Что такое субсидирование. Что такое субсидия

ВВЕДЕНИЕ

С 2010 года началась реформа бюджетной системы, основанием которой послужил Федеральный закон № 83-ФЗ от 8 мая 2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Данный закон призван расширить объем прав и повысить самостоятельность бюджетных учреждений, вследствие чего, изменяются механизмы их финансового обеспечения. Бюджетные учреждения переходят с бюджетной сметы на финансирование субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания. Основным документом, отражающим функционирование бюджетного учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности, преследующей цели: планирование общих объемов поступлений и выплат; определение сбалансированности финансовых показателей; планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения; планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности учреждения и управление доходами и расходами учреждения.

Выявленные бухгалтером плановые показатели по выплатам отражаются в разрезе следующих направлений расходов: оплата труда и начисления на оплату труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, приобретение материальных запасов, приобретение ценных бумаг, прочие выплаты, иные выплаты, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Объектом данной работы является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина».

Предметом выступает финансово-хозяйственная деятельность рассматриваемого учреждения.

Цель работы - исследование бюджетного учреждения путём рассмотрения информации о финансовом положении предприятия: финансовых результатах и их изменениях. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:



1.Изучить теоретические аспекты функционирования бюджетных учреждений на основе нормативно-правовых актов и данных научной литературы.

2.Проанализировать фактическое поступление субсидий по отношению к плану за отчетный период и к предыдущему году путем получения данных о финансовых результатах.

3.Определить пути повышения эффективности использования бюджетных средств в учреждении.

Проведение анализа плана финансово-хозяйственной деятельности на основе рассматриваемых данных (поступления денежных средств по плану за отчетный год к предыдущему периоду и анализ их целевого расходования) необходимо для определения направлений к использованию денежных средств, и,соответственно, эффективного ведения финансовой деятельности.

Понятие субсидий в бюджетном учреждении и их виды

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: федерального, регионального и местного. Наполняемость соответствующих уровней бюджетов определяется доходами от внешнеэкономической деятельности, сбора налогов,иных поступлений. При обратном процессе, федеральный бюджет может выделять бюджетам других уровней дополнительные денежные средства – трансферты - в виде дотаций, субсидий и субвенций.

При этом федеральный бюджет предоставляет эти средства региональному бюджету, а региональный – местному бюджету, нуждающемуся в них.

Дотации предоставляются без всяких условий и целей, этими суммами бюджет-получатель волен распорядиться по своему усмотрению и потратить так, как считает нужным. Субвенции выделяются также на условиях безвозмездности и безвозвратности, но на определенные цели. Эти суммы могут быть потрачены только целевым назначением и в установленные сроки. При невыполнении этих условий бюджет-получатель должен вернуть субвенцию в тот бюджет, который ее выделил.

Определение понятию «Субсидия» дается в свободной энциклопедии «ВикипедиЯ» Латинское происхождение этого слово трактуется как subsidium - помощь, поддержка. Это выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Необходимо выделить соответствующие понятию «субсидия» три основных свойства:

1. безвозмездная передача средств (возможен возврат средств)

2. целевой характер

3. софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии со ст.78.1 « Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 3.11.2015) из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Орган, осуществляющий функции учредителя с соответствии с предусмотренными учредительными документами утверждает государственные(муниципальные) задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться. В соответствии с рассматриваемой ст. 9.2 Федерального Закона от 12.01.1996 « О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ, уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение данного государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

В связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ изменилась форма предоставления бюджетных средств из бюджета бюджетным и автономным учреждениям. К новым формам финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений относятся:

1. Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п.1 ст. 78.1 БК РФ)

  1. Субсидии на иные цели (абзац 2,п.1 ст. 78.1 БК РФ)
  2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности в соответствии с пунктом (п.5 ст. 79 БК РФ).

В нормативные затраты на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг включаются затраты, прямо или косвенно связанные с оказанием услуги, в том числе:

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда,

Затраты на приобретение расходных материалов,

Техническое обслуживание,

Оплата коммунальных услуг,

Сигнализация, охрана и т.п.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенных бюджетным (автономным) учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии с частью 15 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на возмещение нормативных затрат, осуществляются без представления по месту открытия соответствующего лицевого счета: в территориальный орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (остатки субсидий на возмещение нормативных затрат), используются в очередном финансовом году на те же цели (пункт 17 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

К затратам, финансируемым путем предоставления субсидиина иные цели можно отнести:

Затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания,

Затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации,

Затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание,

Иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме.

Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленным соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 ФЗ № 83-ФЗ). Остатки средств, неиспользованные в текущем финансовом году подлежат перечислению в соответствующий бюджет, а также могут быть возвращены в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего ГРБС (главного распорядителя бюджетных средств)

Возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений допускается согласно ст.79 Бюджетного кодекса РФ. При этом предоставление бюджетных инвестиций бюджетному учреждению влечет соответствующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения. Бюджетные инвестиции не входят в состав субсидий на иные цели, т.е. представляют собой особую форму финансового обеспечения.

Следует различать понятия прямых и косвенных субсидий. В первом случае субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику).

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. (Государство практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, так же государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов)

Таким образом, условием предоставления субсидии, также выделяемой на конкретные цели как и субвенция, является долевое участие бюджета-получателя. Т.е. если, например, федеральный бюджет выделяет деньги областному бюджету на строительство транспортного узла, этот объект возводится и за счет средств областного бюджета, и за счет полученной субсидии.

Опираясь на вышеозначенное, субсидия и субвенция в отличие от дотаций имеют целевой характер. Между собой субвенции и субсидии различаются долей в финансировании: субвенция составляет 100%-ное финансирование на определенную цель, а субсидия – только частичное.

2. Сравнительный анализ фактического поступления субсидий на текущие затраты по отношению к плану за отчетный период и к предыдущему году

В современных экономических условиях существенно возрастает значение финансовой информации, достоверность и объективность которой позволяют всем участникам образовательного процесса а так же иным интересующимся лицам представить и понять финансовой состояние и финансовые результаты хозяйственной деятельности рассматриваемого учреждения.

Говоря о бюджетном учреждении, стоит отметить, что подобный статус имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы на обеспечение реализации предусмотренной законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправлении в сферах науки, образования или здравоохранения, культуры или социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта и иные. Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на выполнение предоставленного государственного заказа.

Гимназия №1 имени В.И. Ленина является муниципальным бюджетным образовательным учреждением,которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом путем оказания услуг в сфере образования.

Все бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Гимназия обеспечивает исполнение своих обязательств в рамках выделенного финансирования на выполнение государственного задания.

Финансирование образовательного учреждения осуществляется от таких источников как:

1.Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 3.11.2015) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

2.Согласно той же статье из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

3.Согласно п.4 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» в установленном порядке оказывает услуги, относящиеся к основным видам деятельности на платной основе.

4.Спонсорская помощь на проведение мероприятий.

В учреждении налажен внутренний контроль состояния бухгалтерского и налогового учета, достоверности учета данных и формирования отчетности. Руководит всей деятельностью бухгалтерии, несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение задач и функций, осуществляет в пределах своей компетенции функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль за соблюдением платежной и финансовой дисциплины, нормативного регулирования ведения бухгалтерского учета, используя соответствующие инструкции, а также формирует в соответствии с законодательством учетную политику главный бухгалтер учреждения.

В соответствии с Приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н план финансово-хозяйственной деятельности составляется на финансовый год, если закон о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон о бюджете утверждается на финансовый год и плановый период. В план финансово-хозяйственной деятельности включаются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах и обязательствах), плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения.

Таким образом, исходя из представленных данных муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина»(далее МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина») можно представить картину ведения учета финансово-хозяйственной деятельности организации. (см. «Таблица 1»)

Таблица 1. Фиксированные данные о поступлении бюджетных средств в МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И.Ленина» (руб.)

Поступления бюджетных средств Факт 2014 год 2015 год Отклонения
План Факт Факт на 2014 год к факту на 2015год Факт на 2015год к плану на 2015год
± ∆ % ± ∆ %
Всего поступлений, в т.ч: 56000268.00 49309500.00 56936695.08 +936427.08 +1.7 +7627195.8 +15.5
По субсидиям на выполнение государственного(мун) заказа 53649698.00 44149500.00 53741791.18 +92093.18 +0.2 +92273.18 +21.8
По субсидиям на иные цели 3524667.00 1933900.00 2843782.90 -680884.1 -19.3 +909882.9 +46.9
По бюджетным инвестициям - - - - - - -
Иные доходы 2411786.72 3266100.00 3511121.00 + 1099334.8 +14.6 +245021 +7.5

В части бухгалтерской отчетности более распространен горизонтальный анализ, при котором берется показатель (строчка) и выслеживается его изменение в течение двух либо более периодов отчета о прибылях и убытках либо соотношение плановых показателей с фактическими.

При горизонтальном анализе употребляют два подхода:

1.Сопоставление изменение в абсолютных величинах (к примеру, рублях),
2.Сопоставление конфигураций в относительных (процентных) величинах.

Зачастую в отчете аналитики употребляют оба подхода. При всем этом более «приятным» подходом выступает анализ конфигурации в процентах к предшествующему (либо первому) периоду (к примеру, "за последние три месяца доходы увеличились на 20%").

Ознакомившись со структурой доходов учреждения, стоит заметить отклонение в фактических данных, представленных в отчете бюджетного образовательного учреждения о финансово-хозяйственной деятельности на начало 2015 года от планируемого показателя. В данном случае оно будет положительным:

П(факт) - П(план) = 7627195.08 рублей → ∆ П (поступлений) ≈ 16 %

Аналогичная ситуация наблюдается при сопоставлении показателей отчетного периода по состоянию на 1.01.2015 года к показателям предыдущего периода:

П(2015 г)/П(2014 г)×100-100% →Т пр (темп прироста) ≈1.7 %

Найденный показатель интенсивности изменения уровня ряда позволяет увидеть, во сколько раз увеличился уровень бюджетных поступлений по сравнению с базисным. В данном случае темп прироста будет иметь незначительную величину 1,7 %,которая все же показывает положительную динамику.

Наглядным выводом по поступлении бюджетных средств на текущие расходы учреждения в МБОУ «Гимназия № 1 им. В.И. Ленина» может служить гистограмма, отражающая подобные данные, охватывая несколько периодов.(« Гистограмма 1»)

Гистограмма 1

В 2015 году наблюдается тенденция увеличения доходов образовательной организации в части полученных средств в виде субсидий на обеспечение государственного задания по отношению к 2013 и 2014 году.

Увеличение доходов бюджета вызвано увеличением контингента обучающихся, а также это объясняется получением дополнительных государственных работ (проведение олимпиад, ремонт помещений). Одной из причин увеличения размера субсидии также может служить, к примеру, изменение размеры суммы выплат на предоставление меры социальной поддержки малообеспеченных семей,чьи дети обучаются в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории МО «город Ульяновск».Данное повышение зависит от величины прожиточного минимума при сравнительно не изменяющимся уровнем минимального размера оплаты труда родителей обучающихся.

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые регионом, муниципалитетом или внебюджетной организацией. Одни граждане с таким видом помощи знакомы давно, другие — сталкиваются впервые. Рассмотрим, что такое субсидирование и каков порядок участия в нем.

Что такое субсидия?

Субсидия — это материальная помощь, выраженная в денежной или натуральной величине, со стороны государства, местных органов самоуправления или социального фонда. Получателями помощи могут быть как физические лица, так и организации.

Свойства:

  • Целевая направленность. Денежные средства выделяются на определенную цель. Например, деньги, выделенные на оплату коммунальных услуг, не могут быть реализованы в образовательной сфере.
  • Безвозмездность. Это означает, что взамен получатель помощи не должен ничего предоставлять.

Виды

Классификация государственных субсидий:

  1. По виду предоставления:
    • В денежной форме. Выплата предоставляется физическим и юридическим лицам из бюджетных и внебюджетных фондов. Например, субсидия на оплату жилья.
    • В качестве внебюджетного трансферта. Оказание помощи нижестоящему бюджету. Например, финансирование местного бюджета региональным.
  2. По типу реализации:
    • Прямое субсидирование представляет собой оказание материальной помощи в разных сферах. Финансирование осуществляется открыто. Например, предоставление субсидии военным на приобретение жилья или финансирование научной лаборатории.
    • Косвенная субсидия представлена виде налоговых и кредитных льгот. Например, ипотечная программа «Молодая семья», налоговый вычет определенным категориям граждан, сниженная налоговая ставка для некоторых юридических лиц.
    • Перекрестная субсидия — это покрытие убытков одной сферы экономики за счет прибыли в другой с помощью методов государственного регулирования. Например, покрытие убытков транспортировки одного вида товаров за счет других.

Цели

Государственное субсидирование идет по нескольким направлениям. Финансирование осуществляется из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

Основными программами являются:

  • Материальная поддержка нуждающихся физических лиц. Например, предоставление налогового вычета инвалидам.
  • Помощь юридическим лицам. Например, налоговые льготы малому бизнесу.
  • Финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней. Например, софинансирование в определенной отрасли или сфере.

Кому положена субсидия?

  • Малоимущим гражданам. Субсидии выделяются из государственного, регионального, местного бюджета или фонда социального страхования. Например, на оплату части расходов при сборе первоклассника в школу.
  • Лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Например, соцпомощь людям, получившим группу инвалидности, утратившим способность к самообслуживанию и т.д.
  • Лицам, вышедшим на пенсию.
  • Малому бизнесу.
  • Лицам, вставшим на учет в службе занятости и желающим открыть свое дело.
  • Лицам, имеющим определенный статус, заслуги перед Родиной или награды.
  • Нижестоящим государственным органам от вышестоящих в порядке дофинансирования определенной отрасли или сферы.

Субсидирование — что это такое?

Субсидирование – это предоставление денежных средств на целевые программы бюджету нижестоящего уровня, физическому или юридическому лицу в качестве софинансирования (помощь оказывается на безвозмездной основе). Это означает, что лицо освобождается только от части платежей. Например, дают субсидию на оплату коммунальных услуг в определенном размере с оплатой части из личного бюджета. Простыми словами, субсидирование – это порядок предоставления бюджетных средств на целевые программы с частичным покрытием расходов.

Что нужно для оформления субсидии?

В зависимости от целевого назначения субсидии предоставляются на основании определенного перечня документов.

Общий порядок финансирования состоит из следующих этапов:

  1. Определение нуждаемости в субсидировании.
  2. Предоставление необходимых документов.
  3. Анализ ситуации и оценка представленных бумаг.
  4. Принятие решения и уведомление об этом заявителя.

В каждом конкретном случае нужен определенный перечень документов. Например:

  1. При оформлении жилищной субсидии требуется подтверждение нуждаемости в материальной помощи или определенного статуса (например, военнослужащего).
  2. При открытии бизнеса с привлечением субсидии требуется предоставление ИНН, страхового свидетельства и документа об образовании.
  3. Дают субсидию при оплате коммунальных услуг при наличии справки о доходах.

Важно: во всех случаях необходимо предоставление документа, удостоверяющего личность.

Как узнать, оформлена ли субсидия?

Узнать, о предоставлении помощи можно:

  • В органе, ответственном за предоставление материальной поддержки.
  • Обратившись в организацию, которая осуществляет прием документов на субсидию.
  • Отправив электронное письмо в адрес учреждения, отвечающего за субсидирование.

Сохраните статью в 2 клика:

Таким образом, субсидирование осуществляется по разным направлениям. Перечень документов устанавливается ответственным органом. Материальная помощь оказывается, если лицо отвечает определенным условия, установленным законодательством.

Незнание некоторых определений или терминов может лишить возможности получить помощь государства или извлечь выгоду. В последнее время все чаще можно слышать слово «субсидия», которое употребляется в различных сферах жизни. В этой статье мы разберемся, что такое субсидия и как ее можно получить.

Если обратиться к Википедии, то база определяет субсидию, как государственную помощь, выделяемую определенной категории граждан. В переводе с латинского, «субсидия» также означает «поддержку, помощь».

Эта поддержка не обязательно может выражаться в денежном эквиваленте. В зависимости от социальной программы, помощь может быть оказана в виде снижения тарифа на коммунальные услуги, предоставление льготы на проезд, оплату обучения, лечения и т.д.

Таким образом, мы видим, что само понятие «субсидия» — весьма широкое и может оказываться, как физическим, так и юридическим лицам.

Какие бывают субсидии



Также различают прямые и косвенные субсидии. Прямая субсидия характеризуется адресным финансированием и имеет целевое значение. При этом, масштаб субсидирования может быть самым разным: от частного лица до целого завода. Как правило, под такие проекты создаются бизнес планы, ставится четкая цель распределения ресурсов. Это может быть открытие бизнеса, модернизация оборудования на заводе, улучшение трудовых условий в цеху предприятия за счет государства и т.д.

Косвенная субсидия предполагает предоставление налоговых льгот, снижение тарифов и т.д.

Все государственные проекты по оказанию социальной помощи предпринимателям и населению формируются правительством РФ, местной администрацией или высшим исполнительным органом государственной власти.


В зависимости от вида пособия, проект находится в ведомстве местного, областного или государственного социального фонда. Таким образом, субсидирование не всегда оказывается централизованно по всей стране.

В некоторых случаях, регионы могут иметь свои собственные социальные программы, направленные, например, на развитие аграрного или жилищного сектора.

Свойства субсидий

Учитывая прямую функцию субсидии – оказание помощи и финансовой поддержки, вытекают и основные свойства этого понятия:

Как получить субсидию?

Ответить однозначно на этот вопрос и дать четкий перечень документов, необходимых для получения государственного пособия – невозможно. Дело в том, что каждый вид субсидии предполагает свой пакет документов. К тому же, некоторые субсидии выделяются не государственными, а частными фондами. Правила устанавливаются каждым фондом индивидуально.

Ниже мы приводим стандартный набор документов, который необходим для любой субсидии. Дополнительный же перечень по каждому из виду помощи, необходимо уточнять отдельно.

Для получения пособия на оплату коммунальных услуг, потребуется:

  • Документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (паспорт и ИНН). При наличии несовершеннолетних детей, проживающих по данному адресу, необходимо предоставить свидетельство о рождении.
  • Документы, которые указывают на состав семьи, количество зарегистрированных лиц по данному адресу.
  • Справку с места работы о зарплате (пенсии) для расчета средне ежемесячного дохода на семью. Для неработающих совершеннолетних лиц – справку с Центра занятости населения (в том случае, если человек состоит на учете и получает пособие).

Кроме разницы в предоставлении пакета документов, может различаться и порядок назначения субсидии.


Для определения пособия на оплату коммунальных услуг, процессом оформления необходимо начинать заниматься накануне оплаты за жилье.

Для подачи заявки на оформление помощи, необходимо посетить отдел жилищных субсидий, расположенный по месту жительства. Право на подачу документов имеет право любой из членов семьи при условии его полного соответствия актуальным положениям Правил предоставления субсидий.

К сожалению, а, возможно, и к счастью, деньги распределены между людьми неравномерно и это позволяет испытывать финансовые трудности определенным категориям населения, а потому они просто нуждаются в какой-либо поддержке – про нее, а именно, про то, что такое субсидии, мы и поговорим сейчас. Конечно же, существует целых два вида субсидий, но это не делает принципиальных различий между ними, и мы сможем охватить тему как можно подробнее.

Что такое субсидии?

Как я упомянул выше, субсидия – это своего рода финансовая помощь, выражаемая, однако, в разных видах:

  1. В первом случае она рассматривается как межбюджетный трансферт, то есть материальная (финансовая) помощь бюджета вышестоящего уровня (например, федерального) бюджету более низкого уровня (например, региональному). Также примером такого трансферта может служить помощь регионального бюджета местному и т.п.
  2. Во втором случае будем говорить о субсидиях, как помощи государственного или местного бюджета юридическому (не являющемуся бюджетным) или физическому лицу. И в данном случае для нас больший интерес представляет второй вариант, то есть бюджетная помощь, в том числе и нам самим.

Но прежде чем перейти непосредственно интересующей нас теме, давайте поговорим немного о свойствах субсидий. Основными из них будут:

  1. В первую очередь безвозмездный характер (возврат возможен только в том случае, когда средства были явно направлены не на ту цель).
  2. Целевой характер – деньги из бюджета выделяются не просто так, а с конкретными целями (если нужны просто деньги, то советую прочитать статьи « » и « : личный опыт»).
  3. Принцип софинансирования (иными словами, государство или муниципалитет не смогут решить ваши проблемы полностью) – по аналогии с тем, как некоторые граждане участвуют в программе софинансирования для повышения . Или же по аналогии с тем, как материнский капитал действует для увеличения будущей пенсии матери (о том, я писал здесь).

Из государственного бюджета могут финансироваться фундаментальные научные исследования, конструкторские разработки на предприятиях (эти субсидии называются также грантами). Выделяются деньги и по случаю переоборудования производства или подготовки новых кадров. Более того, спонсировать могут и новые перспективные производства, а также стратегически важные нерентабельные производства. К косвенным методам (в отличие от основных) может быть причислена поддержка производства средствами налоговой и кредитно-денежной политик. Этими мерами могут служить льготные кредиты, страхование вкладов, уменьшение ставки налогообложения, прямой возврат налогов , аренда на льготных условиях и тому подобные меры.

Вышеописанные меры можно отнести к так называемым производственным субсидиям. Государство может стимулировать увеличение экспорта с помощью доплат для производств, готовящих продукцию на экспорт. Это делается, в частности, для оптимизации платежного баланса страны и предупреждения случаев .

Кроме этого, можно заниматься субсидированием в целях сокращения безработицы . В данном случае доплаты получает фонд заработной платы либо деньги идут на расширение текущего производства.

Поддержка малоимущих слоев населения

Средства из государственного или муниципального бюджетов могут направляться для финансовой защиты малообеспеченных слоев населения. В то же время средства направляются и для иных категорий граждан, испытывающих потребность в определенных материальных благах.

Субсидирование доходов может происходить через фонды социального страхования – это обеспечит минимальный уровень жизни для наиболее незащищенных категорий населения (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).

Проблема помощи в обеспечении молодых семей жильем – одна из наиболее актуальных. Субсидии для молодых семей как частный случай субсидий на жилье в целом. Сейчас они реализуются через федеральную программу «Молодой семье – доступное жилье » (вступила в силу с 8 февраля 2011 года). По правилам программы субсидию в размере 35% от рыночной стоимости квартиры могут получить семьи без детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий (то есть менее 14 квадратных метров площади на человека) в возрасте до 35 лет и субсидию в размере 40% молодые семьи с одним ребенком. Также деньги могут быть потрачены семьей на строительство нового жилья.

Другой формой льгот является предоставление жилья (в данном случае по договору социального найма или в виде единовременной выплаты) малоимущим гражданам, стоящим в очередь на получение жилья. Нюанс лишь в том, что вы должны быть признаны малоимущим, а также должны нуждаться в новом жилье (то есть должны нуждаться в улучшении жилищных условий, а для этого есть также перечень требований). Ну и плюс ко всему необходимо подождать своей очереди…Только вот сколько ждать придется – вопрос риторический. Зато эта ситуация хорошо расскажет о том, что такое субсидия на жилье в России.

Помощь в оплате услуг ЖКХ

Государство способно пойти на встречу гражданам и при оплате жилищно-коммунальных услуг . Только в данном случае льготы предоставляются только тем гражданам, чьи официальные доходы не перешагнули определенный порог (данный порог доходности разный для всех регионов страны). В данном случае стоит говорить о предоставлении доплат в случае, когда на оплату коммунальных услуг тратится более 22% дохода. В если вы оформите право на субсидию, то будете получать компенсации из бюджетных средств. И на что вы их потратите – зависит от вас. Только для этого, конечно же, необходимо:

  1. быть прописанным в той квартире, субсидии на которую вы хотите оформить
  2. не иметь задолженностей по оплате и в будущем их не совершать
  3. быть гражданином РФ
  4. тратить более 22% на оплату услуг ЖКХ

Также не стоит забывать, что субсидии в данном случае оформляются на 6 месяцев и далее следует их новое оформление.

Другие примеры

Рассказать о том, что такое субсидии , не получается быстро – уж слишком обширна тема. Мы уже поняли, что субсидии могут быть выплачены многодетным семьям , молодым семьям , малоимущим гражданам, в том числе пенсионерам (в том числе на оплату коммунальных услуг) и т.п. Также поняли, что выплачивают дотации (в данном случае я некорректно употребил этот термин в качестве синонима) из федерального бюджета и из местного бюджета (муниципалитеты). В заключение расскажу про субсидии на развитие малого бизнеса . Подобные «гранты» выдаются молодым предпринимателям на развитие их предприятия в случае, если их бизнес- план был одобрен комиссией. В частности, если вы безработный, вы можете обратиться в Центр Занятости с бизнес-планом, и если он будет одобрен комиссией Центра Занятости, то вам выплатят почти 60 000 рублей на открытие собственного дела. Только вот о тратах необходимо отчитаться будет потом. К слову сказать, субсидии меняются из года в год: что было актуальным в 2012 году , уже не действует в 2013 . Главное запомните, что такое субсидия – это мера финансовой помощи вам. Поэтому используйте их по максимуму. А про иные пособия (например, про пособие по безработице ) я расскажу в следующих статьях блога .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: