Роль выбора профессии. Мораль и нравственность. Жизненный выбор человека

От чего зависит правильный выбор в жизни? Что определяет наш выбор? Довольно часто обстоятельства. ВУЗ, который нашли родители, определяет будущую профессию. Девушка, случайно «залетевшая», становится женой. Плохая компания, в которой так весело было пить и колоться, подтолкнула к зависимости.

Даже если не рассматривать крайние случаи, внешнего вмешательства в нашу жизнь чужой воли достаточно, чтобы в какой-то момент осознать: тот выбор был неправильным. Но… положа руку на сердце: а был ли это чужой выбор? Когда мы считаем других виновниками наших разочарований, мы забываем: у нас был выбор. На самом деле ситуаций абсолютно без выбора не бывает. Но чтобы увидеть это, следует понять, что на самом деле над теми или иными обстоятельствами находится более глобальный принцип, определяющий тот или иной выбор.

Итак: согласно социологии, у человека, определяющего свой жизненный путь, есть три варианта выбора:

1. Выбор, согласно требованиям общества;

2. Выбор, согласно духовным потребностям;

3. Выбор, ведущий к узкому, закрытому счастью в своей семье.

Рассмотрим эти три варианта выбора: чем они определяются и с чем они связаны в сознании человека.

Выбор по запросам и правилам общества – социально ориентированный, тот, который приведет к материальным благам или к успеху в каком-то коллективе. Среди социально принятых путей выбора: престижный ВУЗ, высокооплачиваемая работа, партнер, который поможет внедриться в необходимую социальную группу, открывающий путь к еще более элитным благам. Среди социально непринятых путей выбора – криминальные группы, подталкивающие к достижению материальных благ нечестными способами. И в том, и в другом случае мир воспринимается несправедливым, но его законы абсолютизируются, а выживает в нем, по мнению сделавшего выбор, тот, кто лучше устроится, будет более жестокий, ловкий и пр. С такой точки зрения любая сфера деятельности подразумевает пожертвование собственной совестью в пользу жестокой необходимости, а окружающие воспринимаются как конкуренты, которым нельзя доверять. В итоге человек достигает материальных благ, за которые расплачивается близкими доверительными отношениями, отказом от своих духовных потребностей, чувством вины.

Второй вариант – выбор в пользу духовных потребностей. Предполагает автоматический отказ от материальных благ, пожертвование ими ради истины. Сопротивление социальным нормам и требованиям, как кажется, обязательно приводит к противостоянию обществу, непризнанности, отверженности им. Таким издавна виделся путь святых, подвижников, диссидентов, гениев. Отказ от материальных благ видится геройством, а бедность – достоинством. Человек так же одинок, как и в первом варианте, потому что остается непонятым другими, но его духовный мир в порядке и совесть спокойна.

Третий вариант – создание своего идеального мира в узком кругу, в семье. Все усилия направлены на поиск людей, разделяющих общие интересы, направление всех усилий к тому, чтобы отделить эту зону комфорта от остального несправедливого мира, воссоздавая внутри нее свои представления об идеале. Вне этой зоны человек может нарушать моральные нормы, объясняя себе, что делает это ради семьи, и это дает ему спокойствие и чувство защиты.

Тот или иной выбор формируется у человека под воздействием семьи и окружающей среды. Очень часто идеи, предлагаемые семьей, вступают в противоречие с тем, что предлагает окружающая среда. И если человек делает выбор под влиянием семьи или окружающей среды, но он не отвечает его внутренним потребностям, рано или поздно, этот выбор вызовет внутренний конфликт.

Но такая ограниченная система понимания выбора основана на жестких парадигмах прошлого. Эти парадигмы предполагают, что действия внутри одного из вариантов обязательно будут иметь именно такое развитие. Однако жизнь показывает: нет правильного и неправильного выбора. Даже преступник, совершивший преступление, может раскаяться и сделать впоследствии множество добрых дел, которые никогда не совершил бы, если бы не его один неправильный поступок. Человек, использующий свои таланты и способности для достижения успеха, может направить плоды своего успеха на благо общества, вместо того, чтобы отказываться от них в пользу бедности и безвестности. А идеальная семья может расширить свои рамки на друзей, показывая и другим пример прекрасных взаимоотношений, которые увлекут за собой и других.

Если бы не было неправильного выбора, то человек никогда бы не узнал, в чем лежит его собственный правильный выбор. Кроме того, то, что по прошествии некоторого времени кажется неправильным, вовсе не обязательно являлось таковым в момент выбора.

Закон эквифинальности, выведенный психологами, гласит: хороший выбор есть всегда и при любых обстоятельствах. Главное – знать об этом, принимая решение, и помнить впоследствии, что этот выбор был в тех обстоятельствах самым лучшим. Если же он уже не кажется таковым, значит, пришло время новой ступени развития, а значит – время нового выбора.

О правильном выборе жизненного пути задумываются не только те, кто только-только начинает самостоятельные шаги по дороге жизни, но и проделавшие уже весьма значительный ее отрезок. Кто-то понял, что идет не туда, кого-то манят боковые тропинки, показывая иные возможности для реализации своих дарований… Как быть? Как определить, какая дорога правильная для тебя? Как понять, каков Промысл Божий о тебе? Что делать для того, чтобы дорога жизни открылась в ясной перспективе? И кто может помочь, если ты на распутье?

Свои советы дают пастыри Русской Православной Церкви.

Господь открывает Свою волю тем, кто живет по Его воле

Ни один человек не является на свет просто так, в результате стечения каких-то случайных обстоятельств. Каждый из нас вызван к бытию . Можно сказать, что еще прежде существования мира, прежде существования всей этой Вселенной каждый из нас в замысле Божием уже присутствовал. И, следовательно, в отношении каждого из нас был некий Божественный план. И, безусловно, Господь хочет, чтобы мы этот план в своей жизни исполнили, чтобы каждый из нас настолько, насколько это возможно, жил жизнью полноценной, жизнью счастливой. И реализовал все те таланты, которыми Господь нас наградил.

Следовательно, нам остается во всем и просить Его о том, чтобы Он нам этот путь указал. Конечно, человек может сказать: «Вот, я молюсь Богу, прошу Его, чтобы Он этот путь открыл мне, а ответа не получаю. Почему?» Всегда на этот вопрос есть ответ, и ответ очень простой, который, тем не менее, понимается очень сложно. Когда человек стремится исполнять волю Божию во всем, в чем она очевидна, то Господь открывает ему Свою волю в тех ситуациях, когда она кажется сокровенной. Если человек очевидную волю Божию не исполняет, то она от него тем паче скрывается в какие-то такие моменты, когда нам особенно необходимо ее знать. И ответ, действительно, получается очень ясный: если ты стремишься исполнять волю Божию каждый день в повседневной своей жизни, то Господь обязательно тебе ее откроет тогда, когда тебе особенно будет нужно ее узнать, и в том числе укажет тебе твой путь.

Обращаясь к Господу, не навязывай ему своих желаний, а проси открыть тебе Его волю

И еще один момент: когда мы Бога о чем-то просим, то мы при этом нередко таим в себе такую мысль: «Вот, Господи, я прошу о том-то и о том-то, но на самом деле хочу, чтоб было так-то». Я прошу, чтобы Господь мне Свою волю открыл, но при этом у меня есть четкое представление о том, что мне самому угодно. А нужно от этого отказываться и предлагать себя Богу как бы совершенно обнаженным от всяких пожеланий и говорить: «Господи, как Тебе угодно, так пусть и будет». И при этом понимать, что на самом деле то, что Богу угодно, нам может быть совсем не угодно и что мы даем Богу свободу сделать с нами, что Он захочет, а это может быть для нас и трудно, и неприятно, и даже больно, и мучительно.

Но есть и иное, о чем необходимо помнить: если мы всё это понимаем и об этом просим, Господь не просто нам Свою волю открывает, но еще и помогает ее исполнить, и Сам выстраивает всю нашу жизнь. И путь к этому лежит через доверие - то, которое так трудно дается и столь необходимо.

Выбирая путь, надо иметь и решимость следовать по нему

При выборе своего доброго пути надо, прежде всего, учесть решимость своего произволения остаться на этом пути необратимо! Об этом и молиться надо, чтобы явилась в сердце ясность того, к чему клонится сердце. Это может быть видно и из минувших успешных опытов встреч с этим служением, и из сердечного воодушевления при изучении возможных перспектив твоего постепенного восхождения к совершенству в нем.

Профессия может не совпадать с призванием,
но давать средства для его осуществления

Если появляется возможность узнать новое, научиться еще чему-нибудь, стоит этим воспользоваться

На этот вопрос у меня нет ответа, кроме общих соображений о том, что

  1. профессия не должна противоречить заповедям (киллер, порноактер и т.п. не имеют ничего общего с тем, из чего мы можем выбирать). То есть прежде, чем делать выбор положительный, хорошо бы сразу отсечь все недолжное;
  2. профессия может не совпадать с призванием, будучи средством для осуществления последнего. Скажем, человек может зарабатывать деньги, будучи бизнесменом, но душу свою вкладывать в создание галереи, впоследствии получившей название Третьяковской;
  3. случайность - это псевдоним Промысла, и если у вас появляется незапланированная возможность получить какие-либо навыки, изучить какой-либо язык, принять участие в каком-либо хорошем деле (не в ущерб иным делам), лучше попробовать. Потому что из этих вроде бы случайных опций может произрасти древо жизни, весьма отличное от того, что мы спроектировали сами себе;
  4. в некоторых случаях наша профессия дается нам для того, чтобы мы перешагнули через нее и пошли дальше. О том, как это бывает, повествует предсмертное и совсем небольшое по размеру повествование Толкина «Лист кисти Ниггля», или «Лист работы Мелкина» - в зависимости от перевода на русский язык.

Советоваться с духовником надо правильно

Если речь о сомнениях, правильно ли выбрана уже имеющаяся профессия, то вспомним, что в народе говорят: «От добра добра не ищут». Работа у тебя есть, ты ею доволен, ну и слава Богу. Как говорится: «Лучшее - враг хорошего». Имеешь - и имей и благодари Бога.

Если ты в начале пути, кончил школу, институт, выбираешь свою дорогу в жизни, то, конечно, это важнейшая и сложнейшая проблема, но для человека церковного она разрешается в чем-то легче, потому что можно посоветоваться с духовником. Конечно, надо советоваться и с родителями. И молиться, искать. Духовнику тоже надо предлагать варианты, а не так: «Скажите, батюшка, чем мне заниматься?» - «А чем ты хочешь заниматься, к чему у тебя душа лежит?» - «Нет, вы мне, батюшка, скажите!» Так, может быть, можно обращаться, если это действительно духоносный старец, которому Господь открывает Свою волю. Но есть ли сейчас такие старцы? Как-то Господь их скрывает от нас, а, может быть, мы просто не знаем этих замечательных людей, потому что мир ведь держится молитвами праведников и никогда праведники у Господа не оскудеют. Другое дело - как старца найти…

Ну, а если ты сам к чему-то определенному пока склониться не можешь, то думай, молись, советуйся, ищи варианты, и если вариантов несколько, выбирай из них лучший, тот, что тебя больше всего привлекает. Допустим, там интереснее работа, зато в другом месте больше платят. Ты должен понять, что для тебя важнее. И хотя, может быть, тебя привлекает интересная работа, но у тебя семья, надо ее содержать, важен заработок, пусть и на «скучной» работе, что же поделать… Или, наоборот, ты видишь, что работа такая интересная, ты так к ней горишь, и есть вероятность, что ты через какое-то время добьешься успеха и у тебя будет материальное благополучие… «За» и «против» масса, их нужно взвесить и, конечно, обсуждать с людьми, которые тебя любят, знают, о тебе молятся и тебе помогают. Тогда ты найдешь правильное решение.



Человек должен заниматься тем, что ему по душе

Глубоко убежден, что человек должен заниматься тем, что ему по душе. Земная жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неинтересную для нас деятельность, если, конечно, вы не глава большой семьи и попросту должны ее суметь прокормить. Но и в этом случае можно искать что-то по душе.

К выводу о том, что нужно заниматься тем, чем хочется, приходят люди, узнавшие, что у них… смертельный (или страшный) диагноз. Мне приходилось встречаться с подобным много раз. Только человек, которому сообщили, что у него, например, онкология, вдруг говорит себе: стоп! а чего это я продаю колбасу, если всю жизнь мечтал заняться фотографией?! или всю жизнь я хотела петь, так почему же не научиться теперь?!

И эти люди занимаются любимым делом. И частенько выздоравливают или получают поддержку в болезни, потому что деятельность, которая нравится, - огромный потенциал и ресурс, благодаря которому все существо человека восстанавливается и чувствует себя лучше. И я думаю, что, похоже, человек в подобных обстоятельствах интуитивно чувствует, что ему нужно для выживания.

Христианину, конечно, легче, чем неверующему, сделать правильный выбор.

И вот почему.

Первое: мы понимаем, что есть , поэтому приобретение, зарабатывание не могут быть для нас самоцелью. Уже одно понимание этого - стимул заниматься тем, чем хочется, а не чем-то более выгодным.

Второе: христианин знает (из Священного Писания), что каждому из нас Бог отмерил свои таланты и дарования. И каждый может служить Церкви по-своему. Об этом прекрасно сказал апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 4-11).

Каждый из нас имеет свои дарования, и это - от Бога! Как дивно, что мы можем их реализовывать

Только задумайтесь: каждый из нас имеет свои дарования, и это - от Бога! Как дивно, что мы можем реализовывать тот драгоценный потенциал, который дал нам Бог, и все это на пользу Телу Христову - Церкви и во спасение нам!

Поэтому нужно прислушаться к себе и попытаться определиться, чем хочется заниматься, к чему лежит душа. И пробовать себя. Даже если не угадаешь с первого раза, то я не вижу в этом ничего страшного.

Выбирая жизненный путь, всмотрись в свое сердце

Пожалуй, выбор жизненного пути - один из самых непростых и мучительных. Еще в младших классах школы дают писать сочинение на тему: «Кем я собираюсь стать». Но душа, как правило, мечется от одного к другому на протяжении многих лет. Например, я долгое время хотел стать следователем, раскрывать преступления, а в итоге стал священником, и теперь в каком-то смысле преступления приходится тоже раскрывать, точнее - люди сами раскрывают на исповеди свои грехи, а моя задача не сажать впавших в духовные преступления, а, наоборот, помочь им обрести подлинную свободу сердца.

Самое главное, что лично я посоветовал бы, - это выбирать профессию не по принципу «сколько заплатят», а по принципу «насколько это вдохновляет и радует». Если искать работу только ради заработка, ты никогда не будешь доволен. В нашей испорченной душе нет четкого критерия обеспеченности. Опыт показывает, что, сколько бы много человек ни стремился заработать, ему всё равно хочется большего. На самом деле более богат тот, кто менее других привязан к деньгам, кто менее всего зависит от их накопления.

Работа должна радовать, доставлять удовольствие. Поэтому предложу самый элементарный совет: подумай, а тебе, собственно, чем нравилось бы заниматься? Вот и попробуй этим овладеть.

К выбору профессии надо подходить так же, как и к выбору спутника жизни. Чтобы не ошибиться, важно почувствовать в сердце родство, что это именно твое, соответствующее твоему внутреннему миру, родное твоему сердцу. Тогда можно заранее избежать ненужных ошибок.

Есть и такое понятие, как призвание. Господь в душу каждого человека вложил какие-то дары. Ведь кто-то призван стать хирургом, а кто-то педагогом, кто-то военным, а кто-то певчим на клиросе приходского храма. Призвание мы можем распознать как особый внутренний зов, который подсказывает, к чему стремиться и что искать, и сопровождается особым творческим вдохновением. Это новое осмысление жизни, когда появляются ориентиры и ты пытаешься достичь вдруг возникшую важную для тебя цель. Это внутренний голос, который надо услышать, а для этого необходима чуткость к тому, что происходит внутри.

Вот важно всмотреться внутрь собственного сердца, вслушаться в его внутренний зов. И выбор жизненного пути пусть соответствует поиску сердца, тогда этот выбор будет не угнетать, а питать и укреплять душу.

Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им

Иногда человек всё равно теряется и не знает, какой шаг предпринять. По крайней мере, мы можем молиться, чтобы Господь вразумил, просветил и Сам направил нашу жизнь ко благу. Спаситель говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Главное - не сидеть сложа руки. Кто ничего не ищет, тот ничего и не найдет, а кто ищет, тот найдет непременно. Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им.

Человек не узнает волю Божию, если не будет действовать



Одно можно сказать: человек не узна ет волю Божию, если, во-первых, не будет всем сердцем искать исполнения Божией воли, а во-вторых, если он не будет действовать. Ошибки не страшны. Именно ошибки, а не сознательные грехи. Потому что когда человек действительно ищет исполнения воли Божией и действует - Господь находит возможность открыть человеку, в чем он прав, а в чем ошибается, в чем нужно расти и утверждаться, а что оставить. Более того, возможно, и другого-то пути нет. И когда человек ищет опытного духовника, чтобы спросить у него волю Божию о себе, - это хорошо, конечно, и правильно, но и тут многое зависит от веры самого человека, от напряженности его молитвы. Потому что если человек настроен серьезно и молится с верой - Господь обязательно откроет ему Свою волю, а если он пребывает в беспечности и расслабленности - то никакой старец, даже действительно духоносный, ему не поможет.

Жизнь - это творческий процесс, и Господь хочет, чтобы мы жили полной, творческой жизнью, все силы употребляя на то, чтобы избегать греха и творить сознательно заповеди Божии. Вот если есть такой настрой, то чем бы мы ни занимались - Господь обязательно поможет нам найти свое место в жизни, выйти на свою дорогу.

Главное - оставаться христианином

Нужно хорошенько взвесить: а сможешь ли ты в этой профессии сохранить христианские убеждения?

Стоя на распутье, нужно, в первую очередь, утвердиться в решении, что по выбранной дороге ты пойдешь, как христианин. В первую очередь ты будешь христианином, во вторую - врачом, или юристом, или спортсменом. Нужно хорошенько взвесить и оценить: сможешь ли ты выдержать эту расстановку приоритетов? Не поглотит ли спорт, или бизнес, или еще что-то твои христианские убеждения? Не будешь ли ты вынужден в рамках своей профессиональной деятельности поступать вопреки заповедям, как делают это, скажем, врачи, осуществляющие аборты.

Главное - посоветовавшись, подумав, помолившись, принять решение самостоятельно.

А еще существует немало свидетельств, когда люди шли на кардинальное изменение своего образа жизни, когда осознавали, что что-то идет не так. И у них получалось! Был бизнесменом - стал художником. Был строителем - стал животноводом. Был животноводом - стал священником! Кто не ошибается? Правильно: тот, кто ничего не делает.

Человек проявляет себя в общении и деятельности. Так как мир многообразен, то для отдельного субъекта возникает проблема выбора: что благоприятно лично для него? На что направить свои собственные усилия? В чем и как реализовать способности? Иначе говоря, человеку приходится выбирать вариант своей жизни. Чем более развит человек тем сознательнее его выбор.

Жизненный выбор -- это предпочтение, отданное индивидом определенному способу удовлетворения своих потребностей и определенному способу самоотдачи.

На жизненный выбор влияют условия воспитания, образования, общественного устройства. В демократическом обществе у человека больше возможностей выбора; в тоталитарном обществе, где свобода личности подавляется, возможности выбора ограничены: каждый обязан делать то, что ему предписано сверху. Но не только от общества зависит, жизненный выбор. В нем осуществляется свободная воля человека; проявляется внутренние мотивы и ценностные ориентации. В жизненном выборе выражается самодеятельная активность человека, его творческое отношение к миру.

Для исследования конкретно социального поведения человека в социологии применяется понятие «образ жизни». В нем отражаются особенности общения, поведения и склада мышления людей различных слоев (образ жизни трудящихся, образ жизни студентов, образ жизни предпринимателей и т. п.). Это понятие позволяет показать, с одной стороны, как живет человек в данном обществе, а с другой -- что делает общество для развития его индивидуальности, реализации творческих и способностей.

Образ жизни -- это формы человеческой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретного общества.

Образ жизни формируется под влиянием социально-экономических, культурных и природных условий человека;

Понятие «образ жизни» отражает устойчивые черты жизни и деятельности определенных групп людей и отдельных индивидов.

В зависимости от используемого критерия выделяют различные виды образа жизни. Так, если в качестве критерия используется формационный подход (по отношению к средствам производства), то говорят о первобытнообщинном, рабовладельческом, феодальном, буржуазном и т. д. образе жизни, с точки зрения деятельности -- о городском, сельском; с точки зрения социальной структуры общества -- об образе жизни социальной общности, социальной группы на том или другом историческом этапе их развития. Выделяют также активный и пассивный, нравственный и безнравственный, спортивный и т. д. образы жизни.

Изучение образа жизни имеет важное значение при формировании социальной политики государства, которая учитывает демографические показатели, показатели материального благополучия, социального обеспечения, здравоохранения, охраны окружающей среды, трудовой, культурной, бытовой, общественно-политической и т. п. деятельности.

Каждый человек представляет собой особую, уникальную личность. Неповторимость личностных свойств зависит от природных задатков, образования и культурной среды обитания. Различие этих факторов приводит к тому, что люди при достижении возраста активной деятельности оказывается наделенными различными возможностями. Однако проблема для общества и индивида состоит не в том, чтобы обеспечить всем равные возможности (что в принципе невозможно), а в том, чтобы индивид сумел свои, Только ему присущие возможности, превратить в действительность, т. е. реализовать, актуализировать все, что в него заложила природа при рождении, а общество дало при воспитании.

Итак, самореализация человека -- это осуществление его возможностей.

Трудности самореализации связаны с тем, что человеку не всегда удается осознать действительное содержание своих возможностей, с одной стороны, а с другой, -- человек может не найти общественной потребности в своих способностях, знаниях и таланте. И лишь при гармоничном сочетании личных возможностей и общественных потребностей происходит самореализация человека.

Самопознание является одним из видов познавательной деятельности человека. Это познание, направленное на внутренний мир человека, на его собственное «Я». Так как самопознание осуществляет сам познающий субъект, то здесь предмет познания совпадает с процессом познания, или иначе говоря, субъект познания становится объектом познания.

К самопознанию, как цели жизни, призывала надпись на храме Аполлона Дельфийского в Древней Греции: «Познай самого себя». Следуя этому божественному указанию, Сократ обозначил проблему самопознания в качестве главной проблемы человеческой жизни. «Знание себя дает людям очень много благ, а заблуждение относительно себя -- очень много несчастий. Кто. знает себя, тот знает, что для него полезно, ясно понимает, что он может и чего он не" может», -- эти слова Сократа приводит Ксенофонт. Опыт самопознания многих выдающихся личностей известен по опубликованным дневникам и исповедям.

Для самопознания необходимы самонаблюдение, самоанализ, а также деятельное общение с другими людьми и с миром вообще. Последнее особенно важно, так как в одном только самосозерцании трудно узнать границы своих поступков и предел своих чувств.

Проблема здоровья человека на сегодняшний день -- одна из приоритетных в социальной политике. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

Здоровый образ жизни -- это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья.

Здоровый образ жизни -- это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от, неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни -- это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование здорового стиля жизни у населения -- важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.

Единой точки зрения на понятие здорового образа жизни нет, но основное его содержание составляют следующие элементы:

оптимальный уровень двигательной активности, удовлетворяющей суточную потребность организма в движении,

закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям;

рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы);

соблюдение режима труда и отдыха;

личная гигиена;

экологически грамотное поведение;

психическая и эмоциональная устойчивость;

сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем; отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;

безопасное поведение дома, на улице и в школе, позволяющее избежать травм и других повреждений.

Потребность в здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и многих других факторов.

Существуют активные формы здорового образа жизни /(физическая культура, закаливание, рациональное питание, гиена труда и отдыха). Используя эти формы, человек этими действиями стремится сохранить и укрепить свое здоровье. Есть и пассивные формы, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье.

Елена Сикирич, руководитель российской философской школы "Новый Акрополь"

Жизненный выбор - дело ответственное и серьезное, но, в то же время, в нем есть нечто удивительно интересное, захватывающее. Бывают ситуации, когда кажется, что мы к этому вопросу подходим слишком уж заурядно, а порой даже крайне мелочно и скучно. Иногда, обсуждая вещи, которые могли бы перевернуть всю его жизнь, человек ведет себя так, словно собирается просто перекусить или купить новую шляпу, а выбирая одежду или продукты в супермаркете, тот же самый человек выглядит так, как будто от этого выбора зависит вся его судьба. Это как в рекламе: "Каждое мгновение мы выбираем свою судьбу, совершаем новые открытия, находим новые интересы, и каждый миг - начало нового пути..." Так красиво, так глубоко, до того верно, что я готова подписаться под каждым словом. Но вот дальше!.. "...Мы стремимся выбрать лучшее, выбрать безупречное качество... Пиво "Солодов": за качество отвечаю!" Ну скажите на милость, причем тут пиво???

Припоминаю одного своего бывшего соседа по дому, узнавшего, что можно почти задаром приобрести новый холодильник с незначительным производственным дефектом. Для этого он должен был найти еще пятьдесят потенциальных покупателей, собрать их заявки и договориться с директором иностранной фирмы, торгующей холодильниками. Дело даже не в том, что эту затею он успешно довел до конца, а в том, что в борьбе за холодильник проявил качества, которых раньше я в нем не замечала. Зная его как человека инертного, нерешительного и пассивного, я приятно удивилась, увидев его горящие глаза, бойцовский дух и сообразительность. И вспоминаю того же самого человека в ситуации, когда его покидала жена, к которой он был очень привязан. Для полноты картины надо заметить, что жена тоже очень его любила, но уже не выдерживала его лени, инертности и бездействия. Этим последним, отчаянным шагом она надеялась встряхнуть его и была готова вернуться при первой же малейшей реакции с его стороны и даже откровенно ему об этом говорила. Как вы думаете, какие шаги предпринял муж? Да никаких... если не считать реакцией один-единственный сумбурный разговор о разделе имущества и множество "рюмочек", в которых он топил свое горе, поскольку действительно сильно переживал. Не знаю, как сложилась их дальнейшая судьба, так как очень скоро мы уехали из этого дома, но я до сих пор не могу понять одного: что такого особенного было в этом холодильнике, что так вдохновило мужа на подвиги, и чего не было в его жене, которую он любил так "сильно", что позволил ей уйти, даже не попытавшись за нее бороться?

Я прекрасно понимаю, что ни мой бывший сосед, ни многие другие, ведущие себя подобным образом, не дотягивают до Гамлета и поэтому нельзя их судить за то, что знаменитый вопрос "быть или не быть?" они задают отнюдь не в стиле Шекспира. Нельзя их судить и за то, что этот вопрос они часто применяют к вещам, как правило, весьма прозаическим и банальным.

Но все же история "семейного треугольника", состоящего из мужа, жены и холодильника, заставила меня задуматься о том, какими, собственно, критериями мы руководствуемся в жизни. Что для нас главное, а что нет, что первично, а что вторично? Почему, когда жизнь ставит нас в ситуацию выбора, мы выбираем то, а не другое? Осознаем ли мы вообще, какие стремления и порывы руководят нами, когда мы делаем тот или иной выбор? Да и важно ли нам об этом знать? Но ведь есть же, все-таки, существенная разница между выбором института, профессии на всю жизнь и выбором путевки на неделю или на месяц, будь этот месяц даже медовым!

Независимо от того, сколько лет мы прожили на этом свете, вся наша жизнь состоит из огромного количества ситуаций выбора. Благодаря весьма поучительной рекламе мы уже усвоили, что не все йогурты одинаково полезны и что иногда лучше молчать, жевать жвачку, сосать конфеты "Рондо" и пить правильное пиво, чем говорить и жить по-другому... Спасибо, дорогие друзья, что научили выбирать по удивительно глубоким критериям; гениальность Шекспира вместе с его Гамлетом просто блекнет! Но так жаль, что у вас руки не дошли до того, чтобы более основательно изучить того же самого Шекспира и многих других классических авторов, а то вы бы открыли для себя одну удивительную вещь и тем самым очень порадовали бы телезрителей явным прогрессом в своих оценках!

Оказывается, не только йогурты, но и не все ситуации выбора в жизни одинаково важны! Древнегреческие философы, например, называли "жизненным выбором" лишь те ситуации, которые содержат в себе потенциальную возможность коренным способом изменить всю судьбу человека - если он на них правильно реагирует. Ситуации такого плана представляли своего рода шанс, данный судьбой и в то же время "заработанный" самим человеком благодаря его предыдущим действиям, усилиям и стремлениям. Этот шанс надо уловить, осознать и использовать. Вследствие этого жизнь человека либо изменится к лучшему таким удивительным способом, о котором человек даже мечтать не мог, либо так же стремительно начнет разваливаться, если он этот шанс упустит и если будет реагировать вопреки голосу совести и велению сердца.

Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос..." Ибо они приходят не случайно и не в любое время, а, как правило, тогда, когда заканчивается один маленький этап, цикл жизни человека и должен уже начинаться новый. Этот процесс всегда сопровождается сильным и - прошу заметить - НЕОБХОДИМЫМ кризисом. Наш старый образ жизни, а также дела, взаимоотношения или проблемы, превратившиеся в рутину, - все это не только нас больше не устраивает, но уже просто убивает и сердце, и душу. Хочется жить по-новому! Но, с другой стороны, ты прекрасно знаешь, что это потребует смелых, неординарных, порой уж точно сумасшедших шагов, к которым ты не готов и которых в глубине души боишься... А вдруг опять меня не туда понесет, и опять влипну, и потеряю даже то, что имею... Никто не гарантирует, что этот шанс именно мой, что я справлюсь, - короче говоря, одни трудности, одна неизвестность... Та моя старая жизнь, пусть она и болото, но зато свое, родное... пусть скучное и рутинное, но зато знакомое и привычное... Да и не такое уж оно и болото, в нем есть свои прелести... Эх, да определись же ты наконец, чего хочешь!

Вот она, ситуация жизненного выбора. Выбираешь ты не Петю или Юру, не "Запорожец" или "Вольво", не ПТУ или институт, не зарплату, не работу... Все это лишь формы, а их бесконечно много... Настоящий выбор в том, будешь ли ты начинать новую жизнь или останешься в старой, которая уже никуда не годится... Возможность начать жить по-новому - вот в чем состоит тот шанс, который дает судьба в момент настоящего выбора. Она его дает через самые разнообразные ситуации, не всегда похожие на кино или мыльную оперу, не всегда очевидные, не всегда понятные - но всегда трудные и безумно интересные. Важны не сами ситуации, а то, как мы на них реагируем, для чего их используем.

Эту истину прекрасно понимали древнегреческие философы, когда говорили, что кризиса, который наступает перед самыми важными точками поворота в нашей жизни, нельзя бояться, ибо он является вестником грядущих перемен, и поэтому его необходимо пройти. Само слово "кризис" происходит от древнегреческого корня "крино" - "отделять", "решать", "делать выбор". Дело в том, что кризис - это не только глубокая неудовлетворенность старым и пассивное желание что-то изменить к лучшему. Это очень конкретное, активное переосмысление того, что было, и того, что будет. Но для того, чтобы выйти из кризиса, недостаточно только осознать, чего ты больше не хочешь на этом этапе своей жизни, но прежде всего НУЖНО ПОНЯТЬ, ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ. Именно поэтому кризис всегда называли периодом великих откровений, великих решений и важных шагов, ВЕДУЩИХ К БОЛЬШИМ ПЕРЕМЕНАМ, но только если он преодолевается так, как нужно...

Уже слышу, как вы мне возражаете: "В теории все это звучит очень мило, но на практике..." Не спешите с выводами. Практика в данном случае - не только наша забота. Уверяю, что ее, на весьма профессиональном уровне, организует сама судьба. Судите сами... Как только в момент кризиса вы констатируете, что что-то в вашей старой жизни пора менять, как только ваше сердце стало мечтать о чем-то более важном и более истинном, так сразу ее величество Судьба начинает вмешиваться по полной программе. Тут же она посылает нам ситуации, чтобы проверить, насколько прочны и надежны ваши решения, и эта проверка всегда связана с ВЫБОРОМ.

Предположим, вы решили, что вам не важны деньги, а гораздо важнее, чтобы работа была любимая, для души... Как только вы отважились с головой погрузиться в любимое дело и согласны ради этого есть одну картошку и жить в шалаше, так сразу же на той старой, скучной работе, которую вы решили бросить, вам дают кресло начальника и большущую зарплату. А вот теперь попробуй-ка выбери! И в зависимости от вашего выбора сразу будет видно, что на самом деле в вашей жизни главное, что бы вы там ни говорили, как бы умно ни рассуждали. И таких ситуации в жизни очень много... Решили, что для вас гораздо важнее оставаться честным - тут же судьба даст возможность украсть, причем прилично... - и выбирайте! Решили, что для вас гораздо важнее истина и справедливость - тут же вам дадут возможность обмануть, причем легко, без риска, да еще получить то, чего давно хотели... - и выбирайте! Решили, что у вас есть свое предназначение и что за него вы будете бороться, поступать в институт, куда поступить практически невозможно, пусть даже для этого понадобятся годы, - вам сразу же дадут возможность очень легко и быстро поступить в другой, снять с себя тяжелый груз, успокоить родителей... - и выбирайте! Решили, что для вас настоящая любовь важнее всего и что за нее будете сражаться до конца - тут же вам дадут возможность скрасить одиночество в уютном браке или в милых, приятных отношениях, но без любви... - и выбирайте!

Многие называют этот четкий "механизм" судьбы "законом подлости", а мне больше по душе определение философов, называющих его законом Жизненного Выбора. Создается такое впечатление, что каждый раз в конце одного и в начале нового этапа судьба хочет, чтобы ты вновь определил, что для тебя в жизни самое главное, самое святое. Своими оригинальными проверками и испытаниями в ситуациях выбора она словно показывает, что иметь благие намерения недостаточно, что надо сражаться, КАЖДЫЙ РАЗ ПО-НОВОМУ, за то, что любишь, во что веришь. От нашего выбора, нашей реакции в подобных ситуациях действительно зависит вся дальнейшая жизнь, и не только наша... Не уловили, не поняли важность момента, не так среагировали - и потеряли очень много, сами того не зная.

Впрочем, есть еще один закон, и он гласит: "Что посеешь, то и пожнешь". Если хочешь знать, каким будет твое будущее, то оно будет соизмеримо тому, что вдохновляет твое сердце и направляет твои шаги в данный момент.

И все же - как сделать правильный выбор? Как узнать, не ошиблись ли мы в очередной раз? Как понять, не упустили ли мы очередной шанс? Ведь вы мне скажете, что в жизни не так уж мало важных ситуаций выбора: выбор профессии, института, любимого дела, любимого человека, друзей, мировоззрения, и в конце концов, есть также выбор предназначения и собственного пути. Ты можешь правильно выбрать в одном, но зато ошибиться в другом или среагировать наполовину в третьем. Получается, что все одинаково важно, а не ошибиться ни в чем довольно трудно. Как быть? Тогда я вас спрошу: "А вы уверены, что все это разные выборы?"

Есть прекрасный пример, даже не требующий комментариев, который мог бы послужить ответом на этот вопрос. Однажды в экспедиции на Соловецких островах мои друзья искали лодочную станцию. Блуждая по лесу, они долго шли по тропинке, пока не дошли до развилки. На развилке стоял столб с двумя указателями, на одном было написано "ТУДА", а на другом - "НЕ ТУДА". Сделав вывод, что здесь должна прятаться какая-то ловушка и что в жизни ничего так просто не бывает, мои друзья выбрали дорогу "не туда". Им понадобилось больше часа напрасной ходьбы для того, чтобы понять, что в жизни все гораздо проще, что они ошиблись и что надо было выбирать другую дорогу, ту, которая, собственно говоря, и была указана. Они вернулись обратно, и дорога "туда" привела их к лодочной станции. Самое интересное то, что это были две одинаковые дороги, это был один и тот же лес, одни и те же препятствия и трудности. Единственная разница между ними состояла в том, что одна дорога вела к цели, а другая нет. Хорошо еще, что мои друзья относительно вовремя поняли, что идут не туда, и повернули назад, а то потеряли бы не час, а гораздо больше. Чем дольше они бы шли по дороге "не туда", тем труднее было бы им вернуться на верную дорогу.

Все выборы в жизни - часть единого Пути, который называется Предназначением.

Точно так же поступает с нами Судьба, причем все гораздо проще, чем нам кажется. Не существует разных выборов. В жизни, на самом деле, есть лишь один, великий, единый и целостный Выбор. Любимое дело, любимый человек, семья, истинные друзья, мировоззрение и интересы - это не разные дороги, противоречащие друг другу. Все они - лишь часть одного и того же ЕДИНОГО ПУТИ, который в древности называли ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ. Философы также говорили, что, совершая настоящий жизненный выбор, ты должен задать себе один-единственный вопрос и попытаться на него ответить: то, что я выбираю, - это часть моего Предназначения? Если да, то это дорога "туда", в противном случае идешь "не туда". Уверяю вас, в данном случае гарантия правильности выбора стопроцентная. Не пытайтесь понять собственное предназначение головой - это уже дорога "не туда", и рано или поздно она приведет вас в тупик. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ВСЕГДА УЗНАЕТСЯ СЕРДЦЕМ, И ТОЛЬКО СЕРДЦЕМ. Лишь оно способно увидеть самое главное и самое таинственное в нашей Судьбе, лишь оно НИКОГДА НЕ ОШИБАЕТСЯ. В древности говорили, что все частички нашего предназначения, словно камушки единой мозаики, содержатся в тех самых прекрасных и самых сокровенных мечтах, которые хранит и которыми живет наше сердце. Бернард Шоу когда-то сказал: "Хочешь заглянуть в Душу человека - спроси, о чем он мечтает..." А вы никогда не задумывались о том, что наше сердце мечтало о любимом деле, любимом человеке, истинном друге, единомышленниках, о великих идеях, творениях, подвигах и приключениях гораздо раньше, чем они встретились нам в жизни? Вы, наверное, забыли, что наше сердце стремилось к ним еще с колыбели, что никогда не переставало их искать и ищет до сих пор, несмотря на то что наша голова давно уже перестала о них думать? Наше сердце всегда им верно, потому что связано с ними таинственными узами, идущими за грань пространства и времени, жизни и смерти. Именно поэтому наше сердце в ситуациях жизненного выбора всегда узнает тех или то, что является частью нашего предназначения. Оно слишком давно о них мечтало, чтобы ошибиться, и поэтому всегда выбирает правильно. Сердце, живущее сокровенными мечтами, не обманешь, оно всегда уверено в том, что любит, и в тех, кого любит. Зато наша голова постоянно анализирует, усложняет, сомневается, требует доказательств, ее все время уносит не туда, поэтому без руководства сердца на нее нельзя положиться.

Вся наша жизнь, все ситуации, даваемые нам Судьбой, являются одним великим, постоянным Выбором между двумя Путями: ГОЛОВЫ и СЕРДЦА, между дорогой "не туда" и дорогой "туда". Услышать в момент выбора голос сердца, а потом поступать наоборот - это все равно что на дороге увидеть указатель, не воспользоваться им и потом заблудиться. Путь сердца долгий и тернистый, он полон таких же препятствий и испытаний, как и путь головы, если не хуже. Но если на каком-то этапе этого пути сердце поможет вам найти, например, свое любимое дело, первую, маленькую часть вашего Предназначения, то будьте уверены, что это лишь начало большого поворота в вашей судьбе. Благодаря этому первому шагу на последующих этапах постепенно, по крупицам оно будет открывать вам недостающие звенья: любимого человека, родственные души, великие мечты и сокровенные таланты души. И вы будете знать, ради чего и ради кого живете, но все это при одном условии: что вы не перестанете идти, мечтать, сражаться и верить. Если однажды вы кое-чего достигли - маленького, незначительного или большого - и если после этого в вашей жизни долгое время ничего не меняется и вы ничего нового не открываете, значит, вы идете по пути головы, ведущему в никуда. Вы удалились от сердца, и чем дольше вы будете идти этим путем, тем труднее будет к сердцу возвращаться... В древности говорили, что если в таком случае остановиться, вспомнить, о чем сердце мечтает больше всего, и осмелиться сделать первый маленький, неуклюжий шаг, то надежда еще не потеряна и все упущенные шансы вновь вернутся вместе с твоим возвращением на "ТУ" дорогу.

Философ Хорхе А. Ливрага однажды сказал: "Человек имеет величину того, о чем он осмеливается мечтать". В момент жизненного выбора вся наша дальнейшая судьба, вся дальнейшая судьба нашей заветной мечты может решиться за один короткий миг благодаря одному велению сердца. Но точно так же, за один короткий миг, мы можем разрушить все собственными руками, если к этому велению сердца не прислушаемся.

Если, идя по жизненному пути, ты не устанешь
проявлять мужество и справедливость,
увидишь, пройдет время, и ты помолодеешь.
Как у лягушки, тебе прибавятся еще годы и годы.
Ты совершишь то, о чем мечтал,
и ты станешь тем, кто ты есть на самом деле.

Песня арфиста Неферхотепа


Кризис - это необходимый этап жизни, очень активное и конкретное переосмысление того, что было и что будет.

Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

на журнал "Человек без границ"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: