День добрый, дорогой друг!
Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми во всех отношениях. Вопрос, куда отдать ребенка в 3,4 и 5 лет, возникает у практически у каждого родителя. Помощь специалистов в развитии ребенка большинство из нас считает разумным и даже необходимым.
Возраст 3-4 года психологи и специалисты по дошкольному воспитанию считают определяющим. Правильный выбор занятий создаст плацдарм для его дальнейшего развития и сформирует первоначальные навыки.
Я не являюсь специалистом по воспитанию детей и строить из себя «гуру» в этом вопросе нет никакого желания. Просто выскажу свою точку зрению, основанную на личном опыте и убеждениях .
Точка зрения НЕпсихолога
Покопавшись на просторах всемирной сети, обратил внимание на следующее: Большинство специалистов рекомендуют вначале определить склонности ребенка, тип его темперамента. Затем соответственно подбирать занятия.
Логика такая: Если вы решили, что ребенок по темпераменту холерик и склонен к физической активности, можете «отдать» его в секцию восточных единоборств или что-нибудь в это роде.
Вроде бы все логично, но у меня возникает пара вопросов:
1. Как быть с головой? То есть с развитием мышления, если ребенок будет заниматься к примеру, — карате. Разговоры о том, что такие виды деятельности развивают также и интеллект, как мне кажется, слегка преувеличены.
И наоборот. Если ребенок занимается музыкой, как быть с физическим развитием?
2. О типе темперамента . Давайте спросим себя: Свой тип темперамента мы знаем? Разделение на сангвиников, меланхоликов, холериков и флегматиков весьма условное. Лично я нахожу в себе черты всех четырех типов.
Это я к тому, что отнести ребенка в 3-4 года к какому либо типу по темпераменту – занятие довольно сомнительное с точки зрения точности.
На мой взгляд: должен присутствовать баланс. Развитие ребенка должно быть гармоничным и охватывать: физическое развитие, творческие способности, развитие мышления, становление характера .
Совместить все это не так уж и сложно. Достаточно выбрать два вида деятельности:
- Для физического развития. Это могут быть игровые виды, единоборства и тому подобное. Центры развития детей предлагают достаточно широкий выбор.
- Для развития творческих способностей и мышления.
Что выбрать?
Из статьи в статью кочует какая-то лепка. Что там лепят и как это благотворно сказывается на развитии мышления ребенка – для меня тайна за семью печатями. Впрочем, может и так, спорить не буду.
Скажу о том, что знаю: Занятие, которое лучше всего сочетает в себе развитие творчества, мышления и характера существует. Называется оно шахматы .
Основная мысль такая : 4-5 лет самое время, чтобы познакомить ребенка с шахматами. Просто познакомить, показать как ходят фигуры, в чем смысл игры.
Если вам удастся вызвать интерес к шахматам, можно уже задуматься о том, куда его можно «отдать». То есть подобрать секцию, кружок или онлайн-школу .
Почему шахматы?
Уникальность шахмат состоит в том, что они сочетают в себе элементы спорта, науки и искусства. Это общепризнанный факт. Музыка, математика, та же лепка (далась она мне:)), все это хорошо, но не столь гармонично. Разве не так?
Шахматы развивают целый спектр необходимых для жизни навыков.
Коротко повторю:
- Концентрация внимания
- Смысловая память
- Дисциплинированное мышление
- Развитие интуиции
- Планирование решений
Еще один важный момент:
Помимо личностного и интеллектуального становления, шахматы могут стать стартовой площадкой, трамплином в развитии карьеры в самых разных областях .
Совместное увлечение сближает людей. Друзья, приобретенные таким образом, остаются друзьями надолго.
Мои шахматные друзья детства – лучшие друзья по сей день. У нас какая-то особая связь. Мы свои люди и всегда поможем друг другу. И в малых делах и в больших.
Лично мне шахматы несколько раз помогали с получением привлекательной работы . Примеры я приводил .
Как выбрать шахматный кружок?
Итак, решение принято. Вы познакомили ребенка с шахматами в 3-4-5 лет. Он проявляет интерес к игре. Это хорошо, но что делать дальше? «Отдать» в секцию? Не спешите:
- Во первых, в шаматных секциях обычно ребята чуть постарше.
- Во вторых, не все секции соответствуют определенным требованиям, о которых чуть ниже.
На мой взгляд, на начальном этапе разумно выбрать дистанционный метод обучения шахматам .
О важности баланса
В заключение еще раз напомню о балансе. Шахматы развивают творческие скособности, интеллект, логику, спортивные качества. Однако нельзя забывать о физической активности .
А посему оптимально дополнить занятия шахматами физически активной деятельностью.
Лично я занимался параллельно футболом. Как вы уже догадались, что никакого Пеле из меня не получилось, и даже Кержакова не вышло.
Однако сил, выносливости прибавилось. Футбол отошел на второй план, но осталась скорость, прыгучесть. Я бегал стометровку за 12 секунд и прыгал в высоту на полтора метра.
Все это к тому, что когда ребенку 3-4 года резонно набросать план его развития. Концепцию, так сказать. И важно чтобы развитие было гармоничным, а не однобоким .
Впрочем, как там пишут на РБК:
И это нормально. Засим позвольте откланяться. Надеюсь не слишком утомил.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Воспитывая детей, родители часто хотят, чтобы те реализовали их собственные мечты, достигли таких результатов, которых не смогли добиться они, будучи детьми. А ведь это в корне неправильный подход!
В вопросе выбора кружка или мама и папа должны ориентироваться на его пожелания и реальные способности. Многие родители скажут, что это очевидная истина. Но вот как понять, к чему лежит душа малыша? Как оценить возможности ребенка, его потенциальные способности? Чтобы ответить на этот вопрос, придется хорошенько понаблюдать за малышом.
Выбор хобби во многом зависит от , которым наделен ребенок. Творческие кружки и секции выбирают, в основном, меланхолики. Эти дети растут ранимыми и впечатлительными, они склонны к проявлению глубоких чувств. Таких малышей психологи рекомендуют отвести на пробное занятие в студию изобразительного искусства или прикладного творчества, в музыкальную школу, на занятия по художественной гимнастике или фигурному катанию. После первого занятия малыш сам решит, хочет ли он продолжить занятия в секции или нет.
Если в семье растет флегматик, его можно записать в технический или компьютерный кружок, спортивные секции (велосипедный или конный спорт, плавание, легкая атлетика или спортивная гимнастика, теннис). Эти сферы деятельности максимально подходят флегматикам: здесь требуется обладать трезвым умом, рассудительностью, развитым логическим и пространственным мышлением, умением анализировать ситуацию и упрямо искать выход из любой, даже кажущейся безвыходной, ситуации.
Ребенку-сангвинику вероятно понравится заниматься в драматическом кружке, студии фотографии или иностранного языка. Именно в этих сферах активность, подвижность и дружелюбность сангвиника найдет себе должное применение. Страсть к лидерству у сангвиников в крови, им нравится быть центром компании, позировать, актерствовать, раскрывая свою натуру с разных сторон.
Малышам-холерикам подойдут секции по стрельбе, конькобежному спорту, плаванию на короткие дистанции, фехтованию, верховой езде, игре на музыкальных инструментах и т.д. Подвижность и импульсивность, свойственная им, будет способствовать достижению успеха в этих сферах деятельности.
Очень важно своевременно отвести ребенка в тот или иной кружок. Слишком раннее знакомство с хобби может иметь печальные последствия: малыш, в силу возраста, не оценит его, сделает поспешные, но окончательные выводы. Считается, что танцевальные кружки, изостудию, школу раннего развития, иностранных языков можно посещать с 3-4 лет. Пятилетним детям по силам освоить плавание, лыжи, коньки и ролики. В 5 лет малышей начинают принимать также в балетные школы. После 7 лет детей можно записывать в секцию хоккея, футбола, в музыкальную школу или студию фотографии, в кружок по шахматам, в технические и компьютерные секции.
Помимо темперамента и природных способностей ребенка, есть еще несколько важных параметров, которые следует учитывать при выборе кружка. Прежде всего, это категория здоровья малыша. Если у крохи есть какие-то хронические заболевания или патологии, то выбор кружка лучше согласовывать с педиатром, потому что в одном случае занятия спортом могут ухудшить состояние ребенка, а в другом только укрепят его физическое здоровье. Например, врачи рекомендуют заняться плаванием, чтобы укрепить иммунную систему.
Кроме того, нужно понимать, что для каждого занятия существует своя «возрастная точка входа». К примеру, заниматься фигурным хоккеем в 3 года – не лучшая идея. разумеется, ребенок сможет изучить несколько «па», но он вряд ли сможет избежать тяжелых травм, так как не умеет еще должным образом управлять своим телом. Этот навык появляется и оттачивается к 5- .
Немаловажным критерием является территориальное расположение учреждения дополнительного образования. Если мама планирует выйти на работу, то в будущем ребенку предстоит ходить на секцию самостоятельно, а значит, она должна находиться в пешей доступности от дома.
За посещение секций и кружков платят родители. Более того, услуги большинства досуговых учреждений стоят весьма приличных денег. Поэтому, прежде чем предложить ребенку пойти в ту или иную секцию, рекомендуется провести анализ предложений, существующих на рынке образовательных услуг, и выявить те, которые мама и папа в состоянии оплатить. Следует учесть, что помимо стоимости самого кружка, многие предполагают дополнительные траты – покупку специальной одежды, обуви, аксессуаров и т.д. Ребенку следует предложить только те варианты, которые родителям по карману.
Впрочем, в некоторых случаях, когда у ребенка есть очевидный талант и, что немаловажно, неугасающее желание развиваться в конкретной сфере деятельности, можно попытать счастье и поступить в общеобразовательное училище спортивного резерва или в школу олимпийского резерва. Там можно заниматься бесплатно, если тренер высоко оценит способности и потенциал ребенка.
Записывать малыша сразу на несколько кружков тоже может быть опасно. Вместо удовольствия ребенок будет чувствовать усталость, которая, рано или поздно, отвернет его от всех секций и кружков.
Родители должны быть готовы к тому, что будут меняться. Маловероятно, что малыш найдет себе хобби один раз и на всю жизнь. Чтобы понять, что именно вызывает интерес, ему нужно «пощупать» и «попробовать» разные варианты. Поэтому не стоит ругать и, тем более, насмехаться над ребенком, если он вдруг объявляет, что вместо плавания хочет заняться пением. Задача родителей на данном этапе – поддерживать этот поиск ребенком себя, и всячески способствовать формированию личности. Можно незаметно направлять детскую энергию в нужное русло, не не делать выбор за него.
04.11.2010
Школьные требования, количество предметов и уровень сложности учебного материала растут год от года. Чтобы справиться с такими нагрузками, детям нужен отдых. А, как известно, лучший отдых - смена деятельности.
То есть, выучив уроки и завалившись около телевизора или приземлившись на стул рядом с компьютером, напряжение снять вряд ли получится. Лучшим способом отдохнуть и укрепить психологическое здоровье может стать кружок, клуб, студия, т. е. место, где собираются друзья по интересам, где можно заниматься любимым делом и радоваться своим успехам. Чтобы не вызвать у ребенка переутомление и нервный срыв, не нужно записывать его в несколько кружков сразу. Начать стоит с одного. И с того, в который пожелает ходить сам ребенок. Причем, если родители еще до школы заметят у малыша способности и рвение к какой-либо деятельности, ждать школьных лет, чтобы отдать его в кружок, не стоит. И в танцах, и в спорте, и в рисовании созданы специальные группы для самых маленьких.
Спортивные секции
Японская борьба - айкидо
- развивает координацию, силу, ловкость. Подойдет для малышей старше 5 лет, которым нужно стать сильнее и увереннее в себе.
Бейсбол научит работать в команде, разовьет скоростные качества ребенка, поможет побороть личные страхи. Берут в бейсбольные секции детей старше 7 лет.
В фигурное катание берут детей с 4-5 лет , потому что в этом возрасте дети легко поддаются растяжке, а чувство страха еще не развито, как у взрослых, что дает возможность разучивать сложные элементы. Если рассчитывать на то, что ребенок захочет добиться высот в этом виде спорта, а не просто остаться любителем, нужно настроиться на упорный труд, падения и синяки.
Горные лыжи и сноуборд развивают ловкость, улучшают координацию движений, тренируют мышцы спины, ног, пресса. В профессиональные секции детей берут с 4-5 лет. Родителям, отдающим ребенка в этот спорт, нужно понимать, что спуск с крутых гор сопряжен с риском и может быть травмоопасным.
Координацию, гибкость, ловкость и силу развивает карате . Кроме того, с помощью этого восточного единоборства дети учатся концентрироваться, управлять эмоциями и направлять свою энергию в нужное русло. Заниматься этим видом спорта можно с 5-6 лет.
В гимнастику берут ребятишек с 4 лет . Как и в фигурном катании, в этом спорте главную роль играет растяжка.
Теннис дает ребенку общее физическое развитие, развивает координацию движений. Если задаться целью достичь в этом спорте высот, тренироваться нужно с 5 лет, причем много и упорно (в 5 лет - три раза в неделю, в 6 лет - четыре раза и т.д.).
В секцию ушу можно отдать заниматься ребенка с 4 лет. Это мягкая борьба с элементами дыхательной гимнастики укрепит детский организм, разовьет мышцы и силу, научит в любых обстоятельствах сохранять спокойствие.
Чтобы заниматься плаванием
, 4 лет ждать не нужно. В этот вид спорта, развивающий легкие и мышцы, берут с 2-3 лет. Единственный минус тренировок в столь раннем возрасте - во время первых тренировок дети часто простужаются, потому что стремятся выбежать на улицу с мокрой головой, не заворачиваются в полотенца после выхода из бассейна и быстро замерзают.
Выбором пятилетних мальчишек может стать хоккей или футбол
. Оба этих вида спорта научат ребенка действовать в команде, сделают его сильным и выносливым.Танцевальные кружки
Самые популярные - это спортивные бальные танцы . Они делятся на европейские (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп) и латиноамериканские (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв). Кроме пластики, чувства ритма и физического развития, дети, занимающиеся танцами, развивают наблюдательность, внимание, память. В школу танцев ребенка лучше всего отдавать в 6-7 лет. Более младших детей (4-5 лет) можно отдать на занятия по подготовке к танцам. Это могут быть танцевальные игры или отработка элементов танцевальных движений, или упражнения на растяжку, или детские танцы (вару-вару, риле и др.).
Классическим балетом профессионалы советуют начинать заниматься с 8-9 лет, а не с 5-6 лет, как это бывает принято сейчас. Хореографические занятия совершенствуют ребенка и физически, и духовно. У танцующего вырабатываются такие умения, как сосредоточенность, дисциплинированность, самоконтроль. Развиваются мышцы спины и ног, осанка, легкость прыжка, гибкость, чувство координации, общая пластичность, чувство ритма и музыкальность, артистизм.
Существуют танцы, находящиеся на стыке хореографии и боевых искусств. Самый популярный их них - капоэйра. Занятия этим боевым искусством, сочетающим акробатику и игру, можно начинать уже с 4 лет. Капоэйра помогает развить чувство ритма, пластику, нестандартное мышление. А вот из современных видов танца подростков, скорее всего, может заинтересовать брейкданс.Творческие мастерские
С 4 лет детей начинают принимать в художественные и музыкальные школы
. Кроме кружка рисования, существуют разнообразные школы народных ремесел - лепка из глины (в духе дымковской игрушки), роспись и резьба по дереву, рисование по ткани, оригами и т.д. А вот чтобы ребенок начал учиться в музыкальном кружке, ему, скорее всего, придется пройти прослушивание, где педагоги определят, есть ли у малыша данные к занятиям музыки. Как правило, на собеседовании детей просят спеть, простучать вслед за экзаменатором простейшую мелодию. Кроме школ рисования, прикладного искусства, музыки и вокала, немало желающих попасть и в театральные кружки, а также в кружки, связанные с наукой, исследованиями, моделированием. Все эти организации несут несомненную пользу детям - помогают им развиваться, совершенствоваться.
И главное в выборе кружка для ребенка - его желание и стремление заниматься в нем. Если идти против воли детей, они не только ничему не научатся, но и начнут тихо (а потом и громко) ненавидеть то, чем их заставили заниматься!