Той или иной форме всегда. Международное евразийское движение - интервью дугина

Символдрама — один из видов индивидуальной и групповой психотерапии , в основе которого лежат теория классического психоанализа , аналитическая психология К.Г.Юнга и современные модели. В переводе с греческого символдрама означает — действие условного знака (греч. symbolon — условный знак и drama — действие ). Другие названия этой техники — кататимно-имагинативная психотерапия (от лат. kata — соответственно, thymos — душа, imago — образ, т. е. психотерапия переживания образов, соответствующих душевному состоянию), кататимное переживание образов, метод сновидений наяву.

Основателем символдрамы считается Ханскарл Лёйнер (1919-1996 гг.) — немецкий психоаналитик, врач, психотерапевт. Данный метод терапии был создан в 50-е — 70-е годы двадцатого века, а позднее значительно дополнен детским психоаналитиком и психотерапевтом Г.Хорном.

Символдрама получила широкое распространение в практике психотерапевтов Северной и Южной Америки, а также Европы, за исключением Франции. В России символдрама стала известна в последнем десятилетии двадцатого века.

Суть символдрамы заключается в том, что пациент представляет образы на тему, заданную врачом. Эти образы позволяют раскрыть конфликты и противоречия, которые скрываются в индивидуальном бессознательном. Метафорически символдраму можно охарактеризовать как "психоанализ при помощи образов".

Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г.Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения . То, что предлагает клиенту символдрама логически вытекает из представления Юнга об архетипах . Лейнер предположил: если образ архетипичен, он должен вызывать сильные чувства , будут задействованы мощные психические силы клиента. А конкретные детали, которыми наделит образ данный человек, расскажут о его личном бессознательном .

Наиболее качественные результаты символдрама демонстрирует при лечении невротических и неврозоподобных состояний, различных расстройств эмоциональной сферы, нарушений адаптационных возможностей и всевозможных психосоматических расстройств (т.е. физических заболеваниях, корень которых находится в психической области). Положительным моментом является возможность применения инструментария символдрамы для помощи детям (с 6,5 лет), а также хорошая сочетаемость методики с другими психотерапевтическими инструментами. Среди противопоказаний к использованию символдрамы специалистами выделяются: церебрально-органические синдромы; коэффициент интеллектуальности ниже 85; недостаточная мотивация, самотерапия, а также некоторые формы психозов.

Процедура символдрамы включает четыре этапа :

  1. предварительная беседа,
  2. расслабление,
  3. представление образа под контролем психотерапевта,
  4. заключительная беседа.

Символдрама делится на следующие виды :

  1. индивидуальная,
  2. групповая,
  3. для детей и подростков,
  4. парная, в том числе семейная.

Ключевым понятием в символдраме является мотив . Под мотивами понимаются специальные темы образов , каждый из которых направлен на решение определенной задачи. Например, если пациент нуждается в проработке трудностей первого года жизни, психотерапевт предлагает ему представить образ "луг ". Другими мотивами могут являться: "ручей " (работа с проблемами раннего детства), "гора " (проблемы, связанные с эдиповым комплексом), "дом " (актуальное состояние), "опушка леса " (бессознательные страхи), "идеал-я " (принятие себя), "значимое лицо " (проработка актуального значимого отношения), "лев " (агрессивность), "куст розы " или "поездка автостопом " (сексуальность), "вулкан ", "пещера ", "отверстие на болоте ", "фолиант ". Всего в современной практике символдрамы используются порядка ста различных мотивов.

Как проходит сеанс символдрамы? Обычно терапия включает 10-15 сессий, но в сложных случаях количество визитов к психотерапевту может быть и значительно большим.

Пациент удобно располагается в кресле или на кушетке, погружается в релаксирующее состояние. Углубляется и выравнивается дыхание, расслабляются мышцы. Терапевт предлагает ему представить какой-либо образ, при этом вербально описывать то, что возникает перед его внутренним взором.

Например, пациент представляет себе ручей — от его истока до впадения в море. И тут перед его внутренним взором из спокойной воды внезапно выпрыгивает, напугав клиента, огромный кит. Это значит, что у данного пациента есть какая-то "невидимая " на поверхности сознания мощная часть личности , обладающая разрушительной силой. Возможно, это подавленные чувства — может быть агрессия, гнев или сексуальные желания. Задача, которую совместно должны решить пациент и врач, — понять природу этого "кита", вступить с ним в контакт и, по возможности, "приручить" его.

Еще пример. В образе "Идеал-Я " пациентка представляет себе прекрасную, молящуюся монахиню, и внезапно испытывает по отношению к этой женщине раздражение. Вероятно, женщину раздражают добровольно наложенные ею на себя запреты .

Важно понимать, что в символдраме нет закрепления конкретных значений за символами, ключевую роль играют чувства пациента , которые вызывают у него наблюдаемые им символы.

Замечено, что символдрама оказывает общий благотворный эффект на внутреннее состояние пациентов. Основатель метода вспоминал отзыв одного из своих клиентов, представляющего образ "луг": "То, что вы со мной здесь делаете — просто великолепно! " Дело в том, что образы в символдраме чувствуются очень ярко , объемно, их восприятие близко к восприятию реальности. Человек чувствует прикосновения мягкой травы, прохладную воду, слышит пение птиц, ощущает тепло от солнца… Ландшафты внутреннего мира напоминают картины детства , они дают душе отдых и прибавляют сил .

Семинар А1 «Введение в основы символдрамы» (30 акад. часов)

Этот семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы. Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса по методу символдрамы , разбираются показания и целесообразность индивидуальной, групповой психотерапии или психотерапии пар. Освещается система подготовки специалистов по методу символдрамы. Отдельная лекция посвящается психоаналитической этике. Рассматриваются вопросы отношений между пациентом и терапевтом в психоанализе и психоаналитической терапии, аналитические границы, сексуальные и несексуальные нарушения границ, этика и терапия, этика и супервизия, этический кодекс, этический комитет.

Во время практической части участники делятся на малые группы, где каждый последовательно выступает как психотерапевт, пациент и наблюдатель, после чего каждый раз следует обсуждение результатов и подробный разбор в общей группе. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: луг, ручей и дерево , а также тест цветок и мотив сосуд. Отдельное занятие посвящено интерпретации символики чисел и цвета.

Семинар А2 « Основная ступень символдрамы » (30 акад. часов)

Этот семинар продолжает знакомить участников с основными техниками символдрамы. В ходе семинара прорабатываются стандартные мотивы символдрамы: гора , дом и опушка леса , а также техника работы с ночными сновидениями. Демонстрируется возможность использования символдрамы в работе с парой мужчины и женщины и парой ребенка и родителя. Прорабатывается шестишаговая техника интерпретации содержания образа, рисунка или сновидения пациента.

Семинар В1 «Символдрама – углублённое прорабатывание основной ступени» (30 акад. часов)

Семинар дает более объемное представление о действующих принципах символдрамы на основной ступени, знакомит со специальными мотивами основной ступени символдрамы, происходит детальное прорабатывание техники психотерапевтического ведения пациента по образу, прорабатывается техника ведения предварительной беседы и последующего обсуждения. Прорабатываются стратегии завершения курса психотерапии, разбирается работа З.Фрейда «Анализ конечный и бесконечный». Прорабатывается мотив «Узелок в дорогу» как возможность завершения курса психотерапии. В малых группах подробно прорабатывается мотив «Опушка леса» как основная техника экстренной краткосрочной психотерапии. Определяется место и возможности супервизий в работе психотерапевта. Отдельное занятие посвящено символдраматической технике работы с ночными сновидениями. Особое внимание на этом семинаре уделяется техникам работы с проблемами в отношениях мужчины и женщины (прорабатываются мотивы «Два берега», 3 формы мотива «Подарок», 5 форм мотива «Животное, растение, камень»), разбираются стратегии беседы с пациентом на тему его интимно-сексуальной жизни, критерии определения половой конституции по Г.С. Васильченко.

Семинар В2 « Интенсивная проработка основной ступени символдрамы« (30 акад. часов).

Семинар продолжает углубленное прорабатывание основной ступени символдрамы и посвящен теме судьбы и проработке проблем с идентичностью в психотерапии. Символическое обращение к внутренним ресурсам и осмыслению идентичности со своим родом. Обращение к месту силы . Протагонистский сеанс и его разбор.

Интегрирующие мотивы основной ступени символдрамы, направленные на проработку собственной идентичности: «Строительство дома », «Старинная мастерская по изготовлению сосудов ». Два протагонистских сеанса, работа в малых группах и её разбор.

Итоговый коллоквиум.

Семинар С1 «Символдрама – основы техники средней ступени» (40 акад. часов).

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику символдрамы средней ступени: конфронтация символов, усиление конфликта, контакт глаза в глаза, фокусировка на теме конфликта. Прорабатываются основные мотивы средней ступени (2 формы мотива «Значимое лицо в реальной форме», «Корова», «Слон», 3 формы мотива «Куст розы», «Автостоп», «Плодовое дерево», «Дикая кошка», «Лев», «Идеал Я»). Отрабатывается более гибкий стиль ведения. Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Факультативная программа: мотивы «Дикая кабаниха», «Змея», «Ведьма».

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1 и В2, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы (Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., 1996; Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4; Обухов Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. — М., 1997; Обухов Я.Л.: Символдрама и современный психоанализ. – Харьков, 1999; Обухов Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. – Ростов-на-Дону: «ООО «Мини Тайп», 2005).

Особенности символдрамы средней ступени. Необходимость ее отделения от основной и высшей ступени символдрамы в ходе обучения Кататимно-имагинативной психотерапии. Требования к психотерапевту для работы по технике средней ступени: клинический опыт работы с техникой основной ступени символдрамы, тонкое чувствование пациента (эмпатия), опыт работы с возможными аверсивными реакциями пациента, умение уверенно, конструктивно и быстро с ними справляться, хорошее владение техниками основной ступени символдрамы. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе. Работа с мотивом значимое лицо. Положительные и отрицательные значимые лица. Представление значимого лица в реальном виде и в символическом форме. Техника “контакт глаза в глаза”. Протагонистский сеанс: представление значимого лица в реальном виде с последующим “контактом глаза в глаза”. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Техника “контакт глаза в глаза” — продолжение. Представление себя значимым лицом. Представление значимого лица в символической форме. Корова как символический образ матери. Слон как символический образ отца. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем: автостоп для женщины, куст розы для мужчины, куст розы для женщины, плодовое дерево. Автостоп как индикатор особенностей сексуального поведения у женщины, работа с проблемами доверия. Куст розы как индикатор особенностей сексуального поведения у мужчины и показатель способности к решительным действиям. Куст розы для женщины – обращение к «анимусу». Две формы упражнения куст розы для женщины. Плодовое дерево в работе с проблемами сексуального влечения. Теории агрессивности, используемые в символдраме. Блок мотивов средней ступени для работы с проблемами агрессивности: лев, дикая кошка. Показания для их использования. Дикая кошка в работе с потребностью в самоутверждении (по Х. Когуту), для ресурсной подпитки и в работе с проблемами анимы. Мотив «Идеал Я» в работе с проблемами идентификации, Сверх-Я и интеграции личности.

Семинар С2 «Символдрама средней ступени – ассоциативный метод » (20 акад. часов). (Ведущий: Я.Л. Обухов-Козаровицкий)

Количество участников: не более 20; участников просят иметь материал для рисования.

Семинар для психотерапевтов, имеющих опыт работы по методу символдрамы. Участники изучают технику средней ступени символдрамы: ассоциативный метод. Отрабатывается стиль ведения пациента по образу в соответствии с принципами нулевого структурирования.

Предварительные условия: посещение семинаров А1, А2, В1, В2 и С1, прохождение собеседования, практический опыт работы по методу символдрамы (минимум представление одного случая на супервизии), начало прохождения учебной психотерапии по методу символдрамы у обучающего терапевта (минимум 10 сеансов), хорошее знание рекомендованной литературы.

Особенности символдрамы средней ступени. Основные техники символдрамы средней ступени: фокусировка конфликта, контакт глаза в глаза, ассоциативный метод, аналитическое прорабатывание, работа с переносом и контрпереносом. Показания и противопоказания для символдрамы средней ступени. Практическое упражнение в группе: «молчаливый образ» на мотив «винтовая лестница, ведущая к золотому зеркалу в тёмном подземелье» и его разбор. Четыре основные символдраматические стиля ведения пациента по образу: 1) учебный, 2) протективный, 3) конфронтационный, 4) ассоциативный. Сравнение работы со стандартными мотивами (предложение стандартного мотива как ядра кристаллизации и проекции конфликта; использование режиссёрских принципов смягчения напряжения и интеграции конфликтного материала; опора на положительный и анаклитический перенос) и ассоциативного метода. История создания ассоциативного метода. Дискуссия 1960 г. Разбор случая пациентки Х. Лёйнера. Показания и противопоказания использования ассоциативного метода. Протагонистский сеанс и его разбор. Возможности и преимущества ассоциативного метода. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах. Метод свободных ассоциаций классического психоанализа и ассоциативный метод символдрамы: общее и различия. Методы символдрамы «прожить и выстрадать», «пробных действий». Вербально-ассоциативные «отклонения» от представления образов, их особенности, виды и способы работы с ними. Формы протекания ассоциативного процесса по Х.Лёйнеру: 1) сказочно-лирическая форма; 2) ассоциативные пассажи, отыскивающие конфликтный материал; 3) ассоциативные пассажи со спонтанной возрастной регрессией; 4) вербально-ассоциативные «отклонения»; 5) фрагментированная форма протекания образных ассоциаций; 6) способствование ассоциативному раскрытию личности. Клинические примеры. Особенности работы с возрастной регрессией. Развёртывание ассоциативных векторов: 1) тематический вектор; 2) вектор временной решётки (работа с прошлым, настоящим и будущим). Модификация ассоциативного метода – наблюдение поведения.

Семинары по теории и практике психоанализа и глубинно-ориентированной психологии

Т 1 Введение в клиническую и психоаналитическую диагностику и практику. Предварительное интервью. Психологические защиты. Начало психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Основы психоаналитического процесса (30 академ. часов).

Первый контакт с потенциальным пациентом. Содержание первого телефонного разговора. Место и время приема. Обстановка кабинета. Как структурируется первая встреча. Этический кодекс МОО СРС КИП. Предварительное интервью: цели и содержание. Представление пациента о своих проблемах. Представление пациента о психоаналитической психотерапии. Оценка перспектив рабочего альянса – продолжительность и итоги предварительного интервью. Первоначальное предъявление пациентом проблемы («жалоба»). Наиболее типичные формы жалоб. Выработка сеттинга. Понятие психоаналитического контракта. Тема оплаты и порядка ее внесения. Позиция пациента. Частота и продолжительность встреч. Тема сроков психотерапии и критериев ее успешности, телефонные контакты и отношения за рамками аналитического процесса. Начало психотерапии. Определение целей и проработка альтернатив. Взаимодействие пациента и психотерапевта. Функции «Я » пациента и понятие рабочего альянса . Обучение и информирование пациента. Во что пациент должен быть посвящен. Трудности начала психотерапии с различными категориями пациентов. Переход к средней части психотерапии. Средняя часть психотерапии. Завершение психотерапии. Постаналитические отношения. Психоанализ и психоаналитическая психотерапия. Показания и противопоказания к психоанализу и психоаналитической психотерапии. Структурные изменения как основная цель психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Т 2 Основные психоаналитические теории в символдраматической практике (30 академ. часов). З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, Д.В. Винникотт, О. Кернберг, Х. Когут.

Т 3 Теория объектных отношений. Теория привязанности. Символизация и интерпретация в символдраме (20 академ. часов).

Т 4 Психодиагностика по ОРD: общее представление и подробно оси I, II, III, IV (60 академ. часов).

Семинар знакомит с последним достижением современного психоанализа — Операционализированной психодинамической диагностикой (OPD), разработанной ведущими психоаналитиками Германии в 1992-1996 гг., а также с её более современной версией OPD-2 (2006 г.). Создание OPD — это ответ психоаналитиков на неудовлетворенность чисто дескриптивно-феноменологической классификацией в МКБ-10 и DSM-IV, а также существующей психоаналитической диагностикой. В OPD разработаны чёткие критерии для оценки состояния пациента по пяти осям: ось I – переживание болезни и предпосылки для лечения ; ось II – отношения (в том числе перенос и контрперенос); ось III – внутренний конфликт ; ось IV – ; ось V – психические и психосоматические нарушения (связь с МКБ-10 и DSM-IV). Постановка диагноза по критериям OPD – обязательное требование для написания итоговой дипломной работы, рассматриваемой на экзамене для получения квалификации «психотерапевт по методу символдрамы » в структуре Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО). В практической части семинара демонстрируется работа OPD в Кататимно-имагинативной психотерапии. Участники семинара учатся определять структурный уровень развития личности (хорошо интегрированный, умеренно интегрированный, мало интегрированный и дезинтегрированный) по шести критериям: самовосприятие, саморегуляция, ведущие механизмы защиты, восприятие объекта, коммуникация и привязанность. Подробно разбираются стратегии проведения психотерапии на каждом уровне. В рамках семинара проводятся супервизии, в ходе которых определяются основные конфликты и уровень развития личности пациента.

Т 5 Работа с переносом и контрпереносом в аналитическом процессе и символдраме. Работа с сопротивлением и механизмы защиты (20 академ. часов).

Виды переноса и контрпереноса ; признаки переноса в психотерапии по методу символдрамы; методы прорабатывания переноса; общая теория возникновения и развития психических и психосоматических заболеваний; исцеление или улучшение через понимание и позитивный опыт отношений; центральная роль переноса , контрпереноса и сопротивления в аналитическом процессе и символдраме; принцип нейтральности (эквидистанция к ОНО , Я и СВЕРХ-Я , а также правило абстиненции ); поддерживающие и помогающие отношения как основа психотерапевтического процесса (по Woller/Kruse); триада областей отношений по L. Luborsky: актуальные психотерапевтические отношения (работа с переносом и контрпереносом), актуальные отношения за пределами психотерапии, ранние отношения; прорабатывание Центральной темы конфликта отношений (ЦТКО) по Х. Хеннигу; превербальные репрезентации (по D. Stern): генерализированные репрезентации интеракций (Representation of Interaction that have been Generalized – RiG).

Механизмы защиты. Сопротивления. Сеттинг. Определение, взаимозависимость психотерапевтической задачи и сеттинга. Психотерапевтический аспект сеттинга, создание «аналитического третьего» как «переходного пространства». Кушетка. Вопрос оплаты. Пять базовых техник психотерапии: суггестия, абреакция, манипуляция, разъяснение, интерпретация. Два типа инсайта. Понятие психоаналитической нейтральности. Интерпретация как процесс психотерапии. Способы получения и обработки информации. Свободные ассоциации – фундаментальное правило психоанализа. Формы вопросов в психоаналитической практике: фактические, Эго-ориентированные, объект-ориентированные. Эго-синтонное и Эго-дистонное присоединение. Молчание. Техники работы с аналитическим материалом: слушание, прояснение, конфронтация, интерпретация, аналитическое прорабатывание.

Работа с сопротивлением . Работа с «фиксированными образами ». Когда необходимо аналитическое прорабатывание? Показания для применения техники аналитического прорабатывания.

Т 6. Введение в аналитическую психологию К.-Г. Юнга (20 академ. час.). Психоанализ и аналитическая психология: сходства и различия. Роль личностных особенностей З. Фрейда и К‑.Г. Юнга и специфики их взаимоотношений. Понятие архетипа . Архетип и комплекс . Отщепление комплекса . Структуры идентичности : эго и тень . Индивидуальное и коллективное бессознательное . Практические методы аналитической психологии. Активное воображение . Творчество. Работа со сновидениями: понятие амплификации .

Т 7 Неврозы. Психосоматические заболевания. Клинические и психоаналитические аспекты (40 академ. часов).

Понятие невроза. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невроз как «неоконченные дела детства». Невротический конфликт и психическая защита. Психический конфликт и психические защиты при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний (у детей и взрослых). Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Нуклеарная семья и проблема формирования вертикальных и горизонтальных связей у ребенка. Неврозогенная семья. Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности. Клиника невротических расстройств. Акцентуации и психопатии.

Влияние акцентуаций на направленность невротической динамики. Истерический невроз. Неврастения. Обсессивно-фобический невроз. Ипохондрический невроз. Невроз страха: определение, клинические проявления. Позиция «от» и «к». Страх и тревога. Депрессивный невроз. Психо-вегетативный синдром. Психосоматические переключения. Особенности психосоматических расстройств у детей. Психосоматика и материнская депривация.

Т 8 Пограничные личности расстройства. Психозы. Клинические психоаналитические аспекты (20 академ. часов).

Т 9 Мифы, сказки, фантазии в символдраматической практике (30 академ. часов).

Психоаналитический разбор сказок, отражающих конфликты оральной, анально-садистической, фаллически-эдипальной, латентной, пубертатной стадий («О курочке рябе», «Репка», «Колобок», «Буратино», «Волшебная лампа Аладдина», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Синяя борода», «Красная шапочка», «О Гензеле и Гретеле», «Дюймовочка» и др.). Психоанализ сказки в работах Б. Бетельгейма. Разбор архетипа «Великой Матери » по Э. Нойманну. В.Я. Пропп об исторических корнях волшебной сказки. Использование сказки в психодиагностике и психотерапии. Практические упражнения: кататимный поход в сказку . Упражнения в малых группах и их разбор.

Т 10 Теория и практика групповой психотерапии в символдраме. Супервизия, интервизия, балинтовская группа (30 академ. часов).

Семинар знакомит с теорией и практикой групповой символдрамы, открывая новые возможности использования этого высокоэффективного метода психотерапии. Дается классификация направлений и видов групповой психотерапии, особенно подробно обсуждаются особенности групповой психодинамической психоаналитически ориентированной психотерапии. Разбираются внешние рамки (оптимальное количество участников в группе, продолжительность одного группового занятия, частота и общее количество занятий, селекция участников группы) и внутренняя структура (принцип минимального структурирования, правило свободных вербальных интеракций, правило конфиденциальности, правило избегания социальных контактов за пределами группы) психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. Разбирается развитие групповой структуры в курсе групповой психотерапии по методу символдрамы. Подробно разбираются задачи и действия психотерапевта. Прорабатываются фазы групповой психотерапии по методу символдрамы (5 фаз группового занятия по Л. Коттье-Бирнбахер). Обсуждаются основные мотивы групповой символдрамы. Разбираются теоретические концепции психоаналитически ориентированной групповой психотерапии: «социо-динамическая формула» Р. Шиндлера (ролевые позиции альфа, бетта, гамма, омега); сегментная модель П. Куттера (3 уровня группы – уровень сознательных интеракций, уровень отношений переноса и контрпереноса, уровень анаклитически-диатрофического единства; 4 вида переноса – невротический перенос, нарциссический перенос, перенос расщепления, психотический перенос). Развитие групповой идентичности в соответствии с восмью психосоциальными кризисами по Э. Эриксону (доверие-недоверие, самостоятельность-сомнение и стыд, инициатива-чувство вины, радость достижения-чувство неполноценности, идентичность-диффузия ролей, интимность-изоляция, продуктивная способность-стагнация, интеграция Я -отчаяние). Анализ механизмов эффективности групповой психотерапии, «целебные факторы» по И.Д. Ялому (интерперсональное научение, катарсис, кохэсия, понимание), неспецифические факторы эффективности психотерапии («change agents») по Т. Карасу (аффективное переживание, когнитивное освоение и регуляция поведения). Факторы эффективности психотерапевта по М.А. Либерману (эмоциональная активация, заботливость и покровительство, создание когнитивных рамок отношений, исполнительные и организаторские функции) Типы психотерапевтов («отец», «харизматический лидер», «социальный инженер») и их эффективность. Пять фаз развития групповой динамики (незрелые архаические имагинации с доамбивалентными свойствами, более зрелые имагинации с амбивалентными и амбитендентными свойствами, эдипальные имагинации, латентные и подростковые имагинации, зрелые имагинации). Психотерапия по методу символдрамы в работе с парой ребенок-родитель и мужчина-женщина. Основные показания и противопоказания. Прорабатываются мотивы психотерапии пар: «Представить себя животными и пойти друг к другу в гости », «Озеро », «Нелегальный переход границы и пронос контрабанды », кататимный поход в сказку .

План
Введение


3. Описание метода


Выводы
Список литературы

Введение

Символдрама (известная также как Кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и Кататимно-имагинативная психотерапия) – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день примерно пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Зачем детям и подросткам нужна психотерапия? Так думают большинство родителей, и даже многие специалисты – учителя, школьные психологи, врачи. Для нас все еще непривычно, что многие проблемы, постоянно возникающие в нашей повседневной жизни. может помочь решить специалист-психотерапевт. Это и стрессы, неотъемлемые спутники современной жизни, и обычные трудности в учебе, и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, и многое, многое другое. Родители часто обеспокоены рассеянностью своего ребенка, жалуются на плохую концентрацию его внимания в школе и дома. Учителей часто беспокоит агрессивное поведение детей. Среди проблем, с которыми наиболее часто обращаются к врачу, можно выделить различные навязчивые состояния, тики и ритуалы, ночное недержание мочи (энурез), а также самые разнообразные страхи и фобии. Нередко встречаются и различные психосоматические расстройства. В подростковом возрасте часто, особенно у девочек, возникают различные нарушения питания, вплоть до анорексии (отсутствие аппетита), ведущей к истощению.

Во всех этих случаях необходима помощь психотерапевта. Квалифицированный специалист-психотерапевт может помочь преодолеть заикание, справиться с различными психосоматическими расстройствами, обрести уверенность в себе и своих силах, даже избавиться от угрей и бородавок. В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символодрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.

1. Использование символдрамы в психотерапии детей и подростков

Психотерапевтические методики работы с детьми и подростками ориентируются, прежде всего, на различные игровые техники и методы разговорной психотерапии. При помощи игры психолог, работающий с ребенком раннего возраста, дошкольником и ребенком младшего школьного возраста, получает самую разнообразную информацию о бессознательных конфликтах, страхах и невротических установках ребенка. В игре часто отражается социальная ситуация, в которой развивается ребенок, а также взаимоотношения ребенка с особо значимыми для него взрослыми. В ходе игры ребенок может находить решения своих проблем, часто даже не прибегая к вербальному толкованию.

Тем не менее, в использовании игровой психотерапии существуют определенные ограничения, связанные, с одной стороны, с возрастными границами, а с другой, с определенными психическими структурами.

В работе с более старшими детьми и подростками игровая психотерапия теряет свою эффективность, и более важное значение приобретает разговорная психотерапия. При этом в значительной мере теряется присущая игровой психотерапии эмоциональная составляющая. В разговорной психотерапии зачастую остается нераскрытой глубинная бессознательная проблематика. Вступающие в действие психологические механизмы защиты и сопротивления скрывают важные бессознательные и предсознательные конфликты и страхи.

Также и другие психотерапевтические техники, хорошо зарекомендовавшие себя в работе со взрослыми пациентами, например, работа со сновидениями или метод свободных ассоциаций, оказываются в основном малоэффективными в работе с детьми, прежде всего в возрасте примерно от 8 лет до конца подросткового возраста. Эти трудности становятся еще более ощутимыми в работе с детьми с различными акцентуациями характера, особенно с шизоидной структурой личности или с чрезмерно интеллектуализированными детьми. У таких детей образуется так называемая «броня характера», за которой часто скрывается утонченная впечатлительность и «мимозовая» чувствительность.

В этих случаях хорошо себя зарекомендовала психотерапия по методу символодрамы, с помощью которой становится возможным работать с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями, учитывая одновременно сложную динамику осознаваемых и неосознаваемых психологических механизмов защиты и сопротивления.

Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое «деконди-ционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Явных противопоказаний для применения символдрамы в случае эмоционально обусловленных нарушений поведения детей и подростков нет. Психика ребенка находится еще в постоянном развитии. Поэтому возможные нарушения еще не окончательно закрепились и поддаются коррекции. Следует, однако, быть осторожным при ярко выраженных приступах страха и тяжелых депрессивных состояниях. Противопоказанием для применения символдрамы в целом является:

  1. Недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85.
  2. Острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния.
  3. Церебрально-органические синдромы.
  4. Недостаточная мотивация, даже в случае простой, глубоко не проникающей психотерапии.

Как и при работе со взрослыми пациентами, сложности применения символдрамы возникают, если у ребенка наблюдаются яркие шизоидные или ярко выраженные навязчивые особенности личности. В случае работы с запущенными или делинквентными (с криминальным поведением) детьми вопрос о применении символдрамы должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. В целом можно сказать, что символдрама в данном случае тем более показана, чем сильнее выражены невротические составляющие в структуре личности. Индивидуально должен решаться вопрос о применении символдрамы и в случае заикания. Как правило, при заикании показано сочетание различных методов психотерапии, например, гипноза и символдрамы. В то же время, определенные формы заикания легко снимаются при помощи символдрамы. Уже после проведения первого пробного сеанса символдрамы становится видно: усиливается ли заикание или, наоборот, ослабевает. Решая вопрос о показании или противопоказании символдрамы необходимо всякий раз учитывать уровень развития ребенка в настоящий момент. На определенных фазах развития особенно благоприятно сказывается свойственная символдраме контролируемая регрессия.

В то же время бывают периоды, когда контролируемая регрессия противопоказанна. Принимая решение о начале психотерапии по методу символдрамы, необходимо учитывать динамику внутри семьи ребенка. При этом должны быть соблюдены следующие предварительные условия. Родители должны быть готовы к продуктивному сотрудничеству с психотерапевтом. В отдельных случаях, особенно в случае работы с более старшими детьми, может быть достаточно, если родители, по меньшей мере, не будут противодействовать психотерапии. Актуальные конфликты внутри семьи, которые собственно и могли вызвать нарушения в поведении и состоянии ребенка, должны быть не столь велики, чтобы свести на нет достигаемые в ходе психотерапии улучшения. Важно также, чтобы в результате занятий с психотерапевтом за ребенком не закрепился внутри семьи ярлык «больного» или «ненормального». Проведение символдрамы должно основываться на наличии готовности ребенка и его способности к представлению образов. Как показывает опыт, способность ребенка к представлению образов проявляется тем сильнее, чем в большей степени он был способен с самого раннего детства играть с куклами, а также участвовать в ролевых играх. Наконец, при обсуждении противопоказаний нужно учитывать уровень образования психотерапевта, его умение и опытность. В символдраме психотерапевт также полностью включается во все происходящее. От его установки и искусства ведения, его клинического и собственного опыта, а также от его чувствительности и владения эмпатией зависит успех психотерапии.

2. Символдрама, ее преимущества

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») – это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов».

Название метода происходит от греческих слов «ката» –«соответствующий», «зависящий» и «тимос» – одно из обозначений «души» (в данном случае имеется ввиду «эмоциональность») На русский язык название метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лейнером (1919-1996).

Понятие «кататимный» ввел в немецкоязычную психиатрическую литературу Н W Maier в 1912 г для обозначения зависимости от эмоций и аффектов Понятие «имагинативный» происходит от латинского слова «имаго» – «образ».

Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психотерапевтом тему (мотив).

Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

Концептуальная основа метода – глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития (теория объектных отношений М.Кляйн, эго-психология А.Фрейд, психология «Я» X.Хартманна и «Self-Psychology» X.Когута и их последующая разработка в трудах Ш.Ференци, М.Балинта, Э.Эриксона, Р.Шпитца, Д.В.Винникотта, М.Малер, О.Кернберга, И.Лихтенберга).

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательног К.-Г.Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я.Морено и Г.Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф.Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К.Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по И.Вольпе.

Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

3. Описание метода

Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться.

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему – стандартный мотив.

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» – или – «Далеко ли это дерево?», – что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?»

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 -40 минут. Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8-15 сеансов, в особо сложных случаях достигая иногда 30-50 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что (для сравнения – курс психоанализа требует не менее 50 сеансов, составляя обычно от 100 до 300 и даже 500 сеансов. Поэтому КПО считается краткосрочной психотерапией) иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии.

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

4. Стандартные мотивы символдрамы в работе с детьми

Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии – так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от метода активного воображения Ж. Г. Юнга, в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа, где аналитик принципиально не должен ничего «давать» пациенту. С психологической точки зрения, символдрама – это проективный метод.

Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна (эта особенность КПО эффективно используется в ряде случаев, когда «пробуксовывает» классический психоанализ, что позволяет считать симолдраму прикладным методом современного психоанализа) независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы «мобильной проекцией». При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по 3. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение.

Мотивы, используемые в символдраме, были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Лёйнер предлагает следующие:

  1. Луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;
  2. Подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;
  3. Следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;
  4. Обследование дома;
  5. Встреча со значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т.д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);
  6. Наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;
  7. Лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;
  8. Пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

  • наблюдение и установление контакта с семьей животных – с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;
  • получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;
  • представление себя примерно на 10 лет старше.

Для подростков можно предложить также мотив:

  • собственная машина;
  • мотоцикл.

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: дерево, три дерева, цветок.

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

  • представление реальной ситуации в школе или дома;
  • воспоминания из прошлого опыта;
  • представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;
  • интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);
  • представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

5. Техника проведения психотерапии с ребенком

Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено. шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта.

Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта:

  1. большей активности, жизненности и бодрости чувств;
  2. полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;
  3. готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;
  4. психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу.

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа. В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с закрытыми глазами». Обычно ребенок отвечает: «Нет». Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

В работе с детьми еще в большей степени, чем в работе со взрослыми, необходимо индивидуально настраиваться на каждого пациента. Голос и интонации психотерапевта должны быть не столько нейтрально-размеренными и равномерными, как этого требуют условия объективности психодиагностики, а в большей степени соответствовать эмоциональному настрою ребенка. Например, работая с ребенком с серьезным голосом и сдержанными манерами поведения, психотерапевт тоже должен вести себя более сдержанно, а работая с приветливо-открытым и радостным ребенком, соответственно, быть более открытым и веселым. Есть только два эмоциональных тона, которым психотерапевт следовать не должен: страх и ярость (грессивные импульсы в целом).

Вывод

Таким образом, символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии:

  1. Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества.
  2. Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.
  3. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.
  4. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.
  5. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Список литературы

  1. Обухов Я. Л. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. – М.: Эйдос, 1997.
  2. Лёйнер, Ханскарл. Кататимное переживание образов: Основная ступень; Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву; Семинар: Пер. с нем. - М.: Эйдос, 1996. - 253 с., схемы.

Я в степи. Недавно прошел дождь, трава спешит впитать. Это степь моего детства. Я выросла в степи.Редкие яркие цветы, много пахучей серебристо-голубой полыни. Много обнаженной почвы. Свежо (утро) и хорошо мне. Ветер.Справа — холмы. довольно не пологие а резко вверх, леса нет. Практически это земляные горы, а не холмы. Вершины их белесые и уже высушенные солнцем и ветром сильнее чем остальные поверхности. очень густо стоят они. но между ними можно спокойно проходить (как в лесу между стволов деревьев. Мне хорошо. Я могу выбрать любое направление движения, они (направления) равноценны для меня и кажется именно это и не дает в итоге свершится шагу. Хотя они очень разные: где-то спереди слева угадывается натоптанная многоми дорога; где-то сзади — река; где-то справа и сзади — полупустыня; где-то спереди слева — наоборот климатическая зона меняется от степи до лесостепи. Всё разное и всё равноценное и потому я стою… И просто ощущаю смену времен года и погодных условий. Изучаю флору вокруг себя (за фауной тоже бегать надо — а это уже движение. а про движение я уже высказалась)) Лошадь белоснежная появилась на склоне одного из холмов. она в положении «ни на равнине ни на горе» — посередине как-то. Явно на меня взгляд и явно разумный. мыслящий. Но мне не понятны её мысли и, возможно, её посыл, направленный мне. Так как я неподвижна, лошади приходится самой приблизится и я ощущаю что она недовольна этим. Она фыркает и я ощущаю мягкие шерстяные губы её на пальцах руки у себя — «покорми меня. тут так принято.это символично и этот ритуал возымеет свой результат» — «считываю» я с ситуации в целом. Мои мысли: кроме сухой колючки я ей сейчас не могу дать ничего. Но… попробую! Рядом растет колючка. я рву (цветы рвать нельзя — я изучила особенности достаточно хорошо. В условиях степи у всех есть защиты от поедания (иначе уничтожение в условиях когда все хотят есть а растений очень мало — грозит вымирание вида. если он не защищен), и если лист не в броне — он или ядовит или горек до невозможности)) Лошадь с облегчением в глазах (взгляд перестал быть напряженным — «сделай это! покорми меня!») берет губами колючку и хрупает её. Теперь она будет следовать за мной куда бы я не пошла. Да только вот я так никуда не иду. На лошади — седло.сажусь и решаю довериться её выбору. раз МНЕ — РАВНОЗНАЧНО КУДА. она начинает идти, узды у неё нет во рту. Ощущение внутреннего диалога между мной и лошадь, она несколько даже успокавает меня что «на людях» — людьми же — мне придастся какой-то прям статус-статус ежели я на ТАКОЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ лошади. То есть они сами всё для себя решат, и решение это будет эм…. для меня не опасным. Поклонится мне, испытывать доверие — да. Уничтожить, повредить меня — нет. Идем идем… входим в селение. По тесту надо встретить препятствие. Это ребенок на дороге. Я смотрю на него с лошади, он на меня, и его отличает то что он то меня ВИДИТ как есть (в отличие от взрослых, видящих через шаблоны рамки и предписания). Я спешиваюсь, следуя своей догадке что это не ребенок посторонний а я и есть. Спешившись — уменьшаюсь до его размеров (или он увеличивается до моих, или это одновременно)… В чем суть тебя как «препятствия»? — спрашиваю его-себя. ответ — тебе придется взять меня на лошадь чтобы я перестал переграждать тебе твой путь. Беру. Теперь задача — ассимилироваться со своей частью.. какой часть ты был? — спрашиваю его. Ответ — «Незамечаемой, исуственно возведенной в статус «не важно», «не принципиально», «не решающе». Продолжаем движение — лошади потяжелело, пока я не «усвою», не «встрою» эту свою часть-ребенка — лошади будет тяжело идти это раз; и два — я не встречу других своих потерянных частей.

(психотерапевт по методу символдрамы Александра Дибаже)

Особенности и преимущества символдрамы как метода психотерапии

Символдраму или кататимно-имагинативную психотерапию (от греч. kata – соответствующий; thymos – настроение, чувство; лат. imago – образ) можно понимать как «представление образов, соответствующих настроению» или «чувственное переживание образов».

Это самостоятельный метод глубинно-ориентированной психотерапии, который опирается на идеи психоанализа и теорию архетипов и коллективного бессознательного Карла Юнга. Разработал кататимно-имагинативную психотерапию немецкий психоаналитик Ханцкарл Лёйнер в 1950-х годах.

Без тысячи слов

Бывает, что клиенту сложно описать свои чувства словами, выразить свое отношение к тому или иному вопросу, а разговор о природе, погоде, цветах и деревьях дается легко и непринужденно. В этом случае наиболее эффективной и незаменимой становится техника символдрамы – представление образа (мотива) на заданную тему.

Как известно, бессознательное говорит на языке символов и метафор. Поэтому важно понимать, что такие визуальные образы – это не воспоминания и не фантазии, которые можно осознанно контролировать, а продукт бессознательного, его способ взаимодействия с человеком.

Без сопротивления

Образы могут всплывать спонтанно, неожиданно, непосредственно, обходя защитные механизмы психики. Все, что спрятано глубоко в подсознании, успевает прорваться наружу и отразиться в образе, и лишь потом включаются защиты. В этих образах представлен внутренний мир клиента во всей его полноте: особенности его личности, неосознаваемые конфликты, бессознательные реакции, вытесненные чувства, которые человек сам от себя спрятал, устойчивые модели взаимодействия с другими людьми.

При квалифицированной поддержке психотерапевта клиент анализирует образ, исследует свое бессознательное и взаимодействует с ним. В результате начинают осознаваться вытесненные переживания и чувства, интегрируются отщепленные элементы личности, меняются глубинные психологические установки, что и способствует личностному развитию.

Все начинается с мысли

Удовлетворяя свою подавленную потребность в образе, клиент приобретает новый чувственный опыт, который потом переносит в реальную жизнь. Найденное клиентом решение является оптимальным именно для него, и исправление ситуации в образе приводит к кардинальным жизненным переменам.

При этом для изменений человеку не надо ничего отслеживать и контролировать в своем поведении. Качественные перемены в жизни просто проявятся «как по волшебству» в ответ на трансформацию внутренней установки, причем достаточно быстро.

Краткосрочность

Кататимное переживание образов считается краткосрочной психотерапией, но очень насыщенной эмоционально. В классическом психоанализе, который составляет обычно 100-300 сеансов, много времени уходит на анализ защитных механизмов психики, переносов и коррекцию поведения.

В психотерапии по методу символдрамы этого делать не требуется, потому что бессознательный материал проявляется быстро, в обход защит, а трансформация установок происходит непосредственно в момент представления образа.

Средняя продолжительность курса при работе с символдрамой составляет 15-30 сеансов длительностью 50 минут каждый. Наиболее эффективная частота сеансов составляет 1 раз в неделю.

Даже за 1-5 сеансов можно снять напряжение, избавиться от болезненного симптома, найти нужный ответ на беспокоящий вопрос.

А 30-50 сеансов терапии необходимы в сложных и запутанных жизненных ситуациях, чтобы обрести уверенность, спокойствие и улучшить свою жизнь.

Здоровая душа – здоровое тело

Научно давно доказано, что многие болезни являются результатом психологических несоответствий, стрессов, подавленной агрессии, накопленных обид и т.д. Существует направление в медицине и психологии, которое изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных недугов, – психосоматика.

И часто бывает, что при работе с психосоматическими проявлениями и заболеваниями клиент свой симптом видит также в виде образа. Он может определить его местонахождение в своем теле, выяснить психологические причины его возникновения и в итоге трансформировать его из проблемы в ресурс, который уже будет не забирать силы, а давать их.

Универсальность

Психотерапия по методу символдрамы применяется в индивидуальной работе, в работе с парами, в семейной и групповой терапии. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом и работой с метафорическими ассоциативными картами (МАК) и позволяет решать широкий круг проблем.

В решении каких вопросов помогает символдрама?

  • Проблемы в личной жизни
  • Проблемы детско-родительских и семейных отношений
  • Межличностные и внутриличностные конфликты
  • Страхи
  • Обида, чувство вины
  • Зависимости
  • Депрессия, нежелание жить
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка
  • Нарушения сна
  • Стресс, патологическая усталость
  • Проблемы во взаимоотношениях в коллективе
  • Проблемы в бизнесе
  • Финансовые трудности
  • Трудности в личностном росте и раскрытии своего потенциала
  • Психосоматические заболевания:
  • Инфаркт миокарда
  • Астма
  • Язва желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Гипертония
  • Нейродермит
  • Диабет
  • Псориаз
  • Мнительность и надуманные болезни
  • Ревматизм
  • Головные боли, головокружения
  • Боли в области плеч и рук, желудка, в спине
  • Ожирение и непреодолимое желание поесть
  • Одержимость похуданием и истощение
  • Частые позывы к дефекации, запоры, поносы
  • Трудности с мочеиспусканием, болезненные ощущения
  • Заикание
  • Болезненные менструации, невынашивание беременности
  • Сексуальность:
  • Нарушения полового влечения
  • Сексуальные функциональные нарушения (у мужчин и женщин)
  • Гомосексуализм, бисексуальность
  • Садизм, мазохизм
  • Эксгибиционизм
  • И многое другое…


Как проходят сеансы психотерапии по методу символдрамы?

  1. Предварительная беседа, в ходе которой терапевт и клиент обсуждают ситуацию, проясняют детали, формируют запрос, с которым клиент хотел бы поработать. Это может быть: «Я уже 3 недели очень плохо сплю. Что со мной происходит?» или «Все мужчины меня бросают максимум через 2 месяца. В чем причина моих проблем в отношениях?» и т.д.
  2. Терапевт приводит клиента в состояние расслабления, которое не имеет ничего общего с гипнозом. Это состояние наиболее благоприятно для «сновидений наяву», т.е. представления образов.
  3. Терапевт предлагает клиенту представить образ, наиболее подходящий для проработки запроса, и рассказать о нем. Психотерапевт сопровождает клиента, исследует с ним образ с помощью специальных техник, содействует раскрытию бессознательного материала, задавая дополнительные вопросы и уточняя детали. Представление образа длится в среднем 10-20 минут.
  4. Клиент при поддержке терапевта интерпретирует образ, осознает, как то, что представилось, связано с реальной жизнью и внутренним состоянием. В результате этого совместного анализа к клиенту приходит осознание, изменение эмоционального состояния, освобождение от напряжения. А самое главное – иногда неожиданный, но самый оптимальный выход из ситуации, который влечет за собой изменение обстоятельств, а значит, жизни в целом.
  5. Клиенту рекомендуется дома еще раз вспомнить свой образ, нарисовать, описать его и принести с собой на следующую встречу для анализа. Это помогает осознанию еще большего количества деталей и стимулирует поиск дополнительных решений и выходов из ситуации.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: