Художественная литература по ознакомлению с трудом взрослых. Курсовая работа: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.

Разумно организованный труд укрепляет физические силы. здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот он ухаживает за растениями- здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности. В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

Организация трудового воспитания в детском саду

Выделяются следующие виды детского труда: самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей); хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка); труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду); ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек и пр.).

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей (см. схему 3). Схема 3

При организации труда дошкольников необходимо решать следующие задачи. Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости. Формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым. Воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения. Использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. Приучать детей экономно расходовать материалы. Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность. Формировать у детей трудовые умения и навыки. При организации труда дошкольников следует соблюдать следующие условия. Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка. Помнить, что выполняя ту или иную задачу каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке ребенок приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде. Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы. Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых. Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда. Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы (см. схему 4). Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения и т. д.). Планируя воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, во время приема детей, необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями. С наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей. Помнить, что труд детей во второй половине дня должен быть содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственного труда и труда в природе, совместного и индивидуального; это удобное время для работы с родителями. Индивидуальный труд- это поручение отдельному ребенку. Труд рядом - ступенька к совместному труду, когда дети трудятся рядом друг с другом, но каждый выполняет свое дело. Коллективный труд может быть общим , – группе детей поручается общее дело, и совместным (старший дошкольный возраст) – дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним (один стирает, другой полощет, третий развешивает белье и т. д.). Схема организации коллективного труда подразумевает одну главную цель и результат (например, «приведем в порядок группу»), но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников. Схема 4

Содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с трудом взрослых

3-4 года

Дети знают, что все люди трудятся. Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы). Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно относятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и качества (красивое платье, чашка, ковер и т. д.). Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (няня моет пол). С помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мойке. Надо ее помыть… А теперь, когда няня помыла посуду и она стала чистой, блестящей, красивой, ее можно поставить в шкаф».) В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т. п.)

4-5 дет

Продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профессиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде. Продолжают знакомиться с предметами ближайшего окружения, их названиями, назначением; материалами, из которых они сделаны; свойствами, качествами, особенностями строения, способами использования, правилами обращения с предметами. Узнают о значимости бытовой техники. Любуются красотой предметов, оригинальностью формы; устанавливают связь между назначением предмета и материалами, из которых он сделан; классифицируют предметы (посуда, мебель). Бережно относятся к предметам и вещам. Имеют представления о структуре трудового процесса. Выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определяет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата (чтобы подклеить порвавшуюся коробку, нужно взять бумагу, ножницы, кисточку, клей, вырезать квадратики, намазать их клеем и приклеить к уголкам коробки). Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым. Стремятся подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.

5-7 лет

Расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда (производственного: строительство, сельское хозяйство; непроизводственного: школа, больница, театр). Знают, что труд – это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности; человек использует в труде созданные им машины и механизмы, облегчающие труд, ускоряющие получение результата, улучшающие качество. Понимают значимость труда людей в непроизводственной сфере (учитель, инженер). Получают обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий. (Как хлеб на нашем столе появился? Кто построил этот дом?) Самостоятельно приобретают знания о труде людей из разных источников (книги, телевидение, рассказы взрослых и т. д.). Знают о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой. Уточняют представления о типичных, видовых, индивидуальных признаках предметов. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения, ракетостроения и пр. Имеют общее представление о труде взрослых (труд– основа жизни и благосостояния каждого человека страны, основа экологической сохранности планеты и развития производства, науки, искусства во всем мире). Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности. Стремятся оказывать помощь взрослым, проявляют заботу о них и внимание к их работе. Имеют представление о структуре трудового процесса, умеют вычленять ее компоненты, выстраивая схему трудового процесса, изображая рисунками-значками. (Ситуация – пролитый кисель на полу. Цель и мотив (что надо сделать и для чего). Надо протереть пол, чтобы никто не поскользнулся (значок: лужица, перечеркнутая чертой). Отбор средств для работы (что для этого нужно). Надо взять необходимое оборудование (значок: перевернутое ведро и тряпка, висящая для просушки). Результат. Стало чисто (значок: на чистом полу стоит веселый воспитатель).) Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда, о культуре труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.

Организуя такие наблюдения в течение года 1—2 раза в квартал, педагог воспитывает в детях уважение к людям труда, формирует готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда.

Дворник. При наблюдении за работой дворника в разное время года отмечается характер его труда, уточняются названия и предназначение его рабочего инвентаря. Воспитатель рассказывает о результатах и важности труда дворника для всех людей, предлагает помогать ему. Дворник включается в воспитательный процесс: демонстрирует трудовые навыки, помогает детям освоить их; окончив работу, благодарит всех за помощь.

Прачка. Периодически дети наблюдают за работой прачки. В этом случае сам процесс скрыт от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное чистое белье), но детям понятен смысл ее действий, так как процесс труда малыши могут наблюдать в домашних условиях, а в теплое время года воспроизводить в собственных игровых действиях. Почему белье нужно просушивать, где прачка развешивает белье, чем закрепляет на веревке, что потом будет с ним делать — все эти вопросы вначале взрослый задает, а потом уточняет каждый ответ детей, подчеркивая, что все благодарны прачке за ее труд.

Шофер. Детям интересна и понятна трудовая деятельность шофера, который управляет разными машинами (снегоуборочной, поливочной и т.д.). Интересно и его рабочее место, и то, как он управляет машиной. В ходе наблюдения детям становится понятен, очевиден результат его трудовых усилий.

Строитель . Наблюдения за его трудовой деятельностью проходят на значительном расстоянии от места стройки. Дети видят и понимают, какой груз привозят машины, как с помощью подъемного крана рабочие сгружают строительный материал, как возводят стены дома. Педагог лишь комментирует, уточняет, что строят, для кого строят. Затем дети слушают рассказ о содержании работы строителя, значимости ее результатов, которые несколько отдалены во времени, но все равно понятны детям. Воспитатель поясняет, зачем строителю каска, высокие сапоги, рукавицы.

Интересует детей труд взрослых и детей старших групп на огороде, у цветочной клумбы в теплое время года. Им доставляет удовольствие возможность включиться в общий трудовой процесс: весной сажать крупные бобовые растения, осенью собирать урожай. В теплое время года малыши помогают детям старших групп поливать растения.

Разные виды трудовой деятельности у людей разных профессий, смена обстановки (улица, хозяйственный двор, огород, цветник) активизируют познавательную деятельность, поддерживают стойкий интерес к наблюдениям на протяжении всего года. При каждом наблюдении происходит накопление ярких впечатлений, расширение словарного запаса, активизация мыслительных операций. Дети учатся видеть целесообразность четкой последовательности трудовых действий взрослого, например, пока дворник не подметет дорожки, он не будет собирать мусор и выбрасывать его в урну; прачка будет снимать только то белье, которое уже высохло; шофер поливает улицы при сухой погоде и т.д. Воспитатель помогает детям понять сезонность тех или иных трудовых действий: весной высаживают рассаду, сеют семена, а осенью собирают урожай.

В рассказе воспитателя постоянно звучит: труд приносит человеку радость, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы; люди гордятся результатами своего труда.

Перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых

в младшей группе

Труд взрослых в детском саду

Формировать представления о сотрудниках детского сада (воспитатель, няня, дворник, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Дать детям представления о труде воспитателя: знать песни и стихи, игры и считалки, уметь вырезать из бумаги, клеить, рисовать, шить и вышивать. Воспитатель должен любить и понимать ребенка. Понимать результат труда воспитателя – умные, добрые, умелые и любознательные дети.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: З. Александрова «Катя в яслях»,

Е. Янковская «Я хожу в детский сад».

Сюжетно - ролевая игра «Детский сад».

октябрь

Знакомство с трудом няни

Дать конкретные представления детям: няня чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, дверь и т.д. отметить добросовестное отношение взрослых к своей работе.

Наблюдение за трудом няни, помощь няне.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Продуктивная деятельность: помощь няне (хозяйственно - бытовой труд).

ноябрь

Наблюдение за работой медицинской сестры

Закрепить представления: прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке. Ввести в активный словарь: бинт, пипетка, градусник, таблетка, мазь, зеленка, ростомер, весы, медицинская карта. Воспитывать на примере труда взрослых взаимопомощь, гуманные чувства, уважение друг к другу.

Экскурсия по детскому саду, наблюдение.

Рассказ воспитателя о работе медсестры.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Кто где работает»

Сюжетно - ролевая игра «Поликлиника», «Детский сад»

Труд прачки

Формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.

Экскурсия по детскому саду, наблюдение.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций.

Помощь няне в стирке кукольного белья.

Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын».

Дид.игра «Кому что нужно для работы»

Декабрь

Знакомство с трудом повара

Дать конкретные детям представления: повар делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели. Познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.

Целевое посещение кухни, наблюдение.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа о труде повара

Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Детский сад»

январь

Профессия водителя

Формировать представления о профессии шофера; ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно учиться.

Наблюдение.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик», Б.Зходер «Шофер»

Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Детский сад»

февраль

Профессия военного

Уточнить представления детей о профессии пап и дедушек; о профессии военного. Сформировать представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Военный – очень почетная профессия, они защитники нашей Родины; о военных написано много книг и снято много интересных кинофильмов. Воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: З. Александрова «Дозор»,С. Маршак «Пограничники», Г. Бойко «Мы собираемся в полёт», А. Барто «Самолёт», А. Нехода «Лётчики»

март

Профессии мам

Формировать представления детей о труде и профессиях своих мам и женщин детского сада; воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться, доставлять радость своими поступками, действиями.

Рассказ воспитателя.

Беседа «Вот какая мама, золотая прямо»

Фотовыставка «Наши мамы».

Чтение: Я.Аким «Мама», Г.Виеру «Мамин день», М. Ивенсон «Кто поможет», С. Баруздина «Мамина работа».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

апрель

Знакомство с трудом продавца

Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром. Продавец – это человек, который продает нам различные вещи и продукты. С кассиром мы расплачиваемся за купленный в магазине товар. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.

Целевая прогулка к магазину.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Сюжетно - ролевые игры «Магазин продуктов», «Овощной магазин»

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории, окрашиванию, озеленению, уборке.

(Знакомство с трудом дворника)

Развивать наблюдательность, умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.

Наблюдение.

Целевая прогулка вокруг детского сада.

Рассматривание иллюстраций.

Помощь в уборке территории детского сада.

май

Как трудятся люди (закрепление знаний о профессиях сотрудников детского сада, шофера, парикмахера, продавца)

Знакомить с процессом работы людей различных профессий; закреплять представления о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать любознательность, стремление подражать взрослым.

Рассматривание иллюстраций, предметов для труда людей разных профессий.

Дид.игра «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Для чего нужен предмет».

Беседа с детьми «Кем ты будешь, когда вырастешь?», «Кто работает в детском саду», «Какие профессии мы знаем»

Чтение:С.Михалков «А что у вас?», Ю.Тувим «Все для всех», «Стол»

Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Шоферы», «Парикмахерская»


Приведено с некоторыми сокращениями

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.
Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.
Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значениеимеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. О силе примера взрослых в коммунистическом воспитании детей неоднократно говорили Н. К. Крупская, М. И. Калинин, А. С. Макаренко. Они подчеркивали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка. Но воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности.
В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.
В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. В сельской местности дети видят труд в огороде, фруктовом саду, цветнике. Нередко в семьях имеет место художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т. д.).
Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.
В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).
Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.
Здесь возможны различные пути. Первый путь - это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь - непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.
Естественно, возникает вопрос: как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.
Так, после экскурсий на колхозное поле, огород, луг (во время сенокоса) дети, явно подражая взрослым, стали тщательнее, с чувством ответственности работать на своем огороде, в цветнике, в уголке природы. Беседы о том, как трудятся няня, прачка, повысили аккуратность детей во время еды, при умывании. При этом нередко дети мотивируют свои поступки желанием облегчить труд няни. Это свидетельствует о проявлении внимания, уважения к труду не на словах, а на деле. На поведение детей оказывают опосредованное влияние наблюдения за трудом взрослых. Так, впечатления о коллективном труде родителей на поле некоторые дети получили, наблюдав за молотьбой, уборкой сена и т. п.; эти знания они отразили в играх и организации своих дежурств. Выполняя свои обязанности, они вспоминали дружную, слаженную работу взрослых.
Сильное влияние на детей, особенно младшего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п.), а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они ло собственной инициативе подражают труду взрослых.
Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.
Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например труд полотера, монтера. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как швея шьет одежду, белье, как маляр окрашивает стены, точильщик точит ножи, стекольщик вставляет стекла и т. д.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям и строителей, и работников транспорта, и колхозников. Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении. Разумно организованные наблюдения за трудом по выращиванию овощей, фруктов, по уходу за домашними животными отражаются на поведении детей.
Дети на экскурсии получили торфоперегнойные горшочки и семена, сделали у себя посадки. Затем они осторожно переносили на грядки рассаду. Леша сломал росток. Нина его упрекает:
- Не видел, что ли, как в колхозе сажали? Ты сажаешь как попало, вот и сломал.
Леша не возражает и продолжает работу более старательно.
Труд, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. Не надо упускать из виду и того обстоятельства, что в этом труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди; это усиливает впечатления детей, полученные в детском саду.
Воспитательная эффективность ознакомления с трудой зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. На экскурсии в парники воспитательница обращает внимание на общий порядок, тщательную, продуманную рабогу: стекла чисто вымыты, чтобы лучи солнца хорошо проникали и грели рассаду, соломенные маты сложены аккуратно, дорожка посыпаны песком.
Во время наблюдения труда косцов подчеркивается дружная слаженность их работы, обращается внимание на взаимопомощь (дожидаются отстающего или помогают ему); при посадке или прополке - на осторожные действия работающих, на любовное их отношение к делу.
Важно вызвать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: серое шершавое бревно превращается в гладкую блестящую балку; старые грязные стены покрываются новой штукатуркой, краской, становятся красивыми, привлекательными; засыпанная снегом улица после расчистки снова открывает свои просторы для свободного движения транспорта и пешеходов, кусок материи в руках швеи превращается в предмет одежды и т. п.
Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заражаются его энтузиазмом.
При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.
В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.
Постепенное расширение и углубление знаний детей о труде взрослых можно проследить на примере неоднократного наблюдения с детьми постройки жилого дома. В первый раз дети наблюдали работу - каменщиков: кладку стен, подноску кирпича. На следующей экскурсии дети увидели продвижение стройки - дом «вырос». Затем они наблюдали, как работали плотники, стекольщики, кровельщики, маляры. И вот в результате общей слаженной работы дом готов.
Постепенное систематическое расширение представлений особенно важно использовать в работе детских садов сельской местности, а также и городских детских садов, выезжающих на дачу. В конце весны, летом, в начале осени проводят ряд последовательных экскурсий на поле, луг, на животноводческие фермы. Дети наблюдают, как доят коров, разливают молоко, как делают сметану, как отправляют молоко на молочный завод; воспитатели беседуют с детьми о том, как делают масло, сыр. Дегей знакомят с выращиванием ржи, пшеницы, последовательно наблюдают, как готовят почву, как сеют озимые, ухаживают за всходами, убирают хлеб, как молотят; с детьми беседуют о том, как мелют зерно, выпекают хлеб. В результате ряда занятий у детей складываются отчетливые представления об этих видах труда.
Очень важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале, привлекает внешняя сторона труда - видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей.
Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.
Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.
В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака - пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С. Михалкова - дяди Степы-милиционера.
Удивительно просто и глубоко идейно говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает - сделаем вместе».
За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.
В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Это усиливает стремление детей сохранить возможно дольше блеск натертого пола, белизну чисто выстиранной скатерти.
Детей поражают ловкие движения полотера, умелость радиотехника, чудесные превращения вещей, которые происходят в результате труда людей. Все это вызывает симпатии детей к тем, кто трудится.
Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; работая с глиной, стараются не сорить; если кто-либо насорит, без напоминания сам за собой убирает.
Дети могут подолгу наблюдать, как трудятся рабочие; все вызывает у них чувство восхищения: и блестящие инструменты, и дружная слаженная работа, и результат ее.
Особенно эмоционально насыщены наблюдения за сельскохозяйственным трудом.
Здесь следует обращать внимание детей на красоту весеннего поля: земля черная, влажная, блестит на солнце. Дети любуются работой трактора с плугами. Как ножом режет, - весело замечают они.
Во время сенокоса, уборки колхозниками урожая важно подчеркнуть красоту луга, золотого ноля пшеницы, дружной, слаженной работы колхозников. Рассматривание машин, инструментов вызывает у ребенка чувство удовольствия. Интерес к технике усиливает и интерес к труду.
Эмоциональность экскурсий, наблюдений повышается, если дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности. В процессе деятельности они лучше познают явления.
У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, они с особой охотой продолжают потом трудиться при выполнении своих небольших обязанностей в детском саду и семье.
Какое-то участие детей в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Так, на птицеферме они могут покормить кур, в телятнике - телят; наблюдая труд на огороде, в фруктовом саду, принять посильное участие в сборе овощей, фруктов. При этом дети приобретают и некоторые знания. Им показывают, как колхозники ухаживают за посевами льна, объясняют, зачем нужно делать прополку, обращают внимание на то, что все делать надо аккуратно, какую траву нужно вытаскивать (обязательно с корнем), показывают, как это делается. Дети охотно выполняют этот посильный и интересный для них труд. Каждый ребенок стремится выполнить работу лучше и сделать больше.
После наблюдений и участия в труде у детей изменяется отношение к работе на своем огороде. Они тщательнее пропалывают грядки со свеклой и луком, поливают.
Наблюдая уборку сена, дети попросили: «Можно вам помочь?» Им взрослые предложили подносить сено к копнам. Ребята дружно взялись за работу, радовались ее результатам: «Мы так много наносили сена, что тетя Шура, Наташа, Валя не успевали складывать в копны». Дети были счастливы, что участвовали в уборке сена. Во время уборки ржи дети изъявили желание подбирать колоски. «Вот как много мы собрали», - говорили они потом.
В другой раз во время уборки сена сгребали его детскими граблями. Во время сбора овощей собирали в корзинки морковь и свеклу.
Но и в городских условиях можно найти способ доступного включения детей в труд взрослых. Наблюдая с детьми, например, - труд по благоустройству городского парка, следует привлечь их к сбору цветочных семян, опавших листьев, помочь взрослым в посадке кустов.
На берегу моря строился стадион. В строительстве его участвовали все трудящиеся города. Дети видели, как расчищали поле, ставили ограду, разбивали спортивные площадки. Наблюдая труд взрослых, дети старались и сами чем-то помочь: собирали камешки, сучья. Активно действуя, дети особенно интересовались трудом, а видя его результаты, охотно откликались на предложения воспитателя выполнить работу в детском саду (в цветнике, на огороде).
Воспитательница наблюдала с детьми подготовительной к школе группы постройку небольшого двухэтажного здания (яслей). Каждому ребенку разрешили положить на ленту транспортера по 2-3 кирпича. Это особенно усилило их интерес к труду строителей. Они стали построенное здание называть «нашим».
Конечно, такие случаи активного (и, понятно, посильного) участия детей в труде не всегда возможны, и не надо, их искусственно создавать, но необходимо продолжить плодотворные поиски форм и спосрбов включения детей в посильный для них труд.
В практике наблюдаются такие факты, когда дети во время экскурсии непосредственно не трудятся, но получают стимул для дальнейших трудовых действий.
Например, летом на даче наблюдали с детьми выращивание ржи. Дети побывали и на мельнице. Им дали немного муки, и в детском саду они с воспитателем замесили тесто, и пекли булочки.
Во время экскурсии в парники дети получили семена и торфоперегнойные горшочки. Сделали в детском саду посадки, следили за ними, перенесли рассаду на грядки, ухаживали за овощами. Так впечатления о труде взрослых отразились в длительном труде детей.
В описанном опыте мы имеем дело с интересными фактами возникновения связи между познавательным материалом, и последующей трудовой деятельностью детей. Однако экскурсии и беседы (что часто встречается в практике) недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремления самим поработать.
Лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект. Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к «перевзрослению» детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться. Установление этих связей является делом сложным; не всегда они лежат на поверхности.
Мы рассмотрели общевоспитательное значение ознакомления детей с трудом взрослых. Связи между познавательным материалом и воспитанием трудовых навыков выступают в разнообразных формах. Остановимся на некоторых из них.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Методика ознакомления дошкольников с трудом взрослых

Проводя работу по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, следует помнить, что данный возраст характеризуется малодифференцированными представлениями детей о мире профессий, известных лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т.д.). Дошкольники очень впечатлительны: задерживающие, тормозные центры нервной системы у них развиты еще слабо. Правы поэтому взрослые, приучая детей к труду, стараются заинтересовать, увлечь ребенка, поощряют его успехи, строго следят за качеством работы. Со временем, если дети трудятся систематически, они привыкают работать охотно и добросовестно.

Другая черта этого возраста - неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении.

Методика руководства работой по ознакомлению детей с трудом взрослых включает систематические наблюдения за трудовыми действиями представителей разных профессий в процессе экскурсий, знакомство с художественной литературой на эту тему, дидактические игры, изобразительную деятельность, просмотр кинофильмов, рассматривание иллюстраций, фотоснимков, на которых запечатлена изучаемая профессия.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, предлагает знакомить детей подготовительной к школе группы с видами труда, наиболее распространенными в данной местности. Педагогически важно найти такой момент, когда взрослых отмечают за хорошую работу, награждают грамотой и т.д.

Большое воспитательное воздействие на детей оказывает беседа, позволяющая объяснить характерные особенности труда взрослых, их терпение и старание при этом, его общественная значимость. Например, пекарь печет хлеб, чтобы заработать деньги и порадовать людей его вкусом и качеством. В беседе делается акцент на понятие, что такое трудолюбивый человек, что значит выражение «хорошо трудиться». Тем самым, формируя у детей уважение к трудящемуся человеку, педагог воспитывает у них бережное отношение к результатам труда.

Знания детей могут оставаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей, так как в самостоятельном труде дети ощущают трудовое напряжение и познают его необходимость для получения результата.

В работе с детьми старшей и подготовительной группы следует практиковать включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада. Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о содержании хозяйственно - бытового труда, об общественной значимости труда взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной жизни. С этой же целью используются произведения художественной литературы: «Аленушка» Е. Благинина, «У бабки была внучка» Л.Н. Толстой, «Мишкина каша» и «Наш котенок» Н. Носова, а также картины и иллюстрации к книгам.

Поскольку в подготовительной группе дети овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел. При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью трудиться повседневно и самостоятельно.

Руководство хозяйственно - бытовым трудом детей 6-7 лет не должно быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя не принужденно свободно.

Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге со взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений. Особенно интересны детям таинственные чертежи-схемы трудовых процессов, детали каких-то технических устройств. Разгадывая загадки, заключенные в этих предметах, дети испытывают радость открытия и познания.

Очень эффективным является включение детей в совместный труд со взрослыми, так как выполняя доступные трудовые усилия они трудятся с большим желанием, стремятся выполнить работу лучше и в большем объеме. Это объясняется влиянием на них примера окружающих, в котором по-настоящему раскрываются трудовые взаимоотношения.

По мнению отечественных педагогов в данном вопросе (Буре, Година) знакомство с трудом взрослых обязательно должно включать совместный труд детей и взрослых. В этом случае важно не допускать разочарования детей в выполняемой трудовой деятельности, избегать огорчений и неудач, негативную самооценку детьми результатов своей трудовой деятельности. Временные трудности, с которыми не все дети умеют справляться могут в последствии привести к неуверенности в своих силах, создать нежелание трудиться.

Таким образом, на всех возрастных этапах важно проводить работу по формированию у детей трудолюбия, проявления инициативы в труде, активности, творческого решения поставленных задач. Данная задача решается во всех группах от простого к сложному, учитывая то, что с возрастом нужно проводить ознакомление с более общественно значимым трудом взрослых.

К концу старшего дошкольного возраста дети должны усвоить следующие навыки по ознакомлению с трудом взрослых: знать особенности хозяйственно-бытового и общественного труда взрослых, назначение используемых инструментов труда, отличительные особенности разных профессий, место работы представителей разных профессий.

Итак, при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых необходимо предварительно проводить с детьми различную работу: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов и др.

Очень полезно широкое использование иллюстративного материала, позволяющего познакомить детей с тем, чего они не могут увидеть сами (сельскохозяйственную технику, ракету и пр.).

При ознакомлении с живой и неживой природой необходимо давать информацию о том, что человек научился специально для употребления в пищу выращивать культурные растения (высевать злаковые культуры, высаживать овощи, фрукты). Проводя экскурсии, наблюдая с дошкольниками за отдельными трудовыми операциями, следует показывать результат труда, его значение для каждого человека.

Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и дидактические игры типа «Чей труд важнее», «Все для всех», «Экономическая азбука», «Профессия моих родителей» и пр. Для развития игровой деятельности воспитатель должен организовать работу так, чтобы сведения об окружающем, о людях разных профессий, которые дети должны усвоить по программе, сопровождались эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

Одной из форм организаций игры являются игры, сюжеты которых создаются по мотивам сказок и небольших рассказов. Они служат как бы образцом для создания сюжетов самими детьми. Необходимо также научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, художественную и познавательную литературу и пр.). Для этого воспитатель должен помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

При отборе содержания труда для совместной деятельности необходимо наличие следующих условий: труд должен быть интересен для детей и в то же время жизненно значим; объем труда должен быть допустимым с общепедагогической точки зрения; в нем должна целесообразно выступать необходимость совместной деятельности с разделением функций между детьми и взрослыми.

Кроме того, немаловажное значение имеет организация и оформление рабочего места, соответствующий подбор оборудования: наличие необходимого материала и инструментов, удобное их расположение, достаточное их количество.

При организации совместного труда детей со взрослыми необходимо использовать небольшие по количественному составу подгруппы детей. Ограничение количества участников совместного труда предоставляет возможность хорошо видеть каждого ребенка и учитывать его индивидуальные особенности, с одной стороны, а с другой стороны, каждый ребенок при такой организации труда может почувствовать настоящее трудовое усилие и в то же время имеет достаточные возможности для общения со взрослым.

Педагогически целесообразным является такое объединение в подгруппах, которое включает детей с разным уровнем сформированности положительного отношения к труду. При таком сочетании естественным образом возникает необходимость во взаимопомощи, которая является непременным условием организации совместного труда. Вместе с тем необходимо учитывать отношение детей друг к другу, уровень их умений и навыков, самостоятельность в выполнении трудовых заданий и др.

В совместном труде высокоэффективным является партнерский стиль общения взрослого с детьми. Для дошкольников в данном случае взрослый становится не сторонним наблюдателем, указывающим, что и как надо делать, а «товарищем», участвующим в выполнении общего дела.

Вместе с тем, включается педагогическая функция взрослого стать образцом для подражания, эталоном, на который дети будут равняться, а также организатором общения, обеспечивающего эмоционально насыщенную обстановку. Формирование положительного отношения к труду у детей возможно только в условиях, при которых обеспечивается систематическое включение их в деятельность. Поддержка детей взрослым в процессе труда, его положительная оценка возможностей детей позволяют формировать у дошкольников положительное отношение к труду.

Таким образом, личный пример взрослых является важным методом воспитания. Взрослые должны знать: чтобы привить детям желание трудиться, надо, прежде всего, самим быть для них примером. Интерес и любовь к труду взрослые должны закреплять, поощряя и одобряя хорошо выполненную работу, проявленную инициативу. Наблюдения за трудом взрослых способствуют возникновению желания трудиться, но одного наблюдения недостаточно. Взрослые постоянно должны систематически привлекать детей к совместной работе, объяснять и показывать им, как и что нужно делать. В такой работе дошкольники с особым интересом учатся труду, убеждаются на собственном опыте, что труд общественно необходим. Кроме того, заметный интерес к работе помогает вызвать у ребенка ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Совокупность различных форм и методов работы с детьми позволит сформулировать целостное представление у дошкольников о труде взрослых.

Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины, пословицы:

Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень портит.

Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.

Скучен день до вечера, коли делать не чего.

Пролениться - и хлеба лишиться.

Терпенье и труд все перетрут.

Умелые руки не знают скуки.

Работе время, а потехе час.

Судят не, по словам, а по делам.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Что сделано наспех, то и сделано на смех.

Дело мастера боится.

Было бы терпенье, будет и уменье.

У работящего в руках дело огнем горит.

Загадки о профессиях

Наведёт стеклянный глаз, Кто в дни болезней всех полезней
Щёлкнет раз - и помним вас. И лечит нас от всех болезней?

(Фотограф) (Доктор)

(Учитель) Круглый пышный каравай,

Скажи, кто так вкусно Ну-ка, в печку полезай!
Готовит щи капустные,
Хоть весь в белом, но не лекарь,
Пахучие котлеты,
Свежий хлеб печёт нам…
Салаты, винегреты,
(Пекарь)
Все завтраки, обеды?

(Повар)

Стихотворения о труде взрослых

ПОВАР

Дайте повару продукты:

Мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель... И тогда

Ждёт вас вкусная еда.

ПАРИКМАХЕР

Дайте ножницы, расчёску,

Он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно

Подстрижёт вас современно.

ХУДОЖНИК

Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.

ПОЖАРНЫЙ

Если вдруг беда случится,

Где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен срочно.

Он погасит, - это точно.

ВЕТЕРИНАР

Звери, птицы, все, кто болен,

Кто здоровьем недоволен!

Вас зовёт ветеринар -

Перевяжет, даст отвар.

СТОЛЯР

Молоток в работе нужен,

И с пилою столяр дружен.

Он дощечки распилил

И скворечник смастерил.

МУЗЫКАНТ

Как играет музыкант,

Как прекрасны скрипки звуки!

У него большой талант,

Золотые руки.

УЧЕНЫЙ

В микроскоп учёный смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки -

Весь в работе, весь в науке.

ЛЁТЧИК

Лётчик знает своё дело,

В небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело,

Совершая перелёт.

ДОЯРКА

Утром солнце светит ярко,

Молочко несёт доярка.

Тёплое, коровье,

Детям на здоровье.

СПАСАТЕЛЬ

Спасатель там, где есть беда,

Придёт на помощь он всегда.

И сомневаться нет причин:

Спасать - работа для мужчин.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: