Воспитание ребенка в два года. Какие игрушки нужно покупать двухлетнему ребенку

Давайте вместе разберёмся, с какого возраста можно давать ребёнку конфету и как правильно это делать.

Понятие «сладости» включает конфеты, шоколадки, карамель. Сладкое детям до года не рекомендуется давать в пищу, так как иммунная и пищеварительная система малыша ещё не наладили свою работу. Сахар может вызывать брожение в кишечнике, а отсюда проблемы со стулом и высыпания.

Дети, склонные к диатезу, не нуждаются в сладких продуктах до 2 лет. Их введение возможно, но позже и с осторожностью.

Ребёнку до года можно давать сладкое в виде природных сахаров. Это фрукты и лактоза маминого молока. Не следует подслащивать воду и кефир.

Вредные продукты

Курага, финики, изюм – не только продукты, богатые магнием, калием, но и имеющие приятный сладковатый вкус. Они тоже могут выступать в качестве десерта для крохи.

Излишнее употребление сахара до года может спровоцировать:

  • возникновение артериальной гипертонии в старшем возрасте;
  • возникновение ожирения, метаболического синдрома, сахарного диабета;
  • другие эндокринные нарушения.

Психологи утверждают, что раннее приучение малыша к сладкому сродни зависимости. Было проведено исследование, и дети, получавшие часто шоколад в детстве, в старшем возрасте не могут отказать себе в поедании сладких блюд.

Польза и вред мёда для малышей

Мёд – очень сильный аллерген. Детям с выраженной аллергической настроенностью лучше воздержаться от его употребления.

Мёд – это кладезь витаминов и микроэлементов, важных для роста и развития ребёнка. Имеет антисептические и антибактериальные свойства. Также мёд способен повышать иммунорезистентные свойства детского организма.

Раньше бабушки советовали маме для успокоения малыша давать на кончике ложка мёда. В его составе есть сахара, которые обладают энергетическим воздействием на клетки, улучшают межнейронные связи, являются источником позитивных эмоций.

Как мы уже выясняли, детям до года не нужны сладости ни в каком виде. Начинать можно после года с зефира или пастилы, мармелада без сахарной присыпки. Давать лучше после основного блюда, желательно в обед. При появлении аллергических реакций продукт исключается.

После 3 лет ребёнку можно начинать давать сладкое в виде тортов или пирожных. К этому моменту пищеварительная система почти полностью организована и может переработать данные продукты.

Для исключения пищевого отравления обращайте внимание на сроки годности сладких изделий с белковыми кремами.

Родители сами формируют пищевые привычки своих детей. При чрезмерном потреблении сладких блюд может появиться риск развития нарушения обмена веществ, что в дальнейшем приведет к ожирению, сахарному диабету и другим эндокринным заболеваниям.

Старайтесь не поощрять ребёнка конфетой. Лучше лишний раз похвалить его или обнять. Не формируйте у малыша пищевую зависимость к конфетам.

Зубы и сласти

Артемова И. О., врач, детский стоматолог: «Конечно, детство без конфет — не детство. Старайтесь после съеденного сладкого чистить молочные зубки либо полоскать рот. Так можно избежать кариеса молочных зубов».

Сладости детям по Комаровскому : «Это не самая лучшая пища для детей. Особенно она вредна для зубов и аппетита. Конечно, сильно вы не навредите здоровью, если дадите сладкое на десерт после обеда, но между кормлениями такие лакомства лучше избегать. Не держите дома конфеты, не показывайте малышу, что они есть в доме. Старайтесь не ходить с ребёнком по магазинам и не покупать при нем сладкое. Если у ребёнка есть склонность к лишнему весу, то от сладостей лучше вообще отказаться».

Ребёнка очень легко приучить к сладкому, так как это приносит ему удовольствие. Старайтесь хотя бы 1 — 2 раза в неделю дать сладкое на десерт, соблюдая возрастные рамки. При склонности к аллергическим реакциям сладкое необходимо и вовсе исключить из рациона.

Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Буквально вчера ребенок впервые взял в руки ножницы, а сегодня он уже умело управляется с ними. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Все эти успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Речь ребенка в 2 года

Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов . Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.

Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.

В лексиконе малышей начинают появляться прилагательные и местоимения. Нередко двухлетние крохи говорят о себе в третьем лице. На смену упрощенным словам («ням-ням», «бух») приходят правильные (кушать, упал). По просьбе родителей ребенок показывает на картинке различные предметы, понимает непродолжительный рассказ о знакомых событиях.

Физическое развитие Новые навыки

В отличие от годовалых малышей, их уже не интересует бесцельное перемещение в пространстве. Они не следуют инстинктам и рефлексам, а стремятся направить свою активность в полезное русло.

К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие действия:

  • перешагивают через препятствия;
  • поднимаются и спускаются по лестнице или наклонной плоскости;
  • совершают небольшие пробежки;
  • умеют невысоко подпрыгивать;
  • ходят по бревнышку или бордюру;
  • пинают мяч ногой.

Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.

Координация движений

К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина. Этот возраст оптимально подходит для знакомства крохи с ножницами. Только не стоит требовать от него слишком многого. Ребенок еще не способен вырезать фигуры по линиям. Достаточно просто научить малыша правильно держать в руках ножницы и дать ему полную свободу действий, наблюдая за процессом со стороны.

Всегда находитесь рядом, доверяя ребенку ножницы!

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:

Новые знания
  • В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;
  • группируют предметы по оттенкам;
  • определяют геометрические фигуры и указывают на них;
  • распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);
  • знают цифры и умеют считать. Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет.
Ролевые игры

По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).

Подражание взрослым

В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.

Маргарита, мама двухлетнего Максима: «Мой малыш помогает мне по хозяйству с годовалого возраста. Сначала полы протирал, потом стал проявлять интерес к приготовлению еды. Мы ему купили игрушечную печку, которую поставили на кухне рядом с настоящей. Когда я готовлю, он смотрит и делает то же самое с игрушечными продуктами: хлеб жарит, варит компот, фрукты тушит и т.д. Иногда раскладываю часть обеда по его кастрюлькам, а он сам в тарелку себе накладывает. Бутерброды собирает из нескольких ингредиентов. Посуду в мойку составляет. Недавно начал активно взаимодействовать с машинкой: белье туда загружает, потом достает и развешивает. Конечно, много что переделывать приходится. Зато ребенок чувствует себя полезным».

Эмоционально-социальное развитие

Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.

Девочки

Юные леди старательно привлекают к себе внимание и бурно реагируют на похвалу в свой адрес. Девочки оценивают взрослых с позиции их отношения к ним. Двухлетние малышки думают примерно так: «Этот дядя хороший. Он принес мне шоколадку и дал поиграть со своими очками».

Мальчики

Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.

Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.

Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.

При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях карапуза.

Психологические изменения

Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.

В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.

Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.

Бытовые навыки Как правило, в 2 года ребенок умеет без помощи родителей:
  • кушать ложкой жидкую пищу;
  • умываться и мыть руки;
  • ходить на горшок;
  • надевать некоторые вещи.

Кристина, мама Юли (2,5 года): «Воспитатели в детском саду говорят, что дочка одевается сама и чуть ли не быстрее всех. Дома я за ней такого не замечала. Чтобы снять, это без проблем, а как одеть – «я не умею», «у меня не получается». Только в ботинки сама влезть может. А недавно ходили с ней в больницу. Дочка очень боялась там остаться и в результате буквально за две минуты полностью оделась сама, причем абсолютно правильно. Зато мы убедились, что она все может, просто не хочет».

Краткая таблица навыков

Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?

Вот так выглядит список его возможностей:

Речь
  • Произносит порядка 200-300 слов;
  • Говорит предложениями;
  • Упрощенные слова заменяет правильными (не «мяу», а киса; не «би-би», а машина);
  • Использует местоимения и прилагательные;
  • Задает вопросы;
  • Называет объекты, изображенные на картинке.
Эмоции и общение
  • Охотно идет на контакт с окружающими;
  • При общении проявляет яркие эмоции через возгласы, мимику, движения;
  • Болезненно реагирует на свои неудачи и радуется успехам;
  • Упрямится, настаивает на своем;
  • Плачет от обиды или при расставании с мамой;
  • Осознает свою гендерную принадлежность.
Познание
  • Различает от 4 до 8 цветов;
  • Группирует предметы по оттенку;
  • Узнает различные геометрические фигуры;
  • Распознает объекты по весу, фактуре, температуре;
  • Говорит и показывает, сколько ему лет;
  • Выстраивает цепочку последовательных действий.
Физическая активность
  • Уверенно ходит и бегает;
  • Поднимается и спускается с лестницы или наклонной поверхности;
  • Перешагивает через препятствия, ходит по бревнышку, подпрыгивает;
  • Пинает мяч и пытается ловить его;
  • Рисует линии на листе;
  • Использует ножницы и пластилин по назначению.
Бытовые навыки
  • Ходит на горшок;
  • Ест ложкой жидкую пищу;
  • Моет руки и умывает лицо;
  • Помогает взрослым по хозяйству;
  • Надевает некоторые вещи (шапку, варежки, носки);
  • Умеет пользоваться носовым платком.
Таблица роста и веса

Что же касается физических параметров двухлетних малышей, то они являются сугубо индивидуальными и напрямую зависят от генетических факторов и особенностей развития крохи. Так или иначе, существуют определенные нормы, выведенные российскими педиатрами и Всемирной Организацией Здравоохранения. Приведем данные показатели в виде таблиц.

Развивающие игры и упражнения

Занятия и игры с родителями являются для ребенка важнейшим источником получения новых знаний, а также способом расширения кругозора. Поэтому так важно уделять малышу как можно больше времени, общаться с ним, отвечать на вопросы, тем самым создавая благотворную почву для его развития. Поговорим подробнее о занятиях, играх и упражнениях для двухлетних малышей.

Упражнения на физическое развитие

Физические упражнения для детей двух лет направлены на развитие мышц спины и укрепление костей, а также на правильное формирование опорно-двигательного аппарата. Недостаток движения в этом возрасте может привести к плохой осанке, которая нередко становится причиной сколиоза. Вполне очевидно, что все занятия для малышей должны проводиться в веселой игровой форме с участием любимых игрушек. Не стоит злоупотреблять физическими нагрузками. 3-4 упражнений, общей продолжительностью 15 минут, будет вполне достаточно. Приведем некоторые из них:

«По тропинке»

Положив на пол длинный узкий отрез ткани или бумажную полоску, нужно попросить малыша пройтись по ней, сохраняя равновесие и не выходя за границы. Чтобы заинтересовать кроху, стоит поместить на другом конце «тропинки» его любимую игрушку и попросить ребенка принести ее. Карапуз с удовольствием проделает этот нелегкий путь вместе со своим лучшим «другом».

«Сбор урожая»

Разбросав по полу игрушечные фрукты, овощи или маленькие мячики, следует предложить крохе собрать урожай в корзинку. Для этого малышу придется либо наклоняться, либо приседать на корточки. Чтобы ребенку было веселее играть в эту игру, можно устроить настоящие соревнования наперегонки. Конечно, родителям придется уступить пальму первенства своему карапузу.

«Покажи как»

Имитация движений различных представителей мира флоры и фауны отлично развивает мышцы и координацию малыша. Можно попросить ребенка показать, как ходит кошка, плавает рыбка, летает птичка, качается дерево, растет цветочек и т.д. Такая зарядка не только пойдет на пользу ребенку, но и изрядно позабавит его.

Игры с мячом

Перекатывание мяча руками из положения стоя способствуют развитию мышц туловища малыша. А игра в футбол научит кроху сохранять равновесие и управлять своими движениями. Во избежание травм и падений следует катать мяч на ходу, а не на бегу.

Развитие мелкой моторики Упражнения

Здесь на помощь родителям приходят пальчиковая гимнастика и различные творческие занятия. Малыш может хлопать в ладоши, меняя громкость и темп, сжимать кулачки, а затем разжимать их, хлопать фалангами по столу и т.д. Также малышу будут весьма полезны следующие упражнения:

  • поочередное перекатывание разными пальцами мелких предметов: бусинок, камешков, шариков;
  • «хождение» по столу средним и указательным пальцами с постепенным наращиванием темпа (обязательна смена рук);
  • махание в воздухе одними пальцами;
  • сбор всех пальцев в «щепотку» с их последующим разведением («сбежались-разбежались»).

Творчество

Из творческих занятий двухлетним карапузам оптимально подойдут лепка и рисование. Можно выдать крохе большой лист ватмана или отрез обоев, предложив нанести на них рисунок пальчиковыми красками. Стоит научить малыша делать отпечатки своих ладоней и стоп, проводить линии пальцем или оставлять на бумаге разноцветные брызги. Конечно, после подобных занятий ребенка придется долго отмывать в ванной. Альтернативой такому активному творчеству может стать классическое рисование на альбомном листе простым карандашом. Кроха сможет поупражняться в художественном мастерстве и при этом останется абсолютно чистым.

Развиваем слух

Игры, направленные на развитие слухового восприятия крохи, научат его сосредотачиваться на звуках. А без этой способности ребенок просто не сможет воспринимать обращенную к нему речь.

Пение и танцы

Исполнение песен с отстукиванием ритма и обыгрыванием сюжета позволит превратить обычное музицирование в настоящее театральное представление. Можно также напевать мотив известных малышу мелодий, чтобы он самостоятельно угадывал их. Озвучивание различных просьб шепотом научит ребенка прислушиваться к речи, а игра с колокольчиком – определять направление звука. Попросив карапуза закрыть глаза, нужно перемещаться вокруг него, звоня в колокольчик или стуча в бубен. Пусть кроха указывает рукой в ту сторону, откуда доносится звук.

Музыкальные загадки

В этом возрасте детки весьма охотно разгадывают музыкальные загадки. Прежде чем задавать крохе вопрос, необходимо вместе с ним постучать карандашом по различным предметам (стеклянной банке, ножке стула, мячу и т.д.), прислушиваясь к звукам. После этого ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. Тем временем мама начинает стучать по предмету, а малыш угадывает, что это за предмет. Потом следует поменяться ролями.

Музыка

Ну и, конечно же, ничто так не развивает слух карапуза, как прослушивание музыки. детям любого возраста. Конечно, для детей до трех лет репертуар нужно подбирать особо тщательно. Ведь психика крохи находится на этапе формирования и слишком агрессивная или депрессивная музыка может травмировать ее. Малышам подходят не только детские песни, но и классические композиции Моцарта и Чайковского, а также звуки природы. Идеальным же вариантом станет живое исполнение мелодий на гитаре, фортепиано или даже свистульке.

Развиваем речь

Самым простым и действенным способом развития речи в двухлетнем возрасте является побуждение к общению. Родителям необходимо призывать кроху к диалогу фразами: «расскажи мне», «спроси у…» и т.д. Поскольку на данном этапе детки еще не очень хорошо умеют облачать свои мысли в слова, взрослым следует выдерживать паузы в разговоре, позволяя малышу подобрать правильные определения или сформулировать ответ. Расширить активный и пассивный словарь крохи поможет регулярное чтение сказок. Не лишним будет научить малыша выделять отличительные особенности персонажей, подбирая для этого соответствующие прилагательные. К примеру, лиса – хитрая, медведь – косолапый, заяц-трусливый и т.д.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «С ребенком нужно много разговаривать. Если есть возможность вместо взрослой музыки поставить детские песни или аудиосказки, нужно сделать это. Вообще, следует привлекать всех родственников, побуждая их много беседовать с малышом. Помочь говорить могут только те, кто рядом говорят».

Артикуляционная гимнастика

Обязательной частью распорядка дня ребенка должна стать артикуляционная гимнастика. Она научит малыша лучше чувствовать свои губки и язычок, а также управлять ими. Упражнения можно выполнять между дел, превратив их в забавную игру. К примеру, провожая малыша в детский сад, стоит ввести ритуал отправления друг другу воздушного поцелуя. Удивительно, но это незамысловатое действие тоже является элементом артикуляционной гимнастики. В процессе трапезы можно предложить крохе веселое соревнование, кто дольше удержит на языке орешек или мармеладку. А в ходе повседневных игр стоит время от времени имитировать гудение паровоза или самолета, завывание метели, вытягивая губы в трубочку.

Развивающие игрушки

Поскольку двухлетний карапуз постоянно находится в движении, следует направлять его энергию в позитивное русло. Тут на помощь родителям придут игрушки для организации активного досуга, а именно:

  • мячи различных цветов и размеров;
  • фитбол для гимнастических упражнений;
  • сенсорные и ортопедические коврики;
  • беговел, санки, велосипед.

Среди игрушек для развития воображения и крупной моторики, координации движений, конструктивного и пространственного мышления можно выделить:

  • наборы «Лего» и другие конструкторы с деталями различных размеров, форм и цветов;
  • игра «рыбалка»;
  • трафареты;
  • пластилин, пальчиковые краски и прочие материалы для творчества.

Поспособствуют сенсорному развитию крохи, а также формированию его математического и логического мышления следующие игрушки:

  • паззлы с 4-6 крупными деталями;
  • мелкие предметы: фигурки животных, крупы, желуди и шишки (их можно угадывать на ощупь, пересыпать, группировать и т.д.);
  • мозаика;
  • сенсорные карточки;
  • рамки-вкладыши;
  • лото;
  • домино.

Конечно, двухлетний кроха еще не способен самостоятельно организовывать свой досуг. В этом ему должны помочь родители. Чтобы игрушки приносили малышу максимум пользы, взрослым необходимо научить ребенка правильно пользоваться ими, придумывать сюжеты для игр.

Не стоит давать крохе слишком сложные задания, ведь в случае неудачи он сильно расстроится и потеряет интерес к процессу.

Для более полного усвоения новой информации следует подключать все органы чувств малыша, чередовать между собой разные виды деятельности. Даже если карапуз не настроен на развивающие занятия, он непременно почувствует искреннюю заинтересованность взрослого в процессе и невольно включится в игру. В итоге и родители и ребенок получат массу позитивных впечатлений.

Заключение

Таким образом, двухлетние малыши уже многое умеют. Их активный словарный запас насчитывает 250-300 слов, из которых крохи постепенно начинают складывать предложения. В их речи проскальзывают прилагательные и местоимения, которые включаются в общение вполне осознанно. Что же касается двигательных навыков, то в два года детки могут подниматься и спускаться по лестнице, перешагивать через препятствия, бегать и подпрыгивать. Да и в быту малыши становятся более самостоятельными. Они своевременно просятся на горшок, аккуратно кушают жидкую пищу ложкой и охотно помогают родителям по хозяйству. Все эти умения и стремления должны получать одобрение со стороны родителей и направляться в нужное русло.

Любая мама - это настоящий комок переживаний и волнений, когда разговор заходит о её ребенке. Казалось бы, что может заботить мать двухлетнего малыша? Ведь ещё толком ничего не умеет. Но эта точка зрения в корне неправильная: как раз эти первые годы жизни малыша очень важны, поэтому матерям не нужно спустя рукава пускать развитие ребенка на самотек. Нужно тщательно следить за этим процессом, чтобы вовремя внести коррективы, если они понадобятся. В статье: «Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года?» мы расскажем вам о том, на что нужно обращать внимание мамочкам двухлетних малышей.

4 203578

Фотогалерея: Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года

На этот животрепещущий вопрос: «Как определить: правильно ли развивается ребенок в 2 года?» нельзя дать ювелирно точный ответ. Почему? Да потому что все детки разные, и развитие их происходит по-разному - это доказанный факт, здесь даже нечего обсуждать. Однако всё же есть основные моменты, навыки и умения, которые должны быть в частом употреблении детей того или иного возраста - вот о них мы и хотим с вами поговорить.

Чтобы определить уровень развития вашего чада и понять, соответствует ли он тому уровню, который устанавливают для 2-х-летних малышей педиатры, нужно внимательно проследить за крохой на протяжении нескольких дней. Вы сразу поймете: умеет ли он делать всё то, что должен уметь делать малыш в 2 года.

Правильно будет оценивать не только практические умения ребенка, а и оценить, например, уровень его социального и физического развития. Только в случае, если все параметры будут отличными (однако, опять же, не забывайте, что ваш ребенок может просто «не дорасти» до чего-то, а где-то, в то же время, «перерасти»), то можно будет сказать, что кроха развивается правильно и закономерно для своего возраста.

Физические параметры 2-летнего ребенка

Итак, малышу уже исполнилось два года, какие же характеристики физического развития вы должны наблюдать?

Если у вас сынишка, то его вес на данный момент в среднем должен составлять около 12,7 кг. Если же вы - мама маленькой принцессы, тогда это число снижается до 12,2 кг. Что касается роста, то обычно мальчишки в два года достигают 88 см, а девчушки - 86 см, хотя это больше всего зависит от наследственности.

Малыш в два года должен быть очень активным, его весьма увлекают подвижные задорные игры, ребята хотят как можно больше бегать, скакать. Ходят они уже умело, их не остановит препятствие, даже если оно в высоту достигает 20 сантиметров! При этом он даже не притормозит, чтобы переступить препятствие одной ногой, а сделает это, как взрослый человек. Кажется, что запас энергии и сил у малыша просто неиссякаемы! Вот уже и мамочка, и отец, и бабушки с дедушками утомились, а ребенок всё скачет, падает, поднимается и снова, снова скачет!

Однако это вовсе не значит, что вы должны его изводить длительными прогулками - нужно нагружать малыша в соответствии с его возрастом, чтобы, не дай бог, не переусердствовать и не навредить неокрепшему организму.

Обычно в этом нежном возрасте ребята могут частично сами себя одеть. У них отлично получается управляться с шапками и колготками, без труда они обуют и ботинки на ножки, правда, если они застегиваются на липучку, а не затягиваются шнурками.

О нервно-психическом развитии

Двухлетний малыш достаточно понятлив, он легко воспринимает несложные рассказы взрослых - например, вы можете рассказать ему о событиях вчерашнего дня - и он прекрасно поймет. Его речь становится всё более связной, в предложениях выстраиваются в логически обоснованный ряд по три слова. Он учится использовать существительные и прилагательные.

В играх тоже отмечается определенная логика, правда, она ещё примитивна, но ведь это только начало! Та, малыш с видимым удовольствием выстраивает башенки из кубиков, или быстро и правильно слаживает пирамидку.

Если вы будете с младых ногтей прививать ребенку любовь к литературе и читать ему много коротких простых стишков, то, скорее всего, к двум годам он уже запомнит некоторые из них и сможет с легкостью их воспроизвести.

Мир вокруг малыша пестрит разными цветами, и он уже знает, как выглядят и называются основные из них.

Скорее всего, мамочка двухлетнего ребенка уже не испытывает трудностей во время кормления. Ей не нужно пританцовывать и петь, тряся игрушками, чтобы засунуть в рот любимому чаду очередную ложку манной каши. Он прекрасно справляется с ложкой и может кушать сам. Так же легко малыш пьет из своей чашечки.

Также ребенок, возраст которого перевалил за двухлетнюю черту, может похвастать прекрасно развитой моторикой. Малыши в этом возрасте просто обожают рисовать, хотя у них это не особо получается. Но ведь как интересно наблюдать за тем, как на чистом листике внезапно появляются разные линии и пятнышки! Карандашик или фломастер ещё не занимают правильного положения в руке, кроха держит его всем кулачком.

Особый интерес проявляют малыши и к книгам. Правда, каждый по-своему. Однако чаще всего это выражается в безудержном желании малыша схватить страницу и скомкать шелестящую бумагу. Тут нужно проявить твердость и объяснить малышу, что книга - это не игрушка, ломать и рвать её нельзя.

Вас наверняка подчас раздражает то, что малыш лезет во все уголки и щели дома, что он не слушается вас и продолжает всё делать по-своему. Конечно, вы можете поднажать и установить над ним тотальный контроль и власть. Но нужно ли это? Помните, что сейчас ваш малыш развивается семимильными шагами, очень ускоренным темпом. Нужно ли сбивать его с этого пути своими постоянными запретами? Ведь ем так нужно до конца понять мир, в котором он живет. Поэтому лучше запаситесь терпением и помогайте малышу познакомиться с тем, что его окружает.

Есть несколько основных стоп-сигналов, заметив которые у собственного ребенка, вы должны забить тревогу или как минимум заволноваться.

  • Если ваш малыш не может произнести даже трёх слов, не показывает жестом как минимум двоих близких ему людей или не знает наименований хотя бы трёх предметов, находящихся в комнате, где он проводит много времени.
  • Если кроха не может сам присесть или встать с ножек.
  • Если вы замечаете, что малыш плохо контактирует с окружающим миром (например, если он не понимает, когда с ним говорят ласково, а когда - строго и категорично, когда можно, а когда нельзя).
  • Если вы проводите мимо малыша какой-то предмет, и он не следит за ним глазками и не пытается его взять и рассмотреть поближе.
  • Если в то время, когда вы играете в игру, которая должна сопровождаться детским нетерпеливым ожиданием (например, ожидание: когда же появится мамино лицо во время игры в «кукушку») - это тоже тревожный сигнал.
  • Если вы ещё кормите малыша самостоятельно или помогаете ему в этом, а кроха не пытается установить с вами зрительно-эмоциональный контакт.
  • Малыш и общество: о социальном развитии

    Вы наверняка не раз с огорчением и удивлением замечали, что в возрасте двух лет ваш малыш совершенно не желает находить общий язык со своими сверстниками. Детки не хотят уживаться рядом, а уж тем более устраивать коллективные игры - они скорее будут толкаться и забирать друг у друга игрушки. Всё дело в том, что малыш в этом возрасте очень эгоцентричен, и он просто не может понять, как можно учитывать желание или потребность другого человека.

    Хотя сказать, что двухлетний ребенок асоциален нельзя, у него могут появляться даже друзья - те детки, которые ему приятны, игры с которыми доставляют ему наибольшее количество положительных эмоций. Обычно друг до боли похож на вашего малыша: у него такой же темперамент и характер. Однако полноценной дружбой это назвать нельзя - она сможет возникнуть между ребятами только спустя три-четыре года. Тогда их игры приобретут иной характер, они не будут просто играть рядом друг с другом, а начнут взаимодействовать и получать от этого истинное удовольствие.

    Развитие речи малыша

    Словарный запас ребенка резко возрастает в период между полутора и двумя годами. Обычно когда крохе уже исполнилось 2 годика, в его словарном запасе присутствует 100-300 слов (количество зависит от внешних факторов). Слова эти ребенку наиболее понятны и доступны, он слышит их и пользуется предметами, которые они обозначают, изо дня в день. Поэтому этими словами обычно становятся названия любимых игрушек, предметов, которые его окружают. Он уже понимает, что такое - разные размеры, и в его речи уже можно встретить слова, описывающие величину тех или иных предметов по отношению к другим объектам (например, «мишка большой», а «зайка - маленький»).

    Чем больше вы общаетесь с ребенком, читаете ему книги, рассказываете стишки и сказки - тем большим будет и словарный запас малыша. Поэтому когда вы слышите, что кроха заговорил на своем, не понятном вам, языке - не смейтесь над ним, а попытайтесь понять и подправить чадо. Пытайтесь с самого детства учить ребенка правильному произношению.

    Малышу ещё тяжело произносить согласные со всей необходимой твердостью, поэтому он умильно смягчает эти звуки (вместо «дай» говорит «дяй», а вместо «танк» - «тяньк»). В связи с тем, что его артикуляционный аппарат ещё не готов к большим нагрузкам, в речи малыша вы пока что не сможете услышать шипящих звуков или согласных «р» и «л».
    Помимо того, что кроха, как может, упрощает свой детский язык, он ещё и зачастую сокращает длинные и неудобные к произношению слова. Например, вместо слова «молоко» он может постоянно говорить «ко», или «моко». Также зачастую двухлетний ребенок долго не может определиться с тем, как ему произносить то или иное слово, поэтому он может постоянно произносить его по-разному, выкидывая их него то один сложный звук, то другой.

    Даже если ваше чадо умеет громко и пронзительно пищать, всё же слабые голосовые связки и нетренированный речевой аппарат не позволят ему разговаривать очень громко. Голос малыша всегда немного приглушенный, тихий. Эта же причина порождает частую замену звонких согласных - глухими (например, вместо четкого «бом-бом», ребенок произносит «пом-пом»).

    Детская речь в два года уже богата интонационно. Малыш знает, что если он чего-то хочет, нужно обратиться к маме требовательным голосом. А если у него что-то болит, то интонация вмиг «съезжает» на жалобные нотки.

    Весь второй год ребенок будет совершенствовать свои речевые навыки и наверняка преуспеет в этом. Ведь он уже не глуп, и понимает, что только с помощью логически связанных слов он сможет удовлетворять некоторые из своих потребностей (так как об их исполнении нужно уметь попросить). Но до взрослой и грамотной речи малышу ещё очень далеко! Он по-прежнему не может похвастаться богатым словарным запасом и частенько облегчает себе труд, заменяя сложные слова простыми сочетаниями слогов (вместо «кушать» он просто скажет «ам-ам»). Кроме того, в речи ребенка сейчас вы сможете услышать только те названия предметов, с которыми малыш непосредственно сталкивается во время игры или исследования квартиры. Естественно, ждать от крохи какой-то грамматической связности предложений нет никакого смысла. Он ещё не знает о волшебной силе предлогов и союзов, он не умеет правильно поставить окончание того или иного слова. Ну и, конечно, его ещё будет с головой выдавать неправильное, искаженное произношение большинства слов. Он будет менять местами слоги или вовсе выкидывать их из слов ещё не одну неделю.

    Развиваемся, играя…

    Ещё не пришло то время, когда развитием вашего малыша будут заниматься непосредственно те люди, которые знают, как это организовать - то есть, педагоги. Пока что главный стимул и «толкатель» умственных процессов малыша - это вы, поэтому вам нужно уметь правильно организовать досуг так, чтобы во время игры ребенок параллельно учился и развивался. Это поможет «догнать» ваших сверстников по всем параметрам, если вам кажется, что вы с малышом где-то немного отстали.

    Итак, в какие же игры можно поиграть с двухлетним малышом?

    Игра первая: Учим Цвета

    Для этой игры вам нужно будет отобрать несколько однотипных игрушек разных цветов и найти бумажные листики таких же расцветок. Вы можете взять, например, машинки или резиновые пищалки в форме зверей.

    Разложите этот инвентарь на полу и устройтесь с малышом рядом поудобнее. Поиграйте отдельно с каждой выбранной игрушкой, имитируя её настоящее поведение. Например, если у вас собраны зверушки, то покажите малышу, как квакает и прыгает жабка, как рычит и прыгает грозный лев, как чирикает маленькая птичка.

    После этого возьмите заготовленные листики и разложите их прямо на полу перед малышом. На каждую бумажечку поставьте игрушку такого же цвета и объясните малышу, что это - домик для ваших зверушек (или гаражи для машинок - смотря что вы выбрали для игры). Каждый раз, когда ставите игрушку на тот или иной листик, вслух проговаривайте о том, какого же они цвета и почему вы ставите игрушку именно на эту бумажку. После этого можно перемешать игрушки и предложить ребенку самостоятельно подобрать домик каждому зверьку.

    Игра вторая: Что поплывет, а что - утонет?

    Приготовьте для игры большой таз, налейте туда немного воды (не стоит наливать полный тазик, так как в процессе вы можете забрызгать, а то и залить весь пол вокруг). Возьмите три-четыре предмета, которые изготовлены из разных материалов и имеют разные характеристики плавучести. Например, подойдет пробка из-под вина или шампанского, металлическая ложечка, небольшая веточка и детская пластмассовая чашечка. Много предметов не набирайте - малыш может просто в них запутаться.

    Теперь пригласите малыша в игру и поинтересуйтесь: как он думает, какие из предметов будут держаться на воде, а какие - утонут? Вполне вероятно, что ответ ребенка будет неправильным, однако не расстраивайтесь - он ведь ещё не знаком со свойствами тех или иных предметов и ваша цель - обучить его этому.

    После того, как ребенок высказал свои предположения на счет того, что утонет, а что будет плавать, бросьте все эти предметы в тазик с водой и дайте крохе вдоволь наиграться с предметами.

    Пока ребенок увлечен «купанием» предметов, вы параллельно в игровой форме рассказывайте ему о его свойствах. Например: «Малыш, это - пробка, она сделана из очень легкого, воздушного материала, поэтому она не тонет в водичке, а плавает на поверхности». Или так: «А это - ложечка, она сделана из металла. А так как металл очень тяжелый, то ложечка не может плавать - и сразу же тонет».

    Не забудьте о том, что после каждой игры нужно приучать ребенка убирать за собой. Поэтому когда вы закончите, предложите ему вытащить все предметы из водички и вытереть насухо чистым полотенцем.

    Благодаря этой простой и увлекательной для малышей игре, детки научатся понимать. Какими свойствами может обладать тот или иной предмет.

    В этой игре вы будете разучивать с малышом голоса птиц и зверей. Поэтому вам понадобятся либо игрушки, либо картинки, на которых будут изображены попарно мамы-зверушки и их детки. Лучше всего выбирать тех зверей, с которыми малыш уже знаком: например, мышку и серого мышонка, утку и крохотного утенка, лягушку и её зеленого детеныша, корову и теленка, кошка и котенка, собачку и щенка, курочку и цыпленка.

    Сначала вам нужно будет каждую зверушку (или картинку) тщательно рассмотреть и рассказать ребенку, какие звуки производит то или другое животное. В обязательном порядке отметьте, что у взрослых зверушек голоса погрубее, громче, зычней. А у их детенышей голосок тонкий, писклявый. Малыш должен понять, что голос взрослого животного (равно как и взрослого человека) отличается от голоска детеныша (или ребенка).

    Возьмите кошку в руки, погладьте её и громко мяукните: «Мяу!». Спросите у малыша: «А кто это у нас так громко мяукает? А кто говорит «мяу» тоненьким звонким голоском? Правильно, это ребеночек мамы-кошки. А как называют её ребеночка? Да, котёнок. А как котёнок мяукает?».

    Мы только что рассказали вам о подготовительном, ознакомительном этапе игры. Теперь перейдем непосредственно к обучающей забаве.

    Итак, вы уже определили и запомнили, какое животное издает какой звук, как называются их детеныши - теперь можно начать игру.

    Разложите на полу перед ребенком все игрушки или картинки со зверятами. Теперь попросите кроху отвернуться, а сами в это время сымитируйте голос какого-то животного, например, громко мяукнете. Малыш должен угадать, во-первых, голос какого животного только что прозвучал и, во-вторых, была ли это взрослая кошка, или маленький котенок? Попросите своё чадо показать вам картинку с изображением той зверушки, которая только что подала голос.

    Теперь поменяйтесь ролями - отворачивайтесь сами, а ребенок пусть издает голоса животных. Вы тоже угадывайте и хвалите своего, когда у него особенно точно получается сымитировать голос.

    Это очень хорошая и добрая игра, с помощью неё вы сможете показать ребенку и закрепить его знания о том, какие животные существуют, как называются их детки и какие у них голоса, чем отличается взрослый голос от тонкого детского голоска. Отличное упражнение для развития памяти!

    Вот такими нехитрыми способами вы сможете проверить, насколько соответствует уровень развития вашего двухгодовалого чада принятым педиатрами и детскими психологами нормам. Однако, как мы уже говорили, не стоит равняться исключительно на эти нормы, все детки идут по своему собственному пути развития и могут где-то отставать от сверстников, но в то же время в чем-то их опережать. Просто не забывайте: в этом возрасте ребенок хватает всё на лету, нужно лишь успевать давать ему все эти знания. Поэтому правильно организованный совместный отдых с играми и развивающими занятиями помогут вам вырастить настоящего вундеркинда!



    Богданова Н.В.,
    детский психолог, психоаналитик Кризис двух лет

    Большинство малышей около двух лет проходят через возраст "нет". Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?

    Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику - с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.

    "На очередном "нет" я сломалась, мое терпение лопнуло - рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку".

    С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью "нет" малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство "отдельности". Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.

    Обойти препятствие

    Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может "выйти из берегов", превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

    Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. "Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать". Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.

    Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

    Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его "нет" Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

    За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
    В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
    Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
    Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
    Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»

    Возбудимость, упрямство, истерики... Что с этим делать?

    Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

    Освоение речи

    Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

    И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"

    Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

    Нормальные истерики: как с ними справляться?

    В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

    Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

    Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка . Что это такое?

    Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

    Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

    Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: "Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь... уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но..." А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

    Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

    Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения , вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: "Мама устала, мама хочет полежать". Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

    Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово "я" уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как "переводчик с детского".

    Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

    Рано- и поздноговорящие дети

    Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

    И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

    В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

    Любовь к традициям и важность режима

    Нервная система ребенка еще сохраняет черты , склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

    А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

    И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

    Возбудимость — общая особенность возраста

    Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

    В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала..." — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

    Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

    Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

    Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

    Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

    Негативизм и упрямство — признаки взросления

    Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

    Контакты со сверстниками

    Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

    Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

    Подведем итоги:

    Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

    Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

    Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.


    Юля | 19.11.2018

    статья очень познавательная. Спасибо автору. Я интуитивно пришла к тем же методом воспитания. Правда у нас это началось примерно в 1,5 года. Причём если меня нет рядом, например с папой или бабушкой-дедушкой это был идеальный ребёнок. Но я полностью исключила крик и физ.наказание, если чувствовала что не выдерживаю, опускала ребёнка и отворачивалась. Если от меня нет реакции она переставала истерить. Важно только отличать истерики или то что ей больно или она испугалась. Тогда нужно жалеть обнимать. Сейчас истерик практически нет, она знает что плачем ничего не добится. А ещё полезно чтоб она слушалась и выполняла просьбы тоже слушать ее и по возможности выполнять. Например она не хочет одевать одежду. Дать ей другую на выбор: хорошо ты эту кофточку не хочешь а может вот эту или эту. Вам не принципиально розовую или зеленую, а для ребёнка важно что ОН САМ РЕШИЛ, а мама его послушалась.

    Крис | 21.02.2018

    Крис | 21.02.2018

    Классная статья, спасибо! Открылось то чего не знала..

    Татьяна | 11.06.2017

    Наконец то нормальная статья!!! Читала с удовольствием многое для себя подчеркнула, буду воспитывать деток подготовленной!!! И с радостью!!!

    Светлана | 14.08.2016

    Марго, у меня такая же ситуация с дочерью один в один, только нам нет еще 2лет. В садике у меня она сносная, но потом что она мне дома делает... Пробовала пить успокоителье сама, не помогает, только в сон клонит по страшному, потому как с дочей так выматываюсь, а она тогда вообще на мне "ездит"...

    Наталья | 29.07.2016

    Наконец-то нашла действительно толковую, написанную сведущим и образованным автором, без лишней "воды", статью по интересующей теме. Спасибо! Успехов Вам в Вашей деятельности, Екатерина!

    Марго | 28.05.2016

    Спасибо. Очень полезная статья! У меня оч муж избаловал дочь,ей 2,5 года. Все разрешал ей, а я на оборот старалась быть жезще. И стала, своего рода "бабайка":) . Если что-то не так, она начинает кричать, требовать. Я стараюсь чаще говорить "нет, нельзя", чтоб ребенок знал эти слова, а папа на оборот. Когда он на работе, она спокойная и практически выполняет все, что я ей говорю! Но когда он дома, тушите свет ((((мне очень обидно, что так все происходит. Я могу и по попе стукнуть и поругать могу и в итоге я плохая:((((Целый день орет: пошли гулять! Хоть дождь, хоть снег, хоть жара страшная. (У нас лето до 50° доходит.) Ей объясню, что очень жарко, голова будет болеть и что будет плохо, НЕТ все равно пошли. И все сопровождается ором, криком. С улицы не возможно забрать, орет! Вообщем слова сказать нельзя! У меня уже сдают нервы, я становлюсь агрессивной и попадает старшему сыну. Дочь становится не управляемой. Я не знаю, что делать! Отдали ее в сад. Целый день места себе не нахожу, а вечером забираю, начинается война дома. Может я какая-то не уровновешенная? Может мне попить успокоительное?

    * - поля, обязательные для заполнения.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: