Тайны старых картин — «Неравный брак» В. Пукирева

Известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева - это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук - всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте - всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

- Не противен ли я вам?
- Нет, - ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить - мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо - я почти ненавижу его» . Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.



Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?



И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах ! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.



Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених - на невесту, невеста - в пол, друзья жениха - тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь - Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.

Сима младше меня лет на десять. А еще мы познакомились с ней на работе. Сима достаточно долго была моей подчиненной. Тем не менее, в итоге у нас сложились дружеские, практически сестринские отношения. Сима оказалась очень открытым и добрым человеком, несмотря на то, что жизнь обошлась с ней довольно жестоко. Ей не было и тридцати, когда она осталась с двумя малышами без мужа, погибшего в аварии.

Сами понимаете, когда Симочка поделилась со мной радостной новостью о том, что она выходить замуж, я сначала обрадовалась, а потом задала резонный вопрос:

— А откуда взялся этот жених?

Встречаемся мы довольно часто и я не слышала о каком-либо мужчине, ухаживающем за подругой.

— Понимаешь, — замялась Сима, - Это родня меня с ним познакомила. Очень достойный человек. И мальчишкам отец нужен, — и она беззащитно улыбнулась.

Сразу скажу, Сима имеет высшее образование, достойную специальность и не похожа на «забитую женщину Востока». Но, что говорить, край у нас многонациональный и порой землячества очень активно навязывают волю старших своим более молодым сородичам.

— Давай, рассказывай, что приключилось, — сказала я, понимая, что начинаю закипать.

Оказалось, что буквально на днях какая-то тетушка из дальних родственников, приехавшая погостить к Симе, обнаружила, что племянница не замужем. Она подняла на ноги всю родню и в минувшие выходные пригласила к Симе домой потенциального жениха. Им оказался вполне преуспевающий мужчина. Руководитель предприятия. Вот только возраст этого дядечки давно уже перевалил за шестьдесят.

— С ума сошла? — довольно бурно отреагировала я на ее рассказ, — Зачем тебе старик? Ты молодая. Красивая. А за ним, что — через пару лет ночные горшки будешь выносить? Подруга, ты точно не из тех женщин, которые готовы из-за денег за старика выйти. Да и зарабатываешь ты сейчас прилично. Поговори со своей теткой. Хочешь я сама с ней поговорю?

— Не кипятись, — улыбнулась Сима, — ты же знаешь, ты для меня как старшая сестра. Вот я и советуюсь. Но хочу сказать, что этот « старичок» мне и правда понравился.

Я только фыркнула.

История получила продолжение через неделю. Сима пригласила меня в гости и я, увидев шикарно накрытый стол, поняла, что готовится сватовство «часть вторая».

— Сейчас ты его увидишь, — заговорщически прошептала подруга. — Он уже едет. И, кстати, после моего рассказа о тебе, очень хочется познакомится.

Я пожала плечами, и тут в комнату вошел высокий седой мужчина. Стройный и подтянутый он, поздоровавшись с Симой, подошел ко мне и хитро улыбнулся:

— Ну и как вам старый жених?

Я рассмеялась. Жених оказался хорошо знакомым предпринимателем и ученым. Я несколько раз встречалась с ним по работе и всегда поражалась его обаянию. Знаете, есть такие мужчины, которые независимо от возраста создают вокруг себя необычайно притягательную ауру сильного человека.

— Рада встретится, но я думала, вы женаты.

— Жена умерла десять лет назад, но я предпочитал носить кольцо. Вокруг столько женщин, — он пожал плечами, — а я никого не хотел видеть. Но когда тетушка Симы показала ее фотографию, я словно проснулся. А насчет ночных горшков не переживайте. У нас в семье генетика хорошая.Я родился когда моему отцу было за пятьдесят. Так получилось, что его первая семья погибла на войне. И это был второй брак. Прожил он до девяноста и до последнего дня был бодрым и здоровым. Да и выглядел молодо. Так что, даете свое благословение? А то Сима вас практически старшей сестрой считает.

С тех пор прошло пять лет. Могу сказать, что неравный брак Симы вполне успешен. А недавно за чашкой кофе она призналась:

— Знаешь, он такой потрясающий мужчина во всех отношениях, и я очень рада, что ему уже за семьдесят. Он и сейчас очень привлекательный. А представь, сколько бы у меня было конкуренток, будь он лет на двадцать моложе?!

Так что любви все возрасты покорны.

«Неравным» можно назвать брак по ряду причин. Это может быть большая разница в возрасте супругов, разный социальный статус. Сюда же можно отнести случай, когда, муж — «писаный красавец», а у жены, как говорят в народе, «ни кожи, ни рожи». В общем, если что-то отличает супружескую пару от норм, которые приняты в обществе, то люди видят в этом мезальянс… Перед вами - пять союзов, на которые окружающие в свое время наклеили ярлык «неравный брак» по той или иной причине…

Елизавета Петровна и Алексей Разумовский

Императрица Елизавета Петровна отказала французскому королю Людовику XV и принцу Голштинскому. А все потому, что уже была замужем. Ее избранником стал черниговский казак, певчий придворного хора (впоследствии граф), Алексей Разумовский. Официально о браке не объявляли, но при дворе об этом знали все.

Портреты Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, 1757 год.

Не прошло и года после смерти «дщери Перта», как престол заняла Екатерина II. Она пожелала узнать, так был ли заключен церковный брак между Елизаветой и Разумовским, и отправила к графу гонца. Разумовский отказался от борьбы за власть: он сжег официальные бумаги о браке на глазах изумленного посланника.

Прасковья Жемчугова и Николай Шереметев

Она — дочь кузнеца, актриса крепостного театра, Прасковья Жемчугова. Он — граф Николай Шереметев, хозяин этого самого театра. Их роман никого не удивил, а вот законный брак произвел эффект разорвавшейся бомбы. Общество так и не приняло этот союз.

Портреты Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой и Николая Шереметева, 1803 год.

Через два года после свадьбы Прасковья умерла. Злые языки даже поговаривали, что она была отравлена завистливой дворней, либо родственниками Шереметева, недовольными этим мезальянсом. Но, скорее всего, она стала жертвой чахотки.

Жанетта Полина Гебль и Иван Анненков

О красивом, молодом и богатом Иване Анненкове мечтали многие барышни из известных семей. Однако он выбрал французскую модистку, католичку Жанетту Полину Гебль, приехавшую в Россию, и не прогадал.

После восстания декабристов, в котором Иван принимал участие, ему был вынесен приговор — 20 лет каторжных работ. Юная француженка, не зная русского языка и не представляя, что такое вообще Сибирь, решила последовать за возлюбленным.

«Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не могу долее жить. Это самое пламенное мое желание… Молю на коленях об этой милости…», − писала она в обращении к императору. Эта решительность окончательно покорила русского дворянина.

Портреты декабриста Ивана Анненкова и Жанетты Полины Гебль, 1825 год.

«Ангел, которого я обожал всю мою жизнь! Я не смею больше словами выражать все чувства, которые ты мне внушаешь. С того времени как я знаю, что ты настаиваешь на выполнении обещанной жертвы, молчаливое восхищение — вот единственное чувство, дозволенное человеку, который недостоин тебя ни в каком отношении. Итак, ты неизменна, божественная женщина!» − писал Иван возлюбленной.

Влюбленные прожили вместе всю жизнь. У них родилось семь детей. Иван Анненков пережил свою спутницу всего на год и четыре месяца. «После смерти бабушки дед впал в болезненное состояние и последнее время своей жизни страдал черной меланхолией », − вспоминала внучка Анненковых.

Анна Сниткина и Федор Достоевский

Федор Михайлович Достоевский и Анна Сниткина, вторая жена писателя, встретились, когда ей было 20 лет, а ему — 45.

Портрет Анны Сниткиной и Федора Михайловича Достоевского, 1863 год

На момент их встречи Федор Михайлович был измучен жизнью, больной, нищий. Но Анна, несмотря на столь юный возраст, сумела понять его многострадальную душу, полюбить и стать писателю не просто женой, а и другом, и помощницей, и «ангелом-хранителем».

Лидия Циргвава и Александр Вертинский

Еще один счастливый «неравный» брак — союз Александра Вертинского и Лидии Циргвава. Они поженились, когда ему было 52, ей всего 19 лет. Вертинский, кумир эстрады, был пленен красотой дочери служащего КВЖД, она — его талантом.


Александр и Лидия Вертинские.

Родители Циргвава были против брака дочери с Вертинским.

Александр Николаевич безумно любил свою супругу. В письмах к ней обращался очень ласково, называя «Лиличка», «Пекочка», «лучший мой друг». Он подробно рассказывал жене обо всех событиях, происходящих в его гастрольной жизни, делился своими переживаниями. Лидия Владимировна принимала эту любовь, уважала мужа, была ему преданна.

Она осталась вдовой в 34 года, прожив в счастливом (пусть и неравном) браке с Вертинским 15 лет, и замуж больше не выходила. Память о муже пронесла через всю оставшуюся жизнь.

link

Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство - в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…




Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму - якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением - молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание - головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».




Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя - и отказывались повторять его ошибку.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: