Тренировка памяти и внимательности. Игры на развитие памяти и внимания.

Школа Юрия Окунева

На первых порах провалы в памяти могут серьезно напугать.
А потом — о них как-то забываешь... (из народных наблюдений).

Привет, друзья!

Мы уже беседовали о том, почему нужно работать над улучшением памяти. Сегодня я хочу поговорить чуть подробнее на тему того, как тренировать память и внимание у взрослых. Если с детьми работают в учебных заведениях, взрослым приходится помогать себе самостоятельно.

Существуют специально разработанные методики, которые помогают улучшить различные виды способностей к запоминанию. Без них непросто достичь хороших результатов. Зрительная и слуховая разновидности памяти тренируются разными способами. Чтобы развить зрительную память, нужно выполнять приведенные ниже нехитрые упражнения.

  • Развитие фотографических способностей. Это упражнение приписывают известному художнику-маринисту Айвазовскому. Заключается оно в следующем – несколько минут внимательно наблюдайте за каким-то предметом или пейзажем. Закройте глаза и постарайтесь максимально точно представить в голове увиденную картинку, с ее деталями и красками;
  • Бросьте на стол несколько спичек, запомните их расположение и отвернитесь. Теперь постарайтесь воссоздать такую картину на другой поверхности и оцените сходство;
  • Запоминайте последовательность цепочки любых чисел, а потом старайтесь вспомнить, как можно больше из них.

Основы бытовых тренировок

Чем лучше развиты у Вас кратковременная и мгновенная запоминающие способности, тем больше шансов стать обладателем хорошей долгосрочной памяти. А это, само по себе, служит дополнительной гарантией развитых интеллектуальных способностей. Многие игры на развитие памяти совершенно элементарны, но способны хорошо «прокачивать» нашу мозговую деятельность и улучшать запоминающие качества.

Например, самый простейший способ – это вспоминать названия растений, животных, известных ученых, писателей. Поставьте себе задачу вспомнить 20 таких людей или объектов и не вставайте со стула, пока не выполните.

Более сложным можно назвать упражнения на концентрацию внимания. Заключаются они в том, чтобы мысленно переворачивать слова и читать их задом наперед. Это задание хорошо развивает мышление, а также зрительную память.

Советую уделить внимание тренировке левой руки, особенно, если Вы – классический правша. Не требуется никаких хитроумных приспособлений, просто проделывайте те же повседневные действия левой рукой – хватайте ею мышку, вилку, дверную ручку. Постепенно правое полушарие Вашего мозга, а вместе с ним и память, будут развиваться. Несложно, правда?

Еще один бесхитростный способ из разряда «как развить память у взрослых». У каждого есть любимые передачи, фильмы, шоу и т.п. Посмотрели очередную серию – прокрутите в мозгу фамилии всех персонажей, потом актеров, их играющих, потом попытайтесь вспомнить режиссера, сценариста и так далее.

Прекращайте писать списки покупок перед походом в магазин – отныне Вам придется держать их в голове. Буквально пара подобных тренировок, и Вы научитесь надежно фиксировать в памяти те продукты, которые необходимы. С телефонными номерами задач посложнее, но все люди, развившие память, стараются как можно реже пользоваться записной книжкой. Можно начать с тех, по которым Вы звоните чаще всего, например, телефонный номер любимого человека, мамы, начальника и т.п.

Перед сном вспоминайте наиболее значимые события прошедшего дня и составляйте список дел на следующий. С утра можно проверить, насколько сохранились эти воспоминания.

Слух и мнемоника

Несмотря на то, что зрительные впечатления запоминаются быстрее, слуховую память тоже никто не отменял. Лучше всего органы слуха развиты у музыкантов. Они способны улавливать малейшую фальшь или диссонанс в услышанных звуках. Тем не менее, подобные способности вполне под силу развить в себе самостоятельно.

Одним из лучших способов развития слуховой памяти является чтение вслух – благодаря этому лучше удается запоминать прочитанный материал и сохранять в уме значения услышанных слов и выражений. В этом ключевое отличие от чтения «про себя», когда полагаться приходится только на глаза. А почему бы не подключить к запоминанию еще и ухо?

Медики говорят о том, что большинство патологий, которые происходят с этим органом, связаны с неумением его правильно использовать. Если за ухом своевременно следить и уберегать от разрушающих звуковых контактов, то можно на долгие годы сохранить чистоту и уровень слуха, а, вместе с ним, и эту разновидность памяти.

Мозг человека отличается уникальной способностью отделять малозначимые звуки от важных. Пытайтесь сконцентрироваться только на том, что необходимо, как мать способна услышать крик своего чада в шуме многолюдной толпы. Постепенно Вы сможете выделять только ту слуховую информацию, которая представляет наибольшую ценность.

Мнемоника представляет собой совокупность специально разработанных приемов и способом запоминания определенной информации. В отличие от нее, мнемотехника – это не что иное, как практические методы, которые разработаны под конкретную разновидность мнемоники.

Самая популярная методика называется «цифробуквенная кодировка» . Она предполагает то, что каждой букве алфавита мы присваиваем определенную цифру. Потом из таких чисел можно составлять не только слова, но и предложения и даже рассказы.

Другим способом получить феноменальную память, является проведение зрительных ассоциаций между цифрами и образами. Форма каждой цифры визуально подобна какому-то предмету или явлению – представьте себе его самостоятельно.

А метод О’Брайена гласит, что для запоминания каждой цифры можно использовать образы известных людей, и в дальнейшем число из нескольких цифр представлять в виде комбинации нескольких персонажей.

Начните прямо сейчас

  1. Запомните номера 3-х машин, которые проехали мимо, и постарайтесь восстановить их в памяти через 5-10 минут.
  2. Полезно иногда ходить по комнате в полной темноте при выключенном свете – это достаточно хорошо тренирует внимание.
  3. Для того, чтобы активизировать умственную деятельность, меняйте в течение дня рабочую руку – пробуйте хотя бы расчесать волосы или держать ложку другой рукой.
  4. Не ходите на работу одним и тем же маршрутом. Для тренировки и концентрации внимания меняйте свой повседневный путь, это позволит дать мозгу новых впечатлений.
  5. Старайтесь ежедневно учить хотя бы пару-тройку новых иностранных слов. Кроме обогащения словарного лексикона, это само по себе хорошо тренирует мышление и память.
  6. Тем же самым эффектом обладает постоянное изучение новых анекдотов или разучивания текстов любимых песен. Возьмите это за правило и прослывете весельчаком в любых компаниях... Вот, например, на тему памяти:

«Блондинка приходит к врачу и говорит: - Доктор, у меня проблемы с памятью, я уже через 5 минут все забываю. - Так… Разденьтесь, пожалуйста, за ширмой и ложитесь на кушетку.»

Наша память, как и наше тело, требует регулярных нагрузок – только в этом случае обеспечено развитие. Прекрасным средством для тех, кто мечтает иметь отличную память, может стать интенсивный курс «Феноменальная память для занятых людей» от рекордсмена России по запоминанию Станислава Матвеева. Вот небольшое видео о Стасе ещё с его студенческих времен

Не забывайте, что мозг – это тот орган, который требует к себе гораздо больше внимания, чем мы зачастую думаем.

Расскажите, как вы тренируете свою память?

А я закругляюсь. До скорого.
Ваш Юрий Окунев.

Конечно, даже упорные тренировки вряд ли научат вас запоминать 30-значные числа с одного взгляда, но улучшить память вполне возможно. И для этого существуют вполне рабочие инструменты. Проведу аналогию: не всем дано стать великими оперными певцами, но если посещать занятия по вокалу, вы сможете научиться петь лучше.

Память, говоря научным языком, это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации.

При запоминании в нашем мозге происходит три важных процесса: сначала мы кодируем информацию, потом отправляем на хранение, чтобы вернуться к ней, когда понадобится, а потом (если этот момент настанет) пытаемся воспроизвести. По этому же принципу организована и работа всех компьютеров. Только вот у них отсутствует процесс, присущий человеку, - забывание. Забывания не надо бояться, это естественное явление. Мозг должен удалять невостребованную информацию. Главное - научиться не забывать действительно важные вещи.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка.

  1. Сенсорная. Удерживает информацию, полученную непосредственно от органов чувств. Это зрительная, слуховая память. Информация не удерживается долго, всего 0,1–3 секунды.
  2. Кратковременная. Удерживает информацию ограниченное время (до 30 секунд) и не может хранить данные о большом количестве объектов. Чтобы запомнить что-то, существует проверенный способ - повторение. Без повторения информация просто исчезает с течением времени.
  3. Долговременная. Хранит информацию долго (часы, годы, иногда всю жизнь). Причём простое механическое заучивание не поможет надёжно запомнить что-то - необходима мысленная интерпретация, переработка материала, а также установление связей с уже имеющимися знаниями. Хранить информацию - это одно, а воспроизводить её - совсем другое. Иногда нужное знание легко достать на поверхность, иногда для этого требуются серьёзные усилия.

Долговременная память обычно делится на два типа:

  • декларативная (знания о мире и о конкретных событиях);
  • процедурная (воспоминания о движениях тела и о том, как необходимо использовать объекты в окружающей среде).

Упражнения для развития памяти

1. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность - в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.

2. Метод Айвазовского для развития фотографической памяти

Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.

3. Учите наизусть

Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома - выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.

4. Подслушивайте

Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное - с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.

5. Ходите разными маршрутами

Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.

6. Сочиняйте истории

Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.

Хорошие память и внимание – это залог гармоничного развития личности, успешной учебы и работы. Однако при отсутствии регулярных упражнений память со временем ухудшается, концентрация внимания падает. Сегодня существует немало разных методик, позволяющих тренировать мозг. Самое сложное – выбрать подходящую технику и соблюдать рекомендации, как развить память и внимание.

Как улучшить память и внимание

На работоспособность мозга влияет множество факторов. Их необходимо учитывать тем, кто хочет улучшить память и внимание:

Универсального способа развить память и внимание нет. Техники сильно отличаются друг от друга. Одни направлены на улучшение запоминания, другие – воспроизведения, третьи – концентрации внимания и т. д. Методику нужно подбирать индивидуально. Она должна быть понятной и интересной. Желательно комбинировать разные способы, периодически менять их.

Упражнения для взрослых

Изучить все приемы и упражнения для развития памяти и внимания невозможно. Достаточно взять за основу несколько наиболее простых и интересных способов, постепенно усложняя их.

Упражнение № 1

Первый шаг к хорошей памяти – это развитие внимания. Его можно тренировать даже в транспорте или в очереди.

Необходимо внимательно рассмотреть окружающих людей, их лица, позы, одежду, вещи в течение 30 секунд. Затем отвернуться и описать каждого человека с максимальной точностью. Спустя 1–2 часа и на следующий день снова восстановить в памяти внешность незнакомых людей. Начинать тренировки лучше с 1–2 человек, постепенно увеличивая число объектов наблюдения.

Упражнение можно делать и дома. Вместо людей нужно рассматривать небольшие предметы, а затем, закрыв глаза, представлять их в мельчайших деталях. Если не получится вспомнить подробности, то упражнение можно повторить.

Хорошее правило – подробно вспоминать вечером события, произошедшие днем. Можно вести дневник, но делать записи не сразу, а в конце дня. Главное – восстановить события до мельчайших подробностей.

Упражнение № 2

Этот комплекс заданий направлен на повышение концентрации внимания, улучшение координации работы полушарий головного мозга:

  • Встать ровно, ноги – на ширине плеч, руки – по швам, сделать несколько глубоких вздохов. Согнуть правую руку и левую ногу, коснуться локтем колена. Спина должна оставаться прямой. Затем, наоборот, согнуть левую руку и правую ногу и дотронуться локтем до колена. Каждое упражнение повторить 6 раз.

    Согнуть правые руку и ногу и коснуться локтем колена. Также дотронуться левым локтем до левого колена. Повторить каждое действие 6 раз.

    Комплексы перекрестных и параллельных упражнений повторить по 3 раза, чередуя их.

  • Кольца. Сначала работает правая рука. По очереди соединить большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Скорость должна постепенно увеличиваться. Затем сделать упражнение левой рукой. В конце – обеими руками одновременно.
  • Зеркальное рисование. Взять лист бумаги, провести линию, разделив его пополам, и начать рисовать обеими руками одновременно и симметрично. Можно писать буквы, цифры, чертить простые фигуры.

    «Нерабочая» рука будет отставать. Для того чтобы ее развить, действия, привычно совершаемые ведущей рукой, стоит переложить на нерабочую. Например, правша может писать левой рукой или держать ложку.

  • Правой рукой погладить свой живот по часовой стрелке. Затем левой рукой похлопать себя по макушке. В конце – выполнить действия обеими руками одновременно. Когда упражнение начнет получаться, поменять руки.

    Можно взять в каждую руку по карандашу и начать рисовать одновременно на двух листах разные геометрические фигуры. Например, круг и линию, квадрат и треугольник.

Упражнение № 3

Отлично тренирует память и внимание устный счет. Сперва можно заняться сложением и вычитанием любых трехзначных чисел, затем перейти к четырехзначным и т. д. Умножение лучше начинать с двузначных чисел.

Хорошее упражнение – обратный счет. Стартовать нужно с 200 или 300, но уменьшение производить не на 1, а сразу на 4, 7 или любое другое число. Например, 300, 296, 292… Или 300, 293, 286…

Можно тренироваться запоминать ряд случайных двузначных чисел за определенное время. Постепенно задание следует усложнять: переходить к трех-, четырехзначным, увеличивать количество чисел или брать десятичные дроби. Вместо чисел допустимо запоминать ряд несвязанных между собой слов.

Упражнение № 4

Полезно совершать привычные действия по памяти, с закрытыми глазами. Например, принимать душ, умываться, одеваться. Такие упражнения стимулируют работу мозга и заставляют обостриться другие органы чувств.

Можно разложить пробники эфирных масел, духов, любые ягоды, фрукты, сладости и угадывать ароматы с закрытыми глазами. Затем, сняв повязку, взять один из пробников и постараться вызвать в памяти ассоциации, воспоминания, связанные с этим ароматом.

Упражнение № 5

Для тренировки слуховой памяти можно использовать любимую музыку, радио- или телепередачу. Во время прослушивания нужно уменьшить громкость настолько, чтобы для понимания речи пришлось прислушиваться. Продолжительность упражнения – не более 2–3 минут.

Упражнение № 6

Полезно развивать фотографическую память, так как она позволяет усваивать информацию с помощью зрительных образов, без осмысления.

  • Выбрать любой предмет. Рассматривать его в течение 5 минут, не переводя взгляда, тренируя концентрацию и удержание внимания.
  • Рассмотреть предмет, запомнить детали, закрыть глаза и представить его. Затем открыть глаза и сравнить реальный и воображаемый объекты. Упражнение повторить не менее 10 раз. Постепенно представлять предмет будет легче, а точность картинки станет выше. Со временем можно усложнять задание, запоминая пейзаж, натюрморт.
  • Бросить на стол спички, лучше начинать с 5 штук. Запомнить в течение 2–3 секунд, как они лежат. Отвернуться и расположить другие спички так же.
  • Закрыть глаза, вспомнить до мелочей, как выглядит любая страница ежедневника, записной книжки или дневника, и представить ее. Важно воспроизвести детали, ошибки, исправления, сокращения.

Упражнение № 7

Улучшить память поможет игра в ассоциации. Вместо длинных записок-напоминаний необходимо писать короткие подсказки, основанные на ассоциациях, и расклеивать их на видных местах дома или на работе. Небольшой ключевой фразы или схематичного рисунка достаточно, чтобы память нашла информацию и зафиксировала ее снова, на этот раз непроизвольно.

Упражнения для детей

Многие родители задаются вопросом, как развить память и внимание у ребенка. Заставить малыша сидеть на месте и выполнять скучные задания невозможно и бесполезно. Тренировки должны быть интересными и соответствовать возрасту. Любое упражнение нужно превращать в увлекательную игру. Однако не стоит перегружать ребенка такими развлечениями.

Полезные советы по развитию детской памяти и внимания можно посмотреть на видео:

Упражнение № 1

Главный помощник родителей – книга. С раннего детства нужно читать ребенку сказки, стихи, петь с ним песенки. Постепенно малыш запомнит любимые произведения и сам начнет пересказывать их. Повторять и учить прочитанное лучше вместе с ребенком. Детей 2,5–3 лет можно просить прочитать стишок или спеть песенку самостоятельно. Малышам постарше – читать знакомые сказки и стихи, петь песни «с ошибками». Когда ребенок заметит и поправит родителей, похвалить его.

Чаще просить малыша описывать картины, фотографии, пересказывать сказки и мультфильмы. Чем старше ребенок, тем больше нужно обращать его внимание на детали.

Можно «озвучить» вместе с малышом любимый мультфильм, убавив громкость.

Упражнение № 2

Ребенок постоянно учится, наблюдает, запоминает, фантазирует. Любое общение со взрослыми превращается в урок. Дома и на прогулке нужно чаще разговаривать с малышом, комментировать любые действия. На улице обращать внимание ребенка на дома, машины, людей, животных, а дома рассказывать про части тела, цвета, одежду, зверей и птиц и т. п.

Можно давать задания: найти три скамейки, красную машину, запомнить цвет штор в окне, посчитать кассы. После прогулки или поездки попросить малыша рассказать, что он видел, какие у него впечатления, вспомнить с ним детали.

Упражнение № 3

Отлично развивает память и внимание игра «Найди отличия». Большинство детей выполняет подобные задания с удовольствием.

Самый простой вариант игры – рассмотреть похожие картинки и отыскать несколько отличий. Со временем стоит усложнить задание, ограничить время поиска.

Можно разложить на столе предметы или картинки, попросить ребенка запомнить их и отвернуться. Убрать одну вещь. Малыш должен ответить, что пропало. Постепенно нужно увеличивать количество изучаемых предметов, использовать похожие вещи.

Предметы можно не прятать, а менять местами. Ребенок должен заметить это и расставить вещи по местам.

Упражнение № 4

Задание «Найди пару». Взять 2–3 пары карточек. Разложить их на столе рисунками вверх и попросить ребенка найти пары. Постепенно количество картинок необходимо увеличивать.

Более сложный вариант упражнения – игра с перевернутыми карточками. Разложить картинки, показать малышу и перевернуть их рисунками вниз. Ребенок должен открывать по две карточки и искать пары. Если рисунки совпадают, убрать их. Если отличаются, вернуть на место. Сначала дети открывают картинки наугад, но постепенно вникают в суть игры и стараются запоминать расположение.

Можно искать пары на слух. Написать на листочке 2–3 пары связанных между собой слов и прочитать их ребенку. Например, лес – дерево, бабочка – цветок, собака – будка. Затем родитель должен произносить одно слово из пары, а малыш подсказывать второе. Если упражнение дается ребенку легко, количество пар нужно увеличить.

Можно поиграть с силуэтами. Рассмотреть картинку с предметом, а затем найти его по силуэту.

Упражнение № 5

Показать ребенку несколько движений и попросить повторить. Сначала синхронно, затем по очереди. Полезно делать зарядку и танцевать вместе с малышом.

Можно выложить картинку из спичек. Показать ребенку и попросить его повторить рисунок по памяти.

Упражнение № 6

Для развития чувствительности детских пальчиков, моторной памяти полезно искать предметы на ощупь. Положить несколько небольших вещей в мешочек и попросить малыша отгадать, что это за предметы, не глядя.

Упражнение № 7

Слуховую память можно развить с помощью музыкальных игрушек и подручных средств. Ребенок должен отвернуться и определить на слух, что звучит. Можно использовать дудочку, барабан, трещотку, бубен, звон стекла, металлических ложек, шуршание бумаги, целлофана и т. д.

Упражнение № 8

Школьникам можно предложить:

  • Досчитать до 50 или 100, пропуская числа с определенной цифрой.
  • Найти в тексте 10 слов с какой-нибудь буквой.
  • Пройти лабиринт, нарисованный на бумаге. Можно проследить путь ручкой или глазами.
  • Отгадать кроссворд или решить логическую задачу.
  • Выучить скороговорку и постараться произнести ее максимально быстро и четко.
  • Поиграть в перевертыши. Взрослый должен произнести слово задом наперед, а ребенок – перевернуть и назвать правильно. Начинать лучше со слов из 1–2 слогов. Например, мод – дом, амам – мама, буз – зуб. Постепенно количество слогов и скорость произношения можно увеличивать.

Можно использовать любые другие задания, главное для развития памяти и внимания – регулярно тренировать мозг.

Лучше всего тренировать память на тех вещах, которые приковывают ваше внимание. Превратите скучную информацию, которую необходимо запомнить, в яркие образы. Если вам нужно не забыть купить бутылку вина, и яблоки, нарисуйте в своём воображении образ каждого предмета из этого списка. Уделяйте внимание деталям: запаху, цвету, вкусу и даже ощущениям от прикосновения к ним. Не стесняйтесь использовать «горячие» образы - считается, что они запоминаются лучше остальных. Например, если вы представите не просто пакет молока, а купающуюся в молоке любимую супермодель, точно не забудете купить продукт. Рисовать в воображении следует прекрасные или, напротив, страшные образы. Например, чтобы не забыть про покупку яблок, представьте их гнилыми, червивыми и сморщенными. Кстати, «живые» образы остаются в памяти дольше, так что включите воображение и попробуйте «одушевить» неживой предмет, ту же бутылку вина - представьте, что она умеет петь или говорить по-испански, и вы точно не уйдёте без неё из супермаркета.

Ищите ассоциации

Новая информация должна взаимодействовать со старой - той, которая уже есть у вас в голове. Вы часто забываете имена и даты рождения? Неудивительно: эти данные ни о чём не говорят. Но если при знакомстве человек назовёт вам свою профессию, вы её наверняка запомните хотя бы потому, что любая профессия с чем-то ассоциируется. Чтобы так же легко запоминать имена, фамилии и даты, связывайте их с тем, что для вас значимо и способно вызвать ассоциацию. Такая тренировка памяти поможет вам быть более собранным, не забывая ни о чём.

Будьте немного актёром

Если вам нужно запомнить большой кусок текста для презентации, разделите его на фрагменты и свяжите каждый из них с эмоцией или физическим действием (эту методику часто используют актёры). Например, фразу «возьмите ручку» будет легче запомнить, если произнося её, вы сами возьмёте в руку пишущий предмет.


Стройте «дворцы памяти»

Представьте себе пространство, которое хорошо знаете - например вашу комнату, кабинет, улицу, по которой ходите каждый день, - и наполните его образами того, что хотите запомнить. Эти «дворцы памяти» могут быть любыми, но в них должна быть определённая последовательность. Фокус в том, что так вы научитесь запоминать события в хронологическом порядке.

Не заучивайте фразы слово в слово

Нужно запомнить длинный текст? Не стоит его зубрить. Во-первых, это долго, во-вторых, неэффективно. Воспользуйтесь простой техникой: разделите текст на отдельные блоки и озаглавьте каждый из них. А дальше используйте ассоциации или постройте «дворцы памяти», чтобы запомнить каждую из частей.


Используйте рифму

Запомнить рифму несложно. Согласитесь, фраза «это тигрица, которая злится, потому что ей не спится» отложится в голове гораздо быстрее, чем «это животное из семейства кошачьих, которое находится в состоянии агрессии, потому что ему не удаётся заснуть».

Делите длинные числа на части

Номер вашей кредитной карты разделён на четыре блока не просто так, а для удобства запоминания: четыре четырёхзначные числа запомнить проще, чем 16 цифр подряд. Комбинацию 220641090545 трудно выучить. Но попробуйте разбить её на четыре части - 220, 641, 090, 545, или на два фрагмента - 22/06/41 и 09/05/45, и задача упростится. Вы также можете связать цифры с каким-то событием, в данном случае с датами Великой Отечественной войны.


Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

  • Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
  • Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
  • Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

  • Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память


Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей


В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: