Подготовка к выступлению. Основы подготовки к публичной речи: как достигнуть цели

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)


Факультет – экономический

Специальность – менеджмент организации

Кафедра менеджмента организации


Контрольная работа

По дисциплине: «Организация управленческого труда»

На тему: «Подготовка публичного выступления»


студент 5курса, группы ЭМЗ-501

Семенов А.Е.


Преподаватель:

Чапурина Екатерина Викторовна


Дата сдачи:_________________

Дата защиты:________________

Оценка:_____________________


Тольятти 2010


1.Введение ……………………………………………………………………….2

2.Подготовка к выступлению……………………………………………………5

3.Техника выступления. Структура публичной речи………………………...12

4.Основы ораторского мастерства……………………………………………..16

5. Самоанализ качества выступления………………………………………….18

6. Заключение…………………………………………………………………….23

7. Список использованной литературы………………………………………...25


1.Введение.

«Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта. Как же он может начать выступление, не имея хотя бы приблизительного плана или тезисов» - писал Дейл Карнеги. Готовиться к выступлению, - подчеркивает Карнеги- это значит думать, вынашивать мысли, вспоминать, отбирать те из них, которые привлекают, отшлифовывать их, располагать в определенном порядке.

Публичное выступление является линейной коммуникацией, когда сообщения направляются коммуникатором (оратором) в одну сторону без обратной связи с реципиентом. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важное условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Не случайно гласит народная мудрость: "Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает". Чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо грамотно спланировать, подготовить и реализовать выступление, используя речевое мастерство и ораторское искусство.

Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.

Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь.

К тому же, помимо всего прочего, оратор стремящийся произвести должное впечатление на слушателей, должен уметь свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестами и мимикой. Он должен уметь оперативно и безошибочно реагировать на поведение аудитории.

Основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.

Ораторское искусство, в зависимости от сферы применения, подразделяется на различные роды и виды:

Социально-политические выступления. Это выступления, посвященные, как правило, вопросам государственной экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, на митингах, общественных собраниях, заседаниях и т.п.;

Академические выступления – учебные лекции, научные доклады, обзоры, сообщения;

Судебные выступления – речи, произносимые участниками процесса – прокурором, адвокатом, обвиняемым и др.;

Социально-бытовые – приветствия, поздравительные, поминальные речи и т.п.;

Богословско-церковные – проповеди, речи на соборе и т.п.

Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом функции, которую выполняет выступление с социальной точки зрения, а также его специфика, тема и цели.

Владение технологиями "публичных" выступлений, более чем, актуально в наше время. Эти методы помогут всем начинающим ораторам подготовить хорошее выступление, грамотно проанализировать его и не допустить типичные ошибки.

Устойчивая способность добиваться целей выступлений приходит с опытом. Поняв схемы, приёмы, техники, облегчающие публичную коммуникацию, человек, методом проб и ошибок нарабатывает опыт поведения в разнообразных ситуациях.

2.Подготовка к выступлению.


Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы:

Докоммуникативную, т.е. фаза планирования и подготовки публичного выступления и коммуникативную – реализация данного выступления.

В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:

Тема и цель выступления;

Участники коммуникации, аудитория;

Условия: место и время.

Работа на этом этапе носит характер учета и оценки объективных данных, тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес как для самого выступающего, так и для его слушателей.

Следует помнить и том, что состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

Выступление, как правило, имеет три составляющих:

1. Задача, или цель, речи;

2. Тема или проблема;

3. Метод выступления.

Цель речи состоит в том, чтобы представить новую информацию, которая требует осмысления и убедить – побудить слушателей к действию, сделать так, чтобы они приняли или изменили точку зрения. Знание цели усиливает внимание. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха.

Стержневая идея - это основной тезис, который необходимо ясно и четко сформулировать с самого начала. В речи допускается несколько стержневых идей, но для эффективности выступления их должно быть не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению, его характер. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в непроизносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Сформулировать основной тезис выступления означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления

Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти.

Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Тема выступления должна быть конкретизирована, интересна, и абсолютно понятна для аудитории. Оратор, безусловно, должен владеть темой. Это значит, что все факты должны быть собраны, систематизированы, изучены, причем, они должны освещать явление со всех сторон. Для того, чтобы достичь успеха у слушателей, выступающему необходимо четко определить понятия (термины), предлагать поясняющие примеры, представлять доказательную статистику, излагать концепции, иллюстрировать мысли дополнительным материалом. Так же, необходимо участь, что тему надо изложить за короткое время, удовлетворив запросы слушателей. Тему выступления следует выбирать очень тщательно. Название речи должно быть ясным, четким, и по возможности лаконичным. Если есть соответствующая возможность, то свой выбор лучше остановить на том, что хорошо знакомо и интересно самому выступающему. Тогда более вероятно, что все сказанное произведет должное впечатление и на остальных. Затем, нужно попробовать сузить тему выступления, чтобы она представляла наибольший интерес для слушателя. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Если есть такая возможность, то обдумыванию своего выступления следует посвятить достаточно продолжительное время. Речь должна вызреть. Необходимо выбрать тему, обдумывать ее в свободное время, сделать ее предметом бесед, записывать пришедшие в самое различное время мысли, примеры, соображения. За это время появится множество новых идей. В процессе выбора темы и определения целевой установки рекомендуется проконтролировать себя вопросами:

Действительно ли меня интересует тема или может ли она стать интересной для меня?

Достаточно ли я знаю по данному вопросу и могу ли я заручиться достаточными данными?

Смогу ли я уложиться в отведенное время?

Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?

Итак, подготовка к выступлению заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому, или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиции будущей аудитории.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями. Поэтому при планировании публичного выступления значительную роль играет анализ аудитории. Важно определит, что интересно и полезно людям, что им нравится и, наоборот, что не производит на них никакого впечатления.

Анализ аудитории может идти по ряду параметров: возраст, пол, религиозная и культурная основа, интеллектуальный уровень, профессия, национальность, политическая ориентация, уровень осведомленности в данном вопросе, социальное и экономическое положение. Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей, тем легче выступать.

Существенный признак аудитории – количественный состав слушателей. Малочисленной аудиторией легче управлять, но при этом оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

После анализа следует приспособить выступление к аудитории, выбрать соответствующий код – общий или профессиональный, простой или сложный.

В процессе речи параллельно анализируется реакция слушателей, и вносятся соответствующие коррективы. Кроме того, если есть соответствующая возможность, следует заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой аудитории, что поможет лучше понять специфику предстоящего выступления.

Оценка темы, цели выступления и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

1.Поиск и подбор материалов. Основными источниками, из которых можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации для своей речи, являются:

Официальные документы;

Научная, научно-популярная литература;

Справочная литература: энциклопедии, словари по различным отраслям знаний, статистические сборники, ежегодники по различным вопросам, таблицы, библиографические указатели;

Художественная литература;

Статьи из газет и журналов;

Передачи радио и телевидения;

Результаты социологических опросов;

Собственные знания и опыт;

Личные контакты, беседы, интервью;

Размышления и наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

При подготовке к выступлению необходимо использовать и так называемый местный материал, т.е. имеющий отношение к слушателям. Такой материал оживляет выступление, привлекает к нему внимание слушателей, вызывает у них интерес к выступлению.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с интересными высказываниями, примерами, цитатами, статистическими данными – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, который требует определенного времени, поэтому подготовку к выступлению необходимо начинать заранее.

Данный этап подготовки во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи, критически осмысливает материал, выясняет основные проблемы.

2. Композиционно-логическое оформление речи. При планировании выступления необходимо определить метод – выбор ключевых слов и их подачу.

Для информационной речи такими словами могут быть, например - анализ, демонстрация, объяснение, суммирование, сравнение, описание, обсуждение, перечисление, показ и т.д.

Цель убеждающей речи может включать такие слова, как принять, сделать, вступить, поддержать, согласиться, внести вклад, помочь, защитить, предложить, разделить мнение, выступить за и т.д.

Возможны интонационные окраски выступлений:

Мажорная;

Беспечная или юмористическая;

Шутливая;

Сердитая или упрекающая;

Мрачная;

Торжественная;

Предостерегающая;

Просительная.

3. Использование фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.


Крайне важно помнить, что место и время – это ключевые факторы успешного выступления. На речь влияют обстановка, освещение, температура в помещении и пр. Небольшая комната располагает к спокойному, тихому тону, к беседе, а большой зал настраивает на громкий голос, на наступательный, ораторский стиль. Если выступление планируется перед небольшой группой слушателей, то необходимо выбрать небольшое помещение. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширные помещения и пустые кресла в зале. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу, поэтому прежде чем начать выступление, попросить слушателей перейти вперед и сесть поближе к выступающему.

Человек, находящийся в большой аудитории, может утратить свою индивидуальность. Он становится частью толпы, и в этом случае на него значительно легче воздействовать, чем, если бы он был отдельным индивидуумом. Он будет смеяться и аплодировать по поводу таких вещей, которые его совершенно не тронули бы, если бы он был только одним из слушающих оратора.

Имеет значение время дня и день недели. Ранним утром труднее овладеть вниманием аудитории, а после обеда его легко потерять. Поэтому в таких ситуациях следует использовать возбуждающие приемы – юмор, драматизацию, необычный материал.

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться, оценить обстановку и т.д.

Подниматься на трибуну необходимо только в том случае, если аудитория довольно велика и в связи с этим возникает необходимость для оратора стоять на возвышении. В ином случае, лучше стоять рядом со своими слушателями, превратив выступление в беседу.

Докоммуникативная фаза, для своей большей результативности непременно должна завершаться репетицией предстоящего выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, но так же можно использовать и средства аудио- или видеозаписи. Это очень эффективный способ проконтролировать хронометраж, грамотность построения речи и качество выступления.


Коммуникативная фаза – это непосредственно произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Можно сказать, что она прогнозируема лишь в некоторой степени, и ее успех во многом зависит от находчивости, сосредоточенности оратора, от остроты его ума и уровня подготовленности. В любом случае, не стоит рассчитывать на заранее запланированное линейное развитие выступления. По возможности необходимо предусмотреть все возможные нюансы.


3.Техника выступления. Структура публичной речи

В теории ораторского искусства под структурой речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Основными элементами речи в выступлении являются:

1. Введение, которым оратор привлекает внимание слушателей и настраивает его на тему своего выступления – 10-15% общего времени.

2. Основная часть, в которой, как правило, раскрываются главные пункты сообщения – примерно 60-65% общего времени

3. Заключение, в котором подводятся итоги – 20-30% времени выступления.

Каждая часть выступления имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого "закона края".

Цельвведения – привлечь внимание слушателей и ориентировать их на материал, который будет представлен в сообщении. Привлечь внимание можно одним из следующих способов:

Рассказать что-то из личного опыта.

Дать иллюстрацию в виде, например, словесного рассказа или какого-нибудь наглядного изображения.

Обратиться к чему-либо, известному по опыту всей аудитории.

Начать с риторического вопроса.

Для привлечения внимания слушателей можно начать выступление с какой-нибудь потрясающей цитаты известного человека.

Ориентирующий материал дает аудитории основу, необходимую для понимания основного содержания. Этот материал связан с главной идеей, в нем содержится необходимая информация, с его помощью докладчик устанавливает доверие к себе и показывает слушателям важность сообщения.

Чтобы ориентировать слушателей, можно:

Дать историческую основу;

Дать определение основных терминов;

Взять примеры из личного жизненного опыта и связать их с заданной темой;

Указать на важность темы для слушателей.

Введение - важная часть, поэтому должно быть тщательно продуманным, выглядеть свободным, естественным. «Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.

Главная идея выступления должна быть представлена в виде краткого, ясного и четкого положения. Если этой идеи нет, аудитория подчас не может понять, о чем идет речь, и теряет внимание.

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление.

В основной части выступления развертывается главная идея, раскрываются ее аспекты. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Существует шесть методовпоследовательного изложения идеи:

1. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод используется в агитационных выступлениях;

2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах. Этот метод получил широкое распространение в выступлениях пропагандистского характера;

3. Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей;

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней;

6. Исторический метод – изложение материла в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения. Даже в серьезную по содержанию речь уместно ввести элементы юмора.

Каким бы методом не пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном принципе построения речи, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Продумывая структуру своей речи, выступающий не должен забывать о поддержании внимания, которое со временем притупляется, и человек перестает слушать. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой из существующих приемов использовать:

Обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

Прерывание речи, использование паузы;

Вопросно-ответный ход;

Примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т.п.

Излагая основную часть очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

Заключениеявляется важной композиционной частью любого выступления. В заключении подводятся итоги, формулируются выводы, которые следуют из главной цели основной идеи выступления или аудитория побуждается к определенным действиям. Некоторые исследователи коммуникаций предлагают заключить обобщением, т.е. можно еще раз подчеркнуть важность проблемы, верность основной идеи, плодотворность использованного метода, при этом используя такие приемы, как: личный опыт, юмор, иллюстрации.

Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению, призывом к действию, поэтической строкой (если это уместно). Это придаст выступлению благородство и индивидуальность. Это следует делать, конечно, кратко и быстро.

Публичное выступление будет успешным, если удастся:

Добиться интереса и внимания;

Завоевать доверие;

Изложить факты, разъяснить слушателям достоинства предложения выступающего;

Привести убедительные доводы, побуждающие людей действовать или принимать во внимание полученную информацию.


4.Основы ораторского мастерства


Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п.

Безусловно, то, что ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления. Так из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

Нелишне будет знать, и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат следующие пять этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления.

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4. Заучивание, запоминание текста речи.

5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Как видим, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления. По крайней мере, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для оратора - нашего современника - трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.

1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была вам близка, интересна и лично значима для вас.

2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления.

3. Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации.

4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые, так или иначе, связаны с темой вашего выступления.

5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.

После того как сбор необходимого материала к публичному выступлению завершен, материал логически выстроен, скрупулезно отредактирован, можно положить текст в ящик письменного стола и выступить, опираясь лишь на краткий план или тезисы. И ни в коем случае не считать, что проделанный вами труд напрасен. Как утверждают даже опытные ораторы, невидимый ни для кого труд - основа уверенности лектора. Размер его волнения обратно пропорционален затраченному труду.


5.Самоанализ качества выступления


Безусловно, любая даже самым тщательным образом подготовленная речь, нуждается в предварительном прослушивании и анализе. Это позволит устранить некоторые недоработки, повысить эффективность предстоящего выступления и в целом оценить его уровень.

Кроме того, оратору, желающему достичь исключительного мастерства в своем деле, следует так же анализировать и уже состоявшееся выступление. Это поможет выявить некоторые ошибки и не допускать их в будущем. При самоанализе можно использовать аудио- или видеозапись, что позволит наглядно, со стороны оценить уровень речи, но также не стоит пренебрегать и мнением слушателей. Очень часто именно они могут указать вам на ваши недоработки или дать дельный совет.

Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме - будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему.

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика - не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно - за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего - умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все - одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора. Создавайте позитивное настроение позитивными словами - ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи - только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов - ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Изложенные технологии активно используют многие специалисты в разных сферах деятельности: артисты, политики и партийные лидеры, руководители различных коллективов, преподаватели и многие другие.


6.Заключение


Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и оказать желаемое воздействие на аудиторию, оратор должен грамотно подготовить выступление и умело произнести речь.

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Немаловажное значение имеет речевой этикет и имидж оратора.

Конечно, ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее.

Однако, существует ряд советов по совершенствованию публичных выступлений:

Использовать речь, которая написана самим.

Говорить короткими фразами.

Не описывать, а акцентировать внимание на чем-то.

Использовать простые слова.

Приспосабливать слова и стиль речи к аудитории.

Писать или произносить речь для конкретного слушателя, то есть, что называется персонализировать речь.

Говорить ясно и конкретно. Избегать абстракций, двусмысленных выражений и специальных технических терминов.

Лучше использовать слова «мы», чем «вы».

Округлять в речи большие, сложные цифры, упрощать витиеватые фразы.

Демонстрировать не свою эрудицию, а знания, понятные другим.

Говорить живо, эмоционально.

После завершенных пунктов делать паузу.

Речь должна быть не монотонной, а волнообразной, т.е. колебаться по громкости и скорости.

Необходимо правильно произносит слова, ставить ударение, расставлять паузы.

Жесты должны быть естественными движениями для конкретного оратора, но не следует выходить из границ нормы. Нельзя слишком сильно размахивать руками, слишком активно ходить по аудитории, но и нельзя неподвижно стоять в течение всего выступления.

Безусловно, все перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянной практики. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.


7. Список использованной литературы.


1. Аннушкин В.И., "Русская риторика - исторический аспект", изд-во "Высшая школа", Москва, 2003

2. Бакирова Г. Х., "Тренинг управления персоналом ", изд-во "Речь", СПб, 2004

3. "1500 советов тренеру и менеджеру по персоналу", под ред. Фила Рейса, СПб, 2003

4. Яковлев И.С., "Ключи к общению. Основы теории коммуникации", изд-во "Азбука-классика", СПб, 2006

5. М.И.Чеховских. "Психология делового общения", изд-во "Новое знание",

Москва, 2006


6. Карнеги Д. "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", изд-во "Аспект Пресс "- Москва, 1995.

Подготовка выступления

Деловое выступление перед аудиторией должно быть хорошо подготовлено.

Необходимые этапы подготовки:

Определение темы и цели выступления, разработка плана выступления;

Оценка аудитории и обстановки, выбор подхода к изложению;

Подбор материала, выбор структуры и логики выступления, при необходимости корректировка плана, выбор способов визуальной поддержки;

Психологическая подготовка к выступлению.

Работа на первом и втором этапах носит характер учета и оценки объективных данных, так как тема и цель выступления обычно задаются планом работ, программой переговоров, темой конференции и т.д. Выступающий должен иметь ясное и определенное представление о том, о чем, кому и с какой целью он будет говорить. Если тема выступления волнует оратора, вызывает у него глубокий интерес, тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Однако тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Для этого необходимо изучать свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, это работает на успех.

План выступления должен быть четким и понятным для аудитории. Предмет выступления необходимо раскрывать конкретно и стройно. Следует подобрать убедительное количество фактических материалов и иллюстрирующих примеров.

Не надо пытаться "втиснуть" слишком много материала в ограниченное время. Но вот изучить нужно значительно больший объем информации, чем тот, который включен в текст. Сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость, помогут ответить на дополнительные вопросы. Кроме того, будет возможность корректировать выступление прямо в его ходе, если потребуется что-то добавить.

Для успешного выступления необходимо составить план, конспект, набор тезисов.

План выступления в самом общем виде можно рекомендовать следующий.

1. Вступительная часть.

2. Основная часть, включающая:

– информирование;

– аргументацию;

– ответы на вопросы, нейтрализацию возражений;

– достижение цели выступления (например, принятие решения, достижение договоренности, подписание документов, мотивирование к определенным действиям).

3. Заключительная часть.

Вступительная часть. Ее задачи – привлечь внимание, представиться, если выступающего никто не представлял, установить контакт с аудиторией, пробудить интерес к теме выступления.

Чтобы активизировать бо́льшую часть аудитории, можно задействовать сразу три канала восприятия. Например, слова "приятно видеть, что..." обращаются к кинестетическому – "приятно" и визуальному – "видеть" одновременно. А вариант "приятно слышать, что..." обращаются к кинестетическому и аудиальному. Помимо вежливости и приглашения к общению такие фразы помогают завладеть вниманием, приоритетный канал обязательно отзовется.

Информирование рекомендуется строить вокруг основной идеи таким образом, чтобы быть предельно конкретным, исключить все лишнее, затрудняющее восприятие, например, исключать термины, которые могут быть незнакомы слушателям. Использовать разнообразные приемы удержания внимания со сменой каналов восприятия, ритма речи и интонации, как предлагается в параграфе 5.4.

Конспектом удобно пользоваться во время выступления, а вот сплошное зачитывание текста не рекомендуется, оно нс способно долго удерживать внимание. Зачитывать лучше только некоторые тезисы, необходимые для подтверждения идей.

Очень важно понимание, что суть основных тезисов можно и нужно передавать в виде образов.

Не факты сами по себе поражают воображение людей, а то, каким образом они представлены.

Требования к основному тезису выступления:

– фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

– необходимо, чтобы суждение было кратким, ясным, легко удерживающимся в кратковременной памяти;

– мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Затем необходимо спросить себя: "Кто мои слушатели?" Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и, готовить речь для них. Если состав аудитории известен, нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

– возраст;

– уровень образования;

– профессия;

– цель прихода людей на выступление;

– уровень заинтересованности в теме;

– уровень осведомленности в данном вопросе.

В зависимости от преобладающего состава надо выбрать приоритетный канал воздействия и продумать варианты его использования в соответствии с рекомендациями параграфа 5.3.

Возможны различные интонационные окраски:

– мажорная;

– беспечная или юмористическая;

– шутливая;

– сердитая или упрекающая;

– мрачная;

– торжественная;

– предостерегающая;

– просительная и различные их комбинации, смена интонаций.

Необходимо избрать способ выступления – говорить "без бумажки", заглядывать в конспект, либо зачитывать тезисы и раскрывать их содержание. Но при этом рекомендуется избегать сплошного чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как при редком заглядывании в материалы речь звучит естественно, слова приходят сами собой. А вот чтение написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и жестко привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории и корректировать текст выступления.

Вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, а яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Реакция аудитории. Во время выступления до́лжно постоянно контролировать реакцию слушателей. Результатом может стать корректировка выступления. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Может быть, нужны будут дополнительные перерывы или смена ритма, подключение иного канала воздействия и т.п. (параграф 5.4). Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

Аргументация . Подготавливая обоснования своих идей и предложений, надо стараться представлять себе, какие возражения и вопросы могут быть у слушателей, и отвечать на них в своих обоснованиях или подготовить ответ, но приберечь его до того времени, когда вопрос будет задан.

Некоторые варианты системного построения аргументации:

– проблемное изложение, направленное па выявление и анализ противоречий, а также рассмотрение путей их разрешения:

– хронологическое изложение;

– изложение от причин к следствиям, от частного к общему – индуктивное изложение;

– изложение от вывода, итогового тезиса к примерам, его поясняющим или к обоснованиям, от общего к частному – дедуктивное изложение;

– рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями основной идеи.

Убедить – значит логически доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача.

При этом важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения и ответов на вопросы.

Ответы на вопросы , нейтрализация возможных возражений. Для удачного проведения этой части особенно важна подготовка. Чем больше материала вы прочитали, чем большим опытом обладаете, тем легче отвечать на вопросы. С возражениями несколько труднее, так как здесь требуется еще и психологический настрой и подготовка, как для конструктивных коммуникаций.

Если возражение длительно, слушайте внимательно и уважительно, "отзеркаливая" позы и жесты, используя понимающий взгляд, и делая это искренне. Для этого нужно заранее настроиться соответствующим образом. Даже если собеседник громко возмущается, надо сохранять спокойствие. Можно записывать то, что говорит возражающий, иногда это оказывает успокаивающее действие, особенно на кинестетиков.

Сам выступающий, как правило, не должен говорить запальчиво, более конструктивным является благожелательный тон.

Возражение, которое сразу трудно опровергнуть, лучше сначала пропустить и перейти к другим, а потом, при необходимости, вернуться к нему.

Если удалось достичь планируемую цель выступления, например, достижение согласия, нужно зафиксировать это в виде договоренности. Если слушатели близки к принятию решения, можно немного подтолкнуть их к этому с помощью вопросов, например: "На какие условия вы согласны?", "В какие сроки это было бы возможно?", "Быть может, у вас осталось последнее возражение или сомнение?" Но очень важно на этой стадии не проявить нетерпение, не пытаться "дожать" людей, так как это может вызвать протест и возмущение.

Заключение . Формулирование выводов, подведение итогов, прощание, после которого должно захотеться встретиться снова.

Психологическая подготовка к выступлению. Какие специфические преграды могут возникнуть в процессе подготовки к публичному выступлению?

Естественное волнение, которое испытывают выступающие перед аудиторией, может вызвать напряженность, скованность, "зажатость", которая мешает захватить внимание аудитории.

Кинестетический канал очень важен для влияния на аудиторию, а он-то как раз при мышечной скованности оказывается заблокирован. Примеры таких ощущений у выступающего приводит С. Ф. Касаткин: "...все тело напряжено и сковано. Ноги не идут, а буквально волочатся, к ним будто “гири привязаны”. Туловище закрепощено... слова произносятся с трудом... руки-ноги дрожат. Сердцебиение или учащенное, или, наоборот, замедленное, аритмичное: сердце как бы “замирает”. В голове туман, все движения становятся “ватными”" .

Рассмотрим, в каких случаях усиливается это чувство , препятствуя успешному выступлению, а в каких оно преодолевается ?

Основная причина возникновения скованности – это психическое воздействие, которое люди оказывают на выступающего взглядами, мимикой, вопросами, когда он находится в центре внимания да еще и в непривычной обстановке. И внешность, и слова, и поведение выступающего, причем малейшие их оттенки, фиксируются и придирчиво оцениваются.

Кроме того, повышенная впечатлительность и чувствительность зачастую приводит к тому, что выступающий болезненно реагирует на внешние раздражители, непривычную обстановку. В результате эти качества могут усилить скованность.

Излишняя напряженность в общении также проявляется, если выступающий плохо знает или умеет то, что предстоит делать в аудитории. Например, вышел читать лекцию, а материалом владеет слабо. Конечно, у большинства изнутри появляется неуверенность и за ней – скованность. Причем зал очень тонко чувствует это и своим скепсисом еще больше вводит в замешательство. Но если знание материала превосходное, то и "зажатость" преодолеть гораздо легче.

Чтобы преодолевать скованность, помните, что легкое волнение помогает выступающему. Оно мобилизует, концентрирует усилия, заставляет внутренне собраться, тщательно подготовиться и заранее продумать все действия. Помогает настроиться! Поэтому не бойтесь его, хотя нужно отслеживать, чтобы оно не усилилось чрезмерно.

Легкое волнение помогает выступающему, сильное – сковывает.

Вот что предлагает Дейл Карнеги в книге "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично": "Выпрямитесь во весь свой рост, смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. Представьте себе, что это именно так. Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты. Это даст благоприятный для вас психологический эффект" .

И еще – постоянно практиковаться в публичных выступлениях, опыт помогает быстрее преодолевать скованность в общении.

Заранее настраивайтесь на непривычную ситуацию, вызывая у себя более твердое и спокойное отношение к ней. Такой внутренний настрой хорошо помогает. Но есть еще и внешний инструмент – обаяние. Намного доброжелательнее люди воспринимают обаятельного человека. Поэтому к твердому и спокойному настрою на предстоящую непривычную ситуацию прибавьте все обаяние, на какое способны.

Предварительно полезно освоить пространство, т.е., если возможно, заранее побыть в той обстановке, в которой предстоит выступать. Если невозможно это сделать заранее, осмотритесь непосредственно перед выступлением, освойте пространство, хотя бы взглядом.

Есть еще одно правило, которое добавит уверенности, позволит найти внутреннюю опору: постарайтесь хорошо знать и следовать в непривычной обстановке общепринятым нормам и правилам делового поведения.

  • См.: Алипова-Светозарова С. Ф., Кулешов В. П. Неориторнка. Мастерство бизнес-презентации. С. 52.
  • Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 2009. С. 8.

Оратор должен иметь ясное и определенное представление о том, что он будет говорить. Тема для выступления должна глубоко затрагивать оратора, вызывать у него глубокий интерес. Это должно быть нечто такое, что произвело на него сильное впечатление. «Разве помимо вашей воли вас не тянет к тому оратору, ум и сердце которого, как вы чувствуете, поглощены действительно важной идеей и он страстно стремится воздействовать на ваш ум и сердце?» (2, с. 291).

Один из основателей социальной психологии Гюстав Лебон говорит об этом так: «Часто вожаками бывают хитрые ораторы, преследующие лишь свои личные интересы и действующие путем поблажки низким инстинктам толпы. Влияние, которым они пользуются, может быть и очень велико, но всегда бывает очень эфемерно. Великие фанатики, увлекавшие душу толпы... только тогда подчиняли ее своему обаянию, когда сами подпали под обаяние некой идеи. Тогда им удалось создать в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой» (3, с. 235).

Тема для выступления должна глубоко затрагивать не только оратора, но и аудиторию. Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку, - касаются только тех сторон, которые интересуют их самих, но совершенно не интересны тем, кто их слушает.

В процессе подготовки к публичному выступлению необходимо изучить свою аудиторию, подумать о нуждах, пожеланиях слушателей, и это часто обеспечивает половину успеха. Нужно прочитать как можно больше литературы по теме выступления, так как сведения, известные оратору, но не изложенные в его речи, придадут ей убедительность и яркость. Лютер Бербенк сказал однажды: «Я часто выращивал миллион растений, чтобы отобрать одно или два, обладающих исключительными свойствами». Публичное выступление следует готовить примерно в том же духе - так же расточительно и с таким же жестким отбором. «Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто» (2, с. 306).

Для успешного выступления необходимо составить план, набор тезисов, причем желательно сделать это письменно, так как если не удается изложить план на бумаге, значит, он еще не додуман. Наличие плана упорядочивает изложение мыслей, упрощает их восприятие, позволяет отбросить менее значимое, отделить «зерна от плевел».

При подготовке выступления и во время его особую важность представляет понимание, что основные тезисы необходимо передавать в виде образов. Успех публичного выступления зависит не только от правильности рассуждений оратора, содержания его речи, но и от способности слушателей воспринимать информацию только в виде ярких живых впечатлений. «Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными, не сопровождающимися никакими толкованиями, и только иногда к ним присоединяются какие-нибудь чудесные или таинственные факты: великая победа, великое чудо, крупное преступление, великая надежда...» (3, с. 194).

Доказательства этому видны везде. Например, люди приходят в негодование, когда видят в новостях человека, убившего 10 невинных жертв, но спокойно работают на производстве сигарет (на табачных заводах), содействуя таким образом тысячам смертей от рака легких. Это показывает, что не факты сами по себе поражают воображение людей, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Она, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь ее или породить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков. «Оратор, находящийся в тесном общении с людьми, умеет вызывать образы, увлекающие их. Если он успеет в этом, то цель его будет достигнута, и двадцать томов речей, всегда придуманных потом, зачастую не стоят нескольких удачных фраз, произнесенных в должную минуту и подействовавших на умы тех, кого нужно было убедить... Кто владеет искусством производить впечатление на воображение людей, тот и обладает искусством ими управлять» (3, с. 193-195).

При описании подготовки к публичному выступлению, необходимо сказать о том, как выглядит оратор, о его внешнем виде. Чистый новый, отглаженный костюм, выражающий (но не слишком категорично!) индивидуальность оратора, играет огромную роль в создании позитивного настроя аудитории относительно предстоящей речи. «Я много раз замечал, - писал Дейл Карнеги, один из величайших специалистов в области публичных выступлений, - что если оратор - мужчина в мешковатых брюках, бесформенном пиджаке, нечищеной обуви, из нагрудного кармана пиджака торчат авторучка и карандаш, а их других карманов видна газета, они оттопыриваются от трубки и коробки с табаком, или если оратор - женщина с безвкусной, переполненной чем-то сумкой..., то, как я видел, слушатели испытывают столь же малое уважение к такому оратору, как он к самому себе. Возможно, они предполагают, что ум оратора столь же неряшлив, как и его прическа, так же не блещет, как и его нечищеная обувь (2, с. 377). Кроме того, необходимо помнить о внушении, которое производят некоторые виды одежды. Человек, который представляется как, например врач, должен и выглядеть как врач. «Уже одного факта, что какой-нибудь индивид занимает известное социальное положение, обладает известным богатством и титулами, бывает зачастую достаточно, чтобы придать ему обаяние, как бы ни было ничтожно его личное значение. Военный в своем мундире, судья в своей мантии всегда пользуются обаянием. Паскаль совершенно справедливо указывал на необходимость облачить судей в мантии и парики. Без этого они бы лишились на три четверти своего авторитета» (3, с. 245).

Коснемся и еще одного аспекта подготовки к публичному выступлению. Этот аспект - диета. Очень важно помнить об ограниченности питания в течение дня перед выступлением. Плотный обед или ужин не позволяют мозгу работать в полную силу и отнимают энергию, делая речь вялой и скучной, выступление же на пустой желудок будет отличаться свежестью и энергичностью. Знаменитый гипнотизер, Вольф Мессинг, говорил, что если поест вечером перед выступлением, его способности сильно ослабляются. Основатель христианства И. Христос голодал 40 дней перед произнесением одной из самых важных своих речей - Нагорной проповеди. Поэтому, очень легкий завтрак может стать ключом к успеху ораторского выступления.

Перед тем, как выступить, следует ознакомиться с условиями помещения. Необходимо выбрать место, с которого Вы будете говорить. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено и свет должен быть направлен на лицо оратора. Во-вторых, желательно выступать, находясь на небольшом возвышении, сцене, чтобы вас мог видеть каждый из слушателей.

Если у оратора есть возможность перемещать слушателей, он должен собрать их вместе. Очень трудно оказывать воздействие на людей, если они разбросаны по разным углам. В качестве участника компактной аудитории человек будет, например, смеяться, аплодировать и одобрять то, что вызвало бы у него сомнение или возражение, если бы он находился в одиночестве или являлся одним из группы слушателей, рассеянных в большом зале.

Если оратор выступает перед небольшой группой слушателей, то ему нужно собрать их в небольшом же помещении и не становиться на возвышение, а спуститься на один уровень с ними.

До начала выступления необходимо, по возможности, убрать все предметы, которые могут отвлечь внимание слушателей от оратора. Ненужные стулья, хлам и тому подобные вещи должны быть удалены подальше от оратора.

Также нужно воздерживаться от выступления на сцене, если на ней будет присутствовать кто-либо еще, кроме оратора. Приглашенные гости так же относятся к лишним предметам на сцене, ведь аудитория не сможет воспротивиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека.

Вам предстоит публичное выступление? Готовьтесь! Как? Подробный алгоритм действий вы найдете в этой статье. Кроме того, в конце мы разместили дополнительный бонус: чек-лист, который вы можете скачать и использовать для проверки себя, чтобы ничего не упустить в процессе подготовки. Если вы работаете над своей первой презентацией или, наоборот, постоянно выступаете на публике, наш чек-лист поможет учесть все организационные мелочи и прибыть к месту выступления в полной уверенности, что всё в порядке.

Для начала - несколько универсальных советов от выдающихся спикеров. Они создадут нужный настрой для подготовки к выступлению.

  1. Критически значимо выделить достаточно времени на подготовку. Самая лучшая импровизация готовится заранее. Это не значит, что в публичных выступлениях всё должно быть отрепетировано до автоматизма. Дело в другом: готовясь без спешки, вы создаете психологический фундамент хорошего выступления. Если в процессе подготовки вы сделали всё, что собирались, то будете чувствовать внутреннюю уверенность, и аудитория почувствует вашу силу.
  2. Используйте свои сильные стороны. Если юмор не ваш конек, не выстраивайте выступление на основе шуток. Зато если вы при этом владеете талантом обобщать большие данные и предоставлять их аудитории в понятном виде, обязательно им воспользуйтесь. Какие способности отмечают в вас другие? Что вы умеете лучше всего? Обязательно используйте ваши сильные стороны.
  3. Самое страшное не случится. Это значит, что вы можете расслабиться. Вы не упадете со сцены, не забудете речь, и аудитория вряд ли будет настроена враждебно. Вы не оригинальны - все ужасы, которые кажутся вам реальными в связи с публичными выступлениями, представляются всем людям мира. И раз за разом, выступление за выступлением, ничего сверхординарного не происходит. Факт.

А теперь уделим внимание основным этапам, которые вам предстоит пройти, чтобы выступить успешно.

Шаг 1: проанализируйте аудиторию

В публичных выступлениях возможны два варианта: когда оратор ставит в центр себя и когда он ставит в центр свою аудиторию. Первый подход - традиционный для выступлений в жанре стэндап (Джордж Карлин, Эдди Мерфи и Ленни Брюс выступают в таком ключе). Автор выступления решает, какой будет тема и её подача, ориентируясь только на свои представления. Но если мы говорим о конференциях, рабочих презентациях и других деловых выступлениях, то здесь нужно всегда придерживаться подхода, когда в центре - ваша аудитория. В этом случае вы выбираете тему, которая будет полезна для аудитории, и используете слова, изображения и понятия, которые лучше всего подойдут для этой аудитории. Так вы обеспечите максимальную ценность своей речи для слушателей.

Изучая аудиторию, следуйте этому плану.

  • Демография.

Кто будет вашей аудиторией? Какого они пола, сколько им лет, кто они по профессии? Каковы их индивидуальные и групповые характеристики?

  • Психология.

Что ваша аудитория уже знает? Что она думает по вашей теме? Каковы ее убеждения, негативные и позитивные? В чем неудовлетворенность?

  • Контекст.

Когда и где вы будете выступать? По какому случаю аудитория соберется в этом месте? Что ценного вы можете рассказать им в своем выступлении? Что они должны узнать, почувствовать и сделать, выйдя из зала после вашего выступления?

Главным результатом этого анализа должно стать понимание основной проблемы, которая есть у этих людей в связи с вашей темой. Если вы затронете аудиторию за живое, она будет вас слушать. Вам может показаться, что это ненужный этап, и в конце вы получите мертвые данные, не имеющие практического применения. Но это не так. Вот несколько идей, как вы сможете использовать полученную информацию на всех этапах подготовки.

  • Оденьтесь, как одевается ваша аудитория.
  • Напирайте на аргументы, понятные аудитории (если у вас есть два варианта доказательства одной и той же мысли - с точки зрения экономии средств и с точки зрения защиты окружающей среды, анализ аудитории подскажет, какой из них выбрать).
  • Добавьте к слайдам цитаты и источники, которым ваша аудитория доверяет (для научных работников авторитетны ссылки на научные исследования, а для фитнес-тренеров - отзывы людей об эффективности той или иной методики).
  • Выберите слова и данные, которые больше всего подходят для аудитории (полный зал инженеров - отлично, вы можете удариться в технические подробности; выступаете перед журналистами - давайте факты и цифры, но не злоупотребляйте узкими терминами).
  • Используйте оформление слайдов, которое будет соответствовать аудитории (для деловой аудитории - строгий, с графиками и диаграммами, а для студентов - более вольный стиль).

Шаг 2: Подготовьте план

Самый лучший способ сделать провальное выступление - подготовить подробный текст речи и заучить его. Даже не пытайтесь проверять это на себе! Для удачного выступления достаточно плана и основных тезисов.

В основе самых лучших выступлений всегда лежит сильная мысль, идея, которая прослеживается на протяжении всей речи и повторяется несколько раз в виде ключевой фразы. Найдите эту мысль и лаконично сформулируйте её.

План выступления должен содержать 3 основные части:

  • вступление;
  • главные мысли и основные тезисы по каждой из них;
  • резюме.

«У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление», поэтому первые 60 секунд - это время, когда оратор должен завоевать доверие слушателей. Во вступлении скажите, кто вы и почему ваша аудитория должна вас слушать. Озвучьте это коротко и емко, но настолько подробно, насколько нужно, чтобы наладить контакт. Если вы уже знакомы с каждым в зале (например, это отчетная презентация по проекту у вас в компании), просто напомните кто вы и расскажите, почему для других отделов важно выслушать информацию по вашему проекту. Если люди впервые услышат ваше имя на мероприятии, то остановитесь также на своих главных достижениях, имеющих значение для слушателей и связанных с темой выступления.

Зак Холман, сотрудник GitHub и автор сервиса по публичным выступлениям speaking.io , рекомендует в подготовке основной части двигаться от большего к меньшему. Для начала определите, о чем вы хотите поговорить, в виде пунктов. Дальше разбейте каждый пункт на подпункты, и каждый из них, если требуется, снова разбейте на подпункты. Так вы сохраните четкую логическую структуру, и слушателям будет легко двигаться вслед за вами. В этом приеме нет ничего нового, и он отлично работает.

Формулируйте все пункты коротко: ваш план должен наводить на мысли по теме, а не разъяснять каждую из них. Не сбивайте себя детальными формулировками, создайте лишь логический скелет.

Заготовьте «резервные знания». Это те сведения, которые вы не изложили в своем выступлении, но, возможно, они понадобятся, чтобы ответить на вопросы аудитории. Успешные спикеры намеренно создают в своем выступлении «дыры», упуская важные сведения из виду, чтобы спровоцировать вопросы из зала и, таким образом, вовлечь аудиторию в свою речь. Не пытайтесь дать исчерпывающее объяснение во всех пунктах плана - информационный голод формулирует в головах слушателей вопросы, а вопросы - показатель интереса.

Шаг 3: подготовьте презентацию и раздаточные материалы

Придерживайтесь следующего принципа: слайды - не ваша речь, они лишь улучшают её. Используйте материалы, способные усилить основные мысли выступления, но не продублировать их. Что не может быть передано словами или тяжело воспринимается на слух, должно быть в презентации.

Для создания презентации лучше всего подойдут PowerPoint для Windows или Keynote для Mac. Сделайте также резервную копию слайдов в формате pdf - она убережет вас от проблем с совместимостью форматов, читаемостью шрифтов и других форс-мажоров, если вам придется открывать файл не со своего компьютера.

Вот несколько правил, которые помогут подготовить хорошую презентацию.

  • Один слайд - одна мысль.
  • Короткие и четкие формулировки.
  • В списках - не более 4-6 пунктов.
  • Полусерьезное правило: выбирайте кегль шрифта, в 2 раза больший, чем средний возраст аудитории. Если средний возраст - 30 лет, то шрифт - 60 пунктов.
  • Никакого видео!
  • Никакой анимации и спецэффектов в переходе между слайдами.
  • Поместите в раздаточные материалы то, что имеет важное значение и будет плохо восприниматься с главного экрана, чтобы каждый слушатель мог рассмотреть их со своего места.

Шаг 4: отрепетируйте выступление

Теперь, когда у вас есть план речи и слайды, вы можете приступить к репетиции своего выступления. Каждый человек подходит к репетиции по-своему. Кому-то достаточно плана, распечатанного на листе, а кто-то предпочитает подготовить маленькие карточки с основными пунктами плана. И то, и другое хорошо, если оно учитывает ваши привычки и особенности памяти.

Вот основные моменты, которые полезно учитывать при репетиции выступления:

  • Стоя. Это поможет вам следить за позой, осанкой и языком тела.
  • В полный голос! Никаких «шепотом», «про себя» или «вполголоса». Громко, даже громче, чем вы привыкли говорить.
  • Медленнее. Когда мы волнуемся, мы сразу начинаем говорить быстрее, чем обычно. Дыхание сбивается, и требуется пауза, чтобы перевести дух, а если паузу мы сделать не можем, мы начинаем нервничать и говорить еще быстрее. Выход: уже в репетиции говорить медленнее, и если начинаете «частить», делайте паузу, произнося про себя «раз».
  • Если есть места, где вы постоянно сбиваетесь, путаетесь или забываете главную мысль, вернитесь на этап подготовки плана и переделайте это место.
  • С умышленным избытком. Многие ораторы заметили, что в публичных выступлениях всё выглядит чуть скучнее, чем на самом деле. Если вам кажется, что вы чрезмерно жестикулируете, в выступлении это будет казаться умеренно эмоциональной жестикуляцией. Если вам кажется, что вы говорите чрезмерно восторженным тоном, для аудитории это будет лишь приподнятый тон. Учитывайте это.
  • С таймером. Фиксируйте время, и если вы выходите за рамки отведенного для выступления времени, не пытайтесь говорить быстрее. Вернитесь на этап создания плана и откажитесь от некоторых подпунктов.
  • Постоянно возвращаясь к ключевой фразе. Не бойтесь повториться: ключевая мысль - на то и ключевая, что скрепляет всю речь и делает её действенной. Все лучшие выступления построены на этом принципе.

Шаг 5: изучите место, где вы будете выступать

Если у вас есть возможность, заранее посетите зал, где вам предстоит выступать, так вы узнаете, как и за какое время туда можно добраться. Если такой возможности нет, свяжитесь с организаторами, чтобы уточнить повестку дня и технические детали:

  • где и как расположен экран проектора;
  • есть ли возможность подключить к проектору собственный ноутбук;
  • есть ли в зале доступ в интернет и как он организован;
  • какие кабели и разъемы есть у оборудования в зале, и нужно ли вам позаботиться о переходниках для своего ноутбука;
  • есть ли в зале трибуна или вы сможете свободно передвигаться по сцене;
  • какой микрофон у вас будет и будет ли вообще;
  • есть ли беспроводной пульт для переключения слайдов или будет человек, который поможет вам в этом;
  • сможет ли кто-то в самом начале мероприятия раздать слушателям распечатанные материалы.

Шаг 6: уделите внимание внешнему виду

Уточните у организаторов, есть ли у мероприятия определенный дресс-код, и придерживайтесь его. Вам необязательно выглядеть подчеркнуто официально, если этого не требует мероприятие.

Как правило, спикерам советуют выглядеть:

  • профессионально,
  • уместно,
  • уважительно.
  • Вот еще два полезных совета, которые помогут вам выглядеть уместно.

Первый совет мы уже упоминали. Одевайтесь примерно так, как будет одета ваша аудитория, но немного лучше (в смысле бОльшего внимания к своему внешнему виду). Так вы создадите первоначальную платформу для доверия («он такой же, как мы!»).

Второй совет - подбирайте комфортную для себя одежду. Если в выбранной одежде вы будете чувствовать себя как не в своей тарелке, это отразится на вашей манере держать себя, а значит и на послании, которое вы невербально передаете аудитории. Если вы не привыкли к рубашкам, но мероприятие требует официального дресс-кода, выбирайте поло с кардиганом. Если вам привычно выступать в пиджаке, а событие носит более неформальный характер, наденьте пиджак более демократичного кроя и дополните его джинсами. Спикер, скованный одеждой, к которой он не привык, не сможет в полной мере отразить свою личную харизму, потому что его язык тела в этом случае не будет органичным. Согласитесь, очень важно чувствовать себя на сцене уверенно.

Поэтому дополним исходный список. Вы должны быть одеты:

  • профессионально,
  • уместно,
  • уважительно,
  • комфортно.

Шаг 7: за день перед выступлением

В этот день стоит еще один раз пробежаться по плану выступления и, возможно, провести еще одну репетицию. Собирайте свою сумку вечером накануне выступления. Не делайте этого утром в день выступления, чтобы избежать спешки. Сверьтесь с пунктами чек-листа: всё ли вы учли, нет ли упущенных моментов? Если есть, сейчас самое время всё исправить. Вот ещё одна причина, по которой не стоит откладывать сборы на утро.

Шаг 8: за 3 минуты до выступления

Как правило, спикерам советуют проделать несколько шагов, когда они уже готовятся к выходу на сцену. Но вот что: вам и так приходится держать в голове кучу вещей из предстоящего выступления, так зачем вам помнить ещё и то, что нужно сделать прямо перед ним?! Лишний мандраж ни к чему, поэтому вот наш единственный совет на этот счёт:

  • Главное перед выступлением - сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и расслабиться. Вы сделали всё, что от вас требуется, и хорошо подготовились. А значит, все получится.

Не делайте так! Стоп-лист оратора

  1. Не тратьте драгоценные первые минуты выступления на извинения: у меня не было времени подготовиться, я не совсем разбираюсь в теме и т. д.
  2. Не проверяйте аппаратуру во время выступления: это нужно было сделать заранее.
  3. Не читайте слайды.
  4. Не говорите в ответ на вопрос слушателя «Давайте я закончу, а потом вернемся к вашему вопросу». Отвечайте на вопросы по мере их поступления, а потом возвращайтесь к теме. Речь - это не ваш монолог, а живой диалог с аудиторией. Возможно, вы отклонитесь от задуманного сценария, но аудитория не знает, что за сценарий у вас был. Если слушатели будут активно вовлечены в вашу речь, все от этого только выиграют.
  5. Не стойте статично, держа руки перед собой. Динамика должна быть и в выступлении, и в голосе, и в позе. Помните про язык тела.
  6. Не отвлекайте слушателей раздачей распечатанных материалов непосредственно перед своей речью: сделайте это заранее, до начала мероприятия.

Рассказать друзьям:

Теория ораторского искусства подразумевает четыре способа публичных выступлений:
- экспромт – выступление, когда вы не готовитесь вовсе, а полагаетесь на свое знание темы.
- план-конспект. Вы составляете четкий план, расписываете все пункты и высказываете тезисы.
- текст выступления. Составляется текст, который зачитывается с листа.
- чтение наизусть. То же самое, только текст нужно еще и заучить!

Иногда способы комбинируются. Например, если вы читаете доклад по поэзии серебряного века, логично будет зачитать примеры стихотворений, заучив их наизусть, а само выступление может опираться на тезисы.

В большинстве случаев, для подготовки к выступлению рекомендуется делать подробный план-конспект и хотя бы один раз прорепетировать его перед зеркалом или друзьями. Такой способ позволит вам, с одной стороны, не упустить ничего лишнего и не сбиться с мысли, а с другой, сделает ваше выступление живым и интересным.

Подготовка конспекта

Чтобы конспект был хорошим, делайте его, руководствуясь некоторыми правилами. Во-первых, используйте в подтверждение своих тезисов факты. Во-вторых, вычлените главное. Какие-то тезисы, возможно, не совсем подходят к теме выступления. Теперь проверьте, не нужно ли добавить чего-то, чтобы полнее раскрыть тему. В третьих, проследите, чтобы все тезисы были подкреплены фактами. Если вы не очень опытны в публичных выступлениях, записывайте тезисы и факты в виде законченных предложений, чтобы не искать слова на сцене.

Обязательно прорепетируйте выступление. В идеале, следует сделать это не менее двух раз: один раз прочитать речь самому себе, а второй – людям, например, вашим друзьям. Вообще, полезно обдумывать речь несколько дней до произнесения, это поможет найти нужные слова или вспомнить полезные факты и придумать остроумные повороты.

Перед выступлением

Постарайтесь не есть хотя бы за 2 часа до выступления. Также за 2 часа до выступления уже не начинайте новых дел, вообще, не беритесь ни за что, что бы отвлекло ваше внимание от речи и настроило бы на другие мысли.

Постарайтесь не бояться слушателей. В конечном итоге, даже если вы плохо выступите, ничего ужасного не случится. Сконцентрируйтесь на содержании своей речи, ведь главное – донести свои идеи.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: