Вы сможете узнать всё или почти всё о психологии человека. Эта статья написана по материалам вебинара Университета.
Психология человека - внутренние особенности, отличающие одного человека от другого.
У каждого из нас есть свои особенности: разный объем памяти и разная скорость реакции , с детства мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают, с возрастом у всех у нас меняются ценности и интересы.
Психологию человека можно изучать научно (этим занимается психология как наука), а можно описывать мистически, эзотерически или просто житейски: тогда получаем психологию мистическую, религиозную, житейскую.
Для большого числа людей "психология" - любимое развлечение. Такие увлеченные психологией люди ищут психологическое содержание и психологическую подоплеку там, где на уровне здравого смысла "психологии" нет.
"Иногда банан - это просто банан" - как объяснял Зигмунд Фрейд своей маленькой дочке...
Если у вас заболел зуб, скорее всего, это кариес, а не , и вам к врачу, а не к психотерапевту . Если у вас не ладятся отношения с мужчинами, то нужно поправить голову, научиться разбираться в людях и научиться строить отношения, а не искать решения в трудном детстве и семейной истории. Если "психология человека" для вас - это про "учиться ", это будет вам в жизни помогать. Если "психология человека" для вас - про "понять ", "разобраться с причинами " и только объясняет вам причины ваших проблем , она делает вас не психологически грамотными, а приболевшими психологией. Не списывайте на психологию то, за что вы должны отвечать сами.Люди, увлеченные психологией, ищут психологическое решение вопросов там, где деловой человек решит вопрос обыденно, попросту.
По одной из притч, к Будде пришел человек и сказал, что он может перелететь через реку Ганг. "Сколько ты этому учился?" - спросил Будда. "Двадцать пять лет!" - ответил человек. "Странно, - сказал Будда. - Зачем тратить на это двадцать пять лет, когда любой лодочник всегда перевезет тебя через Ганг за три драхмы?"
Для деловых людей психология - только средство, один из инструментов, а главным является дело. Деловые люди могут обратить внимание на психологию, создать нужное состояние, но само по себе им это не важно и не интересно, им важно только то, будет в результате сделано дело или нет. Если можно добиться этого результата административными мерами, без всякой психологии, они скорее выберут административный подход. Чрезмерное увлечение психологией такие деловые люди немного грубовато называют "психологней", и возможно, в чем-то они правы.
Психология, как основа всех наук, отыгрывает достаточно большое значение в современном мире. Те люди, которые плохо разбираются в психологии, обречены, недопонимать людей и не понимать в целом их цели, мотивации и стимулы.
Начало изучения психологии может появиться из-за разных жизненных моментов.
Начало изучения психологии возникает тогда, когда человек понимает что нужно учиться настраивать общественный контакт с окружающей средой.
Многие люди для того, чтобы достичь определенных высот в карьере и в жизни начинают пытаться изучать такую науку, как «Психология», но они не знают с чего им начать.
Большинство людей не знают, какие посмотреть фильмы и, какие начать читать психологические книги.
Изначально перед тем, как написать с каких книг и фильмов начать изучение данной науки, мы предоставим для вас общий перечень рекомендаций, которые смогут вам помочь лучше приступить к изучению.
Постоянно наблюдайте за людьми, за их поступками и манерами.
Пытайтесь постоянно находить причинную связь во всех человеческих поступках. Находите бенефициаров во всех деловых и бытовых отношениях. Постоянное наблюдение будет для вас замечательным фундаментом для дальнейшего обучения.
Общаясь с необычными людьми, вы будете наблюдать за их словами и не обычными поступками и манерами поведения. Чем больше вы общаетесь с нестандартными людьми, тем больше вы понимаете людей и, что у них твориться в голове.
С каких книг начать изучение психологии?
Книги являются и всегда являлись самым лучшим источником информации. Если вы хотите хорошо знать и разбираться в психологии, то вам понадобиться, как можно больше читать различных познавательных учебников и книг.
Перечень книг для изучения психологии.
- Пол Экман «Психология лжи, обмани меня, если сможешь».
- Зигмунд Фрейд «Очерки по психологии сексуальности».
- Роберт Чалдин «Убеждай. Воздействуй. Защищайся. Психология влияния».
- Крегер Отто. «Типы людей и бизнес».
С каких фильмов начать изучение психологии?
Фильмы являются, также хорошим источником информации, но с книгами фильмы, конечно, не сравняться.
Список психологических фильмов.
- Пролетая над гнездом кукушки (Милош Форман).
- Достучаться до небес (Томас Ян).
- Бойцовский клуб (Дэвид Финчер).
- Реквием по мечте (Даррен Аронофски).
- Двенадцать разгневанных мужчин (Сидни Люмет).
Очень хорошая книга:Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной
. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с..Великолепна, для новичков самое оно!
В учебнике в соответствии с программой курса раскрываются основы общей психологии, включая вопросы истории психологии, психологии развития, социальной психологии. Особое внимание в нем уделяется психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по психологическому развитию детей.
Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезен педагогам, родителям, студентам высших педагогических и психологических учебных заведений.
Оглавление:
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
Часть первая ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Раздел I. Введение в психологию 5
Тема 1. Предмет психологии. История психологии 5
1.1. Что изучает психология 5
1.2. Предыстория научной психологии 10
1.3. Возникновение научной психологии 12
1.4. Основные направления западной психологии 14
1.5. Развитие отечественной психологии 23
1.6. Отрасли психологии 27
1.7. Психология теоретическая и практическая.... 30
Вопросы и задания 32
Тема 2. Методы психологии 33
2.1. Наблюдение 33
2.2. Эксперимент 35
2.3. Стратегии психологического исследования.... 38
2.4. Психодиагностические методы 38
2.5. Метод анализа продуктов деятельности 43
2.6. Анкетирование 43
2.7. Беседа или интервью 44
2.8. Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы 47
Вопросы и задания 51
Тема 3. Психика и мозг 52
3.1. Строение и функции нервной системы 52
3.2. Физиологические механизмы психической деятельности 62
3.3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии 68
Вопросы и задания 75
Тема 4 . Психика животных 7 6
4.1. Чувствительность 76
4.2. Инстинктивное поведение 77
4.3. Навыки 78
4.4. Интеллектуальное поведение животных 80
Вопросы и задания 82
Тема 5. Сознание человека 84
5.1. Сознание как высшая форма психики 84
5.2. Структура сознания 85
5.3. Сознание и бессознательное 87
Вопросы и задания 89
Раздел II. Познавательные процессы 91
Тема 1. Ощущения 91
1.1. Что такое ощущения 92
1.2. Виды ощущений 94
1.3. Основные закономерности ощущений 100
1.4. Взаимодействие ощущений 103
1.5. Развитие ощущений 103
Вопросы и задания 1 0 5
Тема 2. Восприятие 106
2.1. Что такое восприятие 106
2.2. Виды восприятия 107
2.3. Основные свойства восприятия 108
2.4. Индивидуальные особенности восприятия.. 112
2.5. Наблюдение и наблюдательность 113
2.6. Особенности восприятия младших школьников 117
Вопросы и задания 1 2 2
Тема 3. Память 122
3.1. Что такое память 122
3.2. Виды памяти 125
3.3. Процессы памяти 128
3.4. Качества памяти
3.5. Представление 136
3.6. Индивидуальные различия памяти 138
3.7. Особенности памяти младших школьников..139
Вопросы и задания 142
Тема 4. Внимание 143
4.1. Что такое внимание 143
4.2. Внимание и личность 145
4.3. Виды внимания 146
4.4. Основные свойства внимания 149
4.5. Особенности внимания младших школьников 153
Вопросы и задания 156
Тема 5. Воображение 157
5.1. Что такое воображение 157
5.2. Виды воображения 159
5.3. Психологические механизмы воображения... 164
5.4. Развитие воображения у младших школьников 166
Вопросы и задания 1 6 9
Тема 6. Мышление 170
6.1. Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира 170
6.2. Мышление и речь 173
6.3. Основные формы мышления 175
6.4. Мыслительные операции 176
6.5. Понятия и их формирование 180
6.6. Решение мыслительных задач 182
6.7. Виды мышления 186
6.8. Качества ума 188
6.9. Некоторые особенности мышления младших школьников 189
Вопросы и задания 1 9 4
Р а з д е л III. Чувства и воля 197
Тема 1. Эмоции и чувства 197
1.1. Общая характеристика эмоций и чувств 197
1.2. Эмоциональные состояния и высшие чувства 201
1.3. Физиологические основы и внешнее выражение эмоций и чувств 209
1.4. Особенности эмоциональной сферы младших школьников 211
Вопросы и задания 215
Тема 2. Воля 215
2.1. Общая характеристика воли 215
2.2. Ступени волевого действия 217
2.3. Взаимосвязь воли с другими сторонами психики 219
2.4. Развитие воли у младших школьников 221
Вопросы и задания 223
Раздел IV. Свойства личности 225
Тема 1. Темперамент 225
1.1. Что такое темперамент 225
1.2. Физиологические основы темперамента 226
1.3. Психологические характеристики темпераментов 228
1.4. Темперамент и общение 229
1.5. Темперамент и характер 230
1.6. Темперамент и способности 231
1.7. Взгляд на младших школьников сквозь призму их темпераментов 232
Вопросы и задания 236
Тема 2. Характер 237
2.1. Что такое характер 237
2.2. Черты характера 239
2.3. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности 244
2.4. Формирование характера у младших школьников 245
Вопросы и задания 247
Тема 3. Способности 248
3.1. Что такое способности 248
3.2. Общие и специальные способности 255
3.3. Способности и личность 257
3.4. Развитие способностей у младших школьников 261
Вопросы и задания 267
Р а з д е л V. Личность и деятельность 268
Тема 1. Деятельность 269
1.1. Общее понятие о деятельности 269
1.2. Движение и действие 272
1.3. Знания, умения, навыки 273
1.4. Психологическая характеристика деятельности 276
1.5. Основные виды деятельности 282
Вопросы и задания 283
Тема 2. Личность 283
2.1. Личность, индивид, индивидуальность 283
2.2. Личность и социальные роли 286
2.3. Самосознание личности, «Я-концепция» .... 287
2.4. Механизмы психологической защиты личности 294
Вопросы и задания 2 9 8
Тема 3. Психология межличностных отношений 301
3.1. Понятие о группах и коллективах 301
3.2. Взаимоотношения людей в группах 305
3.3. Массовые социально-психологические явления 314
Вопросы и задания 318
Раздел VI. Закономерности возрастного развития 320
Тема 1. Деятельность как условие развития ребенка.321
1.1. Ведущая деятельность в контексте возрастного развития 321
1.2. Сотрудничество и общение ребенка со взрослым 323
1.3. Обучение и развитие 325
Вопросы и задания 327
Тема 2. Возрастная периодизация и движущая сила развития 328
2.1. Возрастная периодизация психического развития 328
2.2. Движущие силы психического развития 338
2.3. Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития 342
2.4. Понимание индивидуальности ребенка как ценности 345
Вопросы и задания 3 5 0
Рекомендуемая литература 352
Часть вторая ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Тема 1. Психическое развитие в младшем школьном возрасте 354
1.1. Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка 354
1.2. Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития 356
1.3. Ценность младшего школьного возраста 358
Вопросы и задания 3 5 9
Тема 2. Готовность к школе 359
2.1. Кризис 7 лет 359
2.2. Психологическая готовность к школьному обучению 362
Вопросы и задания 367
Тема 3. Учебная деятельность младшего школьника 367
3.1. Специфика учебной деятельности в младшем школьном возрасте 367
3.2. Мотивы учения 370
3.3. Умение выделять учебную задачу 374
3.4. Учебные действия 376
3.5. Действие контроля 378
3.6. Оценка. Оценка и отметка 380
3.7. Формирование у ребенка позиции учащегося 384
Вопросы и задания..386
Тема 4. Развитие мышления у младших школьников 386
4.1. Специфика мышления в младшем школьном возрасте 386
4.2. Овладение основными мыслительными действиями 392
4.3. Становление внутреннего плана действий... 395
4.4. Развитие рефлексии 396
Вопросы и задания 399
Тема 5. Восприятие, память, внимание в младшем школьном возрасте 399
5.1. Развитие восприятия 399
5.2. Развитие памяти 403
5.3. Развитие внимания 407 Вопросы и задания 412
Тема 6. Развитие моторики 412
Вопросы и задания 415
Тема 7. Формирование произвольного поведения у младших школьников 416
Вопросы и задания 422
Тема 8. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми 423
8.1. Отношения со сверстниками 423
8.2. Роль учителя в становлении межличностных отношений у младших школьников 427
Вопросы и задания 432
Тема 9. Трудные дети 432
9.1. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные) 432
9.2. Леворукий ребенок в школе 438
9.3. Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте 446
Вопросы и задания 452
Рекомендуемая литература 453
Психология помогает человеку разобраться в собственной психической жизни, понять самого
себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. Для изучения психических процессов и
психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы
исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты. Методы
психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от
искажений, субъектного толкования и скорости выводов. Методы эти позволяют не только описывать, регистрировать
психические явления, но и научно объяснять их. Сила науки во многом зависит от совершенства методов
исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна
воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В. Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение, и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт. Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
Основные методы психологии - наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, тестовой метод и некоторые другие. В таблице указаны основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.
Основной метод | Вариант основного метода |
Наблюдение | Включенное Стороннее Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное |
Опрос | Устный Письменный Свободный |
Стандартизированный | |
Тесты | Тест-опросник Тест-задание Проективный тест |
Эксперимент | Естественный Лабораторный |
Моделирование | Математическое Логическое Техническое Кибернетическое |
Рассмотрим каждый из методов.
Наблюдение как метод изучения психики человека широко применяется в психологии. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Только в деятельности, в действиях и поступках выражается личность человека, его психика. Метод наблюдения - целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в естественных различных ситуациях.
Наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Психологическое наблюдение обязательно проводится по определенному плану, схеме или программе, что обеспечивает наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или программы теряется основная линия наблюдения, в результате чего можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.
Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю.
Наблюдение требует более или менее продолжительного времени. Чем длительное наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче ему будет отделить типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Длительное наблюдение применяется, например, при изучении возрастных особенностях детей, особенностях развития речи и мышления, эмоциональных проявлений, интересов, черт характера и способностей. Результаты такого наблюдения оформляются в виде психологических характеристик.
Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение.
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо оттого, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
Наблюдение становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психологической природы этих явлений. Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения, прежде всего своей случайностью, неорганизованностью и бесплановостью. В них редко осуществляется учет всех существенных условий, влияющих на возникновение психического факта и протекание его.
Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения, деятельности к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения.
Этот метод имеет отрицательные стороны. Наблюдая, исследователь находится в пассивной позиции: он вынужден ждать, когда наступает интересующее его явление.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Анкета - метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленной программе. При составлении анкеты большое значение имеет четкое содержание вопросов и четкая их формулировка. Вопросы должны быть заданы так, чтобы их однозначно понимали все испытуемые. Это важно, поскольку при анкетировании нет непосредственного контакта с испытуемыми. Анкеты бывают двух видов: закрытые и открытые. В открытых анкетах испытуемые должны сами сформулировать ответы на поставленные вопросы. В закрытых анкетах - это выбрать один из предложенных ответов. Преимущество открытой анкеты является возможность получить более богатые, полные данные от испытуемых. Недостатки их - в трудности обработки из-за разнообразия ответов. Закрытые анкеты легки в обработки. Положительным качеством метода анкеты является возможность получения большого по объему материала.
Недостатком этого метода является невозможность соотношения ответов испытуемых с их реальной деятельностью и поведением. Применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Метод беседы. Беседа - метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. Благодаря непосредственному контакту с испытуемым имеется возможность, сохраняя на протяжении всей беседы одну и ту же цель ее проведения, видоизменять вопросы в соответствии с полученными ответами. Очень важно на протяжении всей беседы сохранять непринужденную доброжелательную обстановку. Ни на одном из этапов беседа не должна превратиться в опрос, а тем более в допрос испытуемых.
Данные об интересующем явлении могут быть получены как в виде ответов на прямо поставленный вопрос, так и косвенным путем. Методом беседы наиболее доступно узнать прошлое испытуемого и тем самым получить данные, которые могут быть использованы для объяснения причин тех или иных психических особенностей.
Этот метод следует рассматривать как вспомогательный. Основные выводы о психических особенностях испытуемых приходится делать на основе ответов самих испытуемых. Обычно метод беседы используется либо для получения дополнительных данных, либо как исходный этап исследования для первичного знакомства с испытуемыми, которое позволит более точно построить основную часть исследования. Метод беседы следует широко применять при изучении учителем личности школьника.
Особое место среди других методов психологии занимает метод текстов. Они предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других испытуемых. Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитываются. Тесты применяют не только для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, но чаще для оценки уровня развития какого-либо психологического качества у данного человека в сравнении со средним уровнем. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития учащихся, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения. Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и жизненный неодинаковый опыт. Это - их положительная сторона. Недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты. Особенно если он заранее знает, как устроен тест, и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Очень важную роль в психологических исследованиях играет эксперимент. Эксперимент - метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы. Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т. е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности.
Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Часто его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях с применением сложной аппаратуры.
Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях. Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей. Недостаток этого метода- его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам.
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности- соответствия жизни.
Важным преимуществом метода эксперимента является то, что исследователь не должен здесь занимать пассивную позицию и ждать появления интересующего его психического явления.
При использовании метода эксперимента специально создаваемые условия могут нарушить естественное протекание изучаемого психического явления, что в свою очередь приведет к искажению получаемых фактов. Это является отрицательным в методе эксперимента.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера - Вебера, Вебера - Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это - попытки построения перцептронов - машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов. И человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
Евгений Иванович Рогов
Психология человека
Предисловие
Методические пособия серии «Азбука психологии» разработаны и опробованы в рамках эксперимента «Донская психологическая школа». Идея эксперимента возникла после изучения и анализа потребностей и возможностей школьников. Наш опыт свидетельствует, что учебные программы могут быть существенно обновлены за счет введения дисциплин психолого-педагогического цикла. При сохранении в целях обеспечения общего образования базового компонента государственного учебного плана для учащихся предусматриваются дополнительные и факультативные занятия, а также работа по индивидуальным планам. Значительный объем интегрированного курса требует выделения на него 3 ч в 10-м и 4 ч в 11-м классе. Время на изучение психологии выделяется в рамках базисного учебного плана за счет его вариативной части и факультативов, внесенных в расписание обязательных занятий. Вариативная часть учебного плана используется с такой недельной распасовкой:
Полный курс предполагает изучение следующих дисциплин:
1-4-е классы – «Азбука психологии»;
5-й класс – «Познавательная деятельность человека»;
6-й класс – «Основы саморегуляции»;
7-й класс – «Психология общения»;
8-й класс – «Этика и психология семейной жизни»;
9-й класс – «Основы профориентации и выбора профессии»;
10-й класс – «Психология личности»;
11-й класс – «Основы социальной психологии».
Специфика психологических дисциплин, количество отведенных на них часов требуют увеличения общего числа уроков в неделю по сравнению с действующим учебным планом. Однако использование передовых технологий и интенсификация процесса обучения позволяют уменьшить время урока на 5 мин. Поскольку практическая часть занятий по психологии направлена на снижение напряжения и усталости, увеличение количества уроков не должно отразиться на здоровье детей.
В содержании непрерывной психологической подготовки учащихся ясно просматривается 3 ведущих уровня: вводный (1-6-е классы), адаптационный (7-9-е классы) и основной (10-11-е классы). Это позволяет отказаться от специальной подготовки, своего рода натаскивания детей на определенную профессию и вместо этого предоставлять школьникам возможность выбора в широком спектре профессий типа «человек-человек». Кроме того, создается реальная основа для формирования у учащихся лучших человеческих качеств, развития организаторских и коммуникативных способностей, что необходимо любому цивилизованному человеку.
Программа обучения в профильном психологическом классе на 2-м уровне сложности предполагает двухгодичный цикл, который позволяет целенаправленно готовить учащихся к деятельности помощника психолога с последующей сдачей квалификационного экзамена и получением сертификата.
Вхождение старшеклассников в различные виды работы психолога включает в себя как общепедагогические действия, свойственные всем соответствующим профессиям, так и специфические, требующие особых знаний, умений, навыков и личностных качеств.
В профильных психологических классах применяются активные методы обучения: тренинги, ролевые и деловые игры. В учебный план введены учебные экскурсии в городской психологический центр, центры социальной защиты населения, встречи с преподавателями психологии вузов и учеными-психологами.
Характеризуя перспективу психологического образования в школе, необходимо подчеркнуть возможность психологизации содержания всего образовательного процесса. Речь идет, например, о том, что психология (ее влияние безусловно будет расти) должна «работать» не только в традиционно близких ей литературе, биологии, но и в музыке или живописи. Таким образом, психология может выступить как важный интегрирующий фактор, причем для весьма далеких друг от друга образовательных областей.
Перспективным представляется и встречное движение – включение в психологическое содержание элементов учебного материала из других предметных и образовательных областей, например истории. В этом смысле можно говорить не только о психологизации, предположим, гуманитарных дисциплин, но и о расширенной гуманитаризации психологических дисциплин.
Процесс психологизации может быть ускорен с помощью соответствующей организации психологической практики, в рамках которой необходимо предусмотреть индивидуальные задания для тех, кто в большей степени интересуется компьютерной диагностикой («человек-техника») или консультированием («человек- человек»), изучением личности или коллектива и др. Более целесообразно и педагогически оправданно предоставить учащимся право самостоятельно выбрать из этого набора те дисциплины, в усвоении которых они испытывают потребность.
Весь объем времени, которое отводится на психологию, не должен превышать 30 % от общего количества часов, предусмотренного учебным планом.
Таким образом, предлагаемая нами модель психологической подготовки развивающейся личности может строиться как по принципу иерархического соподчинения дисциплин, так и на основе перехода от общего к частному. Следует отметить, что книги серии «Азбука психологии» могут использоваться психологами образовательных учреждений не только в комплекте, но и по отдельности, с учетом возрастных возможностей школьников.
ЧЕЛОВЕК ИЛИ ЛИЧНОСТЬ?
Взрослый словарик
Деяние – форма проявления активности субъекта.
Защита психологическая – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны его социально значимых отличий от других людей.
Интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения, т. е. внимательного изучения человеком того, что происходит в его сознании при решении разного рода задач.
Когнитивная психология – одно из современных направлений исследований в психологии, которое объясняет поведение человека, основанное на знаниях, и изучает процесс и динамику их формирования.
Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Личностный смысл – субъективное отношение личности к объектам и явлениям окружающей действительности.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе.
Психолингвистика – пограничная между психологией и лингвистикой область науки, занимающаяся изучением речи человека, ее возникновением и функционированием.
Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.
Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Статус – положение человека в группе, определяющее его права и обязанности.
Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.
Субъект – индивид или группа людей как источник познания и преобразования действительности.
Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного