Занятие в младшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей старшего возраста с онр

Цель: Создать условие для восприятия образного мышления, понимания художественного замысла писателя.

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;

2. Развивать у детей интерес к художественным образам, которые использует писатель;

3. Помочь детям увидеть богатство и красоту изображённых посредством описания характеров героев;

4. Воспитывать у детей желание узнать новое и интересное в художественном произведении.

Дети под музыку входят в группу, которая оформлена сюжетами Алёнушкиных сказок.

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем путешествовать по страницам Алёнушкиных сказок. Вот перед вами храбрый Заяц, любознательная Козявочка, Комар — длинный нос, мохнатый Медведь. Все они вам знакомы. А кто же написал о них?

Рассказ воспитателя (обращается к стенду о Д.Н.Мамина-Сибиряка):

Написал «Алёнушкины сказки» и многие другие Д.Н.Мамин-Сибиряк. Родился он 150 лет назад на Урале и жил в том же краю что и мы с вами. Посмотрите на портрет писателя. Какой могучий, здоровый и торжественный его образ, какой пронзительный внимательный и величавый, как наш великий, суровый Урал.

В них писатель рассказывает об удивительном мире природы, который окружает нас.

Когда вы ложитесь спать, то вам хочется чтобы вам приснилась добрая, красивая сказка.

Появляется девочка в русском сарафане и качает колыбельку.

Дети поют колыбельную песенку.

Воспитатель: «Баю-баю-баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает…

Кажется все тут (обращает внимание накартинки): и ломатый пёс Постойко, и серая мышка-норушка, и сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух…

1 ребёнок читает стихотворение:

В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: Заходи!

Инсценирование отрывка из сказки про храброго Зайца.

Воспитатель: Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, у зайчика душа в пятки.

Мальчик-заяц сидит под деревом.

Воспитатель: Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Зайчик выбегает из-за дерева и его окружают другие зайцы.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

– Да что тут если мне попадется волк, так я его сам съем…

– Ах, какой смешной Заяц!

– Ах, какой он глупый!..

Воспитатель: Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

Волк: Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!

Акробатический танец Зайца и Волка.

Волк убегает, заяц прячется за дерево.

Дети: Молодец, косой! Ловко ты прогнал Волка.

Заяц: А вы бы как думали!

Воспитатель: С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

2 ребёнок читает стихотворение:

Проснулся лес,

Проснулся луг,

Проснулись бабочки вокруг,

Проснулись травы и цветы.

Повсюду столько красоты!

Под музыку раскрывается цветок из картона, из него появляется бабочка (девочка в костюме бабочки).

Воспитатель: Как родилась Козявочка, никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

— Хорошо!.. (расправляет крылышки)

Воспитатель: Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

— Как хорошо!.. Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, — хорошо, хорошо!.. И всё моё!..

Налетел тут мохнатый Шмель (мальчик в костюме шмеля):

— Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

— Позвольте, что же это такое? — запищала Козявочка. — Всё, всё моё…

— Жжж… Нет, моё! (Шмель улетает).

— Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Ещё ужалить хотел… Ведь всё моё — и солнышко, и травка, и цветочки.

Летят другие козявочки.

— Здравствуй, сестрица!

— Здравствуйте, милые… А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

— А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело…

Хоровод Козявочек.

— Ах, как хорошо!

Воспитатель: А в самый полдень случилось вот что. Пришёл на болото Медведь.

На пеньке сидит мальчик – Медведь.

Вокруг вьются комары, Медведь отмахивается.

— Эй, дядя, ты, куда это забрался?

— Тебе что нужно, приятель?

— Я тебя съем! Я тебя съем! Съем!

— Да что тебе нужно, негодная тварь?

Лягушка из болота высунулась:

— Ква-ква! Охота вам, Михайло Иванович, беспокоить себя напрасно. Не стоит!

— И то, не стоит! Я это так! Пусть они ко мне в берлогу придут, да я их, да я, я…

Акробатический танец комаров вокруг медведя.

Медведь отмахивается и убегает.

— Ой, братцы, держи! Убежит Медведь!

Комары: Пусть его уходит, ведь болото наше осталось!

Воспитатель: Слушала Алёнушка сказки и удивлялась: ей ужасно захотелось посмотреть всё самой.

Девочка – Алёнушка: Если бы я была ласточкой, то сейчас же полетела бы. Отчего у меня нет крылышек? Ах, как хорошо быть птичкой!

Все персонажи зовут: Полетели, Алёнушка!

Итог занятия.

§ 2. Проведение занятий по ознакомлению детей с художественной литературой
Организация занятий

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне их (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.
Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, они получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.
Детям раннего и младшего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки); детям среднего и старшего дошкольного возраста он читает по книге довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы, повести. Заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, и развитие навыков выразительного чтения — важная часть профессиональной подготовки воспитателя.
Занятие по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по-разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает и н-дивидуально или с группами по 2—6 человек. Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяется на две подгруппы. В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.
Воспитатель перед занятием подготавливает весь наглядный материал, который предполагает использовать во время чтения: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др.
Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдать то же правило, что и при доречевых занятиях с детьми раннего возраста: дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос. Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени ка лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения приобретается в результате настойчивых тренировок. Однако надо помнить, что даже самый опытный чтец не может читать новое произведение с листа, без подготовки, и поэтому перед занятием воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения («дикторское прочтение») и тренироваться в чтении вслух.
На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно: дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами.
Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе. Произведения больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2—3 занятия, читаются только в старшей и подготовительной к школе группах.
Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану (примерно один раз в неделю в каждой возрастной группе), в котором учитываются общественно-политические события, а также время года.
Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям — эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель: он подчеркнуто бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.
Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей: напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. («Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает!» Или: «Леночка, ты любишь своего маленького братика?.. А ты, Таня?.. В этой книжке рассказывается про девочку, которая тоже любила своего маленького братца, но... его унесли гуси!» Или: «У нас в группе есть дети, которые не любят умываться? Нет у нас таких! У нас все любят чистоту. А вот один мальчик был грязнулей. Ой, как ему досталось! Сейчас мы узнаем эту историю».) Малышам необходимо руководство в слушании: вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.
Особенной торжественностью отличается чтение детям произведений о В. И. Ленине. Перед глазами детей должен
быть портрет вождя, украшенный кумачом и цветами. Голос воспитателя должен звучать торжественно и задушевно, чтобы и детям передалась его любовь и уважение к великому вождю.
Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.
Малыши, конечно, могут не все понять в тексте произведения, но проникнуться чувством, выраженным в нем, они должны непременно: почувствовать радость, печаль, гнев, жалость, а потом и восхищение, уважение, шутку, насмешку и т. п. Одновременно с усвоением чувств, выраженных в художественном произведении, дети усваивают его язык; такова основная закономерность усвоения речи и развития языкового чутья, или чувства языка.
Вопросы
1. Как организуются в детском саду занятия по ознакомлению с художественным произведением?
2. Сколько таких занятий проводится в детском саду каждую неделю?
3. Почему необходимо детям видеть лицо читающего воспитателя?
4. Сколько произведений целесообразно читать на одном занятии?
5. Как воспитатель может создать эмоционально приподнятое настроение у детей перед чтением, возбудить их интерес к книге?
в. Почему не следует прерывать чтение художественного текста комментариями: пояснением непонятных детям слов, грамматических форм?
Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого
Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Кроме того, он использует дополнительные методические приемы, развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания, а именно: 1) повторное чтение всего текста; 2) повторное чтение отдельных частей его.
Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2) предметной наглядностью; рассматриванием игрушек, муляжей; рассматриванием иллюстраций; привлечением внимания к реальным объектам;
3) словесной помощью: сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения; постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и т. п.); подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец,
трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. п.).
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.
Вопросы
1. Перечислите методические приемы, облегчающие детям слушание художественного произведения.
2. Какая предметная наглядность и словесная помощь используется при чтении?
3. Детям каких возрастов нужна при чтении (слушании) предметная наглядность? Детям какого возраста достаточно помощи словесной?

Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. - 240с.

МБДОУ № 137 «ИВУШКА»

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.

Т ема «В гостях у сказки»

Воспитатель Пироженко Е.Ю.

Брянск 2012

Цель : познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Задачи:

Учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам;

Активизировать речь, обогащать словарный запас;

Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня у нас с вами много гостей. При встрече принято здороваться. Я скажу: «Здравствуйте, дорогие гости!» А вы, подумайте, как можно поздороваться иначе, используя мимику и жесты.

Упражнение приветствие. Дети здороваются рука к руке, ладонь о ладонь, машут рукой, кивают головой и т. д.

Воспитатель. Молодцы, хорошо поздоровались.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А хотите, отправимся с вами в тридевятое царство тридесятое государство.

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно. Возьмите воображаемые рюкзаки и наденьте их.

Я опишу место, где мы окажемся, вы представьте его себе мысленно. И так, в путь. (Дети идут за воспитателем к дворцу).

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот,

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Шли мы долго и пришли в тридевятое царство тридесятое государство. (Звучит музыка, появляется сказочный дворец, у окна сидит сказочница, открываются окна).

Воспитатель: Я сегодня буду сказочницей и мы отправимся с вами в страну сказок, закройте глаза, а я скажу волшебные слова: «Где ты сказка, отзовись, нам, ребятам покажись».

(Воспитатель выходит из – за дворца).

Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

Дети: Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды помогают ориентироваться в окружающем мире, способности сопереживать, помогать друг другу и т.д.

Воспитатель: А теперь присядьте.

Воспитатель : Сегодня я хочу рассказать вам новую сказку. Слушайте внимательно, ведь это необычная сказка, а салат из сказок.

Задание 1. “Салат из сказок”

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок”. Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках, где Баба Яга живет. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем!”. А она отвечает: “ Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: “По щучьему веленью, по моему хотенью”. Желание исполнилось: вырос цветочек, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у неё один хрустальный башмачок, как у Золушки. А в руке – золотой ключик от каморки Папы Карло. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Воспитатель: Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке (дети называют героев). Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? (Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “Колобок”, “Волк и лиса”, “Репка”, “Баба Яга”, “Красная Шапочка”, “По щучьему веленью”, “Дюймовочка”, “Золушка”, “ Золотой ключик”).

Воспитатель: Молодцы

Задание 2. Загадка.

Ребята, а теперь, я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, к какой сказке она относится:

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя).

З адание 3 .Физкультминутка

Ребята, а давайте с вами теперь поиграем в игру, которая называется «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой, большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним поменьше ростом (вытягивают руки перед собой)

А сынок – малютка просто (руки перед собой — приседают)

Очень маленький он был (встают)

С погремушками ходил (руки сжаты в кулачки)

Дзинь — дзинь, дзинь-дзинь! (имитируют игру в погремушки).

Воспитатель: Молодцы ребятки, вы все очень хорошо потрудились, а теперь давайте с вами посмотрим одну очень интересную сказку.

Я вам расскажу стишок, а вы угадайте, как называется наша сказка:

В землю бросишь крошку – блошку,

Полежит она немножко,

И гляди — уже растет

Самоварчик – корнеплод.

Дети: Репка

Воспитатель : Правильно!

Но прежде, чем посмотреть сказку, я хочу с вами поиграть (Проводится игра направленная на различение правильно и неправильно произнесенных слов. Ребенку, предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильно произнесенное слово).

Задание 4. Игра в слова.

Ребята, а давайте поиграем со словом «Репка», когда я произнесу слово «Репка», вы должны будете хлопнуть в ладоши.

Репка, лепка, кепка, репка, епка, репка.

Задание 5. Игра на усвоение понятия ряда и построении игрушек в ряд.

А сейчас поиграем еще в одну очень интересную игру. Давай вспомним, кто пришел тянуть репку первым, а кто последним, кто же был в середине.

(На примере героев сказки взрослый предлагает ребенку выяснить, кто пришел тянуть репку первым, т.е. вначале (Дед). Кто последним, т.е. в конце (Мышка). Кто находится между первым и последним, т.е. в середине (Они все в середине: вторая – бабка, третья – внучка, четвертая – собачка жучка, пятая — кошка). Важно помнить, что героев нужно считать слева направо, как пишутся буквы в словах.)

А теперь ребятки, посмотрите сказку:

Есть в деревне поворот, рядом частный огород,

Двор и домик небольшой – здесь живет старик с семьей.

Были там и ты, и я – что же это за семья?

Чтобы вам не маяться, расскажем как все начинается.

Воспитатель: Посадил дед репку. (Выражает с помощью мимики и жестов одобрение старания и трудолюбия деда.)

Вросла репка большая – пребольшая. (Поражен ее размерами).

Стал дед репку из земли тянуть.

Все. Тянет – потянет — вытянуть не может.

Воспитатель. Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Но у него много помощников. Кого позовем?

Дед . Бабка, помоги!

Воспитатель: Не идет бабка, не слышит. Хлопочет по хозяйству. Позовем Бабку?

Все. Бабка, помоги!

Бабка : Иду, иду!

Воспитатель: Бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут вытянуть не могут. (Выражает удивление от того, как крепко репка сидит в земле.) Позвала бабка внучку.

Бабка. Внучка, помоги!

Воспитатель . Спешит внучка на помощь старикам.

Внучка . Иду, иду!

Все : Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут вытянуть не могут. (Удивлены.)

Воспитатель : Позвала внучка собачку Жучку.

Внучка: Жучка помоги!

Воспитатель: Жучка не задержалась.

Жучка: Гав – гав – гав, бегу!

Все: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут вытянуть не могут. (Огорчены.)

Воспитатель: Позвала Жучка кошку.

Жучка : Кошка, помоги!

Воспитатель : Не идет кошка, лежит, нежится, не слушает Жучку.

Давайте позовем все вместе.

Все : Кошка, помоги!

Кошка . Иду, иду!

Все : Кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут — потянут вытянуть не могут. (Отчаяние.)

Воспитатель : Позвала кошка мышку. Мышка попискивает от страха, но все – же спешит на помощь.

Все : Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут – потянут, вытянули репку! (Радуются!)

Воспитатель : Велика ль у мышки сила?

Это дружба победила!

На здоровье кушай, дед!

Долгожданный свой обед!

Вот и сказочке конец,

Тема: Заучивание стихотворения И. Мазнина “Осень”.

  1. Продолжить формировать знания и представления детей о признаках осени.
  2. Развивать умение слушать и запоминать текст.
  3. Воспитывать эмоциональное восприятие художественного произведения (музыкальных, поэтических).
  4. Воспитывать чувство любви к разной природе.
  5. Развивать вербальную память, мышление, обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа:

  • Целевая прогулка в осенний парк;
  • Изготовление макета “Осень в лесу”;
  • Выставка “Вместе с папой, Вместе с мамой” - из природного материала;
  • Лепка “Осенние листья”;
  • Чтение стихотворений об осени;
  • Загадывание загадок об осени;
  • Рассматривание картины Левитана “Золотая осень”;
  • Ежедневные наблюдения за изменением погоды.
  • Методы и приемы:

    • Вступительная беседа;
    • Рассказ из личного опыта;
    • Слушание музыки Чайковского “Времена года”;
    • Чтение;
    • Показ иллюстраций.

    Ход занятия

    Воспитатель: У нас сегодняочень интересное занятие. Будем учить стихотворение наизусть. Сначала побеседуем.

    Мы часто с вами наблюдаем за изменениями, которые происходят в осенней природе: “Скажите, а что в осенней природе вам больше всего нравиться?” Постарайтесь об этом рассказать так, чтобы мы все могли представить то, о чем вы рассказываете.

    1 ребенок: Мне нравятся желтые листья на деревьях.

    2 ребенок: А я люблю бегать по лужам.

    3 ребенок: Мне нравится, когда в воздухе окружаться желтые листья.

    Воспитатель: А мне в осенней природе нравиться такой период, когда светит солнце, все деревья в золотистом наряде, медленно летают паутины и в небе слышно курлыканье журавлей. Они как будто прощаются со мной, улетая в теплые края. А еще, поэты, художники, композиторы тоже умеют очень красиво рассказывать об осени словами, красками, музыкой. Давайте мы тоже попробуем, как поэты, рассказать об осени интересно, ярко.

    1 ребенок:

    “Красива осень, погляди:
    И желтый лист и красный.
    Леса и рощи и кусты
    Наряд одели красный.
    А рябину ярче всех
    Осень нарядила,
    Светлых ягод к празднику
    Рябина подарила”.

    3 ребенок:

    “Нивы сжаты, рощи голы.
    От воды туман и сырость
    Колесом за сини горы
    Солнце тихое скатилось”.

    2 ребенок:

    “Стало вдруг светлее вдвое,
    Двор как в солнечных лучах-
    Это платье золотое
    У березы на плечах”.

    Воспитатель: Как здорово вы говорите об осени. А еще мне хочется, чтобы вы послушали, как композиторы языком музыки рассказывают об осени.

    (Дети слушают музыку Чайковского “Времена года”, “Осень”).

    Воспитатель: Скажите, какая по характеру музыка?

    Дети: Грустная.

    Воспитатель: Да, ребята, даже композиторы в своих произведениях передают осеннюю грусть. Осень, грустная пора, но приятная. А теперь послушайте, я вам прочту стихотворение И. Мазнина “Осень”:

    “Каждый день все сильнее ветер
    Рвет в лесу листву с ветвей.
    Что ни день, то раньше вечер,
    А светает все поздней.
    Медлит солнышко, как будто
    Подниматься силы нет….
    Потому и всходит утро
    Над землей почти в обед”.

    Воспитатель: Как вы думаете, о каком периоде осени написал поэт стихотворение?:

    Дети: Середина осени.

    Воспитатель: Почему вы так думаете?

    Дети: Дует ветер, осыпаются желтые листья. Дни становятся короче.

    Воспитатель: Какой ветер? (Подобрать определения) Что он делает? (Подобрать глаголы) Давайте покажем, как воет ветер в лесу. (Артикуляционная гимнастика). А что говорится о солнышке?

    Дети: Оно поднимается медленно.

    Воспитатель: А давайте покажем пальчиком, как “тучка” играет с солнышком.

    Воспитатель: Мне хочется отметить, что именно в середине осени ветер сильней, заметно становятся дни короче, а ночи длинней, солнышко медленно поднимается над землей.

    (Воспитатель второй раз читает стихотворение И. Мазнина “Осень” с показом иллюстраций).

    Вопросы к детям.

    Воспитатель: Какое по характеру стихотворение?

    Дети: Очень грустное.

    Воспитатель: Как я его прочитала?

    Дети: Медленно, тихо.

    Воспитатель: Что значит “рвет” в лесу листву? Как еще можно по другому сказать?

    Дети: Отрывает, срывает.

    Воспитатель: А что значит раньше вечер? (Темнеет рано)

    Дети: Светает позднее? (Утро позднее начинается).

    Воспитатель: А почему так происходит?

    Дети: Осенью дни короткие, а ночи длинные.

    Воспитатель: Я сейчас еще раз прочту стихотворение, а вы постарайтесь его запомнить.

    (Воспитатель читает третий раз стихотворение и обращает внимание на иллюстрации).

    Воспитатель: Кто попробует рассказать?

    Если трудно воспитатель говорит: “Давайте я вам помогу. Я прочитаю I часть, кто-нибудь расскажет II часть”.

    Рассказывают 2-3 ребенка I часть, 2-3 ребенка II часть. А кто может, рассказывает все стихотворение.

    Воспитатель: Ребята вы просто молодцы! А еще мне хотелось бы, чтобы вы, как художники, попробовали красками рассказать об осени в своих рисунках дома. Рисуйте и вспоминайте наше стихотворение. А завтра мне принесете и покажете. Расскажите свои впечатления об осени.

    Я хочу вас угостить тем, что нам осень принесла, (дети получают угощения “дары осени”).

    Занятие по ознакомлению с художественной литературой (с 2-3 лет) «Игрушки» А. Барто

    Цель: познакомить с стихотворением «Грузовик» А. Барто, повторить знакомые стихи А. Барто; закрепить правильное произношение звука У; воспитывать бережное отношение к книге.
    Материал: птичка-рукавичка, книга с картинками, бумажные самолеты, аудиозапись «Голоса птиц»

    Ход занятия:
    Воспитатель: (дети заходят в группу). Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся! (дети здороваются, аудиозапись пения птиц)
    Воспитатель: Послушайте, я слышу чье-то пение. Кто это поет?
    Дети: Птичка
    Воспитатель: Где же она сидит? Вы ее видите? Давайте ее
    поищем, (ищут) Может она нашими игрушками играет? Нашли!
    Вот она.
    Птичка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каркуша. А как тебя
    зовут? (спрашивает имя каждого ребенка)
    Воспитатель: Ой, посмотрите, куда Каркуша полетела? (птичка
    летит к книге). Что это?
    Дети: Это книга.
    Воспитатель: Хотите узнать, кто в этой книге живет?
    (перелистывает книгу)

    Воспитатель: (открывает первую картинку «Лошадка») Кто это?
    Дети: Лошадка
    Воспитатель: Что это у лошадки? (рассматривают части тела)
    Дети: голова, ноги, хвост, грива…
    Воспитатель: А кто хочет почитать стихотворение про лошадку
    (чтение «Я люблю свою лошадку» А. Барто)
    Воспитатель: Давайте теперь все будем лошадками. Поскакали
    лошадки далеко-далеко (цокают языком), приехали, тпру-у! какие
    красивые быстрые лошадки!
    Воспитатель: Мы на стульчиках сидим и картинки мы глядим
    (открывает следующую картинку «Кошка»).

    Воспитатель: (читает стихотворение «Грузовик» А. Барто). Кого
    мы решили прокатить в машине? Почему кот опрокинул
    грузовик? (повторное чтение стихотворения)
    Воспитатель: Наши пальчики тоже хотят поиграть! (игра с пальчиками «Кошка»), (открывает следующую картинку «Самолет»)

    Воспитатель: Что вы видите на картинке?
    Дети: Самолет.
    Воспитатель: Что еще вы видите?
    Дети: Облака!
    Воспитатель: Что есть у самолета?
    Дети: Крылья, хвост, (чтение стихотворения «Самолет» А. Барто)
    Воспитатель: Хотите построить самолет? И Каркушу с собой
    возьмем, (строят самолет из модулей)
    Воспитатель: Молодцы! Красивый самолет построили. Садитесь
    все на самолет, (повторное чтение стихотворения)
    Воспитатель: Вот мы и прилетели обратно. Каркуша, что это у
    тебя?
    Каркуша: Это подарок ребятам, (садятся на ковер, рассматривают
    мешочек)
    Воспитатель: (достает бумажный самолет). Что это?
    (рассматривают самолет и его части).
    Воспитатель: А как гудит самолет, когда летит?
    Дети: Уууууууууу
    Воспитатель: Когда самолет летит высоко, его не слышно, и гудит
    он тихо: уууу! Как гудит? Правильно, тихо.
    Воспитатель: когда самолет летит низко, его мотор гудит громко!
    УУУУ! Как гудит? Правильно, громко, (игры с самолетами).
    Воспитатель: Ребята, Каркуша вам дарит эти самолеты.
    Поблагодарите ее. (подводит снова к книге)
    Воспитатель: Давайте вспомним: какие картинки живут в этой
    книге? (дети отвечают)
    Воспитатель: Молодцы, хорошо занимались.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: