Творческая мастерская как форма работы с дошкольником. Мастерская творчества

Семья – это общество в миниатюре,

от целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

Феликс Адлер.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами. Именно в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

На определенном этапе семья объединяются с детским садом и составляют для ребенка основное образовательное пространство. Следовательно, важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
  • обеспечение целостного развития личности дошкольника,
  • повышение компетентности родителей в области воспитании.

Каким образом этого добиться? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке?

Я пришла к выводу, что наиболее для меня подходящая форма - это творческая мастерская. Творческую мастерскую можно отнести к нетрадиционной познавательно-досуговой форме организации взаимоотношений педагогов и родителей.

Почему все-таки творческая мастерская? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  • радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
  • толерантности.
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов и другое.

Девиз нашей творческой мастерской «Учимся творить вместе с детьми». Приведу примеры тем для заседания наших творческих мастерских.

Тема: «Волшебное тесто»

Познакомились с приемами лепки из соленого теста и в ходе работы по проекту «Кис, кис, мяу» провели выставку поделок кошек из соленого теста. Поделку делали дома совместно с родителями, а защищали свою работу дети уже в группе.

Тема: «Холодно и голодно птичкам зимой»

Сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.

Наши заседания мы часто заканчиваем работу чаепитием.

Родительская мастерская!

Родительская мастерская является один из видов группового взаимодействия с родителями воспитанников.
Актуальность: мастер-класс проводится для укрепления эмоционально-позитивных отношений детей и родителей в процессе изготовления поделки.
Тема нашей родительской мастерской «Солнышко», выбор темы был связан с наступлением весны. Обычно изготовление различных поделок своими руками проходило дома у каждого воспитанника. В это раз я решила собрать родителей и детей в нашей игровой и смастерить поделки в детском саду.
Цель: Вовлечение родителей и детей в совместную творческую деятельность по изготовлению поделки «Солнышко».
Задачи :
1. Формировать у детей любовь и уважение к родителям и педагогам, через совместную деятельность, гармоничные детско-родительские взаимоотношения;
2. Сделать поделку «Солнышко»;
3. Организовать совместную выставку «Солнышко».
Место проведения: групповая комната.
Тип деятельности : творческий, развивающий.
Продолжительность: 30 – 50 мин
Участники: дети, родители, воспитатель группы.
Оборудование и материалы:
цветная бумага, картон, линейки, карандаши, ножницы, клей «ПВА», клей-карандаш, крышки от коробок, горох;
Предварительная работа:
- подготовить для родителей красочное приглашение с указанием темы выставки;

Примеры работ «Солнышко»;
- подбор и чтение стихотворений, загадок;

Ход мероприятия:

(В групповой комнате расставлены стульчики, столы, на которых лежит используемый в работе материал, примеры создания работ).
Воспитатель:
- Добрый вечер уважаемые родители! Для начала я хотела бы загадать нашим деткам загадку.
Посмотрим разгадают ли они ее
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …

Детки отвечают Солнышко.
Воспитатель: -Молодцы правильно.
Сейчас на улице уже во все свои права вступила весна и на улице очень ярко пригревает солнышко. Поэтому я решила собрать вас в группе и сделать своими руками поделку «Солнышко».
А перед этим я хочу вас проводить на второй этаж нашего детского сада и показать выставку работ о космосе, которую делали более старшие детки.Обратите внимания на разнообразие выполненных работ.
После того как все вернулись в группу дети и родители садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Давайте попробуем все вместе сделаем своими руками яркое, красивое, теплое солнышко. Тем более что материалов для этой поделки нужно совсем немного и немного фантазии, а результат получается более чем интересный.
Сделать наше солнышко довольно просто, и в этом увлекательном занятии нам с вами помогут дети. Даже совсем еще малыши могут принять участие в изготовлении поделки своими руками.
Если вы затрудняетесь что же вам сделать, то перед вами лежат примеры по изготовлению солнышко. Давайте начнем, не забывайте о том что дети тоже участвуют в создании поделки, активно привлекайте их.






Так как наши ребята долго на месте сидеть еще не умеют, в силу своих возрастных особенностей, они убежали от родителей минут через 10. Я приготовила для них увлекательное занятие. Перед этим показав пример солнышко


которое у нас с сними получится. Мы изготовили с ними милое солнышко из пальчиковых красок.
Вот и все, вот такие чудесные Солнышки у нас получились! Видите, как красиво, и совсем нет ничего сложного в изготовлении этой поделки. Такие замечательные солнышки могут быть идеей для красочной выставке. Так как родителей пришло совсем не много, остальным мы предложили изготовить солнышки у себя дома и мы дополним нашу выставку их поделками.





С помощью совместных поделок из простых материалов вы сможете привить ребенку любовь к художественному творчеству которая способствует в том числе и развитию мелкой моторики.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко;
Любят тебя детки,
Маленькие непоседки.

Большое спасибо за то что пришли! Будем рады всех видеть на следующей нашей встрече.

Творческая мастерская по изодеятельности «Радуга-дуга»

Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад общеразвивающего вида №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.
Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. В процесс оформления творческих работ могут быть вовлечены дети дошкольного возраста. Результат оформления интересен детям и взрослым.
Цель: нетрадиционное оформление уголка хранения детских работ
Задачи:
- создать позитивную рабочую атмосферу;
- развивать эстетический вкус;
- вызвать эмоциональный отклик ребёнка от подготовки к предстоящим занятиям;
- формировать устойчивое желание заниматься изобразительной деятельностью;
- воспитывать аккуратность.

Меня всегда привлекала тема «Нетрадиционные техники рисования». Периодически я использовала её в своей работе. А этим летом решила максимально попробовать разные приёмы изодеятельности на занятиях с детьми.
Возраст у моих воспитанников - младший. Отзывчивый. И податливый. Поэтому хотелось не просто научить ребятишек рисовать, но и заложить любовь к природе, её неповторимости и совершенству. И тем самым воспитать желание охранять и беречь уникальность каждого живого организма и природы в целом.
Тема приобрела конкретную трактовку: «Нетрадиционные техники изодеятельности как средство формирования элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста».
Цикл своих занятий попробовала разработать сама. Объединила их общим названием. Так появилась наша творческая мастерская «Радуга-дуга».
Вместе с детьми выполнили поделку - радугу из ладошек. Она стала своеобразной визиткой наших занятий.
За основу взяли гофрокартон размером 60 на 45 сантиметров.
Нарисовали и вырезали дугу.


Для уверенности, что дуга достаточной ширины, примерили по краям и по центру весь радужный спектр.



Ладошки из цветной бумаги изготавливали поэтапно. Цвет за цветом, начиная с красного.


Работу выполняли не только в группе, но и на прогулке.


Количество используемых бумажных ладошек от ряда к ряду сокращалось, зависело от размеров ладошек, их конфигурации (пальцы растопырены или расположены близко), плотности наложения одной заготовки на другую.





Радуга получилась яркой, несущей тепло детских рук!


Затем оформили небольшой контейнер, в котором будут храниться папки с детскими рисунками.



Каждому ребёнку распечатали индивидуальный титульный лист.


Для хранения работ подготовили папки-скоросшиватели с файлами (формат А4).


Оставалось, как следует, презентовать предстоящие занятия.
Пальцы просились к перу, перо к бумаге...
И вскоре у нашей мастерской появилось стихотворное резюме «а"ля Маршак»:
Мы построили в два счёта
Поднебесные ворота!
Семицветный полукруг -
Отпечатки детских рук.

Здесь, под радугой-дугой,
Мастерская наша.
Всё, что нужно - под рукой,
Чтобы Мир стал краше!

Штампы, кисточка, бумага,
Воспитатель - в роли мага!
Нас научит волшебству:
Творчеству и мастерству!

Радужная арка
Пусть сверкает ярко!

Лето - время немножко суматошное. Всё время на воздухе. Нет возможности на длительную подготовку к занятиям. Такую, например, как тонировка бумаги. Выход был найден: хорошо подойдут цветные листы для принтера. Преимущество, по сравнению с альбомными листами, очевидно. Дети всякий раз самостоятельно выбирают листочек желаемого цвета. Работы получаются красочными, не похожими одна на другую.
С тех пор, как была придумана мастерская "Радуга-дуга", все предметы для меня поделились на две категории. А именно: одни могут оставить след-отпечаток, а значит, пригодиться на занятии, другие - нет.
Оказывается, можно рисовать ладошками, пальцами, штампами из овощей и фруктов, из утеплителя, из тубы от туалетной бумаги, оттисками крышечек, коктейльных трубочек, ватных палочек и так далее.
Сколько интересных находок в этом плане сделано.
Сколько еще предстоит открыть!
В настоящее время занятия идут полным ходом. У малышей подобное рисование находит огромный отклик. Они с желанием бегут в детский сад с вопросом: «А чем сегодня будем рисовать?»
Родители отмечают возрастающий интерес детей к изодеятельности. Выражают искреннюю благодарность.
Надеюсь, экологическая направленность занятий тоже не пройдёт даром.

«Восхождение доступно каждому, и преступление перед самим собой и другими всю жизнь протоптаться на месте» (Альтшуллер, Берткин, авторы жизненной стратегии творческой личности).

Основа любого творчества – воображение. Дошкольный возраст ребёнка характеризуется активизацией функций воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека снижаются возможности и творческого мышления. Особенно важна роль творчества в развитии детей и для реализации возможностей детей помогают творческие мастерские в дошкольных образовательных учреждениях.

Целью работы в мастерской является сохранение в ребёнке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной личности.

Для развития творческой активности у детей, необходимо создать в группе атмосферу, способствовующую развитию любознательности ребенка. Важно поощрять оригинальные идеи, высказываемые ребенком и обеспечивать возможности для практической реализации творческих идей в самых различных областях. Личный пример взрослых в творческом подходе к решению проблем – одно из важнейших условий.

Работа в мастерских организуется со средней группы последовательно: « Рисование», « Работа с бумагой», « Работа с бросовым материалом», « Работа с природным материалом», « Работа с пластилином», « Тестопластика». Работа в творческой мастерской предполагает интеграцию со всеми образовательными областями, обозначенными в программе « От рождения до школы», которые ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

Рассмотрим, как в процессе работы творческой мастерской, решаются задачи интеграции образовательных областей.

– работа в творческой мастерской и образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»:воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
– работа в мастерской и образовательная область « Познавательное развитие»: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.
– работа в мастерской и образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
– работа в мастерской и образовательная область « Речевое развитие»: стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.
– работа в творческой мастерской и образовательная область «Физическая культура»: проведение физкультурных минуток в процессе творческой деятельности детей.

Одним из этапов работы мастерских является занятия с солёным тестом. Начало работы – знакомство с тестом. Ребёнок осваивает новый пластичный материал и делает «открытия», ведь теперь он исследует не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в руках от тех или иных действий. Для этого его нужно смять или расплющить, или скатать, или вытянуть, можно прижать к другому кусочку, или сделать что – нибудь ещё. В процессе этих действий проходило формирование представлений о возможностях рук, свойствах теста, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных движений. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает чаще всего сразу десятью пальцами, что способствует развитию чувства осязания обеих рук. Использование модульной лепки, где дети, отрывая кусочки от основного куска теста и раскатывая его между ладонями круговыми движениями в небольшие шарики, располагают их по нарисованному заранее контуру. Ребёнок, экспериментируя с тестом, выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействует разными способами на материал с целью его изменения и освоения, проявляя при этом творчество.

Познакомив детей с новым пластичным материалом, необходимо познакомить детей с инструментами, приспособлениями и дополнительным материалом. Для изготовления плоских игрушек нужна деревянная доска, скалка, линейка, стеки, трубочки от упаковки с соком. Для вырезания мелких деталей можно использовать формочки для выпечки и игр с песком, различные крышки, колпачки от ручек и маркеров, любые бытовые предметы, дающие оттиск или отпечаток (пуговицы, пробки, монеты).

Для придания выразительности изделию пригодятся бисер, блёстки, природный материал.

Особое место в придании изделию выразительности занимает фактура. для создания длинных или коротких «волокон» можно использовать давилки для чеснока, для имитации фактуры дерева идеально подойдёт моток проволоки. Прожилки на листьях легко изобразить, надавив на заготовку боковой стороной расчёски. Дети самостоятельно могут найти интересные решения в применении синтетических мочалок, зубных щёток, грубых тканей, листьев с крупными прожилками, пружинок, стенок различных по плетению корзинок, розеток для варенья.

Большой интерес у детей вызывает приём – «стрижка» теста, где дети узнают новое применение ножницам. Делая мелкие и глубокие надрезы кончиками ножниц по уже вылепленной форме ёжика, можно получить иголки. Используя такой метод работы, можно изобразить оперенья птиц, ветки ели, гриву льва. Работа с ножницами оказывает благотворное влияние на развитие моторики пальцев рук, развивает ручную умелость.

Очень тонкая и кропотливая работа, в которой дети работают пальчиками рук для раскатывания тонких жгутиков и заполнения ими предварительно нарисованную форму. Дети учаться анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдают. сравнивают, выделяют черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находят нужное количество деталей и места их соединения, образно мыслят.

Очень привлекает детей оформление работы мозаичным способом. Такая работа способствует развитию сенсорной и тактильной чувствительности, усидчивости, терпения, ведь выкладывание узора из мелких геометрических фигур требует точности движений.

Использование макаронных изделий для украшения вылепленных работ – ещё один из самых интересных методов работы с тестом. Дети самостоятельно находят применение макаронным изделиям различной конфигурации, тем самым развивая воображение. С самого начала работы в мастерской детского творчества необходимо вселять детям уверенность в своих силах и возможностях.

Творческий процесс выражается алгоритмом « Обращаю внимание – рассматриваю – думаю, как сделать – делаю – получаю результат». В детских работах всегда есть элемент неожиданности, непредсказуемости, частичка их мироощущения. Это придаёт работам индивидуальность, позволяет выразить себя, ведь большое творчество рождается из маленького.

Педагогическая мастерская – это оригинальный способ организации деятельности воспитателей в составе малой группы при участии педагога – мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности участников. В мастерской происходит передача педагогом – мастером, (обладающим профессиональным опытом, владеющим современными технологиями воспитания дошкольников, имеющего собственную педагогическую позицию) своего профессионального мастерства воспитателям.

Исследователи Н.И. Белова, А.А. Окунев, Г.А. Русских, В.А. Степикова и др. определяют педагогическую мастерскую как интерактивную технологию, включающую игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. Это открытая система поиска и выбора действий, обобщений и обмена информацией.

Цель педагогической мастерской – способствовать обучению воспитателей моделировать собственный педагогический опыт, экспериментально проверять эффективность своей модели, разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений. Основой обучения в мастерской служит индивидуальный подход «учителя — мастера» к раскрытию и совершенствованию творческих способностей «воспитателя-ученика».

Главные идеи и принципы работы педагогической мастерской:

  • ненасилие и право выбора в процессе деятельности в мастерской;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества;
  • сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы, в основе которой лежит общение в форме диалога;
  • способность к творчеству;
  • приоритет процесса над результатом творческой деятельности, защита права на ошибку;
  • нравственная ответственность каждого участника за свой выбор, процесс и результат деятельности.

В основе работы педагогической мастерской лежит концепция личностно – деятельного подхода, что способствует профессиональному и личностному развитию воспитателей, раскрытию и реализации их творческого потенциала.

Профессиональное становление осуществляется:

  • через активное, самостоятельное,сознательное определение целей деятельности, путей и средств их достижения;
  • через поиск индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • через активный процесс взаимодействия всех участников педагогической мастерской.

Работа в системе педагогической мастерской завершается профессиональной саморефлексией, которая проявляется в самооценке, самоанализе и достижении личностных и профессиональных качеств.

Методическое обеспечение работы педагогической мастерской

Задачи:

  1. Обеспечение взаимодействия между современной теорией и практикой в системе «педагогический колледж — ДОУ», как поиск оптимальных методов организации и руководства игровой деятельностью;
  2. Формирование творческой личности педагога, обладающего как теоретическими знаниями, так и профессиональными умениями по руководству различными видами игр дошкольников;
  3. Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе организации различных видов игровой деятельности в течение пребывания ребёнка в ДОУ.

Проблема игровой деятельности достаточно широко и полно представлена в психолого – педагогической и методической литературе. Являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, игра в последнее время оказалась на задворках педагогического процесса в ДОУ. Это обусловлено требованиями школы, получить такого будущего ученика, который владеет целым комплексом умений: читать, писать, считать, анализировать состав слова и др. Отсюда на игру распространяется остаточный принцип времени: дети играют мало, у них недостаточно развиты формы и способы игрового поведения.

Сложившуюся ситуацию в дошкольных образовательных учреждениях в целом по России необходимо преодолевать. «Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения.

Опираясь на исследования отечественной педагогики и психологии, следует отметить ряд аспектов при рассмотрении роли и места игры в педагогическом процессе ДОУ:

  • игра как средство развития личности;
  • игра как средство обучения;
  • игра как форма организации детского общества;
  • игра как способ обучения и самообучения; игра как средство коррекции развития ребёнка;
  • игра – как средство досуга;
  • игра как диагностическое средство;
  • игра как психотерапевтическое средство.

Воспитатели объединяются в педагогическую мастерскую, в основе деятельности которой лежит:

— стремление глубоко вникнуть в изучаемую проблему;

— самостоятельный поиск по овладению детьми игровыми умениями, изложенного в методической литературе и его анализ через свободный обмен мнениями;

— проектирование собственной педагогической деятельности – разработка и проектирование творческих игр в разных возрастных группах;

— проведение собственного проекта в форме деловых игр.

Развернуть работу педагогической мастерской позволили условия ДОУ № 77 г. Иркутска:

  1. Создание психологически благоприятной, развивающей, творческой среды, которая даёт воспитателю возможность индивидуального саморазвития;
  2. Наличие развивающей игровой среды, способствующей организации различных видов игр в самостоятельной деятельности детей;
  3. Обеспечение методической литературой, консультирование по данной проблеме со стороны, заведующей детским садом, методистом, преподавателем педагогического колледжа.

Основные направления работы воспитателей в условиях педагогической мастерской

  • Семинар: погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений);
  • Практикум (вхождение в практическую профессиональную деятельность);

Погружение в теорию проблемы игры детей дошкольного возраста (информационное обеспечение профессиональных умений)

1.Теория игры, место игры в педагогическом процессе ДОУ.

2. Классификации детских игр.

3.Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры,

4.Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

5. Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство.

6. Игры со строительным материалом.

Вхождение в практическую профессиональную деятельность

Мастерская № 1

«Игра»

В наш век искусственного меха
И нефтью пахнущей икры
Нет ничего дороже смеха,
Любви, печали и игры.

Игорь Губерман

1. Произнесите слово игра с разной тембровой интонацией. Что Вам слышится в данном слове? Какие возникают слова, образы близкие по звучанию, смыслу? Запишите эти слова.

2. Социализация — предъявление результата.

3.Внимательно вчитайтесь и выберите наиболее понравившееся определение

понятия игра. (Высказывания находятся в свободном размещении на стенах и столах аудитории).

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизводстве действий взрослых и отношений между ними.

— Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра – конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру.

— Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.

— Игра для малыша – это «машина времени»: она даёт ему удивительную возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много – много лет.

(Е. Субботский)

— Игра – особый вид деятельности дошкольников, она всегда носит творческий характер. В ней отражается реальная действительность, но в

воображаемых обстоятельствах.

— Игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

4. Социализация. Объясните, как Вы это понимаете.

5. Дайте своё собственное определение понятию игра. (Задание индивидуально с выходом на подгруппу).

6. Предлагается каждой подгруппе текст стихотворения, помогающий построить знания об игре. Каждый в подгруппе выбирает понравившуюся мысль, которую он разделяет или опровергает, зачитывает её и комментирует

ИГРА

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Её и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда – ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котёнок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал – за рулём –
Игру бездумную с пространством.

Играет рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след –
След от игры остался малый.

Пускай! Когда придёт пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю,
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю.

(З. Гиппиус)

8. Рефлексия. Мини-сочинение на тему «Игра загадочней всего и бескорыстнее на свете…», в котором участники пишут о своих впечатления

от работы в мастерской и мыслях об игре и её смысле.

Мастерская № 2

«Классификация детских игр».

1. Пробуждение детских воспоминаний. Чтобы помочь сидящим в кругу вспомнить и пережить состояние радости от игры в детстве, каждому предлагается выбрать одну из игрушек, которая нравится, и подержать её в руках (это плюшевый медведь, весёлая обезьянка, кукла, новогодний шарик, мяч, скакалка, краски и т.д.).

Каждый из участников рассказывает о любимых играх детства, которые хранятся в душе как воспоминания. Собирается ожерелье из воспоминаний, игры записываются на листочки и размещаются на доске вокруг картины Е.Романовой «Детство».

2. Какие классификации игр известны? Каковы их основания? (Предлагаем ниже).

* основанием данной классификации исследователи (Д.Б. Эльконин, А.П. Усова) считают закономерности развития мышления, воображения, умений, навыков, творческих способностей);

* основанием данной классификации являются особенности становления игровой деятельности, её источники, характер, содержание;

* основанием данной классификации является развитие интереса, любознательности, основ диалектического мышления;

* основой данной классификации явилось возникновение новых технологий и их использование в воспитательно-образовател ьном процессе ДОУ (В.В. Безменова, Е.В. Зворыгина, И.О. Ивакина);

* основой данной классификации является « инициатива, исходящая от субъектов игры» (исследования С.Л Новосёловой).

Задание: предлагаются различные классификации игровой деятельности. Каждая подгруппа выбирает основание и подбирает к нему классификацию.

3.Социализация – предъявление результата.

4. Создать свою классификацию игровой деятельности и дать своё обоснование. (Задание для подгрупп).

5. Вспомните одну игру, которая стала для вас особо значимой (в профессии или жизни), где вы были ребёнком или воспитателем. Припомните и запишите отдельные детали этой игры, какие – то сведения, ход игры, себя в ней. Попытайтесь понять, почему вспомнилась именно эта игра.

6.Социализация – предъявление результата.

7. Рефлексия.

— Чем сегодняшняя мастерская полезна для Вас?

— С чем ухожу с мастерской?

Мастерская № 3

«Сюжетно-ролевая игра, роль её в развитии ребенка-дошкольника. Своеобразие сюжетно-ролевой игры».

«Игра, как затопленная Атлантида» — по образному выражению профессора С. А. Шмакова, — находится на грани исчезновения .

1.Эти мысли учёного можно отнести, прежде всего, к сюжетно-ролевой игре. Докажите или опровергните данную точку зрения.

2. Социализация – обмен мнениями.

3. Исходя из названия игры, дайте её определение, напишите на листочке и сравните с предложенными понятиями данного вида игр.

4. Задание на подгруппу. Ответить на проблемные вопросы:

— в чём незаменимость сюжетно-ролевой игры, уникальность в развитии всех потенциальных возможностей детей?

— почему сюжетно-ролевая игра форма моделирования социальных отношений?

— какие психологические новообразования возникают в сюжетно-ролевой игре?

— почему сюжетно-ролевая игра является показателем здоровья ребёнка?

5. Социализация.

6. Представить в рисунках, схемах, таблицах структуру сюжетно-ролевой игры (задание для каждой подгруппы). Оформить выставку.

7. Для каждой подгруппы выбрать и раскрыть особенности сюжетно-ролевой игры: преддошкольный, младший, средний, старший дошкольный возраст: сюжет и содержание, роль, игровые действия, взаимоотношения (работа с методической литературой).

9. Представление творческих заданий:

— объясните слова Л.С. Выготского, что ребёнок младшего дошкольного возраста в игре идёт от действия к мысли, а на четвёртом году жизни способен идти от мысли к действию (свои рассуждения подкрепите примерами детских игр, которые наблюдали);

— в схематичной форме покажите, какими средствами изображения роли пользуются дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;

— докажите, от чего зависит овладение детьми условными игровыми действиями, с какой целью ребёнок прибегает к словесным замещениям в игре;

Определите, как отражается современная жизнь в играх детей «Семья».

10. Социализация.

11. Рефлексия

— что вы открыли сегодня для себя?

— какие задания было выполнять легко, а какие трудно?

Мастерская №4

«Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах».

Каждая команда составляет несколько правил, которые обсуждаются в кругу, афишируются и принимаются всеми участниками мастерской:

  • старайся быть самим собой;
  • никого не критикуй и не обижай своими оценками;
  • любую проблему сначала обсуждай, а потом ищи пути решения;
  • пользуйся правом на своё мнение;
  • учись понимать себя и других, это приведёт к пониманию детей и умению общаться с ними;

1. В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, учёные Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко рассматривают руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи усложняющихся способов построения игры. Передача способов осуществляется в совместной игре взрослого и детей.

Каждой подгруппе предлагается найти способы построения сюжетно-ролевой игры:

* первый способ построения игры – это последовательность предметно-игровых действий;

* второй способ — ролевое поведение;

* третий способ — сюжетосложение.

Данная информация помещается на доске.

2. Схематично игру маленького ребёнка можно представить как «человек – предмет». Закончите схему развёрнутой формы ролевой игры: «человек — …..».

3.. Социализация – озвучивание ответов.

4. Спроектировать усложнение тематики и сюжетов игр от группы к группе (работа в подгруппах).

5. Социализация – озвучивание ответов.

6.Задание на подгруппу. Ответить на проблемный вопрос. Почему необходимо осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой?

7. Социализация.

8. Составить проект сюжетно-ролевой игры (тематика игры и возрастная группа на усмотрение участников мастерской):

— цель игры;

— предварительная работа к сюжетно-ролевой игре;

— предметно-игровая среда;

— примерный сюжет игры;

— примерный ход игры;

— приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой.

Что можно добавить к данному проекту?

9. Социализация: выставка проектов.

10. Деловая игра.

Вопрос к участникам мастерской. Какие, по вашему мнению трудности испытывает молодой педагог при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей?

Социализация

11. Рефлексия

— Как мне проживалось в мастерской?

— Что вы сегодня открыли для себя?

— Какие вопросы возникли у вас при изучении данной темы?

Мастерская № 5

«Театрализованные игры, их своеобразие, виды. Условия для развития театрализованных игр, педагогическое руководство».

«Вся жизнь театр, а люди в ней актёры».

Вильям Шекспир

1. Запишите слово театр вертикально и на каждую букву придумайте слова, которые могут пригодиться для придания основного смысла понятию театрализованная игра. Дайте определение данному виду игр. Сравните своё определение с определением, предложенным Л.В. Артёмовой.

Театрализованная игра – это разновидность творческой игры, содержание которой представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений, где герои становятся действующими лицами, а их события жизни, изменённые детской фантазией, сюжетом игра.

  1. Социализация – озвучивание ответов.
  2. Работа в группах.

Докажите воспитательную ценность театрализованных игр. А.Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры) к своеобразной «предэстетической деятельности» ребёнка. Согласны ли вы с данным утверждением?

Закончите схему:

— в сюжетно-ролевой игре ребёнка привлекает процесс деятельности,

— в театрализованной игре ребёнка привлекает ….

5. Сделайте сравнительный анализ данного вида игр с сюжетно-ролевой игрой. Что общего и в чём отличие?

6. Социализация.

7. Индивидуальная работа с литературой (пополнение, уточнение информации) по вопросу виды театрализованных игр. Проверьте себя, дополните предложенную выше классификацию.

  1. Сама театрализованная игра, где дети точно копируют литературное произведение;
  2. Театрализованные игры с элементами творчества (вводят героев, дополняют сюжет, изменяют конец и т.д.);
  3. Театрализованные игры – спектакли, когда дети разыгрывают литературное произведение сами, как артисты, а в других случаях действуют как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение с помощью игрушек, озвучивая их:
  • театр игрушек;
  • настольный театр с плоскостными фигурками;
  • театр – фланелеграф;
  • теневой театр;
  • пальчиковый театр;
  • кукольный театр (театр бибабо, театр марионеток).

8. Социализация – предъявление результата.

9. Составьте пиктограмму сказки, которая может стать содержанием театрализованной игры, используя книгу «Чего на свете не бывает?»/Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. — М., 1999.-с. 48-49.

Почему вами выбраны именно эти сказки? Требования к подбору литературных произведений:

— произведение должно быть очень простое, но увлекательное по содержанию;

— образы яркие, наделённые характерной чертой;

— динамичность событий, многократные повторы;

— наличие монологов, диалогов, песенок.

Проиллюстрируйте примерами.

10. Используя различные альтернативные программы для ДОУ, спроектируйте тематику театрализованных игр в разных возрастных группах. Выбрав одну из них, каждая подгруппа проектирует данную игру

11. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, элементов психогимнастики, работа над текстом.

12. Деловая игра. Проведение театрализованных игр с использованием анализа.

13. Рефлексия.

— Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

— Чем была полезна сегодняшняя встреча?

Мастерская № 6

«Игры со строительным материалом»

«В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» (К.Д. Ушинский).

1. Задание индивидуально.

Игры со строительным материалом можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н. Леонтьева), посредством которых у ребёнка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Какова роль строительной игры? К какому новому виду деятельности подготавливает ребёнка строительная игра?

Дайте определение строительной игры. Попытайтесь сделать сравнительный анализ сюжетно-ролевой, театрализованной и строительной игр, находя сходство и различие. Оформите с помощью схемы, рисунка, таблицы.

2. Социализация – озвучивание ответов.

3. Виды строительного материала и тематика детских построек (работа в подгруппах), сделать количественный и качественный анализ от группы к группе.

4. Социализация – озвучивание ответов.

5.Анализ конструктивных умений у детей в каждой возрастной группе. Работа строится в подгруппе на основе анализа программ для ДОУ.

6. Социализация – озвучивание результатов.

7. Проектирование строительной игры. (Тематика на усмотрение подгруппы).

8. Социализация – озвучивание результатов.

9. Проигрывание деловых игр.

10. Рефлексия. Чем сегодняшняя мастерская была полезна для Вас? Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

С чем ухожу с мастерской?

Литература

1.Г.Н. Гришина Любимые детские игры.- М., 1997.

2.Е.В. Зворыгина Первые сюжетные игры малышей.- М., 1988.

3. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Как играть с ребёнком.- М., 1990.

4. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова Организация сюжетной игры в детском саду.- М.- 1997.

5. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. / Под ред. Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. М., ЗАО «Элти-ку-Кудиц», 2003.

6. Т. П. Шитова Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх // Ребёнок в детском саду.- 2003, №5.

7. Д.Б. Эльконин Психология игры.- М., 1978.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: