Таблица на тему техники работы с бумагой. Техники работы с бумагой

Бумага - материал, созданный из древесины, глины, клеящих веществ, минералов; основа бумаги - растительные волокна, которые связаны друг с другом различным плетением.

В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить себе наш мир без бумаги, которая использовалась и используется не только для сохранения и передачи информации, но и для отделки, упаковки; изготовления денег, фотографий, печатных плат и многого другого. Некоторые виды изобразительного искусства возникли благодаря появлению бумаги.

И, конечно же, бумага - один из самых доступных материалов для творчества.

Обычная, цветная, гофрированная, бархатная, упаковочная бумага; журналы, газеты, коробки - все это идет в ход в умелых руках.

Для работы в технике вырезания нужны, помимо бумаги, ножницы или острый нож. История бумажных вырезок началась в Китае, вскоре после изобретения бумаги. Со временем вырезание бумажных украшений стало одним из видов народного творчества – «Цзяньчжи». В Азии и Европе вырезание стало популярным в 13-15 веках, а широкое распространение в Восточной Европе это искусство получило в 19 веке. У славянских народов бумажные вырезки носят название «вытинанка».

Для аппликации из бумаги понадобятся ножницы и клей. Аппликация происходит от латинского слова applicatio, которое означает «прикладывание». В этой технике к фону приклеиваются вырезанные из бумаги детали композиции.

Бумагокручение основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.

Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В технике плетения из бумаги выреза ются полоски, которые затем определенным образом вплетаются в основу (фон).

Оригами – «сложенная бумага» - техника, которая состоит в складывании листов бумаги определенным образом для получения различных фигурок. Зародилось это искусство в древней Японии, где божествам приносили дары в сложенных из бумаги коробочках. В 20-ом веке оригами получило широкое распространение по всему миру.

Традиционное изделие оригами складывается из квадратного листа бумаги, без клея и ножниц. Помимо классического оригами, существуют различные направления и виды этого искусства, в которых используется вырезание и склеивание (модульное оригами, кирикоми оригами). Считается, что занятия бумажной пластикой положительно влияют на эмоции человека, поэтому оригами используют в арттерапии.

Квиллинг , или бумагокручение - еще одна техника работы с бумагой. Это искусство украшения завитками из бумаги разных предметов. Для квиллинга нужны узкие полоски бумаги, которые наматываются на тонкий стержень. Из получившихся затем спиралек формируют различные фигурки и составляют из них композицию, приклеивая к основе. В эпоху Средневековья квиллинг получил распространение в Европе, а в настоящее время - по всему миру.

Бумажная живопись - искусство, пришедшее с Востока; в Японии на зывается «чигире-е» (чигири-е), в Корее – «ханди-гырим». Техника состоит в вырывании при помощи специальных инструментов кусочков бумаги, которые затем будут приклеены к основе. На основу наносят эскиз будущего произведения.

Моделирование из бумаги - создание моделей различных объектов с сохранением пропорций. Напечатанная (начерченная) на листе развертка модели вырезается, сгибается и склеивается.

Папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». В измельченную бумагу или картон добавляют клей, крахмал и минеральные вещества: гипс, алебастр. Из получающейся бумажной массы можно лепить; можно ее отливать в формы и прессовать. Для разных видов изделий из папье-маше - игрушек, скульптуры, барельефов, строительных материалов - используются различные составы; а технологии изготовления постоянно совершенствуются.


Дорогие ребята! Прежде чем взяться за работу, познакомьтесь с тем, из чего и чем мастерят чудесные бумажные и картонные поделки. Итак, для работы вам понадобятся:

Бумага бывает разного качества: от тонкой прозрачной - папиросной, до плотной, которую очень трудно даже надорвать, - металлизированной.

  • Для создания объема некоторых поделок нужна тонкая и мягкая бумага (папиросная, бумажные салфетки).
  • Понадобится также простая белая или цветная бумага, типа газетной, для бумажной мозаики.
  • Более плотную, которая, впитывая влагу, не промокает насквозь (большинство наборов цветной бумаги), можно использовать для аппликаций.
  • Для изготовления игрушек оригами нужна бумага в меру плотная, дающая четкие линии при изгибе (лощеные тетрадные листы, мелованная бумага).
  • Картон необходим для основы объемных изделий, игрушек.
  • Картонные коробки, фантики, фольга, обрезки обоев - все понадобится настоящему мастеру.

Для работы нужны два вида клея: жидкий (ПВА) и клеящий карандаш.

Клеящий карандаш используют при изготовлении аппликаций, для приклеивания мелких деталей.

Клей ПВА необходим для склеивания различных деталей, когда требуется большая прочность.

Работая с клеем, не забывай о правилах, которые необходимо выполнять, чтобы не было неприятностей.

  1. Рабочую поверхность застели газетами, упаковочной бумагой или клеенкой - после работы не придется отмывать стол от капелек застывшего клея.
  2. Если клей хранится в довольно большой емкости, для работы отливай его понемногу в небольшую плоскую баночку или крышечку - тогда тебе не грозят клеевые озера на бумаге или на полу.
  3. Для нанесения клея используй специальную кисточку или трубочку из плотной сложенной бумаги.

Для работы нужны две пары. Одни ножницы долж ны быть средней длины с закругленными кончиками. Ими режут бумагу. Вторые - маленькие с прямыми лезвиями. Их используют для прорезания внутренних деталей и насечек.

Линейка, карандаш

С помощью линейки можно не только провести ровную линию, но и ровно оторвать нужную полоску бумаги. Для этого приложи линейку к листу в нужном месте так, чтобы бумага слегка выступала из-под листа. Плотно прижимай линейку левой рукой. Правой рукой возьми лист бумаги за правый верхний угол и приподними его до линейки. Затем сильным движением потяни лист на себя. Разрез пойдет вдоль линейки.

Карандашом можно не только рисовать, но и придать кусочку бумаги нужную форму.

Чтобы получить трубочку, оберни карандаш полоской бумаги и прогладь между ладонями. Убери карандаш - и бумага останется скрученной.

Для придания выпуклой формы мелким деталям (пуговичка, цветочек) помести вырезанную фигурку на ладонь левой руки, а концом карандаша надави на ее середину. Получится выпуклая деталь.

Спиральку из бумаги можно сделать при помощи ножниц или линейки. Возьми кончик бумажки в левую руку. Большим пальцем правой руки прижми полоску бумаги к острию раскрытых ножниц или торцу линейки. Скользящим движением на себя протяни бумагу по всей длине.

Правила работы с бумагой

  1. Все линии сгиба делают четко, хорошо проглаживая. Чтобы на бумаге не оставалось грязных пятен, место сгиба проглаживают закрытыми ножницами или на место намеченного сгиба накладывают лист бумаги и проглаживают сверху. Причем если сгиб одиночный, то лист удобно расположить так, чтобы сгиб находился справа или сверху.
  2. Если нужно разорвать бумагу на полосы, необходимо учитывать, в каком направлении в ней располагаются волокна. Если рвать вдоль волокон - разрыв будет длинным и довольно ровным. А если поперек, то длинная полоска не получится. Чтобы это почувствовать, потренируйся на газетной бумаге.
  3. Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, клеем намазывают наклеиваемую деталь. Если же намазать контур детали на листе-основе, а затем приложить саму деталь, она не будет ровной и гладкой, на ней появятся морщины и складки.
  4. Наклеиваемую деталь необходимо крепко прижать. Для этого используют чистый лист белой бумаги и кусочек фланели. Деталь намазывают клеем, помещают на лист-основу, слегка прижимают в центре, расправляют и накладывают на нее чистую бумагу. После этого фланелевой тряпочкой тщательно проглаживают деталь от центра к краям.

Способы работы с бумагой и картоном

Особенности строения и свойства бумаги и картона важно учи­тывать при выполнении операций сгибания и складывания.

Перегнуть бумагу можно быстрее, удобнее и аккуратнее, если вдоль размеченной линии сгиба провести по линейке гла­дилкой. Кончик инструмента образует ровный след (канавку), в котором волокна бумаги сдавливаются, сжимаются и надламываются. По этому следу можно легко, точно и ровно пе­регнуть лист бумаги. После складывания полезно еще раз провести гладилкой по линии сгиба.

Если нужно перегнуть картона линию сгиба размечают на лицевой стороне (в отличие от бумаги, которую размечают с изнаночной стороны). Вдоль линии сгиба по фальцлинейке де­лают неглубокий надрез ножом, при этом прорезают только верхний слой волокон. Затем перегибают картон надрезом наружу сгибаемой детали, в противном случае не надрезанные волокна в местах сгиба будут стягиваться и разрываться.

Резание бумаги, производят ножницами по размеченным ли­ниям отреза. При этом лезвия ножниц направляют как можно точнее по линиям разметки, режут средней частью лезвий нож­ниц, не закрывает их до конца резания. Ножницы держат парал­лельно столу, режут над столом (а не над полом); левой рукой держат за большую часть заготовки, отрезая меньшую.

Особого внимания потребует обучение приемам рабо­ты с клеем. Сборка изделий при помощи клея является самой распространенной, но очень часто именно из-за неумения правильно приклеить деталь ребенок не может добиться нужного качества работы. Художественный или конструктивный замысел может при этом пострадать на­столько, что изделие теряет смысл, а у детей пропада­ет интерес к работе.

Приемы приклеивания в начале намеренно упрощены: клей нужно наносить непосредственно на участки фона и на эти места накладывать обрезки ниток, семена и пр. Да­же если ребенок не смог точно рассчитать количество клея, и он виден на поверхности коллажа, общему художествен­ному впечатлению это, возможно, и не помешает. Однако большинство изделий потребуют большей аккуратности. Наиболее распространенным приемом является такой, при котором клей наносится на приклеиваемую деталь. Необходимо при­учить детей сразу делать это правильно. Во время работы с клеем на столах должны быть стопки сухой газетной бумаги небольшого размера. Под деталь, на которую нужно нанести клей, сначала подкладывают такой листочек; после нанесения клея деталь укладывают на свое место и приглаживают через сухой бумажный лист; для приклеивания следующей детали используют другие газетные листы, а грязные складывают в отдельную стопку - это позволяет работать чисто и быстро. Придется поработать и над тем, чтобы дети наносили клей только кисточкой, равномерно распределяя его по всей поверхно­сти детали. Лучший клей, который подходит для всех ра­бот и материалов, ПВА; для работы с бумагой можно ис­пользовать крахмальный клейстер. Применение клеящих карандашей и других сугубо канцелярских принадлежно­стей нежелательно.

Одним из интереснейших способов работы является окраска бумаги.

Порой нелегко бывает приобрести нужную и разнообразную по цвету бумагу, что ограничивает возможность детей и взрослых создавать яркие и нарядные поделки творческого характера. Большую помощь может оказать при этом умение самим красить бумагу, для чего необходимо знать приемы окраски и смешения цветов.

Крашение - занятие, весьма интересное для детей. Их прив­лекает преобразовательная особенность красок, возможность по­лучения все новых и новых цветов и оттенков.

Рассмотрим некоторые приемы окраски бумаги и ее декоратив­ной обработки.

Для окраски берут белую бумагу писчих сортов в упаковке. Не подходит для крашения глянцевая, водостойкая бумага (каль­ка, слюда), так как с нее краска быстро соскальзывает. Хорошо окрашивается впитывающая бумага, но при этом надо помнить, что после намокания она легко рвется, ее трудно расправить. Поэтому следует окрашивать сразу целую пачку. Ее опускают в раствор с краской, быстро вынимают и кладут на наклонную поверхность, расправив углы.

Красят бумагу различными красителями, например цветной тушью, клеевой и темперной красками, но особенно яркий, интен­сивный цвет можно получить, используя анилиновые краски (для крашения тканей). Применяют также и природные красители.

Окраску бумаги начинают с подбора или составления краски определенного цвета. Лучше всего использовать анилиновые краски. Их разводят в горячей воде до образования нужного тона и разливают в ванночки. Когда краска остынет, в нее полностью погружают лист бумаги и быстро его вынимают, держа пальцами или пинцетом за два угла с одной стороны. Затем лист раскладывают на наклонной стеклянной плоскости для того, чтобы с него быстрее стекла вода и он равномерно окрасился. Окрашенную бумагу развешивают для просушки, после чего прог­лаживают горячим утюгом с обеих сторон.

Один и тот же раствор краски можно использовать несколько раз для получения разных по насыщенности тонов. Начинают окраску с более темного и яркого тона, по мере добавления горячей воды получают окраску более светлых тонов.

Клеевые краски, которые производят в виде порошка, разбавляют и разводят в горячей воде, затем добавляют столяр­ный клей (на один стакан горячей воды берут одну чайную ложку столярного клея). Окрашенная этими красками бумага не пачкает руки, и на ее поверхности не образуются морщины.

При окраске тушью ее равномерно распределяют на поверх­ности бумаги в одном направлении (по горизонтали - слева на­право, по вертикали - сверху вниз) быстрыми движениями, ис­пользуя крупную мягкую кисть или ватный тампон, надетый на палочку. Для получения коричневых, золотистых, охристых оттен­ков можно использовать крепко заваренный чай или кофе, изме­няя по мере надобности концентрацию раствора.

Если нет под рукой химических красителей, можно приготовить также раствор из растений. Этим способом люди пользовались с древнейших времен, получая разнообразные краски мягких пас­тельных оттенков. Например, из сухих листьев березы готовят кра­ситель желтого и бежевого цвета, коричневые тона получают, используя шишки и хворост. Для закрепления природных краси­телей применяют уксус или рассол квашеной капусты, медный купорос. Одно и то же растение, обработанное различными закре­пителями, дает разную окраску; цвет приобретает яркость, и бумага не пачкает руки при изготовлении поделок.

Декорируют бумагу и способом набрызгивания жидкой краски. Про­исходит это так: берут щетку или плоскую кисть, сма­чивают ее краской и проводят по щетине палочкой, направляя к разным частям плоскости бумаги. Так делают бумагу для изго­товления курочки-пеструшки, бабочки, птички, выбирая каждый раз новый цвет заготовки и краски для набрызгивания. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, гори­зонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготов­ки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок бумаги.

Рисунок на бумагу наносят и цветным клейстером. Его готовят из крахмала, добавляя в воду анилиновую, акварельную краску или цветную тушь. Составив смесь, наносят ее быстрыми движе­ниями тонким слоем на бумагу и проводят по ней расческой в разных направлениях. Зубцы расчески как бы соскабливают краску и на поверхности фона оставляют светлые следы в виде нужного рисунка или орнамента. По покрытой клейстером плос­кости можно также прокатить жгут в определенных направлениях или сделать оттиски разными штампами. Такие штампы дети могут заранее заготовить сами, вырезав их из поролона или из картофеля, моркови, свеклы и т. д. в виде фигур, элементов орнамента простой формы. Это может быть цветок, бабочка, зайчик. Когда клейстер высохнет, поверхность бумаги протирают навощенной суконкой, она приобретает блеск и не пачкает руки при сгибании заготовки.

Окрашенную и текстурованную бумагу рекомендуется хранить в папках, отобрав ее по цвету и рисунку. Для удобства в работе папки надо подписать, а на обложку приклеить образцы. Листы бумаги можно разложить на широких полках и хранить в развер­нутом виде, распределив материал по цвету, фактуре, размеру.

Нельзя скручивать бумагу в трубку. От этого она покрывается неустранимыми складками. Скрученная бумага труднее поддается обработке, что снижает интерес дошкольников к работе с бумагой и ведет к небрежному выполнению задания.

При продуманном хранении бумага лучше сохраняется, каче­ство детских поделок не ухудшается. Воспитатель своим примером приучает ребенка к порядку, бережному отношению к бумаге, ак­куратному и экономному ее использованию.

Таким образом, наличие необходимых материалов для констру­ирования, их высокое качество, разнообразие способов получения бумаги позволяют создать благоприятные условия для овладения детьми приемами изображения, что определяет основы формиро­вания художественно-творческих способностей детей.

Существуют следующие виды работы с бумагой: оригами, аппликация и конструирование, которые очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, творческому мышлению.Еще в XIX веке немецкий педа­гог Ф. Фребель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами, на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения.

В наше время в Японии, США и других развитых стра­нах обучение геометрии при помощи оригами практику­ется во многих школах.

Если в прошлом математика применялась в довольно ограниченном числе областей жизни человека, будучи, следовательно, необходимой сравнительно небольшому числу специалистов, в современную эпоху математика проникла во все те области, в которых практикуется рациональное мышление, и этот процесс, находящийся в постоянном развитии, требует соответствующей мате­матической подготовки. Психотерапевтические эффекты складывания подтверждены психологами, которые установили, что повышается скорость, гибкость и оригинальность мышления, пространственное воображение, динамика психомоторных показателей. Оригами является дидактическим средством развития воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, а следовательно – развития речи и интеллекта, которое помогает корректировать различные типы поведения (от агрессивных до застенчивых), стабилизирующие психоэмоциональное состояние, снимающее тревожность.

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поде­лок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в дале­кой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон. Фигурками украшали статую, чтобы задобрить богиню, по­просить у нее покровительства.

Утратив со временем свое религиозное предназначение, ори­гами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельство то­му - различные выставки, центры оригами.

Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом ори­гами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают япон­ским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борь­бе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журав­ликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами много­кратного складывания и сгибания - увлекательное и полезное за­нятие для детей.

Бумага - доступный для ребенка и универсальный матери­ал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформ­лении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии твор­ческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать ма­териал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Конструируя из цветной бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая характер­ные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второсте­пенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трак­товку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала (бумаги) прие­мами сгибания, складывания частей в определенной последова­тельности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Аппликация – один из самых распространенных видов работы, в переводе с латинского означает прикладывание, т. е. создание орнамента, рисунков путем приклеивания кусочков различных материалов.

Народы древних времен широко применяли аппликации для украшения своего быта. Казахи аппликацией украшали войлочные ковры, юрты; татары – мягкие кожаные сапоги, конские седла; народы Севера на кожаную одежду нашивали узоры из меха; русские широко использовали ее на ткани. Часто художники использовали аппликации в своих работах.

Существует множество методических рекомендаций проведения аппликационных работ. Необходимо учитывать образовательный, развивающий, воспитывающий потенциал аппликаций. Между тем техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и а симметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение, глазомер, координации движения, мелкая моторика рук, соответственно психические процессы мозга. Формируются представления о приёмах рациональной работы, совершенствуются умения производить разметку, воспитываются аккуратность и терпеливость.

Прежде чем приступить к работе, подготавливают рисунок, в зависимости от которого подбирают материал, основу и намечают последовательность наклейки отдельных частей.

Для основы берут плотную бумагу или картон. Рисунок выполняют на изнаночной, неокрашенной стороне, поэтому при наклейке получается обратное изображение,

Подготовленные для аппликации детали раскладывают на основе, приклеивают в определенной последовательности: те детали, которые наиболее удалены в перспективе, наклеивают первыми, потом остальные с постепенным приближением к переднему плану.

Предметные аппликации изготавливаются из вырезанных геометрических фигур, листьев, фруктов, овощей, цветов, грибов, насекомых.

Это самая простая аппликация по исполнению. Вначале делают рисунок предмета, имеющего несколько цветовых пятен, переносит его на бумагу с неокрашенной стороны, и вырезают каждую часть отдельно

В работе, где имеется наложение одного цвета на другой, тщательную подгонку не производят, аппликацию выполняют в накладку, этим достигается эффект объёмности.

Сюжетные (тематические) аппликации состоят из нескольких фигур, которые находятся в движении. Это могут быть иллюстрации к басням, сказкам, рассказам.

Рисунку в сюжетной аппликации уделяется большое внимание. Вначале выполняют эскиз. Потом каждую часть переносят на цветную бумагу с изнаночной стороны. Вырезанные части накладывают на основу, приклеивают после того, когда будет найден наиболее удачный композиционный вариант.

Орнаментальные аппликации применяют для оформления альбомов, стенгазет, пригласительных билетов, пригласительных открыток. Орнамент представляет собой чередование геометрических, растительных и других форм. Его можно выполнить как из одинаковых, так и смешанных заготовок.

Для выполнения орнамента необходимо подобрать рисунок, для этого делается эскиз, по которому будет выполнена работа. Отдельный элемент переносят на бумагу, вырезывают его и в дальнейшем используют как шаблон для заготовки остальных частей. Вырезанные части располагают на основе, приклеивают.

В оформлении много места отводится тексту, поэтому велико значение шрифтовых аппликаций, когда красивыми буквами из цветной бумаги оформляют заголовки, лозунги, плакаты, объявления, учебные таблицы.

Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения объектов, вырезанных из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по контуру предмета. Такое одноцветное изображение помещается на контрастном фоне, оно должно быть обобщённым, но в тоже время легко узнаваемым. Силуэтная аппликация способствует совершенствованию представлений о таких средствах композиции, как линии контура, формы пятна, контрастные цвета. Вырезание силуэта развивает пространственное воображение, абстрагируясь от несущественных деталей, помогает выявлять форму объекта.

Работы, выполняемые по теме «Симметричное вырезание», связаны с математикой и художественными видами работ. Они также помогают развивать у детей логическое мышление, чувство гармонии.

Однако для решения выше перечисленных задач необходимо тщательно продумывать задания и способы их предъявления учащимся. Чтобы работа не выполнялась механически, бездумно, надо ставить перед детьми задачи, требующие интеллектуального и эмоционального напряжения.

По виду выполнения аппликации можно разделить на плоские и объёмные.

Плоскую аппликацию выполняют путём вырезания деталей из бумаги, других материалов и наклейки их на основание. В некоторых случаях бумагу обрывают, края таких деталей получаются неровными. Этот способ хорошо применять при изображении животных, деревьев, пушистого снега, меховой шапки. Оборванные края деталей создают впечатление пушистости, шероховатости.

Аппликацию из бумаги можно выполнить как однослойной, так и многослойной.

Объёмная аппликация увеличивает художественные возможности ученических работ, расширяет творческие возможности её выполнения, в ней ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Она богата по содержанию и целостна по восприятию.

Большое значение в работе с аппликацией придаётся подбору цветов, от сочетания которых зависит выразительность, контрастность, ритмичность. Фигуры на аппликации могут быть несколько упрощёнными, только подчёркивая характерный профиль. Сочетание цветовых соотношений - это и есть колорит. Для обучения детей подбору цветовых сочетаний следует использовать различные наборы цветной бумаги. На первых занятиях учащиеся знакомятся с основными цветами: красным, жёлтым, синим – и получением при помощи смешения всей палитры цветов и оттенков. Необходимо разграничить тёплые и холодные цвета, плавные и контрастные, правильные и неудавшиеся сочетания.

Развитию художественного вкуса, умению подбирать в своих работах цветовые сочетания способствует наблюдение, сравнение, сопоставление различных природных объектов во время экскурсий.

Работа с бумагой и картоном занимает значительное место в системе обучения ручному труду учащихся младших классов, создает условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности в работе, художественного вкуса. Некоторые виды работ выполняются совместно всеми учениками, что позволяет развивать умение работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам одноклассников.

На занятиях этим видом труда создаются большие возможности для коррекции физических и умственных недостатков детей с нарушением интеллекта.

Учащиеся на уроках изготавливают плоские и объемные изделия различной формы, состоящие из одной или многих деталей, из разных сортов бумаги и картона. При этом учащиеся пользуются определенными инструментами и приспособлениями. Выполнение поделок осуществляется в основ по образцу. Поэтому очень важно воспитывать у учащихся умение проводить анализ изделия, вычленять характерные его признаки, проводить операции сравнения, делать простейшие обобщения.

Порядок выполнения изделий из бумаги и картона имеет определенную последовательность, нарушение которой приводит к тому, что учащиеся совсем не выполняют изделие или выполняют его некачественно, к непроизводительной трате времени.. В связи с этим следует формировать у учащихся умения составлять пооперационный план, придерживаться его при реализации задания и отчитываться о сделанном.

Обучая изготовлению плоских и объемных предметов из плоского поделочного материала, учитель имеет возможность корригировать недоразвитие у учащихся пространственного анализа и пространственной ориентировки.

Так, при составлении аппликации учащиеся знакомятся с законами ритма и симметрии, упражняются в узнавании геометрических форм. Распределяя детали на листе бумаги, называть то или иное пространственное положение (вверху, внизу, сбоку, справа, прямо, выше и т.д.).

С бумагой и картоном учащиеся постоянно встречаются в повседневной жизни. Но сведений об этих материалах, способах их обработки первоклассники с нарушением интеллекта как правило, не имеют. На уроках ручного труда они знакомятся с различными сортами бумаги, картона, переплетных материалов, их назначением и свойствами.

В процессе изготовления различных изделий учащиеся изучают и усваивают простейшие приемы разметки и обработки бумаги и картона. Разметка по шаблонам простой и сложной конфигурации в основном усваивается учащимися без особых затруднений.

Определенную трудность представляет для учащихся с интеллектуальным недоразвитием освоение приема разметки по линейке. Поэтому рекомендуется обучать учащихся младших классов только одному приему – разметке прямоугольной полосы в одном направлении. Он выполняется следующим образом: сначала от верхнего, а затем от нижнего углов полосы бумаги откладывается вправо по линейке нужный размер, точки отметки соединяются по линейке.



Однако при этом следует варьировать упражнения и объекты работы, чтобы научить детей применять усвоенный прием в различных ситуациях. Например, давать учащимся размечать деталь на только в горизонтальном, но и в вертикальном положении.

Для выполнения складывания, резания, склеивания и т.д. нужны простейшие инструменты: ножницы, ножи, гладилки, линейки, кисти. Учащиеся должны овладеть правильными приемами работы ими, так как многие из них находят применение на занятиях с другими видами материалов, а также на уроках профессионального труда и математики.

Ножницы – сложный инструмент для данной категории учащихся младших классов, требующий хорошей координации движений обеих рук и высокого зрительного контроля. Обучая учащихся владению ножницами, учитель должен помнить, что точности и тщательности вырезывания можно добиться лишь в том случае, если учащиеся усвоят правильную хватку ножниц и приемы резания по прямой и кривой линиям. Поэтому следует постоянно следить, чтобы учащиеся брали ножницы правой рукой, средний и большой пальцы вставляли в кольца, указательным пальцем поддерживали нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимали к ладони. Если при резании они будут оттопыривать безымянный палец и мизинец, то ножницы будут рвать бумагу.

При выполнении прямого разреза надо держать лезвия ножниц по линии разметки, широко разводя их и не сводя до конца, так как режущая часть ножниц средняя. Сжимание рычагов ножниц при этом должно быть плавным м медленным с одновременным продвижением незакрытых лезвий вперед.

Тема урока. Изготовление по образцу наборной линейки из листа бумаги для рисования (I класс, первая четверть).

Задачи урока . Формировать умения выслушать и повторить за учителем, анализ образца, выполнить изделие по инст­рукции, чередующейся с показом. Продолжить знакомство с различными сортами бумаги. Повторить свойства бумаги, приемы складывания.

. Листы бумаги для рисования, гладилки, образец изделия, подкладные доски.

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся.

2. Беседа о сортах бумаги по коллекции (газетная, писчая, бумага для рисования).

3. Повторение по вопросам учителя свойств бумаги (скла­дывается, рвется, мнется).

4. Сообщение темы урока.

5. Организация рабочего места. Учащиеся по инструкции учителя кладут перед собой на подкладную доску лист бумаги, справа – гладилку.

6. Ориентировка в задании. Учитель показывает образец, называет изделие и объясняет его назначение. Говорит детям, что наборная линейка сделана из листа бумаги для рисования, сложенного пополам. Внизу загнут кармашек для расстановки букв, картинок. Боковые края загнуты в другую сторону, что­бы кармашек не отгибался.

Затем учащиеся по вопросам учителя повторяют анализ.

7. Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующей­ся с показом приемов работы. Порядок работы следующий: лист бумаги кладется на подкладную доску по длине, прямо; лист надо взять за нижние уголки и сгибать его вверх, верхние и нижние уголки и стороны листа должны точно совпасть; сгиб слегка приминается рукой от середины к краям, затем проглаживается гладилкой в том же порядке; снизу (вдоль сложенного листа) загибается полоска (кармашек) так, чтобы совпали при сгибании боковые стороны (учитель помогает де­тям определить ширину загибаемой полоски), сгиб проглажи­вается гладилкой; изделие кладется лицевой стороной на доску и загибаются боковые края, сгибы проглаживаются гладилкой. В готовый кармашек вставляются буквы разрезной азбуки или цифры (рис.). В процессе изготовления наборной линей­ки повторяются правила складывания бумаги.

8. Коллективная оценка готового изделия. По вопросам учи­теля дети рассказывают, что и как они делали, для какой цели загибали кармашек и боковые края. Учитель оценивает, хорошо (аккуратно, красиво) или плохо они выполнили работу.

Слабые учащиеся складывают линейку по намеченным сги­бам.

9. Подведение итогов.

Тема урока. Составление по образцу композиции из гео­метрических фигур (домик и елка) (I класс, третья четверть).

Задачи урока. Развивать умения ориентироваться в за­дании по вопросам учителя, выполнять изделие с планирова­нием ближайшей операции, отчитываться по вопросам учителя о ходе проделанной работы, ориентироваться в листе бумаги при выполнении аппликации.

Познакомить детей с правилами выполнения аппликации.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, листы плотной белой бумаги, полосы зеленой и коричне­вой бумаги, ножницы, кисточки, клей, подкладные доски, тря­почки, коробки для обрезков.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока.

3. Ориентировка в задании. Анализ образца проводится по вопросам учителя. Определяется тема аппликации, расположе­ние предметов на листе бумаги, геометрические фигуры, состав­ляющие елку и домик, их цвет и количество. Указываются ма­териалы и инструменты. Учащиеся с помощью учителя вспоми­нают способы заготовки прямоугольных деталей: обводка по шаблону и складывание из полосы бумаги.

4. Организация рабочего места. Учащиеся из конвертов достают все необходимое и с помощью учителя располагают материалы и инструменты на рабочем месте.

5. Выполнение аппликации. Вначале учащиеся изготавлива­ют геометрические фигуры. Особенность заготовки фигур состоит в том, что они не вырезаются по шаблону. Дети с по­мощью учителя вспоминают приемы складывания треугольни­ков и квадратов из полосы бумаги, затем заготавливают нуж­ное количество геометрических фигур.

Слабые учащиеся заготавливают детали только для одной фигуры (домика).

Потом учитель знакомит детей с основным правилом выполнения аппликации: сначала составляется композиция на листе, точно определяется место расположения деталей и последовательность их прикрепления (при этом необходимо ориентироваться на образец). Затем все детали снимаются, и учащиеся, планируя ближайшую операцию, приступают к наклеиванию

названной детали. В ходе работы учитель знакомит учеников с другими правилами. Например, детали, намазанные клеем, надо слегка прижимать к листу бумаги, а не притирать, чтобы не сдвинуть их с места. Необходимо следить, чтобы учащиеся правильно называли место прикрепления очередной детали (справа, наверху...) и располагали их в соответствии с образцом.

Слабые учащиеся ограничиваются построением домика (рис.).

6. Составление отчета по вопросам учителя. Дети должны ответить, какое изделие и из чего они сделали, в какой последовательности. Следует спрашивать у ребят названия только основных операций и указания мест прикрепления деталей.

7. Краткая оценка качества изделия с указанием его достоинств и недостатков. Дети с помощью учителя отмечают правильное расположение деталей на листе бумаги, чисто аккуратность изделия, степень совпадения с образцом.

8. Подведение итогов. Учитель отмечает поведение и старание детей, порядок на рабочем месте по окончании практической деятельности.

Тема урока . Изготовление ракеты из трех деталей (II класс, вторая четверть).

Задачи урока. Развивать умения проводить анализ образ­ца, составлять план работы и отчет о ней с частичной по­мощью учителя. Учить детей пользоваться предметной картой. Познакомить с приемами изготовления объемных елочных ук­рашений из трех частей. Повторить приемы симметричного вырезывания.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, предметная карта, цветная бумага, нитки, шаблоны, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подкладная доска.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока.

3. Ориентировка в задании. Анализируя образец, ученики должны назвать изделие, его назначение, указать размер и ко­личество деталей и их особенности, инструменты, материалы и приспособления, необходимые для работы. В случае затруд­нений учащимся следует показать ту часть предметной карты, с помощью которой они могут дополнить свои ответы.

4. Организация рабочего места. Учащиеся самостоятельно раскладывают материалы, приспособления и инструменты. Учи­тель проверяет правильность их действий.

5. Составление предварительного плана работы с помощью предметной карты. Учитель расставляет таблицы предметной карты. Предлагает детям внимательно посмотреть их. На карте, помимо материалов, приспособлений, должны быть отражены основные этапы выполнения игрушки (рис.). Учащиеся, ориенти­руясь на карту, учатся составлять план работы, в котором ука­зывается порядок действий и операций. Прием симметричного вырезывания ученики вспоминают по вопросам.

6. Выполнение ракеты. В ходе работы учитель следит, что­бы соблюдалась последовательность изготовления поделки. С этой целью он время от времени привлекает внимание детей к карте. Очень важно не давать готовые ответы на вопросы учеников, а помогать им найти правильное решение с помощью карты. При изготовлении деталей ракеты учитель следит за соблюдением приемов симметричного вырезывания и эконом­ным расходованием материалов.

Слабые учащиеся выполняют ракету по заделу.

7. Отчет о проделанной работе. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся при ответе точно придерживались порядка, в котором произведена работа. Помощь в этом окажет предмет­ная карта, которую не нужно убирать до конца урока.

8. Оценка качества готовой игрушки. Учащиеся оценивают достоинства и недостатки своей поделки путем сравнения с образцом или изделием товарища. При этом они отмечают точ­ность вырезывания (совпадение контуров всех трех частей), чистоту работы, своевременность вклеивания петли. Оценка изделия проводится с частичной помощью учителя.

9. Уборка рабочего места.

10. Подведение итогов.

Тема урока . Изготовление гирлянд с симметричными фи­гурами по образцу (II класс, вторая четверть).

Задачи урока. Учить детей ориентироваться в задании, планировать работу и отчитываться о ней, оценивать качество готовой поделки с частичной помощью учителя. Познакомить детей с приемами вырезывания гирлянд с симметричными фи­гурами. Закрепить умения ориентироваться в листе бумаги и пользоваться предметной картой.

Образцы гирлянд, предметная карта, полосы цветной и белой бумаги, карандаши, ножницы, шаблоны елки и гриба, подкладные доски.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока, рассматривание образцов гир­лянд (елки, грибы, матрешки).

3. Ориентировка в задании. Анализируя гирлянду, дети называют фигурки гирлянд, определяют назначение изделия, материал, форму, количество и размер деталей. При этом учи­тель должен обратить внимание учеников на следующие осо­бенности фигурок, составляющих гирлянду: они все одинаковы и соединены между собой, стороны каждой фигурки симмет­ричны. Затем учащиеся вспоминают, какие еще изделия они делали, где встречались симметричные фигуры.

4. Составление плана работы. Учащиеся подобные изделие выполняют впервые. Поэтому организует коллективное составление плана по предметной карте. Он следит за тем, чтобы отвечающие точно указывали, во сколько раз складывается полоска бумаги, как располагается шаблон, где соединяются фигурки. Затем он объясняет, как образуется соединение фигурок. В ходе ответов учащиеся должны также назвать инст­рументы и приспособления.

5. Организация рабочего места. Учащиеся сами располага­ют все на рабочем месте, затем учитель организует взаимопро­верку.

6. Выполнение гирлянд. Учитель вначале сам вырезает гир­лянду, показывая правильную хватку заготовки рукой и способ вырезывания. Затем в ходе работы он помогает отдельным уча­щимся выполнить изделие. Периодически привлекается внима­ние учеников к предметной карте, с тем, чтобы они еще раз по­смотрели, как складывать бумагу, как прикладывать и обводить шаблон, как вырезать гирлянду, чтобы фигурки не распались (рис. 24). Если изделие получилось плохо, то можно повторить его выполнение по обведенному контуру или без него. Вторую гирлянду «грибы» сильные ученики могут самостоятельно вы­полнить, нарисовав половину контура гриба, не пользуясь шаб­лоном. Но при этом учитель рекомендует детям ориентировать­ся на образец, вывешенный на доске. Остальные учащиеся вырезают гирлянду «грибы» по шаблону с помощью учителя.

7. Оценка качества выполненных изделий. В выполненных изделиях учащиеся определяют симметричность фигур, точ­ность и аккуратность вырезывания. В гирляндах, вырезанных без шаблона, отмечается сходство с натуральным предметом (в данном случае сходство с грибом).

8. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление закладки из тонкого картона (II класс, третья четверть).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, составлять план работы над изделием,

отчитываться о сделанном, выполнять окантовку картона поло­сами бумаги. Повторить приемы разметки прямоугольной де­тали по линейке.

Оборудование и наглядные пособия . Образцы – несколько окантованных изделий, в том числе образец заклад­ки, таблица с образцами окантовочных материалов, рисунок закладки, полосы картона, полоски бумаги, линейки, каранда­ши, ножницы, клей, кисти, подкладные доски.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют назна­чение окантовки в изделиях, рассматривают и называют мате­риалы, необходимые для нее, повторяют правила окантовки.

3. Сообщение темы урока.

4. Ориентировка в задании. Анализируя образец изделия, учащиеся должны самостоятельно указать назначение изделия, его форму, перечислить детали (прямоугольник из картона и окантовочные полосы), отметить особенность окантовки. Потом определить материалы, их цвет, длину готовой закладки. Если учащиеся самостоятельно не вспомнят, как надо измерить дли­ну закладки, то учитель должен помочь им. Затем учитель открывает заранее нарисованный на доске рисунок изделия с указанием на нем длины готовой закладки. Этот, рисунок в дальнейшем будет служить учащимся ориентиром при разметке полос.

5. Организация рабочего места.

6. Составление плана работы над изделием. Учитель пред­лагает детям рассмотреть заготовки и определить наложением или по линейке, что окантовочные полосы длиннее картонного прямоугольника. В плане должна быть указана, последователь­ность работы: отбор материалов и инструментов, разметка окантовочных полос, подготовка полос к наклеиванию (скла­дывание полосы вдоль пополам, намазывание ее клеем, оклеивание долевых сторон картона). Учитель может записать план на доске. После этого дети повторяют с помощью учителя порядок разметки.

7. Изготовление закладки. В ходе практической работы учи­тель может оказать частичную помощь отдельным учащимся. Желательно, чтобы дети больше работали самостоятельно. По окончании работы педагог предлагает учащимся из остатков бумаги сделать на закладке украшение, кто какое хочет (рис.).

8. Отчет о проделанной работе. В отчете, помимо заплани­рованных операций, ученики должны указать операции, необ­ходимые для украшения закладки.

9. Оценка качества изделий. Учащиеся отмечают точность разметки окантовочных полос, качество окантовки, красоту украшения, аккуратность выполнения всего изделия.

10. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки (III класс, третья четверть, 2 занятия).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, планировать последовательность работы, отчитываться о сделанном, ориентироваться в плоскости листа картона. Закрепить умения производить разметку прямоуголь­ной детали. Показать прием нанесения рицовки.

Оборудование и наглядные пособия. Образец из­делия, куски картона, линейки с фальцем, нож, краски, кисти, подкладные доски, куски картона для упражнений, ножницы.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Повторение сведений о группах инструментов и их назна­чении, а также правил безопасной работы с режущими инстру­ментами.

3. Организация рабочего места.

4. Выполнение упражнений: ознакомительные упражнения по нанесению рицовки.

5. Сообщение темы, урока.

6. Ориентировка в задании. Учащиеся определяют назначе­ние изделия, его форму, размеры, особенности конструкции, количество начерченных клеток по длине и ширине, материал и инструменты.

7. Составление плана работы. Один из учащихся самостоя­тельно составляет план. Другие поправляют и дополняют его. Уточненные пункты плана записываются на доске.

8. Выполнение изделия. Дети выполняют самостоятельно разметку заготовки по длине, предварительно посмотрев рису­нок на доске. Учитель помогает отдельным учащимся разрезать картон ножницами. Затем ученики с помощью учителя разме­чают заготовку на клетки по шаблону (шаблоном служит по­лоса картона, отрезанная от заготовки), обратную сторону доски делят по линейке пополам. По линии разметки наносят рицовку. Инструктируя детей, учитель следит за правильной их ориенти­ровкой на листе картона. Раскраску клеток учащиеся произво­дят самостоятельно.

Слабым учащимся следует дать для работы размеченную доску и готовый шаблон. Работа выполняется ими с помощью учителя (рис.).

9. Отчет о проделанной работе.

10. Оценка качества готовых изделий в сравнении с об­разцом.

11. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление открытой коробки из тонкого картона (III класс, четвертая четверть, 2 занятия).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, планировать последовательность изготов­ления изделия, отчитываться о ходе работы, адекватно оцени­вать результаты труда. Закрепить умения наносить рицовку по линейке с фальцем. Показать способы разметки развертки ко­робки и склеивания ее с помощью клапанов.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, предметная карта, куски картона размером равные раз­вертке коробки, ножи, линейки с фальцем, кисти, клей, шаб­лон, карандаши, ножницы.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Организация рабочего места.

3. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют свой­ства картона, правильную хватку инструментов и приемы нане­сения рицовки, правила безопасной работы с режущими инстру­ментами.

4. Сообщение темы урока.

5. Ориентировка в задании. Учащиеся рассматривают обра­зец коробки. Учитель должен привлечь внимание детей к осо­бенностям соединения стенок коробки с помощью клапанов.

6. Составление плана работы, ориентируясь по предметной карте. Карта должна отражать основные операции: разметку по шаблону, нанесение рицовки, надрез квадратов (клапанов) по долевой стороне развертки, складывание коробки, приклеи­вание клапанов.

7. Выполнение коробки. Вначале по шаблону размечают линии сгибов и надрезов (ширина шаблона должна соответст­вовать высоте стенки коробочки). Размеченный картон слегка надрезается по линии сгибов и разрезов, разрез квадратов про­изводится по долевым сторонам развертки, тогда при склеива­нии клапаны соединяются с длинными сторонами коробки; так изделие будет прочнее. Коробка складывается в противопо­ложные надрезам стороны; надрезанные клапаны намазыва­ются декстриновым клеем или клейстером и приклеиваются с внутренней стороны стенок; склеенные части прижимаются гру­зом. При изготовлении коробки внимание учащихся по мере необходимости привлекается к предметной карте, дети учатся находить в ней помощь при затруднениях. Прием скрепления стенок коробки с помощью клапанов учитель показывает детям и помогает правильно его выполнить (рис.)

Слабые учащиеся складывают коробку по готовым рицовкам.

8. Отчет о проделан­ной работе. Учащиеся са­мостоятельно отчитыва­ются о проделанной ра­боте. Учитель следит за полнотой ответа, за со­блюдением последова­тельности изложения, пра­вильным называнием опе­раций, инструментов, ука­занием пространственных признаков предмета и мест соединения деталей.

9. Оценка качества го­товых изделий. Учащиеся отмечают ровность нане­сения рицовки и надрезов, правильность приклеивания клапанов, соблюдение одинако­вой высоты всех стенок, чистоту и аккуратность работы.

«Нетрадиционные техники работы с бумагой»

Таинственный мир превращенья бумаги,

Здесь все чародеи, волшебники, маги,

Творят они сказки своими руками.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой.Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, киригами, норигами, квиллинг, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

    Развивают способности к мелким движениям руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

    Развивают пространственное воображение, учит читать чертежи.

    Знакомят детей с основными геометрическими понятиями.

    Стимулируют развитие пространственной и моторной памяти, учит концентрации внимания.

    Развивают творческие способности.

    Расширяют игровые и коммуникативные способности, их кругозор и воспитывает уважение к японской культурной традиции.

Что такое бумага

Бумага – это такой уникальный материал, который можно использовать в совершенно разных работах. Так, можно пользоваться бумагой по прямому назначению – писать, печатать, рисовать, чертить, а можно придать листу форму и объем, и, вдруг, у нас на руке журавлик! А можно бумагу разрезать на части, снова сложить, склеить – и получится панно, мозаика, картина! Раз-раз, и мы сделали игрушку, куклу, домик, что угодно! А потрудимся посильней – сделаем книгу, блокнот, рамку или альбом! Хотим порадовать родных – открытки самые разнообразные соорудим! Все, что уже существует в мире, и все, что еще могут придумать, можно сделать из бумаги! Бумага – это ЧУДО! Не зря она относится к одному из величайших изобретений человечества!

Виды бумаги

Все виды бумаги перечислить очень сложно, ведь хоть на долю тоньше лист и это уже другой вид. Поэтому, назовем только те, которые часто встречаются в жизни и которые могут пригодиться в рукоделии.

    Писчая бумага – тетрадные листочки, «снегурочка» и тому подобные листы, блокнотная бумага – базовая основа для рукоделия.

    Мелованная – блестящая, гладкая бумага, встречается в книгах, журналах, афишах, плакатах – в декоративных целях, для оформления, для украшения работы.

    Газетная – всем известные газеты, также в книгах, нотах встречается – как базовый материал, так и интересный оформительский.

    Рисовая – сейчас в магазинах можно найти большое количество салфеток и карт из этого вида бумаги для декупажа – декоративно-оформительская бумага.

    Дизайнерская – также стало модно создавать бумагу самим, в магазинах можно найти авторскую бумагу, уже готовую для различных рукодельных работ, например, специальные заготовки для скрапбукинга.

    Ватман – белая плотная бумага различного формата, идеальна для рисования, черчения, благодаря большой сопротивляемости к истиранию, в рукоделии использовать можно при моделировании или создании коллажей.

    Калька – тонкая, прозрачная бумага – применяется для копирования, для эскизов.

    Картон – самая толстая бумага – подходит для различных целей: рисование, оформление, упаковка, моделирование.

    Наждачная – гибкая, шероховатая бумага – для шлифования, удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски.

    Фотобумага – непрозрачная, плотная бумага, используемая для печати фотографий.

    Обои – плотная бумага в рулонах, различного цвета и фактуры – в рукоделии можно использовать, как базовый материал, так и оформительский.

    Упаковочная – тонкая, часто блестящая бумага – подходит в декоративно-оформительских целях.

    Туалетная – тонкая, мягкая бумага – пригодится как базовый материал, например, в папье-маше, так и для чистки и промокания поверхностей.

    Фольга – тонкая, металлическая бумага – в декоративных целях, для придания эффекта серебра, золота и т.п.

    Бумага для выпечки – тонкая, но плотная, жароустойчивая – подходит в работах, где нужно что-то нагреть, оплавить, склеить.

Техники работы с бумагой

С бумагой можно совершать различные действия. Ее можно резать, а можно вырезать из нее, можно рвать, можно склеивать с различными материалами, можно гнуть, сгибать, придавать нужную форму, можно мять или распрямлять, можно красить, старить, придавать новые эффекты и многое другое. Техники работы с бумагой применяются разные в зависимости от направлений рукоделия. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Аппликация

Один из наиболее известных видов декоративно-прикладного искусства. Аппликацией начинают заниматься с раннего детства. Суть этого направления рукоделия в вырезании и последующем наклеивании фигурок, узоров, картин на другую поверхность. Одной из разновидностей аппликации является декупаж. При работе в данном направлении используются такие техники, как сгибание, резание, разрывание и обрывание, наклеивание.

Ажурное вырезание

Не менее чем квиллинг, изящное искусство - вырезание узоров из бумаги. Для такой работы желательно использовать плотную бумагу высокого качества, чтобы не рвалась при вырезании. Данное направление рукоделия может пригодиться при создании панно, открыток, картин, объемных моделей или отдельных элементов для декорирования чего-либо. Бумагу здесь режут, вырезают, сгибают, клеят, красят в зависимости от идеи и фантазии мастера.

Ажурная елочка

Оригами:

Возраст: от 4 лет

Древнейшее восточное искусство складывания фигурок из квадратного листа бумаги. Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.В основном, в данном направлении используются только такие техники работы, как складывание и сгибание. Оригами делится на модульное, простое, мокрое складывание. Каждый вид обладает своими особенностями. Для сложных моделей складывания лучше использовать специальную бумагу. А также в оригами разработаны свои условные знаки.

Папье-маше

Искусство создания объемных вещей из бумаги и клейкой массы: это могут быть маски, скульптуры, мебель, шкатулки, муляжи, игрушки и многое другое. Бумагу при работе вымокают, режут, клеят, красят.

Скрапбукинг

Новомодное направление рукоделия, заключающееся в создании альбом, блокнотов, книг для хранения фотографий, вырезок, рисунков и т.п. Основные материалы для изготовления представляют собой бумагу разных форматов, фактуры и качества. Также требуется множество специальных инструментов. Скрапбукинг – дорогое хобби, но очень увлекательное, благодаря которому создаются действительно уникальные вещи. В процессе создания изделия используются все виды техник работы с бумагой. Отдельно выделяют кардмэйкинг – создание открыток. В данном направлении работа ведется аналогично скрапбукингу.

Коллаж

Искусство создания композиций, при котором на какую-либо основу наклеивают предметы и материалы, отличающиеся от основы по цвету и фактуре. При работе используются все виды бумаги. Ее вырезают, режут, наклеивают, дорисовывают.

Моделирование

Из бумаги можно создать различные модели: от простых самолетиков до старинных замков. Оригами тоже относится к моделированию, но при восточном искусстве фигурка создается из квадратов бумаги без клея или ниток, а в данном направлении используется различного формата бумага и вспомогательные инструменты. В процессе также применяются все виды техник работы с бумагой.

Бумагокручение (квиллинг)

Возраст: от 5 лет.

Квилинг
Бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. Как хобби также популярно в Германии, Англии и Америке. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для а свивается в плотную спираль, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила

Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для а. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию. Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Норигами

Это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования, которая даёт возможность сделать из бумаги, что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок...

Норигами - родственник оригами: тоже без выкроек, тоже по схемам, тоже из стандартных листов простыми складываниями. Но отличие - в резании и клеении. Потому что нори - это по-японски "клей" - и складываем, и режем, и клеим.Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой ребенок овладевает различными приемами и способами -сгибание листа, склеивание, надрезание. Простые манипуляции, доступные каждому, а результат- уникальная творческая поделка, которую дети забирают с собой.Такая необычная игрушка, сделанная своими руками станет прекрасным украшением для дома. Мальчишки с удовольствием конструируют из бумаги свои любимые машины, танки и самолеты и даже динозавров. Девочки -принцесс, забавных зверушек. Возраст детей от 5-ти лет до бесконечности.

Киригами

Возраст: от 6 лет

Это искусство складывания фигурок из бумаги. В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами, но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом: оно происходит от двух японских слов: киру - резать и ками - бумага.

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги. Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично:

так и асимметрично:

В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up),

а также целые архитектурные сооружения из бумаги.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги:

Возраст: от 5 лет

Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.

Объемная аппликация из бумажных салфеток, раскрашенных гуашью

Возраст: от 4 лет

Торцевание. С помощью торцевания можно изготовить красивые панно и поделки из гофрированной бумаги, еще такую бумагу называют креповой. В этой технике можно делать как плоские поделки - панно, так и объемные. При этом во втором случае, используется чаще всего пластилиновая заготовка. Предлагаем вам попробовать сделать горшочек с гиацинтами. Смело подключайте к этому детей, поделки в технике торцевание под силу и дошкольнику. Подробное описание поможет вам справиться с работой.

Айрис фолдинг
Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости. Рисунки в айрис фолдинге делаются с помощью айрис - шаблонов..

Объемный декупаж или 3D – декупаж.
Техника декупажа известна уже очень давно. Одним из самых оригинальных видов декупажа является создание объемных изображений. Познакомившись с этой несложной техникой, вы сможете, создать словно живые, цветы, бабочки и многое другое для друзей и родных.

Вытанки
Вырезание ажурных узоров из бумаги (вытынанка) - популярное увлечение во многих странах. У каждого народа есть свои традиции, поэтому легко отличить работу китайских мастеров от украинских. С давних пор ажурные узоры использовали для украшения жилища и предметов интерьера, особенно к Рождеству и Пасхе. Вытанки достаточно демократичная техника, можно подобрать узор и для дошкольника и для настоящего профессионала.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование: белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Итак, бумага – это удивительный материал, который подвергается различному воздействию и который может быть применен в разнообразных творческих работах. Давайте ценить бумагу и лишний раз не выбрасывать! Каждый кусочек найдет свое место. Но самое важное и ценное заключается в том, что работа с бумагой, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: