Организация работы по созданию безопасного образовательного - документ. Организация подвижной игры

Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т. е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенная задача нашего детского сада.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников МБДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности в МБДОУ включает в себя несколько аспектов:

Охрана жизни и здоровья детей

Обеспечение безопасных условий труда сотрудников МБДОУ

Действия администрации МБДОУ по обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяется потребностями системы дошкольного образования:

Целенаправленная деятельность родителей, всех сотрудников МБДОУ в вопросах безопасности детей, освоения ими соответствующих умений навыков поведения, основам безопасности жизнедеятельности.

Создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.

Администрацией МБДОУ были поставлены следующие задачи в области обеспечения безопасности образовательного пространства в МБДОУ:

Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрениенормативно - правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

Создание медико-социальных, педагогических, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;

Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками МБДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

Предотвращение несчастных случаев с детьмии сотрудникамив ходе образовательного процесса;

Профилактика производственного травматизма;

Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

Формирование у воспитанникови сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»

Оснащение образовательных учреждений противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделом ГИБДД.

Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, оборудования и технических средств обучения.

Проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, свидетельствующая о том, что в МБДОУ созданы безопасные условия труда для всех категорий работников дошкольного образования. О чем имеются соответствующие заключения.

Работа по обеспечению безопасности МБДОУ определялась несколькими направлениями:

Обеспечение охраны труда сотрудников МБДОУ.

Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно-транспортного травматизма).

Пожарная безопасность.

Антитеррористическая защита.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в МБДОУ.

Физическая безопасность – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровьяво время воспитательно-образовательного процесса:

1. В МБДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, документация по действию сотрудников и воспитанниковд/с при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий (положения, инструкции, лекции, памятки,…).

3. В МБДОУ Разработаны паспорта безопасности.

4. Ведется профилактическая работа с персоналоми детьми по предупреждению (предотвращению) чрезвычайных ситуаций, в т. ч.проведение: - учебных объектовых тренировок по эвакуации персонала и воспитанников при угрозе чрезвычайной ситуации; - занятий, досугов, бесед по ОБЖ с воспитанниками.

5. Оформлены информационные стенды по правилам пожарной безопасности, правилам дорожного движения, антитеррористической безопасности.

6. Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предметих защищенности, обнаружения посторонних предметов, проводится инструктаж работников и воспитанниково порядке действий в случае обнаружения посторонних предметов на территории МБДОУ.

7. Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствиис графиком, проходит обучение по охране труда.

8. Все территории МБДОУ имеют ограждения, двери оснащены звонком, что создает условия для невозможности осуществить проникновение посторонних лиц на территорию МБДОУ.

Пожарная безопасность

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом. В МБДОУ района разработаны:

Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.

Противопожарный режим.

План противопожарных мероприятий.

Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.

Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий.

Установлены системы оповещения о пожаре.

Проводятся работы по замерам сопротивления.

МБДОУ полностью укомплектованы первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).

Регулярно проводится обучение руководителя и завхозовв объеме пожарно-технического минимума.

Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудниковна случай возникновения пожара.

В зданиях МБДОУ имеются планы эвакуаций.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Значительный пласт работы МБДОУ – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формированиеу детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МБДОУ района ведется следующая работа:

Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на педагогических советах, административных совещаниях.

Разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.

Используются макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения детей на дорогах.

Оформлены стенды для детей и родителей по вопросам ПДД.

Проводятся тематические мероприятия, экскурсии, используются сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, регулярно проводятся тематические конкурсы детских рисунков.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании.

Для достижения поставленной цели необходимо:

Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей.

Разработка алгоритма действий при организации работы по охране труда в МБДОУ.

Заведующий:

1. Издает приказ об организации охраны труда в ДОУ.

2. Заключает с работниками договора с отражением обстоятельств по обеспечению требований охраны труда.

3. Информирует работников о состояниии условиях труда на рабочем месте.

4.Утверждает Положение об организацииохраны труда

5. Утверждает Положение о службеохраны труда.

6. Создает базу нормативных актов по охране труда и обеспечивает ею своих подчиненных.

7. Организует обучение по охране труда работников ДОУ.

8. Планирует работу и мероприятия по улучшению условий труда по ОТ.

9. В зависимостиот условий труда и наличия вредных факторов приказом или коллективным договором устанавливает для работников доплаты за работув особыхусловиях труда.

10. Организует предварительные и периодические медосмотры работников.

11. Утверждает программу обучения всех должностных лиц ДОУ по охране труда на основе рекомендованной 40 часовой программы Минтруда.

12.Утверждает программу проведения вводного инструктажа для всех сотрудников ДОУ.

13.Утверждает программу проведения инструктажа на рабочих местах.

14. Издает приказ и утверждает перечень необходимых для выполнения работ инструкций, определяет разработчиков инструкций и сроки.

15. Совместно с профкомом подводит 1 разв полугодие итоги выполнения соглашения по охране труда.

Завхоз:

1. Отвечает за организацию работы по охране труда, проведение мероприятий по предупреждению травматизма в ДОУ.

2. Обеспечивает соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации производственного энергетического оборудования.

3. Разрабатывает инструкции по технике безопасности для каждой профессии в ДОУ, представляет их на утверждение руководителя учреждения.

4. Организует с соответствующими органами обучение персонала, обслуживающего электроустановки.

5. Проводит инструктаж на рабочем месте, включая повторный и внеплановый; осуществляет проверку знаний, оформляет допуск персонала к самостоятельной работе с записьюв журнале регистрации инструктажа.

6. Обеспечивает эксплуатацию и содержание здания, территории ДОУ в соответствиис требованиями техники безопасности и производственной санитарии.

7. Организует осмотр и текущий ремонт здания и помещений ДОУ.

8. Осуществляет контроль за исправностью водопровода, канализации, тепловых сетей.

9. Обеспечивает соблюдение противопожарной безопасности здания ДОУ, следит за исправностью средств пожаротушения.

Старший воспитатель:

1. Отвечает за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий воспитательно- образовательного процесса.

2. Осуществляет непосредственное руководство и контрольза соблюдениемв воспитательно – образовательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

3. Организует разработку инструкций по технике безопасности для педагогического персонала.

4. Контролирует своевременность проведения инструктажа педагогического персонала и его регистрацию.

5. Организует и контролирует работу по обучению детей правилам дорожного движения, пожарной безопасности.

6. Контролирует наличие и исправность оборудования для проведения воспитательно - образовательного процесса.

7. Планирует и осуществляет мероприятия по организации работы с педагогическими работниками по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.

8. Проводит расследование, учет и оформление несчастных случаев с воспитанниками (порядок регламентируется ст.227- 231 ТК РФ).

Воспитатель

1. Соблюдает правила по технике безопасности при проведении воспитательно – образовательного процесса.

2. Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка во время проведения мероприятий, экскурсий, походов.

3. Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию помощи.

4. Обеспечивает безопасное проведение воспитательно – образовательного процесса.

5. Организует работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде,в природе.

6. Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения.

7. Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников.

Медицинский персонал

1. Организует и проводит мероприятия производственного контроля.

2. Организует мероприятия по закаливанию и оздоровлению детей.

3. Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий с воспитанниками.

4.Углубленный медицинский осмотр воспитанников.

5. Профилактический осмотр сотрудников (1 раз в год).

6. Проводит вакцинацию.

7. Контроль наличия и комплектации аптечек для оказаний первой медицинской помощи.

8. Контроль питания воспитанников.

9. Определяет контингент и составляет списки лиц, подлежащих медосмотрам с указанием участков вредных работ и вредных факторов.

Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортныйи бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личноеи информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативнои адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травмаопасныев физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не толькоот оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, т. е.от грамотностии компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженностиих совместной работы с администрациейи педагогами.

Формирование безопасного поведения старших дошкольников посредством подвижных игр

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье : если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, по выбили бы себе глаза, поломали бы ноги и по заболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснить им, и они будут беречься.»

Жизнь и здоровье – это самое важное, что есть у человека, поэтому чтобы сохранить их, необходимо выполнять правила безопасного поведения . Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину : берегись бед, пока их нет.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. У детей дошкольного возраста недостаточна сформирована готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. В связи с этим возникает необходимость создания условий для формирования умений и навыков избегать опасности детьми, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру. Наша задача не напугать их, а подготовить к полноценной жизни.

Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста : повышенная восприимчивость, впечатлительность, игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности детей. Именно игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни. В игре дошкольники обогащают свой жизненный и чувственный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники чувствуют себя намного увереннее в реальных условиях.

Реализуя образовательную область «Физическое развитие» в воспитании безопасного поведения у детей использую игры следующей направленности : «Дорожная грамота» , «Мое здоровье» , «Пожарная безопасность » , а так же разработала правила безопасности во время проведения игр.

Характерная особенность подвижных игр – это движения . Игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет , как на физкультурных занятиях, так и во время спортивно-познавательных праздников.

Общение детей в играх, «проговаривание» правил поведения , имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей , воспитывать смелость, желание прийти на помощь, а так же совершенствовать навыки основных видов движений. Например, в ходе проведения подвижных игр – эстафет во время спортивных праздников по пожарной безопасности , стараюсь закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности , а именно донести до сознания детей необходимости осторожного обращения с огнем; вспомнить первичные действия при обнаружении пожара (сообщить по телефону, привлечь внимание взрослых, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде, воспитывать чувство уважения к профессии пожарного.

Так например в игре : Огонь в очаге.

Цель : развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги , дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту .

Один из игроков изображает Огонь (в полумаске) . Он выходит из своего жилища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ : Я, Огонь – ваш друг и враг,

Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

В процессе игр по правилам дорожного движения детям прививаю умения и навыки правильного поведения на улице , закрепляю знания дорожных знаков, их назначение; совершенствую действия реагировать на неожиданные ситуации.

Стоп

На одном конце зала (площадки) проводится исходная линия. Около нее выстраиваются играющие дети. На другом конце зала (площадки) встает водящий (воспитатель) . Водящий поднимает зеленый флажок и говорит :

БЫСТРО ШАГАЙ, СМОТРИ – НЕ ЗЕВАЙ

Играющие идут по направлению к водящему, но при этом следят, все ли еще поднят зеленый флажок. Если водящий поднимает красный флажок и говорит «Стоп!» , играющие останавливаются и замирают на месте. Если поднимается желтый флажок, можно двигаться, но при этом оставаться на месте. Когда поднимается снова зеленый флажок, играющие продвигаются вперед. Тот, кто вовремя не остановился или начал движение вперед по желтому сигналу флажка, возвращается к исходной линии. Побеждает тот, кто первым без ошибок пройдет весь путь. Красный, желтый, зеленый. Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке (стульчиках) или стоят. Если взрослый поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок - хлопают в ладоши. Если красный - сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры

Цель : Создание условий для формирования у воспитанников навыков игры в команде, развития коммуникативных качеств.

Задачи :

1) создать условия для развития у детей ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве;

2) расширять знания детей о правилах дорожного движения.

Описание игры :

В корзине лежат разноцветные мячи. Дети берут мячи нужного цвета (красные, зеленые, желтые) . По сигналу, разбегаются по залу, пока звучит музыка, дети бегают в разных направлениях. Музыка замолкает, педагог произносит слова : Раз, два, три – вернитесь огоньки. Дети «выстраивают» светофоры : зеленый сигнал – сидя на корточках, мяч перед грудью; желтый – стоя за зеленым, мяч на уровне груди; красный – стоя за желтым, руки с мячом подняты вверх. Выигрывает та команда, которая наиболее быстро и правильно соберёт «Светофор» .

Усложнение :

При повторении игры дети должны поменяться мячами, и «построить светофор» уже с другими детьми.

Общей целью при проведении игр из раздела «Мое здоровье» является следующее : сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для достижения данной цели провожу следующие игры и эстафеты :

«Микробы - Принц Апчхи кидает в детей «микробы» (мячики) В кого попадет, тот должен начать чихать и выбыть из игры»,

«Иммунитет» , «Найди на ощупь названную часть тела» и др.

Так же, как было сказано выше, разработала правила безопасности во время проведения игр.

Требования безопасности во время проведения игр.

Итак, во время

ИГРЫ С ДОГОНЯЛКАМИ

Убегающий должен :

Смотреть в направлении своего движения

Исключать резкие стопорящие остановки

Во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться

Нельзя толкать в спину впереди бегущих

ИГРЫ С ПЕРЕБЕЖКАМИ

Ребенок должен :

Пропустить вперёд бегущих быстрее

Не изменять резко направление своего движения

Не выбегать за пределы игровой площадки

Не останавливаться, упираясь руками или ногой в стену

ИГРЫ С МЯЧОМ

Ребенок должен :

Не бросать мяч в голову играющих

Соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них

Следить за перемещением игроков и мяча на площадке

Не мешать овладеть мячом игроку, который находился ближе к нему

Не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им

Не падать и не ложиться на пол с целью увернуться от мяча

Ловить мяч захватом двумя руками снизу

ЭСТАФЕТЫ

Ребенок должен :

Не начинать эстафету без сигнала взрослого

Выполнять эстафету по своей дорожке

Если инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно забрать его, вернуться на свою полосу и продолжать выполнять задание

Не выбегать преждевременно из строя, пока предыдущий игрок не закончил выполнять задание и не передал эстафету касанием руки

После передачи эстафеты встать в конец своей команды

Во время эстафеты не выходить из строя, не садиться и не ложиться на пол

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей.

«Дороже здоровья нет ничего,

Все дети и взрослые знают про то.

Так пусть же здоровье они берегут

Дома, на улице, в детском саду


Организация работы по созданию безопасного образовательного

пространства в детском саду

Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка, т.е. достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты :

    Охрана жизни и здоровья детей.

    Обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм .

Действия руководителя ДОУ по обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.

Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. Обязанность по организации безопасных условий труда, обучения, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного учреждения.

Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями:

    Объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

    Потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников.

Целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ.

Поиск путей и способов обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников в ДОУ - создание на базе детского сада единого безопасного образовательного пространства.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

    Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства.

    Наращивание опыта комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.

    Создание медико-социальных, организационно–технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса.

    Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания.

    Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса.

    Профилактика производственного травматизма.

    Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима.

    Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций».

    Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.

    Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города.

    Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для нашего ДОУ – это, прежде всего:

    Нормативно-правовое обеспечение.

    Научно-методическое сопровождение.

    Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо было создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий.

Проблема безопасности ДОУ определяется несколькими направлениями :

    Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ.

    Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно – транспортного травматизма).

    Пожарная безопасность.

    Антитеррористическая защита.

    Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

С чего начиналась работа :

Для достижения поставленной цели необходимо было:

    Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей.

    Алгоритм действий при организации работы по охране труда в ДОУ.

Заведующий:

1.Издает приказ об организации охраны труда в ДОУ.

2.Заключает с работниками договора с отражением обстоятельств по обеспечению требований охраны труда.

3.Информирует работников о состоянии и условиях труда на рабочем месте.

4.Утверждает положение об организации охраны труда

5.Утверждает положение о службе охраны труда.

6.Создает базу нормативных актов по охране труда и обеспечивает ею своих подчиненных.

7.Организует обучение по охране труда работников ДОУ.

8.Планирует работу и мероприятия по улучшению условий труда по ОТ.

9. В зависимости от условий труда и наличия вредных факторов приказом или коллективным договором устанавливает для работников доплаты за работу в особых условиях труда. .

10.Организует предварительные и периодические медосмотры работников.

11.Утверждает программу обучения всех должностных лиц ДОУ по охране труда на основе рекомендованной 40 часовой программы Минтруда.

12.Утверждает программу проведения вводного инструктажа для всех сотрудников ДОУ.

13.Утверждает программу проведения инструктажа на рабочих местах.

14.Издает приказ и утверждает перечень необходимых для выполнения работ инструкций, определяет разработчиков инструкций и сроки.

15.Совместно с профкомом подводит 1 раз в полугодие итоги выполнения соглашения по охране труда.

Заместитель заведующего по административно- хозяйственной работе (завхоз)

1.Отвечает за организацию работы по охране труда, проведение мероприятий по предупреждению травматизма в ДОУ.

2.Обеспечивает соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации производственного энергетического оборудования.

3.Разрабатывает инструкции по технике безопасности для каждой профессии в ДОУ, представляет их на утверждение руководителя учреждения.

4.Организует с соответствующими органами обучение персонала, обслуживающего электроустановки.

5.Проводит инструктаж на рабочем месте, включая повторный и внеплановый; осуществляет проверку знаний, оформляет допуск персонала к самостоятельной работе с записью в журнале регистрации инструктажа.

6.Обеспечивает эксплуатацию и содержание здания, территории ДОУ в соответствии с требованиями техники безопасности и производственной санитарии.

7.Организует осмотр и текущий ремонт здания и помещений ДОУ.

8.Осуществляет контроль за исправностью водопровода, канализации, тепловых сетей.

9.Обеспечивает соблюдение противопожарной безопасности здания ДОУ, следит за исправностью средств пожаротушения.

Заместитель заведующего по ВР (старший воспитатель):

1.Отвечает за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий воспитательно- образовательного процесса.

2.Осуществляет непосредственное руководство и контроль за соблюдением в воспитательно – образовательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.

3. Организует разработку инструкций по технике безопасности для педагогического персонала.

4.Контролирует своевременность проведения инструктажа педагогического персонала и его регистрацию.

5.Организует и контролирует работу по обучению детей правилам дорожного движения, пожарной безопасности.

6.Контролирует наличие и исправность учебного оборудования для проведения учебно – воспитательного процесса.

7.Планирует и осуществляет мероприятия по организации работы с педагогическими работниками по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.

8.Проводит расследование, учет и оформление несчастных случаев с воспитанниками (порядок регламентируется ст.227- 231 ТК РФ).

Воспитатель

1.Соблюдает правила по технике безопасности при проведении учебно–воспитательного процесса.

2.Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка во время проведения занятий, экскурсий, походов.

3.Незамедлительно сообщает руководителю учреждения о происшедшем несчастном случае с воспитанником, принимает меры по оказанию помощи.

4.Обеспечивает безопасное проведение учебно–воспитательного процесса.

5.Организует работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе.

6.Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения.

7.Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников.

Медицинский персонал

1.Организует и проводит мероприятия производственного контроля.

2.огранизация мероприятий по закаливанию и оздоровлению детей.

3.Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий с воспитанниками.

4.Углубленный медицинский осмотр воспитанников.

5.Профилактический осмотр сотрудников (1 раз в полугодие).

6.Проведение вакцинации.

7.Контроль наличия и комплектации аптечек для оказаний первой медицинской помощи.

8.контроль питания воспитанников.

9.Определяет контингент и составляет списки лиц, подлежащих медосмотрам с указанием участков вредных работ и вредных факторов.

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ, РЕШАЕМЫЕ В ДОУ

Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в ДОУ.

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса. В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса. Совместно с ГО и ЧС и ОВД города:

    Разработан план действий в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Разработаны инструкции о порядке взаимодействия со службами жизнеобеспечения города при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    Для отработки устойчивых навыков безопасного поведения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в ДОУ два раза в год проводятся тренировочные занятия по эвакуации с детьми и персоналом ДОУ на случай угрозы террористического акта.

    Систематически проводится обследование дошкольного учреждения и прилегающей территории на предмет их защищенности, обнаружения посторонних предметов.

    Администрация образовательного учреждения регулярно, в соответствии с графиком, проходит обучение по охране труда.

    В детском саду разработана Программа обучения по охране труда и обеспечению безопасности работников МДОУ.

    Озабоченность вызывает наличие травматизма у воспитанников в ходе воспитательного процесса. И хотя травмы происходят в результате случайных стечений обстоятельств, преднамеренных или непреднамеренных действий детей (столкновения во время бега, падение во время игр, защемление конечностей, бросание друг в друга предметов)- единственный способ сократить количество травм - сосредоточить усилия педагогов и родителей на формировании личности безопасного типа (безопасной для других и для себя).

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственным органом (п.1, гл.1 ППБ 01-03). В нашем ДОУ разработано:

    Положение об организации работы по обеспечению пожарной безопасности.

    Противопожарный режим.

План противопожарных мероприятий.

    Проводится обследование технического состояния здания, оценка пожарной электрической безопасности.

    Выделяются целевые денежные средства на выполнение противопожарных мероприятий.

    Установлена система оповещения о пожаре.

    Проводятся работы по замерам сопротивления.

    ДОУ полностью укомплектовано первичными средствами пожаротушения (поверка проходит согласно плану).

    За счет средств бюджета проводится обучение руководителя и заместителя заведующего по АХР в объеме пожарно – технического минимума.

    Проводятся тренировочные занятия по эвакуации детей и сотрудников на случай возникновения пожара.

    Проводится огнезащитная обработка сгораемых конструкций.

    Заменены планы эвакуаций.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Современные водители пешеходов не любят и их права не уважают. Мы убеждены в том, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо было провести соответствующую работу с педагогическим коллективом. В целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении ведется следующая работа:

    Установлено межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД города.

    Вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса рассматриваются на совещаниях педагогических работников, административных совещаниях при заведующем.

    Разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование.

    Изготовлены макеты дорог и улиц для отработки навыков безопасного поведения.

    Оформлены стенды для детей и родителей по вопросам ПДД.

Пока еще нельзя сказать, что присутствует система работы с родителями, которые зачастую демонстрируют отсутствие культуры поведения на дорогах и, соответственно, закладывают у детей отрицательные стереотипы поведения на улице. Большинство же родителей, обеспокоенных за своих детей, прибегают к брани, многословным предупреждениям и даже к наказаниям. Такой метод не дает эффекта. Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость – это то, чего так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, которыми необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья.

ВЫВОД: Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.

С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и, прежде всего, от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

Разработаны и внедрены в практику: система теоретических, практических занятий; учебно- методические материалы для детей, педагогов, родителей.

Как организовать подвижную игру. Функции педагога в организации игры. Выбор игры. Подбор инвентаря и определение функций и назначения игры.

Функции педагога, руководителя игры . Важнейшими обязанностями педагога-профессионала, применяющего подвижные игры как средство целенаправленного организованного физического воспитания, являются: выполнение комплекса организационных действий; проведение подвижной игры с реализацией комплекса воздействий общеразви- вающего телесно-двигательного и воспитательного характера. К общеорганизационным действиям педагога относятся: выбор игры и факторы эффективности ее проведения; анализ системной и структурной сущности игры; подготовка места проведения игры, инвентаря и вспомогательного оборудования. К организации детей для осуществления игры относятся: объяснение содержания игры; размещение играющих с уточнением индивидуальных функций и правил; определение водящих (если необходимо); формирование команд; выбор капитанов; назначение помощников педагога и объяснение их обязанностей, назначение судей, если необходимо. Проведение игры включает в себя непосредственное управление игровым процессом, в том числе: наблюдение за ходом игры, соблюдением правил; личное осуществление судейства; корректировка нагрузки; завершение игры; подведение итогов игры.

Выбор игры и условия успешного ее проведения. Содержание избранной подвижной игры определяется фактором цели и основными задачами урока, или другой формой занятий, в рамках которой предполагается ее проведение. Для педагога важно то обстоятельство, что проведение игры только ради игры — это достаточно расточительное времяпрепровождение исходя из стратегической цели физического воспитания — формирования физической культуры личности ребенка . Как отмечалось ранее, подбор игры основывается, прежде всего, на основных задачах занятия и психофизиологических особенностях возраста участников игры, обобщенном уровне их физического развития и двигательной подготовленности, количественного соотношения мальчиков и девочек в командах.

Организационная форма занятий, или мероприятие, в рамках которых предполагается проведение игры, оказывает определяющее влияние на ее подготовку и проведение. Наиболее приемлема в образовательном и воспитательном аспектах форма академического урока, одним из элементов которого планируется подвижная игра. Именно в регламент урока можно планировать и целенаправленно решать поставленные задачи, поскольку урочная форма определяет и возраст, и пол, и время, отводимое на занятие.

Другие формы, к примеру занятия в летнем лагере, в условиях перерыва между занятиями, накладывают на педагога, проводящего игру дополнительную профессиональную ответственность в связи с возможным разным возрастом участников, разной исходной физической подготовленностью, лимитом времени проведения игры и другими привходящими факторами.

Наиболее приемлемым местом проведения подвижных игр является летняя спортивная площадка или спортивный зал, что позволяет в полной мере проявлять детям их двигательную активность. Проведение игр в условиях школьной рекреации требует от проводящего проявления творчества, неординарных организационных решений, в целом — достаточно высокого профессионализма.

Время года и погодные условия, безусловно, влияют на выбор игры и ее содержание. В летнее теплое время и при жаркой погоде необходимо планировать проведение игр с небольшой двигательной активностью во избежание перегрева организма ребенка. И наоборот, в зимних погодных условиях избранная игра должна быть насыщена активными движениями, перемещениями.

В содержание выбранной игры можно вносить изменения в соответствии с возникшими организационными ситуациями (большое и слишком малое количество участников, нехватка инвентаря и др.). Достаточно эмоциональной положительно воспринимаются детьми изменения в игре, правилах по их предложению, тем более если это приводит к лучшей организации игры и качеству ее проведения.

Анализ системности и структурности игры осуществляется педагогом в процессе личной подготовки к ее проведению. Создание представления об игре как системе позволяет выделить ее главные элементы, их функции в ходе игры, продумать особенности непосредственных и опосредованных связей между элементами. Процесс игры есть нечто иное как реализация связей между ее составляющими, например взаимодействие педагога и команды, капитана и команды, реализация функций помощников и участие в этом педагога, влияние судей на управление игрой.

В процессе подготовки к игре педагог должен представить игру в структурном аспекте, то есть определить для себя место, роль и значение каждого из компонентов игры в качестве системы. Руководитель игры должен представить себе все возможные ситуации, вызванные ходом игры, продумать возможные решения. Важно предусмотреть вероятные негативные проявления и представлять себе пути их устранения. В системе подвижной игры главными элементами являются игроки и педагог-руководитель. Каждый участник игры есть индивидуальность, по-разному относящийся к игре и проявляющий себя в ней. Задача педагога — создать условия, при которых все игроки, включая пассивных, слабо подготовленных, в конечном счете, активно участвовали бы в ней.

Предварительный анализ игры предполагает выбор педагогом и назначение помощников, наделение их функциями, соответствующими содержанию и условиям игры. При этом помощники должны по возможности подробно ознакомиться с игрой, правилами ее проведения.

Предварительная подготовка места проведения игры является непременным условием ее успешного проведения. Важно знать, что участники игры тонко чувствуют наличие предварительной подготовки, что проявляется в их положительных эмоциях, желании играть, а в ином случае — в безразличии к предстоящей игре.

Примерами подготовки места проведения игры могут быть соответствующая разметка площадки с применением различного рода ориентиров; нанесение ограничительных линий, размещение инвентаря и вспомогательных средств в связи с содержанием игры; расчистка площадки от снега, устранение дождевых луж и др.

При подготовке места проведения игры следует убрать все посторонние предметы, препятствующие ходу игры. Необходимо учесть при играх с мячом в помещении возможные его удары по стеклам, а с этим и травмы, и материальные траты. Окна должны быть защищены упругой или жесткой сеткой. Если условия игры достаточно просты, то подготовительные действия целесообразно проводить вместе с участниками игры, что повышает их организационный и эмоциональный настрой на игровые действия.

Подготовка инвентаря и вспомогательного оборудования может осуществляться самим педагогом и его помощниками. Но особо ценна та созданная ситуация, при которой в подготовке активно участвуют все игроки. Наиболее востребованным инвентарем в подвижных играх являются мячи, гимнастические палки и скакалки, обручи, кегли. Для различения игроков и команд применяются цветные жилетки и повязки. В качестве вспомогательного оборудования могут использоваться гимнастические снаряды, особенно в эстафетах, кубы из дерева.

Инвентарь и вспомогательное оборудование подбирается, а если необходимо, то и специально создается учащимися- активистами в соответствии с содержанием и условиями игры. Вес и размер инвентаря должен соответствовать физическим возможностям игроков. Хранение инвентаря, как правило, осуществляется в специально отведенном месте. Но перед игрой его целесообразно расположить в местах, удобных для их быстрого размещения в соответствии с условиями игры.

Объяснение сущности игры целесообразно проводить в том построении или ролевом расположении учеников, с которого начинается игра. Успех объяснения и восприятия сути и условий игры зависит от того, насколько сам педагог ясно, точно и профессионально представляет ее себе сам. Объяснение должно быть последовательным, логичным, кратким, за исключением случая с играми детей дошкольников и младших школьников. В этом возрасте требуется подробное, без спешки объяснение в связи со спецификой восприятия информации детьми этого возраста.

В теории, методике и практике подвижных игр сложилась и действует достаточно простая и надежная схема объяснения сути игры. Она состоит: из названия игры, ее главной отличительной особенности; содержания игры; роли играющих и их расположения на площадке; функций помощников; правил игры; условий определения победителей; ответов на вопросы участников игры, которые адресуются всем детям. Особое внимание следует обращать на правила игры с тем, чтобы не делать вынужденные остановки по ходу игры на их уточнение. Объяснение должно быть четким, с ясной дикцией, с умеренными эмоциями, но не монотонно, на доступном для детей языке. В редких случаях в качестве обострения внимания к содержанию игры, правилам и условиям педагог может применить прием краткого выборочного опроса слушателей.

Целесообразно использовать каждую возможность для одновременного рассказа и показа двигательных фрагментов игры. Объяснение сущности игры и правил следует осуществлять при достижении максимального внимания учеников к действиям учителя. Объяснение содержания игры и условий должно быть последовательным, логичным, стройным. При этом целесообразно руководствоваться следующим планом рассказа: название игры; роль играющих и места их расположения; последовательность игровых действий; правила и другие условия игры. При объяснении игры следует учитывать общее настроение детей, общий психологический фон коллектива. При снижении внимания детей во время рассказа необходимо сократить объяснение, по возможности без ущерба для его смысла и эмоциональной стороны предстоящей игры. Завершается объяснение ответами на вопросы учеников, если они появились, при этом ответ следует адресовать всем играющим. В случаях повторного проведения игры, как правило, обращается внимание на ее ключевые моменты и на уточнение правил. Эффективным педагогическим приемом является выборочный опрос учеников о смысле и содержании игры, об особенностях правил ее проведения.

Размещение играющих с определением индивидуальных функций и правил игры . Объяснение сущности игры может осуществляться в организованном построении детей, реже при произвольном, но сгруппированном их размещении. Наиболее рациональным способом объяснения является рассказ, осуществляемый в том расположении играющих, в котором начинается игра. Важно при разных вариантах размещения играющих, чтобы преподаватель видел всех детей, а они, в свою очередь, видели бы преподавателя.

Если игра начинается с перемещения детей бегом врассыпную, то для объяснения игры и стартовых действий дети размещаются в шеренге или группируются возле учителя, но с условием хорошего взаимного обзора. При проведении игры в круге учитель занимает место для объяснения в ряду играющих, что обеспечивает хороший обзор для всех и такое же восприятие рассказа. Учителю не следует располагаться в центре круга и даже в некотором отдалении от него, поскольку для большого числа играющих смысл объяснения сути игры и правил может быть не услышен. Если игра носит командный характер, и стартовое расположение предполагает шеренгу или колонну, то преподаватель должен для объяснения сблизить участников команд, расположиться в середине между играющими, обязательно повернуть их лицом к себе. При объяснении учитель должен без излишних акцентов поочередно обращаться к игрокам одной и другой команды.

При стартовом размещении важно учитывать направление лучей солнца и предвосхищать их действие на слушающих. В ином случае внимание детей будет рассеяно лучами солнца. Это же относится и к учителю при его расположении перед учениками.

Определение индивидуальных функций играющих может заключаться: в распределении детей на команды; выборе водящих; назначении помощников.

Создание команды играющих может осуществляться рядом способов. Если необходимо создать равносильные команды, то это организует сам учитель как наиболее ориентированный в подготовленности детей. Такой способ приемлем в тех случаях, когда проводятся достаточно сложные по содержанию подвижные игры, как правило, с элементами спортивных игр, что соответствует возрасту старших классов.

Существует гимнастический способ распределения на команды по расчету. При этом дети сначала выстраиваются в шеренгу построением «мальчики-девочки», и путем заданного расчета «на первый-второй», или «первый-второй-третий» и т.д. каждый играющий получает номер своей команды. Такой способ позволяет быстро, чаще всего в условиях урока по физической культуре, подготовиться к игре.

Распределение на команды может происходить и путем применения приемов фигурной маршировки, например дроблением. Но такой способ, как и любой другой, применим при условии, если учащиеся владеют элементами фигурной маршировки и общее количество играющих составляет четное число с равным количеством девочек и мальчиков.

Для распределения на команды возможно применение организационного способа «по договоренности». Он заключается в том, что дети выбирают капитанов в парах, в которые они объединились предварительно и желательно по примерно равной подготовленности. При этом дети в парах договариваются о том, в команде какого капитана они будут играть. Капитан путем вызова игрока определяет его в свою команду. Этот способ эмоционален, учитывает индивидуальность ребенка, носит еще до игры характер игры и достаточно популярен среди детей и организаторов.

Существует способ создания команд «по выбору капитанами». Выбранные игроками капитаны по очереди выбирают детей в свою команду. Такой способ отличается быстротой создания достаточно равноценных команд. Однако капитаны должны быть готовы к тому, что среди детей имеются и слабоподготовленные, чтобы не оставить их без внимания, а лучше — специально пригласить такого ребенка в команду, тем самым оказав ему доверие и предоставив возможность полноценно проявить себя в коллективных действиях. В реализации этого способа несомненна роль учителя в подготовке детей к роли капитана. Такой способ также наиболее приемлем для старшеклассников, уже способных не только определять сторонников по уровню подготовленности, но и совершать личностные поступки, проявляя внимание к недостаточно подготовленным детям.

Выделение водящих, капитанов является действием, достаточно тонким с психологической и педагогической точек зрения. Поскольку существует авторитарный способ, когда водящего назначает педагог или руководитель игры, а также коллективный способ — самими игроками, то имеется ряд особенностей, которые важно учитывать при организации игры. Так, если капитанов назначает только учитель, а зачастую одних и тех же учеников, то есть опасность выделения таких детей в приближенные, любимые учителем, что, безусловно, неприемлемо. С другой стороны, также малоприемлем постоянный выбор детьми самого подготовленного капитана, поскольку таким образом не создаются условия для проявления лидерских качеств у менее подготовленных детей. Поэтому учитель должен иметь в своем арсенале ряд способов выбора капитанов, водящих, учитывающих психологические особенности детей определенного возраста и возможности проявления и формирования качеств лидера.

Капитана или водящего может назначить и сам учитель. В этом способе имеется одно достоинство — быстрая организация игры, но не принимается во внимание воля коллектива детей. Этот недостаток может быть снивелирован при объяснении учителем мотивов своего решения, и таким образом будет ослаблен негатив волевого (неигрового) решения.

Распространенным способом выбора лидера игры является жребий. Выбор по жребию может осуществляться путем расчета, срочного разгадывания загадки, быстрой викторины и самым простым способом — метанием монетки. Таким же способом можно определять и составы команд. В качестве жребия можно применять гимнастическую палку, которую конкуренты перехватывают снизу доверху кистью, с определением победителя по полному, всей кистью последнему хвату сверху.

Эмоциональным способом определения капитана или водящего является жребий, основанный на вытаскивании соломинок, зажатых в руке учителя. Вытащивший самую короткую соломинку становится лидером игры.

При организации игры применяют способ выделения водящего по лучшему, дальнему метанию доступного снаряда. Наряду с определенными достоинствами этот способ может не позволить слабо подготовленному ребенку почувствовать себя в роли лидера.

Существует способ назначения водящим игроком победителя в предыдущей игре. Такой подход стимулирует игровую активность детей, но и в этом случае вне зоны лидерского внимания могут остаться средне и слабо подготовленные дети.

Самым справедливым способом назначения выбора капитанов или водящих является установленная очередность выполнения таких функций. Во избежание самоотказов учителю следует разъяснять функции водящего или капитана, значимость этой роли в определении жизненной позиции каждого ученика, в формировании организаторских и управленческих умений.

Выделение помощников осуществляется учителем для наблюдения за соблюдением правил игры, определения ее результата, размещения инвентаря, обусловленного содержанием игры. Роль помощника важна и для формирования его социальной активности. Поэтому весьма целесообразно, чтобы в роли помощников побывали все играющие и возможно чаще в течение учебного года.

Учитель объявляет участникам игры о назначенных помощниках без объяснения причин своего выбора. Помощники могут быть назначены и по их собственной инициативе, по желанию ребенка. Количество помощников зависит от содержания игры, условий ее проведения и сложности правил. Помощники назначаются, как правило, после объяснения сущности игры и выбора капитанов или водящих. На роль помощников могут быть назначены дети с ослабленным физическим развитием или освобожденные врачом от двигательной активности. Если подвижная игра проводится на открытой площадке, на местности, то помощников следует назначить заблаговременно, с тем, чтобы осуществить добротную подготовку к игре в усложненных условиях.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: