Возврат детей из приемных семей реальные истории. Елена Мачинская: «Возврат из приемной семьи в детский дом – это ад в душе ребенка

Я предлагаю вам поразмышлять над тем, что делать, чтобы справиться с внутренней зажатостью и . Они, как панцирь, сжимают нас в тиски, не дают двигаться вперед и добиваться необходимых нам целей. Тем не менее ослабить хватку этого панциря более чем реально.

Тяжелое состояние? Еще какое тяжелое! Раздражает все и вся. Хочется послать всех куда подальше. О работе думаешь с ненавистью и идешь на нее как на эшафот. Какой из этого можно извлечь урок?

Нужно заботиться о себе и следить за своим режимом, за ритмом сна и бодрствования, напряжения и расслабления. Тогда и утром мы будем просыпаться хорошо отдохнувшими и бодрыми, и весь день сможем оставаться активными.

«Но как же быть с понравившимся фильмом?» — обязательно спросит кто-нибудь. Но в наш век Интернета это вообще не проблема: можно посмотреть его на следующий день онлайн, скачать или купить на диске (да, они все еще существуют). Не хочется откладывать фильм на завтра? Тут уж, извините, мы с вами взрослые люди. А взрослые люди должны уметь расставлять приоритеты, просчитывать последствия своих действий и не требовать исполнения своих желаний во что бы то ни стало и сию же секунду (как это делают маленькие дети). Мы должны уметь откладывать исполнение своих «хотелок» на более подходящий момент.

Итак, ищем во всем хорошее и извлекаем из всего уроки. И тогда рано или поздно мы приучим себя к позитиву, и он перевесит негатив, который для нас пока более привычен.

2.1. Еще один способ сбросить внутреннее напряжение — это перестать относиться ко всему на свете слишком серьезно. И прежде всего к тем вещам, которые вызывают наиболее сильное сопротивление и которые ну уж очень не хочется делать. Та же необходимость идти к начальнику с просьбой об отпуске (как в рекламе какого-то успокоительного средства) или выступать на собрании перед кучей людей может вызвать настоящий стресс, если видеть в этом тяжелую, неприятную работу.

Фото: Depositphotos

А если отнестись к этому как к игре, как к популярному сегодня квесту, приключению, которое поможет и возможности свои проверить, и научиться чему-то, и способности свои показать? Иначе говоря, найти что-то, что в этой задаче будет ценным и способным воодушевить нас, вызвать в нас азарт, а не ужас!

Давайте играть — и тогда мы, наконец-то, начнем получать удовольствие и удовлетворение от того, что и как мы делаем (не выходя, конечно, за грани разумного), а не будем сидеть с постным и унылым лицом, проклиная все на свете и раздувая слона даже из крошечной мухи.

2.2. Такой способ ослабить внутреннее напряжение кому-то может показаться трудным. Тогда можно себе помочь и делать то, что кажется неприятным или страшным, диссоциированно — дистанцируясь от себя, как бы глядя на себя и на свои действия со стороны. Нам ведь всегда проще советовать другому, чем делать что-то самому — не так ли? И эта привычка может нам помочь. Ведь, если мы посмотрим на себя со стороны, как на постороннего человека, нам будет гораздо легче сохранять «здравый ум и трезвую память», адекватно оценивать свои слова, эмоции, действия и в случае необходимости корректировать их в нужную нам сторону.

Так, не форсируя события, выполняя эти упражнения каждый день, можно научиться чувствовать себя в обществе гораздо свободнее и получать удовольствие от взаимодействия с людьми.


Привет всем, кто боится звонить, знакомиться с новыми людьми, танцевать в толпе, возвращать товар в магазин, просить водителя маршрутки остановить в нужном вам месте и т.д. Каждый шаг в социуме, который вам приходится делать, ведет к тому, что вы переступаете через себя? Скованность убивает мечты, мешает нормальной жизни человека, влияет на поведение в обществе, поэтому вы должны понять, как побороть стеснительность и неуверенность в себе.

Откуда возникает

Все дело в самокритичности. Стеснительные люди необыкновенно зависимы от других, у них занижена самооценка, присутствует неуверенность и даже неудовлетворенность в жизни. Человек стеснительный готов ограничить себя стандартной работой, в которой он не будет попадаться другим на глаза.

Он будет готов убрать из своей жизни всех друзей, лишь бы меньше переживать стресс общения. Он полностью теряется в простых бытовых ситуациях, таких как звонки по телефону или общение с продавцами-консультантами.

С каждым разом ситуация становится только хуже, ведь каждое действие, которое вам не удается реализовать в общении, ‒ это маленький удар по вашей самооценке, шаг к еще большей замкнутости. Вы уже не можете понять, как избавиться от стеснительности и зажатости. Внутренний самоед, который живет в стеснительном человеке, полностью уничтожает вашу уверенность в себе. В таком состоянии преодолеть себя ‒ практически подвиг.

Если вы хотите выйти из состояния стеснительности, нужно сделать целое множество шагов. Когда вы начинаете преодолевать себя, решать, как бороться со стеснительностью, хотя бы просто продумывать свои действия, вам становится легче. Раз за разом без шагов назад вы будете двигаться к свободному существованию, в котором можно будет отбросить излишнюю скромность. Ведь в нашем случае она действительно лишняя, просто потому, что мешает жить!

Упражнения

Посмотрим на советы психолога относительно того, как побороть застенчивость, скромность и неуверенность в себе. После каждого упражнения, особенно если это было действительно сложно, нужно поощрить себя ‒ сладеньким, походом в салон красоты, вечером с любимой книгой, теплой ванной или новыми покупками. Каждый выберет что-нибудь для себя.

Упражнение 1. В течение дня улыбнуться 20 незнакомым людям на улице, смотря им в глаза и не прячась от них. Возможно, вначале это будет довольно сложно, но такое упражнение поможет постепенно влиться в общество. Вы покажете себе, что мир вокруг не пытается вас обидеть, он довольно позитивен и тоже готов делиться теплом.


Если это сложно, начните с улыбки самой себе в зеркале, открытой улыбки для друзей и родственников. Такое вроде бы простое действие качественно меняет жизнь людей, помогает снять напряженность и неуверенность, поэтому всегда стоит начинать свой день и дела именно с улыбки!

Упражнение 2. В течение дня несколько раз спросите у людей на улице, который час. Не выбирайте подходящих вам людей, старайтесь охватить как можно больше категорий: и бабушек, и школьников, и молодых девушек, и мужчин. Спросите раз 15, пока не почувствуете уверенность в себе. Если задание хорошо выполняется, можно его усложнить. В таком случае человек должен постараться переспросить, как будто он не услышал ответ. Это помогает понять, что люди не откажут в такой простой помощи, они адекватно относятся к вопросам, они позитивно настроены по отношению к вам. Да даже если прохожий откажется, ничего страшного или глупого в этом нет.


Если упражнение дается сложно или вы не понимаете, как избавиться от застенчивости в этом моменте, постарайтесь хорошо представить ситуацию: от секунды, когда вы подходите к человеку до мига, когда вы прощаетесь. Позитивная проработка ситуации, которая подскажет вам, как побороть застенчивость в этой ситуации, приведет к отличному результату!

Упражнение 3. Попробуйте что-то «вывернуть» в своем образе, например, одежду. Пойдите на стандартную встречу в свитере «наизнанку» и посмотрите, обратят ли ваши знакомые на такие изменения. Это поможет вам осознать, что люди не настолько придирчивы к вашему внешнему виду, насколько вы думаете. Возможно, они даже не сразу заметят изъян.

Внешний вид не разрушит ваши отношения, это действительно не самое страшное, что может случиться в вашей жизни. Вы ‒ значимее, чем ваша одежда или ваш образ. Нужно разделить мнения о вас и вашу сущность. Если вам сложно, начните с какой-то незаметной вещи гардероба, например, разных носков на ногах или майке «наизнанку».


Вы начнете понимать, что любой изъян легко исправить, например, переодеть свитер. В этом ничего страшного нет. И выглядеть глупо вы при этом не будете!

Упражнение 4. Направьте свои стопы в парикмахерскую и попросите мастера предложить вам новый образ. Задавайте как можно больше вопросов, предлагайте свои идеи и, главное, не бойтесь отказаться от услуги под предлогом того, что вам нужно подумать. Обойдите несколько салонов, чтобы отработать до автоматизма такую ситуацию. Говорить нужно четко, громко, уверенно. Для закрепления результата, обойдите 5-6 салонов. А в качестве поощрения можете сделать стрижку там, где вам действительно понравилось!


Такой подход помогает увеличить свою значимость перед собой. Вы будете понимать, что заслуживаете внимания, заботы о себе и того, чтобы вас слушали. Вы вправе отказаться от услуги и решить, что лучше именно для вас. Если вам сложно, начните с салонов, которые находятся далеко от дома.

Упражнение 5. Купите вещь в магазине, а потом верните ее. Вы действительно можете сделать это по закону! И нужно поднабраться твердости в голосе, чтобы избавиться от вещи, которую вы передумали носить. Продавец будет уговаривать вас оставить вещь себе, но стойте на своем и будьте уверены! Обойдите 4-5 магазинов, чтобы справиться со своей скованностью.


Если вам сложно, возьмите с собой маму, подругу или друга. Тогда продавец уж точно вам не нахамит. Только вот говорить нужно именно вам, не перекладывайте на другого, ведь это вы ищете ответ на вопрос, как избавиться от стеснительности. Вам нечего будет бояться, а, значит, вы сможете преодолеть сложную для многих стеснительных людей бытовую ситуацию.

Как меняется жизнь людей, поборовших скованность?

  • Быт. Как мы увидели, есть довольно много простых бытовых ситуаций, в которых стеснительный человек чувствует себя неуверенно. Начиная от звонка в регистратуру поликлиники (откладывание похода к врачу может сказаться на вашем здоровье), заканчивая неспособностью спросить дорогу (заблудиться и искать путь в незнакомом месте ‒ не лучший выбор для досуга!). Проститься с такими затруднениями, решить, как побороть застенчивость, значит, действительно поменять качество жизни!
  • Отношения. Проблемы со стеснительностью в отношениях, конечно, центральные. Неспособность не то чтобы сказать симпатичному человеку, что он вам нравится, но и в принципе общаться с ним ‒ это горько! Надо начинать делать шаги, надо заводить теплые отношения, надо искать друзей. Хотя бы потому что друзья, родные и любимые ‒ это основа нашей жизни. А стеснительность эту основу разрушает. Человек, переборовший себя, осознавший, как избавиться от застенчивости, сможет построить новые отношения, сможет сказать, если его что-то не устраивает, сможет планировать совместную жизнь.
  • Мечты. Стеснительность ‒ это неуверенность, а неуверенность ‒ это нелюбовь к себе. Человек, который считает себя недостойным различных благ, не решивший, как бороться с застенчивостью, может позволить себе мечтать? Нет, конечно. Ваши детские мечты сдуваются по мере социальных неудач. Вы постепенно убеждаете себя в том, что у вас ничего не получится, а вот вынырнуть обратно на дорожку успеха не позволяет ваша скованность. Может быть, вы прекрасно поете, но… боязнь сцены. Вы круто играете в волейбол, но боитесь подойти к играющей компании… Вы прекрасно складываете стихи, но они не покидают вашего стола. Отпустить себя, значит, отпустить мечты. Свободный от стеснительности человек достигает большего. Потому что расширяются его горизонты, и он действительно может все!
  • Карьера. Карьера, сродни мечтам, конечно, идет вверх. Вы перестаете получать удовольствие от маленького кабинетика, в который никто не заходит, где вы занимаетесь делами, незаметными другим. Вам хочется реализовать себя. Вы хотите вынырнуть из-за офисной загородки и начать делать то, что вам действительно предназначено в жизни. Писать. Фотографировать. Может быть, даже управлять людьми.
Вот такая разница, «иметь или не иметь» ‒ решать вам. Помните, что вы каждый день двигаетесь либо в сторону тотальной скромности, разрушающей вашу жизнь, либо в сторону счастливого открытого существования.

Скромность представляет собой качество характера. Скромный человек сохраняет умеренность в своих требованиях, не стремится к роскоши и не пытается первенствовать, а также соблюдает рамки приличия в обществе, чаще всего немногословен. Скромность обретается человеком еще в детском или юношеском периоде в процессе правильного воспитания со стороны взрослых, получения высокого уровня образования, начитанности и общения с близкими по духу людьми.

Перевоспитать либо изменить скромного человека невозможно. Он может подстраиваться под окружение и быть более или менее инициативным в общении и своих действиях, однако при этом остается верен своим идеалам и избегает всего того, что выходит за рамки этикета, и других моральных ценностей.

В разные времена скромные люди ценились за их покладистый характер, умение дорожить дружбой и чаще всего склад ума. Считается, что из них получаются прекрасные доктора, учителя, сотрудники правоохранительных органов и другие специалисты, выполняющие общественно важную работу. Приоритеты таких людей направлены на оказание помощи окружающим, для них чужды взяточничество, обман и провокации.

Зажатость - что это?

Зажатость – это черта уже не характера, а поведения человека. Нередко она проявляется именно у скромных людей и в таком случае делает данное качество отрицательным. Зажатые люди чаще всего избегают длительного нахождения в обществе и испытывают проблемы с общением. Им сложно начать разговор первыми, подобрать нужные слова. Такие люди обычно малоподвижны и безынициативны.

Зажатым человек может стать после получения какой-либо психологической травмы, например, если подвергался нападкам со стороны родителей и сверстников в детстве или часто был свидетелем проявления подобного поведения по отношению к другим людям. Как утверждают специалисты из области психиатрии, зажатость необходимо искоренять самостоятельно либо обращаться за помощью к профессионалам.

Если человек длительное время воздерживается от проявления эмоций, инициативных поступков, общения с другими людьми и особенно противоположным полом, он начинает испытывать частые депрессии и приобретает на фоне этого неустойчивую психику. Люди, отличающиеся зажатостью, скрывают от окружающих свои истинные мысли, и однажды те могут «выплеснуться» наружу, что часто приводит к совершению тяжких поступков и преступлений против других людей.

3 женщины рассказывают, как они сначала взяли ребенка, а потом отказались от него.

Ирина, 42 года:

  1. В августе 2007 года мы взяли из дома малютки годовалого Мишу. Первым шоком для меня стала попытка его укачать. Ничего не вышло, он укачивал себя сам: скрещивал ноги, клал два пальца в рот и качался из стороны в сторону. Уже потом я поняла, что первый год жизни Миши в приюте стал потерянным: у ребенка не сформировалась привязанность. Детям в доме малютки постоянно меняют нянечек, чтобы не привыкали.
  2. В детском саду Миша начал переодеваться в женское и публично мастурбировать. Говорил воспитателям, что мы его не кормим. Когда ему было семь, он сказал моей старшей дочери, что лучше бы она не родилась. А когда мы в наказание запретили ему смотреть мультики, пообещал нас зарезать. Он наблюдался у невролога и психиатра, но лекарства на него не действовали. В школе он срывал уроки, бил девочек, никого не слушал, выбирал себе плохие компании.
  3. Мужу все это надоело, и он подал на развод. Я забрала детей и уехала в Москву на заработки. Миша продолжал делать гадости исподтишка.
  4. Однажды Миша украл кошелек у одноклассника. На следующий день я привела сына в магазин и сказала: бери все, чего тебе не хватает. Он набрал корзину на 2000 рублей. Я оплатила, говорю: смотри, ведь у тебя все есть. А у него такие глаза пустые, смотрит сквозь меня, нет в них ни сочувствия, ни сожаления.
  5. Через неделю я дала Мише деньги на продленку, а он спустил их в автомате со сладостями. Мне позвонила учительница, которая решила, что он эти деньги украл. У меня случился нервный срыв. Когда Миша вернулся домой, я в состоянии аффекта пару раз его шлепнула и толкнула так, что у него произошел подкапсульный разрыв селезенки. Вызвали скорую. Слава богу, операция не понадобилась. Я испугалась и поняла, что надо отказаться от ребенка. Вдруг я бы снова сорвалась?
  6. Через несколько дней я пришла навестить Мишу в больнице и увидела его в инвалидном кресле (ему нельзя было ходить две недели). Вернулась домой и перерезала вены. Меня спасла соседка по комнате. Я провела месяц в психиатрической клинике.
  7. Миша жил с нами девять лет, а последние полтора года - в детдоме, но юридически он еще является моим сыном. Он так и не понял, что это конец. Звонит иногда, просит привезти вкусняшек. Ни разу не сказал, что соскучился и хочет домой. У него такое потребительское отношение ко мне, как будто в службу доставки звонит.

Светлана, 53 года:

  1. Илье было шесть, когда я забрала его к себе. По документам он был абсолютно здоров, но скоро я начала замечать странности. Постелю ему постель - наутро нет наволочки. Спрашиваю, куда дел? Он не знает. Невролог обнаружил у него абсансную эпилепсию, для которой характерны кратковременные отключения сознания без обычных эпилептических припадков.
  2. Со всем этим можно было справиться, но в 14 лет Илья начал что-то употреблять, что именно - я так и не выяснила. Он стал чудить сильнее прежнего. Все в доме было переломано и перебито: раковина, диваны, люстры. Спросишь у Ильи, кто это сделал, ответ один: не знаю, это не я.
  3. Я просила его не употреблять наркотики. Говорила: окончи девятый класс, потом поедешь учиться в другой город, и мы с тобой на доброй ноте расстанемся. А он: «Нет, я отсюда вообще никуда не уеду, я тебя доведу».
  4. Через год этой войны у меня начались проблемы со здоровьем. Полтора месяца пролежала в больнице с нервным истощением и скачущим давлением. Выписалась, поняла, что хочу жить, и отказалась от Ильи.
  5. Год спустя Илья приехал ко мне на новогодние праздники. Попросил прощения, сказал, что не понимал, что творит, и что сейчас ничего не употребляет. Потом уехал обратно. Уж не знаю, как там работает опека, но он вернулся жить к родной матери-алкоголичке.
  6. Сейчас Илье 20. В сентябре он приехал ко мне на месяц. Я помогла ему снять квартиру, устроила на работу. У него уже своя семья, ребенок. Эпилепсия у него так и не прошла, чудит иногда по мелочи.

Евгения, 41 год:

  1. Когда сыну было десять лет, мы взяли под опеку восьмилетнего мальчика. Он был уже отказной: предыдущие опекуны вернули его через два года с формулировкой «не нашли общего языка». Мы сначала не поверили в этот вердикт. Ребенок произвел на нас самое позитивное впечатление: обаятельный, скромный, застенчиво улыбался, смущался и тихо-тихо отвечал на вопросы.
  2. Уже потом по прошествии времени мы поняли, что это просто способ манипулировать людьми. В глазах окружающих он всегда оставался чудо-ребенком, никто и поверить не мог, что в общении с ним есть реальные проблемы.
  3. Свою жизнь в нашей семье мальчик начал с того, что рассказал о предыдущих опекунах кучу страшных историй, как нам сначала казалось, вполне правдивых. Когда он убедился, что мы ему верим, то как-то подзабыл, о чем рассказывал (ребенок все-таки), и вскоре выяснилось, что большую часть историй он просто выдумал.
  4. Он постоянно наряжался в девочек, во всех играх брал женские роли, залезал к сыну под одеяло и пытался с ним обниматься, ходил по дому, спустив штаны, на замечания отвечал, что ему так удобно.
  5. Моего сына доводил просто до истерик: говорил, что мы его не любим, что он с нами останется, а сына отдадут в детский дом. Делал это втихаря, и мы долго не могли понять, что происходит. В итоге сын втайне от нас зависал в компьютерных клубах, стал воровать деньги.
  6. Приемный мальчик умудрился довести мою маму - человека с железными нервами - до сердечного приступа.
  7. С появлением приемного сына семья стала разваливаться на глазах. Я поняла, что не готова пожертвовать своим сыном, своей мамой ради призрачной надежды, что все будет хорошо. К тому, что его отдали в реабилитационный центр, а потом написали отказ, мальчик отнесся абсолютно равнодушно. Может, просто привык, а может, у него атрофированы какие-то человеческие чувства.

Моя практика показывает две особые категории возвратов (или вторичных возвратов от приемных детей):
- возвраты в течение нескольких дней или недель после принятия ребенка (для удобства назовем их «преждевременные возвраты »);
-
возвраты по истечении полугода-года, вплоть до нескольких лет после принятия ребенка (назовем их «сознательные возвраты »).
У этих двух группу возвратов разные причины и разные способы профилактики.

Начнем с преждевременных возвратов.

Сначала приведу примеры из реальной жизни (из последних писем родителей), в которых отмечу ключевые фразы и моменты, необходимые для понимая специфики преждевременных возвратов. Потом проанализируем причины и возможную профилактику подобных возвратов.

История Марины Н., август 2015 (Калужская обл.)
Я получила заключение о возможности быть опекуном в отношении ребенка без ограничений по здоровью, но в итоге взяла 2х-летнего мальчика с диагнозами эпилепсия и синдром РАС. Инвалидность ему присвоена не была, а сотрудники дома ребенка заверили меня, что проблемы компенсируются с возрастом. О том, что Ване необходимо ежедневно принимать лекарства, я узнала только, когда приехала его забирать. Мне выдали лекарства только на несколько дней , пока я не поставлю Ваню на учет в поликлинику.
Из-за неправильно оформленного личного дела (по словам сотрудников ООП по моему месту жительства) и через 10 дней я не смогла поставить Ваню на учет, лекарства стали подходить к концу. Иван начал вести себя нервно, постоянно истерично плакал. Мне стало страшно , и я отвезла Ваню в органы опеки по месту нахождения его детдома и подала заявления с просьбой освободить меня от обязанностей опекуна. Ребенка я привезла сытого, хорошо одетого, утром дала последнюю дозу лекарств, которая у меня оставалась.
Но сотрудники опеки в категоричной форме сообщили, что я не имею права отказываться и после подачи заявления мне надо ждать неопределенное время, чтобы ребенка забрали. Я объяснила, что не могу ждать, т.к. ребенку нужны лекарства, которые я лично получить не могу. Обстановка в кабинете накалялась, мне стали угрожать вызовом полиции «за оставление ребенка в опасности». Через несколько часов я ушла, не выдержав морального давления и оставив ребенка в кабинете.
Органы опеки приняли решение об «отстранении» меня от обязанностей опекуна в связи с «ненадлежащим исполнением обязанностей опекуна». Теперь я никогда не смогу быть приемной мамой.

История Нины П., сентябрь 2015 года
Добрый день, 2 сентября мы усыновили ребенка, решение вступила в силу 12 сентября. 18 сентября забрали домой. К, сожалению, жить с усыновленным ребенком не сможем, приняли решение вернуть обратно в детский дом 2 октября . Подскажите, как с юридической точки зрения сделать это правильно? Как пройти процедуру разусыновления быстро и правильно, чтобы у ребенка появился шанс как можно быстрее оказаться в семье?

Считаю, что в большинстве случаев причины преждевременных возвратов лежат за пределами личных качеств или предварительной подготовки самих приемных родителей. Преждевременные возвраты - это исключительно показатель неадекватности существующих в России процедур зна комства и выбора детей , особенно младшего возраста, когда брать ребенка на гостевой режим невозможно. В частности:


  • Невозможность реальной проверки диагнозов, поскольку процедура независимого медосвидетельствования ребенка построена таким образом , что приемный родитель не имеет законного права, а также выбирать медучреждение либо конкретных специалистов, которые будут его проводить. Этот вывод подтверждается и результатами опроса среди приемных родителей.

  • Повсеместная практика посещений ребенка в неестественных для ребенка условиях, искажающих его поведение и реакции . «Дни открытых дверей», проходящие в некоторых регионах РФ в порядке эксперимента, .

  • Практика «продавливания» детей младшего возраста, но с неоднозначной диагностикой - возможно, для того, чтобы «не упустить» кандидата и показать хорошую статистику семейного устройства.

  • Искусственные задержки в постановке опекунов и приемных родителей, принявших ребенка из другого региона, на учет по собственному месту жительства. Обычно они связаны с желанием сэкономить на выплатах на содержание подопечных и/или на вознаграждении приемным родителям, но фактически приводят и к задержкам в постановке на учет в местных медицинских и образовательных учреждениях.

  • Отсутствие «профилактического» сопровождения (в т.ч. психологического) в первые дни и недели после появления ребенка в семье.

Соответственно, профилактика преждевременных возвратов заключается в следующем:

  • Общефедеральное видео анкетирование всех воспитанников детдомов, независимо от возраста и диагноза.

  • «Дни открытых дверей» по честным правилам - то есть (а) без предварительного отбора детей «на показ», (б) не реже раза в квартал и (в) для всех желающих жителей района или города, не только слушателей школ приемных родителей или обладателей заключения о возможности быть усыновителем, опекуном или приемным родителем.

  • Изменение процедуры независимого медосвидетельствования воспитанников детдомов таким образом, чтобы приемный родитель мог запросить освидетельствование ребенка (а) в любом медучреждении по выбору приемного родителя (причем этих медучреждений может быть и несколько - допустим, до трех, - если состояние ребенка требует оценки узких специалистов), (б) у специалистов (допустим, общим количеством до пяти) по выбору приемного родителя и (в) в присутствии приемного родителя.

  • Устройство комнат гостиничного типа при организациях для детей-сирот, особенно в домах ребенка для детей дошкольного возраста, чтобы кандидаты могли получить опыт ежедневного проживания и ухода за конкретным ребенком, еще раз оценили свой выбор.

  • Знакомство с ребенком только в условиях группы, с возможностью наблюдения в группе и сравнения с другими детьми, с правом «переключиться» на другого ребенка без объяснения причин или избыточных формальностей.

  • Сопровождение и помощь с оформлением документов с первого дня после появления ребенка в семье (по аналогии с сопровождением новорожденного и молодой матери).

  • И самое главное, на что всегда «забывают» выделить бюджет, утверждая нововведения - обучение и постоянное повышение квалификации сотрудников ООП, операторов БД и организаций для детей-сирот по новым процедурам знакомства и выбора ребенка .

Теперь о сознательных возвратах.

На мой взгляд, сознательные возвраты - так я называю возвраты через несколько месяцев или даже лет после принятия ребенка - отражают одну или несколько из следующих ситуаций:

(1) по сути отсроченный преждевременный возврат, когда в прошлом органы опеки либо принудили родителей забрать конкретного ребенка (обычно «в довесок» к брату или сестре или в попытке «быстренько» устроить в семью непростого ребенка), либо отговорили от возврата сразу после появления ребенка в семье; родители внешне смиряются, вроде бы принимают ситуацию, но подсознательно выискивают в поведении ребенка малейшие «неадекватности», чтобы вернуться к теме возврата (в начальной школе или в подростковом возрасте эти «неадекватности» сами «падают в руки»);

(2) профессиональное бессилие (а нередко - полное отсутствие) служб по семейному устройству, закамуфлированное под возврат ребенка по инициативе приемных родителей; обычно такие возвраты происходят с подачи органов опеки в период адаптации, т.е. в пределах полугода-года после устройства ребенка;

(3) «непролеченные» проблемы периода адаптации, когда профессиональной помощи приемный родитель не получил, кое-как справился собственными силами (а точнее, решил перетерпеть проблему, «вылечить любовью» и т.п.), но по мере взросления ребенка игнорировать особенности в поведении становится труднее, внутренние резервы приемной семьи истощаются и в какой-то момент, вроде бы очень далекий от появления ребенка в семье, «вдруг» происходит срыв;

(4) реакция на непредвиденное событие в семье, прямо не связанное с ребенком, но обнажившее хрупкость отношений, особенно в условиях отсутствия грамотного сопровождения и поддержки семьи - такие возвраты могут иметь место и через много лет после принятия ребенка.

Примеры из жизни:

История Анны, июль 2015 года (Челябинская область)
Здравствуйте. У нас приемная семья, двое детей, родные брат с сестрой. Мама этих детей лишена родительских прав по решению суда, отец прочерк. Дети в нашей семье с марта 2013 года. С мальчиком много трудностей, приняли решение вернуть его в детское учреждение. Имеем ли мы право разлучать их, оставив девочку в семье? Распоряжения выданы на каждого ребенка.

История Марии, июль 2015 года (Якутия)
У меня под опекой трое детей: две сестры и брат. Средняя сестра меня не слушается, усложняет нам всем жизнь, я с ней не справляюсь и хочу ее отдать в детдом. Но боюсь, что заберут остальных двоих детей . Так это или нет?

История Ольги, апрель 2015
Моя мама 8 лет назад оформила приемную семью над двойней - мальчик и девочка, с девочкой никаких проблем, а вот мальчик совершенно не поддается контролю и воспитанию, учиться не хочет, в школу не ходит, на домашнем обучении, никого не слушает, сбегает, ворует, каждые полгода лежит в психбольнице, но диагнозов, кроме нарушения поведения нет . Хотим отказаться от мальчика, но управление по вопросам семьи и детства утверждают, что по закону не имеют права разделять брата и сестру , действительно ли это так и что можно сделать?

История Марины С., апрель 2015
Возникли проблемы со старшим мальчиком Андреем 14 лет. Он попал ко мне в семью 5 лет назад после расформирования детдома, этакий «кот в мешке» . В личном деле мелькали диагнозы 84.8, 91.8, 92.9, ММД, Андрей лежал в детской психиатрической больнице в 2009 году в течение 2-х месяцев «за сексуальные пристрастия» (так написано в личном деле). В декабре 2014 года выяснилась неприятная информация: Андрей неоднократно сексуально домогался до младшего ребенка 9 лет. Сейчас Андрей лежит в детской психиатрической больнице, предварительный диагноз: психопатия. Мною принято решение о возврате Андрея после его выписки.

История Ирины, апрель 2015 года

Девочка 9 лет была в семье полгода, адаптация была тяжелая, кражи, начала уходить из дома, в очередной раз три дня искали с полицией , где она заявила, что в приемной семье жить не желает, т.к. ее обижают, бьют и т.д., желает жить у «бабушки» - это знакомая биоматери, тоже лишенная родительских прав с асоциальным образом жизни. Правда, когда девочке сказали, что она поедет обратно в детский дом, она сразу пошла на попятную и сказала, что согласна жить у приемной мамы, если ей разрешат ходить к «бабушке» . Что реально указано в её объяснении, неизвестно (все со слов опеки).
Опека настояла на возврате ребенка в детский дом , мотивируя тем, что почти 10-летний ребенок имеет право выбирать, где и с кем жить. Приемная мама написала заявление о прекращении опеки в связи с нежеланием ребенка жить в семье.

История Елены Г., февраль 2015 года
Полгода назад московская семья забрала из питерского детдома девочку 14 лет. Отношения не сложились. Как говорит мама: «Сама не могу принять, а старшие кровные дети не разговаривают с приемной дочерью, дома невыносимая обстановка». В конце ноября мама пошла в опеку писать возврат от ребенка. Именно в этот момент меня и нашли сотрудники негосударственного фонда, которые курируют этот питерский детдом . В приемную семью приезжала специалист и психолог фонда для разговора о передаче ребенка в нашу семью, я была на этой встрече. Девочка мне понравилась.
Психолог дал приемной маме рекомендации, как поговорить с девочкой, но мама передумала. Мы порадовались, что ребенок все-таки останется в семье, но через некоторое время снова начались разговоры об возврате, «ничего не получается». Потом опять передумали, решили оставить ребенка. И так было уже четыре раза .
В данный момент со мной на связь снова вышла приемная мама с разговором, что все-таки они не смогут жить вместе. Но при этом она предлагает мне взять девочку в гости, чтобы ребенок сам выразил согласие уйти: «Она побудет у вас в гостях, ей понравится, и тогда это уже будет не мой возврат, а наше обоюдное решение». Для меня это неприемлемый вариант, т.к. решение перекладывается на плечи приемного ребенка.
Сама девочка пока из семьи не хочет никуда, у нее сложился очень хороший контакт с приемной папой, но в то же время приемная мама ведет работу с Дашей на тему «сходи к этим хорошим людям в гости, они тебе понравятся». Опека заняла выжидательную позицию, ничего не предпринимает.

История Таисии, август 2015 года (Московская область)
На Вашем сайте я нашла книгу Нэнси Томас "Когда любви не достаточно". В ней на 100 % процентов описан наш ребенок. Женя уже шесть лет с нами (ему скоро исполнится 9 лет) . За эти годы, несмотря на некоторые положительные сдвиги, мы не смогли решить главную проблему - оппозиционно-вызывающее поведение (на фоне которого наши ЗПР и СДВГ просто "цветочки"). Понимаю, что многое мы делали не так как надо. Несмотря на то, что в книге подробно описан метод воспитания (излечения) детей с синдромом нарушения привязанности, у меня возникает отчаяние из-за того, что многое мы упустили и страха не справиться (верней, я уже теряю контроль над ситуацией). Моя жизнь превратилась в настоящую битву с Женей (что, как я понимаю, совершенно неправильно, но иначе у меня не получается). Я на грани своих возможностей. Очень нуждаюсь в помощи опытного психотерапевта, находящегося в нашей теме . Пожалуйста, посоветуйте специалиста в Москве, к которому можно обратиться по этой проблеме.

История Олеси, март 2013 года
Девочка с рождения возвратная, в четыре года передана под опеку одинокой женщине примерно 50 лет. Сейчас девочке уже 8 лет.
Недавно умер отец мамы-опекуна. Она это очень переживает. Остальные родственники не поддерживают ее решение быть опекуном, а скорее наоборот. Все это обострилось после смерти отца. Мама не смогла разрешить ситуацию, опека отправила ее в районную поликлинику к психологу, там помощь, по всей видимости, не смогли оказать . В итоге мама отвезла девочку в больницу под видом лечения и тем временем написала возврат от опеки, ребенок пока не знает об этом, мама девочку навещает.
Информация к нам поступила из больницы, т.к. с опекой у нас отношения, прямо скажем, сложные (пишет представитель некоммерческой региональной организации содействия приемным семьям). Мы подключили нашего психолога для работы с мамой. После работы с психологом мама забрала заявление о возврате.

Обобщая, я вижу следующие причины большинства сознательных возвратов :


  • Практика «продавливания» братьев и/или сестер «в довесок» к понравившемуся ребенку (детям). Практика «продавливания» непростых детей ради положительной статистики. Иногда это приводит к тому, что приемные родители подсознательно ищут особенности в поведении ребенка, которые могли бы объяснить возврат подсознательный поиск приемными родителями причин для возврата «навязанного» ребенка. Возврат сдерживает только страх потерять остальных приемных детей-родственников или .

  • Неадекватное сопровождения в период адаптации, а в большинстве случаев - полное отсутствие такового. В результате проблемы в поведении ребенка искусственно подавляются, пока возраст позволяет. Внутри семьи возникает «мина замедленного действия» до поступления в школу, до начала подросткового периода или до истощения родительских сил. Кстати, как видно из примеров выше, даже если находятся негосударственные организации, готовые сопровождать семью, они вынуждены работать «подпольно», «на птичьих правах», хотя российский закон предусматривает процедуру сотрудничества и/или делегирования полномочий органов опеки другим организациям .

  • Отсутствие адекватной помощи в переломные или кризисные моменты (поступление в школу, подростковый возраст, внезапные трагедии внутри приемной семьи).

  • Возможность отмены усыновления в любое время вплоть до совершеннолетия ребенка. Например, в большинстве штатов США отменить усыновление возможно только в течение нескольких месяцев после утверждения усыновления судом. По истечении этого срока усыновленный ребенок приравнивается к своерожденному и отказаться от его воспитания только тем же способом, как от кровного. Воссоединение с кровной семьей возможно только через усыновление ребенка кровными родителями. В России тоже действует принцип «усыновленный = своерожденному», но при этом усыновители могут ходатайствовать об отмене усыновления в любой момент и практически по любой причине.

Соответственно, профилактика сознательных возвратов заключается в следующем:

  • Законодательно установить приоритет права ребенка на семейное воспитание (в т.ч. в замещающей семье) над правом на совместное воспитание с братьями и сестрами и одновременно уточнить правила разделения братьев и сестер. К примеру: нахождение в системе детдомов не является «совместным проживанием», если дети воспитываются в разных группах или в разных учреждениях, а значит не должно мешать передаче в семью одного из детей отдельно от остальных; если дети знают друг друга, когда-то воспитывались вместе, то возможно помещение в разные семьи, но в пределах одного города или района, и с конкретным графиком личных встреч и общения по телефону; если дети помещены в семьи в разных субъектах РФ, то органы опеки отвечают за организацию общения по телефону и по переписке, и т.п.

  • Создание центров сопровождения замещающих семей (по образцу центров патронатного воспитания и сопровождения), которые способны оказать реальную и действенную помощь и поддержку.

  • Внедрение специальных программ по психологии сиротства и реабилитации неблагополучных семей в российских ВУЗах, изучение зарубежного опыта и практик, включая теории нарушения привязанности у детей-сирот и терапевтического воспитания.

  • Обучение сотрудников ООП, операторов банков данных и организаций для детей-сирот новым процедурам и практикам, регулярное повышение квалификации.

  • Только после и в сочетании с вышеперечисленными нововведениями - установить предельный срок после утверждения усыновления, когда возможна отмена усыновления. По истечении этого срока «разусыновление» должно быть невозможно, и отказ от воспитания усыновленного ребенка должен проходить по тем же правилам, что и отказ от воспитания кровного - через помещение в учреждение по заявлению и/или лишение родительских прав.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: