Как достичь феноменальной памяти. Сущность памяти

Феноменальная память - это удивительное явление. Под данным определением имеется в виду способность исключительно быстрого запоминания информации, и её последующего воспроизведения. При том материал может иметь поразительные объёмы при полном отсутствии смысловой связи между его компонентами. То есть если человеку с такой способностью дать листок со случайным набором букв, чисел, изображений и символов, он его запомнит, несмотря ни на что.

Мнение специалистов

Интересно, что для учёных феноменальная память является такой же загадкой, как и для всех остальных людей. Механизм сверхвысокой скорости усваивания человеческим мозгом информации, которую в таком темпе может запомнить лишь компьютер, понять невозможно.

Есть лишь предположение. Якобы электрические импульсы производят нечто вроде «кодировки» серого вещества мозга - по аналогии с записью нолей и единиц в компьютере. О чём это говорит? О том, что мозг человека системой «записи» информации аналогичен компьютеру. Отличается только два нюанса. Это скорость «записи» и объём памяти. Но, всё же, у некоторых людей наблюдается феноменальная память. И их скорость «записи» превосходит обычную.

Фотографическая память

Это наиболее часто встречающаяся «разновидность» обсуждаемой феноменальной способности. Люди, которым она свойственна, ничем не отличаются от остальных. Они могут забыть о дне рождения родственника, о том, что надо купить хлеб по дороге домой, или заплатить за Интернет.

Но вот, допустим, такой человек очутился в незнакомом городе. Он пробыл там всего день, а после - уехал. И спустя многие годы ему вновь довелось там очутиться. Что тогда? Ему не составит ни малейшего труда вспомнить все дороги, автобусные остановки, местонахождение магазинов и т. д. Закрыв глаза, и попытавшись воспроизвести свой давно пройденный путь в этом городе, он сможет «увидеть» не только улицы, но даже названия на табличках, номера домов, лица встречавшихся прохожих.

Другие виды сверхспособности

Теперь можно рассказать о видах феноменальной памяти, встречающихся реже фотографической. В частности, о слуховой.

Люди, которым она свойственна, с лёгкостью запоминают в огромном объёме аудиоинформацию. Обычно такой способностью могут похвастаться музыканты. Причём многие. Им достаточно единожды услышать музыкальную композицию, чтобы потом воспроизвести её на своём инструменте. А некоторые композиторы и вовсе сразу же переписывают понравившуюся на слух музыку в нотную тетрадь. Им даже не нужно перепроверять правильной композиции, предварительно проигрывая её. Музыканты прекрасно знают, как звучат ноты и регистры. Поэтому, перенося услышанное на бумагу, мысленно они заново проигрывают композицию.

Ещё есть люди с феноменальной памятью математического характера. И её действительно можно назвать сверхспособностью. Потому что такие личности способны выполнить в уме сложнейшие вычисления. И даже вспомнить в подробностях те, которые были сделаны ими ранее.

Люди с текстовой памятью тоже не могут не удивлять. Ведь им достаточно один раз прочитать или услышать текст (будь то повесть, стих, роман и т. д.), чтобы потом его воспроизвести.

Развитие способности посредством образности

Многие восхищаются теми, кому свойственна феноменальная память. Развитием данной способности одержимо немалое количество людей, и их можно понять. Что ж, если такого дара нет, то отчаиваться не следует. Нужно настроиться на самосовершенствование и начать тренироваться.

Нужно запомнить первое правила. Всю информацию надо трансформировать в образы (как правило, в визуальные). Они должны быть:

  • Цветными. Чем ярче будут цвета, тем легче окажется запомнить то, что в них окрашено.
  • Большими. Образ должен быть крупным, вне зависимости от действительных габаритов воображаемого объекта.
  • Детальными. Подробности важны, и надо научиться акцентировать на них своё внимание.
  • Яркими. Тут даже объяснять не нужно. Всем понятно, что тусклые образы запоминаются крайне плохо.
  • Объёмными. Пытаясь рассмотреть образ у себя в голове со всех сторон, удаётся не только детализировать его, но и поспособствовать развитию воображения, что тоже немаловажно.

Данный способ подойдёт даже для занятых людей. Феноменальную память развивать образами очень удобно, ведь они окружают нас повсюду.

Ассоциации и мнемотехника

Это, пожалуй, самые популярные способы, посредством которых можно развить память. Вот, например, чтобы запомнить длинный номер мобильного телефона, многие пытаются найти в нём важную дату, свой день рождения, почтовый индекс и т. д. Некоторые поступают иначе. Они создают образы: двойка похожа на лебедя, единица напоминает свечку, пятёрка смахивает на английскую S, и т. д.

Что касательно мнемотехники? Данная совокупность приёмов подразумевает создание человеком событийных цепочек. Тут способность мыслить образно играет не последнюю роль. Например, нужно запомнить цепочку следующих слов, никак между собой не связанных: автобус, змея, шляпа, бутылка, дождь, жёлтый. Как это сделать? Легко! Достаточно представить, как змея в жёлтой шляпе едет в автобусе в дождливую погоду. Яркая получается картинка, не так ли? О том-то выше и говорилось. Чем ярче образ - тем проще будет что-либо запомнить.

Чтение

Его значение и важность в процессе самообразования невозможно переоценить. Чтение является сложным когнитивным процессом декодирования символов, который направлен на понимание текста. Люди с феноменальной памятью, как правило, усваивают немало литературы.

Чтобы развить в себе эту способность, надо читать. Только делать это нужно правильно. Выбрав «правильную» литературу (с достаточной смысловой нагрузкой), можно приступать к вдумчивому и основательному чтению.

Человек должен будто бы «цеплять» каждое написанное в книге слово взглядом, и сразу же анализировать его. Наверняка многие оказывались в ситуации, когда вроде бы прочитал целую страницу, но ничего не понял. Это из-за отсутствия концентрации и основательного подхода. А вот подмечая каждое написанное слово, человек научится осмысливать всё, что он читает. А впоследствии и запоминать. В дальнейшем удастся также развить скорость чтения. Феноменальная память (как способность), неразрывно связана с умением в темпе знакомиться с текстовой информацией и усваивать её.

Экология сознания: Жизнь. Эти упражнения развивают память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п., а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Лучшие упражнения на запоминание

Запоминание несвязанных чисел

Уча­щемуся предлагается заучивать один за другим несколько рядов из 10-12 цифр.

При этом подчеркивается, что основной упор следует делать не на механическом повторении цифр вслух или про себя и не на зрительное фото­графическое их запечатление, а на поиск осмысленных связей между ними. Например, просматривая ряд цифр 6513024860, можно установить, что 65:13=5; 2, 4, 8 - ряд степеней числа 2; ряд 0, 2, 4, 8, 6 - возрастающие четные числа, среди которых два последних переставлены; 65 - номер вашей квар­тиры, а 86 - год свадьбы вашего брата; по краям сходные числа 65 и 60; в конце каждой половины цифр - нули и т. д. Чем больше подобных соотношений в каждом ряду обнаруживается, тем луч­шим оказывается запоминание цифр.

После такого анализа нескольких рядов учащемуся предлагается по памяти записать на бумаге цифры, содержа­щиеся в каждом из них, в той же последовательности. Ряды можно брать из таблицы случайных чисел или, в край­нем случае, из телефонного справоч­ника.

Ряды случайных чисел для запоми­нания:

6442180814 1798548911

4380009351 4132644344

4102483167 9624043642

0747744606 5484654759

Если при проверке обнаружится, что в одном из рядов допущена ошибка, следует проанализировать вместе с уча­щимся ее происхождение: она является показателем недостаточной четкости смыслового анализа ряда,

Это упражнение формирует способ­ность легко запоминать различные чис­ла (исторические даты, адреса, номера телефонов и т. п.), а также формирует обобщенную установку на поиск связей в запоминаемом материале вместо механического запечатления.

Анализ бессмысленных слов

Учаще­муся предъявляются несколько квази­слов длиной в 20-25 букв, наподобие следующего:

КОМОЛИСТРЕНОШИВЕРТОН

Упражнения на развитие памяти

Медленно просматривая каждое сло­во, следует выделить некоторый смысл в его отдельных буквосочетаниях или вскрыть связи между его частями. На­пример, «комол» - сокращение от «ком­сомол», или объединение двух коротких слов с буквой о в середине: «ком» и «мол»; сочетание «комолист» можно ассоциировать со словами «вокалист» или «голосист» или интерпретировать как сложное слово: «ком» (или «ко­му»)+«лист»; «стрено» связать со сло­вами «стрела» или «встреча», а «стренош» - со словом «стреножить»; «шиверт» - с выражением «шиворот-навыворот», а «шивертон» - со словом «камертон». При анализе слова в целом можно заметить, что во всех случаях после согласной буквы следует гласная, за исключением сходных сочетаний «стр» в середине слова и «рт» в конце, а также, что из гласных в этом слове есть только буквы о, и, е, которые, как известно, находятся в конце первой половины алфавита и не перемежаются никакими другими гласными.

После сверки воспроизведенных слов с предъявленными проводится анализ причин ошибок. Воспроизведение совер­шается через несколько часов и через день после заучивания с целью обнаруживания слабых мест смыслового запо­минания каждого учащегося и их кор­рекции при последующих выполнениях упражнения.

Это упражнение развивает память на иностранные фамилии, сложные геогра­фические и биологические термины и т. п. , а также формирует общую уста­новку на соотнесение нового изучаемо­го материала с элементами уже извест­ных, хранящихся в памяти знаний.

Запоминание пар слов

Учащимся предлагаются наборы из 25-30 пар не связанных друг с другом слов, напри­мер: кит - сигарета, слива - лампа, жук - облако и т. п. Последовательно прочитывая каждую пару слов, следует сформировать в уме некоторые образы, необычные картинки, в которых при­чудливым способом сочетались бы эти два предмета. Каждую картинку сле­дует представить себе как можно ярче, эмоциональнее. Например, плывет кит с сигаретой во рту, сигарета светит в сум­раке, от нее поднимается дым, похожий по цвету на шкуру кита. Или на настоль­ной лампе вдруг, как на дереве, созрели сочные, сладкие сливы. Или внутри сли­вы находится нить накала и она светит, как лампа.

После этого предъявляются на блан­ке или зачитываются первые слова каж­дой пары. Второе слово надо вспомнить и самостоятельно записать. Затем предъявляются только вторые слова па­ры, по ним надо восстановить первое слово. Процедура повторяется через несколько дней после запоминания и за­вершается анализом причин допущен­ных ошибок.

Это упражнение направлено на со­вершенствование приема создания яр­ких образов при запоминании текстово­го материала.

"Тройная стимуляция" памяти

Уп­ражнение разработано по аналогии с известной методикой «двойной стимуля­ции» памяти (А. Н. Леонтьев) и на на­чальном этапе предполагает работу лишь с двумя рядами стимулов. Уча­щимся предъявляется ряд карточек с напечатанными на них словами или на­рисованными картинками и предлага­ется из другого аналогичного набора карточек подобрать к каждой из первого набора такую, которая подходила бы к ней по смыслу (например, зерно - хлеб, дом - забор) с тем, чтобы в даль­нейшем можно было, глядя лишь на вто­рой ряд карточек, в точности вспомнить все карточки первого ряда.

После того, как учащийся усвоил принцип подбора сходных слов и вос­произведение основного слова с опорой на вспомогательное, задание услож­няется.

Ему предлагают первый набор кар­точек (например: крыша, судья, рельс, лодка) и просят положить рядом с ними карточки второго набора (мяч, синица, окно, вокзал), основываясь на смысло­вом, образном, эмоциональном или ка­ком-либо ином сходстве слов. Карточки второго набора располагаются под кар­точками первого набора («окно» под «крышей», «синица» под «самолетом», «мяч» под «судьей», «вокзал» под «рельсом»).

Затем первый набор карточек закры­вается листом ватмана и предъявляет­ся третий набор карточек (герань, крес­ло, змея, сапог). Задача учащихся - положить под каждой из карточек оставшегося второго набора связанную с ней карточку нового - третьего на­бора (окно - герань, синица - змея, мяч -- сапог, вокзал - кресло).

После этого закрывается и второй набор карточек. Задача учащихся - глядя лишь на третий ряд карточек, вспомнить связанные с каждой из них карточки второго и первого наборов (по карточке «герань» восстановить «окно» и «крышу», по карточке «змея» вспом­нить «синицу» и «самолет» и т. д.).

При достижении легкости в выпол­нении этого упражнения предлагается называть сразу карточки первого набо­ра, не называя карточек второго набо­ра. Можно вводить и большее количе­ство опосредствующих наборов: четыре или пять,- удлиняя и усложняя тем самым смысловые цепочки слов.

Это упражнение формирует способ­ность быстро находить и устанавли­вать смысловые связи между отдель­ными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении.

Раскладывание карточек с несвязан­ными словами

Используются комплекты из 15-20 карточек со словами, по возможности не связанными по смыслу и не похожими по звучанию. Например: счетчик, стол, фонарь, палитра, токарь, свинец, шерсть, фикус, мелодия, схема, зебра. Задача учащегося - предло­жить несколько вариантов раскладки карточек, облегчающих их запомина­ние. Например, можно объединить сло­ва с общей первой буквой - «с» и «ф», и внутри каждой группы попытаться увязать слова друг с другом: фикус све­тит, как фонарь (или фонарь сделан в форме фикуса), а на столе лежит схе­ма свинцового счетчика и на нее про­лили сироп. Возможна и логическая классификация: токарь, зебра, фикус - живое (причем, здесь и человек, и жи­вотное, и растение); палитра и мелодия связаны с искусством; стол, фонарь, счетчик - бытовые предметы и т, д. Можно объединить слова к по конкрет­ным ситуациям, составив один-два небольших рассказа, например: Некто включил фонарь, чтобы посмотреть на счетчик, а для этого пододвинул стол, чтобы на него взобраться, при этом упал фикус и т. п.

После раскладывания карточек осу­ществляется непосредственное и отсро­ченное воспроизведение слов и анали­зируются причины пропусков и замен некоторых из них.

Это упражнение формирует способ­ность находить многообразные связи в первоначально разрозненном материа­ле, обеспечивая тем самым его эффек­тивное запоминание.

Анализ структуры длинных предложений

Подбирается несколько предложений, состоящих из 18-20 слов. На­пример: «Японские специалисты, обслу­живающие компьютеры, давно замети­ли, что злейшим врагом больших ЭВМ являются крысы, которые прогрызают важные системы электронного управле­ния на транспорте и в производстве». Медленно и вдумчиво прочитывая пред­ложение, следует шаг за шагом состав­лять схему, отражающую его синтак­сическую структуру. Затем, глядя на схему (слова в которой не несут никакой конкретной информа­ции, а выступают в роли вспомогатель­ных опор, пунктирных линий воспроизведения),

  • какими
  • какие
  • что сделали
  • кого, что
  • чего
  • кем
  • являются
  • кто
  • каких
  • кто
  • которые
  • что делают
  • которые
  • что делают
  • что
  • делающие
  • кого
  • что
  • что:
  • когда
  • чего
  • где (2 места)
  • какие
  • каких

следует попробовать как можно точнее восстановить предложе­ние (сразу же после запоминания и спустя несколько часов).

Это упражнение развивает способ­ность вскрывать и использовать все до одного смысловые соотношения между элементами фразы, что является необ­ходимой предпосылкой точного в смыс­ловом отношении или даже дословного запоминания определений, цитат или ключевых фраз текстов.

Анализ структуры коротких текстов

Предъявляются законченные тексты из 5-7 развернутых предложений. Напри­мер: «По мнению американских ученых, четыре-пять часов, проведенных перед телевизором, действуют на организм как несколько рюмок алкоголя. В экспе­рименте ученые использовали группу водителей, которые сели за руль после того, как в течение нескольких часов смотрели телевизор. В результате 9 % из них необоснованно пересекли запрещающие линии на шоссе, 20 % перепу­тали зеленый и красный цвета светофора. Фактически они поступали как люди, употребившие алкоголь».

В процессе чтения текста составля­ется схема, отражающая все смысловые его части:

  • о сходстве одного с другим
  • кто участвовал
  • что делали
  • сперва
  • потом
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • линии
  • цвет
  • вывод о сходстве
  • суть
  • эксперимент
  • результаты
  • сравнение

Спустя несколько минут или часов следует, глядя на схему, как можно точ­нее воспроизвести содержание текста. Важно, чтобы все смысловые единицы текста были воспроизведены. Это упражнение развивает способ­ность производить глубокий анализ структуры текста в процессе составле­ния его схемы, а также точно использо­вать составленную схему при воспроиз­ведении материала.

Составление схематических рисунков

Предъявляются искусственные сложные тексты, перегруженные информа­цией об отдельных элементах, связях между ними, последовательно влияю­щих друг на друга и т. д. Например:

«Если действие первого и второго явле­ния на третье оказывается совместным, то сочетание признака А первого явле­ния и признака Б второго явления при­водит к изменению свойства В в третьем явлении. Изменение свойства В спустя некоторое время приводит к изменению свойства Г, которое теперь немедленно порождает его признаки Д и Е, которые, взаимодействуя друг с другом, усилива­ются. Это приводит к тому, что третье явление разрушительно действует на четвертое явление. Это происходит так: новые свойства Д и Е третьего явления порождают в четвертом явлении свой­ство Ж, которое, нарастая, приводит его к взрыву».

Медленно читая текст, следует соста­вить схематический рисунок, отражаю­щий описанные в нем процессы.

Затем спустя несколько минут или ча­сов надо максимально точно воспроизвести содержание текста, используя для этого составленный рисунок. По мере достижения легкости в выполне­нии этого упражнения воспроизводить текст следует без рисунка, опираясь лишь на зрительное его представление.

Это упражнение формирует способ­ность быстро и точно переводить содержание текста в образный план, вычле­нять в нем наиболее существенные свя­зи и использовать зрительные представ­ления в структуре логической памяти.

Составление плана текстов

Это уп­ражнение предлагается для самостоятельного выполнения в домашних усло­виях. Рекомендуется взять научную или научно-популярную книгу, представ­ляющую для понимания некоторую трудность, однако не перегруженную специальными терминами и фразами со сложной конструкцией. Следует еже­дневно прочитывать несколько страниц текста и по ходу чтения записывать в тетради его план. Например, прочитать 1-2 абзаца, определить для себя: это о том-то, и главное здесь то-то, и тут же записать двумя-тремя словами пер­вый пункт плана, затем перейти к следующим абзацам и т. д.

Спустя несколько дней или недель следует открыть тетрадь с планом и попробовать как можно точнее восста­новить по нему весь прочитанный текст. Основное внимание при этом обраща­ется на максимально подробное разворачивание, раскодирование каждого пункта плана, восстановление всего со­держания связанного с ним отрывка текста.

Тщательно анализируются причины всех трудностей, возникающих в про­цессе воспроизведения. Поскольку они в основном связаны с недостаточно глу­боким смысловым анализом отдельных отрывков текста или с неудачной фор­мулировкой отдельных пунктов плана, учащийся имеет возможность на соб­ственном опыте убедиться в том, на­сколько полезным для запоминания оказывается понимание материала, а также постепенно определить для себя, какие именно особенности оформления пунктов плана обеспечивают высокую эффективность запоминания и воспро­изведения. Вначале такой анализ за­труднений проводится совместно с психологом, в дальнейшем - самостоя­тельно.

Звери в состоянии невесомости

ЗАДАНИЕ 1. Посмотри внимательно на этот рисунок. Звери попали в необычную ситуацию. Постарайся запомнить расположение зверей. На запоминание дается 3 минуты.

ЗАДАНИЕ 2. Необходимо нарисовать то, что удалось запомнить.

ЗАДАНИЕ 3. Необходимо обсудить с ребенком процесс запоминания.

ПРИМЕЧАНИЕ. Существует несколько способов запоминания положения зверей.

1. Большой квадрат разделен на 9 маленьких квадратов. При запоминании, таким образом, можно опираться на положение животного относительно стороны маленького квадрата.

2. Звери повторяются. Поэтому сначала можно запомнить расположение ежей, затем - лис и т. д.

3. Звери чередуются. Поэтому можно найти закономерности их расположения.

4. Можно совместить способы запоминания.

Ассоциации

ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слова, а ты отвечай мне на каждое мое слово своим, первым пришедшим тебе в голову. Внимание!

Родина
Сквер
Геометрия
Фальсификация
Удар
Ошибка
Камин
Контроль
Ножницы
Любовь
Беда
Свидание
Сказка
Необычность
Костер
Записка
Губы
Проблема
Родители
Кризис

ЗАДАНИЕ 2. Постарайся вспомнить слова, которые я называл.

ПРИМЕЧАНИЕ. В данной игре применяется уже известный прием - ассоциации - установление связей запоминаемого с чем-либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности.

Игра Барабан

ЗАДАНИЕ 1. Придумай способ, с помощью которого можно запомнить букву и ее местонахождение на этом игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 2. Нарисуй, не подглядывая, что и как расположено на игровом барабане.

ЗАДАНИЕ 3. Расскажи, каким способом запоминал.

ПРИМЕЧАНИЕ. Надо приветствовать ситуацию, когда ребенок придумывает несколько способов запоминания. Это говорит о творческой направленности его мышления. В тех случаях, когда ребенок нашел несколько способов запоминания, но правильно воспроизвести эту картинку не смог (ошибся в написании или местонахождении букв), надо особое внимание уделить развитию памяти. Такого рода результаты указывают на недостаточное развитие, скорее всего, его природной памяти.

Запомни фразы

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут:

1. Лев, нападающий на антилопу
2. Собака, виляющая хвостом
3. Муха в вашем супе
4. Миндальное печенье в коробке
5. Молния в темноте
6. Пятно на вашей любимой одежде
7. Бриллиант, сверкающий на солнце
8. Крик ужаса в ночи
9. Радость материнства
10. Друг, ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

10 слов

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Числовые ряды

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:
37 48 95
24 73 58 49
89 65 17 59 78
53 27 87 91 23 47
16 51 38 43 87 14 92
72 84 11 85 41 68 27 58
47 32 61 18 92 34 52 76 84
69 15 93 72 38 45 96 26 58 83. опубликовано

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Гипертимезией называют феноменальную автобиографическую память. Мишель Мак из Вирджинии помнит в деталях каждый день своей жизни, начиная с восьми лет. Мишель родилась без левого полушария мозга, поэтому ничто не сдерживает ее правое полушарие от фиксирования и хранения информации, которую мозг других людей отсеивает за ненадобностью. Вместе с тем отсутствие части мозга наложило на жизнь Мишель множество ограничений и существенно повлияло на ее интеллект.

Ученые считают, что по тому же принципу работает мозг многих людей с феноменальной памятью и низким общим уровнем интеллекта, когда одна часть мозга развивается особенно активно за счет недостаточного развития других отделов. Отмечено также, что при гипертимезии височная доля и хвостатое ядро увеличиваются в размерах, а также ослабляются биохимические «забывания». Человек запоминает мельчайшие детали даже помимо воли, поскольку нарушена селективная функция механизмом памяти.

Савантизм - синдром саванта - характеризует людей с особенностями развития, которые, тем не менее, обладают исключительными способностями в какой-либо области знания. Чаще всего упоминают пациентов с аутизмом, синдромом Аспергера, перенесших черепно-мозговые травмы и имеющих врожденные неврологические дефекты. Например, американец Ким Пик обладал фотографической памятью, знал наизусть Священное Писание и сочинения Шекспира после первого прочтения и помнил каждую ноту музыкальных произведений сорок лет спустя после . Другие аутисты умеют производить в уме арифметические действия с десятизначными числами.

Приобретенная гениальность и нейронные связи

Исключительные математические способности и феноменальную память могут также развивать люди, не страдающие аутизмом. Достигается это путем тренировки, в ходе которой они, подобно савантам, развивают функционал определенной области мозга, но сознательно. Иными словами, достигают исключительности, подражая патологии.

Ментальные тренировки и мнемонические техники увеличивают число связей между нейронами одного отдела или соседних, что способствует быстрому запоминанию, качественному хранению и воспроизведению информации. Нейрофизиологи считают, что при этом формируются закодированные в молекулах нейронов алгоритмы и конструкции, на основе которых и производятся мгновенные вычисления. Кроме того, такие регулярные тренировки создают "базовую матрицу" развитой нейронной сети, которая служит основой для быстрого запоминания любой другой информации, а также обеспечивают общий высокий уровень интеллектуального развития.

Синестезия и эйдетизм

Синестезия – это способность мозга устанавливать мгновенные ассоциации между информацией, поступающей от разных сенсорных систем.
Восприятие синестетов обусловлено одновременной активацией нейронов разных отделов мозга, например, мы слушаем музыку, и одновременно активируются слуховая и зрительная кора, что заставляет нас не только слышать звуки, но и видеть образы внутренним зрением. Люди, у которых развита синестезия, способны запоминать информацию, используя сразу несколько перцептивных систем, благодаря чему данные лучше закрепляются в памяти, дольше хранятся и легче воспроизводятся. При этом можно использовать любой ключ для извлечения информации – образ, звук, запах, вкус или осязательное воспоминание, поскольку информация кодируется сразу несколькими способами.

Эйдетизм - фотографическая память - может быть как врожденным, так и приобретенным. Отдельные исследователи утверждают, что все дети от рождения обладают этой способностью, но стандартные образовательные программы планомерно эту способность ослабляют вплоть до полного исчезновения.
Нейробиологическое объяснение эйдетизма дает теория остаточного возбуждения зрительных анализаторов. Прирожденные эйдетики могут испытывать значительные трудности в повседневной жизни, например, когда остаточные образы увиденного минуту назад накладываются на то, что человек воспринимает визуально в текущий момент. Если же тренировать эйдетическое восприятие осознанно, ваши мнемонические способности очень скоро перейдут на качественно новый уровень.

Есть люди, которые умудряются заблудиться даже там, где, казалось бы, это невозможно. Про таких говорят, что они страдают топографическим кретинизмом. Можно ли избавиться от этого неприятного, а подчас даже опасного явления?

Откуда взялся термин

Сам термин «топографический кретинизм» стал популярным в начале 80-х годов прошлого века. Тогда подобные были в большой моде среди . О том, что топографический кретинизм может иметь биохимические , тогда особенно не думали. «Диагноз» ставили обычно друзья, если кто-то в компании умудрялся заблудиться буквально в трех соснах. Человек мог не найти нужный дом даже в том случае, если его сто раз туда водили, при этом во всем остальном он был абсолютно нормальным и мог даже обладать в какой-то области выдающимися способностями.
Иногда считают, что топографическим кретинизмом страдал Христофор Колумб. На самом деле это не так – в те времена просто не подозревали о существовании американского континента.

Топографический кретинизм – это не диагноз

Топографический кретинизм не является медицинской проблемой. Такого диагноза никто никому не . Это просто особенность развития головного . За умение ориентироваться в пространстве отвечает правое . У некоторых оно развито недостаточно. Кроме того, активность этого сегмента может снизиться в результате некоторых заболеваний (например, острого нарушения мозгового кровообращения), но и в этом случае лечат не топографический кретинизм, а вызвавший его недуг. Именно в находятся «пространственная карта мира» и «биологический компас».
Разумеется, топографический кретинизм далеко не всегда возникает при инсульте, ведь при остром нарушении мозгового кровообращения могут страдать самые разные сегменты мозга.

При чем тут компас?

«Биологический компас» устроен по тому же принципу, что и компас обычный. Дело в том, что в клетках мозга в числе прочих веществ есть и кристаллы магнетита. Если этих кристаллов мало – человек утрачивает инстинкт, позволяющий ему хорошо ориентироваться в пространстве. Кстати, вещества может быть и больше, чем у других. В этом случае способность ориентироваться может быть исключительной. Но это столь же редкое явление, как абсолютный слух или феноменальная память.

Что делать?

Поскольку топографический кретинизм не является заболеванием, то его никто и не . Но человек, обладающий этим неприятным качеством, должен как-то ориентироваться. Единственный выход – не пытаться искать нужное место по зрительным ориентирам, а всегда запоминать точный . Могут помочь и некоторые приборы. Выручит даже самый обычный компас, если вам приходится ориентироваться в лесу или в сельской местности. Поможет также навигатор.

Видео по теме

Дамп памяти содержит необходимую информацию о том, что стало причиной сбоя в работе компьютера. Для чтения информации, заложенной в него, существуют специальные инструменты.

Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным.

С. ДЖОНСОН

Несколько лет назад крупнейший современный математик и кибернетик фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам получилось, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. В переводе на общепонятный язык это означает – каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Библиотеки имени Ленина.

На первый взгляд, такое заявление, такие подсчеты кажутся фантастическими. Но обратимся к фактам, к фактам существования феноменальной памяти, поражающей воображение, кажущейся немыслимой. Они взяты из разных эпох, это разные люди, в разных ситуациях и запоминали они разное.

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат – до 30 000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. По имени и в лицо знал каждого из 20 000 жителей греческой столицы знаменитый Фемистокл. А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой совершенно отдельных слов, услышанных лишь раз.

Гениальный математик Леонард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста. Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Другой наш замечательный ученый академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад случайно всего один раз. А великий русский шахматист Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30 – 40 партнерами.

Все это примеры памяти людей, так сказать, оставивших след в истории. Но и обыкновенные люди тоже регистрируют в течение жизни миллионы событий, впечатлений; и именно это накопление воспоминаний делает необъятным наше интеллектуальное богатство.

Человек прекрасно сохраняет в памяти и краски заходящего солнца в какой-то из вечеров, и едва заметные события жизни, и слова, и звуки – все, что оставляет след, что его трогает, все, что невольно отмечает и выбирает из океана быстротекущей жизни. Причем и здесь можно отметить множество удивительного.

Профессор В. В. Солодовников в одной из лекций привел такой пример. Шесть каменщиков под гипнозом ответили через полгода на вопрос, какую форму имела трещина в шестнадцатом кирпиче в пятом ряду восточной стены дома номер такой-то по улице такой-то. И это через полгода после кладки! После того как через их руки прошли тысячи разных кирпичей!

Некто Э. Гаон заучил наизусть все 2500 книг, которые прочитал за свою жизнь. Мало того. Он мог, не задумываясь, вспомнить из них любой отрывок. Рассказывают, что кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, но и все подробности игр клуба. Однажды во время телевизионной передачи комментатор спросил Хелда: «Чем кончился матч «Гурника» и «Одра» из Ополе четыре года назад?» Ответ последовал моментально: «Мы выиграли 4:0, встреча состоялась 18 августа, было 27 тысяч болельщиков, общая сумма дохода 235.тысяч злотых. Три гола забил Поль и один Цзолтисик...» 50-летний житель Иокогамы Хидаки Тамойро знает наизусть число «пи» вплоть до 15151-го знака после запятой. Попробуйте напишите: π = 3,141... и так до 15151-го знака! Тамойро «вынимает» из своей памяти цифры группами по тысяче. Вся демонстрация числа «пи» занимает у него 3 часа 10 минут. Правильность ответа контролируется на стоящей тут же ЭВМ, поэтому подлог или ошибка исключается.


Не так давно печать многих стран облетело известие о феноменальной памяти некоего Иктадора Хусейна Куадри. Он мгновенно отвечает на любой вопрос относительно дат, исторических событий и лиц, с ними связанных. Куадри хранит в своей необъятной памяти даты рождения и смерти множества знаменитых личностей из истории человечества. Что уж совсем не поддается воображению, так это то, что он составил для себя особый календарь в исламском летосчислении. В нем два периода. Один охватывает время в 100 лет и фиксирует по месяцам дни недели, числа с 1901 по 2000 год вместе со всеми важными событиями. Другой период начинается с 1501 года и завершается 2070 годом. Здесь числа, дни недели, месяцы и даты рождений и смерти наиболее выдающихся личностей. Еще один период начинается с первого года нашей эры и уже по дням и месяцам рассчитан до 3000 года!

Интересны случаи феноменальной образной памяти людей художественного склада.

Французскому рисовальщику Гюставу Доре (автору широко известных иллюстраций к книге Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль») издатель однажды поручил сделать рисунок с фотографии какого-то альпийского вида. Доре ушел, забыв взять с собой фотографию. На следующий день он принес совершенно точную копию. Известно также, что самый удачный портрет президента Линкольна нарисовал его провинциальный почитатель, неизвестный художник из штата Нью-Джерси. Восторженный поклонник видел президента всего один раз. Узнав об убийстве Линкольна, он был охвачен горем и нашел утешение, нарисовав по памяти портрет.

Русский художник Николай Николаевич Ге по памяти изобразил абсолютно точно комнату одного из петергофских дворцов. «Я в голове, в памяти принес домой весь фон картины «Петр I и Алексей» – с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями, с потолком и освещением, – был всего один раз в этой комнате, и был умышленно один раз, чтобы не разбивать впечатления, которое я вынес», – писал об этом художник.

Память творца-художника способна на чудеса. Всем известно: оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене, и его помнят как выдающегося актера. Но вот мало кто знает удивительного скульптора Лину По – нашего современника. Она умерла сравнительно недавно – в 1948 году. Полностью потеряв зрение, Лина По лепила замечательные портреты, статуэтки, создала более ста скульптур. Ей удавалось извлекать из памяти в полной сохранности, не упустив ни одной детали, ни одного штриха, задуманное произведение и воплощать его на ощупь в натуре.

А музыканты? Моцарт мог точно записать большую, сложную пьесу, слышанную лишь однажды. Композитор А. К- Глазунов легко восстанавливал утраченные партитуры музыкальных произведений.

Интересный случай из биографии замечательного русского пианиста и композитора Сергея Васильевича Рахманинова приводят многие авторы. Однажды к Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате молодого Рахманинова – тогда студента консерватории. Через некоторое время после того как Глазунов окончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и к величайшему удивлению Глазунова повторил полностью его сочинение. Композитор был озадачен: откуда студент мог знать произведение – ноты автор никому не показывал.

И все же столь поражающие примеры памяти – не предел для человека. Известен репортер одной из московских газет, Шерешевский, которого психолог профессор А. Р. Лурия имел возможность наблюдать в течение почти 30 лет. Выдающаяся память этого человека безусловно относится к самым сильным из всех описанных в литературе. У него границы памяти практически отсутствовали.

Шерешевский внимательно вглядывался в написанную на доске мелом таблицу цифр, закрывал глаза, на мгновение снова открывал, отворачивался в сторону и по сигналу воспроизводил написанный ряд, заполняя пустые клетки соседней таблицы, или быстро называл подряд заданные числа. Ему не стоило никакого труда заполнять пустые клетки нарисованной таблицы цифрами, которые указывали ему вразбивку, или называть предъявленный ряд цифр в обратном порядке. Он легко мог назвать цифры, входящие в ту или другую вертикаль, «прочитывать» их по диагонали или, наконец, составлять из единичных цифр одно многозначное число.

Таблицу в 20 цифр Шерешевский запомнил в 35 – 40 секунд, а таблицу в 50 цифр – за 2,5 – 3 минуты. Через несколько месяцев Шерешевский с той же полнотой и почти за те же сроки «доставал» из памяти эти таблицы.

Как же все делал этот человек? Он заявил, что, закрыв глаза, продолжает видеть запечатлеваемую таблицу, написанную на доске, и должен лишь «считывать» ее, перечисляя последовательно входящие в ее состав цифры. А это он делает не так, как делают все, глядя на написанное. Он «смотрит» просто в свою память. Как смотрит?

Шерешевский, оказывается, относится к той группе людей, в которую, между прочим, входил и композитор Скрябин. У них в особенно яркой форме сохранилась комплексная, так называемая «синестезическая» чувствительность: каждый звук непосредственно рождает переживания света и цвета и даже вкуса и прикосновения. Эти «синестезии» создавали фон запоминания, неся дополнительно «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания.

«...Я узнаю не только по образам, а всегда по всему комплексу чувств, которые этот образ вызывают».

Когда Шерешевский что-либо слышал или прочитывал, оно тотчас же превращалось у него в наглядный образ соответствующего предмета. Образ был ярким и стойко сохранялся в памяти.

«Даже цифры напоминают мне образы... «7» – человек с усами, «8» – очень полная женщина... а вот «87» – я вижу полную женщину и человека, который крутит усы».

Случались ли у Шерешевского «забывания?» Да, случались, но весьма своеобразные. Оказывается, достаточно было ему «поставить» данный образ в такое положение, что его трудно было «разглядеть», например «поместить» в плохо освещенное место, как при «считывании» этот образ пропускался. Шерешевский «проходил» мимо него – «не замечал».

Однажды Шерешевский шел из института вместе с профессором Лурия. «Вы не забудете, как потом пройти в институт?» – спросил профессор.

«Нет, что вы, – ответил он, – разве можно забыть? Ведь вот этот забор – он такой соленый на вкус и такой шершавый, и у него такой острый и пронзительный звук...»

Весь каскад примеров в этой главе обрушен на читателя умышленно. Необходимо было не только показать широкий диапазон феноменальной памяти, но и подвести к некоторым выводам.

Память – основа, на которой творит мозг. Люди еще в древности прекрасно понимали роль памяти для человека. Эсхил в «Прикованном Прометее» писал:

Послушайте, что смертным сделал я.

Число им изобрел.

И буквы научил соединять.

Им память дал, матерь муз –

Всему причину.

Без матери муз нет плодотворной умственной деятельности. Выдающиеся таланты и гении в большинстве обладали великолепной памятью. Ученые утверждают: между степенью талантливости и объемом памяти всегда существует соответствие.

«...В памяти такая скрыта мощь, что возращает образы и множит...» – изрек один поэт, наш современник.

Говорят, «беспамятных гениев» не существует. Хотя, замечу в скобках, известны люди, – и вы об этом знаете, – обладающие удивительной памятью, но не обогатившие человечество выдающимися творениями. И наоборот, известны гениальные творцы, память которых оставляла желать много лучшего. Как видим, прямолинейной, однозначной зависимости нет: память – талант, талант – память.

Конечно, здесь показаны «пики» на шкале возможностей человеческой памяти. Но хотелось бы, чтобы вы отнеслись к ним и без мистического испуга, и без снисходительных улыбок. Не просто делать все, что делали эти люди. А главное, если взять да соединить все вершины в единую цепь гор – получим весьма убедительное, хотя и своеобразное представление о верхних пределах возможностей нашей памяти.

Каждый понимает – феномен есть феномен. Но хотелось бы заметить сразу же – на первых страницах книги: наша задача – подниматься вверх по лестнице способностей. Понятно, к вершинам смогут приблизиться не все – лишь единицы. Но вот углубить, улучшить, расширить – и не надо бояться этого слова – «феноменизировать», да, не удивляйтесь – разбудить скрытые в каждом возможности, достичь необычного для себя – это по плечу каждому.

Кто-то лучше запоминает, если услышит, а кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать. Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

Основные виды памяти: психология и описание

Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

По времени хранения информации

В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

  • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
  • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

  • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
  • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
  • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

  • Зрительная память самый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
  • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
  • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
  • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
  • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
  • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
  • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поворов высшего ранга. В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
  • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

Типы памяти в зависимости от участия воли

Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

По степени осознанности

В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

Исходя из научных целей

В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

По средствам запоминания

В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развитие человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

Еще существует так называемая феноменальная память . Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: