Русское народное творчество для детей дошкольного возраста. Педразвитие

Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связностью речи С.Л. Рубинштейн считал адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. A.M. Леушина характеризовала связную речь - как речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи . Термин "связная речь" употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими учеными.

По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. Ф.А. Сохин полагает, что: "В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности". "В овладении речью, - считает Л.С. Выготский, - ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений". Психологически в известном смысле, прежде всего для самого говорящего, всякая подлинная речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью, но формы связности в ходе развития изменились. Связной, в специфическом, терминологическом смысле слова, называется такая речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. С.Л. Рубинштейн пишет: "Связность - означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя… Связная речь - это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания". Е.И. Тихеева считает: "Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития". А.А. Леонтьев, рассматривая речь, пишет: "Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить". Ф.А. Сохин считает, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия и наблюдательности. По мнению А.В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, основные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и "каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи".

Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний.

По мнению А.А. Леонтьева термином "высказывание" определяются коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой. К существенным характеристикам любого вида развернутых высказываний (описание, повествование и др.) относятся связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего. В современной лингвистической литературе для характеристики связной развернутой речи применяется категория "текст". К основным его признакам, "осмысление которых важно для разработки методики развития связной речи", относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность. Т.А. Ладыженская в своих трудах выделяет такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы в следующих друг за другом фрагментах текста, взаимосвязь тематических и рематических элементов (данное и новое) внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста В синтаксической организации сообщения как единого целого главную роль играют различные средства межфразовой и внутрифразовой связи (лексический и синонимический повтор, местоимения, слова с обстоятельственным значением, служебные слова и др.). По мнению Т.А. Ладыженской, другая важнейшая характеристика развернутого высказывания - последовательность изложения.

Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности текста. Наиболее распространенный тип последовательности изложения - последовательность сложных соподчененных отношений - временных, пространственных, причинно-следственных и качественных. К числу основных нарушений последовательности изложения относятся: пропуск, перестановка членов последовательности; смешение разных рядов последовательности (когда, например, ребенок, не закончив описания какого-либо существенного свойства предмета, переходит к описанию следующего, а затем вновь возвращается к предыдущему и т.п.).

И.А. Зимняя считает, что соблюдение связности и последовательности во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организации. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли, т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности.

Для анализа состояния связной речи детей и разработки системы ее целенаправленного формирования особое значение приобретает учет звеньев механизма ее порождения, как внутренний замысел, общая смысловая схема высказывания, целенаправленный выбор слов, размещение их в линейной схеме, отбор словоформ в соответствии с замыслом и выбранной синтаксической конструкцией, контроль за реализацией смысловой программы и использованием языковых средств.

Связное высказывание - это и речевая деятельность и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие)

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования .

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главная особенность диалога - чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость. Важно отметить, что в диалогической речи часто используется шаблон и клише, речевые стереотипы, устойчивые формулы общения, привычные положения и темы для разговора (Л.П. Якубинский) .

Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Также важны внеречевые средства(жесты, мимика, интонация), умение говорить живо, эмоционально, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность. Связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть, как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер .

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построения высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Ситуативная речь имеет характер диалога, а контекстная речь - характер монолога. Д.Б. Эльконин подчеркивает, что нельзя отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер . Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи может рассматриваться и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Таким образом, связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи - коммуникативная.

В этой статье:

Умение на практике владеть родным языком в дошкольном возрасте считается одним из главных навыков и является основой не только воспитания, но и общения детей.

Над развитием связной речи нужно работать с раннего детства. Поговорим о том, какие методики помогут ускорить формирование связной речи у детей.

Связная речь: понятие и функции

Под связной речью понимают построенное на основе тематически объединенных и законченных отрезков структурное и смысловое целое. Охарактеризовать речь можно по ее главной характеристике - степени ясности.

Ведущая функция связной речи - коммуникативная. Она реализуется в двух
основных формах: диалог и монолог. Как диалог, так и монолог имеют свои особенности, которые нужно принимать в расчет, выбирая методики, ускоряющие развитие речи.

Крайне важно, чтобы в процессе обучения дошкольников связной речи внимание уделялось развитию как монолога, так и диалога, которые станут основными способами практического усвоения родного языка. Показателем овладения связной речью в дошкольном возрасте станет целый ряд достижений ребенка, который будет в совершенстве владеть грамматическим строем языка, звуковым и словарным составами.

Роль связной речь в жизни дошкольника переоценить крайне сложно. Она необходима ребенку для налаживания связей с людьми, как взрослыми, так и сверстниками, оказывает влияние на поведение в обществе, важна для становления его как гармоничной, целостной личности.

Развитие связной речи серьезно влияет на эстетическое воспитание детей. Постепенно овладевая навыками пересказывания и сочинения текстов, дети учатся говорить выразительно, обогащая речь художественными образами.

Этапы развития связной речи

Связная речь начинает развиваться параллельно с мышлением и имеет прямую связь с постоянно совершенствуемой деятельностью ребенка, изменяющимися формами общения с людьми.

В начале второго года в лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять слова,
обозначая ими предметы. К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму.

После двух лет развитие связной речи проходит в ускоренном темпе. Дети начинают не только активно разговаривать – они лучше понимают взрослых, пополняют собственный словарный запас за счет услышанных у них слов. В этом возрасте ведущей является форма диалога, которая необходима детям для установления социальных контактов и развития общей предметной деятельности.

В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Развитие связной разговорной речи в этом возрасте станет основой для формирования монологической речи в более старшем возрасте.

Детей 4 лет можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека.

К окончанию дошкольного возраста, то есть к 6 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен:

На протяжении всего дошкольного возраста педагог должен вести подготовительную работу для изучения монолога в будущем. В среднем дошкольном возрасте можно начинать давать детям пробовать себя в некоторых пока самых простых видах монолога.

Пересказ в жизни дошкольника: этап подготовки

На развитие связной речи у малышей дошкольного возраста умение пересказывать оказывает огромное влияние. В зависимости от возраста детям предлагают работать по тому или иному принципу, между тем можно выделить и основные приемы. К ним относятся:


Обратите внимание, что план может иметь несколько интерпретаций и быть не только словесным, но и картинным, символическим или гибридным.

С младшими дошкольниками можно работать исключительно над подготовкой к пересказу. Детей важно будет научить узнавать ранее прочитанный текст, подталкивая их к пересказу, но пока не требуя выполнить его.

Обучение детей младшего дошкольного возраста пересказу

На четвертом году жизни педагоги должны уделять внимание чтению малышам знакомых с детства сказок, сюжет которых построен на повторении действий
главных героев. Примером таких сказок являются «Теремок», «Рукавичка», «Колобок» и пр. Дети в этом возрасте способны запоминать хронологию действий героев после многократного ее повторения.

Дополнительно можно использовать кукол для инсценировки действий героев сказки. Такой подход упростит запоминание сюжета. Чтобы малыш смог пересказать сказку близко к тексту, он должен повторять во время чтения за воспитателем некоторые слова, заканчивать предложения.

Обучение пересказу средних и старших дошкольников

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо переходить к решению более сложных задач, чем в случае с младшими дошкольниками. Педагог должен обучить детей:


Детей старшего дошкольного возраста пересказу, который ускорит развитие связной речи, можно обучать согласно следующей методике.


Если текст короткий, то дошкольнику поручается пересказать его полностью, а длинные произведения дети пересказывают поочередно.

Работа с детьми в подготовительных к школе группах более целенаправленная и сложная. Детям может быть предложено из нескольких произведений выбрать наиболее понравившееся для пересказа. Кроме того, старшим дошкольникам может быть поручено окончить незаконченный рассказ своими словами, что опять же оказывает благоприятное влияние на развитие связной речи.

Методика обучения детей младшего дошкольного возраста рассказу по картине

Младших дошкольников обучают составлению текста по картинке только на подготовительном этапе, так как в возрасте трех лет развитие связной речи малышей пока оставляет желать лучшего. Подготовительный этап будет включать в себя:


Описывать можно как картинке, так и отдельные игрушки или предметы, причем не только дома, в детском саду, но и на прогулке или в гостях. Очень важно, чтобы, работая над описанием картинки или предмета, малыш был в хорошем настроении и проявлял заинтересованность. Вызвать соответствующий работе эмоциональный настрой позволят поговорки, забавные тематические песенки или потешки. Также можно пойти на небольшие хитрости, привлекая к процессу других детей, взрослых или даже игрушки.

Рассказ по картинке детей среднего и старшего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте развитие связной речи переходит на принципиально новый уровень по сравнению с уровнем младших дошкольников, поэтому с такими детьми уже можно практиковать навыки рассказа по картинке. Схема работы в этом случае будет следующей:


В процессе пересказа педагог должен оказывать всяческую поддержку детям, подсказывая и подбадривая. Как только дети освоят рассказ по сюжету картинки с ответами на вопросы по ней, можно будет переходить к следующему этапу - составлению поэтапного плана.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, можно постепенно приучать их к самостоятельному составлению рассказа, не копирующего образец преподавателя. В этом возрасте развитие связной речи позволяет детям применять сложные литературные образы, в процессе составления разделять рассказ на основные части:

  • завязку;
  • кульминацию;
  • концовку.

Внимание дошкольников нужно обращать не только на передний план, но и на задний, а также на отдельные элементы картины, состояние погоды и явления, стремясь анализировать детали.

Важно в этом возрасте научить детей понимать сюжетную линию, обращая их внимание на то, что в данный момент изображено на картине, а также на возможное развитие событий и на предшествующие настоящим события.
Тренируя развитие связной речи у детей, педагоги должны попутно работать над формированием ее грамматического строя, пополнением словаря, а также совершенствованием интонационной выразительности.

Дошкольников старшего возраста можно обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:


В группе по подготовке к школе у детей практически не возникает проблем с пересказом по картине. В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.

Описательные рассказы и сравнительные описания для развития речи

Работа с младшими дошкольниками по составлению описательных рассказов сводится к подготовке. Детям показывают игрушки и предлагают их рассмотреть, задают вопросы касательного
внешнего вида игрушки, ее функций, материала изготовления, а также знакомых песен и сказок с участием героев, похожих на игрушку. На заключительном этапе воспитатель составляет описательный рассказ об игрушке, увлекая им детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, дети пока сами не составляют рассказ, но уже практически к этому готовы, так как знают, с чего и как начинать.

Работать с дошкольниками среднего возраста можно по следующей методике:

  1. Знакомство с игрушкой.
  2. Вопросы педагога о ее внешнем виде, размере, форме, функциях.
  3. Рассказ воспитателя в качестве образца.
  4. Рассказ-пример дошкольника, способного строить связные предложения на основании вопросов.
  5. Рассказы нескольких детей из группы.
  6. Оценка рассказов педагогом.

Во втором полугодии педагог вводит план рассказа-описания. Технология в этом отношении несколько изменяется за счет составления плана, по которому дети должны будут составить рассказы.

Со старшими дошкольниками работать над составлением описательных рассказов можно исключительно по плану по следующей схеме.

  1. Проводятся лексико-грамматические тематические упражнения.
  2. Знакомство с предметом или игрушкой.
  3. Вопросы педагога касательно внешнего вида предмета или игрушки, его/ее функций, признаков и пр.
  4. Составление плана рассказа совместно с детьми.
  5. Пример рассказа одного из детей, хорошо умеющего говорить связно.
  6. Рассказы нескольких ребят из группы с последующей оценкой их устных творений как педагогом, так и «одногруппниками».

Работать над составлением рассказов-описаний можно по разным схемам, как предлагая детям составить его от начала и до конца,
так и распределяя его между несколькими детьми, работая по «цепочке». Дополнительно в процесс можно добавить элементы игровой или театральной деятельностей.

С детьми старшего дошкольного возраста из подготовительной группы схема работы та же, но дополнительно могут быть использованы описания сравнительного характера при знакомстве с двумя объектами.

Любимые темы дошкольников

Чтобы развитие связной речи проходило по заданному плану, нужно дать возможность детям рассказывать о том, что представляет для них интерес в том или ином возрасте. Так, дошкольники в среднем возрасте с большим удовольствием рассказывают о домашних питомцах, игрушках, путешествиях. Работать с ними можно, практикуя коллективное рассказывание согласно намеченной сюжетной линии.

В старшем дошкольном возрасте дети могут получать не меньшее удовольствие от рассказов на тему природы, а также рассказов-инструкций о том, как что-то нужно сделать своими руками, рассказов-сравнений о временах года, праздниках и так далее.

Галина Овчинникова
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Моя тема по самообразованию «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста », над этой темой я работаю четвертый год.

Под связной речью понимают развернутое высказывание , состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью :

Воспитание понимания связной речи ;

Воспитание диалогической связной речи ;

Воспитание монологической связной речи , приемы работы :

Работа над составлением рассказа - описания;

Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

Работа над пересказом;

Работа над самостоятельным рассказом.

Приемы работы по формированию связной речи .

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т. п.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т. д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог) . В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам : о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли.

В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей . Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы . Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи . Приведем пример «усложненной» беседы. - Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису. - Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. - А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге. - А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост. - Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках. - Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т. п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему» , одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т. д. Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори» . Приведем примеры последовательных картинок.

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям : - она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка; - сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста ; - на картине должно быть небольшое число действующих лиц; - она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию. Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов.

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи , образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом . При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи . Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить . Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал : - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил : - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый : - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал : - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал : - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал : - А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа :

Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

Пересказ без опоры на наглядность. При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее : полноту пересказа;

последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей ; использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами» , свидетельствующий о его осмысленности ); характер употребляемых предложений и правильность их построения; отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие :

Рассказ о дне, проведенном в детском саду;

Рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.) ;

Рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т. п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи , и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.

Основные тематические группы : - домашние животные; - дикие животные; - домашние птицы; - дикие птицы; - рыбы; - насекомые; - деревья; - цветы; - грибы; - ягоды; - овощи; - фрукты; - мебель; - посуда; - инструменты; - одежда; - обувь; - головные уборы; - транспорт; - игрушки; - явления природы; - продукты питания; - школьные принадлежности; - электроприборы. Важно знать и такие понятия, как : времена года, время суток, названия месяцев и дней недели. Можно использовать следующие игровые моменты : «Месяцы осени» Осенью природа засыпает Сентябрь Октябрь Ноябрь С О Н «Четвертый лишний» Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему. Времена суток.

2. Подбор слов-признаков :

По цвету;

Температуре;

Материалу, из которого сделан предмет;

Принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т. п.) Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т. д.) Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки. Красное, круглое, сладкое, садовое. Оранжевая, хрустящая, вытянутая, сладкая. Круглый, полосатый, зеленый, сладкий. Игра «Чей хвост?» Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?» желтый желтое желтые кислый яркое пушистые овальный круглое смешные

3. Подбор глаголов к существительным. Наиболее распространенные группы глаголов :

Действия людей; мальчик рисует

Способы передвижения животных, птиц, насекомых; летит прыгает ползет

Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми; квакает мычит

Явления, происходящие в природе. молния сверкает дождь идет

4. Подбор наречий к глаголам .

наречия образа действиям (как? каким образом) ; Медленно речка течет, Плавно в ней рыбка плывет, Тихо сидит рыбачок, Ловко закинув крючок.

наречия места (где? куда? откуда) Вверх поднимаются волны, с ревом бросаются Вниз, Справа – лишь мрак один полный, Слева виднеется мыс.

наречия времени (когда) Когда это бывает? зимой весной летом осенью наречия причины и цели : назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком. Таких наречий не много .

5. Сравнительные конструкции. Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т. д. В речке вода холодная, В колодце еще холоднее. Бывают яблоки кислые, Лимоны еще кислее. Чай в стакане горячий, А в чайнике горячее. У мамы глаза голубые, У дочки еще голубее. Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т. д.

6. Подбор синонимов. В качестве синонимов могут выступать разные части речи : имена существительные, имена прилагательные, наречия , глаголы. Например : Он – друг, товарищ, приятель. Человек – храбрый, отважный, смелый. Одному дома – грустно, тоскливо, печально. На улице – пасмурно, дождливо. Люди – работают, трудятся.

7. Подбор антонимов с опорой на наглядность и без нее. Игра «Скажи наоборот» добро – зло толстая – тонкая день – ночь левый – правый радость – горе дневной – ночной добрый – злой ранний – поздний умный – глупый белый – черный близко – далеко горький – сладкий низкая – узкая мягкий – твердый широкая – узкая жидкий – густой глубокий – мелкий звонкий – глухой холодный – горячий тяжелый – легкий большой – маленький жадный – щедрый

8. Образование новых слов. Префиксальное словообразование. Летел – прилетел, взлетел, улетел. Едет – приедет, заедет, уедет, въедет, съедет. Шел – пришел, ушел, зашел, вышел и др. Игра «Большой - маленький» Игра «Собери семейку слов» Снег – снегурочка снежинка снеговик снегирь.

В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.

Марина Космачева
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Работу выполнила воспитатель

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад № 36»

Космачева Марина Николаевна

Развитие речи детей – одна из основных задач познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста . Одним из важнейших показателей речевого развития ребёнка является развитие связной речи .

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников . В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей .

Поэтому проблема развития связной речи детей в настоящее время приобретает особую актуальность.

Своевременное развитие связной речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития , поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей . Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование, а также сочинение сюжетных рассказов по картине, из личного опыта.

Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи . Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладения навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы. Инновационные формы работы над рассказом позволяют детям более эффективно усвоить предлагаемый материал, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка, за счет использования новых приемов удается создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало. В процессе поиска решения проблемы развития связной речи дошкольников , работая по данной теме, изучив пособия авторов : Ф. А. Сохина, Л. П. Федоренко, Е. И. Тихеевой; мы поставили следующие цель и задачи.

Цель – представить систему работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказа по картине и серии сюжетных картинок.

Задачи :

1. Провести теоретический анализ проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста , раскрыть особенности развития связной речи детей старшей группы .

2. Разработать и представить недостающий методический материал для организации непосредственно-образовательной деятельности по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок в соответствии с данным возрастом .

3. Проанализировать эффективность предложенной методики.

Изучив теоретические аспекты обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картин, мы решили разработать перспективный тематический план по развитию связной речи через обучение составлению рассказывания по картинам и сериям сюжетных картинок.

Предлагаемые нами конспекты непосредственной образовательной деятельности соответствуют основным требованиям методики развития речи , которые предъявляются в работе с детьми старшего дошкольного возраста . Каждая образовательная деятельность имеет конкретные цели обучающего, развивающего и воспитательного характера.

Дидактические задания представлены в форме игровых заданий, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к речевой деятельности. Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания : воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог.

Основные задачи педагога в работе по картине сводятся к следующему :

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от образовательной деятельности номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к деятельности, упражняющей в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .

Непосредственная образовательная деятельность по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок для развития связной речи детей проводятся один раз в месяц : пять НОД по составлению рассказов по картине и четыре - по составлению рассказов по серии сюжетных картинок. Остальные виды НОД по обучению связной речи (пересказ литературных произведений, сочинение творческих рассказов, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы) проводятся в соответствии с перспективным планированием. Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в процесс специально-организованного обучения, закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми, индивидуальной работе.

В процессе обучения рассказыванию по картине мы использует разнообразные методические приемы : беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети , воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, мы обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например : «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел» ).

В ходе образовательной деятельности мы применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей , т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится непосредственная образовательная деятельность.

Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий - он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей .

С помощью опорных вопросов педагог наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рассказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца.

Сюжетная сторона рассказов станет ярче, если дети глубже вникнут в изображенные события, в действия всех персонажей, в их эмоциональное состояние. Однако ребенок часто допускает смысловые ошибки в истолковании событий, действий и поступков изображенных лиц, особенно при невнимательном и торопливом просматривании картины. Поэтому надо учить детей передавать событие с описанием всех его участников, обстановки, в которой оно происходит, причинных связей и зависимостей , своевременно предотвращая появление в рассказах поверхностного перечисления персонажей и мелких деталей.

Рассматривание картины сопровождается беседой. В старшей группе продолжается работа по развитию умения выделять в картине самое существенное, поэтому, беседуя с детьми, педагог направляет их мысль на суть изображенного события при помощи следующего вопроса : «Что за случай произошел во время Таниной прогулки?» Вместе с воспитателем дети передают содержание картины. Наряду с выделением самого существенного в сюжете картины педагог учит детей видеть ее детали , описывать фон, пейзаж и т. д.

В ходе беседы воспитатель также побуждает детей выразить личное отношение к изображенному.

Переход к составлению рассказов детьми определяется указаниями педагога : «Теперь, когда вы рассмотрели картину, постарайтесь рассказать о весенней прогулке Тани : как она собиралась на прогулку и чем была интересна эта прогулка; что Таня сделала, когда увидела лодочку». После ответов детей педагог предлагает послушать его рассказ. Итак, в структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию .

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи , связанная с составлением рассказов по картинам и серий сюжетных картин, позволяет расширять запас слов детей , в том числе, слов с противоположном значением, помогает развивать умение детей правильно и грамотно строить предложения.

При работе по данному направлению имеются положительные результаты.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: