Значение самообслуживания в развитии личности старшего дошкольника. Обучение детей навыкам самообслуживания

Организация самообслуживания в ДОУ.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.

В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам:

· Снять шапку, шарф, колготки, тапочки, носки;

· Надеть на ноги тапочки ботинки;

· Просунуть руки в рукава пальто, куртки, рубашки;

· Подать вам шапку, платок, шарф;

· Убрать в шкафчик шарф, шапку, платок, поставить обувь;

· Положить любую одежду;

· Держать ложку и вилку; есть суп из тарелки;

· Откусывать хлеб;

· Пить из чашки;

· Вытирать рот салфеткой;

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.

То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий.

Зашнуровать ботинок, застегнуть « непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук .

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности :

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи :

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация самообслуживания в ДОУ

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

Методы формирования навыков самообслуживания

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным, один и тот же способ одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие навыков самообслуживания, как средство трудового воспитания у детей раннего возраста.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам. Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Базовые навыки самообслуживания Навыки опрятности: 1. При небольшой помощи взрослых пользоваться: − носовым платком; − полотенцем; − горшком; − расчёской; − салфеткой. 2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи: 1. Жевать с закрытым ртом. 2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту). 3. Пить из чашки, держа её двумя руками. 4 . Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания: 1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых. 2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах: − индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); − групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Методы формирования навыков самообслуживания Цель Методы I группа методов Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения − Показ действия. − Пример взрослого или других детей (деятельность подражания). − Метод приучения (систематические упражнения). − Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка). − Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т.д.) II группа методов Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания − Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек. − Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т.д.). − Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Навыки опрятности: Закатываем рукава, Открываем кран-вода. Моем глазки, моем щёчки Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки, На свои ладошки. Ах, какие ладошки! Чистые ладошки!

Навыки приёма пищи: Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, пушистую, сладкую, душистую.

Навыки одевания и раздевания: На мою малышку Наденем мы штанишки. Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два! А сейчас пойдем гулять. Будем с детками играть.

Закрепление навыков самообслуживания в игре.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.


V Межрайонные педагогические чтения

по теме: «Воспитание и обучение (Традиции, инновации, результативность)»

п. Струги Красные – п. Плюсса

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в процессе формирования навыков самообслуживания

Работу выполнила:

Воронова

Валентина Владимировна

педагог МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад»

2012 г .

Введение …………………………………………………………………………..

1. Теоретическая часть ……………………………………………………………

1.1. Компоненты становления самостоятельности ……………………………..

1.2. Роль самообслуживания в развитии ребёнка ……………………………….

1.3. Организация самообслуживания в ДОУ ……………………………………

1.4. Методы формирования навыков самообслуживания ………………………

2. Практическая часть …………………………………………………………….

Заключение ……………………………………………………………………….

Литература ……………………………………………………………………….

Приложения

Введение

Ранний детский возраст (второй, третий год жизни), по признанию специалистов всего мира, − уникальный период в жизни человека.

Впервые малыш открывает для себя назначение предметов и начинает их использовать функционально грамотно, например; ложкой ест, шапочку надевает на голову, а туфельки на ножки и т. д. Ребёнок получает удовольствие от неоднократных повторений, убеждаясь, каждый раз в своих возможностях и наслаждаясь самим действием. Потребность в самостоятельных действиях столь велика, что учёные назвали период раннего возраста (особенно после 1 года 6 месяцев) возрастом « Я сам!»


Стремление малыша к активным самостоятельным действиям на первых порах носит «вещный» характер, поскольку ему пока понятны и вполне доступны такие предметы ближайшего окружения, как посуда, мебель, игрушки. К тому же они имеют притягательную силу, находясь постоянно в руках взрослого человека. Как увлеченно действует малыш с большим стулом: тащит его, переворачивает, подползает, пытается сесть. Важно предоставить малышу возможность таким путём удовлетворять свои желания. Когда ребёнок требует: « Я сам!», он стремится тем самым ограничить опеку взрослого.

Натягивая на ногу башмачок, действуя ложкой, малыш занимается полезным для себя делом. И занимательно, и полезно. Предметы одежды и обуви привлекают внимание ребёнка: здесь и шнурки, и крючки, и пуговицы, и молнии. Ребёнок увлечён, стремится самостоятельно овладеть действиями с этими предметами. Главное – не подавлять его инициативу, поддерживать стойкий интерес к делу.

«Я сам!» − решительно произносит малыш и тут сталкивается с определёнными трудностями. Всё, что так легко удаётся взрослому, становится недосягаемым для него самого: пуговица не желает нырять в прорезь, ложка летит на пол. Малыш на грани отчаяния. Теперь он умоляюще смотрит на взрослого, помощь которого он только что упорно отвергал. Следует воспользоваться такой ситуацией. Умение ставить перед собой цель у ребёнка имеется, необходимо обучать его умению реализовывать эту цель в практических действиях. Малыш готов к обучению, он желает этого. Теперь уже взрослому следует менять стиль отношений с малышом: делать всё не за него, а вместе с ним. Так вступает в свои права педагогика сотрудничества. Начинается этап деятельности, когда ребёнок с радостью и удовлетворением действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к объяснениям, старательно подражает во всём.

Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. От того насколько грамотно взрослый будет направлять развитие самостоятельности ребёнка, зависит его дальнейшее развитие личности. Если лишить ребёнка активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнёт отставать умственно, но и навсегда потеряет чувство сопричастности с ним, утратит желание постигать новое. Могут потеряться рациональные зёрна раннего трудового развития человека, которые должны быть « посеяны» уже на втором году жизни, в ту благоприятную пору, когда у детей самой природой ярко обозначена потребность в действии.

Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видение м мира, типом поведения, видами деятельности .

Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Организация в ДОУ образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно со взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т. д. Другими словами, задача раннего возраста – сформировать навык самообслуживания – очень важный навык для полноценного развития ребёнка.


Поэтому целью нашей работы является: показать роль самообслуживания в развитии ребёнка раннего возраста, раскрыть особенности руководства педагогом организацией самообслуживания в ДОУ, показать результаты достижения более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми раннего возраста.

1. Теоретическая часть

1.1. Компоненты становления самостоятельности

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.

В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.

То, что для взрослых кажется простым, несложным, от малыша может потребовать больших усилий.

Зашнуровать ботинок, застегнуть « непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Различают три компонента становления самостоятельности :

− Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.

− Появление первых элементов планирования – ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.

− Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.

В первой половине года начинается этап деятельности, когда ребёнок с радостью действует рядом со взрослым, следит за движениями, подражает во всём. Крайне важен для малышей этот этап. Взрослый обогащает малыша знаниями, совершенствует его умения и навыки. Способы действий с предметами домашнего обихода (одежда, посуда, мебель) стабильны, что облегчает задачу успешного их усвоения. На первых порах ему трудно овладеть умением есть с помощью ложки. Всё его внимание сосредоточено на пище. Постепенно он начинает устанавливать связь между действием и тем, на что оно направлено. Ребёнок начинает прилагать усилия, чтобы достичь желаемого результата, он знает, как это делается. Мотив, непосредственные практические действия и результат выступают для ребёнка в роли активаторов. Становятся понятной неиссякаемая деятельность малыша.

Со второй половины года у ребёнка происходит качественный скачок в развитии речи.

Теперь он уже по собственной инициативе обращается к взрослому: «А как?» или «Посмотри, получилось!». Ему нужна поддержка взрослого. Родители, сопровождая показ объяснением, учат малыша первым элементам планирования. Вымыть руки перед обедом – значит совершить ряд действий в определённой последовательности. Для этого следует засучить рукава, правильно держать руки под струей, чтобы не бежала вода по локтям на пол, намылить руки и тщательно смыть мыло. После этих действий следует снять своё полотенце, насухо вытереть руки, повесить полотенце на место, с помощью зеркала проверить опрятность своего внешнего вида (в одежде, причёске) и только после этого идти к столу.

Всё более возрастающая самостоятельность ребёнка способствует успешному овладению навыками правильного поведения среди людей. Малыш учится благодарить за оказанную услугу, не шуметь за столом, пользоваться салфеткой, носовым платком.

Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со взрослым способствует тому, что ребёнок по собственной инициативе переносит освоенные способы действий на другие предметы, учится самостоятельно действовать в новых для него условиях.

С ростом уровня умелости растёт желание быть независимым от взрослых. Ребёнок уже не говорит: «Я сам!», но в его самостоятельных действиях уже много рационального. В них аккумулируется знания, умения и навыки, а также опыт предшествующей деятельности. Овладения способностью соотносить результат с намеченной целью – это третий компонент в становлении самостоятельности. Этому предстоит ещё научиться.

А пока малыш начинает проявлять инициативу, стремиться быть на равных со взрослым, действовать вместе с ним. Теперь он уже сам моет руки, взбирается на стул.

1.2. Роль самообслуживания в развитии ребёнка

Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук .

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Базовые навыки самообслуживания

Навыки опрятности :

1. При небольшой помощи взрослых пользоваться:

− носовым платком;

− полотенцем;

− горшком;

− расчёской;

− салфеткой.

2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.

Навыки приёма пищи :

1. Жевать с закрытым ртом.

2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в неё еду, поднести ко рту).

3. Пить из чашки, держа её двумя руками.

4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.

Навыки одевания и раздевания:

1. Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

2. Застёгивание пуговиц, завязывание поясков, бантов на одежде при небольшой помощи взрослых.

Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:

− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива . Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

1.3. Организация самообслуживания в ДОУ

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

В условиях ДОУ навыки самообслуживания у детей раннего возраста можно формировать разнообразными методами.

1.4. Методы формирования навыков самообслуживания

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:

I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

− Показ действия.

− Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

− Метод приучения (систематические упражнения).

− Целенаправленное наблюдение (питает детский опыт, исподволь формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на формирование навыка).

− Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой – одеть куклу, умыть и т. д.)

II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

− Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

− Рассматривание иллюстраций, картин (« Дети моют руки», « Дети обедают» и т. д.).

− Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

2. Практическая часть

Формируя у детей навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно.

В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что даёт возможность усложнять требования, например, учить их завёртывать рукава.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Повседневные упражнения позволяют научить детей есть быстрее, опрятнее.

Готовясь к завтраку или к обеду, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребёнок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к ребёнку, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи.

В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Воспитатель учит малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определённую последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду. Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании картинок.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребёнка со взрослым.

В процессе целенаправленной работы используется весь арсенал методов формирования навыков самообслуживания детей. Данная работа предусматривает двухгодичный период обучения: в группе раннего возраста (от 1 года до 2-х лет), а затем в I младшей группе (от 2-х до 3-х лет).

Опыт нашей работы показал, что при систематическом, целенаправленном, грамотном педагогическом руководстве становления самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания дети достигают хороших результатов. Затем, при переходе в группы дошкольного звена, меньше испытывают трудностей при адаптации, а также быстрее осваивают любую другую деятельность, так как у них уже заложены основы самостоятельности.

Реализуемая в нашем ДОУ Основная общеобразовательная программа разработана на основе Программы целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности «Детский сад – Дом радости» (автор). Ведущей позицией Программы является воспитание ребёнка как интегральной индивидуальности в разных видах деятельности. Стержнем интеграции является выполнение любого вида деятельности на уровне самостоятельности. При этом основы самостоятельности закладываются именно в раннем возрасте.

С целью повышения качества образовательного процесса по воспитанию детей самостоятельности в процессе формирования навыков самообслуживания нами ведётся мониторинг уровней овладения необходимыми навыками и умениями. С 2011-12 учебного года данный мониторинг ведётся по образовательным областям. Согласно Основной общеобразовательной программе МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад» формирование навыков самообслуживания является содержанием образовательной области «Здоровье».

Анализ данных мониторинга сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста показывает стабильную положительную динамику. Так, в сентябре 2009 года, дети, придя в группу раннего возраста, не имели навыков по самообслуживанию (практически у 100% детей не было сформировано ни одно умение по самообслуживанию). На протяжении всего 2009-10 учебного года велась большая работа по формированию навыков умывания, одевания, приёма пищи и пр. В мае 2010 года уже были заметны результаты: 9 детей (56,2%) уже могли обслуживать себя самостоятельно. А к концу следующего года обучения (в мае 2011 года) 11 детей (68,7%) освоили навыки умывания на уровне самостоятельности, 11 детей (68,7%) – навыки одевания, 9 детей (56,2%) – навыки приёма пищи.

В сентябре 2011 года набрана новая группа раннего возраста. Результаты мониторинга вновь показали, что практически все навыки самообслуживания у детей не сформированы. В данное время ведётся целенаправленная работа по их формированию

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Заключение

Самостоятельность имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей.

Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определённую последовательность действий.

Формирование навыков самообслуживания у детей является для них жизненной необходимостью.

Литература

1. Нечаева дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1983

2. Теленчи основы воспитания. – М.: Просвещение, 1987

3. Смирнова условия воспитания детей в ДОУ. – М.: Просвещение, 1980

4. Моржина навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М.: Теревинф, 2006

6. Елисеева для маленьких. – М.: Просвещение, 1983

7., Елисеева для дошкольников. – М.: АСТ, 1996

8. Этот удивительный ранний возраст // Дошкольное воспитание. 1991. № 2. С.70

9. Истоки самостоятельности // Дошкольное воспитание. 1991. №7. С.67

Надежда Новожилова
Формирование навыков самообслуживания

Важное значение в жизни человека имеет труд, причем труд добросовестный, в котором нет места лени, нерадению и неаккуратности.

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства . И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи , купание, умывание, уборка постели и комнаты и т. д.).

Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе . Оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства. В детских учреждениях обучение самообслуживанию составляет целое направление работы специалистов. С детьми, не посещающими детские сады, занимаются родители.

Помощь родителей в зависимости от возраста ребенка может осуществляться на различных уровнях :

– совместное действие, сопровождаемое комментарием;

– частичная помощь действием;

– помощь в начале действия;

самостоятельное осуществление действия ребенком под комментарий родителя;

– полностью самостоятельное осуществление действия ребенком.

В соответствии с современными требованиями содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд » , позволяющими обеспечить ориентировку ребёнка в данной области в соответствии с физическими и психическими возможностями детей. (Слайд 2) .

Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процессов самообслуживания возникает и активно развивается уже на втором году жизни, когда ребёнок способен сам пить и есть, надеть или снять маечку, платье, намылить руки и пр. Как видим, раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направлены на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность . Осуществляется переход ребёнка от общей оценки к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие (Слайд 3) .

В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Это приводит к освоению качественно иной социальной позиции, связанной с осознанием себя как субъекта.

Самообслуживание как вид труда объединяет одевание, раздевание, умывание и пр. Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, воспитатель помогает ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и пр., из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.) . Каждому из микропроцессов свойственны : целеполагание, набор определённых действий, своя последовательность выполнения, контрольно – проверочные умения, результат. Поэтому, именно в микропроцессах, у детей впервые возникают постановка цели, поиск и освоение способов её достижения, зарождаются контрольно – оценочные умения (Слайд 4) .

Исследовательская работа в дошкольных учреждениях позволила выявить основные педагогические условия овладения ребёнком позиции субъекта в самообслуживании (Слайд 5) .

1. Последовательное освоение ребёнком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса.

2. Наличие у воспитателя многообразия приёмов, стимулирующих стремление ребёнка к самостоятельности , освоение способов самоконтроля , оценки результата и его коррекция для достижения удовлетворительного качества.

3. Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребёнку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных особенностей.

4. Создание в группе развивающей материальной среды.

5. Взаимодействие воспитателя с родителями малышей.

Я как воспитатель ставлю перед собой ряд задач (Слайд 6) :

1. Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку и т. д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.) .

2. Научить соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом во время еды.

3. Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования; правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы).

4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, .

5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и т. д.)

В детском саду созданы основные условия для успешного формирования навыков самообслуживания : рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых (Слайд 7) .

Работа по формированию навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ необходимо поддерживать у детей стремление к самостоятельности . Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. Приучать детей этого возраста к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. После 1 года малышей учат, есть ложкой густую пищу, а после 1,6 мес. - суп. В этом возрасте уже необходимо приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого, после еды благодарить взрослого (как умеют) . По мере взросления ребенка его продолжают учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Взрослый должен сознательно содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам необходимо приучать ребёнка раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, расстёгнутые сапоги или туфли, рейтузы, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия : снимать и одевать перечисленные одежду и обувь в определённом порядке. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, причёску, аккуратно и в определённой последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание на порядок в комнате.

Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам) .

Кроме того, необходимо уже в этом возрасте воспитывать элементарные навыки культуры поведения . Для этого взрослому нужно неуклонно продолжать формировать поведение детей , соответствующее нормам и правилам : садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать; не шуметь, когда дети ложатся спать; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать.

Закрепляют умение благодарить после еды взрослых, задвигать стул. У малышей до 3 лет процесс самообслуживания связан с процессами одевания, раздевания, приёма пищи, а также с соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т. п.) . Зачастую усилия детей раннего возраста, т. е. до 3 лет, не достигают результата (туфли не одеваются, обе ноги попадают в одну штанину, пуговицы «влезают в чужие домики» и т. п.). Малыши стараются, именно поэтому взрослому не стоит спешить ему на помощь, пусть ребенок попытается что-то сделать самостоятельно . Когда ребенок попросит о помощи, прежде чем помочь ему, похвалите его за проявленное трудолюбие.

Формирование навыков самообслуживания в этом возрасте начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом педагог старается создать хорошее настроение у детей, используя стихотворения, потешки, песенки : «Чистая водичка моет Лизе личико, Сереже ладоши, а пальчики – Алёше» .

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Она сопровождает свои действия словами : «Вот кукла Маша сняла шапку и положила её на верхнюю полку в шкафчик. Посмотри, Маша, сейчас Серёжа и Алена снимут шапки и положат их в шкафчик на полку». И так далее. В процессе обучения необходимо доброжелательное поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность ребят, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий.

Дети 2-3 лет с помощью взрослого учатся раздеваться в определённой последовательности (расстёгивают пуговицы спереди, молнии, застёжки на обуви, аккуратно складывать вещи.

У ДЕТЕЙ С 3 ДО 4 ЛЕТ необходимо развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания , важно сохранять их стремление к самостоятельности , которое является самым великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия . От воспитателя требуется огромное терпение, педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.

Как и для детей до 3-х лет, решающую роль имеют игровые приёмы. Именно они помогают воспитателю более активно воздействовать на ребёнка. Предположим, воспитатель вносит новую большую куклу и говорит детям, что она будет жить с нами. Дети знакомятся с куклой, выделяют ей место в шкафу для одежды, в комнате, где спят дети вместе с воспитателем устанавливают кроватку, в кухне отводят место за столом, где она будет кушать и т. д. затем учат куклу навыкам самообслуживания , а кукла в свою очередь даёт оценку действиям детей. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Это особенно важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера : «Посмотрите, как Лиза правильно и быстро сапожки надела» .

При обучении детей навыкам самообслуживания даёт хороший результат чтение потешек, небольших стихотворений. «Буль, буль, буль, журчит водица. Все ребята любят мыться» . Или : «Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться» - приговаривает воспитатель, одновременно показывая детям приёмы умывания.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно , вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать : «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».

Действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др. Сюжеты воспитатель вполне может придумать сама : «Как зайка умывается» , «Как медвежонок учит Зайку есть красиво и правильно» и т. п.

Педагогу следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести на батарею для просушки после прогулки мокрые варежки и т. п. не следует одобрять небрежность и неряшливость.

Кроме того, следует поощрять попытки детей помогать друг другу. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания случаи иждивенчества.

У ДЕТЕЙ С 4 ДО 5 ЛЕТ необходимо совершенствовать умение самостоятельно одеваться , раздеваться. Следует приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать) . Педагогу необходимо воспитывать у ребёнка этого возраста стремление быть всегда аккуратным, опрятным.

Усложнением в навыках по самообслуживанию для этого возраста детей является формирование у них навыка и умения самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания работы за столом – рисования, лепки, аппликации (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.) .

Постепенно содержание труда расширяется. Педагог должен уделять внимание формированию исполнительности , умению доводить начатое дело до конца : одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематического контроля действий ребёнка.

В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи . Но необходимо следить за тем, чтобы дети не злоупотребляли добротой братьев или сестёр. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки по самообслуживанию .

В этом возрасте чаще использовать такие методические приёмы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребёнка. Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании . Но одновременно следует помнить, что приём объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить ребёнка делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи : не убрал вещи на место после прогулки, будешь потом долго искать; не повесил аккуратно вещи, после сна будешь ходить в мятой одежде, и т. д.

У ДЕТЕЙ С 5 ДО 6 ЛЕТ продолжают вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

Задача педагога состоит в том, что он должен совершенствовать у дошкольников этого возраста умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место) .

Воспитателю следует закреплять умение замечать и самостоятельно устранять неполадки в своём внешнем виде. В этот возрастной период нужно формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам своих братьев, сестер, сверстников. Развивать желание помогать друг другу.

Таким образом, продолжается работа воспитателя по совершенствованию навыков самообслуживания . Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно (понимал необходимость чистить зубы, полоскать рот после еды и т. д.) ; видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не почистил ботинки – они имеют неряшливый вид; поспешила, не причесалась – волосы лезут в глаза).

В этом возрасте дети самостоятельно одеваются и раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафу. У ребенка продолжают воспитывать потребность в чистоте. Он должен без напоминаний взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые делают это наспех, поэтому необходим контроль выполнения процесса. Целесообразно следить за тем, пользуются ли ребенок носовым платком, бережно ли относится к своим личным вещам.

Воспитатель должна приучать ребенка 5-6 лет бережно относиться к своим вещам, чистить, просушивать одежду и обувь.

Ребенок этого возраста уже вполне умеет пользоваться ножом и вилкой. Его обучают есть аккуратно, красиво, не разговаривать с набитым ртом.

В процессе совершенствования навыков самообслуживания у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам. Воспитатель обязательно отмечает случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ актуальным остается воспитание потребности трудиться. В формировании навыков самообслуживания необходимо продолжать закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить) . Кроме того необходимо приучать ребёнка этого возраста относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к непосредственно образовательной деятельности, проводимой за столом, без напоминания по окончании работы убирать своё рабочее место.

Несмотря на то, что многие навыки у ребёнка уже сформированы , некоторые действия (мытьё рук, чистка зубов, полоскание рта после еды, подчас выполняются формально . Воспитателю от случая к случаю необходимо напоминать ребёнку о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая ему, что небрежность в выполнении тех или иных действий может привести к печальным результатам (стоптанные задники туфель будут натирать ноги и т. п.) .

Дети в этом возрасте способны следить не только за своим внешним видом, но и за внешним видом своего младшего брата или сестры. Они уже вполне могут, по подсказке воспитателя, в тактичной форме предложить помощь своему братику или сестренке, подсказать, что у него или у неё не так во внешнем виде.

Периодически воспитатель должен контролировать, как дети поддерживают порядок в своих шкафах и ящиках столов. Это задание педагог может поручить ребёнку.

В этом возрасте следует приучать ребёнка при необходимости стирать свой носовой платок, испачканные носки, ленточку, мешочек для спортивной формы , сметать с нижней полки шкафчика для обуви песок, принесённый на подошвах обуви.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка .

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее , если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно .

Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Лекция 4

Раздел 2. Содержание трудового воспитания дошкольника

Тема 2.1. Содержание труда по самообслуживанию

ПЛАН

2. Методика формирования навыков самообслуживания. Младший возраст.

3. Методика формирования навыков самообслуживания. Средний возраст.

4. Методика формирования навыков самообслуживания. Старший возраст.

5. Руководство самообслуживанием.

Вопросы:

1.Раскройте содержание труда по самообслуживанию в дошкольном возрасте.

2. В чем заключаются основные методические приемы по формированию навыкам самообслуживания в каждой возрастной группе?

Самостоятельная работа студента

1. Разработать для детей схему мытья рук.

Литература:

1. Воспитание дошкольника в труде. Под ред. В. Г. Нечаевой. Изд-во «Просвещение», М., 1974 г. – С.28-35.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью , в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания.

Умывание, одевание и т. д. могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Самообслуживание связано с простыми операциями, характеризующимися большим однообразием, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию.

При правильно организованном педагогическом процессе повседневность труда по самообслуживанию создает в сравнении со всеми другими видами труда наиболее благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно усваивал нужные навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении. Это служит одной из причин использования данного вида труда в большей мере в младших группах детского сада.

Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневно выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют определенные трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива и осознают себя как часть этого коллектива. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Через него ребенок узнает цену заботам о себе и приобретает умение действенно заботиться о своих близких и родственниках. Поэтому труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом.

Самообслуживание - это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться лишь путем кропотливой систематической работы детского сада и семьи.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него .

Результат, которого он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся - можно идти на прогулку, убрал игрушки - можно садиться заниматься.

Обслуживая себя, ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Для ребенка 3 лет каждый из этих процессов привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворяет его потребность в деятельности и выступает как задача, которую надо решить самому: надеть ботинки, зашнуровать их правильно, застегнуть пуговицы на пальто, пристегнуть резинку. Выполняя эти действия, ребенок напрягает усилие воли, все его внимание поглощено этим процессом.

Трехлетняя Галя вытирает руки после умывания, с усилием трет полотенцем ладошки, потом вытирает каждый палец. Она внимательно следит за тем, что делает, не разговаривает, не смотрит по сторонам. Когда воспитательница обращает внимание Гали на то, что один конец полотенца опустился до пола, Галя перестает вытирать руки, подбирает полотенце, а потом с той же сосредоточенностью продолжает вытирать руки.

"Слава, возбудимый, рассеянный мальчик, надевает чулки. Он поглощен этой работой, не обращает внимания на то, как сидящий с ним рядом Саша стучит ботинками, он не отвечает на вопрос Ларисы, которая стоит перед ним и несколько раз его спрашивает: «А ты нашу Таню знаешь?»

Совсем иначе ведут себя дети средней группы. Одеваясь, они разговаривают между собой, замечают, что делают другие.

Валя, собираясь на прогулку, зашнуровывает ботинки, при этом разговаривает с сидящей рядом Любой, замечает, что у сидящего напротив Виталика упал шарф, и говорит ему об этом, затем спрашивает воспитательницу, можно ли ей сегодня открыть сарайчик с игрушками. Она действует свободно, уверенно. Привычные действия не требуют напряжения внимания.

Дети 6-7 лет, принимая участие в бытовых процессах, чувствуют себя очень уверенно. Так, Толя, не отвлекаясь, быстро оделся сам и помог младшей сестре одеться. При этом он все время учил ее: «Надо все делать самой. Ты уже большая. Надевай вот так платье. А застежка у платья должна быть спереди. Правильно». Его движения быстры, навыки прочны, действия осознанные.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка . Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Являясь главным содержанием трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста, самообслуживание постепенно уступает свое место другим видам труда, однако значение его велико и на ступени старшего дошкольного возраста.

Методика формирования навыков самообслуживания.

Младший возраст

Формируя у детей младших групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении полутора-двух месяцев добиться значительных результатов.

Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной последовательности. Взрослый показывает одному-двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь, - чисто и аккуратно», - говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением.

Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время воспитатель проявляет большую активность, чем ребенок. Подведя малыша к умывальнику, воспитатель говорит: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом взрослый незаметно для ребенка помогает ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например учить их завертывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком, воспитатель привлекает их к помощи сверстникам, предъявляет более высокие требования к качеству умывания.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.

По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижения. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приемы воспитателя обязательно сопровождались словом, объяснением.

Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымыл руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим, какие они чистые». К 3 годам эта привычка может быть сформирована.

Чтобы достигнуть положительного результата в воспитании у детей самостоятельности во время умывания, надо учитывать опыт, накопленный каждым ребенком. Некоторые дети, придя в первую младшую группу из яслей, уже имеют навыки самообслуживания. Это значительно облегчает работу воспитателя. Конечно, и этим детям нужна помощь взрослых, контроль, напоминание. Их воспитатели ставят в пример: «Посмотрите, как Толя хорошо умывается и вытирается». Другие дети стараются подражать ему .

Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть,- правильно и аккуратно держать ложку и т. д.

Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Воспитатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно, не отвлекая других детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно ведут себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.

Воспитатель организует систематический контроль за правильным пользованием салфеткой.

В одевании и раздевании дети 3-го года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Педагог объясняет няне, как нужно учить малышей одеваться, раздеваться, соблюдая при этом определенную последовательность: что в первую очередь снять или надеть, куда положить одежду.

Обучая всему этому ребенка, взрослый одновременно побуждает его активно участвовать в самом процессе одевания: надеть носки, рейтузы, валенки, достать из шкафа пальто и др. Помогать раздеваться следует в первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются.

Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно начинает делать то же самое. В следующий раз воспитатель помогает больше другому ребенку, а вчерашнего подопечного проверяет. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки, поставить обувь на место.

Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздеваться, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании сюжетных картинок (например, картинка «На прогулку»).

По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Витя сегодня оделся первый, и посмотрите, как аккуратно».

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумать сами, используя факты из жизни детей группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют; «Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол» и т. д.

Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая» и др.). Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным, можно использовать песенки, потешки.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребенка со взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.

Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми. В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Воспитатель вместе с Верой (2 года 1 мес.) и Сашей (2 года 2 мес.) рассматривают картину, на которой изображен мальчик во время умывания.

Воспитатель. Кто это? (Показывает на действующее лицо.) Правильно, мальчик. А что он делает?

Саша. Моет... вот... ручки.

Воспитатель. Да, мальчик моет руки. Посмотрите, он подставил ладошки под воду и трет их вот так (делает круговые движения руками). Покажите, как мальчик моет руки.

Дети шлепают ладошками по тыльной части рук и произносят: «Вот так, вот так».

Воспитатель. Мальчик моет руки, и они будут чистые. А мама его похвалит: «Ах, какой хороший у меня сыночек! Он сам моет руки!»

Наблюдая, как другие выполняют ту или иную работу по самообслуживанию, воспитатель задает вопросы, побуждающие детей обращать внимание на способ реализации трудовой задачи . Например, показ настольного кукольного театра «Игрушки куклы Тани» (Содержание его просто. У Тани много игрушек: кубики, посуда, животные. Она их бережет, после игры убирает на место.) воспитатель закончил вопросами (от лица куклы): «Есть ли у вас, дети, игрушки? Убираете ли вы их после игры, как это делаете?» В заключение воспитатель обобщает ответы детей - беречь игрушки, самим наводить порядок.
Важное значение для воспитания навыков самообслуживания и самостоятельности имеет наблюдение за этим видом труда других детей .

Воспитатель привлекает внимание ребят к внешнему виду Сони (2 года 4 мес):

- Дети, посмотрите на ноги Сони и скажите, туфельки у нее расстегнуты?
- Нет, - слышатся голоса детей.
- Давайте спросим Соню, кто помог ей застегнуть пуговички, - продолжает воспитатель.
- Полина Ивановна (няня), - отвечает Соня.
- Славная у нас няня, добрая, внимательная, - заключает педагог.- Она нам помогает.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.


Похожая информация.


Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Основные виды труда в детском саду - это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно – гигиенические процедуры).

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию.

Во время практики я учила детей выполнять работу самообслуживанию. Но теперь уже я помогла им правильно подойти к реализации сложной задачи, показывает, как проще и лучше выполнить ее. Продолжается контроль за тем, чтобы каждая вещь была положена на определенное место, чтобы дети после игры убирали игрушки. Достигается это путем предъявления постоянных требований. В детском саду детей я продолжала приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги. Это воспитывает в детях аккуратность.

Хозяйственно – бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядке в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Хозяйственно-бытовой труд детей старшего дошкольного возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности.

В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие.

В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно - бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую - то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, я старалась обсуждать с детьми выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Я помогала всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять.

Основная форма организации хозяйственно - бытового труда детей старшей группы - включение их в коллективную трудовую деятельность общественного значимого содержания.

Дежурства - более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство по подготовке к занятиям требует от детей сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, я предлагала дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство по уголку природы организуется со старшей группы, т. к. оно требует большого объема знаний о природе.

Если дежурство вводится впервые, то непосредственно перед его введением проводила специальное обучающее занятие. Оформила уголок дежурства вместе с детьми. Оформлять можно по-разному в зависимости от фантазии и умений воспитателя и детей. Вместе с детьми отмечала ежедневно кто, где и когда дежурил. Использовала фотографии детей, картинки, кармашки и т. п. В уголке дежурства были халаты, косынки, колпачки, также тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли, и т. д. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели. В конце дежурства обсуждали с детьми качество выполненной работы. Если были допущены ошибки, обсуждали их только с дежурившими. Назначение дежурных проводится ежедневно, в старших группах возможно назначение на 2-3 дня. В процессе дежурства соблюдали санитарно-гигиенические условия. Обязанности дежурных усложняются постепенно. Таким образом, несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей.

Труд в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Я во время практики учила детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.

Дежурства по уголку природы начинается в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания.

При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, мы сообща выполняли одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делила на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (Н-р, 5-6 детей поливают цветник или собирают плоды) .

В начале учебного года дети старшего дошкольного возраста в ДОУ выполняли ежедневные поручения по уходу за растениями уголка природы. Дежурства по уголку природы вводятся в конце сентября - начале октября. Предварительно проводили беседы о комнатных растениях, которые там находятся, о приемах ухода за ними, об условиях, необходимых для их роста и развития; рассказать о повседневных обязанностях дежурных. Дежурные назначались ежедневно. Число их зависит от количества объектов в уголке природы. Я помогала дежурным распределить работу. Постоянное доброжелательное мое внимание к работе дежурных, своевременная помощь и поддержка очень необходимы детям, особенно в первые недели их работы. Весной детей привлекали к пересадке и размножению комнатных растений. Готовиться к этой работе необходимо заранее. Осматривали все растения вместе с детьми, отбирает те, которые нуждаются в пересадке; подготавливает землю, песок, горшки разных размеров, черепки, совки, заостренные палочки, раствор марганца. Основную работу по пересадке выполняет воспитатель сам. Дети помогают очистить землю от камешков, щепочек, просеивают ее. В это время педагог закрепляет представления воспитанников о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, почка) .

Итак, основной формой работы в уголке природы для воспитанников старшего дошкольного возраста являются систематические дежурства, которые вводятся с самого начала года. Чтобы заинтересовать детей старшей группы целенаправленными наблюдениями, нужно ввести «Дневник уголка природы», куда дежурные будут зарисовывать замеченные ими изменения в развитии растений, повадки животных. Интересно время от времени всем вместе просмотреть эти зарисовки, вспомнить, что и как выращивали, что наблюдали. В «Дневнике рисовать могут только дежурные и только то, что делали и что заметили, - такое правило надо установить. Наблюдая за детьми во время их дежурства в уголке природы, я заметила, как они работают. Как относятся к своим обязанностям, какое дело их больше увлекает.

Большая часть наблюдений и работы в уголке природы я проводила утром, до завтрака, или после дневного сна.

Трудовую деятельность проводила регулярно. Старалась приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетически потребностей человека. В его содержание входит изготовление подделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: