Значение эмоций. Воспитание чувств ребенка

Выступление Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы, Венкатагири, 09.09.1958 . Сатья Саи говорит, том 1.

Еще час назад организаторы этой встречи нервничали из-за того, что Я будто бы могу не прийти. Услыхав, что Годавари вышла из берегов, а Я нахожусь в Раджахмандри, они заранее примирились с разочарованием и начали лихорадочно подыскивать замену. Они сразу испугались, что Я не смогу преодолеть вышедшую из берегов реку и прибыть на встречу вовремя. Но, исходя из факта, что Я разрешил им объявить о Моем прибытии на это собрание, они должны были прийти к заключению, что вода спадет, и что Я непременно буду здесь. Если уж из Моих уст вышло Слово, все произойдет в соответствии с ним. Не сомневайтесь в этом. Гигантские волны успокаивались пред Рамой, а для Меня наводнение прекратилось вовремя.

Мы покинули Чеброль вчера в 11 часов вечера и прибыли в Нузвид на восходе. Оттуда мы ехали на автомобиле в течение дня, без единой остановки в пути, не замедлив хода даже тогда, когда увидели Кумарараджу и других возле моста на окраине этого города. Ибо Мне было необходимо появиться здесь в 5 вечера, как было обещано. Разрешите Мне выдать маленькую тайну: организаторы были застигнуты врасплох, их смутили слухи, будто Я задержусь, будто Мне невозможно будет ни написать, ни послать телеграмму, ни позвонить. Они попросили Меня о некотором времени, около двух часов, чтобы все уладить. Поверьте Мне, Мне ничто не сможет помешать, Моя воля всегда восторжествует. Те, кто распространяли слухи о том, что Я задержан наводнением, не ведают о Моей сущности.

Причина, по которой людей называют именами богов

Ничто не может задержать Меня или помешать Мне, бросить тень на Меня, пришедшего в данной Человеческой Форме, будьте уверены в этом. Ни волоска не может быть затронуто силами клеветы, недоверия или невежества. Моя Божественная Воля (Санкальпа) всегда преобладает. Мое задание должно быть выполнено. Моя миссия достигнет цели. Я пришел осветить человеческое сердце Божественным Светом, и избавить людей от заблуждения, которое уводит их с пути Мира (Шанти), и совершенной уравновешенности, рожденной Осознанием.

Эта школа ассоциируется с покойным братом Раджа Сахеба, человеком, вспоминавшим Мое имя даже в последние минуты своей жизни, и поэтому Я согласился торжественно открыть ее. Я обнаружил, что его имя является соединением нескольких прекрасных имен Бога, каждое из которых напоминает о божественной Славе. Они были сокращены до перечня отдельных букв, которые уже не имеют того аромата, вкуса и значения. Так делать — неправильно. Зачем лишать имя ореола, сокращая или вовсе уничтожая всю его ауру? Искаженный перечень букв, который мы имеем сейчас, кажется мне еще более запутанным, чем подлинное имя, которое, хотя и длинное, но зато оживляет в памяти одно из могущественных и совершенных имен Господа. В этом заключается причина, почему подобные имена рекомендовались Шастрами: ведь когда бы они ни упоминались, перед внутренним взором каждого мог явиться один из образов Господа, лучезарный и совершенный.

В самом деле, хорошо, что девушки этого города имеют теперь среднюю школу. Я ценю усилия всех, кто организовал ее, и Я вижу, что здание и оборудование очень хороши. Выслушайте Мое благословение в том, чтобы девушки, обучающиеся здесь, как и повсюду в других местах (так как все школы — Мои, вне зависимости от того, открывал Я их сам или нет), могли совершенствоваться в вере и праведном поведении (Дхарме), чтобы относиться ко всему благожелательно.

Учеников необходимо обучать также и древним дисциплинам

Бхарата (Индия) вновь должна принять на себя роль Учителя всего человечества, и поэтому каждый мальчик или девочка нашей земли должны воспитать в себе безупречный характер и вести строго моральную жизнь. Бхарата — это слово, образованное от Бхагавана и Ратхи (Бога и его постоянной спутницы) и также оно означает людей, посвятивших себя служению и духовному подъему Божественного в каждом. Поэтому наряду с обучением, которое вы получаете в настоящее время в подобных заведениях, помогающим вам зарабатывать на жизнь и придающим определенную «полировку» и «блеск», вы должны также изучать древние дисциплины, усмиряющие инстинкты, контролирующие порывы и вырабатывающие твердость характера. Это необходимо для вас самих, не говоря уже о той роли, которую должна сыграть в истории Бхарата.

Воспитание чувств и эмоций (Сикшана) — это процесс, в котором взаимодействуют учитель и ученик, он должен быть приятным и полезным для обоих, должен придавать импульс бодрости. «Кшана» значит — секунда, и Я бы хотел, чтобы каждую секунду вашей школьной жизни вы получали хороший урок. К примеру, когда учитель входит в класс, дети должны приветствовать его, это урок смирения, уважения к возрасту и учености, урок выражения признательности за оказанную услугу. Тогда и учитель решит быть достойным такого приветствия со стороны вверенных его заботам детей. Его работа превратится в бескорыстное и искреннее служение. Ученик должен уважать учителя не из страха, но из любви. Учитель должен избегать любых методов, связанных с запугиванием и давлением. Образование — процесс медленный, он похож на распускание цветка. По мере того как в безмолвии распускается один лепесток за другим, все более явным становится аромат цветка.

Лучший инструмент воспитания — пример, а не лекции

Помощь такому раскрытию будет максимальной, если учитель сам является прекрасным примером того, как соединить благоразумие, мудрость и ум (Вивеку) с деликатностью и дисциплиной (Винайей), а также с проницательностью и умением принимать правильные решения (Вичакшаной), если он не будет человеком, поглощенным исключительно монотонной проработкой заданий и натаскиванием к экзаменам. Пример, а не лекции — вот лучший инструмент учителя.

Особое значение здесь следует придавать воспитанию добродетельного характера. Ведь это школа для девочек. И такие черты характера, как скромность и вера в Бога, являются истинными украшениями женщин, которые хранят лучшие традиции нашей культуры и оберегают покой нации. Если пренебречь воспитанием характера женщин, наступит разруха, а не процветание, поверьте Мне. Поэтому направляйте все усилия образования на формирование характера учениц. Имея это, потом уже можно спокойно думать о построении остального курса обучения.

Ученики должны познать секрет счастливой жизни и то, как наладить счастливое сотрудничество с другими членами общества. В этом заключается долг и перед собой, и перед своей семьей, и перед окружающими. Его нужно выполнять с умом и радостно. Только тогда жизнь может оказаться гармоничной и плодотворной. Я заявляю, что процесс перестройки образования является частью Моей Миссии. Вскоре вы увидите, что Я займусь этим вплотную, и Я буду наказывать тех, кто лишь говорит, громко и долго, о восстановлении и сохранении духовных ценностей.

В нашей стране на таких девочках держится домашний очаг, и поэтому эта школа является основополагающим учреждением, очень важным особенно для вашего города. На нашей земле женщину почитают, на нее смотрят как на Лакшми в собственном доме — как на Богиню богатства, судьбы и красоты, как на Дхармапати или верную спутницу на пути к Богу и к самореализации, но еще и как на хозяйку дома.

Девочки должны бояться совершить нравственные ошибки

Если женщины в стране счастливы, здоровы и почитаемы, мужчины в этой стране будут отважны, честны и счастливы. Тхьягараджа (его имя значит — Владыка царства самоотречения) пел о том, что даже сильнейшие из героев, Кантадасы, и те подчиняются желаниям женщин, следовательно, женщины играют решающую роль в личном и общественном процветании. Поэтому Я бы не перегружал девочек изучением подробностей географии Америки, Австралии или Германии. Меня бы больше устроило, если бы они владели навыками установления тишины в разуме и гармонии в обществе, чтобы они умели услужить и поддержать экономический достаток. Пусть они совершенствуются в отвращении ко лжи и в страхе перед тем, как бы не допустить нравственной ошибки, это гораздо важнее, чем даже развитие страха перед Богом.

Пусть они узнают о радости, которую может принести помощь нуждающимся, именно помощь без всякой мысли о преимуществах, которые могли бы последовать вслед за проявленным вниманием. Пусть они узнают, как избавиться от эгоизма, который отравляет Служение (Севу). Даже опытные в этой сфере люди иногда начинают превозносить себя в качестве основателей и покровителей в деле помощи бедным и больным. Такое случается то тут, то там. Радость служения заключена в самом служении. Плоды служения — в победе над эгоизмом, а не в его раздувании.

Что следует воспитать в детях

Ученицам этой школы в дальнейшем суждена славная и ответственная роль матерей. Поэтому учителя, особенно в школах для девочек, решают важнейшую задачу: они формируют будущую историю нашей страны. Мать — это опора семьи, общества, нации и всего человечества. Матери должны владеть тайнами покоя ума, внутренней тишины, духовного мужества, удовлетворенности. В этом заключается величайшее богатство духовной дисциплины (адхьятмики), дарующей нескончаемую радость.

Мать должна передать детям ценность Намасмараны, то есть жизни с постоянной мыслью о Боге, ценность духовного и физического очищения. Она должна быть похожа на мать из истории, рассказанной Вивеканандой. Та мать посоветовала своему сыну, которому приходилось в одиночестве и без всякой защиты ходить в школу через лес, призывать Кришну.

Отец и мать должны помогать детям закрепить дома навыки, данные учителем в школе. Они должны знать, что проходится на уроках, а также следить, чтобы их собственное поведение и советы не противоречили тому, что ребенок узнал от почитаемого им учителя.

Учителя и родители должны заботиться, чтобы за эти годы, когда формируется характер, дети выработали необходимые полезные навыки и отношения. То, о чем прочитано в книгах, должно быть обдумано в тишине, в молчаливом созерцании. Это хорошее упражнение для умственного развития и для достижения спокойствия ума. Склонность спорить и ссориться по поводу любого недоразумения должна быть поставлена под контроль.

Дети не должны подвергаться наказаниям, причиняющим боль или иные физические и душевные страдания. У них следует воспитать чувство ответственности, по крайней мере, за сохранность и бережное содержание учебников. Они не должны с удовольствием хвастаться своими нарядами и украшениями, происхождением и богатством перед менее счастливыми товарищами по школе. Они должны быть обучены правилам личной гигиены. А важнее всего — привычке молиться в определенные часы.

Значение молитвы дома и в школе

Они должны быть приучены отправляться ко сну в 9 часов вечера и вставать в 5 часов утра. После того как будет умыто лицо и почищены зубы, они должны молиться и даже медитировать. Не надо думать, что позже в жизни будет достаточно времени для молитвы, например, в преклонные годы. Сейчас — самое время заложить основание привычки. Занятия в школе должны начинаться пятиминутной молитвой, которая должна твориться серьезно каждым в отдельности и всеми вместе. Она не должна превращаться в пустую формальность или в фарс, как это происходит в большинстве школ. Малейший признак пренебрежения, продемонстрированный школой в отношении молитвы, отложится в умах детей, и они сразу же распознают притворство. Поэтому относитесь к молитве как к основе всей системы воспитания мировоззрения в школе.

Когда прозвенит звонок после последнего урока, попросите учеников постоять немного в тишине, пусть они созерцают молчание минуту или две и только после этого расходятся. Ничто, кроме тишины, не может успокоить волнение нашего сердца. Учителя должны рассказывать детям вдохновляющие истории о святых и героях и прививать любовь к духовной литературе. Если школа будет развиваться в таком направлении, то деньги, так великодушно подаренные для ее строительства, будут израсходованы правильно, и Я абсолютно уверен, что эта школа за короткий срок превратится в очень полезное заведение.

«Воспитание всегда означает изменение». Если бы нечего было изменять, нечего было бы воспитывать. Какие же воспитательные изменения должны осуществляться в чувствах? Выше мы видели, что всякое чувство есть тот же механизм реакции, т. е. известного ответа организма на какое-нибудь раздражение среды. Следовательно, механизм воспитания чувств в общих чертах тот же, что и для всех остальных реакций.

Путем связывания тех или иных раздражителей мы можем всегда замыкать новые связи между эмоциональной реакцией и каким-нибудь элементом среды. Первым воспитательным воздействием станет перемена тех раздражителей, с которыми связана реакция. Всякий знает, что в детстве мы боимся не того, чего боимся потом. То, что вызывало страх и пугало, становится безопасным. Зато мы научаемся бояться многих таких предметов и вещей, к которым мы раньше относились доверчиво.

Каким же образом совершается этот перенос страха с одного предмета на другой? Простейший механизм - воспитание условного рефлекса, т.е. перенос реакции на новый раздражитель, который совершается всякий раз, как этот новый раздражитель совпадает с безусловным раздражителем прирожденной реакции.

Если пугающий ребенка факт сопровождается всякий раз другими какими-либо обстоятельствами, то эти обстоятельства сами по себе способны будут впоследствии вызвать в ребенке страх. Ребенок боится зайти в ту комнату, где ему хоть раз пришлось пережить страшное, он избегает тех предметов, которые присутствовали при его испуге. Отсюда первое правило воспитания чувства должно заключаться в следующем. Старайтесь так организовать жизнь и поведение ребенка, чтобы чаще всего сталкивались у него те раздражители, между которыми должно быть создано такое перенесение чувства.

Первоначально ребенок реагирует страхом только на приближение своих личных неприятностей, но допустим, что всякий раз, как грозит какая-нибудь неприятность его близким, матери или сестре, это будет связываться и с личной болью для ребенка. В течение недолгого срока у ребенка замкнется новая связь, и он будет реагировать страхом на приближающиеся неприятности и страдания, которые нисколько не затрагивают его лично, но грозят его близким. Из узкого эгоистического чувства страх может сделаться могучей основой широких и глубоких социальных чувств.

Мы также можем легко вывести из узкого личного круга все эгоистические чувствования, т. е. научить ребенка реагировать гневом не на свою личную обиду, но на обиду своей страны, своего класса, своего дела. И такая возможность широчайшего перенесения чувствований составляет залог воспитания, выражающийся в возможности совершенно новых отношений между индивидом и /104/ средой. Вот почему для педагога не может быть неприемлемых или нежелательных эмоций. Наоборот, он должен всегда исходить из так называемых низших, эгоистических чувствований как самых первичных, основных и сильных и уже на основе их закладывать фундамент эмоционального строя личности.

Поэтому и разделение чувств на низкие и высшие, эгоистические и альтруистические должно отпасть, так как всякое решительно чувство может быть направлено воспитателем в любую сторону и связано с любым раздражителем. Можно научить ребенка бояться как вскочившего у него прыщика или паука на стене, так и бедствий, поражения любимого дела, несчастья, постигающего близких. И то, что здесь сказано о страхе, в равной мере относится ко всему остальному. Другие эмоциональные реакции могут быть связаны с самыми различными раздражителями, и осуществить эту связь можно, только сталкивая в личном опыте ученика различные раздражители.

Иными словами, и здесь воспитательный механизм сводится к известной организации среды. Таким образом, воспитание чувствесть всегда, в сущности, перевоспитание чувств, т. е. изменение в направлении эмоциональной прирожденной реакции.

Есть еще один психологический механизм воспитания чувств, который присущ только эмоциональным реакциям и коренится в особенностях их склада. Этот механізм заключается в том, что не только указанным выше путем может замыкаться связь между реакцией и каким-либо событием. Возможно, чтобы чувство страха, скажем, связалось с таким раздражителем, который не был соединен в опыте с безусловным раздражителем страха, но в опыте ребенка соединялся бы с чувством боли, неудовольствия и т.п.

Достаточно этого для того, чтобы создалась так называемая предупредительная реакция. Так, ребенок в первый раз доверчиво тянется ручками к свету, но, один раз ожегшись, он уже начинает бояться огня и реагирует на его приближение резко выраженным страхом. В данном случае мы имеем замыкание новой реакции не путем установления условного рефлекса, а нечто другое: самостоятельную связь между двумя эмоциями, когда сильно пережитая эмоция боли вызывает эмоцию страха. Другими словами, эмоциональный эффект того или иного события, той или иной реакции оказывается причиной для установления целого ряда других эмоциональных связей. Если вы хотите, чтобы ребенок питал страх к чему-нибудь, свяжите наступление этого с болью или страданием для организма - и нужный страх возникает сам собой.

Эмоции приходится рассматривать как систему предварительных реакций, сообщающих организму ближайшее будущее его поведения и организующих формы этого поведения. Отсюда для педагога открывается в эмоциях чрезвычайно ценное средство воспитания тех или иных реакций. Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, /105/ чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение.

Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Всякий раз, как вы сообщаете что-нибудь ученику, позаботьтесь о том, чтобы поразить его чувство. Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как самоцель.

Прежнее воспитание бесконечно логизировало и интеллектуализировало поведение, и в результате возникало то страшнейшее «засушение сердца», то полное отсутствие чувства, которое делалось непременной чертой каждого человека, прошедшего такое воспитание. У современного человека все до такой степени автоматизировалось, его единичные впечатления до того соединились с понятиями, что жизнь протекает мирно, не зацепляя и не задевая его психики, и в отношении эмоциональном эта безрадостная и беспечальная жизнь без ярких потрясений, но и без больших радостей создает основу для того мелкого калибра чувств, который в русском литературном языке давно получил название обывательщины или мещанства.

Все мы потеряли вследствие такого воспитания непосредственное чувство жизни, и, между прочим, мертвый, бездушный способ обучения предметам сыграл немалую роль в этом обездушении мира и умерщвлении чувства. Кто из нас задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии, астрономии или истории, если подумать, что преподавание этих предметов должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства.

Эмоция не менее важный агент, чем мысль. Забота педагога должна заключаться не только в том, чтобы ученики продумали и усвоили географию, но и прочувствовали ее. Эта мысль почему-то обычно не приходит в голову, и эмоционально окрашенное преподавание является у нас редким гостем, большей частью связанным с бессильной любовью к своему предмету самого преподавателя, который не знает средств для того, чтобы сообщить ее ученикам, и потому обычно слывет чудаком.

Между тем именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию /106/ ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру. На уроках наших только при преподавании литературы, да и то в незначительной степени, признавалось необходимым в составе воспитательного процесса наличие эмоционального момента.

Греки говорили, что философия начинается с удивления. И психологически это верно в применении ко всякому знанию в том смысле, что всякому знанию должно предшествовать известное чувство жажды. Момент взволнованности, небезразличия должен необходимо служить отправной точкой всякой воспитательной работы.

Лучшим примером такого бесплодного бесчувствия служит маленький комический рассказ Чехова, имеющий глубокий смысл. Там рассказывается о том, как старый чиновник, никогда и нигде не учившийся, из опыта припоминает значение всех знаков препинания; он знает, что перед перечислением бумаг или аттестатов ставится двоеточие, что запятая отделяет фамилию и перечисляемых, другими словами, в его жизни и в опыте всегда были такие моменты, эмоциональный смысл которых обозначался этими знаками. Только восклицательного знака за все годы его работы ему ни разу не пришлось встретить; от жены он узнает заученное ею в пансиону правило, что восклицательный знак ставится для выражения восторга, восхищения, гнева, негодования и прочих чувств. Вот этих-то чувств и не было в жизни чиновника, и чувство бесконечного горя за глупо прожитую жизнь, возмущение и негодование заставляют его первый раз пережить сильный взрыв и в поздравительной книге начальника после подписи поставить три больших восклицательных знака.

Если вы хотите, чтобы ваши воспитанники не повторили жалкую жизнь чеховского чиновника, то заботьтесь о том, чтобы восторг, негодование и прочие чувства не прошли мимо их жизни, чтобы в ней было побольше восклицательных знаков.

Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференциального исчисления. И там и здесь человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы.

Другой, не лучшей крайностью эмоционального воспитания является чрезмерная и ложно раздутая чувствительность, которую следует отличать от чувства. Под чувствительностью надо понимать такие формы эмоциональных реакций, когда эмоция не связывается ни с каким действием и вся без остатка разрешается в тех /107/ внутренних реакциях, которые ее сопровождают. Джемс в качестве примера ложного чувства называет русских сентиментальных барынь, которые плачут в театре на представлении какой-либо чувствительной драмы и которым не приходит на ум, что их кучера в сорокаградусный мороз мерзнут на улице. Насколько эмоция могущественна и важна для действия, настолько сентимент бесплоден и ничтожен.

Что касается воспитания эмоций в собственном смысле этого слова, насущной педагогической задачей здесь является овладение эмоциями, т.е. такое включение их в общую сеть поведения, когда бы они тесно связались со всеми другими реакциями и не врывались в их течение нарушающим и расстраивающим образом.

Умение владеть своими чувствами психологически не означает ничего другого, как умение владеть их внешним выражением, т. е. связанными с ними реакциями. Поэтому чувство побеждается только через овладение его двигательным выражением, и тот, кто научится не кривиться и не морщиться при отвратительном вкусе, победит и самое отвращение. Отсюда та чрезвычайная власть над воспитанием чувств, которая принадлежит развитию сознательных движений и управлению ими.

«Трус, который примет гордую позу и с воинственным видом смело и открыто пойдет на врага, тем самым уже победил свою трусость». Мы знаем, что такие прославленные храбрецы, как Петр Великий и Наполеон, до припадков боялись мышей или насекомых. Следовательно, чувство страха было им ведомо, эмоциональные реакции были им присущи. Однако в бою они могли без дрожи стоять под пулями, потому что властвовали над своим страхом.

Это владение эмоциями, которое составляет задачу всякого воспитания, может с первого взгляда показаться подавлением чувства. На самом деле оно означает только подчинение чувства, связывание его с остальными формами поведения, целесообразную его направленность. Примером разумного использования чувства могут служить так называемые интеллектуальные чувства: любопытство, интерес, удивление и т.д., которые возникают в непосредственной связи с интеллектуальной деятельностью и руководят ею самым явным образом, хотя сами имеют чрезвычайно незначительное телесное выражение, исчерпывающееся большей частью несколькими тонкими движениями глаз и лица.

Игра, о которой мы говорили как о лучшем воспитательном механизме инстинкта, является вместе с тем и лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства, но она же учит ребенка не слепо следовать эмоциям, а согласовать их с правилами игры и с ее конечной целью.

Таким образом, игра представляет собой первые формы сознательного поведения, возникающие на основе инстинктивного и эмоционального. Она - лучшее средство целостного воспитания всех этих различных форм и установления правильной координации и связи между ними. /108/

Моральные чувства возникают при оценке поступков людей, анализе условий жизни и при совершении нравственных поступков. Важнейшим моральным чувством является чувство долга. В основе его лежит переживание общественных потребностей и необходимости их выполнения. К моральным чувствам относится также чувство доброжелательности к людям, сочувствие, негодование по поводу несправедливости, аморального поступка.

Значительное место в жизни людей занимает любовь -- моральное чувство, которое облагораживает любящих. Это чувство, связывающее мужчину и женщину, соединяет в себе как сочувствие и переживание, так и долг по отношению друг к другу. Его составными частями являются также радость от существования другого, нежность и тоска друг по другу.

Формирование нравственных качеств личности и особенно ответственности -- центральная проблема воспитания, одна из важных проблем в деле формирования нового человека. Во многих случаях от ответственности личности зависят наши успехи в экономическом строительстве и сфере социальных отношений.

Воспитание нравственных качеств личности на современном этапе развития общества актуализируется. Личность в современном индустриальном обществе поставлена в такие условия, что часто вынуждена полагаться только на собственные нравственные инстанции в ситуации выбора.

В патриархально-общинном мире межличных связей (разложение которых было ускорено промышленной и довершается научно-технической революцией) проблема совести спорадически возникала лишь для индивидов, возвысившихся в своем нравственном развитии над уровнем ближайшей общности. В широком же социальном масштабе конфликта между личной совестью и велением группы почти не существовало -- то и другое по самому своему существу совпадали, отклоняющееся же поведение и было аморальным, порочным, бессовестным. В современных же условиях социальные требования общества, нормы морали уже не, слиты так тесно с совестью личности и могут расходиться с ее нравственным сознанием. Личность, таким образом, не всегда ориентируется на мнение группы, экспектации окружающих и норм морали. Поэтому повышается значимость нравственности самой личности, особенно заостренности ее чувства ответственности, поскольку во многих случаях от деятельности личности зависит благополучие, а иногда и жизнь других людей.

Ответственность свойственна личности, которая находится на высоком уровне нравственного развития. Развитое чувство ответственности определяет отношение личности к себе и другим людям, коллективу, обществу в целом. Ответственность личности предполагает осознание ею своего долга перед обществом, умение оценивать свои поступки и согласовывать их с обязанностями.

К интеллектуальным чувствам относят переживания, которые связаны с умственной деятельностью,-- чувство нового, удивления, уверенности в силу разума, удовольствие от решения проблемы, неуверенность в истинности решения и т. д. В основе названных чувств лежит любовь к знаниям, которая может принимать различные формы и направления.

Высшим уровнем интеллектуального чувства является любовь к истине, которая заставляет человека упорно трудиться, преодолевать трудности в процессе познания, сознательно отказываться от других видов деятельности, для того чтобы больше времени посвятить поиску истины.

Воспитывать интеллектуальные чувства возможно только у развитого человека. Поэтому большое значение для развития интеллектуальных переживаний имеет всеобщее среднее образование молодежи. В процессе обучения в школе учащиеся овладевают основами знаний, которые способствуют развитию интеллектуальных чувств. Важное значение для становления интеллектуальных чувств имеет создание в нашей стране различных научных и технических обществ, издание научных и научно-популярных журналов, поощрение научной деятельности. Однако главнейшая роль в развитии интеллектуальных чувств принадлежит семье. Постоянное приучение детей с раннего возраста к интеллектуальным занятиям способствует как развитию способностей ребенка, так и порождает любовь к истине.

С моральными и интеллектуальными чувствами тесно связаны и эстетические переживания людей. Это чувство красоты, прекрасного. Эстетические чувства возникают в результате восприятия человеком явлений природы, произведений искусства, благородных поступков. Эти чувства имеют ряд градаций -- от легкого волнения, удовольствия, радости или грусти до настоящего эстетического восторга. В последнем случае наши эстетические чувства сливаются с моральными. Эстетические чувства имеют несколько форм своего проявления -- чувство возвышенного, трагического, комического и т. д.

Необходимым условием развития эстетического чувства является осознание молодежью необходимости развития духовного мира человека, культуры поведения, красоты человеческих отношений. Успех эстетического воспитания зависит от совершенствования системы и методов воспитания в средних и высших учебных заведениях, систематического знакомства учащихся с искусством, общение их с природой.

Нравственное, интеллектуальное и эстетическое воспитание способствует развитию активной жизненной позиции личности, т. е. системы ее взглядов и отношений к явлениям общественной жизни, к труду, материальным и духовным ценностям общества, к другим людям и себе самой.

Главная мысль консультации заключается в том, что нет определенной инструкции, как воспитать чувства у детей, так как каждый ребенок неповторим и индиводуален. Воспитание чувств происходит не по заранее продуманному плану, а в ситуациях, которые преподносит наша обычная жизнь. И чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Учить детей надо собственным примером, а не нравоучениями. Таким образом, цель воспитания чувств у детей в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров, все они достигли в жизни счастья и успехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Аленушка»

Консультация для родителей

на тему

«Воспитание чувств»

г. Жердевка

2017 г.

Сейчас много рассуждают о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринять?

Надо сразу признать, что у нас нет точной и проверенной инструкции. Ведь воспитание чувств не пропишешь в форме рецепта на каждый день. Сколько раз в день поцеловать ребёнка, приласкать его, сколько раз нахмуриться и повысить голос. Каждый ребёнок с рождения – индивидуальное и неповторимое создание. То, над чем один малыш смеётся,

другого доведёт до слёз. Некоторые дети с пелёнок отличаются «крутым нравом», а у иных глаза вечно на мокром месте. Кроме того, сама жизнь ежедневно создаёт множество ситуаций, когда нам приходится действовать без подготовки и долгих размышлений. Именно в таких неожиданных ситуациях более всего проявляется наше эмоциональное отношение к ребёнку. И для него в дальнейшем в жизни лучшим уроком становиться наше поведение в таких ситуациях.

В связи с этим можно сделать первый, самый общий, поучительный вывод. Он гласит, что воспитание чувств у ребёнка происходит тогда, когда мы сами этого не осознаём, а не по заранее продуманному плану, когда мы намеренно создаём какую-либо ситуацию в воспитательных целях. Будничная жизнь, в которой мы ведём себя непосредственно, искренне – лучший воспитатель чувств.

Второй поучительный вывод гласит, что чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Неверно утверждение, что «чувствам придёт черёд в своё время, такой маленький ребёнок всё равно ничего не понимает и не воспринимает». Ведь уже в три года, когда ребёнок, как правило, готов к поступлению в детский сад и впервые уходит из семьи в «общество», наступает иной этап эмоционального развития и возникают новые требования к воспитанию чувств. Дело не в том, что ребёнок до той поры общался с детьми в яслях в песочнице, у родственников, и т.д., а в том, что до перехода из младенческого в дошкольный возраст он был ещё недостаточно зрелым для общения, совместной игры, понимания другого ребёнка, восприятия его, как настоящего партнёра. Да и понятие будущего для ребёнка слишком туманно – отсюда и естественный «эгоизм» этого периода. Ребёнок, например, ни на минуту не может расстаться с дорогой ему вещью, потому что возможность получить её обратно ему неясна. Отдавая её другому ребёнку, он как бы теряет её навсегда и, естественно, не хочет с этим примириться. А мы терзаемся его эгоизмом. И, как правило, зря, потому что по мере взросления он придет к более правильному пониманию об отношении людей к нему самому. Отсюда третий поучительный вывод: надо учить детей принимать и отдавать, а также делиться тем что имеешь!

Надо помнить о том недостаточно любить ребенка и заботиться о его благе, необходимо любить людей, доверять им, проявлять к ним симпатию. Если мы сами способны на это, то и легко научим и своих детей и внуков.

Мы уже говорили, что нет универсального рецепта для воспитания чувств ребенка, но можно определить несколько правил.

Важно научить детей разделять радость других. Это одна из величайших жизненных ценностей. Кто умеет радоваться за других, будет много радоваться в жизни. Научиться этому просто, каждый день предоставляет множество возможностей. Зачем ждать праздника, чтобы вместе с ребенком приготовить приятные сюрпризы родным? Можно с ним вместе убрать в доме, приготовить ужин, сделать сувенир своими руками. Это будет приятно всем. Ведь сделано это не за награду, а просто так – из любви.

Воспитание чувств – отнюдь не только ласки и нежные вздохи над любимым существом. Любить кого-нибудь – означает предпринимать усилия для его блага, выдерживать и преодолевать неприятности во имя другого. Не следует, конечно, требовать от ребенка доказательств его любви, но надо осторожно и тактично внушить ему, что иногда придется жертвовать своими удовольствиями ради удовольствия других. Шажок на этом пути – угощение своим шоколадом или конфеткой. Потом поможем бабушке сделать покупки и ради этого оторвемся от своей игры, как бы хорошо нам не игралось. С дедушкой поработаем в саду, а папе будем подавать инструменты, которые ему нужны, передадим соседям просьбу мамы, хотя, что и говорить, вместо этих дел время можно провести гораздо приятнее. А уж такую мелкую неприятность, как укол, можно стерпеть из героизма и самоуважения, а не для того, чтобы порадовать маму и папу.

Воспитание чувств у детей дошкольного возраста предполагает закрепление дружеских отношений с другими детьми. Разумеется, дружба в этом возрасте еще непостоянна и неглубока, а ссоры обычное дело. Но именно эта ранняя дружба – основа более глубоких и прочных отношений в школьном возрасте и позже. Хорошо играть с другими детьми – означает вместе проводить время, радоваться, делиться игрушками. Таким путем ребенок осознает великую истину: самая большая радость в жизни – удовлетворение от общего дела, если оно удается. А удается оно лишь тогда, когда каждый вложит в него душу. Не надо высчитывать, кто сделал больше, кто меньше, но подчеркнем, что каждый должен внести свою лепту. Один делает одно, другой – другое, а в результате возникает, например, туннель в песке или удачная игра в дочки-матери.

Говоря о жизненной школе, нельзя забывать еще об одном неисчерпаемом источнике эмоционального созревания: совместные семейные ужины, минуты тепла и уюта, общие праздники. Хорошо, если семья хотя бы раз в день имеет возможность посидеть за столом, не отвлекаясь на рабочие дела или телевизор. Пусть каждый расскажет, как у него прошел день. Не беда, что дети многого не поймут. По тону нашего голоса, по интонации они прекрасно почувствуют нашу радость или огорчение, согласие или несогласие, нашу оценку событий. В эти минуты мы становимся самими собой. И это имеет куда большее воспитательное значение, чем любые мудрые назидания. И вовсе не идеален обычный порядок: ужин, вечерняя прогулка для малышей и марш в постель спать, чтобы взрослые могли хоть минутку отдохнуть. Именно эта совместная минута перед сном необычно важна для воспитания ребенка.

Если нам удается стать свидетелями детских игр в семью, в дочки-матери, мы удивляемся точности, с какой дети копируют наши слова, жесты, хорошие и плохие привычки. Делают это они с большим чувством и техническим совершенством. Ребенок принимает не только наши слова, но и наши убеждения. Дети перенимают не только наше отношение к близким людям, но и к людям вообще. Хороший пример исправит избалованного или эгоистичного ребенка. Стоит всегда помнить, что семейная жизнь чрезвычайно действенное воспитательное средство, и применять его следует разумно.

В процессе совместной семейной жизни с родителями и другими членами семьи вырабатывается отношение детей к еде, удобствам, труду, отдыху. Наши заботы, надежды, планы, беседы за общим столом – неотделимая составляющая воспитания для будущей семейной жизни. Поскольку нично в жизни не проходит бесследно, взаимоотношения повлияют позднее на собственную супружескую жизнь и будущих детей.

Одно из наиболее частых педагогических просчетов, которые допускают добрые любящие родители, - недостаточное внимание к индивидуальности ребенка, его склонностям, качествам, темпераменту, жизненной направленности.

Дети разные. Наше главное правило: если у разных детей надо воспитывать одинаковые положительные качества, чтобы добиться гармонического развития их личности, т.е. достичь единой педагогической цели, - надо с каждым обращаться немного иначе. Если ко всем подходить одинаково, применяя одни и те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это пойдет на пользу, на кого-то не повлияет, а на кого-то повлияет неблагоприятно, если не сказать пагубно.

Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям, выполнению долга, познать чувство ответственности и т.д. Все это не приходит само собой, но лишь вследствие сознательного целенаправленного воспитания личности при полном уважении индивидуальности ребенка. Цель не в том, чтобы все дети были одинаковыми и одинаково себя вели, а в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров все они достигли в жизни счастья и успехов.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: