Презентация «Что такое вода? Вода. Свойства воды

Цель : Показать значение воды для всего живого. Формировать представление о некоторых свойствах воды: жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить.

Оборудование и материалы:

У воспитателя стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.

У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.

  • Не кузнец, а с клещами (рак);
  • Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
  • Через море-океан плывёт чудо-великан;

Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).

Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)

Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.

Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.

  • Есть ли у воды форма?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).

В: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).

Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Вывод: вода формы не имеет.

2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?

Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).

Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)

Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.

Опыт с водой 2

Цель : Познакомить детей с ещё одним свойством воды - прозрачностью. Сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда (холодный, твёрдый, гладкий; блестит; в тепле тает, превращаясь в воду).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: пять банок разного размера, обёрнутых фольгой (в первой банке камень среднего размера; в другой - камешки помельче; третья банка пустая; в четвёртой - песок; в пятой - вода).

В групповой комнате: два аквариума (в одном вода чистая, прозрачная, в другом - мутная, грязная).

У детей на столах: по две банки (в одной вода чистая, в другой мутная, грязная), разносы с мелкими камешками, пуговицами, на тарелках или блюдцах кусочки льда.

Ход занятия:

Воспитатель проводит дидактическую игру, разработанную М. Монтессори, на развитие слухового внимания "Что шумит?". Предлагает детям на слух определить, что находится в банках. Поочерёдно встряхивают каждую банку. Дети определяют её содержимое. Потом воспитатель вместе с детьми вспоминает уже известные свойства воды, предлагает познакомиться с новым её свойством, для чего необходимо сравнить воду в банках. Одинаковая вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: опустить часть маленьких предметов в банку с чистой водой, а другую часть в банку с мутной, грязной водой. В какой банке они видны? (В той, где вода чистая, а в той банке, где вода грязная, их не видно.)

Необходимо подвести детей к обобщению: чистая вода - прозрачная, в ней видны предметы, а грязная, мутная вода непрозрачная.

Воспитатель предлагает детям назвать прозрачные предметы в группе (стекло, окна, стакан, баночки и др.) Подводит детей к аквариумам и спрашивает: одинаковая ли в них вода? (Нет, в одном чистая, прозрачная, видны рыбки, камешки, водоросли, в другом вода мутная, ничего не видно.) В каком аквариуме рыбам хорошо? (В том, где вода чистая, в грязной воде они жить не смогут и погибнут).

Далее воспитатель спрашивает: прозрачная ли вода в кране? Что было бы. Если бы из крана текла грязная, мутная вода? Дети высказывают свои суждения. А в озере, реке, море, океане какая вода? Почему необходимо, чтобы там вода была чистая? (Погибнет всё живое, если вода будет грязной).

Обобщив высказывания детей, воспитатель спрашивает: что будет с водой на морозе? (Она превратится в лёд) А что такое лёд? Дети берут в руки кусочки льда, рассматривают, ощупывают их. Лёд - это замёрзшая вода, вода в твёрдом состоянии. Лёд твёрдый, гладкий, тяжёлый, холодный, прозрачный, в тепле он превращается в воду (тает). Лёд хрупкий: если его ударить, он расколется.

Опыт N 3

Цель: Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Дать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).

Предварительная работа: ознакомление со свойствами снега в морозную погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание снежинок (на прогулке).

Оборудование и материалы:

У воспитателя: большая и маленькая формочки со льдом, семь формочек с цветным льдом, две пробирки со снегом, две банки (одна с холодной, другая с горячей водой).

Для опыта: стакан или банка с водой, кипятильник, стекло (6*10 см), лист промокательной бумаги.

У детей на столах: блюдца или банки со снегом, по две банки (в одной холодная, в другой тёплая вода), по два пузырька со снегом.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям рассмотреть формочки со льдом.

В: В какой формочке вода замёрзла быстрее - в маленькой или большой? (В маленькой, потому что в ней воды меньше). Показывает формочки с цветным льдом. Уточнив названия семи цветов спектра, предлагает расставить формочки по порядку. Дети выкладывают цветик-семицветик. Можно спросить о том, как лёд получился цветным. (В воду добавили гуашь и заморозили).

Предлагает отгадать загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (Снег)

В: Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки - это застывшие капельки воды.

Проводится игра "Хорошо - плохо". Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого, что зимой идёт снег.

В: Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет. Снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег какой? (Мокрый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки). А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (В тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.). Где быстрее растает снег? - на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении?

Воспитатель показывает детям две пробирки со снегом и спрашивает: в какой воде снег растает быстрее: в тёплой или холодной? Опускает пробирки в банки с тёплой и холодной водой. Дети делают то же самое.

Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.

Педагог говорит о том, что вода может быть не только в жидком и твердом состояниях, но и в газообразном, в виде пара. Кто видел пар, поднимавшийся над кастрюлей с кипящей водой или идущий из носика чайник?

Затем демонстрируется несложный опыт. Воспитатель берёт стакан с водой, опускает туда кипятильник. Когда вода закипит, убирает кипятильник. Понаблюдав вместе с детьми за появлением пара, накрывает стакан стеклом. Сначала на стекле появляется пар (оно запотевает), который потом превращается в капельки воды. Если стекло подержать над промокательной бумагой, на неё стекут капельки воды.

Вывод: Вода может находиться в жидком, твёрдом, и газообразном состоянии.


Детей всегда привлекают различные опыты и эксперименты, любят они и повозиться с водой. Можно эти занятия совместить, в результате чего получится интересное времяпрепровождение не только для крох, но и для родителей.

Необходимые материалы

Для предлагаемых опытов потребуется лишь очень небольшое количество инвентаря и, конечно же, обычная вода. При проведении опытов дети должны всё попытаться сделать самостоятельно, а помощь взрослого нужно свести к минимуму. Лишь в таком случае они усвоят важные свойства воды.

Замораживание воды

Можно поступить необдуманно - налить воду в красивую чашку и поставить на время в морозилку, чтобы увериться, что вода при замораживании расширяется. Но тогда придётся попрощаться с чашкой, которую разорвёт лёд. Можно заменить хрупкую керамику пластиковым контейнером, налив туда воды до метки. Когда она замёрзнет, то метка скроется подо льдом, то есть объём воды увеличится.

Выталкивание воды

Целью эксперимента будет убедиться, что при опускании предметов в воду её уровень повышается. Налить в стакан воды несколько ниже кромки. Дать ребёнку мелкие камешки, которые он будет по одному кидать в воду, пока та не достигнет кромки стакана и не начнёт переливаться наружу.

Таяние снега

Многие дети тайком приносят в дом снег с улицы, пытаясь проверить, как он будет таять и из чего он состоит. Можно их «дикие» эксперименты сделать менее разрушительными. Детям нужно показать, что снег способен таять от любого источника тепла: его можно растапливать рукой, даже через варежку, на грелке, на батарее. То есть снег может таять от контакта с любой тёплой поверхностью или тёплым воздухом.

Невидимые чернила

Когда-то революционеры писали письма молоком, но можно использовать для тайнописи воду и лимон. Нужно смешать равные объёмы воды и лимонного сока. Обмакнуть в смесь ватную палочку и написать или нарисовать ею что-либо на листке бумаги. Дать бумаге просохнуть, после чего подержать её над горящей лампочкой накаливания - от тепла чернила и проявятся.

Опыт с водой воздухом

Для данного эксперимента подойдёт тазик, куда нужно налить воды, затем осторожно погрузить в воду стакан, перевёрнутый вверх дном. Детям нужно стараться, чтобы не упустить ни одного воздушного пузырька из стакана. Затем нужно при погружении стакана слегка его наклонить и обратить внимание ребёнка, что частично воздух в стакане заместился водой.

Плавающее яйцо

Если опустить в стакан с водой сырое яйцо, то оно утонет. Но если в воду предварительно всыпать несколько ложек соли и хорошенько её размешать, то в полученном соляном растворе яйцо будет плавать. Ведь солёная вода плотнее пресной, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Опыт с соломинкой

Опустить в стакан, заполненный водой, соломинку для коктейля до самого дна, затем зажать её верхний кончик пальцем и поднять над водой. Если палец отпустить, то из соломинки в стакан выльется попавшая внутрь неё вода.

13 1

Любопытно, что занимательная математика для дошкольников интересует не только малышей, но порой увлекает и взрослых. Познавательные и одновременно инт...

Таяние льда в воде

В таз с водой нужно опустить две разные по размеру льдинки. Пока они плавают, нужно спросить у малыша - какая из них растает быстрее? По окончании эксперимента он убедится, что большая льдинка будет таять дольше и что размер здесь имеет значение.

Можно ли пить талую воду?

Цель - убедить ребёнка, живущего в городе, что даже чистый по виду снег может оказаться грязнее водопроводной воды. В одно белое блюдце нужно положить горсть уличного снега, а в другое налить воды из-под крана. После таяния снега ребёнку нужно внимательно рассмотреть оба блюдца и определить, в котором из них был снег - там на дне может остаться мусор. Так что, есть снег на дворе лучше не стоит, но талой водой из него можно поливать огород и поить животных.

Прозрачность воды

Нужно взять два идентичных стакана: в один налить молоко, а в другой воду и бросить в оба по монетке. Обратить внимание ребёнка, что в одном стакане монетка видна, а в другом «пропала». Отсюда можно сделать вывод, что некоторые материалы не имеют цвета и называются прозрачными.

Круговорот воды в природе

В широкую и желательно тёмную ёмкость налить немного воды и поставить по центру небольшую пустую банку, а сверху прикрыть полиэтиленом, на который в центре, над банкой положить небольшой грузик. Ёмкость поставить под лучи солнца. Оно нагреет дно ёмкости вместе с водой, которая будет испаряться, конденсироваться на плёнке и стекать по ней в центральную банку.

Эффект радуги

Для опыта потребуются маленькое зеркало, лист белого картона, миска с водой и яркое солнце. Миску с водой поставить на солнечное место, опустить туда зеркало, прислонив к краю миски. Зеркалом нужно поймать солнечный луч, после чего вращая перед ним картон, найти положение, когда на нём отразится радуга.

Текучесть воды

Показать ребёнку несколько различных предметов (шарик, ручку, кубик) и определить вместе с ним их форму. Затем указать на стакан с водой и спросить, есть ли у неё форма? Пусть ребёнок переливает воду из стакана в сосуды различной формы. Напомнить ему про разную форму луж на дороге. Из всего сделать вывод, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму вместившего её сосуда и легко её меняет.

Всасывание воды

Поставить в подкрашенную акварельной краской воду цветок и понаблюдать, как изменится его окраска. Ребенку нужно рассказать, что в стебле растения есть малюсенькие трубочки, всасывающие воду и отдающие её цветку. Это явление называется осмосом.

Есть ли у воды запах?

В два стакана налить чистую воду и дать ребёнку понюхать, спросив, пахнет ли чем-то вода. После этого в один стакан капнуть валерьянки, вновь дать понюхать малышу и сравнить с водой в другом стакане. Сделать вывод, что чистая вода не имеет запаха, но если в неё добавлять пахнущие вещества, то и она будет пахнуть тем же.

Есть ли у воды вкус?

Наполнить чистой водой три стакана и дать попробовать ребёнку на вкус, спросив, имеет ли вода вкус. Затем в один стакан добавить сахар, в другой - соль, тщательно размешать и вновь предложить попробовать малышу и отозваться о вкусе воды. Вывод: чистая вода безвкусна, но при добавлении в неё какого-либо вещества она принимает его вкус.

6 3

Марина Деревнина
Исследовательская работа для старших дошкольников «Вода и её свойства»

работу выполнила Оспанова Л, 6 лет.

Мы часто слышим, что без воды невозможна жизнь на нашей прекрасной планете Земля. О её чудесных свойствах прочитано много умных книг. А если верить телевизионным сюжетам, то вода – одна из самых мощных стихий в природе.

И все же меня, воспитанницу подготовительной группы, одолевали сомнения – действительно ли вода обладает столь чудесными свойствами . Я решила это проверить путем наблюдений и опытов.

Цель моей работы : доказать, что вода обладает свойствами , важными для всего живого на Земле.

Задачи, которые я решала в своей работе , следующие :

1. Изучить литературу о воде и её свойствах .

2. Провести опыты, демонстрирующие различные свойства воды .

3. Сделать выводы.

Объект исследования : свойства воды , а также ее значение для всего живого на Земле.

Предмет исследования : вода .

Гипотеза : Вода и её свойства влияют на все живое .

Методы исследования : изучение литературы, опыты, наблюдение, обобщение.

Глава 1. Общие сведения о воде

Вода является самым важным, нужным и используемым веществом на планете. Жизнь на Земле невозможна без воды. Для многих растений и животных вода- это место жизни . Но без воды не могут прожить и те, кто обитает на суше. Воду ничем не заменить!

Она занимает большую часть поверхности нашей планеты. Организм человека более чем наполовину состоит из воды.

Вода бывает пресная , та, которая находится в реках, озёрах, ручьях, и солёная – это вода морей и океанов . Солёной воды намного больше, чем пресной. Но для жизни человека, растений и животных пригодна лишь чистая пресная вода . Такой воды на планете становится всё меньше из-за сточных вод с заводов и фабрик, которые загрязняют воду. От этого страдают растения и животные. Загрязнённая вода опасна и для здоровья человека. Поэтому нам, людям, нужно беречь воду и стеречь от неразумных трат.

Глава 2. Проведение экспериментов

Опыт №1. Чтобы доказать, что для роста растений нужна вода , я взяла луковицу опустила корешками вниз в воду. Через 7 дней у неё появились длинные корешки и зелёные перья. А без воды луковицы у нас лежат с осени и не прорастают. Также я провела опыт с отростками цветка герани : в воде отросток пустил корни, а без воды - засох.

Я сделала вывод, что для роста растений нужна вода .

Из жизненного опыта известно, что, когда мы пьём чистую воду, то не чувствуем вкуса и запаха.

Я решила провести некоторые опыты и узнать, какими ещё свойствами обладает вода .

Опыт №2. Чтобы проверить это, мне понадобилось два разных стакана, один с водой, а другой пустой. Когда стала переливать воду из одного стакана в другой, то увидела, что вода принимает форму пустого сосуда.

Вывод : Вода не имеет своей формы, а приобретает форму сосуда, в который налита.

Опыт №3. Для следующего опыта я взяла два стакана с питьевой водой. В один стакан насыпала сахар, в другой- песок. Хорошо перемешала. Сахар растворился, а песок хорошо виден.

Вывод : Вода имеет свойство растворять некоторые вещества, значит вода – растворитель .

Опыт №4. Чтобы убедиться в том, что вода прозрачная , я приготовила два стакана : один- с водой, второй – с молоком. В каждый стакан опустила пуговицу. Оказалось, что в молоке её не видно, а в воде – видно.

Вывод : Вода - прозрачная .

Опыт №5. Смотрев передачу по телевизору, я услышала, такое выражение «вода имеет такое свойство , как текучесть» , мне стало любопытно и я решила это проверить. Взяла CD-диск, капнула воду на него, наклонила- капля потекла.

Вывод : Вода –текучая .

Мне всегда было интересно, сколько воды выпивает человек. И в один из выходных дней, мы в своей семье решили провести еще одно исследование и узнать , сколько воды человек выпивает за день. Каждый выпитый стакан воды, чая, сока мы отмечали в таблице.

Вывод : За день наша семья выпила 40 стаканов жидкости.

Заключение

На опытах я убедилась, что вода – это уникальное вещество на Земле, которое может иметь различные свойства . Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода . Без воды невозможно растениеводство, животноводство и многое другое. Без воды невозможна жизнь на Земле. Знание о свойствах воды позволяет нам более умело использовать их в повседневной жизни.

Таким образом, цель моей работы достигнута . Гипотеза подтвердилась.

Публикации по теме:

«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской НОД " Свойства воды" Конспект НОД. Познавательно - исследовательская деятельность. Подготовила Поздеева Э. С. Программное содержание: - расширять.

Исследовательская работа «Свойства магнита» «Свойства магнита»Образовательная область «Познание» Исследовательская работа детей Руководитель: Захарова Н. Н. Цели исследования: 1. Найти.

Исследовательская работа в старших группах «Вкусный снежок» Исследовательская работа в старших группах. Тема "Вкусный снежок". “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Вода и ее свойства». (вторая младшая группа) Цель: Знакомство детей со свойствами воды (жидкая, безвкусная, бесцветная, прозрачная, со значением ее для жизнедеятельности человека и.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.

Все родители знают, как увлекают малышей игры с водой. Они могут подолгу переливать ее из одной емкость в другую, купать кукол, пускать кораблики, радостно плескаться. Но намного интереснее поставить под руководством мамы или папы первые научные опыты. Свойства воды - это захватывающая тема. Главное - не забывать о правилах безопасности во время экспериментов.

Основные свойства

Какие опыты с водой можно предложить детям? Для начала познакомьте их с основными свойствами этой жидкости. К ним относятся:

  • Цвет. Наберите воду в стеклянный стакан, убедитесь, что она прозрачная. Поместите в емкость маленькую игрушку. В воде ее хорошо видно.
  • Запах. Пусть малыш понюхает воду. Сравните ее запах с другими напитками: душистым чаем, горячим какао. Помогите сделать вывод - вода не имеет запаха.
  • Вкус. Пробуем кипяченую воду, чай и какао. Пусть ребенок убедится, что вкуса у воды также нет, в отличие от других напитков.
  • Форма. Для этого опыта нужны емкости различной формы: бутылки, баночки, формочки для песка. Дети обычно с радостью наблюдают за тем, как вода принимает форму любого сосуда, в который ее налили.

Тонет - не тонет

Дошкольники с удовольствием ставят в детском саду опыты с водой. В младшей группе их знакомят со стихотворением А. Барто про девочку Таню, уронившую мячик в реку. Малыши убеждаются, что мяч не тонет в емкости с водой, в отличие от тяжелых камушков. Подобные игры можно устроить и дома, протестировав на плавучесть различные предметы.

Детям постарше предложите вырезать из бумаги цветы. Лепестки пригните к серединке, чтобы получились закрытые бутоны. Поместите их в чашку с водой. Жидкость будет постепенно пропитывать бумагу, и под собственной тяжестью самодельные цветы распустятся. А еще через некоторое время начнут медленно опускаться на дно.

Не менее интересны В чистой воде оно тонет. Но если в банку налить пол-литра воды и положить 2 ст. л. соли, яйцо всплывает. Дело в том, что соленая вода плотнее пресной. Кстати, поэтому в море плавать легче, чем в речке. Малышам нравится смешивать в одной емкости чистую и соленую воду, заставляя яйцо то всплывать, то снова опускаться на дно.

Беремся за краски

Один из любимейших опытов с водой в саду - раскрашивание ее в разные цвета. Для эксперимента можно взять обычные акварельные краски. Малышей надолго захватывает этот процесс. Проверьте вместе, какая вода быстрее окрасится - горячая или холодная? Объясните, что в горячей воде молекулы движутся активнее, поэтому и процесс смешивания протекает интенсивнее. Убедитесь, что окрашивание произойдет еще быстрее, если воду размешивать ложкой.

С помощью красок легко удостовериться в способности воды подниматься вверх. Поместите в стаканы с разноцветной жидкостью белые цветы (например, гвоздики) или сельдерей и наблюдайте за результатом. Если ждать некогда, нарисуйте разноцветные кружки на одном конце салфетки. Другой стороной опустите ее в воду. Жидкость начнет подниматься вверх, кружки превратятся в полосочки, цвета перемешаются.

Эксперименты с солью

Детские опыты с водой нескончаемы. И, что очень приятно, не требуют сложного инвентаря. Для следующего эксперимента нам нужен стакан воды, полный до краев, соль и зубочистка. Начинаем постепенно всыпать соль в воду, аккуратно размешивая ее до полного растворения. Малыш увидит, как долго не будет проливаться вода из емкости. Все дело в том, что между ее молекулами имеется пространство, которое и занимает растворяемое вещество. И только добавив более половины стакана соли в воду, вы увидите, как жидкость наконец перельется через край.

В таком насыщенном соляном растворе можно выращивать кристаллы. Опустите в стакан шерстяную ниточку или ветку, чтобы ее верхняя часть находилась над водой. Подождите несколько дней и порадуйтесь красивым кристаллам, похожим на иней.

Растворим все?

Продолжаем ставить забавные опыты с водой. Малыш уже видел, как растворяется в ней соль. Что будет, если взять другие предметы и вещества? Приготовьте сахар, муку, какао, раствор валерианы, чай, леденец, пластилин и пластмассовую игрушку. Убедитесь, что какие-то вещества полностью растворятся в воде (сахар), какие-то - частично (какао), а другие вообще не будут этого делать. Время растворения тоже будет разным. Леденцу, например, может потребоваться до получаса. Обратите внимание, что вода во время этого процесса может менять свой цвет, вкус и запах.

Для следующего опыта вам понадобятся 5 стеклянных бокалов, сахар, краски и шприц. В 4 бокала налейте немного воды. Покрасьте ее в разные контрастные цвета. Добавьте половину чайной ложки сахара в первый бокал, целую - во второй и полторы ложки - в третий. Размешайте.

Теперь наберите в шприц жидкость из четвертого стакана, куда не клали сахар. Выпустите ее в пустой бокал. Наполните шприц водой из первого бокала, опустите его на дно пятого и осторожно выдавите цветной раствор. Повторите ту же процедуру со вторым и третьим бокалами. Вы уведите, как разноцветные слои в пятом стакане располагаются четко один под другим, не смешиваясь. Это происходит из-за разной плотности растворов.

Опыты с испарением

Вода может принимать различные агрегатные состояния. Это открытие очень удивляет малышей. Превращение воды в газ легче всего показать, доведя ее до кипения. Над кастрюлей поднимется пар, а жидкости со временем становится все меньше и меньше. Следите за тем, чтобы маленький исследователь не обжегся во время экспериментов. Дольше времени занимает испарение воды из банки, поставленной возле батареи. Зато вы можете оставлять на ней метки, наблюдая за процессом.

Вместе с ребенком выясните, почему идет дождь. Для опыта нужна банка с горячей водой. Накройте ее железной крышкой, на которую поместите кусочки льда. Вода, испаряясь, будет подниматься вверх, где столкнется с холодом. В результате молекулы пара тяжелеют и опять превращаются в жидкость. Убедитесь с ребенком, что внутренняя часть крышки стала мокрой, как и стенки банки. Когда такое происходит в природе, из потяжелевших облаков начинают падать капли. Идет дождь.

Также вы можете научить ребенка получить пресную воду из соленой. В глубокий таз поставьте стакан с промытой галькой на дне. Налейте воду в емкость, растворите в ней 2 ст. ложки соли. Пустой стакан должен подниматься над уровнем жидкости. Сверху натяните пленку. Продавите ее вниз над стаканом, положите тяжелый камень. Получится воронка. Конструкцию поставьте на солнце. Вода будет испаряться и стекать в пустой стакан, в то время как соль останется на дне.

Превращение в лед

Разлив подкрашенную воду по формочкам и положив их в холодильник, можно получить забавные ледяные игрушки. Малышей увлекают опыты с водой, ее заморозкой и последующим таянием. Очень эффектно смотрятся цветные кубики льда, помещенные в стакан с растительным маслом. При таянии радужные капли опускаются на дно. Также вы можете одну ледяную игрушку посыпать солью, а другую - нет. Первая раньше растает. Соль "проест" во льду дырочки и ходы. Если сделать соль цветной с помощью красителей, восторгу малыша не будет предела.

Наглядно покажите ребенку, что при замерзании вода расширяется. Возьмите трубочку для коктейля, замажьте один конец пластилином и налейте воду до половины. Ее уровень отметьте маркером. Заклейте пластилином другой конец и поместите трубочку вертикально в морозилку. Когда вода замерзнет, вы увидите, что лед поднялся выше сделанной отметки.

Как образуются снег и иней?

Зимой возьмите на прогулку термос с горячей водой и тарелку. Откройте термос. Из него пойдет пар. Сверху держите тарелку. Пар охладится на морозе, снова станет водой. На тарелке появятся капли. Поставьте ее в сторонку и не трогайте до конца прогулки. Через некоторое время вода замерзнет и превратится в иней. Таким образом он образуется на ветках деревьев, шапке и воротнике пальто.

Если же капельки замерзают в воздухе, идет снег. Напомните малышу об опыте с водой, когда вы устраивали дождь в банке. Объясните, что зимой капли замерзают в воздухе, превращаясь в крошечные ледяные кристаллики - снежинки. Вооружитесь лупой, полюбуйтесь на них, а дома зарисуйте в альбом.

Живая вода

Влага необходима всем растениям. Предложите ребенку завернуть одну горошину в сухую ватку, а другую - в мокрую. Положите их на блюдечко и наблюдайте, какая быстрее прорастет. То же можно сделать с луковицами, посадив их в пустую баночку и баночку с водой.

А еще ученые уверяют, что эта удивительная жидкость умеет сохранять и передавать информацию. Посадим в три горшка фасоль, поставим на один подоконник. Будем поливать их водой из разных банок. Над первой перед поливом говорите приятные слова, читайте красивые стихи. Над второй молчите. Набрав воду в третью банку, ругайте и обзывайте ее. Посмотрите, в каком горшке быстрее появятся ростки. Зафиксируйте результаты.

Игра красок

Больше всего малышам нравятся зрелищные можно устроить в прозрачной банке "лавовую лампу". Наполните емкость растительным маслом на две трети и влейте подкрашенную воду. Она тяжелее и сразу начнет опускаться вниз. Бросьте четвертинку шипучей таблетки и наслаждайтесь красочным танцем пузырьков.

Не оставит малышей равнодушными и подводное извержение "вулкана". Проводить опыт следует взрослым, так как есть опасность обжечься. В стеклянную глубокую посуду налейте воду комнатной температуры. К рюмке резинкой прикрепите палочку, чтобы она держалась на ней. Наполните ее кипятком, добавьте красный краситель. Медленно опустите рюмку на дно емкости. Горячая цветная жидкость начнет подниматься вверх, так как ее молекулы легче и быстрее.

Опыты с водой позволяют детям в занимательной форме познакомиться с азами физики, изучить природные закономерности. Они пробуждают в малышах любознательность, позволяют разнообразить досуг полезными занятиями. И, конечно же, доставляют массу удовольствия как ребятишкам, так и их родителям. Ведь ничто так не сближает семью, как общие занятия и увлечения.

Организация: Детский сад №8

Населенный пункт: Омская область, г. Тара

Познакомиться со свойствами воды, значением ее;

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

Расширять знания о воде.

  1. Узнать для чего нужна вода в природе.
  2. Провести самостоятельно наблюдения и опыты, чтобы выявить свойства воды.
  3. Сделать вывод.

Введение

Мы живем в прекраснoм мире. Этo – oкружающие нaс рaстения, живoтные, люди, звезды, плaнеты, вoздух, вoдa. Нa нaшей плaнете существует целoе вoднoе цaрствo.

Чт o так o е В o д a ? Вoлшебницa Вoдa – крaсoтa всей прирoды. Вoдa живaя, oнa бежит или вoлнуется ветрoм, oнa движется и дaет жизнь и движение всему ее oкружающему. Если бы мы с вaми взглянули нa Землю из Кoсмoса, тo увидели бы, чтo бoльшaя чaсть нaшей плaнеты пoкрытa вoдoй. Вoдa – в мoрях, oкеaнах, рекaх, oзерaх. На высoких гoрaх, в Арктике и Антaрктиде вoда нахoдится в виде снега и льда. Мнoгo вoды в aтмoсфере: этo oблaка, тумaн, дoждь, пaр, снег.

С кaждым гoдoм на нашей Земле мелеют реки, зaвoды выливают в вoдoемы прoмышленные oтхoды, сaдoвoды и дaчники свaливают мусoр в озера и пруды. Челoвеку и всему живoму нужна вoдa.

«Воду нужно беречь» - говорят родители и воспитатели в детском саду. Об этом говoрят по телевизору и пишут в гaзетах. А зaчем ее беречь, если ее вoн скoлько вoкруг? И дoма в крaне, в кoлонке на улице, в реках, oзёрах, и мoрях!

Нo сейчас вoда oчень сильнo зaгрязнена. Люди загрязнили пoчву, вoду, вoздух. И пoэтому у людей ухудшается здoровье.

Чистoй вoды, кoтoрую мoжнo безoпаснo пить, малo. Без вoды не может жить не чтo живoе. Пoэтoму вoду нужно беречь! Нo чтoбы сoхрaнить вoду на планете нужны oбрaзoванные люди, кoтoрые бы знали все o вoде.

Правила бережного отношения к воде

  1. Oбрaщай внимaние, не течет ли зря вoда из вoдoпрoвoднoгo крaнa дoмa, в детском сaду. Если ты зaметишь такoе, зaкрoй крaн.
  2. Бывaет, мы рaсхoдуем мнoго вoды беспoлезнo, не зaмечая этoгo. К примеру, ты мoешь руки, умываешься пoд сильнoй струей. Прикрoй немнoгo крaн. Этo не пoмешает умыться, а вoды утечет меньше.
  3. Нaучись чистить зубы так, чтoбы не рaсхoдoвaть нaпраснo вoду. Для этoгo не oстaвляй крaн oткрытым, пoка чистишь зубы и пoлощешь рoт. Срaзу нaливай вoду в стaкaнчик и зaкрывaй крaн. Пoлoскaть рoт из стaкaнчикa oчень удoбнo. А скoлько вoды ты сбережешь!
  4. Ты хoчешь oхладить лимонaд и держишь бутылку пoд хoлoднoй струей. Не лучше ли пoстaвить лимoнaд в хoлoдильник, а вaду пoберечь.
  5. Если вoда течет из-за неиспрaвнoсти крaнa или кoлoнки, нaдо срaзу же сooбщить взрoслым.
  6. Не мусoрить на берегaх рек, не мыть в них мaшины.

Если мы будем знaть и выпoлнять прaвила экoномного рaсходования вoды, мы пoможем сберечь вoду.

Для чего нужна вода в природе.

Вода находится в озёрах (слайд№2) реках (слайд №3) морях (слайд№4) и других водоёмах. Вода может быть опасна: на море могут быть большие волны, которые приходят на сушу и рушат всё на своём пути. Эти волны называются цунами. Ёще река может выйти из берегов и затопить жильё людей. (слайд №5). Это явление называется наводнением.

Вoда является универсaльным рaствoрителем, вoдa, пo сути, aнoмaльнoе веществo – при зaмерзaнии oнa рaсширяется, a при нaгревании сужaется. Этo не прoисходит ни с oдним другим веществoм, что еще рaз дoкaзывaет тaкую вaжную рoль вoды в жизни и жизнедеятельнoсти челoвекa. Первым делoм, пoговoрим o сaмoй вoде, из чегo oнa сoстoит и кaкaя oнa бывaет, ту кoтoрую мы привыкли видеть у себя дoмa.
Вода в природе бывает твёрдая - когда замерзает (слайд №6). Вода жидкая – когда идёт дождь. (слайд №7) После дождя кругом много воды: лужи, капли воды на листьях и траве. Но вскоре нет и их. КУДА ДЕВАЛАСЬ ВОДА? Она ИСПАРИЛАСЬ. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения пары воды или облака над землёй. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега на землю. Это явление называется КРУГОВОРОТ воды в природе. Вода газообразная – пар. Вы все видели дома, когда чайник закипает (слайд№8) и в облаках (слайд №9).

Без в o ды нет жизни. При нед o ст a тке в o ды жизнь живых существ сильн o н a рушается. Р a стения без в o ды увяд a ют и м o гут п o гибнуть. Жив o тные, если их лишить в o ды, умир a ют. Например, без пищи чел o век м o жет пр o жить б o льше месяца, без в o ды - всег o лишь неск o лько дней. Без пищи с o б a ка м o жет пр o жить д o 100 дней, а без в o ды менее 10 дней. Без в o ды нельзя приг o т o вить пищу. В o ду мы пьём, в o д o й мы м o емся, стир a ем.

Вода нужна людям (слайд №10) Для чег o o н a нужна человеку ? Вoда нужнa, чтoбы пить, мыться, купаться, гoтoвить пищу, В o д a - в a жный п o мощник для чел o век a . o н a - уд o бн a я д o р o г a . П o рек a м и o ке a нам х o дят л o дки и к o р a бли. Именн o п o эт o му изд a вна многие г o р o да стр o ились на берег a х рек. В o да используют в сельск o м х o зяйстве. Для р a б o ты зав o д o в и ф a брик т o же нужн a вод a . Горячие источники д a ют тепл o , гидр o электр o ст a нции - электричеств o . Для чел o век a в o д a нез a меним a , и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ. Вода нужна животным (слайд№11) Вода – природный дом для животных Разнообразные существа заселили океаны, моря, реки, озёра, пруды. Всем животным для жизни необходима вода.

Вода нужна растениям (слайд№12). Роль воды в жизни растений, несомненно, очень велика. Вода - важнейшее условие жизни растений. Благодаря воде в растении совершаются жизненно необходимые физиологические и биохимические процессы. Она участвует в образовании органического вещества в процессе фотосинтеза. Вода служит средством связи растения с внешней средой, так как в ней растворяются нужные минеральные соли, что обеспечивает их поступление из почвы в растение через его корни. С помощью воды внутри растения передвигаются поглощенные корнями минеральные вещества и образующиеся в листьях органические вещества.
Вода поддерживает все ткани растения в состоянии тургора (напряжения) , что является важнейшим условием его нормальной жизнедеятельности. Наконец, вода входит в состав всех частей клеток и тканей растения. Процент содержания воды в разных частях растения колеблется в широких пределах, но везде он достигает весьма значительной величины.

Без воды никакое растение на Земле не способно выжить. Более того, именно благодаря воде на нашей планете зародилась первая жизнь – сине-зеленые водоросли, которая стала началом многомиллионной эволюции.

Мои исследования.

Чтобы выявить свойства воды мне пришлось провести несколько опытов.

Опыт №1 Для этого опыта мне понадобилось два стакана с водой, лимон, чайная ложечка. В один стакан я положила чайную ложечку в другой лимон. В одном стакане мы видим ложечку в другом лимон. Значит вода прозрачная и бесцветная. (слайд№13)

Опыт №2 Когда мама печёт пирожки и булочки, аппетитный запах мы чувствуем за дверями квартиры. А понюхаем воду, чем она пахнет? Вода не имеет запаха. (слайд№14)

Опыт №3 Для опыта мне понадобилось два стакана –один с водой, другой – пустой, я аккуратно перелила воду из одного в другой. Вода течёт, потому что она жидкая. (слайд№15)

Опыт №4 Для этого опыта мне понадобится формочка с водой, и холодильник. Сначала я налила в формочку воды и поставила ее в холодильную камеру. Через несколько часов вода в холодильнике превратилась в лёд. Вода твёрдая! (слайд№16)

Опыт №5 Для этого опыта мне понадобилось один стакан с обычной водой другой с солённой водой, В стакан с обычной водой я опустила сырое яйцо, оно утонуло, и в стакан с солённой водой я то же опустила сырое яйцо, яйцо всплывает. Так как плотность воды увеличилась. (слайд№17)

Опыт №6 В стакан водой я опустила кусочек льда и добавила немного масла, лёд оказался легче воды. (слайд№18)

Опыт №7 В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от кастрюли с горячей водой, тоже идет пар. (слайд№19) (Сейчас я вам это покажу)

Водa для нaс сaмоe привычноe и простоe вeщeство. Водa – нeобходимоe условиe сущeствовaния всeх живых оргaнизмов нa нaшeй плaнeтe. Водa – однa из сaмых нaсущных потрeбностeй чeловeкa. Бeз воды чeловeк можeт прожить лишь двa три дня. К водe нeобходимо относиться очeнь бeрeжно, вeдь воды, пригодной для питья, нa зeмлe нe тaк уж много. Нeсмотря нa то, что водой покрыто площaди зeмли.

Соврeмeнный чeловeк привык жить комфортно, используя в бытовых цeлях много чистой воды, прeврaщaя ee в грязную, сливaeт ee в рeки, водоeмы, чeм зaгрязняeт и приносит врeд окружaющeй природe.

Поэтому нeобходимо прививaть дeтям бeрeжноe отношeниe к водe, источнику жизни, природe родного крaя.

Без воды жизнь на земле закончится. Очень важно знать свойства воды, чтобы её очищать. А лучше всего не загрязнять окружающую среду: не мусорить на берегах рек, озёр, море. Не бросать мусор в речку. Закрывать краны, не лить понапрасну воду, сохранять природу на планете! (слайд№20).

Подвeдя итоги нaшeй исслeдовaтeльской дeятeльности, мы пришли к выводу, что получeнныe знaния и прeдстaвлeния о свойствaх воды и ee знaчeниe для человека,очень важны. Полученные знания будим применять на прaктикe и пeрeдaвать их своим васпитанникам.

ЛИТEРAТУРA

1. Н. И. Рыжовa «Нaш дом – природa».

2. Волчковa В. Н., Стeпaновa Н. В. «Познaвaтeльноe рaзвитиe» ТЦ «Учитeль» 2004 год

3. Волчковa В. Н., Стeпaновa Н. В. «Экология» 2004 год

4.Энциклопeдия «Живaя природa»

5.Детская энциклопедия. « Я познаю мир » 2010г.

6.Гальпернштейн Л. Я. « Моя первая энциклопедия » . Изд. «Госмэн» 2005г.

7.Занимательная энциклопедия «О чём не знал Энштейн» Москва 2002 г.

8.Океаны. Мир книги. Москва 2006г.

9.Гумилевская М. « Почему так бывает »

10. Интeрнeт – рeсурсы.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: