Знакомство с числом 10 в подготовительной группе. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "приглашение дядюшки ау"

Число и цифра 10. Порядковый счет.

Цель:

    Учить отгадывать математическую загадку.

    Познакомить с числом 10.

    Учить писать число 10, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10.

    Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Оборудование: Рисунок «Буратино»; жетоны с рисунком Буратино; 3 конверта с числами 3, 4, 5; примеры, для рефлексии солнышко и капельку на каждого ребенка.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Буратино, но он очень грустный. Пока он к нам шел, Карабас Барабас отнял у него Азбуку и сказал, что отдаст только тогда, когда он решит все его задания. Поможем ему ребята? (Ответы детей).

2.Актуализация знаний.

1 задание . (На доске 3 конверта с числами 3, 4, 5, у ребят на столах по одному примеру).

Вот и первое задание от Карабаса Барабаса. У вас на столах примеры. Вам нужно их решить и положить в конвертик, число на котором является ответом вашего примера.

5-2, 8-4, 9-5, 3+2, 1+4, 7-3, 2+2, 7-2, 9-6.

Молодцы, ребята! Справились с первым заданием.

3.Основная часть.

2 задание.

Отгадайте загадку:

Я нашел в дупле у белки

Девять штук орешков мелких.

Вот еще один лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка, вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

Сколько орешков в дупле у белки? (10)

Как получилось число 10? (К девяти прибавили один, получилось десять.)

Давайте запишем условие загадки: (9+1=10).

Молодцы!!! Вот и отгадали загадку.

Как вы думаете, с каким числом будем сегодня знакомиться?(10).

Физкультминутка. Кузнечики.

Ребята, немного устали наверно? Предлагаю отдохнуть.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

3 задание. Знакомство с числом десять.

И.Блюмкин.

Ничего нет проще

Число 10 написать.

Нужно только к единице

Справа ноль пририсовать.

(На доске разбросаны числа, нужно найти число 10 и указать)

Найдите число 10 среди других цифр.

Попробуем написать число 10 в воздухе. Повторяйте за мной.

Работа в тетради.

Обведите число 10 по точкам, напишите её по образцу до конца строчки.

Осталось последнее задание ребята. Нам нужно помочь буратино решить примеры.

4 задание. Решение задач.
1. Десять деревьев было в саду,
Срубили из них два в прошлом году.
Ответ я, ребята, никак не найду.
Сколько деревьев осталось в саду.
2. Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели:
5 румяных, наливных,
5 с кислинкой. Сколько их?
3. Вот 8 зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек весной?
4. Сколько маленьких гусят
Плавать и нырять хотят!
Семь уплыли далеко,
Три нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду?
Сосчитать я не могу.
5. В кружку сорвала Марина
9 ягодок малины
и 1 дала подружка.
Сколько ягод стало в кружке?

Как быстро вы решили все задачи.

4. Заключительная часть.

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Карабасу Барабасу пришлось вернуть азбуку. Буратино очень рад и благодарит вас. Попросил вам раздать вот такие жетончики с его фотографией на память.

У вас на столах лежат солнышко и капелька. Если вы смогли решить сегодня все задания, то поднимите солнышко, если вы испытали трудности- то капельку.

На этом наше занятие подошло к концу.

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

– закрепить знания детей о том, что отдых необходим для сохранения здоровья;

– продолжать работу над формированием представлений детей о способах передвижения;

– ввести в активный словарь детей понятия “активный отдых” (путешествия, подвижные игры и т.д.); пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, шлюпочный, парусный, автомоторный, конный туризм.

2. Задачи на развитие математических способностей:

– познакомить детей с образованием и записью числа 11;

– продолжать знакомить с новой счетной единицей – десятком;

– выкладывать цифру 11 из счетных палочек;

– формировать представление детей о последовательности дней недели, продолжать учить пользоваться условным обозначением;

– закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших, умение работать в паре;

– продолжать ориентироваться на листе в клетку;

– развивать логическое мышление;

– учить понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;

– формировать навык самоконтроля и самооценки.

3. Задачи по обучению детей грамоте:

– совершенствовать слуховое восприятие детей посредством названия слов с заданными звуками;

– продолжать учить делить слова на слоги.

4. Воспитательные задачи:

– воспитывать умение работать в паре, развивать чувство взаимопомощи.

Оборудование. Шкатулка, ключ.

Демонстрационный материал. Карточки – число 10; состав числа 11; картинка с изображением логического ряда; карты – схемы для физминутки; письмо; приглашение; карта, где спрятан клад.

Раздаточный материал. Счетные палочки, карточки к логическому ряду, карточки с цифрами и домики, игра “Собери недельку”, тетради, ручки, карточки для самоанализа.

Предварительная работа. Беседа на тему “Я на солнышке лежу…”, рассматривание иллюстраций с изображением туристов, различных видов транспорта, предметов, необходимых для отдыха, туристические походы в лес, знакомство с дядюшкой АУ.

Ход занятия

На столе шкатулка, на ней конверт с письмом.

– Ребята, как вы думаете, от кого может придти письмо? (От дядюшки АУ)

Ну, конечно, от него от дядюшки АУ.

“ Здравствуйте, мои юные друзья!

Вот и начался третий месяц зимы.

– Как его называют? (Февраль)

– А какие зимние месяцы уже прошли? (Декабрь, январь)

Ребята! Я хорошо помню о своем приглашении в зимний лес и спрятанном для вас кладе. Но приглашение и карта лежат в сундучке, и получить их вы сможете, тогда когда я проверю ваши знания и умения. Для этого вам необходимо уметь хорошо считать, произносить звуки, составлять число, называть дни недели, отгадывать математические загадки, ориентироваться на листе бумаги, быть дружными при выполнении моих заданий.

Успехов вам желаю. Ваш дядюшка АУ”.

– Для чего нас дядюшка АУ приглашает в лес? (Чтобы отдохнуть и найти клад)

– Каким может быть отдых? (“Активным”, “пассивным”)

– А какой отдых у нас будет в лесу? (“Активный”)

– Почему вы так думаете? (Игры, развлечения, преодоление препятствий)

– Дети вы хотите отправиться в путешествие?

Для того чтобы нам отправиться в путешествие в зимний лес надо выполнить все задания дядюшки АУ. Вы готовы?

Задание 1. “Посчитаем рюкзаки”

– Что вы берете всегда с собой, когда отправляетесь в путешествие в лес? (Рюкзаки)

Дети, вас 10 человек.

– Сколько нам надо взять рюкзаков? (10)

– Сколько у нас рюкзаков? (10)

– Сколько это десятков? (Один десяток)

– 10 рюкзаков по другому можно назвать как? (Один десяток рюкзаков)

– Ребята, а вы возьмете меня с собой? (Да)

Я тоже возьму рюкзак.

– Давайте, посчитаем, сколько у нас стало рюкзаков? (11)

Всего одиннадцать рюкзаков.

– Как мы получили число 11?

Число 11 получается, если к 10 прибавить 1.

Или 11 = 1 дес. + 1 ед.

Одиннадцать записывается двумя цифрами “один” 11 .

Первая цифра – это количество десятков, вторая цифра – это количество единиц.

Выложите цифру 11 из счетных палочек (6 палочек)

Задание 2. “Собираем рюкзаки”

На доске развешаны картинки с изображением продуктов питания.

Нужно положить в рюкзак продукты, в названиях которых есть твердые звуки х, с.

(хлеб, сок, сыр, сахар, соль, сухари, сушки, чипсы)

Задание 3. “Поиск автомобиля”

– Какие способы передвижения вы знаете? (Пешеходный, горно-пешеходный, лыжный, велосипедный, конный, автомоторный, шлюпочный, парусный.)

– На чем бы вы хотели отправиться в путешествие в лес? (На автобусе)

– Значит это какой способ передвижения? (Автомоторный)

– Давайте определим, на каком из автобусов мы отправимся в лес.

Обратите внимание на форму кабины, окон. (Кабина прямоугольной формы, окна квадратные)

– Кто нас везет? (Шофер, водитель)

– Разделите это слово на слоги (при помощи хлопков).

– Сколько слогов?

– Назовите 1 слог? 2 слог?..

Физминутка.

А чтобы нам было веселей ехать, давайте поиграем в игру “Выполни фигуру”. Под музыку вы выполняете любые движения, но как только музыка останавливается. Вы остаетесь в той позе. какую я покажу на карточке.

Задание 4. “Собери недельку”

– Сколько всего дней в неделе?

– Назовите все дни по порядку.

– Как называется второй день недели? Каким цветом его обозначаем?

– Что больше семь дней или неделя?

Задание 5. “Засели числа в домик”

– Дети, дядюшка АУ хочет проверить, как вы умеете считать до 10 и составлять число 10 из двух меньших.

– Назовите все варианты состава числа 10:

10 – это 1 и 9 и т.д.

Задание 6. “Реши задачку”

  1. Сколько ушей у трех мышей?
  2. Сколько лап у двух медвежат?
  3. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер?

Задание 7. “Нарисуй ключик” (графический диктант)

– Дети, что у вас получилось? (Ключик)

Этим ключиком мы можем открыть шкатулку.

– Ребята здесь в шкатулке лежат какие-то конверты с картинками.

Дядюшка АУ хочет услышать как вы, выполнив все его задания, оцените себя.

Теперь, мы можем взять в шкатулке приглашение и карту.

Что ж, желаю ребятам
Клад мой быстро отыскать
И на лыжах покататься,
И выносливыми стать!

Удачной дороги. До встречи в лесу! Друг лесов и детей – Ваш дядя АУ!

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.

Состав числа начинают учить в подготовительной к школе группе. Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей.

Примеры игр и заданий. (Все игры приводятся для изучения состава числа 5)

1. Игра с цветными кружками.

Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)

Сколько здесь всего кругов?

Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.

Сколько стало кругов?

Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.

Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.

2. Решение "весёлых" задач.

Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.

Например:

Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?

Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.

3. Игра "Кто в домике живёт?"

Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.

4. Игра "Угадай - ка"

У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.

Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.

5. Игра "Магазин"

Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.

Автор - составитель: Алымова Елена Петровна , МБОУ ДОД дом детского творчества №1 им. В. Волошиной, педагог дополнительного образования, г. Наро - Фоминск Московская область.

Раздел : Формирование математических представлений, ознакомление с окружающим миром.

Класс (возраст): Подготовительная к школе группа, 6-7 лет.

Тип занятия : Изучение нового материала.

Цели:

Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи.

Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с числом и цифрой 10, научить соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие:

Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношения к сверстникам, формирование самостоятельности.

Методическое оснащение занятия : Воробей (игрушка), тетрадь «Раз - ступенька, два - ступенька» Часть 2 Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, часть 2 на странице 52. №1, рисунки с изображением животных, наборы кружков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Колокольчик наш звенит,

Нам ленится, не велит.

На занятие торопит нас -

Математика сейчас.

II. Основная часть занятия.

1.Введение в тему занятия.

Педагог: Угадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня прилетел на занятие.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год.

Во дворе у нас живет.

И чирикает она.

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит.

Дети: Воробей.

Педагог: К нам в гости прилетел воробей.

Педагог показывает картинку с изображением воробья.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.

Педагог: Ребята, давайте покормит нашего воробья.

Дети произносят слова.

Воробушек, воробушек.

Покушай наших зернышек. (Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой).

Одно ржаное,

Второе овсяное,

Третье льняное,

Четвертое горчичное,

Пятое пшеничное. (Зажимаются по очереди пальчики).

Клюй, не робей!

Наш любимый воробей. (Кулак, ребро, ладонь).

Педагог: Ребята, а как вы думаете, где был воробей раньше, до того как прилетел к нам на занятие?

(дети высказывают свои предположения, педагог следит, чтобы ответы детей были полными).

2. Работа по теме занятия.

Педагог: Ребята, а давайте спросим у нашего волшебного зеркала. Оно у нас все всегда знает. Повторяйте вместе со мной волшебные слова (педагог смотрит в зеркало).

Свет наш зеркальце скажи.

Нам всю правду расскажи.

Воробья нам покажи.

Педагог показывает картинку с изображением зоопарка.

Педагог : Ой, ребята, куда мы попали?

Дети: В зоопарк.

Устный счет.

Педагог: Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные живут в зоопарке. Познакомимся с числом 10.

Сейчас мы посчитаем всех зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.

Педагог берет в руки игрушечного воробья и читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей?..

В зоопарке, у зверей.

Пообедал я сперва,

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде.

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Педагог читает стихотворение. Показывает картинки с изображением животных.

Педагог: Каких животных посетил воробей?

Ответы детей.

Педагог: Сколько всего животных?

Дети : Животных было 9.

Педагог : А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей.

Дети : Десятым.

Педагог : Как получили число10? (9+1).

Запись числа 10.

Педагог: Ребята посмотрите внимательно, на число 10. Чем число 10 отличается от остальных чисел? (Работа в тетради «Раз - ступенька, два - ступенька» Часть 2 Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, часть 2 на странице 52. №1).

Дети: При записи используем две цифры - 1 и 0. До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя значками 1 и 0. Сейчас мы будем учиться писать с вами число 10. Чтобы наши пальчики красиво писали, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Животные»

За мамой слонихой шагает слоненок.

За медведицей топает медвежонок.

За лисою крадется лисенок.

За львицей шагает маленький львенок,

За волчицей крадется волчонок.

За зайчихой прыгает зайчонок.

За верблюдицей бежит верблюжонок.

За тигрицей крадется тигренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

Дети поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки.

Педагог: 1 состоит из двух «палочек», одна из которых меньше другой. Пишется цифра 1 безотрывно. Сначала пишется меньшая палочка.

Начинаем её писать немного выше центра клетки и ведем ее к верхнему правому углу клетки. Затем, не отрывая ручку от бумаги, пишем «основную наклонную палочку» от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Педагог:

Ноль катился по странице.

И не значил ничего.

Рядом встала единица.

Сделав десять из него.

Ноль встает за единицей.

Цифра 10 на странице.

0 состоит из одного элемента - большого овала.

Начинаем писать немного левее правого верхнего угла клетки. Линию ведем наклонно вниз, закругляем, касаясь середины нижней линии клетки, и ведем вверх, в правый угол клетки, закругляя к начальной форме.

Дети работаю в тетрадях.

Физкультминутка.

Педагог: Ой, ребята, посмотрите?

Животные делают зарядку.

Звери рано все встают.

На зарядку все идут. (Ходьба на месте, руки на поясе).

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо).

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой).

Подметает хомка хатку. (Наклоны).

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять! (Приседания).

Лиса плечи поднимает, (Поднять плечи).

Лиса плечи опускает. (Опустить плечи).

Слоны до пяти считают,

Слоны гири поднимают. (Имитация поднимания гири, дети «поднимают гири», фиксируя счет так, чтобы на счет «пять» руки были подняты вверх).

Будем гири опускать!

Пять, четыре, три, два, один. («Опускание гири», фиксируя положение так, чтобы на счет «один» руки были опущены к плечам).

Формирование представлений о составе числа 10.

а) Знакомство с составом числа 10.

Педагог: Ребята, а как надо себя вести в зоопарке?

Ответы детей.

Педагог: Правила поведения в зоопарке за мной повторяйте:

НЕ кормите,

НЕ дразните,

НЕ пугайте животных,

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение,

НЕ прислоняйтесь к нему,

НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

Педагог: Ребята, вы запомнили правила поведения в зоопарке.

Дети : Да.

Педагог : Кто-то пробежал?

Он подвижен, быстроног,

Целый день скакать бы мог.

С рыжей сумкой скок да скок,

В сумке маленький сынок,

Австралийскую жару.

Любит рыжий…

Дети: Кенгуру.

Педагог показывает картинку с изображением кенгуру.

Педагог: Посмотрите, какие длинные и сильные задние лапы у кенгуру. Передние лапы у кенгуру выполняют функцию защиты от врага, так как снабжены длинными когтями. Равновесие держать помогает длинный хвост, который может быть в длину до 100 см. У кенгуру крупные уши, которые помогают слышать хищников издалека. Завидев врага, кенгуру начинает топать ногами, предупреждая сородичей. Питается кенгуру только растительной пищей. Активны они днем. Кенгуру семейные животные. Их детеныши живут в сумках.

Педагог : А сейчас посмотрим, какое животное живет в вольере №2.

Кто живёт в морях холодных?

Среди айсбергов огромных?

У него усы, как ерш,

Не боится стужи…

Дети : Морж.

Педагог показывает картинку с изображением моржа.

Педагог : Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4-5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у него толстая, крепкая. Усы - густые, жесткие, а на морде два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде. Живут моржи стадом, во главе стада - опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.

Педагог:

Мимо пролетела птица.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Маленьких квакушек.

Дети : Журавль.

Педагог показывает картинку с изображением журавля.

Педагог:

По реке плывёт бревно —

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

Дети : Крокодил.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: