Занятие на тему предметы помощники. Занятие: «Предметы-помощники»

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.

Материал. Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».

Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.

Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.) А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?

Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.

Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.

В нашей кухне целый год

Дед Мороз в шкафу живет.

(Холодильник)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

(Часы)

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(Пылесос)

То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.

Воспитатель. Я буду показывать вам разные картинки. Будьте внимательны! Если на картинке изображен предмет, облегчающий труд человека в быту, хлопайте в ладоши, а если это другой предмет, не хлопайте.

Затем проводится игра «Кому нужен…?», направленная на развитие умения определять назначение предметов, облегчающих труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим. Используется раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту. (Примерное соответствие: хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».

Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор: «Мне нужен миксер, чтобы взбить тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте.

Галина Быкова

Тема : «Предметы-помощники, облегчающие труд людей на производстве» .

Программное содержание : Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Расширять представление о том, что эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека.

Материалы к занятию : презентация с изображениями : компьютера, станков, роботов, калькулятора, счет, животных, человека; альбомные листы по количеству детей, цветные карандаши.

Ход занятия.

Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку :

На земле он всех умней

Потому, что всех сильней

Это человек. (Слайд 1)


А разве человек сильнее всех? Сильнее слона, медведя? (Слайд 2)


(Ответы детей) .

Ведь человек не может летать как птицы, не может быстро бегать.

А почему же он сильней?

В нашей загадке есть подсказка – На земле он всех умней!

Посмотрите вокруг – очень много предметов, которые помогают нам жить. Их сделали люди. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Их называют изобретателями, учёными. (Слайд 3)


Если бы не было на Земле таких людей, у нас бы не было всего того, что есть сегодня. Например, не было бы стола, стула, телефона, машин, самолёта, кровати. Дети помогите мне, подскажите, какие ещё устройства, механизмы, машины, приборы создал человек, чтобы облегчить и улучшить свою жизнь. (Слайд 4)


Их уже несчётное множество. Все эти предметы нужны, чтобы питаться, спать, ухаживать за своим телом; чтобы отдыхать; чтобы учиться; чтобы работать.

В разных профессиях есть свои предметы – помощники.

Давайте о некоторых мы сегодня поговорим подробнее.

1. Посмотрите, что у меня есть (Слайд 5) .


Вы знаете, что это за предмет? А для чего он нужен, и как он помогает человеку? Правильно - это калькулятор, он необходим для того, чтобы считать.

Давным-давно люди считали на пальцах рук. Но это было неудобно, потому, что нельзя было посчитать от 10. И тогда человек изобрёл счёты. (Слайд 6)


Вот они изображены на слайде. Это рама с перекладинами, на которых нанизаны косточки. Они знакомы, наверное, каждому из вас. Сейчас уже редко, но всё-таки они используются. Они не очень удобны. Почему? (Большие по размеру, на них трудно посчитать большие цифры, долго считать). И поэтому человек изобрёл калькулятор.

Калькулятор – это электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами : сложение, вычитание, умножение, деление (об этом вы узнаете в школе) . Калькулятор может работать при помощи солнечной энергии; имеет небольшие размеры (он помещается в кармане, лёгкий по весу. Нажимая на кнопки с цифрами, человек может производить любые операции с большими числами (что трудно сделать в уме) . Калькулятор помогает человеку для решения сложных вычислений. Он быстро действует, надёжен, результат выводится на экран.

Ребята, а как вы думаете, людям каких профессий необходим калькулятор?

(Слайд 7)


2. Посмотрите ребята, что ещё используют люди, для облегчения своего труда

(Слайд 8)


Догадались, что это? Правильно, компьютер!

Расскажите, что вы знаете о компьютере? Где вы их видели? А что умеет делать компьютер? (Ответы детей)

Компьютер – это чудо-агрегат.

Может делать всё подряд –

Самым лучшим другом стать.

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда!

Давайте рассмотрим, из каких главных частей состоит компьютер :

Процессор – это мозг и голова компьютера. Через него проходит вся важнейшая информация в компьютере.

Монитор - экран.

Клавиатура, на ней набирают команды для компьютера.

Мышь передаёт движения в компьютер.

Компьютер приносит пользу, он помогает нам в труде : передаёт информацию, хранит информацию, решает трудные задачи за короткое время. И сегодня уже невозможно представить, как раньше люди обходились без компьютера. Он необходим людям самых разных профессий (врачам, учителям, бухгалтерам, менеджерам) .

3. Ребята, изобретатели давно мечтали освободить человека, его умелые руки от тяжёлого труда. И тогда появились станки. (Слайд 9)


Станок – это сложная машина, с помощью которой на заводах и фабриках изготавливают велосипеды и автомобили, радиоприёмники и телевизоры, часы и электроприборы, одежду и обувь, иголки и железнодорожные вагоны, фарфоровую и стеклянную посуду, резиновые шины и галоши, карандаши и тетради; печатают книги и газеты и т. д.

Станки сами, без помощи человека, выполняют и производят различные операции. Действуют они по программе, составленной и заложенной в них людьми. Станки помогают экономить время – быстро выполняют любую работу и при этом, не ошибаясь и не уставая. А человеку остаётся лишь управлять машинами с выключателей, пультов.

4. Но и на этом изобретения чудеса, созданные человеком не закончились! Самым большим достижением человеческой мысли являются роботы. (Слайд 10)


Робот – это «умная машина» , которая может заменить человека и сама выполнить за него тяжёлую и вредную для здоровья работу. И даже может выполнить то, что человек сам никогда не сможет сделать. Например, не смог бы провести космические исследования.

Роботы могут быть разных размеров и форм, а также могут по виду и действиям напоминать человека.

Роботы – помощники в самых разных сферах. Есть роботы-полицейские, они следят за порядком, видят, слышат, передвигаются, а человек на экране наблюдает за происходящим.

Существуют «медицинские роботы» , они могут проводить любые операции.

В Японии есть робот-поводырь. Он сопровождает слепого человека. Умеет читать дорожные знаки, двигаться по нужному маршруту, чувствует приближение транспорта.

В Германии изобрели робота-заправщика, который знает, сколько бензина надо залить, какой марки.

Я привела вам некоторые примеры роботов. На самом деле их применение велико.

Подведение итога :

Дети, с какими предметами-помощниками, мы сегодня с вами познакомились ?

А давайте вы сейчас побудете учёными, изобретателями и нарисуете своего помощника для выполнения какой-либо тяжёлой работы.





Публикации по теме:

«Мой край - Мордовия моя». НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Мой край - Мордовия моя». НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Здесь Родины моей начало Мой край – Мордовия.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Кладовая родного края» Путешествие по экологической тропе на тему «Кладовая родного края» Цель: углубление и совершенствование знаний детей о дарах природы родного.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП в подготовительной группе «Удивительный мир насекомых» Цель: расширение и уточнение знаний детей о многообразии насекомых. Задачи: 1) формировать у детей знания о насекомых, об особенностях.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «О воде» Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы в интересной для них деятельности. Формировать у детей познавательную.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие по Земному шару» Конспект НОД Вид Интегрированное Тип Формирование целостной картины мира Группа Подготовительная к школе ФГОС Интеграция образовательных.



На тему: «Предметы-помощники»

Составила: Царева В.М.
воспитатель
Саратов 2016
1. Тема занятия: «Предметы- помощники».
2. Познание.
3. Возрастная группа: старшая.
4. Дата проведения:
5. Цель занятия: показать ЗУН детей за 1 полугодие.
6. Организация детей на занятии: подгруппа.
7. Задачи: закреплять знания детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; закреплять представления о том, что разные предметы имеют разное назначение; развивать память, речь; воспитывать бережное отношение к предметам помощникам; закреплять знания и умения о безопасном использовании бытовых приборов.
8. Методы и методические приёмы, используемые на занятии: беседа, наглядные, сюрпризный момент, физкультминутка, дидактическая игра.
9. Материалы и оборудование: игрушки- бытовые приборы, иллюстрации с изображением бытовых приборов, игрушка Домовёнок.
10. Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением бытовых приборов; отгадывание загадок о предметах- помощниках, д/и «Для чего этот предмет?»
11. План:
1) Организационный момент
2) Рассматривание пылесоса
3) Беседа
4) Д/и «Доскажи словечко»
5) Физкультминутка
6) Сюрпризный момент
7) Д/и «Опиши предмет»
8) Итог
12. Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход занятия:
Орг. момент. Вос-ль: Ребята, давайте понаблюдаем, как и чем наша Елена Валерьевна чистит ковер в группе.
-Подойдём поближе и рассмотрим эту чудо-машину, которая помогает ей. Я неспроста сказала, что это чудо-машина. Посмотрите, какое волшебство происходит после того, как машина проедет по ковру.
-Что происходит? (ответы детей)
- Ну конечно, эта чудо-машина «глотает»весь мусор и пыль. А как же она называется? (ответы детей)
- Как вы думаете, легко работать пылесосом и почему вы так думаете? (ответы детей)
-Давайте мы с вами рассмотрим пылесос. Это электрический прибор? Почему?
Дети рассматривают и рассказывают из чего он состоит.
- Ребята, а всегда ли был пылесос? Чем люди раньше убирали в своих домах, чем чистили от пыли ковры? (ответы детей)
-Расскажите, каким был первый в мире пылесос.
Дети рассказывают, что первый пылесос был размером с автомобиль, работал на бензине и жутко грохотал.
- Правильно, а сейчас есть пылесосы, которые не только чистят от пыли, но и моют. Вы видели такие пылесосы? У кого есть такой пылесос дома? (ответы детей)
- Ребята, а какие предметы, облегчающие труд человека, вы ещё знаете? (ответы детей).
Д/и «Доскажи словечко».
Облегчит нам общение.
Ускорит сообщение,
Весь день трезвонит он,
Домашний (телефон).
Этот чудо-аппарат
Любит пыли аромат.
И не сказка, это быль.
Мне ответьте на вопрос:
Что же это? (пылесос)
Если, перед тем как спать,
Книжку хочешь почитать,
Лампу на стене включай
И лежи себе читай.
Да читай хоть до утра!
Свет подарит тебе ….(бра).
В полотняной стране,
По реке простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (утюг).
В кухне сейф. В нём детвора,
Прячу холод с севера.
Положу в него продукты:
Мясо, рыбу, соки, фрукты,
И включу рубильник,
Сейф мой- ….(холодильник).
Днём и ночью две подружки
Двигаются друг за дружкой.
Длинная одна такая
И короткая другая.
И короткой не до шуток:
Счёт ведёт она минутой!
Спросите у них сейчас-
Скажут вам, который час. (стрелки часов)
- Ребята, какие все молодцы. А давайте тоже потикаем, как часики.
Физкультминутка.
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так!
Налево тик, направо так,
Мы тоже можем так-
Тик-так, тик-так!
-Ребята, а посмотрите, что за домик. Давайте посмотрим, кто здесь живёт.
Дети с воспитателем заглядывают в домик.
- Ой, кто же это?
Дети отвечают, что это домовёнок Кузя, который пришел к нам из мультфильма.
- Правильно, ребята, только вот смотрите, кажется он всё перепутал в своём жилище. С помощью пылесоса он пытался приготовить обед, с помощью плиты постирать, с помощью электрочайника прибрать в доме. Давайте поможем ему и расскажем, для чего какой предмет используется.
Дети рассказывают и наводят порядок в домике. Проводится д/и «Опиши предмет».
Итог:
- Вот какие молодцы, ребята! Вот и Кузе помогли. Давайте попрощаемся с ним и вернемся в группу.
-О чем мы с вами сегодня говорили, вспоминали? (ответы детей)
-Как ещё можно назвать предметы, облегчающие труд человека?
Дети отвечают, что предметы- помощники.

Непосредственная образовательная деятельность
Подготовительной к школе группы
На тему: «Пернатые друзья»

Составила: Собылина В.В.
воспитатель

Непосредственная образовательная деятельность
Детей старшей группы «Звездочки»На тему: «Такие разные растения»

Составила: Собылина В.В.
воспитатель


Приложенные файлы

Пояснительная записка. Это занятие – итоговое. В нем я хочу отследить знания детей о функции и защите органов чувств с помощью опытов и путем экспериментирования. Считаю, что тема актуальна, т.к. в современном обществе большое значение уделяется формированию привычки к здоровому образу жизни.

Цели: продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека: глаза, уши, нос, язык, кожа; воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования; воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать и анализировать.

Предварительная работа. Чтение: Ю. Тувим “Где очки”, А.Барто “Очки”, Ю.Мориц “В очках и без очков”, И. Токмакова “Гном”, Г.Лагздынь “Страшный загар”, Д. Хармс “Очень, очень вкусный пирог”, С. Михалков “Сашина каша”, И. Демьянов “Замарашка”, Э. Успенский “Страшная история”, А. Барто “Наступили холода” . Игры на развитие зрительного внимания, памяти, цветоощущения, “Кто как видит”, “Что мы можем с помощью глаз”, “Скок-скок-скок, угадай, чей голосок”, “Чьи уши?”, “Чей нос?”, “Какой вкус?”, “Что чувствует мой язык?”, “Определи, какая кожа”. Сюжетно – ролевые игры: “Семья”, “Больница”. Беседы с детьми: “Как нужно заботиться об органах чувств?”, “Что чувствует кожа”, “Самые грязные места на моем теле”. Знакомство с детской энциклопедией “Человеческое тело”. Использование элементов самомассажа, гимнастики для глаз, упражнений дыхательной гимнастики. Приложение 1.

Материалы

  • ноутбук, фонограмма записей различных звуков;
  • бумажные воронки по количеству детей;
  • банан, огурец, апельсин, лук, чеснок;
  • 3 стакана с водой;
  • соль, сахар, лимон;
  • палочки для мороженого;
  • перышки, счетные палочки по количеству детей;
  • шоколад;
  • по одной бутылке с холодной и теплой водой;
  • стойка с листочками;
  • шарф, пирамидка, матрешка, кукла, кубик, картонный квадрат и треугольник;
  • разные очки, картинки для гимнастики для глаз.

Организация детей: на ковре, сидя на стульчиках.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, наше сегодняшнее занятие называется “Мои верные помощники” и посвящено пяти органам чувств. Но прежде, чем мы его начнем, давайте поздороваемся с нашими гостями (встают, поворачиваются к гостям лицом):

Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам! (снова садятся на стульчики).

Итак, начинаем. Назовите мне, пожалуйста, 5 органов чувств (орган слуха – уши, орган зрения – глаза, орган вкуса – язык, орган обоняния – нос, орган осязания – кожа). Правильно!

Скажите, пожалуйста, чем мы слышим? (Ушами). Правильно, ухо – орган слуха. Дотроньтесь до своего уха. То, что мы называем ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а усиливают звук, а самая чувствительная часть находится внутри. В конце слухового прохода есть тоненькая пленочка, как она называется? (Перепонка). Да, звук ударяется о нее и мы его слышим.Давайте попробуем определить какие звуки прозвучат (фонограмма: свист, едет поезд, шумит лес, бубенцы, метель). А сейчас проведем такой эксперимент: возьмем бумажные воронки, поднесем к уху и еще раз прослушаем те же звуки. Когда звуки были громче? (во второй раз). Звук не рассеивается вокруг нас и поэтому лучше поступает в ухо. Человек должен заботиться об ушах? (да). Что мы должны делать? (мыть, чистить только с помощью взрослых, закрывать уши в холодную и ветреную погоду, не толкать в уши мелкие предметы). Правильно!

Как называется орган обоняния? (нос). Что может нос? (дышать, улавливать запахи). Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для дыхания, Стенки внутри носа покрыты чем? (ресничками), Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадает что? (пылинки), и прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем – пылинки вылетают обратно. А что происходит с самим воздухом? (он нагревается и поступает в организм теплый). Давайте послушаем стихотворение, которое расскажут Миша и Карина. Называется оно “Зачем носик малышам?”

Есть прямые носики, есть носики - курносики…
Очень нужен всякий нос, раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику, в грядке – спелую клубнику.
В огороде чует нос где чеснок и лук подрос.
В доме, может так случиться, носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье, где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки, или сок в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес? Все унюхает наш нос!
Даже помнит он каков запах маминых духов.
Нос не должен быть простужен, нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы, сон когда придет, крепко спать закрывши рот.
Еще можно пожелать: пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть – носик может обгореть.
А зимой в большой мороз не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам зачем носик малышам?

Сейчас скажем, как нужно заботиться о носе (не засовывать пальцы и разные мелкие предметы, не ударять по нему (почему?), всегда пользоваться платком, закапывать капли, если появился насморк). Все ли сегодня позаботились о своих носиках? Сейчас узнаем, выполнив дыхательное упражнение “Дровосеки”.

Как вы думаете, у какого живого существа самый чуткий нос? (у собаки). Правильно, нос собаки помнит 1000000 запахов. Но и наш нос тоже может определить много запахов. Сейчас в этом убедимся. Вы закроете глаза и будете определять чем пахнет только с помощью носа (поочередно поднести тарелочки с нарезанными бананом, огурцом, апельсином, луком, чесноком). Молодцы, справились и вы и ваши носы!

Итак, мы поговорили об органе слуха, органе обоняния. На очереди орган вкуса. Что это? (язык). Для чего человеку язык? (помогает жевать, перемешивать пищу, говорить, определять вкус еды). Если бы на языке не располагались специальные маленькие точки, то вся пища была бы безвкусной, одинаковой на вкус. Давайте сейчас с помощью этих точек и определим, какая вода в стаканах. На цвет она вся какая? (прозрачная, бесцветная). На запах? (одинаковая, нечем не пахнет). А на вкус? (определяют с помощью палочек для мороженого, что вода в стаканах сладкая (сахар), соленая (соль), кислая (лимон).

Теперь закройте глаза и определите с помощью языка, что я вам на него положу. Только сразу не говорите, я скажу когда можно…Что это? (шоколад). Вкусно? (да).Какой орган помог вам определить вкус? (язык). Прожуйте и становитесь на разминку.

Физкультминутка.

Есть в большом лесу избушка, стоит задом наперед.
(наклоны с поворотом вокруг себя).
В той избушке есть старушка, бабушка Яга живет.
(приседания с хлопками).
Нос крючком (руки вперед себя),
Глаза большие (круговые вращения кистями),
Словно искорки горят (сжимать и разжимать пальцы).
Уши старые, глухие, но подслушать все хотят.
(наклоны вправо – влево с выставлением ладоней возле ушей).
А под печкою кузнечики куют – куют – куют,
Словно песенку веселую поют – поют – поют.
(удары кулачками по кругу перед собой).
Хлоп – туда, хлоп – сюда (хлопки вправо – влево).
Нет особого труда (прыжки на месте, руки на поясе).

Молодцы! Идем дальше. Орган осязания, это что? (кожа). Кожей покрыто все тело человека. И мы с вами говорили о том, что население Земли может иметь различный цвет кожи. Скажите, какого цвета бывает кожа у людей? (черная, желтая, белая). Мы все с вами относимся к той расе людей, у которых белая кожа, но даже и она немного отличается. Давайте проведем эксперимент и сравним нашу кожу по цвету: заворачивайте рукава одежды и сравнивайте цвет своей кожи со цветом кожи соседей. Отличается? (да). Но, какого бы цвета ни была кожа, чувствует она у всех одинаково. Что может чувствовать кожа? (боль, тепло, холод, давление, прикосновение). Проведем эксперимент с разными предметами. Возьмите перышки и проведите ими по руке. Что чувствуете? (легкое прикосновение, приятно). Теперь возьмите палочки и надавите на кожу. Что она чувствует? (давление). Теперь я дам вам потрогать вот эту бутылочку. Что ощутили? (тепло). А теперь потрогайте другую. Что чувствуете? (холод). Прикосновение, давление, тепло, холод чем вы ощутили? (кожей).

Хотя бы раз в жизни каждый из вас чувствовал кожей боль. Вспомните и скажите, когда это было (сдавали кровь из пальца, задели колючки растений (кактус, роза, крыжовник, малина), поцарапала кошка, прикоснулся к очень горячему предмету, порезался ножом, другим острым предметом). Скажите, это хорошо или плохо, что человек чувствует кожей боль? (хорошо). Что могло бы случиться, если бы этого не происходило? (ответы детей). Человек должен заботиться о коже? (да). Скажите правило здоровой кожи (чтобы кожа была здоровой, она должна быть чистой). Скажите, пожалуйста, как еще называется кожа? (орган осязания).

А сейчас я хочу поговорить с вами о самом главном нашем помощнике, без которого в жизни людям приходится очень тяжело, плохо. Если отгадаете загадку, значит узнаете, о чем пойдет разговор.

Загадка. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. Что это? (глаза).

Как вы думаете, зачем человеку глаза? (чтобы видеть). Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз? (нам бы пришлось очень тяжело). Я вам предлагаю с помощью эксперимента убедиться, как трудно обходиться без зрения.

1. Эксперимент “Собери листочки” (с завязанными глазами самостоятельно пройти к стойке с листочками и собрать их, после ребенок передает свои ощущения).

2. Что стоит к нам ближе, пирамидка или матрешка? Как вы определили? (посмотрели глазами). Значит, что могут определить глаза? (расстояние).

3. Что больше, кукла или кубик? (кукла). Что еще могут определить глаза? (размер).

4. А могут ли они определить форму? (да). Как называется эта фигура? (квадрат). А эта? (треугольник). А теперь закройте глаза и скажите, что я держу в руках (определить невозможно).

5. А цвет предметов мы определяем с помощью глаз? (да). Назовите предметы, которые бывают красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета (ответы детей). Приложение 4.

Природа заботливо оберегает глаза: они располагаются в специальных углублениях – домиках. Как они называются? (глазницы). Закрывают эти домики специальные дверки. Как они называются? (веки). А если появляется опасность, веки по приказу мозга моментально захлопнутся. Какие предметы могут быть наиболее опасными для глаз? (острые, твердые, дым).А от чего защищают глаза брови и ресницы? (от пыли, пота). Как нужно заботиться о глазах? (умывать, промывать, если заболели, защищать). Какие средства защиты для глаз вы знаете? (очки обыкновенные, солнечные, специальные – для работы на производстве, при нырянии в воду).

Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами и от этого они быстро устают. Давайте и мы сейчас дадим глазам отдохнуть (ненадолго закрывают глаза) и сделаем гимнастику для глаз. Я называю вам цифру, а вы смотрите на картинку, которая находится на листе с этой цифрой (оборудование в группе).

Молодцы, вы все знаете! И думаю, что вы никогда не забудете заботиться о своих верных помощниках. А чтобы глаза лучше видели, уши лучше слышали, нос лучше дышал, а язык и кожа чувствовали я дарю вам витамины. Будьте здоровы, занятие окончено!

Сценарий развивающего занятия на тему «Предметы-помощники»

Полякова Светлана Николаевна, учитель истории ОКСКОУ «КСКО школа», г. Курск.
Описание работы: я предлагаю сценарий развивающего занятия о предметах, которые мы повседневно используем в жизни. Данная разработка будет полезна воспитателям дошкольных учреждений или учителям начальных классов коррекционных школ.
Цель: Повторить и закрепить знания учащихся о предметах- помощниках.
Задачи:
1.Уточнить знания учащихся о предметах, которые помогают нам в быту.
2.Сформировать условия для развития воображения, зрительной памяти, внимания, пространственного мышления, связной речи.
3.Воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование и материалы: мягкая игрушка - кот, иллюстрации к заданиям, мешок с предметами (нитки, ручка, расческа, ножницы, пуговица, скрепка, спички, ластик, скотч, булавка, подставка), счетные палочки.
Педагог : Здравствуйте, ребята!
Сейчас мы с вами поздороваемся, но необычно. Для этого давайте сядем на пол по кругу. Мы поздороваемся глазами по кругу. Я начну первая, когда поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед. (Взрослый смотрит в глаза каждому ребенку и слегка кивает головой; когда он поздоровался со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).
Педагог: Ребята сегодня к нам на занятие пришел гость – Кот Василий (мягкая игрушка), это домашний кот.

Он пришел к нам за помощью. Просит он помочь ему разобраться в том многообразии предметов, которые находятся у него дома. Не может он понять, зачем они нужны. Давайте поможем ему.
Педагог показывает картинки и рассказывает стихотворение:
«Кот Василий и бытовая техника», автор Ольга Чернорицкая


Кот Василий по квартире
Каждый день гуляет.
Кот Василий все в квартире,
Все в квартире знает.
Чайник – вещь ненужная,
Лишняя, невкусная.
Ну, зачем коту вода,
Что горячая всегда?
Лучше уж вода из крана,
Иль из криночки - сметана!
Педагог: Ребята, расскажите Коту Василию, зачем нам нужен чайник (показ картинки)?


Холодильник – это да!
Эта вещь – не ерунда!
Вред приносит он котам,
Потому что холод там.
Вечно от голодной киски
Прячут люди в нем сосиски.

Педагог: Кто же скажет, для чего нам нужен холодильник?
Учащиеся высказывают свое мнение.


Телевизор – так, пустяк,
В доме от него – бардак,
Потому что у экрана
Сорок мультиков подряд,
Сорок мультиков подряд
Детки фантики сорят.
Педагог: Какую же пользу выполняет телевизор для человека(показ картинки)?
Учащиеся высказывают свое мнение.


Как-то глупый младший братик
Ваську захотел погладить.
Ах, от утюга подальше
Васька держится теперь:
- Я не платье, не рубашка,
А вполне достойный зверь!
Педагог: Для чего же утюг человеку(показ картинки)?
Учащиеся высказывают свое мнение.


Фен, по Ваське – лютый, злой
Дует жаркою струей.
Если Ваську искупают –
Феном полчаса терзают.
Мокрым, Васька, не ходи –
Ведь простудишься, гляди!
Педагог: Как же фен помогает человеку в жизни (показ картинки)
Учащиеся высказывают свое мнение.
Педагог: Все эти предметы, о которых мы сейчас говорили, помогают людям в жизни, но не только эти. Человек изобрел очень много разнообразных предметов. Посмотрите, у меня есть мешок, который принес Кот Василий. В нем находятся такие предметы, все они есть у вас дома. Необходимо не глядя, а, только ощупывая их догадаться, что это за предмет и рассказать нашему Коту о том, для чего они нужны.
Предметы: нитки, ручка, расческа, ножницы, пуговица, скрепка, спички, ластик, скотч, булавка, подставка.
Игра визуальные «данетки»
На доске развешивают много предметов или картинок.
Педагог: Вам необходимо угадать, какой предмет я загадала Вы можете задоват наводящие вопросы:
– Предмет лежит в правой половине стола? «Да».
– Предмет лежит в верхней четверти стола? «Нет» и т. д.
Сократив поле поиска по «территориальному» признаку, можно использовать видовые признаки: форма, цвет, вес.
Педагог: Ребята, а сейчас Кот Василий хочет предложить поиграть с вами в игру «Что изменилось?»
Повесить на доске перед детьми 10 картинок (с изображением предметов-помощников). Затем дети отворачиваются и в этот момент педагог меняет расположение предметов.
Педагог: что же изменилось?
Игра «Маленький котенок»
Педагог: У Кота Василия есть друг – Котенок. Они очень любят играть вдвоем. А вы хотите поиграть с ним.
Учащиеся высказывают свое мнение.
Игра "Куда ушел котенок"
Педагог: Перед вами поле, расчерченное на клеточки.


По этому полю ходит котенок. Котенок двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будете передвигать по полю котенка в нужном направлении. Делайте это мысленно (если трудно, то можно водить пальцем).
Педагог: Начали. Одна клеточка вниз, одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Две клеточки влево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился котенок.


Учащиеся выполняют задание.
Игра «Сделай, как я!» (работа с палочками)
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями.
Примечание: в принципе, использовать можно не только счетные палочки, но и, спички, пуговицы, бусинки, карандаши, и т.д.
Коллективная игра «Ярмарка
Педагог: Дети станьте в круг. Вы будите «продавцами». В центре круга мы поставим покупателя (один из воспитанников).
Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
«Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!»
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:
– Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий «делает заказ»:
– Хочу предмет, чтобы разрезать бумагу!
Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить такой предмет. – На тебе ножницы, – говорит продавец.
«Волшебная палочка»
Педагог: У меня есть волшебная палочка, представьте, что она может изменить все, что вы захотите. Что бы вы хотели изменить на сегодняшнем занятии?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Педагог: Наше занятие подходит к концу, давайте попрощаемся с котом Василием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: