Тренажер для изучения времени на часах. Как научить ребенка определять время по часам со стрелками: часы и тренажер для обучения времени

Чувство времени хорошо развито даже не у всех взрослых, ведь время — это абстрактное понятие, его нельзя пощупать или увидеть. Что уж говорить о том, как его воспринимают дети... Пройдет несколько лет, прежде чем ребенок научится четко осознавать протяженность времени, пользоваться часами и планировать свое время.

Понимание времени — категория непростая, но уже вскоре после рождения малыш чувствует его течение: он привыкает к режиму кормления, чувствует и видит смену дня и ночи. Становясь чуть старше, он уже более четко осознает смену времен суток, овладевает понятиями "утро, день, вечер, ночь".

Чуть позже ребенок узнает о временах года, месяцах, днях недели. Все эти категории плавно подведут малыша к знакомству с часами.

Для ребенка время часто связано с каким-то конкретным событием. Он никогда не скажет: "Я был на море в июне", "Я ел мороженое в три часа", а скажет: "Я познакомился с Никитой, когда был на даче" или "Я ел мороженое, когда мы ходили в зоопарк".

Часы являются средством, с помощью которого можно научить ребенка ориентироваться во времени и определять его. Как в домашних условиях ненавязчиво и с интересом знакомить ребенка с часами?

С чего начать?

Используйте часы с большими четкими цифрами и легко вращающимися стрелками. Или пусть это будет макет часов, на котором отражены только часы (без минут) и присутствует одна часовая стрелка.

Расскажите ребенку, что эта стрелка показывает именно часы и поэтому называется "часовая". Покажите, в какую сторону она движется, и скажите, что такое направление движения называется "по часовой стрелке". Пусть ребенок покрутит стрелку в нужную сторону.

Отработайте с малышом понятие "ровно час" — такого грубого разделения для начала будет достаточно. Для этого установите стрелку на какой-то определенный час и проговорите с ребенком, что это, например, "три часа ровно". Когда малыш освоится, попросите его выставить какое-нибудь время. После отработки этого навыка, выставляйте часовую стрелку на определенный час и научите ребенка определять и показывать положение часовой стрелки через час (два и т.д.) или, наоборот, час назад (два и т.д.).

Часовая и минутная

Когда малыш освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной. Добавьте ее на макет часов. Обратите внимание ребенка, что минутная стрелка — длинная и тонкая, а часовая — короткая и толстая. Прежде чем переходить к следующему этапу, закрепите знания малыша о часовой и минутной стрелках, пусть он научится четко их различать.

Расскажите, что за один час минутная стрелка проходит целый круг, и когда часовая стрелка показывает "ровно" час, два и т.д., минутная стрелка всегда поднята ровно вверх на отметку 12. Теперь отработайте понятие "ровно" с часовой и минутной стрелками.

Потом постепенно переходите к половине. Покажите малышу, где стоит стрелка на циферблате, если прошел не целый час, а половина. Пусть он потренируется устанавливать минутную стрелку на половину часа и называть время.

Когда все вышеперечисленное будет отработано и малыш научится ориентироваться, можно идти дальше. Переходите к положению минутной стрелки, когда проходит 5, 10, 15... 60 минут. Используйте для этого макет часов, на котором около цифр, изображающих количество часов, есть цифры, показывающие количество минут.

Зачем это нужно?

Умение определять время по часам — навык нелегкий. Чтобы ребенку было легче и интереснее осваивать это умение, важно показать его ценность. Малышей можно заинтересовать временем, если связать его с событиями, которые им близки и интересны: например, просмотр интересных передач, поход на прогулку, в гости и т.п.

Подчеркните, что знать время важно, чтобы никуда не опаздывать. Нарисуйте дома плакат, на котором будут изображены большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому времени соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает: на картинке родители изображают часы со стрелкой на 8 часах, а рядом изображение утреннего подъема, процесса умывания, завтрака. Для начала достаточно будет 4-5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время утром, днем и вечером. Спрашивайте малыша: "Во сколько мы ходим на прогулку?" или "Во сколько мы смотрим "Спокойной ночи, малыши!"?". Ребенок, глядя на часы-картинку, будет учиться называть время. Постепенно можете менять события и, соответственно, время. Так ваш малыш без труда освоит базовые навыки. А уже после их освоения можно будет переходить к минутам.

Статья предоставлена сетью центров раннего развития "Бэби-клуб"

Обсуждение

Моя дочка время стала понимать только в третьем классе.Ну, вот так как то не сразу нам это все далось, но ничего сейчас мы просто унички)))

для начала ваш ребенок должен освоить временные сутки:утро-день-вечер-ночь,после освоить понятия:сегодня-завтра и вчера
выполняются шаблоны т.к восприятие ребенка на данном этапе должно быть наглядным,и как только только все это освоится переходите к изучению времени
ребенку дошкольнику знать определение времени как такового не нужно,можно лишь научить как называются стрелки часовые,а вот школьнику дл изучения времени хорошо подойдет шаблон часов или шаблон времени

Комментировать статью "Как научить ребенка определять время? Игры с часами"

Время. Мозговой штурм.. ...затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Время. Мозговой штурм. Сегодня отвезу младшую в местный лагерь, останусь со старшей и мне надо приложить усилия обучить ее часам.

Если ребенок пропустил контрольную работу обязан ли он ее написать и как эта оценка будет выставлена в журнал, если в день Пока спустится темпа, пока устоится, за это время можно за все пропущенные д/з сделать. При 37.3 у меня ребенок вполне уже способен делать д/з без...

Обсуждение

Если ребенок пропустил контрольную работу обязан ли он ее написать и как эта оценка будет выставлена в журнал, если в день пропуска стоит"н".

23.03.2016 09:53:23, ТМА

Нет. Потому что образование - это право ребенка, а не обязанность.

Учим ребенка определять время и тренируем память: знакомство с распорядком дня, циферблатом, часовой и минутной стрелкой. Как научить ребенка понимать время? Вот учу - учу его понимать по стрелкам, и никак... Есть ли какие-нить приемы, методики, как помочь...

Обсуждение

Купить электронные часы наручные и если например мультики по телевизору смотрит- пусть сама следит за началом. Ну или что она любит, но делает это в опред. время- главное самой отслеживать.

Научилась, когда появилась потребность знать время.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. Все шикарно выучила быстро и без проблем. Сыну я поменяла домики на паровоз во всю стену над кроватью повесила.

Обсуждение

Для этого нужно очень хорошо заучить состав чисел до 10. Эти знания жизненно необходимы при решении примеров на сложение и вычитание. Для того чтобы хорошо запомнить состав числа надо просто очень много раз повторить пары составляющие это число. Есть приложение для iPad и iPhone которое облегчает ребенку этот процесс превращая его в игру с привлекательными фишками и звуками. Приложение уже опробовано многими пользователями в течении нескольких лет. Это приложение несмотря на его простоту очень эффективно, о нем очень хорошо отзываются специалисты в Сингапуре, и его используют в своей практике многие образовательные учереждения по всему миру. Специально для посетителей.сайт мы дарим 5 подарочных промокодов для этого приложения:
6H3LW7LMHHJ3
HJNPJPHNAMFT
W7K9W6MHPXAP
T94P34NEPYJN
4KP94RPEF3YR
Вы можете скачать приложение Состав числа до 10 в App Store:
[ссылка-1]
Для лучшего эффекта стимулируйте ребенка на прохождение игры и обязательно повторите прохождение через пару дней.

Чо делаеш

31.10.2017 11:43:56, Настюшы ТВ

С детьми надо по- детски с юмором, как бы это сказать легче на все смотреть, не грузиться, ведь главное какие отношения останутся после. Как приучить ребенка к самостоятельности, если без помощи родителей он сделать уроки не может? Только старые опытные педагоги...

Обсуждение

Летом на предмет обязательного чтения нами был найден один ход. Я спрашиваю свою девицу: "Когда ты планируешь сесть читать? Когда играть на скрипке?"
-Читать в 2 часа, играть-гогда погуляю.
-То есть играть в 18 часов?
-Да, зови меня в 16, я посмотрю "..." и поиграю.

Если у меня возникали сомнения по поводу того, что играть после телевизора она будет со скрипом (пардон за каламбур), то озвучивала эти сомнения. Если они подтверждались, то в следующий раз мной говорилось:
-В прошлый раз после телевизора пошло очень плохо. Давай-ка ты перед передачей это сделаешь.

Иногда она соглашалась, иногда-нет. И имели опять "со скрипом" . Ну, исправляли "методом естественных последствий".

Почему-то назначенное самим ребенком время более обязательное, что ли. Чем то,которое назначил кто-то другой.

А кроме школы есть еще какие-то занятия? ИМХО, когда ребенок ограничен во времени, он более собран.

Моя знает, что до четырех (условно) должна сделать уроки, потому что потом бежать на какие-нибудь занятия. А вечером лучше телек, книжка или настольная игра, чем мама, пришедшая после работы злобно шипящая про несделанные уроки:-D

Ну и кроме того у нас помогает "Не будешь успевать с уроками, "отключим газ" :-) (Отлучим от танцев, лошадей - пока действует...) Правда уроки она делает под контролем бабушки или дедушки, но процесс вроде бы не затягивает, до сканадала не доходит.
Английский вечером делаю с ней сама (вернее контролирую и отвечаю на непонятности), но садится делать без особых скандалов (хотя конечно не сразу - кому охота:-)...)

Собственно я к тому - может быть завести какое-нибудь любимое занятие, ради которого дочка готова будет быстренько сделать "обязаловку" и заняться любимым делом?

А вот интересно, когда детей учат время определять? Ребенку какого возраста может быть полезен этот гаджет? Чтобы детям хотелось их носить, эти часы похожи на взрослые электронные браслеты - фитнес-трекеры или смарт- часы.

Время - деньги. Время - сущность бытия. Время имеет важное значение. Вы взрослеете, у вас появляется больше дел - настала пора научиться определять время. Эта статья для тех, кто хочет знать, как определять время по часам. Прочтите некоторые полезные советы и подсказки.

Шаги

Основные навыки

    Найдите исправные часы. На этих часах вы заметите много цифр и три стрелки.

    • Одна стрелка очень тонкая и движется очень быстро. Она называется секундной. С каждым ее движением проходит секунда.
    • Другая стрелка более широкая и длинная, как секундная, она называется минутной. Каждый раз, когда она передвигается на одно маленькое деление, проходит минута. Каждые 60 раз, когда она проходит целый круг, проходит час.
    • Последняя стрелка тоже широкая, но она меньше минутной. Она называется часовой. Каждый раз, когда она проходит одно большое деление, проходит час. Каждые 24 раза, когда она проходит полный круг, проходят сутки.
  1. Знайте соотношение между секундами, минутами и часами. Секунды, минуты и часы - это все мера измерения одного и того же: времени. Они не то же самое, но они измеряют одно и то же.

    • Каждые 60 секунд считаются одной минутой. 60 секунд, или 1 минута, - это время, которое требуется секундной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
    • Каждые 60 минут считаются одним часом. 60 минут, или 1 час, - это время, которое требуется минутной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
    • Каждые 24 часа считаются одними сутками. 24 часа, или сутки, - это время, которое требуется часовой стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12, а затем еще один круг.
  2. Посмотрите на цифры на часах. Вы заметите, что на часах есть много цифр, расположенных по кругу. Они расположены в порядке возрастания, то есть увеличиваются по мере движения по кругу. Цифры увеличиваются от 1 до 12.

    Знайте, что каждая стрелка на часах движется по кругу в одном и том же направлении. Мы называем это направление «по часовой стрелке». Оно идет в порядке возрастания цифр от 1 до 12. Стрелки на часах всегда движутся в этом направлении, когда часы работают должным образом.

    Как определить, который час

    1. Посмотрите на число, на которое показывает часовая стрелка (маленькая широкая стрелка). Так можно определить, который сейчас час. Часовая стрелка всегда указывает на большие числа на часах.

      Знайте, что часто часовая стрелка будет находиться между двумя числами. Когда она показывает между двумя числами, текущим часом является меньшее число.

      • Если часовая стрелка показывает между 5 и 6, это значит, что сейчас около 5, потому что 5 является меньшим числом.
    2. Знайте, что, если часовая стрелка показывает точно на число, то именно столько сейчас часов. Например, если маленькая широкая стрелка направлена непосредственно на цифру 9, сейчас ровно 9 часов.

      Когда часовая стрелка находится ближе к большему из двух чисел, минутная стрелка приближается к числу 12. Когда минутная стрелка показывает на 12, начинается следующий час.

    Как определить, сколько минут

      Посмотрите на число, на которое указывает минутная стрелка (длинная толстая стрелка). Она показывает, сколько сейчас минут. Обратите внимание на маленькие деления между большими числами. Они обозначают минуты. Чтобы определить, сколько сейчас минут, надо посчитать каждое маленькое деление как одну минуту, начиная с числа 12.

    1. Используйте числа, кратные пяти. Когда минутная стрелка указывает на большое число на часах - используйте кратные пяти числа, чтобы сказать, сколько сейчас минут.

      • Например, если минутная стрелка указывает непосредственно на 3, умножьте 3 на 5, получится 15. «15» - именно столько минут сейчас.
    2. Определите, сколько минут с помощью чисел, кратных пяти, и количеством маленьких делений между большими цифрами. Когда минутная стрелка указывает между большими цифрами на часах, найдите ближайшую большую цифру, которую она прошла, умножьте это число на 5 и добавьте число оставшихся маленьких делений. Между каждым большим числом есть четыре маленьких деления.

      • Например, если минутная стрелка указывает прямо между 2 и 3, сначала выберите меньшую цифру. Это цифра «2». Умножьте 2 на 5, что дает нам 10. Затем отсчитайте количество делений от 10 минут до того места, где сейчас находится минутная стрелка: получаем два, то есть еще 2 минуты.

В рамках , поговорим о детской развивающей игре: «Часики: Учимся определять время по стрелкам».

Как оказалось, очень приятно писать обзор для детской игры. Наверное это связано с тем, что в таких играх не стреляют, нет крови, и приятное оформление.
А теперь обо всем по порядку:

Требования

iOS: 5.0 или более поздняя, 47.6 МБ свободного места. Подходит для: iPhone, iPad и iPod touch. Приложение на русском языке. Возраст 4+

Кратко

C помощью этой игры, ребенок научиться определять время по обычным часам со стрелками.

Подробно

Вот что говорят специалисты про детей и время:

Начинать ребенка учить определять время можно с 5 лет, когда он понимает, что такое последовательность событий. Он знает, что такое прошлое, настоящее и будущее. Понимает, что следом за днем приходит ночь. Для обучения купите игрушечные часы или изготовьте собственноручно. Часы должны иметь большой циферблат и легко снимаемые стрелки.

Можно поступить так, а можно скачать приложение «Часики».

В игре есть три уровня сложности. На самом простом, милый женский голос будет просить ребенка выставить часовую стрелку так, чтобы она соответствовала заданию. На ряду с этим, на первых порах (пока ребенок не научится), правильное расположение стрелок будет выделено пунктиром.

Когда ребенок научится, уровни начнут усложняться. Нужно будет выставлять не только часовую стрелку, но и минутную. Сложно добавить про простое приложение что то еще, стоит отметить, что разработчики действительно постарались над дизайном и звуковым оформлением. Все сделано на очень высоком уровне. Приложение платное, цена 33 рубля.

Подарок

Разработчик любезно предоставил кодики:-) Успевайте!

Родители и детские психологи соглашаются в том, что сложней всего объяснять малышам абстрактные понятия. Научить понимать время не всегда просто даже ученика начальной школы, не говоря о детях младшего возраста. Но между тем это необходимый практический навык, и освоить его придется каждому. Специально для вас, дорогие родители, наша статья о том, как научить ребенка понимать время по часам.

Формирование понятия времени

При нормальном развитии ребенок с младенчества замечает смену дня и ночи. Вы будете удивлены, но даже совсем крохи действительно осознают режим дня. Маленький ребенок легко приучается засыпать и просыпаться примерно в одинаковое время. При этом малыш еще не может понять, что спать положено ложиться в 21:00, он просто чувствует желание поспать.

Примерно после первого дня рождения ребенка можно начинать ненавязчиво знакомить с понятием времени. Используйте в повседневной речи обозначения: «утро», «день», «вечер» и «ночь». Малышам старше двух лет можно рассказывать о днях недели.

Как научить ребенка пониманию времени без труда? С дошкольниками можно смело составлять планы на день. Начните с определения основных занятий отдельно на утро, день и вечер. Если родители чаще в разговорах с ребенком указывают какие-то временные промежутки: «пойдем гулять через два часа» или «ты должен убраться за 10 минут» - малыш совсем скоро запомнит эти слова. Но не забывайте о том, что из-за абстрактности понятия одно знание наименований единиц его измерения не научит чувствовать время.

Когда пора знакомиться с часами?

Педагоги советуют приступать к занятиям с часами только тогда, когда ребенок достаточно хорошо знает цифры и умеет считать. Примерный возраст для наглядного знакомства с ходом времени - 6 лет. Прежде чем понимать время по часам, проверьте его знания. Для изучения механических часов малышу необходимо уметь считать как минимум до 100 и совершать такие математические операции, как сложение и вычитание. Также ребенок не должен путать цифры. Очень хорошо, если малыш знает, что такое половина, четверть, и свободно оперирует временными понятиями "до" и "после".

Теоретически знакомить ребенка с часами можно и раньше, в возрасте 4-5 лет. Достаточно будет кратких рассказов о делении циферблата, ходе часовой стрелки и основных принципах определения времени. Только не требуйте от малыша, чтобы он сразу научился называть точное время с минутами или выполнял упражнения, рассчитанные на первоклассников. Проводите занятия ненавязчиво и в игровой форме.

Механические и электронные часы

В наш век высоких технологий традиционные часовые приборы с циферблатом и стрелками имеются далеко не в каждом доме. Возникает логичный вопрос: «Следует ли вовсе учить ребенка понимать время по механическим часам?» Ответ на него однозначно утвердительный. Только классические часы с циферблатом помогут понять ход времени и наглядно продемонстрируют количество часов в сутках. Не волнуйтесь, со временем вы с легкостью объясните, как понять, который час по электронным дисплеям. И намного проще это будет сделать, если ребенок уже знаком с классическими часами. Обязательно приобретите настенный прибор для определения времени с циферблатом. Отличная идея - дополнительно подарить ребенку личные красивые наручные классические часы. Также вам понадобится наглядное пособие для обучения и игр.

Изготавливаем часы своими руками

Как научить ребенка понимать время по часам, спросите вы? Очень полезно для обучения этой премудрости использовать игрушечные часы. Вы можете приобрести их в отделе игрушек или сделать своими руками. Возьмитесь за изготовление этой поделки вместе с ребенком. Из плотного картона вырежьте большой циферблат. Разметьте его, как настоящие часы, по желанию можно добавить декоративные украшения на фон. Из картона контрастного цвета вырежьте две стрелки, важно, чтобы они отличались по длине и ширине. Прикрепите их к циферблату при помощи кнопки. Закрепите конструкцию таким образом, чтобы стрелки легко двигались.

В процессе работы объясните ребенку основные принципы работы настоящих часов, если вы не говорили об этом раньше. Для того чтобы успешно взаимодействовать с данным прибором, следует знать, что каждый час состоит из 60 минут, а сутки - из 24 часов.

Первое знакомство с часами

С чего же начать обучение? Во время первого урока, посвященного ходу времени, расскажите ребенку о делении циферблата и стрелках. Минутную стрелку поставьте на 12 и покажите «ровные часы» (1:00, 2:00 и т. д.). Ребенку будет сложно сразу осознать ход времени, подкрепляйте свой рассказ понятными ему ассоциациями. Например, напомните, что 3:00 - это время обеда, а в 5:00 начинаются его любимые мультики. Попросите ребенка самостоятельно выставить какое-то время в пределах «ровных часов». Добившись успехов на этом этапе, можно смело переходить к следующему. Расскажите о том, что минутная стрелка совершает полный круг за 1 час. Попробуйте выставлять разное время и просите ребенка определять его.

Скажи, который час?

Для того чтобы научить ребенка определять время по часам, необходимо регулярно обращать его внимание на циферблат. Надеемся, что в вашей гостиной уже висит классический хронометр. Помимо регулярных «уроков» заведите привычку между делом спрашивать: «Сколько времени?» - или просить: «Засеки 10 минут». Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и не ленитесь лишний раз повторить с ним азы часовой грамоты.

Как научить ребенка понимать время по часам во время тематических занятий? Возьмите игрушечный циферблат. Попросите малыша выставлять определенное время. Если ребенок хорошо считает, можно усложнить задачу. Предложите показать, где окажутся стрелки через 10, 15, 20 минут от установленного времени.

Составляем распорядок дня по часам

Как научить ребенка понимать время по часам? Игра в таком непростом деле может помочь добиться невероятных успехов. Сомневаетесь? Проверьте лично. Настало время усовершенствовать самодельное пособие для Вместе с ребенком вырежьте из плотной бумаги карточки небольшого размера. Выберите главного героя и на каждом бумажном квадрате нарисуйте определенный момент из его дня. Пускай это будет забавный человечек, сказочный персонаж или какое-то милое животное. Подключите фантазию и постарайтесь придумать дело для каждого часа. Пускай на одной карточке герой чистит зубы, на другой гуляет, на третьей обедает. Как только комплект картинок будет готов, можно приступать к игре. Выставляйте время на циферблате, а ребенок пускай подбирает соответствующую картинку.

Второй вариант игры - нарисовать собственный распорядок дня. Вечером или утром разложите карточки вокруг циферблата, планируя последовательность действий на день. Желательно картинки как-то закрепить и проверять себя в течение дня, не забывая двигать стрелки.

Четверть и половина

В использовании для определения времени классических часов сложно обойтись без таких понятий, как «четверть часа» или «половина часа». Как только ваш малыш достаточно близко познакомится с циферблатом, стрелками и числами, самое время объяснить и эти условные единицы времени. Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время, поделеное на половинки и четвертинки часа? Помните о том, что дети любые объяснения лучше всего воспринимают при совмещении аудио- и графической подачи информации. Нарисуйте на листе бумаги несколько циферблатов. Пускай на одном из них часы показывают 15 минут, а на другом - 30. Для наглядности можно заштриховать отрезки от цифры 12 до той, на которой остановилась стрелка. Объясните ребенку и значение таких распространенных выражений, как «без двадцати час» или «без пятнадцати минут».

Знакомство ребенка с любой новой глобальной темой лучше проводить в формате ежедневных мини-уроков. Не требуйте от малыша школьной дисциплины, лучше ненавязчиво приглашайте его поиграть с часами. Если ребенок не в настроении или занятие проходит непродуктивно, закончите раньше, чем планировали. Помните: обучение чтению, письму или часовой грамоте не будет продуктивным, если станет неприятной обязанностью. Самый полезный совет о том, как научить ребенка пониманию по часам, - поддерживать интерес к этой теме. Старайтесь регулярно говорить о времени. Рассказывайте о видах часов, покажите и секундомер. Учите ребенка чувствовать время и изобретайте собственные единицы. Например, вы можете напоминать малышу, что прогулка длится 1,5 часа, а его любимый мультфильм - 15 минут.

Как научить ребенка определять время по часам и закрепить полученный результат?

Для того чтобы качественно закрепить новые знания, их требуется регулярно использовать на практике. Позвольте ребенку самостоятельно следить за временем и объясните ему, насколько важно быть пунктуальным. Пускай малыш время от времени напоминает, во сколько нужно выйти из дома. Вместе можно засекать продолжительность каких-то процессов. Подобное занятие обязательно увлечет ребенка. Предложите засечь по часам, как долго готовится еда, набирается ванна, идет телепередача. Это простое упражнение замечательно учит чувствовать время. Совсем скоро ваш малыш научится самостоятельно планировать свой день и, глядя на часы, сверяться с выполнением этого плана. Ведь зная, что процесс сборов на прогулку длится 10 минут, он сможет вовремя убрать игрушки и подготовиться к прогулке.

Надеемся, что наши советы о том, как научить ребенка времени на часах, вам помогут и будут полезны.

Умение ориентироваться по часам – необходимый навык, позволяющий школьнику осознать ценность времени и понять необходимость его рационального использования. Быстро и легко освоить эту науку помогут систематический подход, игровые и практические методы.

Базовые умения

Прежде, чем приступить к изучению времени, необходимо убедиться, что у ребенка развиты такие математические навыки, как:

Если у школьника эти навыки еще не отработаны, ему будет сложно научиться определять время по часам.

Формирование интереса

Когда у школьника сформируется интерес к изучению времени, можно начинать процесс обучения.

Чтобы ребенок заинтересовался, необходимо чаще произносить в своей речи фразы с использованием мер времени:

  • «В 7 часов нужно встать, чтобы успеть позавтракать и собраться в школу».
  • «После школы отдохни полчаса, а потом садись за уроки».
  • «Через 5 минут пойдем гулять».

Когда возникнет закономерный вопрос, чем же минута отличается от секунды, какова их длительность, детям можно показать на практике:

  1. Делая хлопки на каждый шаг секундной стрелки (секунда – это почти мгновение).
  2. Определить длительность небольшого мультфильма (например, 10 минут), сравнить с 10 секундами.

Нужно объяснить, что день и ночь – это сутки, или 24 часа. Половина тратится на сон и отдых, остальные – на выполнение необходимых дел (игры, занятия, принятие пищи).

Интересно будет составить иллюстрированный режим дня: каждый момент отображается в виде рисунка, рядом с которым указывается время его выполнения. После этого знакомятся с часами.

Знакомство с часами

Эту процедуру желательно разделить на несколько этапов:

  1. Знакомство с видовым разнообразием часов . На этой стадии нужно рассмотреть все типы часов, которые имеются (наручные, настенные, механические, электронные). Интересно будет узнать, как работают песочные, водяные или солнечные часы, сравнить принципы их работы.
  2. Знакомство со стрелками : часовой, минутной и секундной. Здесь нужно объяснить, какая стрелка за что отвечает, понаблюдать за их движением, сделать вывод, что секундная стрелка делает полный оборот за 60 шагов – секунд.
  3. Изучение веселых стихотворений о часах , рассматривание иллюстраций с разными часами.

Изучение времени

Для обучения лучше взять часы с крупными числами и легко двигающимися стрелками. Лучше сделать макет часов самостоятельно. Для этого понадобится плотный круг из картона или одноразовая тарелка, стрелки и гвоздик для их крепления.

Макет делается постепенно по мере изучения часов:

  1. Ребенок знакомится с понятием «циферблат» , рисует или приклеивает на основу цифры (заранее нужно отметить места, где будут числа).
  2. Знакомится с часовой стрелкой , узнает, как она двигается, какую единицу времени отсчитывает. Учится определять, какой час, передвигая стрелку сначала в порядке счета, затем – в хаотичном порядке.
  3. Узнает, для чего нужна минутная стрелка , чем она отличается от часовой, какая существует зависимость часовой стрелки от минутной. На макете рисуют деления, обозначающие минуты.

Далее понятие времени вводится постепенно:
  1. Сначала изучают положение стрелок, когда часы показывают ровно час (2, 3 часа): минутная должна быть на отметке 12 (прошел ровно час), а часовая – на том числе, который час от начала суток уже прошел.
  2. Затем определяют точное время: «7 часов 35 минут».
  3. После вводятся понятия «половина» и «четверть» часа, такие формулировки, как «без четверти 8».
  4. Знакомство с понятиями «дневное» и «ночное время». Развитие умения правильно называть время после полудня (21 час 15 минут).


Каждый этап необходимо сопровождать играми и практикой, чтобы закрепить умение определять время по часам.

Игры для закрепления умения ориентироваться по часам:

  • «Секундомер» . Ребенок предполагает, сколько раз он успеет хлопнуть в ладоши за 5 секунд, или прыгнуть на скакалке за минуту, или прочитать слов в минуту. Затем засекает время и проверяет, успеет ли он это сделать в установленный срок.
  • «Минута» . Дети отвечают, что они смогли бы сделать за минуту (сколько шагов сделать, сколько слов назвать), а затем проверяют практически.
  • «Который час?» . Взрослые на часах устанавливают определенное время, а ребенок называет его. Затем ребенок переставляет стрелки, а взрослый отгадывает.
  • «Мой день» . Задача детей – с помощью часов показать время, когда он завтракает, идет в школу, делает уроки и т.п.
  • «Лото» . На карточках – циферблаты с изображением времени. Участники по очереди вынимают карточки, на которых время написано с помощью чисел (21:30). Игроки закрывают поля, где на циферблате указано такое время.
  • «Дорисуй стрелки» . Дети должны нарисовать стрелки на циферблате, ориентируясь на время, которое показывают электронные часы.
  • «Спешат-опаздывают» . Дети по картинкам определяют, какие часы спешат, а какие – опаздывают.
  • «Сколько времени прошло» . Определяют, который час до начала какого-то действия и по его окончании. Затем считают, сколько времени прошло.
  • «Запоминай-ка» . Ребенку сначала на какое-то время показывают часы, затем – убирают. Он должен установить стрелки в нужное положение по памяти.

С игровыми целесообразно использовать практические методы. Можно ребенку поручить проследить за временем: «Через 15 минут нам нужно выходить, чтобы успеть на автобус», «Кекс испечется через полчаса. Посмотри на часы и скажи, когда его нужно будет вынимать», «В 7 часов вечера будем ужинать, не опоздай!».

Практика поможет детям осознать важность ориентирования по часам и закрепить это умение .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: