии и т.д.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки этой формы: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. К ним относятся творческие дела или просто организованная, продуктивная общая работа: концерт, посадка деревьев и т.д.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Игры не несут в себе ярко выраженной общественно полезной направленности, но они способствуют развитию и воспитанию их участников.

К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, спортивные, познавательные и др.

Но наряду с этим мнением в педагогической литературе высказывается и другое, суть его в том, что понятие «мероприятие» предполагает известную фрагментарность, разобщенность педагогических влияний, не соответствует комплексному подходу к воспитанию.

Процесс воспитания, состоящий из набора мероприятий, кампаний, не может быть успешным. Появилось выражение «педагогика мероприятий».В связи с этим многие педагоги предпочитают говорить о воспитательном деле (ВД) как форме организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные отличительные признаки ВД - необходимость, целесообразность, полезность, осуществимость.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВД) или коллективными творческими делами (КТД).

В основе воспитательных дел два подхода - деятельностный и комплексный. Первый предполагает организацию различных видов деятельности школьников: познавательный, трудовой, нравственный, ценностно-ориентировочный и свободного общения.

Второй подход содержит в себе органичное «слияние» всех видов деятельности, их влияние в едином процессе. Деятельностный подход указывает направленность воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

Такой подход к формам организации, воспитательного процесса предполагает, что основной формой организации воспитательного процесса выступает воспитательного дела и есть смысл говорить о видах воспитательных дел, выделяя их существенные признаки.

Такими признаками могут быть протяженность во времени, количество участников, открытость ВД, результативность ВД.

По времени подготовки и проведения могут быть экспромтные и длительно готовящиеся воспитательные дела.

При удачном воплощении экспромтные формы несут в себе сильный эмоциональный заряд, обычно надолго запоминаются, а значит имеют определенную личностную значимость для участников. Дефицит времени при медленной подготовке мобилизует творческие силы и способности детей. Интересную точку зрения высказывает известный специалист в области воспитания Н.Е. Щуркова, которая считает что любое воспитательное дело должно поднять человека на более высокий уровень ценностных отношений, не требует длительных затрат времени и усилий его участников, несет максимум воспитательной эффективности, за счет насыщения и актуализации духовно-нравственных ценностей.

Воспитательные дела с предварительной подготовкой полнее реализуют развивающую и воспитательную функцию, причем именно подготовка дела более значима для всех его участников.

По количеству участников воспитательные дела могут быть групповые (воспитатель-группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп).

По субъекту организации классификация воспитательных дел может быть следующей:

  • - организаторами выступают педагоги, родители, взрослые;
  • - деятельность организуется на основе сотрудничества детей и взрослых;
  • - инициатива и ее реализация принадлежит детям.
  • - По результатам воспитательные дела делятся на следующие:
  • - результатом является информационный обмен;
  • - выработка общего решения;
  • - общественно значимый продукт.

Воспитательные дела могут быть «открытыми» и «закрытыми». «Открытость» предполагает проведение дела или вместе с кем-то и для кого-то, «закрытость» - для самих себя.

В основе организации и проведения любого воспитательного дела, на наш взгляд, должны лежать подходы, разработанные И.П. Ивановым. Воспитательное дело ценно тогда, когда оно носит характер коллективной творческой деятельности взрослых и детей и проходит три этапа:

I этап коллективной подготовки (включает в себя поиск дела, планирование и собственно подготовку);

II этап проведения дела;

III этап анализа дела.

Выбор вида воспитательного дела зависит от многих факторов. Но в основе этого выбора должна находиться педагогическая целесообразность, которая определяется целями воспитания; возрастом учащихся; уровнем их воспитанности и личного социального опыта; особенностями детского коллектива, его традициями; учетом социальной ситуации; уровнем профессионализма учителя. При выборе форм организации воспитательного процесса надо опираться на актуальные потребности и интересы дете

Коллектив - не самоцель педагогических усилий. Он фор­мируется воспитателем для создания оптимальной среды (вос­питательного пространства) как инструмент и помощник в фор*-мировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустремленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, других людей.

Технологические правила организации коллективной дея­тельности:

■ гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно
значимая для каждого члена коллектива цель организуе­
мой деятельности;

■ предпочтение коллективным и групповым видам деятель­
ности;

■ активное участие каждого;

■ технологическая организованность (время, место, объем
действий, порядок их выполнения, оснащенность);

■ сочетание традиционности и вариативности в содержании
и формах;

■ организация сменных отношений взаимной зависимости
и взаимного подчинения в групповой деятельности;

■ ориентация на успех и позитивную оценку деятельности
каждого члена коллектива.

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются кол­лективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистическое сознание находит свое выражение в поступках, поведении.

В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимули­рование деятельности всех членов коллектива и его сплочение: требования, перспективы, параллельное действие, традиции, верный тон.

Это прежде всего система требований. Важно умелое предъявление требований к ученикам в форме убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельно­сти, воспитание ученического актива с помощью консультиро вания, психологической поддержки, обмена опытом, организа­ции и контроля.

Далее, это четкая и увлекательная постановка целей, раскры­вающих перспективы развития и жизни детского коллектива. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости - постановка близких, сред­них и далеких целей.

Жизненная перспектива является одним из важнейших мо­ментов в развитии человека и коллектива. В перспективе выра­жается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Ма­каренко справедливо считал одной из важнейших педагогических особенностей перспективы то, что, будучи развернутой перед ребенком как система целей, она увлекает его возможностью до­стигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радост­ное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятель­ность ребенка в определенное социально ценное русло.

Под перспективой в конкретном педагогическом плане по-^^ нимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают внут­ренним потребностям развития личности, группы детей, кол­лектива в целом, соответствуют уровню развития его членов - их возрастным и индивидуальным особенностям.

Перспективы, организуемые с целью создания воспитатель­ного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:

увлекательность дел, основанных как на непосредственном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в вообра­жении образе совместной коллективной деятельности; общественно полезная ценность задач, целей, конкретных дел;

четкая организация процесса достижения перспективы. Эти перспективы, цели выбираются самими детьми при по­мощи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на их самостоятельные действия, на инициа­тиву. В результате появляется план конкретных дел. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, нахо­дящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близ­кой перспективой может быть, например, совместная воскрес­ная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-сорев­нование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заин­тересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как соб­ственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Но если коллектив будет ставить перед собой только ближние перспективы, развитие остановит­ся и начнется распад коллективных отношений.

Средняя перспектива - более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий все­го коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних кани­кулах поехать на теплоходе по Волге, но не на родительские день­ги, а заработать их самостоятельно.

Дальняя перспектива - цель, требующая длительного вре­мени и значительных усилий коллектива для своего достижения. Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют ближние перспективы и отдельные средние. Взросление кол­лектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать сис­тему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из зве­ньев такой системы воспитания школьников могут стать коллек­тивные творческие дела (КТД), включающие коллективную орга­низаторскую деятельность, творческие игры, творческие праздники и т.д. Эти формы организации воспитательной рабо­ты способствуют целостному, многостороннему развитию воспи­танников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует развитию отношений товарищеского межвозрастного содружества.

Принцип параллельного действия - влияние на воспитан­ников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспитательное влияние педагога. Это воз можно в развитом коллективе, требует педагогического мас­терства, так как имеется опасность использования обществен­ного мнения как: грубой силы и давления на отдельную личность. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и оплачивают коллектив традиции - устойчивые формы кол­лективной жизни, которые эмоционально воплощают нор­мы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников.

Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет коллектив, как тради­ция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой», - считал А.С. Макаренко.

Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением традиций.

Макаренко счи­тал наличие традиций характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция имеет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколения воспитанников под­держивают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития коллектива. В традициях прояв­ляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделано. Традиции имеют определенную, установившуюся, яркую и со­держательную форму (традиционные вечера встречи выпускни­ков, последний звонок, праздник Дня знаний 1 сентября и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллектив­ный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что они изобретают» (А.С. Макаренко). Традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, традиция вместе с тем должна быть живой, нужной и полезной сегодня.

Развитие коллектива и его нормальное функционирование воз­можно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отношений в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критико­вать и правильно воспринимать критику, командовать и подчинять­ся. А.С. Макаренко называл следующие условия правильного тона и стиля в коллективе:

мажор - бодрость, радость, красота;

гордость за свой коллектив и чувство собственного досто­инства;

дружеское единение членов коллектива; активность, проявляющаяся в готовности к упорядочен­ному деловому действию;

привычка к торможению и сдержанности в словах, движе­ниях, эмоциях;

высокая, сознательная дисциплина, но не сводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стрем­лении к чему-то новому, в преодолении трудностей. В отличие от взрослых коллективов деятельность детских кол­лективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и романтики, характеризоваться целеустремленностью, актив­ностью и инициативой воспитанников.

В практике педагогического управления детским коллекти­вом необходимо соблюдать следующие технологические правила.

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естествен­ным стремлением воспитанников к самостоятельности, незави­симости, желанием проявить свою инициативу и самодеятель­ность; не подавлять, а умело направлять активность ребят, не
командовать, а сотрудничать с ними. Нужно строго дозировать
педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной ре­
акцией воспитанников; при отрицательном восприятии надо не­
медленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо
добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, стави­лись самими ребятами, и к этому их надо готовить.

Коллектив - динамическая система, он постоянно изме­няется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руковод­ство им также не может оставаться неизменным. Начиная как
единоличный организатор коллектива на первой стадии его раз­
вития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет
тактику управления, развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях развития коллекти­ва вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог
добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей
и других воспитателей, работающих в этом классе, включает кол­лектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество
с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь
с семьей.

4. Приоритет высоконравственных ценностей формируется
педагогом.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходи­мых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, но опыт товарища, коллективное мнение должны убе-\ить его и выработать необходимую линию общественного по- . ведения.

Вопросы и задания

1. Назовите основные методы и направления деятельности воспи­
тателя по формированию детского коллектива.

2. Как вы думаете, не снижается ли роль и авторитет воспитателя,
когда он передает часть своих полномочий сначала активу, а за­
тем коллективу? Почему вы так считаете?

3. Проанализируйте, какие традиции были в вашей школе. Как вы
к ним относитесь. Почему?

4. В.А. Сухомлинский не во всем был согласен с А.С. Макаренко
в теории и методике воспитания детского коллектива. Прочитай­
те книгу Сухомлинского «Мудрая власть коллектива» и найдите
отличия в подходах. Ваше отношение к этому.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: