Цель: Создать условие для восприятия образного мышления, понимания художественного замысла писателя.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;
2. Развивать у детей интерес к художественным образам, которые использует писатель;
3. Помочь детям увидеть богатство и красоту изображённых посредством описания характеров героев;
4. Воспитывать у детей желание узнать новое и интересное в художественном произведении.
Дети под музыку входят в группу, которая оформлена сюжетами Алёнушкиных сказок.
Воспитатель: Дети, сегодня мы будем путешествовать по страницам Алёнушкиных сказок. Вот перед вами храбрый Заяц, любознательная Козявочка, Комар — длинный нос, мохнатый Медведь. Все они вам знакомы. А кто же написал о них?
Рассказ воспитателя (обращается к стенду о Д.Н.Мамина-Сибиряка):
Написал «Алёнушкины сказки» и многие другие Д.Н.Мамин-Сибиряк. Родился он 150 лет назад на Урале и жил в том же краю что и мы с вами. Посмотрите на портрет писателя. Какой могучий, здоровый и торжественный его образ, какой пронзительный внимательный и величавый, как наш великий, суровый Урал.
В них писатель рассказывает об удивительном мире природы, который окружает нас.
Когда вы ложитесь спать, то вам хочется чтобы вам приснилась добрая, красивая сказка.
Появляется девочка в русском сарафане и качает колыбельку.
Дети поют колыбельную песенку.
Воспитатель: «Баю-баю-баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает…
Кажется все тут (обращает внимание накартинки): и ломатый пёс Постойко, и серая мышка-норушка, и сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух…
1 ребёнок читает стихотворение:
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостье: Заходи!
Инсценирование отрывка из сказки про храброго Зайца.
Воспитатель: Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, у зайчика душа в пятки.
Мальчик-заяц сидит под деревом.
Воспитатель: Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
Зайчик выбегает из-за дерева и его окружают другие зайцы.
– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
– Да что тут если мне попадется волк, так я его сам съем…
– Ах, какой смешной Заяц!
– Ах, какой он глупый!..
Воспитатель: Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.
Волк: Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!
Акробатический танец Зайца и Волка.
Волк убегает, заяц прячется за дерево.
Дети: Молодец, косой! Ловко ты прогнал Волка.
Заяц: А вы бы как думали!
Воспитатель: С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.
2 ребёнок читает стихотворение:
Проснулся лес,
Проснулся луг,
Проснулись бабочки вокруг,
Проснулись травы и цветы.
Повсюду столько красоты!
Под музыку раскрывается цветок из картона, из него появляется бабочка (девочка в костюме бабочки).
Воспитатель: Как родилась Козявочка, никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:
— Хорошо!.. (расправляет крылышки)
Воспитатель: Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:
— Как хорошо!.. Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, — хорошо, хорошо!.. И всё моё!..
Налетел тут мохнатый Шмель (мальчик в костюме шмеля):
— Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!
— Позвольте, что же это такое? — запищала Козявочка. — Всё, всё моё…
— Жжж… Нет, моё! (Шмель улетает).
— Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Ещё ужалить хотел… Ведь всё моё — и солнышко, и травка, и цветочки.
Летят другие козявочки.
— Здравствуй, сестрица!
— Здравствуйте, милые… А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?
— А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело…
Хоровод Козявочек.
— Ах, как хорошо!
Воспитатель: А в самый полдень случилось вот что. Пришёл на болото Медведь.
На пеньке сидит мальчик – Медведь.
Вокруг вьются комары, Медведь отмахивается.
— Эй, дядя, ты, куда это забрался?
— Тебе что нужно, приятель?
— Я тебя съем! Я тебя съем! Съем!
— Да что тебе нужно, негодная тварь?
Лягушка из болота высунулась:
— Ква-ква! Охота вам, Михайло Иванович, беспокоить себя напрасно. Не стоит!
— И то, не стоит! Я это так! Пусть они ко мне в берлогу придут, да я их, да я, я…
Акробатический танец комаров вокруг медведя.
Медведь отмахивается и убегает.
— Ой, братцы, держи! Убежит Медведь!
Комары: Пусть его уходит, ведь болото наше осталось!
Воспитатель: Слушала Алёнушка сказки и удивлялась: ей ужасно захотелось посмотреть всё самой.
Девочка – Алёнушка: Если бы я была ласточкой, то сейчас же полетела бы. Отчего у меня нет крылышек? Ах, как хорошо быть птичкой!
Все персонажи зовут: Полетели, Алёнушка!
Итог занятия.
§ 2. Проведение занятий по ознакомлению детей с художественной литературой
Организация занятий
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне их (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.
Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, они получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести. Заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения — важная часть профессиональной подготовки воспитателя.
Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по-разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает и н-дивидуально или с группами по 2—6 человек. Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяется на две подгруппы. В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.
Воспитатель перед занятием подготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др.
Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдать то же правило, что и при доречевых занятиях с детьми раннего возраста: дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени ка лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения приобретается в результате настойчивых тренировок. Однако надо помнить, что даже самый опытный чтец не может читать новое произведение с листа, без подготовки, и поэтому перед занятием воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренироваться в чтении вслух.
На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.
Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах.
Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года.
Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель: он подчеркнуто бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей: напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. («Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Леночка, ты любишь своего маленького братика?.. А ты, Таня?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все любят чистоту. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю».) Малышам необходимо руководство в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.
Особенной торжественностью отличается чтение детям произведений о В. И. Ленине. Перед глазами детей должен
быть портрет вождя, украшенный кумачом и цветами. Голос воспитателя должен звучать торжественно и задушевно, чтобы и детям передалась его любовь и уважение к великому вождю.
Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.
Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.
Вопросы
1. Как организуются в детском саду занятия по ознакомлению с художественным произведением?
2. Сколько таких занятий проводится в детском саду каждую неделю?
3. Почему необходимо детям видеть лицо читающего воспитателя?
4. Сколько произведений целесообразно читать на одном занятии?
5. Как воспитатель может создать эмоционально приподнятое настроение у детей перед чтением, возбудить их интерес к книге?
в. Почему не следует прерывать чтение художественного текста комментариями: пояснением непонятных детям слов, грамматических форм?
Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Кроме того, он использует дополнительные методические приемы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания, а именно: 1) повторное чтение всего текста; 2) повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2) предметной наглядностью; рассматриванием игрушек, муляжей; рассматриванием иллюстраций; привлечением внимания к реальным объектам;
3) словесной помощью: сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения; постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и т. п.); подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец,
трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. п.).
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.
Вопросы
1. Перечислите методические приемы, облегчающие детям слушание художественного произведения.
2. Какая предметная наглядность и словесная помощь используется при чтении?
3. Детям каких возрастов нужна при чтении (слушании) предметная наглядность? Детям какого возраста достаточно помощи словесной?
Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.
МБДОУ № 137 «ИВУШКА»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.
Т ема «В гостях у сказки»
Воспитатель Пироженко Е.Ю.
Брянск 2012
Цель : познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
Задачи:
Учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам;
Активизировать речь, обогащать словарный запас;
Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Сегодня у нас с вами много гостей. При встрече принято здороваться. Я скажу: «Здравствуйте, дорогие гости!» А вы, подумайте, как можно поздороваться иначе, используя мимику и жесты.
Упражнение приветствие. Дети здороваются рука к руке, ладонь о ладонь, машут рукой, кивают головой и т. д.
Воспитатель. Молодцы, хорошо поздоровались.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А хотите, отправимся с вами в тридевятое царство тридесятое государство.
Дети: Да.
Воспитатель: Замечательно. Возьмите воображаемые рюкзаки и наденьте их.
Я опишу место, где мы окажемся, вы представьте его себе мысленно. И так, в путь. (Дети идут за воспитателем к дворцу).
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот,
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Шли мы долго и пришли в тридевятое царство тридесятое государство. (Звучит музыка, появляется сказочный дворец, у окна сидит сказочница, открываются окна).
Воспитатель: Я сегодня буду сказочницей и мы отправимся с вами в страну сказок, закройте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где ты сказка, отзовись, нам, ребятам покажись».
(Воспитатель выходит из – за дворца).
Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
Дети: Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды помогают ориентироваться в окружающем мире, способности сопереживать, помогать друг другу и т.д.
Воспитатель: А теперь присядьте.
Воспитатель : Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно, ведь это необычная сказка, а салат из сказок.
Задание 1. “Салат из сказок”
Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках, где Баба Яга живет. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось: вырос цветочек, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок, как у Золушки. А в руке – золотой ключик от каморки Папы Карло. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Воспитатель: Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? (Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Волк и лиса”, “Репка”, “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “По щучьему веленью”, “Дюймовочка”, “Золушка”, “ Золотой ключик”).
Воспитатель: Молодцы
Задание 2. Загадка.
Ребята, а теперь, я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, к какой сказке она относится:
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя).
З адание 3 .Физкультминутка
Ребята, а давайте с вами теперь поиграем в игру, которая называется «Три медведя».
Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой, большой (поднимают руки над головой)
Мама с ним поменьше ростом (вытягивают руки перед собой)
А сынок – малютка просто (руки перед собой — приседают)
Очень маленький он был (встают)
С погремушками ходил (руки сжаты в кулачки)
Дзинь — дзинь, дзинь-дзинь! (имитируют игру в погремушки).
Воспитатель: Молодцы ребятки, вы все очень хорошо потрудились, а теперь давайте с вами посмотрим одну очень интересную сказку.
Я вам расскажу стишок, а вы угадайте, как называется наша сказка:
В землю бросишь крошку – блошку,
Полежит она немножко,
И гляди — уже растет
Самоварчик – корнеплод.
Дети: Репка
Воспитатель : Правильно!
Но прежде, чем посмотреть сказку, я хочу с вами поиграть (Проводится игра направленная на различение правильно и неправильно произнесенных слов. Ребенку, предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильно произнесенное слово).
Задание 4. Игра в слова.
Ребята, а давайте поиграем со словом «Репка», когда я произнесу слово «Репка», вы должны будете хлопнуть в ладоши.
Репка, лепка, кепка, репка, епка, репка.
Задание 5. Игра на усвоение понятия ряда и построении игрушек в ряд.
А сейчас поиграем еще в одну очень интересную игру. Давай вспомним, кто пришел тянуть репку первым, а кто последним, кто же был в середине.
(На примере героев сказки взрослый предлагает ребенку выяснить, кто пришел тянуть репку первым, т.е. вначале (Дед). Кто последним, т.е. в конце (Мышка). Кто находится между первым и последним, т.е. в середине (Они все в середине: вторая – бабка, третья – внучка, четвертая – собачка жучка, пятая — кошка). Важно помнить, что героев нужно считать слева направо, как пишутся буквы в словах.)
А теперь ребятки, посмотрите сказку:
Есть в деревне поворот, рядом частный огород,
Двор и домик небольшой – здесь живет старик с семьей.
Были там и ты, и я – что же это за семья?
Чтобы вам не маяться, расскажем как все начинается.
Воспитатель: Посадил дед репку. (Выражает с помощью мимики и жестов одобрение старания и трудолюбия деда.)
Вросла репка большая – пребольшая. (Поражен ее размерами).
Стал дед репку из земли тянуть.
Все. Тянет – потянет — вытянуть не может.
Воспитатель. Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Но у него много помощников. Кого позовем?
Дед . Бабка, помоги!
Воспитатель: Не идет бабка, не слышит. Хлопочет по хозяйству. Позовем Бабку?
Все. Бабка, помоги!
Бабка : Иду, иду!
Воспитатель: Бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут вытянуть не могут. (Выражает удивление от того, как крепко репка сидит в земле.) Позвала бабка внучку.
Бабка. Внучка, помоги!
Воспитатель . Спешит внучка на помощь старикам.
Внучка . Иду, иду!
Все : Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут вытянуть не могут. (Удивлены.)
Воспитатель : Позвала внучка собачку Жучку.
Внучка: Жучка помоги!
Воспитатель: Жучка не задержалась.
Жучка: Гав – гав – гав, бегу!
Все: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут вытянуть не могут. (Огорчены.)
Воспитатель: Позвала Жучка кошку.
Жучка : Кошка, помоги!
Воспитатель : Не идет кошка, лежит, нежится, не слушает Жучку.
Давайте позовем все вместе.
Все : Кошка, помоги!
Кошка . Иду, иду!
Все : Кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут вытянуть не могут. (Отчаяние.)
Воспитатель : Позвала кошка мышку. Мышка попискивает от страха, но все – же спешит на помощь.
Все : Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянули репку! (Радуются!)
Воспитатель : Велика ль у мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, дед!
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочке конец,
Тема: Заучивание стихотворения И. Мазнина “Осень”.
- Продолжить формировать знания и представления детей о признаках осени.
- Развивать умение слушать и запоминать текст.
- Воспитывать эмоциональное восприятие художественного произведения (музыкальных, поэтических).
- Воспитывать чувство любви к разной природе.
- Развивать вербальную память, мышление, обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа:
Методы и приемы:
- Вступительная беседа;
- Рассказ из личного опыта;
- Слушание музыки Чайковского “Времена года”;
- Чтение;
- Показ иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель: У нас сегодняочень интересное занятие. Будем учить стихотворение наизусть. Сначала побеседуем.
Мы часто с вами наблюдаем за изменениями, которые происходят в осенней природе: “Скажите, а что в осенней природе вам больше всего нравиться?” Постарайтесь об этом рассказать так, чтобы мы все могли представить то, о чем вы рассказываете.
1 ребенок: Мне нравятся желтые листья на деревьях.
2 ребенок: А я люблю бегать по лужам.
3 ребенок: Мне нравится, когда в воздухе окружаться желтые листья.
Воспитатель: А мне в осенней природе нравиться такой период, когда светит солнце, все деревья в золотистом наряде, медленно летают паутины и в небе слышно курлыканье журавлей. Они как будто прощаются со мной, улетая в теплые края. А еще, поэты, художники, композиторы тоже умеют очень красиво рассказывать об осени словами, красками, музыкой. Давайте мы тоже попробуем, как поэты, рассказать об осени интересно, ярко.
1 ребенок:
“Красива осень, погляди:
И желтый лист и красный.
Леса и рощи и кусты
Наряд одели красный.
А рябину ярче всех
Осень нарядила,
Светлых ягод к празднику
Рябина подарила”.
3 ребенок:
“Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось”.
2 ребенок:
“Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березы на плечах”.
Воспитатель: Как здорово вы говорите об осени. А еще мне хочется, чтобы вы послушали, как композиторы языком музыки рассказывают об осени.
(Дети слушают музыку Чайковского “Времена года”, “Осень”).
Воспитатель: Скажите, какая по характеру музыка?
Дети: Грустная.
Воспитатель: Да, ребята, даже композиторы в своих произведениях передают осеннюю грусть. Осень, грустная пора, но приятная. А теперь послушайте, я вам прочту стихотворение И. Мазнина “Осень”:
“Каждый день все сильнее ветер
Рвет в лесу листву с ветвей.
Что ни день, то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет….
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед”.
Воспитатель: Как вы думаете, о каком периоде осени написал поэт стихотворение?:
Дети: Середина осени.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Дует ветер, осыпаются желтые листья. Дни становятся короче.
Воспитатель: Какой ветер? (Подобрать определения) Что он делает? (Подобрать глаголы) Давайте покажем, как воет ветер в лесу. (Артикуляционная гимнастика). А что говорится о солнышке?
Дети: Оно поднимается медленно.
Воспитатель: А давайте покажем пальчиком, как “тучка” играет с солнышком.
Воспитатель: Мне хочется отметить, что именно в середине осени ветер сильней, заметно становятся дни короче, а ночи длинней, солнышко медленно поднимается над землей.
(Воспитатель второй раз читает стихотворение И. Мазнина “Осень” с показом иллюстраций).
Вопросы к детям.
Воспитатель: Какое по характеру стихотворение?
Дети: Очень грустное.
Воспитатель: Как я его прочитала?
Дети: Медленно, тихо.
Воспитатель: Что значит “рвет” в лесу листву? Как еще можно по другому сказать?
Дети: Отрывает, срывает.
Воспитатель: А что значит раньше вечер? (Темнеет рано)
Дети: Светает позднее? (Утро позднее начинается).
Воспитатель: А почему так происходит?
Дети: Осенью дни короткие, а ночи длинные.
Воспитатель: Я сейчас еще раз прочту стихотворение, а вы постарайтесь его запомнить.
(Воспитатель читает третий раз стихотворение и обращает внимание на иллюстрации).
Воспитатель: Кто попробует рассказать?
Если трудно воспитатель говорит: “Давайте я вам помогу. Я прочитаю I часть, кто-нибудь расскажет II часть”.
Рассказывают 2-3 ребенка I часть, 2-3 ребенка II часть. А кто может, рассказывает все стихотворение.
Воспитатель: Ребята вы просто молодцы! А еще мне хотелось бы, чтобы вы, как художники, попробовали красками рассказать об осени в своих рисунках дома. Рисуйте и вспоминайте наше стихотворение. А завтра мне принесете и покажете. Расскажите свои впечатления об осени.
Я хочу вас угостить тем, что нам осень принесла, (дети получают угощения “дары осени”).
Занятие по ознакомлению с художественной литературой (с 2-3 лет) «Игрушки» А. Барто
Цель: познакомить с стихотворением «Грузовик» А. Барто, повторить знакомые стихи А. Барто; закрепить правильное произношение звука У; воспитывать бережное отношение к книге.
Материал: птичка-рукавичка, книга с картинками, бумажные самолеты, аудиозапись «Голоса птиц»
Ход занятия:
Воспитатель: (дети заходят в группу). Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся! (дети здороваются, аудиозапись пения птиц)
Воспитатель: Послушайте, я слышу чье-то пение. Кто это поет?
Дети: Птичка
Воспитатель: Где же она сидит? Вы ее видите? Давайте ее
поищем, (ищут) Может она нашими игрушками играет? Нашли!
Вот она.
Птичка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каркуша. А как тебя
зовут? (спрашивает имя каждого ребенка)
Воспитатель: Ой, посмотрите, куда Каркуша полетела? (птичка
летит к книге). Что это?
Дети: Это книга.
Воспитатель: Хотите узнать, кто в этой книге живет?
(перелистывает книгу)
Воспитатель: (открывает первую картинку «Лошадка») Кто это?
Дети: Лошадка
Воспитатель: Что это у лошадки? (рассматривают части тела)
Дети: голова, ноги, хвост, грива…
Воспитатель: А кто хочет почитать стихотворение про лошадку
(чтение «Я люблю свою лошадку» А. Барто)
Воспитатель: Давайте теперь все будем лошадками. Поскакали
лошадки далеко-далеко (цокают языком), приехали, тпру-у! какие
красивые быстрые лошадки!
Воспитатель: Мы на стульчиках сидим и картинки мы глядим
(открывает следующую картинку «Кошка»).
Воспитатель: (читает стихотворение «Грузовик» А. Барто). Кого
мы решили прокатить в машине? Почему кот опрокинул
грузовик? (повторное чтение стихотворения)
Воспитатель: Наши пальчики тоже хотят поиграть! (игра с пальчиками «Кошка»), (открывает следующую картинку «Самолет»)
Воспитатель: Что вы видите на картинке?
Дети: Самолет.
Воспитатель: Что еще вы видите?
Дети: Облака!
Воспитатель: Что есть у самолета?
Дети: Крылья, хвост, (чтение стихотворения «Самолет» А. Барто)
Воспитатель: Хотите построить самолет? И Каркушу с собой
возьмем, (строят самолет из модулей)
Воспитатель: Молодцы! Красивый самолет построили. Садитесь
все на самолет, (повторное чтение стихотворения)
Воспитатель: Вот мы и прилетели обратно. Каркуша, что это у
тебя?
Каркуша: Это подарок ребятам, (садятся на ковер, рассматривают
мешочек)
Воспитатель: (достает бумажный самолет). Что это?
(рассматривают самолет и его части).
Воспитатель: А как гудит самолет, когда летит?
Дети: Уууууууууу
Воспитатель: Когда самолет летит высоко, его не слышно, и гудит
он тихо: уууу! Как гудит? Правильно, тихо.
Воспитатель: когда самолет летит низко, его мотор гудит громко!
УУУУ! Как гудит? Правильно, громко, (игры с самолетами).
Воспитатель: Ребята, Каркуша вам дарит эти самолеты.
Поблагодарите ее. (подводит снова к книге)
Воспитатель: Давайте вспомним: какие картинки живут в этой
книге? (дети отвечают)
Воспитатель: Молодцы, хорошо занимались.