Уверенный ребенок. Как развить в ребенке уверенность в себе

На формирование уверенности в детском возрасте влияют различные факторы: отношение к ребенку родителей, сверстников, педагогов, а также первые удачи и поражения. Когда ребенок идет в школу, его качества и способности проходят серьезную «проверку» на прочность. Чтобы это испытание прошло успешно, родителям стоит заранее, с четырех-пяти лет, заняться воспитанием у детей уверенности в себе и своих силах.

На сегодняшний день психологи выделяют шесть основных правил, которые помогают тем или иным образом сформировать у ребенка уверенность в себе.

1. Начните с себя

Дети перенимают многие черты характера и особенности поведения родителей. Поэтому прежде чем начать воспитывать уверенность в ребенке, обратите внимание на свои взаимоотношения с супругом (ой). Дети очень болезненно реагируют на родительские ссоры, даже если не являются их участниками или свидетелями. Напряженная атмосфера, царящая в доме после любого конфликта, негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, подрывая его доверие к родителям. Старайтесь проявлять уважение друг к другу при любых обстоятельствах, тогда и ваше чадо будет чувствовать себя увереннее. В семьях, где плохой «микроклимат», дети вряд ли вырастут оптимистами и будут хоть сколько-нибудь социально успешными. Неуверенность родителей в себе передается ребенку, который воспроизводит их низкую самооценку. А она, в свою очередь, может стать причиной его неудачи в любой деятельности - так возникает порочный круг.

По мнению некоторых специалистов, воспитание у ребенка уверенности не должно быть самоцелью родителей. Прежде всего, формируйте в нем гармонично развитую личность. А для этого нужны беседы с ребенком, поощрение его инициативы, уважение личности ребенка, нормальный микроклимат в семье. Узнать о том, как воспитывает своего сына Александра певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы сможете, посмотрев передачу «Мы–родители».

2. Развивайте коммуникативные навыки

Уверенность в себе формируется в ходе взаимодействия с другими людьми. Научите ребенка выражать свои желания и чувства. Застенчивые дети зачастую идут на поводу у чужих мнений из-за того, что не умеют или стесняются объяснить окружающим то, что хочется им. Необходимо обучать таких детей навыкам общения со сверстниками. Для этого можно составить перечень фраз, которые помогают построить разговор, и репетировать диалоги на разные темы. Хорошим подспорьем для таких занятий являются сюжетно-ролевые игры, где каждому участнику предоставляется возможность побыть в главной роли.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая ребенка с другими детьми, причем не в его пользу, взрослые рискуют сформировать у него комплекс неполноценности, который мешает гармоничному развитию личности. Отсутствие у ребенка уверенности в поддержке родителей приводит к тому, что он начинает чувствовать себя нелюбимым и нежелательным. Для нормального развития детям необходимо находиться в атмосфере любви и психологического благополучия. Ребенку важно быть уверенным, что в трудную минуту родители всегда придут ему на помощь.

4. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть

Нередко взрослые хотят, чтобы их дети обладали какими-то конкретными качествами и способностями, которые они считают полезными для ребенка. Стремясь воспитать их в своем в малыше, родители не замечают или не ценят тех качеств, которые есть у ребенка. Старайтесь объективно оценивать свои ожидания от детей: не являются ли они чересчур завышенными? В этом случае ребенка может преследовать страх не соответствовать вашим ожиданиям, боязнь неудачи, которые подрывают основу его веры в себя. Имеет значение и то, насколько хорошо взрослые умеют понимать потребности и интересы своего чада. Примите ребенка как личность. Тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы – значительно больше.

6. Хвалите ребенка за любые заслуги

Любые, даже незначительные, успехи детей не должны остаться не замеченными родителями. Хвалите ребенка за заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно скажется на его самооценке. Однако гостья программы «Как воспитать счастливого ребенка» Елена Пиотровская предлагает не просто хвалить ребенка за совершенные действия. предлагает общаться с ребенком. Прямую похвалу интересно заменить качественными и количественными вопросами на тему выполненной ребенком работы. И пусть он сам сделает вывод о вашем отношении к его поступку. Неподдельный интерес и отсутствие прямой качественной оценки его деятельности поможет развить у ребенка аналитический склад ума.

Если вы не получили ответ на вопрос, как воспитать у ребенка чувство уверенности, задайте его эксперту портала «Я–родитель». Для этого воспользуйтесь формой обратной связи в рубрике « ».

Надежда Малинкина

Пройдите тест на нашем портале и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.

Это основа благосостояния ребенка и ключ к успеху, когда он станет взрослым. В любом возрасте ваши поступки зависят от чувства собственного достоинства. Родители - основной источник чувства собственного достоинства ребенка. Одна из ваших задач как воспитателей - привить своему ребенку положительный внутренний образ и помочь ему вырасти таким, чтобы он мог справиться с жизненными препятствиями и умел радоваться жизни.
Недостаток положительного внутреннего образа очень часто ведет к проблемам поведения. Большинство проблем поведения, как я мог понять во время консультаций, происходит от недостатка взаимопонимания у родителей и детей. Почему с одним человеком приятно быть рядом, а другой как будто тяготит вас? Как люди оценивают себя, как относятся к окружающим, как учатся в школе, чего достигают в работе и как ведут себя в браке - все это зависит от силы их внутреннего образа.
Здоровое чувство собственного достоинства не означает быть самовлюбленным или высокомерным; это человек, имеющий реалистическое понимание собственных сил и слабостей, наслаждающийся своими возможностями и не пасующий перед проблемами. Необходимо воспитать у ребенка уверенность в себе, потому что существует тесная связь между тем, как человек осознает себя сам и как воспринимают его окружающие.

В течение всей жизни дети подвергаются позитивному влиянию (созидателей) и отрицательному влиянию (разрушителей). Родители могут научить своих детей прислушиваться к мнению созидателей и помочь им работать среди разрушителей.

Вместе отодвинем Шалтая-Болтая.
Вы проводите ранние годы, формируя уверенность в себе вашего ребенка. Вы проводите последующие годы, защищая это. Много ранимых детей нуждаются в защите в тяжелых ситуациях. Я исследовал пятилетнего Томаса, может ли он идти в школу. Томас был чувствительным ребенком, чья мать провела годы, помогая ему формировать сильное чувство собственного достоинства. Мы занялись философской беседой о долгосрочных выгодах от воспитания по методу «прикрепления», и Томасу это, понятно, надоело. Он начал висеть на моих весах - дорогих весах, которые стояли поверх экзаменационной таблицы. Моей первой мыслью была мысль о безопасности моей таблицы. Я считал, что рискую больше, чем-Томас, поэтому я сказал довольно твердо: «Томас, не будешь ли ты так любезен, перестать висеть на весах?» Томас оторопел от неожиданности, но его мать добавила компенсирующее замечание: «...потому что ты очень силен». Она знала, как посмотреть на мир глазами ребенка.

1. Практика метода «прикрепленного» воспитания
Представьте себе ребенка, который проводит много часов в день на руках у матери; которого она кормит грудью по первому сигналу и сочувственно отзывается на его плач. Как вы представляете чувства такого ребенка?
Несомненно, этот ребенок ощущает, что его любят, его ценят. Младенец, которого воспитывают таким высокочувствительным методом, развивает способность к самооценке. Он любит то, что чувствует.

Живой отклик - ключ к формированию самооценки ребенка. Ребенок подает сигнал, например плача, чтобы его покормили или успокоили. Мать отвечает быстро и последовательно. Поскольку последовательность «сигнал - отклик» повторяется тысячи раз в течение первого года жизни, ребенок понимает, что его сигналы имеют значение - «Кто-то слушает меня - значит я заслуживаю внимания».
Конечно, вы можете не всегда ответить быстро или последовательно, в какой-то день у вас не хватит терпения или одолеет усталость. Однако младенцы выбирают преобладающий стиль воспитания и формируют свои впечатления. Поскольку ваш ребенок растет, этот стиль становится важным для его развития. Чтобы ребенок мог учиться, справляться с неудачами, этот вид общения будет обучать его приспосабливаться к изменениям.
Ребенок, находящийся в тесном контакте с родителями, воспитывается чувствительным, он контролирует окружающую обстановку и знает, что ожидать. С другой стороны, ребенок, находящийся вне контакта, чувствует себя растерянным. Если его потребности не выполняются, а его сигналы остаются без ответа, он может решить, что сигналы вообще не стоит подавать. Это приводит ребенка к выводу: «Я не заслуживаю внимания. Окружающие содержат меня из милосердия, и я не могу сделать ничего, чтобы приблизиться к ним».
Мы подчеркиваем важность своевременного отклика, потому что в течение первых двух лет мозг развивается очень активно. Это период, когда ребенок разрабатывает образцы ассоциаций, модели поведения, создает изображение сигнала и события. Например, ребенок поднимает руки, а родитель отвечает, беря его на руки. Повторение закрепляет это поведение в сознании ребенка, и в конечном счете эмоции, положительные или отрицательные, прочно связываются с ним, главным образом с положительным чувством «справедливости». Ощущение благополучия становится частью самого ребенка.
Дети, привыкшие к душевному комфорту и чувству душевного покоя, которые они приобретают от воспитания по методу «прикрепления», проводят остальную часть своей жизни так, чтобы сохранить это чувство. Они могут вспоминать это правильное чувство после временных перерывов. Эти повзрослевшие люди справляются лучше с препятствиями в жизни, потому что они активны и умеют восстанавливать чувство душевного покоя, которое глубоко проникло в их собственное сознание. Они могут много падать, но всегда встают на ноги. Эта концепция особенно справедлива для ребенка, преодолевающего препятствия, или для того, кто входит в мир, наделенный талантом от природы. Дети, у которых не сформировалось в раннем детстве чувство благосостояния, борются за то, чтобы обрести его. Но они не знают точно, что ищут, потому что это чувство им незнакомо. В этом объяснение, почему некоторые дети, воспитанные по методу «прикрепления» в раннем возрасте, хорошо развиваются, несмотря на семейные проблемы.
Игра в догонялки. «А если у меня нет практики воспитания по методу «прикрепления»?» - можете спросить вы. Не создавайте дополнительных трудностей. Дети способны быстро восстанавливаться, поэтому никогда не поздно создавать внутренний мир ребенка. Этот вид воспитания соединяет составные части чувства собственного достоинства и может восстанавливать.их. Тем не менее чем раньше это соединение начинается, тем успешнее оно протекает и более сильный результат получается (см. «Восстановление контакта»).

2. Улучшить свою собственную уверенность в себе
Воспитание - это терапия. Заботясь о своем ребенке, вы часто излечиваете себя. В нашей практике был случай, когда мать, имеющая трудного ребенка, однажды сказала: «Мой малыш обнаруживает во мне лучшее и худшее». Если в вашем прошлом есть проблемы, которые затрагивают процесс воспитания, обратитесь за помощью к психологу, чтобы противостоять им.

Чувство собственного достоинства ребенка приобретается, а не наследуется. Некоторые особенности воспитания и черты характера (например, смелость и трусость) приобретаются в каждом поколении. Наличие ребенка дает вам шанс стать родителем. Если вы сами имеете небогатый внутренний мир и чувствуете, что в этом частично виновато ваше воспитание (обычно так и бывает), необходимо предпринять шаги, чтобы преодолеть это и нарушить сложившийся образ.
Пробуйте такое упражнение (врачи называют его «передача лучшего, отказ от остального»): сначала перечислите определенные факторы, которым следовали родители, формируя ваш внутренний мир. Потом выделите то, что в процессе воспитания ослабляло ваш характер. Теперь подражайте положительным тенденциям и избегайте повторять отрицательные. Если вам трудно справиться с этим упражнением самостоятельно, обратитесь за помощью к специалисту. И вы, и ваш ребенок извлечете выгоду.
Не будьте слишком строги к своим родителям. Они, вероятно, делали лучшее, что могли в тех обстоятельствах и в то время. Я помню, как однажды бабушка сказала своей дочери: «Я была тебе хорошей матерью. Я точно следовала указаниям, которые мне дал доктор». Повзрослевшая дочь чувствовала, что некоторые из ее существующих проблем, происходят от тех установок, которые она получила, будучи ребенком. Я высказал свое мнение, что мать не виновата, потому что преобладающая практика в каждый период времени следует специальным рекомендациям по воспитанию детей. Однако мать девяностых годов проще становится специалистом по воспитанию собственного ребенка.

«Полируйте свое зеркало». Никто не может сохранять счастливое выражение лица все двадцать четыре часа в сутки, но на любое изменение чутко реагирует ребенок. Он смотрит на вас как в зеркало, где отражаются его собственные чувства. Если волнуетесь, ваше лицо не может излучать радость. В ранний период развития формирование ребенка глубоко связано с личностью матери, на этой основе создается взаимопонимание. Какой образ вы показываете своему малышу? Увидели бы за ложным фасадом обеспокоенного человека? Метью, преисполненный благодарности к матери, записал: «Я люблю находиться с мамой больше всего, когда она счастлива». Дети транслируют ваше несчастье, подразумевая что вы несчастливы с ними. Даже младенцы знают, что их поддерживает хорошее настроение родителей. Становясь старше^ они могут даже прийти к чувству ответственности за счастье своих родителей.
Если вы испытываете депрессию или страх, ищите помощь, чтобы справиться с ними до того, как они повлияют на вашего ребенка.
Замечание Марты: «Вскоре после рождения нашего восьмого ребенка я была перегружена двумя младенцами в пеленках и воспитанием четырех старших детей. Мое напряжение отражалось на моем лице, я была откровенно удрученным человеком. К счастью, я поняла, что такой меня видят дети. Я не хотела, чтобы они росли, считая, что материнская забота не приносит никакого удовольствия или она делает меня несчастной. Я искала помощь, управляла собственными чувствами и «полировала свое зеркало» так, чтобы дети могли видеть себя наилучшим образом в нем».

Дразнить или не дразнить
Довольно часто я называл нашу самую старшую дочь «Наша опора в жизни». Я думал, что, дразня ее, я был симпатичен. Хейден считала иначе. Я воспринимал это как легкий домашний юмор; Хейден относилась к нему как к оскорбительному выпаду. Хейден сильно переживала. И наконец она вынуждена была сказать мне: «Папа, ты повторял это много раз, и каждый раз я говорила, что мне это не нравится. Пожалуйста, остановись». Если вы решили пошутить с окружающими, будьте внимательны к тому, на кого направлена шутка. Подумайте, что шутка может нервировать и расстраивать ребенка. Не делайте предметом шутки то, что ребенку неприятно. Это грубо и пагубно.
В то время как вы не можете постоянно находиться с ребенком и защищать его от всех нападок, вы должны сделать свой дом безопасной зоной. Не позволяйте ровесникам дразнить друг друга. Старшие братья могут быть безжалостны к самому младшему. Действуйте как буфер против взрослых и соседских детей, которые приходят в ваш дом и, дразня словами или тоном голоса, обижают нежные чувства ваших детей. Поставьте вопрос так, чтобы дразнящий сосед не появлялся в вашем доме.

3. Быть откровенным позитивным отражением
Чувство собственного достоинства складывается у большинства детей не только из того, что они думают о себе, но и из того, что думают о них окружающие. Это особенно справедливо для детей дошкольного возраста, которые изучают себя по реакции своих родителей. Какие образы вы доносите своему ребенку, позитивные или негативные? Подаете ли вы ему мысль, что рады быть с ним? Имеют ли для вас значение его взгляды и желания? Нравится ли вам его поведение?

Когда вы даете ребенку позитивное отражение, он понимает, что поступил хорошо. Он также охотно воспримет ваше замечание, если его поведение будет неправильным. Это становится инструментом воспитания. «Все, что мне нужно сделать, - это посмотреть на него определенным образом, и он прекращает вести себя неправильно», - сказала одна мать у меня на приеме. Она обогатила самосознание ребенка положительными чувствами, и мальчик пользовался этим, принимая ее сигналы. Когда мать всем своим видом показывает, что она недовольна, ребенку не нравится чувство, которое при этом возникает. Он быстро изменяет свое поведение, чтобы восстановить добрые чувства.
Вы не можете быть постоянно веселы, потому что вы - живой человек. Ребенок должен знать, что у родителей тоже бывают тяжелые дни. Дети могут разглядеть истину за поддельной жизнерадостностью. Ваша чувствительность по отношению к ребенку увеличивает его чувствительность по отношению к вам. И когда-нибудь он сможет поднять вашу уверенность в себе.

4. Играйте со своим ребенком
Вы много узнаете о ребенке и о себе во время игры. Время игры дает ребенку сообщение: «Ты достоин, чтобы с тобой проводили время. Ты - значительная персона». В процессе игры дети обучаются. Вместо того чтобы тратить игровое время для хозяйственных работ, используйте его только для общения с малышом.

Позвольте ребенку начать игру. Важный обучающий принцип, который должны помнить родители, состоит в том, что действие, начатое ребенком, способно дольше удерживать его внимание. Обучение пройдет легче, если ребенок сам выберет, что делать. Игра, начатая ребенком, увеличивает его чувство собственного достоинства: «Отцу нравится то, что я делаю!» Конечно, вы можете думать: «О, нет, не буду больше играть в кубики» или «Мы читали эту сказку двадцать раз!» Кот в сапогах надоест вам намного раньше, чем ребенку. Если вы хотите внести что-то новое в старую игру, добавьте изменения, пофантазируйте. Прекратите разговоры о книге, например, так: «Что ты будешь делать, если сейчас в нашу дверь войдет Кот в сапогах?» Или найдите новый способ использования старой игрушки: «Давай превратим эту башню из кубиков в гараж для машины».

Воспитывайте ребенка чувствительным и восприимчивым. Во время игры сосредоточьте внимание на ребенке. Если вы с ребенком, а думаете о работе, то ребенок почувствует это, и ни один из вас не извлечет пользы из времени, проведенного вместе. Ребенок потеряет смысл общения с вами. Для него это будет сигнал, что он вам не важен. Вы теряете возможность обучать ребенка и наслаждаться общением с ним. Я помню, какое удовольствие шестимесячный Метью и я получали от «игры в кружок». Я сажал Метью перед собой с несколькими любимыми игрушками (его и моими) и делал круг из своих ног вокруг него. Это пространство сдерживало его, потому что он только начинал сидеть, и обеспечивало поддержку, если бы он стал падать на бок. Метью был под моим полным вниманием. Он чувствовал особенно, я - также. Звуки, которые издавал ребенок, были очень забавны.

Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с Родителям необходимо игровое общение с ребенком. Как занятый человек, я имел мало времени, чтобы спуститься на уровень ребенка и наслаждаться его бессистемной и, по-видимому, непроизводительной игрой. В конце концов у меня было так много «более важных» дел. Как только я понял, сколько выгоды мы могли бы извлечь, это особое время стало значительным. Игра превратилась в лекарство для меня. Мне было необходимо некоторое время, чтобы сосредоточиться на этом важном маленьком человеке, который, сам того не зная, научил меня расслабляться. Игра помогала мне узнавать Метью, его характер и его возможности на каждой стадии развития. Ребенок и родитель раскрываются друг перед другом в течение игры. Полноценные отношения очень полезны.
Время игры с ребенком как бы выравнивает вас, помогает смотреть на мир его глазами. Берегите время для наслаждения и простого удовольствия от игры. Игра - это инвестиция. Вы можете подумать, что «теряете время», играя в кубики, в то время как могли бы «что-нибудь сделать». Многие взрослые борются за то, чтобы разрешить себе заниматься своими делами. Конечно, вы не должны играть с ребенком целый день, и ребенок не хочет этого. Достигнув возраста восемнадцати месяцев, ребенок нуждается в вас все меньше и меньше. Воспитывая нового человека, вы делаете самую важную работу на свете. Что может казаться более бессмысленным для вас, чем длительные занятия«с ребенком. Однако рассматривайте время игры, как наилучшую инвестицию. Наиболее интересно что-то делать вместе с маленьким ребенком, а ему станет интересно заниматься с вами, когда он подрастет. По мере роста ребенка вы можете вовлекать его в свои занятия и работу, это будет лучшей наградой для него.

Ответственность в воспитании чувства собственного достоинства ребенка
Никакая книга по воспитанию не стоила бы ничего, если бы в ней не было раздела, посвященного чувству собственного достоинства ребенка. Все же у нас есть опасения, что не все родители правильно истолкуют значение этой концепции и решат, что это еще одна проблема, которую они должны решить наряду с регулярным питанием и теплым зимним пальто. Дети защищаются от всего, что может ущемить их чувство собственного достоинства, даже тогда, когда это становится смешным («О, Билли, ты неправильно поешь. Смени тональность»). Они измеряют чувство собственного достоинства ежедневно, как кто-то измеряет температуру («Сегодня у Джулии низкое чувство собственного достоинства. Старший брат обыграл ее в шашки вчера вечером»).
Чувство собственного достоинства необходимо каждому ребенку. Как садовод выращивает дерево, вы должны взрастить это чувство, для чего необходимо создать вашему ребенку обстановку, которая позволила бы ему стать сильным и стойким. Вы не сможете развить у ребенка чувство собственного достоинства, только восхваляя его. Многое в воспитательном процессе просто и интересно. Держите больше ребенка на руках, отвечайте на его потребности, наслаждайтесь им. Чувство собственного достоинства будет развиваться естественно.

5. Называйте своего ребенка по имени
Что содержится в имени? Это персона, это личность - большая или маленькая. Я до сих пор помню своего дедушку, который показал мне, как использовать и запоминать имена людей.
Этот урок показал свою пользу. Однажды, когда я был начинающим студентом-медиком, меня назначили для выполнения летней практики, несмотря на возможность нанять опытных специалистов. После того как я выполнил задание, я спросил, почему наняли меня, хотя я был менее квалифицирован, чем мои конкуренты. «Потому, что вы помнили и называли всех своих клиентов по именам», - ответили мне. Обращайтесь к своему ребенку по имени, особенно во время зрительного и осязательного контакта, исключая «особые» обращения. Использование имени другого человека открывает двери, ломает барьеры и даже облегчает корректировку воспитания.
Дети изучают связь между своим именем и сообщением, которое вы даете им, а также между именем и поведением, которое вы требуете. Родители часто используют уменьшительное имя или только первое имя в случайных диалогах: «Джимми, мне нравится то, что ты делаешь». Они усиливают сообщение, используя полное имя, чтобы сделать впечатление от него глубже: «Деймс Мичел Сиирз, прекрати!» Один ребенок, о котором мы слышали, считает свое полное имя «безумным именем», потому что он слышит его, когда родители на него сердятся.
Мы заметили, что уверенные в себе дети чаще обращаются к ровесникам и ко взрослым по имени или по званию. Их чувство собственного достоинства позволяет им быть более открытыми при общении с окружающими. Когда я писал этот раздел, моя двухлетняя дочь Лаура подбежала к моему столу, прощебетав: «Привет, папа!» Добавление «папа» впечатлило меня больше, чем безличное «привет!». Ребенку школьного возраста, который способен обратиться к взрослым по имени, проще получить помощь при необходимости.

6. Практика принципа переноса
Способствуйте развитию таланта своего ребенка. Он может преуспеть в чем-то, например, двухлетний* прекрасно устраивает пикники для кукол, а десятилетний любит балет. В течение последних лет мы заметили явление, которое назвали «принцип переноса». Это означает, что наслаждение собственной деятельностью стимулирует развитие внутреннего сознания ребенка и охватывает разные виды деятельности. Один из наших сыновей был спортсменом от природы, но тренеры не заинтересовались этим. Пользуясь принципом переноса, мы поощряли его увлечение спортом и одновременно поддерживали его при работе с тренерами.
Его успеваемость в школе улучшилась, соответственно росла уверенность в себе. Раскройте таланты своего ребенка, и помогите ему развить их. Тогда вы сможете наблюдать расцвет гармоничного человека.

7. Направляйте своего ребенка, чтобы он преуспевал
Помогите своему ребенку развивать таланты и приобретать навыки, что является частью воспитания. Если вы обнаруживаете в своем ребенке отрицательные наклонности, которых у него не должно быть, не поощряйте их развитие. Будьте внимательны, не перегружаете ли вы его сверх меры занятиями. Соблюдайте равновесие между помощью и защитой. Оба процесса необходимы. Если вы не поощряете попыток своего ребенка к самостоятельности, его навыки не будут развиваться, и в.ы потеряете ценного созидателя. Если вы не защищаете своего ребенка от нереалистичных ожиданий, его чувство самореализации окажется под угрозой.

Избегайте сравнительной оценки
Дети измеряют их собственное значение тем, что они чувствуют и как оценивают их другие. Ваш ребенок может сделать бросок только на 400 очков в подающей команде, но он будет себя чувствовать неуютно, если его товарищи по команде могут метнуть на 500. Убедитесь, что ребенок понимает: вы оцениваете его по тому, кто он есть, а не по тому, как у него получается. Делайте это, давая ребенку множество зрительных контактов, касаний и сосредотачивая его внимание. Другими словами, ведите себя независимо от результата игры или испытания.
Не ожидайте, что ребенок превзойдет других на спортивных состязаниях, в музыке или в науке только потому, что вы желаете этого. Он может превзойти только одного себя. Он должен знать, что ваша любовь к нему не зависит от того, как вы оцениваете качество его работы. Это серьезное испытание для родителей, которое необходимо мудро преодолевать.

Стена достижений
В нашей семье Сире существует галерея достижений. Стены дома отображают свидетельства стремлений и достижений наших детей; каждый ребенок чем-то хорош. Раскройте, поощрите и отобразите это в своей семье. Если в вашем доме нет такой стены, ребенок не может продемонстрировать свои успехи. Когда дети становятся старше и смотрят по сторонам, они видят свои достижения прошлых лет. Это дает им подъем, особенно в периоды, когда их чувство собственного достоинства неустойчиво.

8. Научите ребенка дома, как вести себя на улице
В процессе воспитания вы можете решить, что ребенок должен общаться с детьми различного уровня, чтобы сделать самостоятельный выбор для себя. Это может красиво звучать или по крайней мере политически корректно, но только эта простота не работает. Это похоже на выход судна в море без руля или капитана. Вероятность достижения порта назначения таким судном будет ничтожно мала. Дети слишком ценны, чтобы доверять их случаю.
Защитите своего ребенка от чужого вторжения в его внутренний мир. Воспитывая ребенка по методу «прикрепления» в течение первых трех лет и сохраняя тесную связь в последующие годы, вы даете ему твердую основу понимания своего значения в доме, в семье и в отношениях с окружающими. Ребенок развивается, следуя и взаимодействуя с разумом, опытом и знаниями своих родителей, поэтому его можно выпустить в городские «джунгли» без риска быть «съеденным заживо». Получив крепкую основу, чувствуя защиту и поддержку родных,-ребенок сможет выбрать собственную дорогу и твердо стоять на ней. Даже если он немного поэкспериментирует, как это делают все дети, он вновь выйдет на свой путь.
Приглядывайтесь к друзьям своего ребенка, особенно в возрасте до десяти лет. Моральные ценности ребенка и его жизненная концепция, зависят от людей, имеющих значение для него в жизни: родственников, тренеров, учителей и друзей. Родители должны знать тех, кто влияет на характер ребенка, и способствовать общению с теми, кто действует на него позитивно. Следите за отношениями вашего ребенка с друзьями. Сначала дайте ему выбрать себе друзей, а затем наблюдайте за их отношениями. Проверяйте его чувства. Настроен ли он миролюбиво или раздражен? Совместим ли он с новым другом? Соединение пассивной и сильной личности хорошо, если сильный друг тянет вашего ребенка за собой вверх, а не вниз. Дети, воспитанные по методу «прикрепления», чаще других оценивают своих партнеров на совместимость. Родителям следует быть внимательными к выбору ребенка и постоянно контролировать круг его общения.
Корни детского самосознания берут начало в доме, в семье и в окружении воспитывающих его людей. После шести лет влияние сверстников сильно возрастает. Чем глубже заложены дома корни детской самооценки, тем лучше дети готовы взаимодействовать со сверстниками. Они знают, как вести себя с ровесниками, с которыми им нравится играть, и с теми, которые создают им проблемы. Когда дети, воспитанные по методу «прикрепления», растут, они лучше подготовлены к взаимодействию с окружающими (домашние, соседи, дедушки и бабушки, дошкольники), используя различные правила. Для здорового социального развития ребенку сначала необходимо научиться быть в ладу с самим собой, а затем уже с окружающими.
Придерживайтесь домашних устоев. В нормальных условиях ребенок развивается от известного к неизвестному. Он ставит новые эксперименты в основном тем же путем, как учится быть самостоятельным. Для ребенка совершенно нормально периодически возвращаться в удобную обстановку дома или семьи, а затем снова бросаться в «джунгли» неизвестного. Для любого ребенка очень важно иметь сильную базу, основу, которая формируется системой воспитания по методу «прикрепления». Родители часто интересуются, какая степень привязанности к ним считается нормальной. Рассмотрите проблему через год. Если вы видите, что ребенок не становится социально активнее, это может быть тревожный сигнал. Но если вы видите поступательное движение, то это значит, что ваш ребенок просто социально развивается. Исходя из особенностей его характера, он формирует небольшой круг значительных и глубоких взаимоотношений, вместо того чтобы создавать бесчисленное количество поверхностных знакомств.

Принимайте дома друзей ребенка
Пригласите друзей вашего ребенка в дом. Возможно, это нарушит чистоту, но не беспокойтесь. Сбор друзей поможет вам увидеть ребенка в новом аспекте: определить степень адаптации в социальном плане, выявить поведение, которое требует улучшения или коррекции. У вас будет возможность незамедлительного воспитательного вмешательства для того, чтобы дать персональный урок своему ребенку или провести беседу, если весь коллектив нуждается в коррекции.

9. Контролируйте влияние школы на своего ребенка
Некоторые школы могут быть опасны для эмоционального здоровья ребенка. Выбор школы (если таковой имеется) должен тщательно рассматриваться. Ребенок встречается с ровесниками, имеющими разный уровень воспитания и уровень «прикрепления», поэтому его ожидания могут не оправдаться в школе. Если ребенок надежно связан с родителями и имеет сильный внутренний стержень, то новые формы общения, с которыми он столкнется в социальной группе, не повлияют на него кардинально.
В возрасте около шести лет, когда ребенок начинает активно усваивать элементарные знания общения, окружающие взрослые начинают влиять на его жизнь. Их мнения бывает достаточно, чтобы повлиять на формирование и оценку модели поведения. Социальная среда ребенка предлагает широкую возможность выбора значительной личности. Теперь родители должны быть бдительны, чтобы понять, чье поведение моделирует ребенок. Это сильно снижает значение родителей, как воспитателей. Здесь возможны две крайности. С одной стороны, существуют родители, которые допускают, чтобы их ребенок опробовал различные системы поведения по мере роста, поэтому он более открыт. С другой стороны, существуют родители, которые хотят защитить своего ребенка от всякого влияния и идеалов, отличных от своих собственных убеждений, при этом ребенок растет в замкнутой атмосфере.
Обычно правильный выбор находится между этими двумя крайностями. Родители, которые слишком опекают, могут в конечном итоге воспитать очень уязвимого ребенка, не умеющего самостоятельно думать и подверженного влиянию чужих соблазнов и суждений. Где-то посередине находятся родители, которые закладывают в своем ребенке твердую систему критериев и укрепляют ее, поскольку она может столкнуться с другой системой. Ребенок, который с детства имеет собственную устойчивую систему критериев, способен лучше оценить чужую, полученную от ровесников и учителей. Суть вопроса состоит в том, что у ребенка формируется система взглядов, которая позволяет ему действовать. Он не лист, плывущий вниз по реке, по пути наименьшего сопротивления, и в конечном счете попадающий в большое море неопределенности. Многие люди спотыкаются иногда в течение всей оставшейся жизни, не имея основ, которые должны быть сформированы в младенчестве и раннем детстве.

Родители, не входите в самодовольное заблуждение, применяя термин «скрытые» к детям среднего возраста. Это не время, чтобы бездействовать и стать небрежным в вопросах воспитания. Это возраст, когда у ребенка формируется совесть и он изучает ваши жизненные ценности. Формирование их собственных стандартов происходит постепенно, через взаимодействие с ровесниками, другими семьями и учителями, а также через отношения с соседями и дружбу. Они обнаруживают большой мир с разнообразием стилей поведения. Запоздалая попытка привить ваши критерии подростку, основная задача которого на этой стадии состоит в том, чтобы выработать собственные ценности, может оказаться неудачной. Лучший способ привить свои критерии подростку - это «разговор по душам» о жизненной позиции.

Утрата ярлыков
«Я - астматик», - гордо сказал мне семилетний Грэг, когда я спросил его, зачем он пришел ко мне. Действительно, Грэг страдал астмой, но эту проблему оказалось легче преодолеть, чем эмоциональное воздействие этого ярлыка. Несколько доз расширителя бронхов, и его одышка проходила, а ярлык оставался. Я сказал в частной беседе матери Грэга, что у ребенка есть две проблемы: проблема непосредственно болезни и проблема реакции семьи на болезнь.
Каждый ребенок ищет в себе что-то особенное и использует его как торговую марку, привлекающую большое внимание. Слово «астматик» стало ярлыком Грэга, и он часто использовал его. Целый день все вращалось вокруг его болезни, семья сосредоточилась именно на этой стороне личности Грэга, а не на нем самом. Вместо сострадания, братья и сестры стали уставать от планирования своей жизни в связи с астмой Грэга. Они не могли путешествовать, потому что это утомляло брата. Эта болезнь стала болезнью семьи, и все, кроме Грэга, вынуждены были играть роли, которые им не нравились.
Снять ярлык с Грэга было несложно. С астмой Грэга я бы мог справиться. И вместе с семьей мы сделали, чтобы слово «астматик» стало не главным в характеристике Грэга.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Как подарить ребенку заботу и не избаловать? Как помочь ему найти баланс между уверенностью в себе и самоуверенностью? Какие подобрать слова в трудных ситуациях?

1. Вера в себя. Откуда она берется?

  • Из родительской веры. Родительская тревога - это «анти-вера» в ребенка. Тревога предвидит катастрофу, с которой никто не справится. Уделяйте больше внимания моментам, где вы и ваш ребенок справлялись с чем-то, и обсуждайте, закрепляйте это.
  • Из адекватного отражения, отзеркаливания. Показывайте ребенку полную картину - не только и не столько про его неудачи, огрехи и ошибки, а объемно, что он умеет, а что нет. Когда ребенок объемно знает, кто он, он может опереться на сильные части своей личности, и защитить или попросить о помощи в слабых.
2. Уверенный – не значит самодостаточный.

Тот, кто знает и умеет просить о помощи, тоже уверен. Как правило послание – опирайся только на себя, приводит к перенапряжению, ошибкам и провалам.

3. Важно понимать свои возможности, способности, таланты и ограничения.

Чаще всего мы не рождаемся универсальными, умеющими делать все одинаково безупречно. Нам важно осознавать, что мы делаем не очень хорошо, просто потому что не склонны, что делаем лучше, что отлично, а что уникально – так, как никто другой этого не сделает. Из этого списка рождается наша профессиональная реализация и предназначение.

4. Уверенный ребенок – ребенок, знающий свои права.

Права – это основа достоинства. Человек, лишенный прав - подавленный, послушный - лишен и достоинства. Знать свои права полезно, потому что это позволяет уважать и чужие права. Это хорошая профилактика жертвенной позиции, из которой потом трудно выбраться.

5. Униженный ребенок никогда не будет уверенным, он может быть подавлен обесцениванием или покровительственной позицией, озлоблен.

Но никогда не уверен. Поэтому не хотите затравленности или озлобленности – не унижайте, не высмеивайте, не оскорбляйте. Уважение.

6. Уверенный ребенок – это думающий, размышляющий ребенок, имеющий свою позицию и представления.

Чтобы они формировались, надо чаще спрашивать «как ты думаешь», «как ты считаешь», «а как тебе кажется». Это не означает, что ребенок должен принимать взрослые решения: с кем жить с мамой или папой, в какую школу идти.

Но мнение и размышления он иметь может, и они ему нужны. Несмотря на то, что до какой-то поры последнее слово все равно будет за родителями, постепенно у ребенка появляется все больше свободы для принятия собственных решений.

7. Уверенный ребенок знает, чего он хочет.

Это часто неудобно, и такого ребенка называют «упрямым», но «упрямство» - это часто необходимость сохранить идентичность. Возможно, это показатель того, что на ребенка оказывается излишнее давление.

8. Уверенный – это не тот, кого контролируют , а тот, кто все больше учится контролировать себя сам и брать ответственность за последствия своего контроля или спонтанности. То есть тот, кто учится принимать решения, соответствующие его возрасту.

9. Уверенный тот, в чьей семье безопасно , то есть нет насилия, оскорблений, агрессивных атак, неадекватного поведения взрослых, регулярного недовольства, критики.


10. Уверенный ребенок тот, кого не нагружают не по силам или не по возрасту.

Если ребенку поручают то, к чему он не готов, то велика вероятность не справиться. В результате у ребенка может появиться ощущение неуспешности и тревоги.

11. Уверенный – это точно не тот, кого стыдят, пугают и обвиняют.

Стыжение делает человека маленьким, желающим спрятаться, страх «застыживания» делает напряженным, заставляет считать себя глупее, чем на самом деле.

12. Уверенный тот, кто хорошо умеет говорить «нет», когда считает нужным.

Для этого хорошо отличать «свое» от «не своего» и иметь право проявить агрессию, выдав отказ. В этом случае ребенок гораздо спокойнее встречает отказы от других.

13. Уверенный тот, кого принимают таким, как он есть. Ребенок может ошибиться, не справиться, но он должен понимать, что его не покинут, не исключат из семьи.

Он прекрасно знает, чего хочет, но понимает желания других людей. Ему нравится принимать новые вызовы, но лучшим местом под солнцем для него остаются объятия родителей. Именно так выглядит уверенный в себе двухлетний карапуз. Как его таким воспитать? Вот несколько советов.

1. Любите его изо всех сил

Уверенность в себе неразрывно связана с любовью. Если вы проявляете ее к ребенку, тем самым говорите ему, что он является кем-то очень важным и достойным любви. Так малыш учится любить себя, воспринимать и одобрительно относиться к некоторым своим особенностям. Также благодаря этому карапуз чувствует себя в безопасности в этом мире. А это чувство позволяет ему не бояться новых вызовов (например, сделать первый шаг, научится ездить на велосипеде и т. п.).

Любовь к ребенку можно (и нужно!) демонстрировать различными способами. Мало рассказывать, как сильно вы любите своего малыша - необходимы нежные жесты, объятия, совместные игры и баловство. Смешите его и позволяйте ему рассмешить вас, рассказывайте забавные истории, гримасничайте. И вы станете еще ближе друг другу. Не оставляйте без внимания плачущего карапуза, всегда приходите ему на помощь в сложных ситуациях.

2. Будьте опорой

Ребенок, который всегда может на вас рассчитывать, чувствует себя увереннее и безопаснее. Ему легче браться за новые задания, потому что он знает, что в случае неудачи вы всегда придете ему на помощь: покажете, как построить замок из кубиков, поможете решить проблему с надоедливыми ровесниками в песочнице.

Помните, что ребенок ищет поддержку не только в теплых словах, но и в теплой атмосфере. Вашему малышу наверняка очень нравится, когда вы обнимаете мужа, ведь в этот момент он чувствует себя частью любящей семьи. А свой дом начинает воспринимать как крепость, в которой всегда уютно и безопасно.

3. Позвольте экспериментировать

Заботьтесь о безопасности карапуза, но не путайте ее с чрезмерной опекой. Вы должны позволить малышу приобретать новый опыт: самостоятельно наливать сок в чашечку, кататься на велосипеде и проч. Конечно, первые попытки не будут удачными, но ведь никто из нас не родился с умением самостоятельно кушать, одеваться или подниматься по ступенькам. Всему этому нужно учиться, а потом долго отшлифовывать мастерство. Дайте ребенку шанс познакомиться с интересующими его предметами и освоить новые навыки. Так вы дадите ему понять, что верите в него.

4. Слушайте внимательно

5. Объясняйте понятно

Для ребенка окружающий мир кажется очень сложным. Например, малыш не рождается с пониманием того, что нельзя отнимать игрушки у других детей, и вы должны ему все объяснить: «Нельзя так делать. Ты забрал у Кати куклу и она плачет. Игрушку надо вернуть». Чем старше становится карапуз, тем подробнее будут ваши объяснения, ведь теперь вы должны объяснить ребенку, почему какой-то тип поведения хороший, а какой-то нет. Подбирайте понятные ребенку слова, говорите на доступном для него языке.

6. Ставьте четкие границы

Ваши объяснения не всегда дают ожидаемый результат? Тогда позаботьтесь о том, чтобы поставить крохе четкие границы, которые нельзя переступать. Конечно, это не означает, что все решения будете принимать только вы: например, дочка может выбрать платье, которое хочет надеть на прогулку, но она не может отказаться надевать шапку в холодный, зимний день.

Уверенные люди, в отличие от стеснительных добиваются больших удач, поэтому перед многими родителями стоит вопрос о том, как развить в ребенке уверенность в себе. Неуверенные в себе люди боятся сложностей и трудностей. Воспитание ответственных, уверенных, волевых и решительных детей является главной задачей родителей.

Как общаться с детьми

Чтобы не развить наглость и самовлюбленность, не хвалите ребенка, будто он бог и король. За какие действия можно хвалить детей: за уборку квартиры, завязывание шнурочков или за получения медали на олимпиаде, построения скворечника?

Не надо праздновать тот факт, что ребенок сам умывается. Это вполне нормальное явление, поскольку детей необходимо научить таким элементарным вещам. Желанию развиваться отбивает чрезмерная и безмерная похвала родителей. Хвалить малышей нужно за его личные достижения. Со стороны родителей всегда нужна поддержка и понимание.

Перед тем, как сказать какое у вас прелестное дитя, подумайте о том, так ли это? Нельзя путать уверенность с самоуверенностью и высокомерием.

Важным является научить детей самостоятельному решению вопросов. Поскольку только так ребята научатся быть ответственными. Взрослые должны доверять детям. Сначала, детки могут ошибаться и делать не то, что полагается. Но на ошибках же учатся и становятся самостоятельным.

На заметку родителям

  1. Мама и папа должны научить малыша пользоваться своими ресурсами и не выполнять работу за него. Так детка сможет развить за себя ответственность. Важно детям знать, что все поступки (и хорошие, и плохие) приводят к соответствующим последствиям. Поэтому им необходимо объяснить, что нужно делать хорошие действия, а если что-то не получается, ободрите ребенка. Покажите им пример на практике. Ошибки необходимы для правильных выводов и нахождения лучших вариантов.
  2. Пример родителей является образцом для подражания. При неуверенности самих родителей, ребенок не может узнать ничего об уверенности. Поэтому необходимо взрослым следить за собой и совершенствоваться. Малыш должен гордиться родителями и стать похожими на них.
  3. Общение с ребенком, доверие к нему – обязательное условие для деток. Выслушайте его, станьте другом. При возникновении трудностей у малыша важна поддержка, а не критика родителей. Тогда дети станут уверенными. С ранних лет научите деткам верить в себя и в свою силу. Если малыш выражает инициативу и делает что-то самостоятельно, нужно радоваться, поскольку у вас будет расти уверенный малыш. Если же он задуманное не смог выполнить, посоветуйте, как сделать, чтобы в следующий раз было лучше.

Возрастные особенности у детей и развитие психики

Психика у детей до пяти лет податливая, у них хорошая память. Поэтому считается очень важным, помочь детям раскрыть свои способности и резервы. При исполнении 7 лет формируются память, волевые процессы. Ребенок начинает оценивать себя и планировать действия. С малышами от 3 до 7 лет считается важным делать разные упражнения. Это поможет воспитать человека, знающего себя, умеющего действовать и добиваться удачи во всех жизненных сферах.

Навыки коммуникации и его развитие

Убежденность и уверенность развивается при общении с людьми. В этом случае задача родителей состоит в том, чтобы научить детей выражать свои желания и чувства. Стеснительность содействует тому, что ребята будут держаться чужого мнения, поскольку не могут озвучивать свои требования. Их необходимо обучать коммуникационным навыкам с помощью сюжетно-ролевых игр, где каждый из ребят сможет быть в главной роли.

Малышу можно привить комплекс неполноценности, если сравнивать людей, к тому же не в его пользу. Кроху нужно всегда поддерживать и малыш должен знать, что мама или папа придут на помощь в трудной ситуации, если это будет необходимо.

Ребенок должен иметь право быть собой. Немало родителей, которые хотят, чтобы их детки были лидерами, смелыми и хотят навязать свое мнение. Это неправильно, поскольку такое воспитание чревато отрицательными последствиями. Уважайте выбор ребенка, понимайте его потребности, поскольку он самостоятельная личность.

Развивайте те задатки, которые имеет малыш. И не делайте это принудительно. В противном случае это не принесет никакой пользы и никакого удовольствия. Проявляйте любовь, говорите с ними и показывайте своими действиями, что вы заботитесь о нем, и малютка полюбит себя, ощутит надежность и безопасность.

Советы родителям

  • Будьте терпеливы. У ребенка не все сразу правильно получается. Поддерживайте его, но не критикуйте. Он должен понять, что есть поддержка со стороны родителей. Тогда ему легче будет решать задачи и проблемы. Говорите им ласковые слова и обнимайте их.
  • Если ребенок что-то сломал, прежде чем поругать его, поинтересуйтесь, что он хотел сделать. Если он не врет, а преподносит логические доводы, тогда помогите разобраться и объясните ему, почему вы расстроены: эта вещь очень нужная в быту и при покупке новой, необходимо время пойти в магазин.

Ребенок хочет экспериментировать? Прекрасно, поддержите его. Игрушки – это его вещи. Он вправе делать, с ними что угодно. Нельзя за это критиковать. Вы только спросите, зачем он, например, сломал и объясните, почему делать этого нельзя.

Индивидуальные границы

Взрослея, ребенок становится все более самостоятельным. Не запрещайте, но следите за элементарными правилами, которые он должны выполнять, например, когда идет дождь нужно брать с собой зонт, а когда ветер на улице и холодно, надевать шапку. Устанавливайте четкую систему с правилами о том, что он может делать, а что ему нельзя. Например, вечером можно гулять с мамой или папой, а днем — играть со сверстниками около дома, а не у дороги.

Такие четкие правила будут содействовать всестороннему и полноценному психическому развитию малышей. Они станут уверенными в своих силах.

Развитие уверенности с помощью упражнений и игр

  • Запишите достижения и положительные качества.
  • Подумайте, что хотели бы сделать и чего бы желали достичь.
  • Делайте каждый день действия по движению к намерению, цели.
  1. Посмотрите себя со стороны. Детки и родители рисуют себя так, чтобы никому не было известно, где находится тот или иной рисунок. Затем картинки перемешиваются, и каждый из них получая изображение, рассказывает, чего нет на рисунке. Правильный вывод о нынешнем эмоциональном состоянии малыша позволяют выявить элементы рассказа.
  2. Развитие силы воли, веры. На листке напишите все, что сделали сегодня. Подумайте, а сколько вы умеете и можете научиться? Познание своих дарований способствует повышению личностного роста. Поэтому помогите деткам рассказать о своих мечтах.
  3. Вера в свои силы. Ребенку предложите себя изобразить в будущем. Если он видит себя в положительном свете, результат порадует, а если ребенок видит отрицательные стороны, обратитесь к психологу за корректированием.
  4. Быстрое решение конфликтных ситуаций. Это упражнение выработает быструю реакцию. Упражняйтесь всей семьей. Один придумывает конфликт, второй говорит, как он на него реагирует. Все очень быстро происходит. После записи наблюдателем мысли участников, проанализируйте результаты с супругом.
  5. Укрепление веры в себя. Научитесь ценить свои достоинства и положительные стороны людей. Участниками в этой игре являются родители с детьми. Все стоят в кругу и начинают говорить 3 любезных слов другому человеку по кругу. Вспомните, что вам нравится друг в друге: характер, поведение или внешность?

Регулярно выполняя такие упражнения и игры, детки могут научиться правильно, быстро выражать мысли, ощущения, чувства и станут уверенными.
Посмотрите эти видео. Они помогут развить уверенность в себе не только у ребенка, но и у вас самих:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: