Сказочная судьба г х андерсена

АНДЕРСЕН Ганс Христиан (Hans-Christian Andersen, 1805–1870) - датский поэт, примыкавший к романтической школе. Его сказки - одно из значительнейших явлений в мировой литературе XIX в. Р. в семье бедного сапожника, в старинном датском городе Одензе, сохранившем много средневековых обычаев.

В жанровом отношении творчество Г.Х. Андерсена очень разнообразно: романы, стихи, пьесы, путевые очерки, автобиографическая проза, но именно сказки составляют большую часть его литературного наследства и именно они принесли ему мировую известность. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Интересно, что далекий от мира литературной критики физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок увидел талант их автора и пророчески заметил, что именно этот жанр сказки сделают имя Андерсена бессмертным.
Всего им было опубликовано 4 сборника: «Сказки, рассказанные детям» (1835–1842), «Новые сказки» (1845–1848), «Истории» (1852–1855), «Новые сказки и истории» (1855–1872). В них входит 156 сказок – это все, что написал Андерсен в этом жанре. Каждый из этих сборников представляет собой законченное целое.

Началом его творчества как сказочника считают 1835 г., когда писатель начал обрабатывать сказки, услышанные им в детстве. м была подчеркнута и собственная оригинальная манера повествования – так, как рассказал бы их детям. Эдвард Колин в своей книге об Андерсене припоминает, что писатель часто, развлекая детей с семьях, в которых часто бывал, рассказывал им истории, которые либо придумывал сам, либо брал из известных сказок, но при этом разнообразил старую историю своими шутками, юмором, интересными фактами. Детям и взрослым эти устные рассказы писателя очень нравились. Таким образом и была найден собственный стиль для популярного в эпоху романтизма жанра сказки. Трудность его осуществления заключалась в том, что надо было перевести устную речь в письменную. Для этого Андерсену пришлось создать новый письменный язык.

Писатель не сразу понял ценность избранного им нового жанра, но успех его сказок не только у детей, но и у взрослых подсказал ему мысль использовать сказки для передачи идей взрослым читателям: «Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно дать пищу для размышлений!»

С этого времени и будет действовать знаменитый принцип «айсберга»: фабула, язык и сказочное окружение – для детей, а идеи, глубина содержания – для взрослых, для тех, кто читает им книгу. Это сообщало сказкам особую наивность и непосредственность, близкую детям, и одновременно создавало второй, философский план, который недоступен детям, но помогает осмыслить их взрослым. Эта оригинальная форма повествования разовьется у Андерсена постепенно, достигнув совершенства после 1843 г. Тому подтверждение сказки: «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Ель», «Девочка со спичками», «Воротничок».

Сказки второго периода творчества на более высоком философском уровне будут рассматривать старые темы: сказка «Соловей» развивает идеи «Свинопаса», написанного в первый период творчества – о подлинных и мнимых ценностях человеческой жизни; в «Снежной королеве» повторится, но существенно дополнится тема преданности, жертвенной любви, активной доброты, рассмотренной писателем ранее в «Диких лебедях». Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из «Снежной королевы» или Эльза из «Диких лебедей», чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния могучих героев. Совершают подвиг жертвенности и преданности неприметные девочки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Романтический конфликт личности и общества, незаурядного человека и толпы, рассмотренный писателем в сказках 30-х гг., получит дальнейшее развитие в сказке «Гадкий утенок» (1843), которую можно прочитать как обычную детскую сказку о животных и как автобиографическое произведение. Сказка «Ель» о смысле жизни, о радостях каждодневного существования. О наивных мечтах, об одиночестве. Перед нами жизнь человека. Не увидевшего собственного счастья, откладывающего начало настоящей жизни на завтра. Эта же тема звучала в отдельных сказках прошлых лет, например, в «Райском саду», но теперь она становится глубже и многозначней.

Истории, рассказанные Андерсеном в 40–50-е гг., становятся в сюжетном отношении намного проще, связь с фольклором резко ослабляется без ущерба для художественных целей писателя, а позже и вовсе становится неощутимой. Он расстается с волшебниками, феями, королевами воображаемых стран, нежитью лесов и вод, его притягивает окружающее, люди из плоти и крови, с их тревогами, радостями, бедами, с их достоинствами и несовершенствами, с их трудной судьбой. Он так говорил об этом: «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь». Теперь писатель расстался со сказочной бутафорией и неизменно счастливыми концовками.

Героями своих историй и сказок автор делает предметы быта: старые воротнички, выброшенные хозяйкой, ржавая штопальная игла. Это и обитатели птичьего двора, крысы, мыши, высохшая ель и т. д. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное – душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, разнообразный в своих проявлениях мир, пробудив интерес к цветам и деревьям, стершейся монетке, старой штопальной игле, бутылочному осколку. У всех своя история, судьба. Эти герои нужны Андерсену для того, чтобы рассказать людям о них самих. Он довел до виртуозности умение сочетать два плана – волшебный и житейский. Чаще всего Андерсен пользуется этим приемом для сатирических целей: очеловечивая неодушевленные предметы, он высмеивает и осуждает не их безвинную суть, а людские пороки: чванство, хвастливость, корысть, высокомерие. Тот же прием используется и для возвеличивания наиболее ценимых им в человеке свойств: стойкости, мужества, верности, общественной полезности.

Некоторые сказки 40-х гг. имеют грустный конец. Например, в сказке «Девочка со спичками», созданной в жанре пародии на рождественский рассказ, счастье приходит к замерзающей девочке лишь в предсмертном сне. Люди, проходившие мимо нее, приняли ее за груду грязных тряпок.

Важным моментом для понимания сказок писателя, особенно, написанных во второй период творчества, является и то, что Андерсен был верующим человеком. Его вера органически вплеталась в сюжет его произведений, нередко руководила его героями, совершая с ними те необыкновенные чудеса, которые прямо указывали на их источник – божественные силы. Евангелие, молитва «Отче наш», ангелы Божьи и другие четкие атрибуты христианской веры введены у Андерсена непосредственно в текст, а не проходят намеками контекста, не представляют собой символы и знаки. В то же время к его вере в Бога примешивалась и значительная доля суеверия.

Многие сказки и истории 2-го периода по жанру близки притче: они многозначны, условны по содержанию, в них рассматриваются так называемые «вечные» проблемы: смысл жизни, отцы и дети, жизнь и смерть и т. д. Примером такой истории является сказка-притча «Мать». Смерть в образе старика похитила у матери ребенка и родительница, чтобы узнать, в какой стороне находится обитель смерти, дарит свои глаза озеру, прижав к груди терновник, согревает его, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Она сама отказалась от спасения своего сына, когда увидела его судьбу в колодце – это была страшная жизнь. Хуже смерти. Женщина согласилась с решением Бога: «Не внемли мне, когда я прошу о чем-либо, несогласная с Твоей всеблагой волей! Не внемли мне! Не внемли мне!»

Андерсен не только высмеивает людские заблуждения, он неустанно напоминать слишком много о себе возомнившему человеку о вечности. Андерсен не устает это делать, его позднее творчество окрашено иронией, сарказмом, печалью и горечью, он вовсе не так добр и снисходителен, как в своих ранних сказках, когда сердце было полно веры и надежд. Во многих сказках и историях 40–60-х гг. Андерсен упоминает имя Иисуса Христа, ссылается на божественные силы, волю творца, приводит названия и цитаты молитв и т. д. Такие произведения в советское время соответствующим образом переделывались, сокращались. Больше всех от цензуры пострадала самая известная и объемная сказка писателя «Снежная королева». В оригинале Герда, чтобы успокоить снежную вьюгу, которая встретила ее перед дворцом Снежной королевы, читает молитву «Отче наш» и т. д. Но даже в этом исправленном тексте есть эпизод, когда Герда поет Каю рождественский псалом: «Розы цветут…Красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа!»

И каждая сказка Андерсена учит ребенка чему-то новому, расширяет его кругозор, будит его фантазию. Прочитав сказку «Соловей» почему бы не поговорить с ребенком о Китае, а прочитав «Калоши счастья» рассказать ребенку о Дании. Я уже не говорю, что «Снежная королева» Андерсена воспринимается детьми как захватывающий авантюрный роман. Этому способствует и яркая образная система датского писателя. Он настолько живо описывает своих персонажей, что они часто служат героями детских рисунков.

Но главная ценность сказок Андерсена в том, что они обращаются не только к разуму ребенка, но и к его сердцу. Мастерством своего пера великий сказочник внушает детям сострадание к Русалочке, восхищение отважной Гердой и Верным Оловянным Солдатиком. В сказках Андерсена есть еще одно большое достоинство – в них практически нет насилия и жестоких сцен (если не считать насилием похищение Дюймовочки или предполагаемую казнь Солдата в «Огниве»). Все его истории очень мудрые и добрые. Вот только иногда они бывают с грустными концами.

Все названные выше особенности подчеркивают то новое, что появилось в сказках писателя в период зрелого творчества. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки – они адресованы в равной мере и взрослым.

Невероятный мир сказок, который был создан одним необычным, очень мечтательным и действительно талантливым человеком - Гансом Христианом Андерсеном, и сегодня увлекает и очаровывает малышей, более старших детей и даже взрослых, уводя в мир фантазии, магии, верности, дружбы и любви. Мы выросли на этих сказках, и наши дети так же будут восхищены его невероятными историями и рассказами, в которых каждый может узнать себя.

Список сказок Андерсена. Незабываемые и самые любимые персонажи

За свою жизнь мечтательный и очень добрый Ганс Христиан Андерсен успел написать огромное количество сказок, повестей, небольших историй, тем самым даря множеству поколений ощущение чуда, желание быть добрым и не сдаваться даже в самых сложных ситуациях. С самого детства мы равняемся на своих любимых сказочных героев, и список сказок Андерсена состоит из множества историй и былин, подаривших нам кумиров, которые всегда будут жить в наших сердцах. Маленькие девочки просто обожают Русалочку, восхищаются смелостью Герды и чуткостью Принцессы на горошине. Мальчики всегда любят послушать еще раз о Гадком утенке и Стойком оловянном солдатике.

Сказки Ганса Христиана Андерсена, которые по праву считаются самыми популярными и известными:

  • «Новое платье короля»: для многих взрослых именно эта сказка - любимая, ведь она учит верить своим глазам, а не только словам окружающих;
  • «Дикие лебеди» - учит жертвовать собой и сильно верить - это всегда награждается;
  • «Девочка со спичками» - трогательная история, от которой наворачиваются слезы и которая позволяет переосмыслить ценности жизни;
  • «Дюймовочка» - множество экранизаций этой замечательной сказки помогает деткам во всем мире понять, что нужно быть уверенными в себе и идти к своей цели, не соглашаясь на более простые и доступные варианты;
  • «Русалочка» - это ода силе любви, которая поглощает всего тебя;
  • «Снежная королева» - даже самое холодное сердце можно растопить, если у тебя оно горячее.

Список сказок Андерсена намного больше, здесь приведены только самые известные из них, с которых лучше начинать ознакомление с его творчеством.

Идеи и сюжеты брал он из жизни…

Многие сказки Ганса Христиана Андерсена написаны на основе некоторых событий из его жизни. Это были и детские воспоминания, мысли, желания. А вот такие как «Маленький Клаус и большой Клаус» и «Огниво» являются всего лишь пересказом услышанных историй и былин. Но благодаря безграничной и очень красочной фантазии взрослый Андерсен сумел превратить их в шедевры литературы, которые остаются актуальными, независимо от времени.

Немалую роль в его творческой жизни сыграли, как говорил сам бессмертный сказочник, история и эпос его родной страны - Дании. Наполненная рассказами, песнями, легендами, культура этой страны повлияла на формирование его стиля.

Герои его сказок - не просто вымышленные персонажи…

Список сказок Андерсена огромен, однако автор нам подарил не только уникальные истории, но и столь же редких персонажей, которые превратились в самостоятельные любимые образы, живущие в памяти каждого из нас. Вспомните, он рисует перед нами не только смелых мальчиков и девочек, но и разговаривающие домашние вещи, цветы, игрушки. Именно этот приём, который был им использован, помог детям всего мира научиться фантазировать и видеть что-то необычное в абсолютно обычных вещах. Каждая вещь, животное обладают своим собственным характером, поэтому сказка становится более насыщенной, увлекающей - в этом, наверное, и есть секрет его успеха.


О жестокости в творениях Андерсена

Многие говорят, что некоторые сказки Ганса достаточно жестоки, даже сами названия сказок Андерсена - например, «Девочка, которая наступила на хлеб» или «Скверный мальчишка» - говорят о детях, которые поступали не очень хорошо и были за это наказаны. Многие герои его повестей умирают. Это можно объяснить тем, что подобные рассказы были написаны в период депрессии, и пускай для маленьких детей - это не самая подходящая литература, а вот более взрослым стоит их почитать.

Андерсен - это человек, который в одиночку создал целый мир сказок. И его имя всегда будет на устах юных и взрослых читателей.

Сто лет назад, 23 августа 1913 года, в Копенгагене появился памятник Русалочке из сказки Андерсена, который был создан скульптором Эдвардом Эриксеном. Но не все знают, что кроме этой знаменитой скульптуры имеются и другие памятники героям Андерсена.

Поставлен в Оденсе, в Дании, на родине великого сказочника. Эта бронзовая фигурка солдатика как будто только что сошла со страниц сказки, настолько правдоподобно выглядит стойко стоящий на своем посту оловянный солдатик на одной ноге (как вы помните из сказки, на другую не хватило олова).

Памятник Русалочке является, пожалуй, самым известным памятником персонажу любимого всеми сказочника. В образе русалки скульптор по заказу влюбленного богатого пивовара изобразил предмет его воздыханий – балерину королевского театра Джульетту Прайс. Так простая балерина стала практически бессмертной, превратившись в любимую всеми Русалочку. Памятник русалочке небольшой – высота скульптуры всего 1,25 метра, вес около 175 кг. Но это небольшое изваяние является олицетворением не только всего творчества Андерсена, Русалочка стала настоящим символом Копенгагена. Однако она привлекает к себе внимание не только туристов и гостей города, но и злоумышленников. Два раза памятник был варварски испорчен хулиганами. В первый раз, в 1964 году, вандалы обезглавили Русалочку. Но благодаря тому, что сохранилась старая гипсовая форма статуи, была отлита голова. После этого памятник стали освещать и даже выставили возле него полицейский пост. Но, как только его сняли, у Русалочки отпилили руку. На сей раз, злоумышленники сами явились в полицию с повинной и не понесли серьезного наказания. В юбилеи памятника в Копенгагене устраиваются грандиозные праздники, в которых с удовольствиемучаствуют как гости города, так и горожане.

Также можно увидеть в Оденсе. Эта небольшая скульптурка отображает процесс превращения Гадкого утенка в Прекрасного лебедя. Еще вроде и изгиб шеи не совсем величественный, и фигура немного угловата, но все знают, что скоро, на удивление окружающих, перед всеми предстанет самый Прекрасный лебедь в мире. Этот памятник дает каждому человеку надежду на прекрасное будущее и учит не обращать внимания на трудности, как герой сказки Андерсена. Наверное, поэтому перед этой скульптуркой так часто задерживаются прохожие.

Парк имени Андерсена, Оденс. В месте, где река делится на два рукава, по течению вечно плывет Бумажный кораблик, который изготовлен, конечно, из металла. Впечатление от этой скульптуры очень необычное и приятное.


Оденс. Эта скульптура изображает момент, когда Дюймовочку нашли в цветке. Маленькая фигурка девочки располагается в распускающемся соцветии. Это изображение всегда очень нравится малышам, посещающим парк.


Не только на родине почитают сказки Андерсена. В городе в 2006 году была установлена на центральной аллее парка. Скульпторы В.Звонов и А.Бутаев сделали этот памятник в смешанной технике. Милая Дюймовочка с крыльями, подаренными ей Эльфом, сразу полюбилась малышам, посещающим этот парк, и, конечно, взрослым, у которых появился повод заинтересовать своего ребенка сказкой.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: