Задания «Помоги маме быстро выполнить работу». Подготовка к завтраку


В книге представлены авторские беседы, рассказы и сказки для детей 5-8 лет обо всех видах транспорта, включая новейшие разработки ученых, историю создания водного и воздушного транспорта, бытовой, сельскохозяйственной, специальной, вычислительной техники и робототехники.

Познавательные рассказы и сказки имеют методическую составляющую. Педагоги могут выбрать содержание и объем предлагаемого детям материала.

Игры-забавы на участке детского сада

В методическом пособии систематизированы игры из разных источников и представлены авторские варианты игр-забав, которые воспитатель может использовать на участке детского сада, особенно в летний период. Эти игры будят фантазию детей, их творческую инициативу, доставляют удовольствие от общения друг с другом и с воспитателем, способствуют укреплению здоровья. Многие игры развивают пластику, артистические способности, разные виды восприятия.

Игры-забавы могут быть приятным завершением дня в детском саду или активной составляющей развлечения на дневной прогулке.

Игры-путешествия на участке детского сада

В пособии, являющемся логическим продолжением книги Е.А. Алябьевой «Игры-забавы на участке детского сада», представлены авторские игры-путешествия для детей 5-7 лет по различным темам. Они помогут воспитателям организовать прогулки детей в разное время года, особенно летом.

Игры-путешествия, построенные на знакомом детям материале, развивают воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность, артистичность, творчество, физические навыки; способствуют активизации знаний, закреплению самых разных понятий; формированию коммуникативных умений, нравственности.

Все игры динамичны, что способствует сохранению детского интереса. Знакомый материал дает детям возможность самовыразиться, утвердиться, применить свои творческие способности.

Как организовать работу с детьми летом

В книге представлено содержание образовательной работы с детьми в смешанной (разновозрастной) группе ДОО в летний период.

Работа строится таким образом, чтобы исключить перегрузки детей, максимально освободить воспитателей от подготовки к деятельности и в то же время сделать жизнь дошкольников интересной, радостной и полезной.

Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях

В книге представлены авторские рассказы для детей дошкольного и школьного возраста о следующих профессиях: работники почты, сельского и лесного хозяйства, транспорта, средств массовой информации, музейные, археолог и палеонтолог, военнослужащий, пожарный, врач скорой медицинской помощи, спасатель, полицейский, библиотекарь, фотограф, художник, повар.

Материал носит познавательный характер. он поможет воспитателям в художественной или повествовательной форме рассказать детям об особенностях разных профессий, сформировать к ним интерес, воспитать уважение к людям труда и результатам их деятельности.

В книге представлено содержание образовательной работы с детьми в смешанной (разновозрастной) группе ДОУ в летний период. Работа строится таким образом, чтобы исключить перегрузки детей, максимально освободить воспитателей от подготовки к деятельности и в то же время сделать жизнь дошкольников интересной, радостной и полезной.
Книга предназначена для старших воспитателей, воспитателей, студентов дошкольного факультета педагогических средних и высших учебных заведений.

«Сочини историю».
(4-6 лет)
Задача: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, воображение, связную речь.

Воспитатель закапывает в разных частях песочницы или песочною ящика маленькие игрушки. Ребенку дается задание поочередно откопать их и по мере откапывания придумать, каким образом связаны между собой выкопанные объекты. После того как ребенок откопает все объекты, он придумывает о них маленький рассказ или сказку. Игра может носить коллективный характер, если каждый ребенок подгруппы выкопает свой объект и придумает продолжение истории.

Количество закопанных игрушек зависит от возраста детей. Детям среднего дошкольного возраста воспитатель помогает придумывать историю, а для малышей может сочинить ее сам и разыграть как кукольный театр.

Старшие дети могут придумать историю и показать театр младшим. Малыши при этом могут из куличиков соорудить сцену.

Содержание
Введение
Игры, познавательная и экспериментальная деятельность с природным материалом
Игры с песком
Игры с другими материалами
Игры и опыты с песком, глиной, камнями (5-7 лет)
Ознакомление с песком и глиной
Решение логических задач
Наблюдения на прогулках и экскурсиях
Игры и опыты с водой
Подвижные игры с водой
Театрализованные игры с водой (5-7 лет)
Опыты с водой (5-7 лет)
Дидактические игры
Дидактические упражнения
Познавательно-речевое развитие детей по теме «В гостях у лета»
Что должны знать дети о лете
Летние приметы (5-7 лет)
Вопросы, развивающие у детей наблюдательность и любознательность (5-7 лет)
Копилка знаний о летних изменениях в природе
Познавательный материал о летних месяцах (5-7 лет)
Стихотворения о лете и летних явлениях в природе
Чтение рассказов о жизни животных в летний период (5-7 лет)
Чтение познавательных рассказов и стихотворений о жизни растений летом (5-7 лет)
Наблюдения за природой
Примерный перечень объектов живой и неживой природы
Тема «У солнышка в гостях»
Тема «Вслед за летним дождем»
Тема «Куда исчезает роса»
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Как организовать работу с детьми летом, Часть 1, Алябьева Е.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.


БИБЛИОТЕКА ЛОГОПЕДА

Е.А. Алябьева

СТИХОТВОРНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Методическое пособие

На книги этой серии можно подписаться на почте по каталогам:

«Роспечать» - 18036

«Пресса России» - 39756

«Почта России» - 10396

Творческий

Центр
Москва

УДК 376 ББК 74.3 А60

Алябьева Б.А.

А60 . Методическое пособие. -- М.: ТЦ Сфера, 2011. -- 64 с. (Биб­лиотека Логопеда). (4)

18ВЫ 978-5-9949-0422-0

Пособие содержит авторские стихотворные упражнения для раз­вития у детей 4-7 лет умения находить и называть родственные слова , слова-антонимы, слова-синонимы, объяснять их значение. Ма­териал книги будет способствовать формированию умений диффе­ренцировать звуки родного языка; участвовать в диалоге; трениро­вать мелкую моторику рук в пальчиковых играх по лексической теме «Весна».

Предназначено для логопедов и воспитателей ДОУ, гувернеров, родителей детей дошкольного возраста.

УДК 376 ББК 74.3

© ООО «ТЦ Сфера», 2011
18ВК 978-5-9949-0422-0 © Е.А. Алябьева, 2011

Библиотека Логопеда

Введение

Анализ методической литературы по развитию речи детей дошкольного возраста показал, что недостаточно практичес­кого материала для занятий с детьми по предложенным в данном пособии направлениям: родственные слова, антони­мы, синонимы, развитие диалогической речи, однообразен, круг изучаемых слов-понятий узок.

Автор предлагает разнообразный стихотворный материал, который детьми с интересом воспринимается и легко запоми­нается, что значительно облегчает работу учителя-логопеда, воспитателя, повышает ее результативность.

Для организации полноценной работы со словами-поняти­ями автор не только выделяет , например, синонимический ряд слов, но и объясняет их значение, используя толковый словарь. Такие упражнения обогащают речь ребенка, способ­ствуют не только усвоению значения слов, но и их активному использованию в устной речи.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Стихотворные упражнения

Выделение родственных слов

Задача по обучению детей нахождению родственных слов учителями-логопедами решается по-разному. Одни предлага­ют детям набор слов или картинок, из которых необходимо выбрать слова-родственники или слова, звучащие одинаково; другие используют небольшие отрывки прозы; третьи - сти­хотворные тексты. Выделив слова, дети не только называют их, но и раскрывают их значения , говорят, где встречаются такие слова, доказывают, что это слова-родственники.

В авторские стихи данного раздела включены родственные слова, хорошо знакомые детям по значению. Содержание сти­хов доступно пониманию дошкольников. Небольшой объем дает возможность выделить и запомнить родственные слова. Кроме того, стихи способствуют ознакомлению детей с окру­жающим миром.

Снегурочка

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала

И в гости снегирей ждала,

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замерз

И радость людям всем принес.

Зимушка-зима

Зимушка-зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки-слезы,

Для зверей - зимовье

И под снегом - озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб они не мерзли.

Библиотека Логопеда

Где живет мороз

Летом мороз в морозилке живет.

Там он морозного утречка ждет.

Чтоб не растаять, мороженое ест,

А на закуску - лед, ягоды есть.
Ледокол

Колет лед ледокол,

Через лед он прошел.

Не страшны ему и льдины,

Он их носом вмиг раздвинет.

Путь ледовый он проложит,

Кораблям пройти поможет.
Хлеб

Я у мамы не нахлебник,

В магазин схожу за хлебом.

Захвачу и хлебный квас,

Два пакета про запас.

В хлебницу весь хлеб сложу,

Затем маму подожду.

Хлебушка кусок отрежу,

Маму чаем угощу.
Соль

Соль - соленая на вкус.

Посолили ей арбуз.

Стал он сладким и соленым,

Словно яблоки, моченым.

Соль в солонку насыпали

И на стол всем подавали.

Можно блюдо посолить,

Только не пересолить.
Сухарь

Ах, какой сухой сухарь!

Можно зубы поломать.

А сухарики поменьше

Даже можно разжевать.

Чтобы сухости во рту

Не было при этом,

Надо чаем их запить

И заесть конфетой.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Сахар

В чай добавлю сахарок,

Доложу один кусок.

Подожду еще немного –

Вдруг посмотрит мама строго.

В сахарнице - ни куска,

Ну а чашка вся полна.

Сахарный сироп разлился-

Липнут губы и рука.
Молоко

Молочница нам налила молока.

Мы выпили целую кружку сперва,

Потом молочком угостили мы кошку

И сели смотреть на лужок из окошка.

Молочную кашу сварили с утра,

Допили кисель, что остался вчера.

Довольные, стали играть во дворе.

Вся сила детей в парном молоке\
Масло

Мама завтрак накрывает

И масленку вынимает.

Мажет маслом белый хлеб,

Маслит кашу для ребят.

Каше манной каждый рад.

Маслице полезно всем!

Я его, конечно, съем.
Барабанщик

Я - веселый барабанщик!

У меня есть барабан.

Целый день я барабаню,

Никому его не дам.

Барабанный рокот громкий,

Словно в небе гром гремит.

Только почему-то мама

Барабанить не велит.

Библиотека Логопеда

В березовой роще

В березовой роще

Березки шумят.

Сережки надели,

Листвой шелестят.

Березовый сок

Всем по нраву весной.

Красив березняк

Белоснежной корой.
Башмачник

Подбил башмачник башмачки,

Поставил их на полку.

Они красивы и легки,

Но только мало толку.

Башмачных мастер дел босой.

Его башмак совсем худой.

Нет времени его зашить

И новый для себя пошить.
Дубрава

Хорошо в дубраве летом!

Тихо шепчутся дубы.

Как большие великаны

Рядышком стоят они.

Лист дубовый, желудь гладкий

Все сгодится на еду.

Ну а крепкая дубина

Поросятам ни к чему.
Лесничество

В лесу за порядком

Лесничий следит,

И лес охраняет он строго.

Лесничество знает

Как собственный дом.

Уходит он в чащу надолго.

Вот бревна везет

Тяжело лесовоз,

Срубил лесоруб их умело.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
За ним лесосека

Леском зарастет,

Возьмутся ребята за дело.
Бедный заяц

Бедный зайчик горько плачет

Он бедняк из бедняков.

Нечем покормить детишек,

Прохудился в доме кров.

Ах, бедняжка ! -
Пень вздыхает,

Где достать ему еды?
Нет друзей у бедолаги.
Не к кому ему идти.
Видно, бедовать всю зиму
Зайцу с детками в лесу.
Может, добрые бельчата
Детям пищу принесут?
Веселый Новый год

Веселится весь народ.

В гости Новый год идет.

Все веселые с утра,

Веселит всех детвора.

Ждут подарков от Мороза

И Наташа и Сережа...

Ждут веселья малыши.

Пляски будут от души!
Сушь

Лето. Жарко.

Сушь кругом.

Сено все собрали.

Просушили на сушилке

И в тюки скатали.
Шелк

Шелковод без шелкопряда

Шелк не может сделать.

Размотает кокон он

Шелковый умело,

Библиотека Логопеда
А потом ткачи соткут

Шелк тончайший, нежный.

Как ручей, струится он –

Шелковистый, свежий.
Пирожковая

Пирожник печет кренделя, пирожки,

И их продают в пирожковой.

Там много пирожных в витрине лежат.

Их купим мы с мамою снова.
Всем нужна борода

Бороденка -у козла,

А у дяди - борода.

Бородища у Мороза

Очень даже хороша.

Маслена бородушка

Есть у петуха,

Красная бородка

Есть у индюка.
Речной вокзал

От речного вокзала пароход отплывет.

Нас на палубе речка на волнах раскачает.

Поплывем мы по реченьке быстро вперед.

Нам помашет прощально речник на причале.
Юные пожарные

Мы - юные пожарные!

Боится нас огонь.

Пожар потушим быстро.

А ты огонь не тронь!

Пожарище напомнит –

С огнем ты не шути!

И спички, зажигалки

Ты в руки не бери.
Скрипач и сверчок

Скрипач на скрипочке играет,

По струнам водит он смычок.

А рядом с ним, в углу за печкой,

Скрипит без устали сверчок.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Сверчок скрипучий так старался,

Чтоб громче скрипача играть,

Что в щель глубокую забрался

И там остался на ночь спать.
Смешной клоун

В цирке дети все смеются,

Клоун их смешной смешит.

В рот попала всем смешинка,

Каждый съесть ее спешит.

Смех все громче, хохот слышен,

Как смешлива детвора!

Животы болят от смеха –

Клоуну уйти пора.
Часовщик

Целых два часа чинил

Часовщик часы.

Мастер часовой не знал,

Что всю ночь коты

Их по полу все катали,

Мышку в норке развлекали.
Такой разный ветер

Ветерочек, ветерок,

Поиграй со мной, дружок!

Будет ветреной игра.

Не играли мы вчера.

Можешь ты ветрищем стать,

По деревьям погулять.

Можешь флаги потрепать.

Не пристало ветру спать.
Солнечный денек

Нынче солнышко печет,

Речка нас к себе зовет.

На пригорке - солнцепек,

Сядем лучше на лужок.

Солнечный денек хорош!

Мимо леса не пройдешь.

Библиотека Логопеда

Земляничку соберем,

А потом домой пойдем.

Солнцу надо отдыхать,

Вместе с ним пойдем мы спать.
Дождливая погода

Дождливая погода,

Нет солнышка с утра.

Дождь наполняет лужи,

Кругом одна вода.

Но дождь мне не помеха.

По лужам напрямик.
Утро

По росистой траве

Я пройду босиком,

Выпью свежей росы

Вместе с дивным цветком.

Посмотрю, как росинка

Скользит по листку,

И о тайне моей

Расскажу я жучку.
Цветник

Цветник в нашем парке все лето красив.

В нем праздник цветочный повсюду.

Весной первоцветы здесь нежно цветут.

Букет хризантем осень будит.

Соцветия флоксов нектаром полны,

А рядом - анютины глазки.

Ковром разноцветным петунья зовет.

Не клумбы - цветочная сказка!

Как чудо цветущие розы в саду!

Не зря цветовод их так любит.

В траве земляника лесная цветет,

В цветках пустоцвета не будет.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Дифференциация звуков

Работа по дифференциации и автоматизации звуков чаще всего строится с использованием потешек, поговорок, песе­нок, чистоговорок. Мы предлагаем авторские стихотворные упражнения, которые позволят учителю-логопеду и воспита­телю, занимаясь с подгруппой, активизировать каждого ре­бенка, используя разнообразный речевой материал. Истории и сказки детям интересны по содержанию, поэтому они их внимательнее слушают, быстрее запоминают, что улучшает процесс выделения слов с нужным звуком. Предложенные вопросы помогут взрослым направить внимание ребенка на нужное слово , произнести его. Выделенный ряд слов с опре­деленным звуком в заданиях упрощает работу с данным ма­териалом.

Недовольная сова [с]

Ох, ох, ох, -

Устало стонет

На сухом сучке сова. -

Что-то нынче от погоды

Разболелась голова.

Что-то сон мой неглубокий,

Что-то силы нет совсем.

Даже ночью темной мышек

Я почти уже не ем.

Я совсем осоловела

И осунулась слегка.

На сосну свою присела

И чешу свои бока.

Сосны шумом раздражают,

Солнце будит по утрам,

Серп луны стал очень бледным,

Плохо светит по ночам.

Стала старой я совсем,

Вечно недовольна всем.

Хорошо, пришла весна!

Птицам будет не до сна.

Свежесть леса, шум ручья

Силы вновь вольют в меня.

Библиотека Логопеда

Вопросы и задания


  • Что делает сова?

  • Как она стонет?

  • На чем она сидит?

  • Что случилось со сном совы?

  • Как она жалуется на силы?

  • Как вы понимаете слова «совсем осоловела»? (Становиться
    вялым, сонным.)

  • Каким словом сова о себе сказала, что она похудела? (Осу
    нулась.)

  • Что ее раздражает?

  • Что будит ее по утрам?

  • Что не нравится сове ночью?

  • Какой стала сова?

  • Что весной будет с птицами?

  • Что может влить в сову силы?

  • Назовите все слова со звуком [с] (устало, стонет, сухо,
    сучке, сова, сон, силы, совсем, осоловела, осунулась слегка,
    сосну, свою, присела, сосны, солнце, серп, стал, светит, ста­
    рой, всем, весна, не до сна, свежесть).

  • Назовите слова, которые начинаются со звука [с] (сто­
    нет, сухо, сучке, сова, сон, силы, совсем, слегка, сосну, свою,
    солнце, серп, стал, светит, старой, сна, свежесть).

  • Назовите слова, в которых звук [с] находится в середине
    слова (устало, осоловела, осунулась, сосну, совсем, свежесть,
    присела, весна).

  • Есть ли в стихотворении слова, в которых звук [с] нахо­
    дится в конце слова?

  • Назовите слова, в которых звук [с] мягкий (силы, присе
    ла, серп).

Зимовье зверей [з]*

В сказке на зиму зимовье

Выстроили звери.

Настелили много сена,

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Стены смазали навозом,

Чтоб заделать щели.

Навязали для полов

Веники из ели.

Разукрасили узором

Печку всем на диво,

Разместили на гвоздях

Веточки рябины.

Наплели корзин больших,

Сделали запасы

И в бочонке на всю зиму

Наварили квасу.

Дверь закрыли на замок,

Чтобы враг войти не смог.
Вопросы и задания


  • Где рассказывается о зимовье зверей?

  • Что звери построили себе на зиму?

  • Что звери сделали, чтобы заделать щели в стенах?

  • Что сделали с печкой?

  • Где разместили веточки рябины?

  • Для чего наплели больших корзин?

  • Сколько кваса наварили звери?

  • Что сделали с дверью?

  • Для чего дверь закрыли на замок?

  • Назовите все слова со звуком [з] (сказка, зима, зимовье,
    звери, смазали, навозом, заделать, навязали, из, разукраси­
    ли, узором, разместили, гвоздях, корзин, запасы, зиму, за­
    крыли, замок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] находится в начале
    слова (зима, зимовье, звери, заделать, запасы, закрыли, за­
    мок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] находится в середине
    слова (сказка, смазали, навозом, навязали, разукрасили, узо­
    ром, разместили, гвоздях, корзин).

  • Назовите слова, в которых звук [з] твердый (сказка, зве­
    ри, смазали, навозом, заделать, навязали, разукрасили, узо­
    ром, разместили, гвоздях, замок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] мягкий (зима, зимо­
    вье, корзин).

© ООО «ТЦ Сфера», 2015

© Алябьева Е.А., 2015

От автора

Книга, которую вы держите в руках, продолжает тему проведения игр на участке ДОО, обозначенную в пособии «Игры-забавы на участке детского сада» (М., 2015).

В книге систематизированы игры, которые можно широко использовать в весенний, летний и ранний осенний период. Развернутые сценарии дают возможность представить игру целиком, понять деятельность воспитателя и детей. Ряд игр содержит прямую речь, что позволяет видеть пример вербального взаимодействия взрослого с детьми. Игры-путешествия организуются как стационарно, так и по пунктам назначения.

Игры по пунктам назначения могут проводиться по следующим темам: «В гости к Василисе Премудрой» (с конкурсными заданиями по пунктам), «В Королевстве кривых зеркал» (по этикету), «В морское царство», «В Королевстве цветов», «Лето и жизнь вокруг» и др.

Примеры стационарных игр приводятся в данном пособии.

Игры-путешествия хороши тем, что, включая обширный познавательный материал, двигательную, речевую и творческую деятельность детей, не перегружают их. Сценарии составлены таким образом, чтобы одна деятельность сменяла другую, не вызывая физического переутомления детей, усталости и скуки. Преимущество этих игр в том, что они могут проводиться в любом месте и без использования атрибутов. Можно играть на своем участке или пойти на спортивную площадку, к цветнику, огороду или участку парка на территории ДОО.

Работа с детьми в по развитию воображения дает воспитателю возможность бесконечной импровизации, изменения сюжета. Вербальное сопровождение действий детей активизирует их фантазию. Чем оно ярче, точнее, детальнее, тем быстрее и легче дети представляют различные образы. Как показала практика, даже дети с ЗПР взаимодействуют с воспитателем и другими детьми лучше, если их не отвлекают предметы.

В разновозрастной группе очень важно, чтобы в игре участвовали все дети. Игры-путешествия дают такую возможность за счет одновременного включения образов и действий разной сложности. Они вызывают у детей неподдельный устойчивый интерес. Конечно, чтобы включить фантазию детей, пробудить их творческое начало, воспитатель сам должен иметь хорошо развитое воображение и артистизм.

Надо помнить, что игра-путешествие не дидактическая игра в ее прямом смысле. Время игры определяет интерес детей. Поэтому ее можно останавливать, органически заканчивать в любом месте сценария. Допускается импровизация со стороны воспитателя и детей. Поощряются выразительность, пластичность, творчество. Беседы по ходу игры должны быть краткими, без длинных пауз и отрицательных оценок взрослых. Необходимо учитывать отвлекающие факторы на участке ДОО. Впечатления от путешествия дети могут отразить в рисунках, в том числе и на асфальте. Положительным моментом руководства игрой выступает проектирование дальнейшего ее развития вместе с детьми.

Игры-путешествия позволяют воспитателям активизировать имеющиеся у детей знания, закрепить их. Познавательная составляющая игр значительна, но не превалирует над остальными задачами. Действуя со знакомым материалом, дети чувствуют себя более уверенно, у них отсутствует страх сказать или сделать что-то не так. Он становится основой творчества детей.

В играх много стихотворений, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми. Во многих стихах параллельно решаются познавательные и речевые задачи, задачи повышения эмоционального тонуса детей, развития мелкой моторики. Игры наполнены пластическими этюдами разной сложности.

Воспитателю надо помнить о том, что он является полноправным членом игровой команды, поэтому не может стоять в стороне, давая вербальные указания. Он вместе с детьми импровизирует, показывает, читает, рассказывает, но не подавляет детские инициативы.

Наглядность использовать можно, но перегружать ею игру не стоит.

Стационарные игры-путешествия можно проводить в любое время года. Например, такие игры, как «Путешествие в лето» дают возможность в интересной форме активизировать знания детей о сезонных явлениях, систематизировать их. Даже летом можно путешествовать по осени, зиме и весне, включая воображение детей, организуя припоминание.

Путешествия по сказкам и мультфильмам очень нравятся детям. Они не только забавляют их, но и формируют нравственные основы.

Путешествия по произведениям поэтов и писателей закрепляют знания детей об их творчестве, вызывают к ним интерес. Путешествия по странам и континентам расширяют географические знания детей, формируют сопричастность к мировому сообществу, желание узнать больше о том, как живут люди в других странах. Путешествия по лексическим темам дают возможность закрепить материал, высказаться всем детям.

Игры решают и коммуникативные задачи. В совместных действиях всей группы или подгруппы дети учатся видеть и слышать друг друга, договариваться, содействовать, ритмично выполнять движения, хором читать стихи и т. д.

Предложенные в пособии игры рассчитаны на детей 5–7 лет. Однако упрощение, сокращение временно́го отрезка позволяет использовать их, начиная со средней группы.

Сценарии игр-путешествий для детей 5–7 лет

Путешествие в мир детей разных народов

Задачи:

– закреплять первичные представления детей о жизни разных народов, особенностях их игр;

– формировать интерес к жизни народов мира, желание лучше узнать национальные особенности;

– развивать воображение, память, речь, пантомимическую выразительность, творчество, ориентировку в пространстве.

* * *

Воспитатель говорит детям, что в День защиты детей они отправятся в путешествие по странам и континентам, чтобы лучше узнать жизнь и игры детей разных национальностей.

Первый континент, куда отправляются дети – жаркая Африка . Летят в Африку самолетом. Дети изображают полет на самолетах, в которые их превращает воспитатель (запуск моторов, взлет, полет, выпуск шасси, посадка). Воспитатель сопровождает полет рассказом о странах, которые они пролетают, об океане. В Африке дети превращаются в негритят, которые очень любят песенку «Чунга-Чанга» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) из м/ф «Катерок». Воспитатель предлагает спеть ее и станцевать, как танцуют негритята.

Дети поют песенку и танцуют.

Воспитатель напоминает, что в Африке очень жарко. Там есть пустыня Сахара. Взрослые с малого возраста учат детей очень бережно относиться к воде, носить ее в кувшине на голове (особенно девочек), поэтому спину и голову они всегда держат прямо. Воспитатель предлагает детям поучиться носить кувшин с водой на голове. Можно использовать небольшие плоские предметы, мешочки с песком, или несколько минут подержать руку на голове, чтобы осталось ощущение тяжести, а потом изобразить движение с воображаемым кувшином.

Второй континент, куда отправляются дети – Австралия. Переплывают туда дети на огромном ките. Для этого, взявшись за руки, они образуют большой овал. Воспитатель комментирует плавание: как кит всплывает, как дает крен в разные стороны, пускает фонтан и т. п. По прибытии воспитатель предлагает детям отблагодарить кита.


Спасибо, кит! Ты нам помог.
В Австралию доставить смог!

Воспитатель превращает детей в маленьких австралийцев. Спрашивает у них, чем славится природа Австралии, жарко там или холодно.

Дети отвечают.

Воспитатель просит назвать сумчатых животных (кенгуру, коала, сумчатый волк, сумчатый барсук – вомбат).

Дети называют.

Воспитатель говорит, что у австралийских детей много игр, связанных с этими животными, предлагает поиграть в «Кенгуру и автомобили». Рассказывает, что кенгуру большими скачками очень быстро передвигаются, могут даже догнать машину. Делит детей на две команды: команда кенгуру и команда автомобилистов. Устраивается соревнование: чья команда быстрее доберется до пункта назначения. «Кенгуру» передвигаются прыжками, а «автомобилисты» едут (бегут) на автомобилях.

Можно использовать стихотворение «Потеряла сумку кенгуру» из книги «Читаем детям», сопроводив чтение движениями.

Из Австралии на самолете дети перелетают через океан в Европу, в Англию. Они превращаются в маленьких англичан. Воспитатель говорит о том, что английские дети любят маленькие смешные песенки и стишки, под которые можно пошалить, и над которыми можно посмеяться. В Англии часто бывают дожди и прохладная погода, поэтому веселые песенки и стишки дают возможность маленьким англичанам порадоваться. Предлагает прочитать и показать такой стишок в переводе С.Я. Маршака (можно взят любой).


Мой котенок, мой мышонок,
Мой любимый лягушонок,
По дорожке топ-топ-топ
Да в ладошки хлоп-хлоп-хлоп.
Полетели ввысь-ввысь
И присели вниз-вниз.
Побежали вбок-вбок,
Поскакали скок-скок.
Были в луже, были в яме,
А теперь – обратно к маме!

Из Англии на поезде дети переезжают во Францию. Воспитатель говорит, что Франция находится недалеко от Англии, поэтому до нее можно добраться на поезде или автомобиле. Во Франции много солнца, поэтому выращивают виноград и разные фрукты. Превращает детей в маленьких французов. Говорит о том, что французские дети веселые и тоже любят пошалить. Проводит игру-забаву «Птичка, пискни». Дети стоят в кругу. Водящему, стоящему за кругом, завязывают глаза. Он по внешнему кругу может подойти к любому участнику, обнять его со спины и попросить: «Птичка, пискни!» По писку водящий должен угадать, кого он обнял.

Из Европы по Северному Ледовитому океану на ледоколе дети переплывают на север России, в Ямало-Ненецкий округ.

Север

Снег, торосы и льды.
Пробирает мороз.
Даже в теплой одежде
Промерзаешь насквозь.
Ходят в белом медведи.
Есть тюлени, моржи.
Почему-то все толстые
Очень они.

Дети превращаются в маленьких чукчей и нанайцев. Воспитатель просит рассказать об особенностях жизни на крайнем Севере. Дети «одеваются» в меховую одежду, сшитую из оленьих шкур. Катаются на «упряжке оленей», ловят их с помощью лассо. Танцуют под бубен, используя национальные движения, могут поиграть в снежки, снежную крепость.

Ямало-Ненецкий округ России находится совсем рядом с Аляской – полуостровом Северной Америки, где живут индейские племена эскимосов. Дети «отправляются» к коренным жителям Америки – индейцам. Становятся маленькими индейцами. Они «охотятся» на полярного медведя и китов, которые водятся в водах Арктики.

Воспитатель говорит о том, что взрослые и дети-эскимосы одеваются в одежду из меховых шкур северного оленя, тюленя и полярного медведя, она похожа на одежду нанайцев и чукчей. Предлагает преобразовать свой наряд. Индейцы живут и на севере, и на юге Америки. Любимые игры индейцев: в кости, деревянные палочки, пику и обруч, петлю и шпильку, футбол. Северные индейцы для игры в футбол шьют мяч из кожи и набивают его оленьей шерстью. Воспитатель предлагает поиграть набивным мячом в футбол.

Можно вспомнить с детьми мультфильм про маленького мамонтенка, спеть его песенку.

Из холодной Арктики сначала на ледоколе, потом на самолете, потом на теплоходе дети добираются до Индии. Они превращаются в маленьких индусов и индианок. Показывают, как наматывается сари (дети встают в шеренгу и сворачиваются улиткой). Попадают в джунгли к героям сказки «Маугли», изображают их. Читают стихотворение с движениями «Мартышки».

Возвращаются в Россию. Водят знакомый хоровод под русскую народную песню. Играют в национальную подвижную игру.

В заключение дети вспоминают, где они были, делятся своими впечатлениями, планируют дальнейшие путешествия.

Путешествие по сказкам A.C. Пушкина

Задачи:

– закреплять знания о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, содержании его сказок;

– формировать интерес к творчеству поэта, гордость за приобщение к его гению;

– развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, выразительность, творчество;

– формировать умение играть сообща.

* * *

Воспитатель напоминает детям о том, что 6 июня родился великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Просит назвать сказки, которые он написал.

Дети называют: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по этим сказкам. А поможет войти в сказку волшебная Синяя птица. Дети берутся за руки, идут вереницей друг за другом по участку, подстраивая шаг под ритм четверостишья.


Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей.
В гости к Пушкину придем,
Много сказок там найдем.

Дети попадают в первую сказку («Сказку о рыбаке и рыбке»).


Жадность и гордыня
Бабку подвели
И к корыту старому
Бабку привели.

Просит ответить на вопросы.

Сколько раз старик закидывал невод, когда выловил золотую рыбку? (Три раза).

Что просила бабка у золотой рыбки?» (Корыто, избу; стать столбовой дворянкой, вольной царицей, владычицей морской.)

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает сплести невод (большую рыболовную сеть) и вместо деда выловить сначала тину потом – траву морскую, а в третий раз – золотую рыбку. Одна половина детей, взявшись за руки, образуют невод (шеренгу), который забрасывается в море, а другая половина изображает последовательно тину, траву и золотую рыбку. Эти дети бегают, стараясь не попадать в невод. Кого «невод» «вылавливает» (замыкает шеренгу), тот выбывает из игры. Действия «невода» сопровождаются строками из сказки.


Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.

После того, как дети «выловят» золотую рыбку, воспитатель предлагает показать ее. Проводится логоритмическая игра «Золотая рыбка» по стихотворению.

Золотая рыбка чешуей сверкает: – Дети ритмично похлопывают по телу сверху вниз.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах! – Ритмично покачивают руками за спиной, изображая хвост.

Хвост, как из вуали, нежно распускает -

Так-так-так, так-так-так.

Машет плавниками, еле шевелит.

Не спит, не спит, не спит. – Вытягивают руки по бокам, ритмично ими шевеля.

В водорослях спрятаться поскорей спешит.

Спешит, спешит, спешит. – Поднимают руки вверх, ритмично покачивают ими.

Воспитатель предлагает вспомнить, как изменялось море от первой просьбы старика к последней (слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, черная буря) и показать его. Дети присаживаются на корточки, разводят руки в стороны и кладут их на плечи соседей. По мере изменения состояния моря дети постепенно поднимаются, изображая сплетенными руками сначала небольшое шевеление, а в конце – большие волны, которые «воем воют».

Дети перемещаются в следующую сказку при помощи Синей птицы («Сказку о царе Салтане…»). Воспитатель загадывает загадку.


Повстречался сын с отцом.
Выстроил для белки дом.
В лебедь белую влюбился,
На красавице женился.

Просит ответить на вопросы.

Как звали трех девиц-вредителей, из-за которых князь Гвидон так долго не мог встретиться с царем Салтаном? (Повариха, ткачиха, баба Бабариха.)

Сколько богатырей охраняли славный город князя Гвидона? (Тридцать три богатыря.)

Какие чудеса получил князь Гвидон от царевны Лебедь? (Белку, которая живет в хрустальном домике, поет песенки и грызет орешки с изумрудными ядрами и золотыми скорлупками; тридцать трех богатырей с дядькой Черномором; царевну, у которой месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.)

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям показать, как из моря выходят 33 богатыря (от корточек до полного роста); прекрасную царевну Лебедь; в парах – этюд «Коршун и лебедь». Этюды сопровождаются строками из сказки.

Воспитатель просит вспомнить, в кого превращался князь Гвидон, когда пытался на корабле добраться до царя Салтана. (В комара, муху, шмеля.)

Дети вспоминают.

Предлагает поиграть в подвижную игру «Ловишка». Только правила в ней будут немного изменены. Ловишками будут три ребенка – ткачиха, повариха и баба-Бабариха. Остальные дети будут изображать комаров, мух и шмелей, которые «улетают» от ловишек, изображая насекомых (можно поочередно) и издавая соответствующие звуки. Усложнение игры – завязать правый глаз «поварихе», левый глаз «ткачихе». Игра сопровождается строками из сказки.

третью сказку – «Сказку о мертвой царевне».

Воспитатель загадывает о ней загадку.


Странное зеркальце
В сказке той было.
С царицей недоброй
Оно говорило.

Дети отгадывают.

Воспитатель просит ребят ответить на вопросы.

Сколько богатырей жили в доме, который нашла в лесу царевна? (Семь.)

Как звали жениха царевны? (Королевич Елисей.)

К каким силам природы обращался за помощью королевич Елисей в поисках своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру.)

Воспитатель раздает детям по «волшебному зеркальцу». Дети изображают гордую, своенравную и ревнивую царицу, которая смотрится в зеркальце и разговаривает с ним.


– Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Дети показывают, как радовалась царица, когда зеркальце подтверждало ее красоту.


И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Воспитатель спрашивает: «Как злая царица расправилась с царевной?»

Дети отвечают.

Воспитатель просит показать, как хотелось царевне съесть отравленное яблоко, как она его надкусила.


Под окно за пряжу села.
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
<…>
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…

Воспитатель предлагает «оседлать коней», и в роли королевича Елисея отправиться искать царевну. Дети имитируют езду на лошадях под слова сказки.


За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет…

Воспитатель выступает в роли солнца, месяца и ветра. Дети (в роли Елисея) обращаются к нему, используя строки сказки.


Свет наш солнышко!..
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
<…>
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в четвертую сказку – «Сказку о золотом петушке».

Воспитатель загадывает загадку.


Петушок царю помог.
Слово царь сдержать не смог.
Вот поэтому и умер -
В темя клюнул петушок.

Дети отгадывают.

Воспитатель задает вопросы.

Кто подарил царю золотого петушка? (Мудрец.)

Что обещал мудрецу за петушка царь? («Волю первую твою я исполню, как мою».)

Дети изображают, как кричит петушок, предупреждая царя об опасности.


– Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!

Дети изображают шамаханскую царицу, ее красоту, походку.


Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя…
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.

Дети вместе с Синей птицей перемещаются в пятую сказку – «Сказку о попе и о работнике его Балде». Воспитатель загадывает о сказке загадку.


В сказке поп и попадья,
Даже черти в море.
С ними за оброк Балда
С зайцем вместе спорит.

Воспитатель задает вопросы.

За сколько лет Балда должен был взять недоимки с чертей? (За три года.)

Кого выдал бесенку Балда за меньшого брата? (Зайца.)

Сколько щелчков в лоб должен был получить поп как плату за работу Балде? (Три щелчка.)

Каких трех работников заменял Балда? (Повара, плотника, конюха.)

Дети отвечают.

Воспитатель организует игры: «Кто первый обежит море» (как Балда и Бес); «Кто дальше палку бросит» (как бесенок и Балда). Проводит пластические этюды: «Как бесенок поднимал и нес кобылу». «Как Балда нес мешок и покрякивал».

В заключение дети вспоминают, в каких сказках A.C. Пушкина они побывали, проектируют дальнейшие путешествия по сказкам.

Перемещаться из сказки в сказку дети могут на ковре-самолете, сапогах-скороходах, с помощью Джина и т. п.

Путешествие по городу

Задачи:

– закреплять знания об отличительных особенностях города как населенного пункта, городском транспорте;

– развивать умение представлять образ, передавать его выразительными средствами пантомимики, движения, речи;

– развивать воображение, ориентировку в пространстве, двигательные умения;

– формировать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым в игре, самовыражаться в знакомых играх, стихах, логоритмических упражнениях, проявлять творческую индивидуальность при изображении объектов и ситуаций, связанных с понятием «город».

* * *

Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное, воображаемое путешествие по городу.

Сначала они отправляются в парк развлечений. Воспитатель предлагает поехать на городском наземном виде транспорта. Загадывает загадку о трамвае.


С рожками, но не улитка.
Едет по рельсам,
Но не поезд.

Воспитатель берет на себя роль вагоновожатого. Дети передвигаются скользящим шагом (по рельсам), руки держат над головой, изображая треугольник. Воспитатель читает стихотворение.


Веселый трамвайчик, по рельсам беги.
И в парк развлечений ты нас привези.
Там много качелей, и фокусник ждет.
Там есть карусели, веселый народ.
«Дзынь-дзынь», -
Поет песню веселый трамвайчик.
В нем едут по городу девочки, мальчики.

Остановка «Парк развлечений». Воспитатель предлагает покататься на каруселях (подвижная игра «Карусель»). Дети с изменением темпа двигаются по кругу, произнося слова.


Сели, сели, сели, сели
Мы на чудо-карусели
И поехали по кругу,
Догоняем мы друг друга.
Еле-еле карусели
Нас сначала повезли,
А потом они быстрее
К небу прямо понесли.
Все мелькает и кружит,
А сердечко так дрожит.
Вот помедленней кружатся
И к земле хотят прижаться.

Воспитатель предлагает детям пересесть на качели. Дети читают логоритмическое стихотворение «На качелях», изображая движениями катание.

Кач-кач-кач – летят качели. – Дети ритмично покачивают опущенными руками из стороны в сторону.

Так захватывает дух! – Резко поднимают руки вверх.

Все сильнее бьется сердце: – Ритмично постукивают кулаком о кулак.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Вверх и вниз. И снова к солнцу – Ритмично поднимают руки вверх, опускают вниз и снова поднимают вверх.

Словно птица ты летишь. – Ритмично машут руками или кистями

– Выше, выше, выше, выше! – Приседают, ритмично поднимаются.

Вновь товарищам кричишь.

Воспитатель предлагает покачаться на качелях-лодочках. Сесть парами, взяться за руки, упереться ногами в ноги товарища и перетягивать друг друга.

Загадывает загадку.


Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.

Дети выбирают водителя, имитируют рассаживание, покупку билетов, езду по определенному маршруту. Воспитатель создает настрой стихотворными строчками.


На автобус пересели.
Еле-еле мы успели.
За билетик заплатили,
Старшим место уступили.
Не толкались и не дрались,
Тихо говорить старались.
В дверь переднюю входили
И из задней выходили.
Мальчики помочь сойти
Девочкам не позабыли.

Езду можно сопровождать пением знакомых веселых песенок В. Шаинского.

Воспитатель говорит о том, что автобус экскурсионный и берет на себя роль экскурсовода. Он загадывает описательные загадки о достопримечательностях родного города, на которые отвечают старшие дети.

Следующая остановка – «Зоопарк». Воспитатель предлагает вспомнить, какие животные содержатся в зоопарке, рассказать о них. Затем один из детей показывает зверей только с помощью мимики и движений, а остальные отгадывают, кого он показывает. Можно использовать стихотворение с движениями «Проказницы-мартышки».

Из зоопарка воспитатель с детьми отправляются пешком гулять по улице. Дети строятся парами, впереди – направляющий с воображаемым флажком. Воспитатель просит напомнить ей правила поведения на улице. Дети идут под рифмовку, соблюдая ритмичность движений.


Мы по улице идем,
Дружно песенку поем.
Все хотим мы повидать,
Обо всем хотим узнать.
Чтобы место дать прохожим,
С правой стороны мы ходим.
Красный впереди флажок
Виден нам, как маячок.
Надо перейти дорогу -
Светофор тут на подмогу.
Все стоят, и мы стоим
И внимательно глядим.
Говорим, а не кричим,
Не толкаем, не спешим,
Никого не задеваем.
Дружно вместе все шагаем.

Воспитатель отмечает, что на улице стало жарко. Как раз на пути – «Ледяной домик». Воспитатель принимает на себя роль продавца мороженого в «Ледяном домике». Предлагает детям встать в очередь и купить мороженое. При этом они должны описать его. Дети едят воображаемое мороженое, показывают мимикой, какое оно вкусное, сладкое, как оно тает. Воспитатель спрашивает, что же делать с обертками, почему их нельзя бросать на тротуар.

Дети отправляются дальше мимо воображаемых магазинов (их можно обозначить планшетами). Воспитатель спрашивает, мимо каких магазинов они идут, в какой бы они хотели зайти. Предлагает зайти в кондитерский магазин. «Покупает» детям конфеты, раздает по одной, просит показать мимикой, какая она сладкая, какое удовольствие они испытывают, описать обертку, начинку, выполнить воображаемые действия разворачивания, разглаживания, сворачивания фантика.

Воспитатель спрашивает об отличиях зданий в городе и селе. Предлагает поиграть в игру «Великаны и карлики», изображая одноэтажные дома и высотные небоскребы.

Дети с воспитателем проходят мимо «Детского мира». Воспитатель спрашивает, чем этот магазин отличается от других, какую игрушку они хотели бы купить. Берет на себя роль продавца, предлагает описать или показать движениями купленную игрушку. В образе игрушки дети принимают участие в игре «Чья игрушка быстрее добежит».


Рожки вверх поднимает,
К проводам приставляет.
На ноги резиновые калоши
Надевает.
Куда везти пассажиров
Точно знает.

Дети встают друг за другом, поднимают вверх руки, сжав кулаки. Изображают езду на троллейбусе. Ритмичные движения можно сопроводить пением куплета веселой песенки.

Воспитатель напоминает, что в городе есть заводы и фабрики, на которых трудятся горожане. Говорит о том, что в районе ближайшей остановки как раз находится ткацкая фабрика. Спрашивает, что делают на ткацких фабриках. Предлагает показать ткацкий станок. Дети встают в шеренгу, берутся за руки, выставляют их вперед и все вместе, по команде «Включен!» начинают совершать вращательные движения руками или выдвигать их и прижимать к груди.

Дети пересаживаются на маршрутное такси (останавливают два или три). Едут дальше и выходят на остановке «Театр кукол». Исполняют танец петрушек или изображают игрушки-марионетки под песенку из фильма «Буратино».


Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.

Дети сцепляются как вагончики и «проезжают» по кругу под стихи:


Мчится быстро электричка,
Нет заторов, пробок нет.
Под землею, по туннелям
Выберемся мы на свет.
Машинист по громкой связи
Остановки объявляет.
Станции все по маршруту
Машинист прекрасно знает.

Дети выходят на остановке «Цирк». Превращаются в артистов и изображают клоунов, жонглеров, канатоходцев, силачей и т. п.

Воспитатель проводит пальчиковую игру «Где мы были?» .

В заключение воспитатель и дети вспоминают, где они были, что видели, обмениваются впечатлениями, планируют дальнейшие путешествия в городе.

Примеры подробных игр, построенных по принципу тематических дней, вы можете так же найти в книгах Алябьевой Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты» (М., 2005), «Дни этики в детском саду» (М., 2013).

ВВЕДЕНИЕ

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей и психологов, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

Разработки помогут психологам и педагогам освоить методику проведения психогимнастики, тонкости взаимодействия с детьми в процессе занятий, выбрать одно из двух направлений организации и планирования занятий или прийти к их сочетанию.

В учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» (СНОСКА: Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002) психогимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) (СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990).

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства , скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Такие дети часто являются контингентом логопедических групп и групп детей коррекционных классов начальной школы. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.


СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПСИХОГИМНАСТИКИ


Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Занятия проводятся два раза в неделю, длятся от 25 минут до 1 часа 30 минут.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из


четырех фаз.

1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний , связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

2 фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.

При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.

3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

4 фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.

Между второй и третьей фазами, делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.

Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.

У дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников - более восьми. В психопрофилактической работе - 10-12 детей.

На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.

В группе не должно быть более одного гиперактивного, аутичного или склонного к истерике ребенка.

Не имеет смысла составлять группу по какому-то одному признаку: только амимичных или только с неустойчивым вниманием и т.п.

Нельзя включать в одну группу детей с нормой развития, задержкой психического развития и детей с интеллектуальным недоразвитием.

Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи помечен словом фон). С их помощью легче «заразить» других детей нужной эмоцией.

Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику, определяются основные воспитательные и психотерапевтические цели для данной группы в целом.

Пример записи

Группа № 1.

1. Катя М. - амимия, отгороженность.

2. Дима П. - робость, страхи.

3. Сережа Б. - неустойчивое внимание, расторможенность.

4. Саша М. - пониженное настроение.

5. Юра Г. - упрямство, жадность.

6. Лена К. - фон.

Цель курса психогимнастики для группы № 1.

1. Обучение детей выразительным движениям.

2. Тренаж узнавания эмоций по внешним сигналам.

3. Формирование у детей моральных представлений.

4. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

5. Снятие эмоционального напряжения.

6. Обучение ауторелаксации.

При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Иногда ребенок , у которого необходимо корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит оценку, а потом выбирает себе любую роль. Но так как оценка повторяется несколько раз, ребенок получает сведения о том, как другие дети справляются с данной ситуацией.

Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

Заканчивается занятие успокоением детей, обучением их саморегуляции. На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный для дошкольников. Мышцы напрягаются и расслабляются в определенной последовательности: мышцы рук, ног, туловища, шеи, лица. Нельзя переходить к следующей группе мышц, пока предыдущая не станет «послушной».

При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение. В пособии М.И. Чистяковой представлены два комплекса: «Медвежата в берлоге», «На берегу моря».

Почти каждый этюд у М.И. Чистяковой сопровождается музыкой, которая может предварять его, помогая ребенку войти в нужное эмоциональное состояние или быть фоном, усиливающим эмоции, образные представления детей, снимающим психоэмоциональное напряжение.

В книге М.И. Чистяковой представлены 201 систематизированный этюд и игры, направленные как на развитие у детей различных психических функций (внимание, память, автоматизированная и выразительная моторика), так и на обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния.

Однако конспектов занятий в пособии нет, кроме нескольких схем.

В конспектах данного пособия представлены не все этюды и игры из пособия М.И. Чистяковой, поэтому желательно иметь ее книгу для подробного изучения теории и практической части.

В некоторых этюдах и играх изменены название и герои сообразно тематике занятия.

В данном пособии представлено 20 занятий как целостный цикл. Нумерация последовательности условная.

Кроме этюдов и игр, М.И. Чистякова предлагает использовать такой прием, как сочинение историй, в основе которых лежат актуальные проблемы детей. О том, как сочинять такие истории, и конкретное их содержание можно найти в книге Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей» (1996).

Взрослый начинает историю, а дети ее продолжают. Взрослый помогает им связками: «однажды», «далеко-далеко», «давным-давно», «а потом что было», «чем закончилось», он вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов , чем те, что были предложены детьми. Юмор и театрализованность повышают заинтересованность и удовольствие, получаемое ребенком. В конце каждой истории дети придумывают для нее заглавие, помогающее психологу или педагогу выделить наиболее важный аспект истории.

В занятиях по методу М.И. Чистяковой широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональное состояние. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к взаимоусилению влияния на ребенка и той и другой деятельности, что, в свою очередь, ведет к улучшению его общения со сверстниками.

Наглядность в виде пиктограмм, разрезных шаблонов-пиктограмм, условных фигурок-скелетиков, изображающих различные позы, фотографий с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и панномимике.

Кандидат психологических наук, психотехник Г. Бардиер, психолог-диагност И. Ромазан, практический психолог, психотерапевт Т. Чередникова из Санкт-Петербурга разработали другое направление психогимнастики. В своей книге «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» они представили методику организации занятий психогимнастики, три полных конспекта («Игры гномиков», «Магазин игрушек», «Встреча с Бабой Ягой») и три схемы занятий («Цирк», «Зоопарк», «Дождевые червячки»), которые можно использовать в работе с детьми, начиная с трехлетнего возраста. В данном пособии разработки авторов методики дополнены семнадцатью конспектами занятий и сгруппированы в комплект.

Комплект данных занятий может использоваться автономно или в сочетании с конспектами по М. И. Чистяковой в зависимости от состава группы детей, полностью или частично (20-15-10 занятий).

По методике санкт-петербургских психологов цели психологической работы с детьми следующие:

2. Составлять программы работы с детьми так, чтобы при сохранении цели того или иного занятия можно было варьировать всем остальным материалом, заданиями, инструкциями, временем, местом проведения занятий.

3. Сопровождать и будить ростки самостоятельности ребенка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.

Специфика организации занятий.

1. Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции), движения ребенка так , чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

2. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании.

3. Все предметы и события должны быть воображаемыми. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей.

4. Занятия можно проводить для детей, начиная с трехлетнего возраста, изменяя тему, сложность задач.

5. В структуру занятия входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.

Разминка.

Задачи: сбросить интенсивность физического и психического напряжения, нормализовать мышечный тонус, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.

Содержание: несколько упражнений-игр на внимание и подвижная игра.

Упражнения-игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Например; «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «Угадай, кто позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче пожал руку?», «Какой предмет самый большой, теплый, шершавый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный?» и др. Подвижная игра должна быть направлена на общую деятельность, совместные движения, контакт.

Время разминки примерно 5-6 минут.

Гимнастика.

Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребенка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребенка в изменении характера своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций - мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Таким образом психогимнастические упражнения используют механизм психофизического функционального единства.

Например, педагог говорит: «Как сильно у вас зайчики стучат на барабане! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые , не гнутся, как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечиках? А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И живот расслаблен. Дышит... А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».

Экспрессия педагога при показе упражнений необходима, она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей.

Педагог помогает уловить точность области ощущения своими прикосновениями к ребенку: взяв за руку, встряхнув - «расслаблена ли?», погладив спинку - «где напряжение?», подтолкнув, проверяя устойчивость и т.п.

Образы фантазии сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.

Дозировка упражнений от пяти-шести раз до одной-двух минут, в зависимости от упражнения и возраста детей.

В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдение чередования и сравнение противоположных по характеру движений:

Напряженных - расслабленных;

Резких - плавных;

Частых - медленных;

Дробных - цельных;

Едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

Вращений тела и прыжков;

Свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Все упражнения сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением.

Такое чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.

В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры.

Воспитатель или психолог должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающимся, соблазняющим, показывающим, то просто наблюдая или режиссируя, но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая.

На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все , что они делают, делая все по-своему, как могут.

Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможны, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо.

Эмоции.

В сюжет, каждого занятия обязательно включаются два-три упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.

Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Методические задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций; подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций; анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций; повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях,
контролируя ощущение. Формы упражнений: пантомимические загадки, игры, представления, задания.

Список эмоций, оттенков, состояний, используемый в упражнениях: интерес-внимательность; радость-удовольствие; удивление-восхищение-изумление; горе-отчаяние-страдание-сострадание; гнев-злость-зависть; обида-досада; презрение-брезгливость-отвращение; страх-испуг; стыд-вина; тревога-беспокойство; сочувствие-жалость-нежность; грусть-печаль. .

Этюды повторяются два-три раза.

Общение.

Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

В упражнения включают, обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.

В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, учится сопереживать.

Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние барьеры общения в реальной жизни.

В тренинге обязательно участвуют все дети.

Поведение,

Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.

Методические задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов; развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в разных ситуациях.

Варьирование упражнений:

Проигрывание ситуаций с типовыми инцидентами;

Отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее в детском саду, школе или дома ;

Загадки на решение различных конфликтных ситуаций;

Самостоятельные игры-фантазии с проекцией новых эмоциональных проблем и актуальных переживаний;

Домашние задания на активизацию положительных эмоциональных проявлений, закрепление новых форм эмоционального реагирования.

В процессе проигрывания обеспечивается смена ролей.

Источники сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы, телепередачи.

Завершение .

Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики, включив ее как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий, на переменах, в повседневной деятельности детей.

Сложность для педагога представляет переход в процессе занятия от одного образа к другому, так как взрослый должен быть одновременно ив образе, и руководить действиями детей. Здесь нужен навык. Советуем использовать зеркало для тренировки.

Особо хочется остановиться на музыкальном оформлении занятий. Необходимо иметь не только кассеты с записью произведений, но и для конкретного занятия лучше заранее записать музыкальное сопровождение в той последовательности, в которой оно будет использовано, иначе магнитофон будет только мешать.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: