Учимся держать ручку. Почему так важно держать пишущий инструмент правильно

Всем детям, поступившим в школу, приходится писать. И не у всех, к сожалению, это получается одинаково хорошо. Дело в том, что письмо – это непростой навык, требующий хорошей подготовки мелких мышц руки ребенка для выполнения четких, хорошо cкоординированных движений, а также способности контролировать собственные действия довольно продолжительное время.

Подготовка к школе. Постановка руки.

Не у всех детей, по разным причинам, мышцы рук достаточно сильные и развитые. Именно поэтому необходимо с раннего возраста предпринимать определенные действия для «постановки руки» ребенка. Вы удивитесь, но начинать можно уже с 3-х летнего возраста. Любимая игрушка всех малышей – юла - поможет вам в этом.

Юла стоит недорого, но приносит невероятную пользу крохам в деле укрепления мышц. Юла может научить нескольким способам захвата ее рукоятки, что позднее пригодится в процессе научения письму. Во время игры с юлой крохе требуется напрягать руки и довольно-таки в быстром темпе производить определенные силовые движения. Если вы видите, что вашему трех-четырехлетнему чаду с трудом дается игра с юлой, насторожитесь. Это значит, что мышцы малыша ослаблены, возможно, формируются неправильно, и без определенных подготовительных упражнений ребенок будет испытывать трудности и обучаясь письму.

Поэтому, прежде чем учить детей писать, нужно подготовить их руку к самому процессу письма, поскольку данные задачи совершенно отличаются друг от друга. В этом деле могут помочь различные помощники — книги, игрушки, пособия, которые можно приобрести, как на сайте производителя , так и в магазинах.

Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:

  • научение труду руками (различного рода ). Это означает: развитие моторики, глазомера, пространственной ориентации, внимания, умение работать аккуратно, заканчивать любое дело, а не бросать его на полпути.
  • формирования чувства ритма – научение согласованию движения и слова с соблюдением определенного ритма;
  • научение рисовально-графическим работам – раскрашивание, рисование по клеточкам, штриховка и др.
  • формирование правильной ориентации в пространстве — ориентировка на рабочей поверхности (например, на бумажном листе).

Упражнения для рук при подготовке руки к письму

Существует ряд эффективных упражнений для того, чтобы подготовить руку малыша процессу письма. Вот некоторые из них.

Упражнение «Пианист»

Малыш кладет ручки на твердую поверхность стола ладошками вниз. Необходимо поднимать пальчики по очереди. Сначала поднимаем пальчики одной руки, потом – другой. Повторяем упражнение наоборот, т.е. с другой руки.

Упражнение « Новая волна»

Ручки малыша лежат на твердой поверхности, как в упражнении 1. Только теперь нужно поднимать пальчики друг за дружкой на разных руках в одно и то же время. Начинать следует с мизинчиков.

Упражнение « Скрепочка»

Малышу следует напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул. Затем нужно опускать и поднимать пальцы, стараясь, чтобы карандаш не выскользнул.

Упражнение « Волшебные палочки»

Счетные палочки, карандаши, трубочки, ручки в количестве 10 или 15 штук выкладываем на твердую поверхность. От малыша требуется ловкость для того, чтобы собрать все палочки по очереди, используя только одну руку, а потом снова их выложить по очереди на рабочую поверхность. Важно собирать и выкладывать палочки именно по одной. И нельзя помогать себе другой рукой.

Упражнение « Ловкие шаги»

Снова напрячь средний и указательный пальчики и зажать между ними карандаш так, чтобы он не выскользнул (как в упражнении 3). Лучше держать письменный прибор на уровне вторых фаланг пальцев. Теперь с этим карандашом, так, чтобы тот не упал, делаем пальчиками очень маленькие перемещения (шажки) по рабочей поверхности стола. Нужно «пройти всю доступную поверхность в пределах территории, куда дотягивается рука малыша.

Упражнение « Мельница»

Снова напрячь указательный и средний пальчики и зажать между ними карандаш, но только самый его кончик. От малыша требуется так повернуть руку, чтобы можно было захватить второй рукой другой, свободный, кончик карандаша. Карандаш как бы совершает вращение. При этом направление письменного прибора следует соблюдать от груди. Необходимо добиться, чтобы малыш совершал не менее 7 оборотов. Но, чем больше, тем лучше.

Упражнение « Шарик»

Малышу нужно использовать свое воображение и представить, что у него в ладошках мячик небольших размеров. Теперь этот воображаемый мячик нужно перекатывать из стороны в сторону.

Очень часто при научении письму у детей возникает так называемый «писчий спазм». Это когда в процессе письма их пальчики начинают неметь и появляются болезненные состояния, что отбивает желание у будущего первоклассника вообще учиться писать. Это явление можно предупредить при помощи простого упражнения.

Упражнение « Дружба»

В положении сидя малышу следует поставить ручки на уровень глаз, соединив ладони друг с другом. Потом одну ладонь необходимо сдвинуть немного вниз, а пальцы другой руки согнуть и как бы обнять пальцы сдвинутой вниз ладошки. Перед выполнением таких ручных «объятий» вдыхаем носом, и выдыхаем непосредственно в процессе выполнения упражнения. Делать упражнение нужно двумя руками по очереди, раз 10 – 15.

Также считаем необходимым упомянуть, что, прежде чем обучать своего малыша, необходимо определить его ведущую руку. Сейчас левшество или скрытое левшество встречается гораздо чаще, чем это было ранее. Важно это потому, что у левшей совершенно по-другому происходит распределение функций между полушариями головного мозга.

Что такое скрытое левшество?

Таким термином характеризуются дети, пишущие правой рукой, но ведущим полушарием у них остается правое, как у тех детей, которые пишут левой рукой. Именно скрытые левши, чаще всего, и испытывают трудности в обучении в школе.

Правша или левша?

Существует множество способов определить ведущую руку ребенка. Например, можно попросить малыша отвинтить крышку на бутылке, стереть что-то ластиком, протянуть ему ложку или какой-то предмет и попросить его взять его, воспользоваться ножницами, переложить что-то из одной коробки в другую. Специалисты советуют давать малышам непривычные и неожиданные для них задания, которым их не обучали, чтобы увидеть более естественную реакцию со стороны детей. Т.е., предполагается, что в неподготовленной ситуации ребенок будет выполнять задание так, как удобно именно ему.

Та рука, которой малыш будет выполнять такие задание и является у него ведущей.

Деткам-левшам, скрытым левшам и тем, кто владеет одинаково правой и левой руками требуется особое внимание в процессе подготовки и обучения письму.

Следует помнить, что упражнения с дошкольниками необходимо выполнять, используя простой карандаш там, где он требуется.

Что помогает подготовке руки к письму?

Предлагаем вам ознакомиться со списком самых эффективных занятий в деле подготовки руки вашего малыша к письму:

  • игры с мозаикой;
  • конструкторы (особенно те, где можно завинчивать различные шурупы и гайки);
  • работа с бумагой, проволокой (бусы, поделки, гирлянды, оригами и пр.);
  • плетение браслетов, шнурков, бисероплетение и пр.;
  • вязальные работы крючком и спицами;
  • вышивка;
  • шитье и пришивание (пуговиц, например);
  • вырезание ножницами;
  • использование раскрасок, рисование (в том числе, мелом);
  • ручной труд: выжигание, выпиливание, лепка, .

Как узнать, готова или не готова рука ребенка к письму?

Ваше чадо еще не прошло достаточную подготовку, если:

  • не умеет штриховать изображения, не выходя за пределы рисунка;
  • не может повторить за вами рисунок круга: изображает овал со многими дрожащими прерывистыми линиями или у него получается маленький круг;
  • фиксирует неподвижно кисть на листе бумаги;
  • постоянно переворачивает изображения.

Если вы видите, что ребенок не готов к процессу обучения письму, продолжайте выполнять с ним регулярно те упражнения, которые мы предлагаем в данной статье.

Как правильно держать ручку

Важно также обратить ваше внимание на то, как правильно держать ручку. Предложите ребенку что-нибудь написать и посмотрите, как он возьмет карандаш. Неверно, если ребенок:

  • держит пальчики так, будто хочет посолить еду, т.е. щепоткой;
  • зажимает ручку в кулаке;
  • письменный прибор располагается на поверхности указательного пальца, вместо среднего;
  • конец письменного прибора указывает в сторону, а не на плечо пишущего;
  • пальчики ребенка расположены на неправильном расстоянии от грифеля (близко или, наоборот, далеко от него).

Искаженное положение руки при письме будет помехой правильному освоению этого важного процесса, поэтому необходимо начать тренировку по исправлению ситуации. Предлагаем вашему вниманию очень эффективное коррекционное упражнение для такого случая под названием «Домик для букв».

Упражнение «Домик для букв»

Взрослому необходимо взять ручку правильно, но только отодвинуть пальцы немного повыше от грифеля (на 2 см, примерно). После этого нужно отпустить указательный палец так, чтобы карандаш удерживался только средним и большим пальцами. А указательный в это время может выполнять любые свободные движения и даже постукивать по поверхности письменного прибора. Предложите малышу повторить то же самое. Мы уверены, что такая наглядность будет для ребенка понятнее всего, и проблема снимется, не успев появиться.

Первым делом стоит объяснить ребенку, что ручку в руке следует держать не вертикально, а под углом, при котором верхний конец ее будет «смотреть» на плечо. Ручку надо держать тремя подогнутыми пальцами: большим, средним и указательным. Обучаемый обязан уяснить, что сначала ручку укладывают на вторую фалангу среднего пальца. Указательный палец поддерживает ручку сверху, а большой палец – слева. Безымянный палец и мизинец подгибаются к ладони.

При расположении руки на столе опорой для кисти должны служить третья фаланга мизинца и внешнее ребро ладони. Слишком сильно ручку сжимать не стоит, а рука всегда должна быть в свободном положении. Оптимальное расстояние от пальцев на ручке до кончика стержня составляет обычно около 2 см.

Усвоить как правильно держать ручку можно при помощи метода пинцетного захвата. Смысл упражнения заключается в том, что ребенок должен вертикально поставить ручку на стол и ухватиться за ее конец тремя пальцами. Скользящими движениями пальцы опускаются вниз до тех пор, пока они не окажутся в требуемом для письма правильном положении.

С совсем юными обучаемыми можно поиграть в игру «Спокойной ночи, ручка». Ребенок должен уложить ручку в «кроватку», положить под «голову» ей «подушку» и укрыть сверху «одеялом». Нетрудно догадаться, что «кроватка» – это средний палец, «подушка» – указательный палец, а «одеяло» – палец большой.

Несколько слов стоит отдельно сказать о том, как научить ребенка правильно держать карандаш. В целом, процесс обучения идентичен обучению ребенка правильно держать ручку. Отрабатывать навык правильного захвата карандаша пальцами рекомендуется с использованием более объемных принадлежностей. В этом случае ребенку будет проще разглядеть и запомнить как на карандаше должны быть расположены пальцы. В местах соприкосновения пальцев с карандашом можно даже сделать специальные отметки.

Обучение с применением специальных средств

Обучить ребенка как держать ручку при письме возможно и с помощью некоторых подручных или специальных средств. К подручным средствам можно отнести бумажную салфетку, либо носовой платок. Данное простое приспособление необходимо сложить в несколько раз и прижать к ладони безымянным пальцем и мизинцем. Затем свободными тремя пальцами следует произвести обхват ручки. Пальцы без труда сделают это правильным образом.

Правильное расположение пальцев на ручке можно формировать и при игре в детский дартс с дротиками на липучках или с магнитным концом. Обхват дротика пальцами идентичен обхвату ручки, поэтому перед тем как практиковаться правильно держать ручку полезно будет поиграть с ребенком в эту интересную игру. Дартс, тем самым, выступает в роли обучающего упражнения.

Не лишним будет приобрести в магазине и ручку-самоучку. Данное устройство имеет специальные углубления, благодаря которым расположить пальцы неправильным образом будет попросту невозможно. В магазинах можно отыскать и особые трехгранные карандаши, которые также значительно облегчают процесс обучения.

Обучить ребенка правильно держать в руке карандаш можно с помощью мелков масляной пастели. Для этого необходимо взять мелок и аккуратно разломать его на части так, чтобы каждый кусок был размером не более 3 см. Мелок такой длины при рисовании просто невозможно держать в кулаке, поэтому ребенок будет вынужден брать его исключительно пальцами. Порисовав так несколько недель, обучаемый привыкнет держать рисовальные принадлежности соответствующим образом. Тогда уже можно будет мелок заменить карандашом.

Подготовка руки к письму и обучение ребенка правильной посадке за столом

Одного умения правильно держать ручку в руке недостаточно для того, чтобы начать обучение письму. Для этого рука должна быть специально натренирована. Подготовка руки к письму может осуществляться с помощью следующих упражнений:

  • Пальчиковая гимнастика. Сюда относятся инсценировка сказок и стихов при помощи пальцев, складывание пазлов и мозаики, а также игра с мелкими бусинками, камешками, пуговицами.
  • Вырезание ножницами фигурок. Вначале практикуется силуэтное вырезание с предварительной прорисовкой контуров, а затем уже – без прорисовки. Из фигурок можно делать аппликации.
  • Рисование и раскрашивание. Делать это необходимо с использованием различных принадлежностей: мелков, карандашей, фломастеров. Данное чередование способствует формированию умения дифференцировать степень нажима на бумагу.
  • Складывание оригами и плетение из бумажных полосок. Начинать следует всегда с изготовления простых фигурок.
  • Штриховка. Упражнение будет особо действенным при соблюдении заданного направления штриховки, параллельности линий и четкого расстояния между ними.

Подготовка руки к письму должна осуществляться параллельно с постижением правил грамотной посадки за столом. Ребенку крайне важно усвоить следующие требования:

  1. сидеть необходимо прямо;
  2. стопы ног должны находиться на полу или подставке;
  3. оптимальное расстояние между грудью и письменным столом – 1,5-2 см;
  4. оба локтя должны лежать на столе;
  5. лежащий лист бумаги располагают под углом, составляющим 30 градусов;
  6. нижний левый угол бумажного листа должен быть на уровне середины груди.

В заключение

  1. Соблюдение всех указанных правил в сочетании с проведением упражнений для подготовки руки к письму непременно произведет положительный эффект.
  2. Овладение навыками письма невозможно без тщательного и неустанного контроля родителей. Поиск ответа на вопрос, как научить ребенка правильно держать ручку должен на время озаботить всех взрослых членов семьи.
  3. Обучение следует совмещать с игрой, поскольку таким образом можно добиться искренней заинтересованности ребенка.

Многие родители не обращают внимания на то, как их ребёнок держит ручку или карандаш при письме. Однако когда малыш идёт в школу, часто возникает проблема неуспеваемости, так как ребёнку сложно много писать, потому что рука быстро устаёт. Вот почему важно вовремя обратить внимание на положение пальцев и рук при письме. Чем раньше вы научите малыша правильно орудовать карандашом и ручкой, тем легче ему будет в дальнейшей жизни.

Шесть правил правильного письма

Правильное положение за письменным столом

Это интересно. Крупные европейские компании, нанимая сотрудников на работу, среди прочих тестов, тщательно анализируют почерк кандидата, а также его манеру держать ручку – это даёт информацию не только о характере и креативности работника, но и о его трудоспособности.

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что красивый почерк, а также скорость письма зависят вовсе не от генетических особенностей ребёнка, а от времени, которое готовы уделить родители развитию навыков правильного положения тела во время письма и рисования. От того, как малыш сидит, когда пишет, зависят его зрение и осанка. Если дети сильно наклоняются вперёд, как бы «догоняют» тетрадь на столе, или подстраивают наклон тела под лист бумаги перед собой, в будущем это может привести к искривлению позвоночника и грудной клетки, а также негативно отразиться на здоровье глаз. Существует шесть правил, которые в значительной степени помогают избежать проблем со здоровьем у ребёнка:

  • Сидим прямо. Спина и стул должны составлять чёткий перпендикуляр.
  • Ноги должны быть вместе.
  • Расстояние до письменного стола – 3-5 см.
  • Лист бумаги должен лежать под углом 30 градусов, чтобы не приходилось излишне наклонять голову и изгибать туловище.
  • Левый угол тетради или альбома должен находиться точно напротив середины грудной клетки.
  • Локти лежат на столе. Иначе руки и плечевой пояс будут излишне напрягаться.

Как научить ребёнка правильно держать карандаш или ручку

Родители должны показывать малышу, как правильно держать ручку или карандаш

Очень часто мамы и папы не считают нужным обучить своего малыша правильно пользоваться ручкой во время письма, мол, лишь бы малышу было удобно. Когда же ребёнок попадает в школу, учителя уже практически ничем не могут помочь исправить ситуацию – слишком поздно. А ведь обучить детей правильно обращаться с пишущими предметами абсолютно несложно. Главное, сделать это на раннем этапе знакомства с ручками и карандашами. Для этого нужно представить на среднем пальце специальную подушечку, на которую укладывается карандаш, а большой и указательный пальцы поддерживают его . При этом указательный пальчик держит карандаш сверху, а большой – слева. Мизинец и безымянный пальцы во время письма свободно располагаются внутри ладошки. Следите, чтобы расстояние от указательного пальца до пишущего кончика руки составляло около полутора сантиметров. Иначе рука будет уставать от перенапряжения. Чтобы ребёнок научился правильно обращаться с ручками и карандашами, воспользуйтесь следующими советами:

  • Половинку салфетки зажмите между безымянным пальцем и мизинцем малыша. В свободные пальцы вложите ручку – ребёнок гарантированно возьмёт её правильно.
  • Поиграйте в дартс. Обучаясь письму, данная аналогия оказывается очень уместной, так как для попадания в цель, дротик нужно удержать тремя пальцами: средним, указательным и большим. Они же задействованы и при письме.
  • Используйте механические приспособления. В магазинах канцелярских товаров продаются специальные насадки на ручки, которые исключают возможность неправильно её держать.
  • Воспользуйтесь ручками-тренажёрами с подсказками для пальцев. На корпусе ручки есть специальные углубления под пальцы, а яркий дизайн привлекает внимание малышей и делает процесс обучения интересным и занимательным. Кроме того, тренажёры выпускаются в двух вариантах: для правшей и левшей.
  • Возьмите вместе с ребёнком карандаш за самый кончик, поставьте его на стол и медленно спускайтесь пальцами вниз – так пальцы примут правильное положение по отношению к карандашу.
  • Покажите собственным примером. Дети прекрасно копируют образ действий взрослых, поэтому показав несколько раз, как надо держать ручку, предложите ребёнку повторить вместе с вами.
  • Обводите контур больших предметов. Дело в том, что моторика маленьких детей не позволяет мышцам руки расслабиться во время письма. От этого ребёнку проще рисовать мелкие предметы, а в дальнейшем у малыша гарантированно будет мелкий почерк. Когда же он обрисовывает большие объекты, мелкая моторика развивается быстрее и рука действует более расслаблено.

Чтобы ребёнок не испытывал неудобств во время письма, а в дальнейшем у него был красивый почерк, обязательно нужно уделить должное внимание обучению техники владения ручкой. И чем раньше малыш приучится правильно держать ручки и карандаши, тем меньше проблем будет у него в будущем.

Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят “как сидят” и ручку держат “как держится”.

Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, тем более, что к 5—6 годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.

Как надо сидеть при письме?

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не опираться грудью на стол;
  • ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола;
  • придерживать тетрадь (бумагу) левой рукой (для праворуких).

Как помочь научиться писать леворукому ребенку?

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  • нужно особо зафиксировать внимание на право-левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  • особое внимание следует уделить направлению письма: слева — направо;
  • необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  • очень подробно разобрать инструкцию вместе с ребенком;
  • несколько раз выполнить движение в замедленном темпе;
  • попросить ребенка “продиктовать” инструкцию взрослому, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  • выполнить все задания в медленном темпе.

Поза леворукого ребенка должна обеспечивать достаточно свободное и удобное письмо:

  • ручка должна составлять одну линию с рукой;
  • рука при этом должна располагаться под линией письма;
  • особое значение для леворукого ребенка имеет положение ручки при письме.

Леворукий ребенок должен держать ручку выше, чем праворукий,- на расстоянии примерно 4 см от кончика пера (стержня). При неправильных способах держания ручки четкое и правильное письмо затруднено; и руки, бумага (тетрадь) располагается под наклоном (вправо) примерно в 20% и сдвинута влево от центра тела;

  • правая рука придерживает бумагу (тетрадь) в нужном положении и передвигает ее по мере необходимости;
  • свет при письме падает справа.

Правильное положение тетради при письме.

Однако правильная поза при письме это еще не все. Не менее важно, как лежит бумага, тетрадь. От ее положения зависит не только четкость почерка, но и возможность сидеть правильно.

Попробуйте сами и вместе с ребенком положить тетрадь прямо перед собой, затем чуть сдвиньте ее вправо, чтобы нижний левый край тетради (листа бумаги) находился на середине груди, и вы легко убедитесь, что в первом положении (тетрадь лежит прямо) писать очень сложно.

Второй вариант (наклонное положение тетради) позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху.

У праворукого ребенка. У леворукого ребенка.

Как правильно держать ручку?

Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать.

Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать это неправильно, и тогда привычка может остаться на всю жизнь. И проблема не только в почерке, и даже не в том, какой рукой он научится писать – левой или правой. Этот процесс может выглядеть весьма странно, когда взрослый человек держит ручку как-то неуклюже, как будто клешней. Есть несколько действенных способов обучить ребенка письму в игровой форме, можно выбрать любой, который вам придется по душе и заинтересует малыша.

Как правильно держать ручку во время письма

Ручку или карандаш нужно положить на верхнюю фалангу среднего пальца, зафиксировав сверху большим и сбоку – указательным. Безымянный палец и мизинец должны быть загнуты вовнутрь ладони или к основанию большого пальца. Захватить ручку таким образом, чтобы ее нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка – наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет.

Само средство для письма нужно выбрать самое простое: длиной около 15 см, не толстое, без множества граней, которые усложняют процесс писания. Длинные сувенирные или рекламные ручки очень неудобны для обучения письму.

8 способов научить ребенка правильно держать ручку

1. Метод пинцета

Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик тремя пальцами (большим, указательным и средним) и поставить на стол, уперев его в поверхность бумаги. Пальцы плавно передвигаем вниз, скользя ими по карандашу. Они сами займут правильную позицию, мягко сжимая карандаш (ручку).

2. Уложить ручку «спать»

Покажите на собственном примере, как можно уложить ручку спать. Представим, что средний палец – это кроватка. Положим ручку на «кроватку». Под «голову» (конец ручки) нужно подложить подушечку указательного пальца – «подушку». Сверху накрыть ручку «одеялом» — подушечкой большого пальца. Теперь смело начинаем писать. Рука во время письма опирается на загнутый внутрь мизинец.

3. С помощью салфетки

Нам понадобится обычная салфетка. Ее нужно разделить пополам, иначе для детской руки она окажется слишком большой. Зажимаем половинку салфетки между безымянным пальцем, мизинцем и ладонью. Просим малыша оставшимися тремя пальцами взять карандаш так, чтобы не выпустить из ладошки салфетку. Чудесным образом малыш будет правильно держать карандаш, пока салфетка зажата пальцами.

4. Обучающая насадка

5. Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

Для детей также были разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.

6. С помощью мелков

Обучение ребенка рисованию обычно начинается с цветных мелков. Если взять пастельные мелки и разломать их на кусочки длиной около 3 см, а затем предложить ребенку порисовать ими, это как раз и даст нужный эффект. Короткие кусочки нельзя взять в кулак, поэтому малыш постепенно научится захватывать мелок тремя пальцами, как нам и нужно, и в дальнейшем со знакомством с ручкой у него не будет проблем.

7. Игра в дартс

Когда ваш ребенок играет в метание дротиков, это тоже способствует выработке навыков письма. Положение пальцев на дротике точно такое же, как и должно быть на ручке, карандаше. Вам нужно всего лишь предложить ему представить, что ручка – это дротик, затем плавно спустить ее к «цели» — бумаге.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

8. Точка на пальчике

Самый простой способ – поставить яркую точку на верхней фаланге среднего пальца. Объясните ребенку, что там вы отметили место, где должна лежать ручка. Такую же отметку, но в виде линии, можно оставить на нижнем конце ручки или карандаша. Расскажите малышу, что палец не должен опускаться ниже этой линии.


Как правильно сидеть за столом

При письме важно соблюдать следующие правила:

  • за столом сидеть с прямой спиной;
  • ноги поставить вместе на пол или подставку;
  • оба локтя должны лежать на столе;
  • расстояние между краем стола и грудью – около 2 см;
  • лист бумаги нужно расположить под углом 30 градусов так, чтобы нижний левый угол ориентировался на середину груди.


Как развивать навыки письма и мелкую моторику

Научить ребенка правильно держать ручку еще недостаточно. Для выработки почерка и координации письма нужно проделывать нехитрые упражнения, которые станут своего рода забавой для него:

  • вырезать из бумаги фигурки при помощи ножниц;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина, теста;
  • завязывать узелки на нитках и веревках различной толщины;
  • разукрашивать рисунки кистью, карандашами, фломастерами;
  • рисовать по клеточкам;
  • обводить фигуры по контуру;
  • делать пальчиковую гимнастику (повторять движения взрослых под чтение стишков).

Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»

Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.

1. Представим, что на среднем пальце правой руки есть «подушечка»:

2. На эту «подушечку» укладываем ручку:

3. Указательный и большой пальцы захватывают ручку сверху:

Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.

Когда пишем, соблюдаем следующие правила:

Сидим прямо.
Ноги вместе.
Между грудью и столом расстояние 1,5 — 2 см.
Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову.
Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди.
Оба локтя лежат на столе.

В моём классе мы заучили маленький стишок, который повторяли каждый раз перед началом письма. Возможно, он на слух немного неказистый, но зато помогает вспомнить правила посадки и уберегает от искривления позвоночника:

«Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать.»

Родителям надо потратить всего лишь 20 минут в день на эти несложные упражнения, чтобы в будущем их детки красиво и быстро писали и больше успевали в школе (



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: