Святочные гуляния. Что такое Святки и когда они начинаются? Традиции, гадания на суженого на Святки


Первый-то братец -
Рождество Христово.
Второй-то братец -
Крещенье Господне.
Третий-то братец -
Василий Кесарийский.

Святки - период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января), и включали в себя Васильев день (1/14 января).
Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в эти дни на земле появляются души умерших, а нечисть становится особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы размыта. Представления о «плохом времени» нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине Святок; первая половина Святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями, с помощью которых старались обеспечить благополучие на весь год, защититься от бед и несчастий, выяснить свою судьбу.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми, они были в северных и среднерусских губерниях Европейской России, а также в Сибири.

В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Отмечать Святки собирались обычно в вечернее и ночное время: когда «сядет в угол чернец», то есть наступит темнота. Развлечений у молодежи на Святках было много: обход дворов с праздничными поздравлениями, ряженье, участие в игрищах, проходивших практически каждый вечер, гадания - «испрашивания судьбы» и др.
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались Святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали, как правило, в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник.
Девушки и парни небольшими группами отправлялись по Дворам «кликать коляду», то есть петь особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах «колядками», в других - «овсенями», «виноградьем». Колядующие подходили к дому, становились под окно, вызывая хозяев на крыльцо: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» Появление хозяев для колядующих было знаком, что можно начинать песню:

Виноградье красно, зелено!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зелено!
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки,
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке,
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то государь как светел месяц взошел,
А сама-то государыня как утрення заря,
Малы детоньки часты звездочки.
Сам-то государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.

В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конёв», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила»:

Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков -
Столько сыночков.
Сколько осиночек -
Столько свиночек.
Сколько свечек - Столько овечек.

Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:

Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки -
Разобью окошки.
Не подашь пирога -
Коровку за рога.

Однако песни-угрозы исполнялись редко. Крестьяне считали, что если поскупиться, то в наступающем году «в избе не будет никакого проку».
Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами: молодежь «дарила» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали пирогами, оладьями, колбасами, пивом, деньгами, печеньем в виде коровок, лошадок, овечек, которое специально выпекали для колядующих. Крестьяне говорили: «Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков». Вечером группы девушек и парней собирались вместе и устраивали пиршество.
Колядование, доставлявшее молодежи столько радости в святочные дни, считается древним обрядом, известным не только русским, но и другим славянским народам. Приход колядующих в древности воспринимался как приход из иного мира умерших предков к своим потомкам, а одаривание их - как приношение в надежде на помощь и защиту в наступающем году. В XIX - начале XX века колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, однако, был уже утрачен.
В рождественское утро начинался обрядовый обход крестьянских дворов - славление Христа.

Утром его совершали подростки, а за ними, уже к вечеру, шли отдельно парни и девушки или те и другие вместе. Они несли на длинном шесте звезду, сделанную из деревянного широкого обода с длинными лучами из тонких палочек и оклеенную цветной бумагой и фольгой. В народной традиции славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звездой, взошедшей над Вифлеемом. Этот обряд вошел в народный быт из православной традиции; вероятно, он начал проводиться со второй половины XVII века, то есть со времен царя Алексея Михайловича. Парни и девушки подходили к дому и громко кричали: «Надо ли Рождество прославить?» Славильщиков полагалось пригласить в избу, где они пели для хозяев ирмос «Христос рождается, весь мир поклоняется», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает». После этого исполнялись так называемые рацеи, в которых пересказывались рождественские события, описанные в канонических и апокрифических Евангелиях прославлялись Христос и Дева Мария, звучало поздравление хозяевам дома с Рождеством. Потом славильщики отправлялись в следующий дом, где их уже ждали.

Ф. В. Сычков. Девушка зимой. 1912. Масло С. Ю. Судейкин. Ряженые. Середина 1910-х Ряженые-«супруги». Фото. I960. Деревня Климово, Горьковская обл.
А. П. Рябушкин. Гадание девушек на Святках. 1885 В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867

К числу любимых развлечений молодежи на Святках относилось ряженье - игровое переодевание с использованием масок. Парни обычно превращались в «страшных наряжонок»: в животных, нечистую силу, покойников; надевали маски, сделанные из бересты, кожи, бумаги, ткани, а при отсутствии масок лица замазывали сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти. Они шли от одной избы к другой, с шумом врывались в них, не спрашивая разрешения хозяев, нарушали покой и порядок, плясали, пели «срамные» песни.


Для девушек такое поведение оставалось запретным. Они рядились «баскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками. Если парни обходили каждый двор, пугая честной народ, то ряженые девушки посещали только те дома, где жили парни - потенциальные женихи.


«Баские наряжонки» совершали свой обход, как правило, в первую половину Святок, считавшуюся полной святости и чистоты. Свое название этот обряд получил от диалектного слова «баский» - красивый. Девушки вытаскивали из сундуков свои самые лучшие наряды, доставали все украшения: цепочки, янтари, бусы, косники, брошки, кольца, серьги. Поверх всего надевали праздничные шубки, дорогие шерстяные шали. Затем закрывали лица платками, полотенцами, кружевами, чтобы их нельзя было узнать. В таком виде девушки отправлялись по дворам. Подойдя к дому, они становились под окном и «припевали» парню, жившему в этом доме, невесту. Обычно это была девушка, которая нравилась парню и у которой с ним складывалась брачная пара. Девушки в песне нахваливали свою подругу, рассказывали о том, какой она будет хорошей женой. Иногда девушки своей песней старались оказать давление на тех родителей, которым задуманный детьми брак был не по душе. Мать парня, прослушав песню, одаривала девушек пирогами. Затем девушек приглашали в дом, где они веселили хозяев, исполняя кадриль, лансье и запретные для них мужские пляски - «Русского», «Барыню». Обойдя дома, «баские наряжонки» заглядывали на посиделки, часто в соседние деревни. Их встречали плясовыми или игровыми песнями, радовались их прибытию, просили признаться, кто скрывается под маской. Девушки вели себя довольно раскованно, шутили над парнями, предлагали им взять себя в жены, расхваливали себя: «Я девка дюже хороша, платьев у меня много». «Баская наряжонка» могла взять парня за руку и ходить с ним, слегка приплясывая, по избе под такую песню:

Стойте, стойте, росшетитесь,
Дайте молодцу пройти,
Да дайте девицу взять,
У которой без белива лицо беленькое,
У которой без румян щечки аленькие,
Что походочка его да у сердечка моего,
У сердечка моего да у ретивенького,
Поцелую я дружка, да дружка миленького.

Парни пытались «облапить» «наряжонок», шутили над ними, часто очень скабрезно, но святочный этикет запрещал обижать девушек, сдергивать с их лиц маски.
Во многих деревнях России на Святки девушки наряжались цыганами и цыганками, а в казачьих станицах Урала и Дона - турчанками. Костюм, манера поведения, речь девушек, превратившихся на время в «чужих», пародийно обыгрывали существующие стереотипы. «Цыганки» были одеты в широкие юбки, яркие кофты, пестрые платки, а «цыгане» - в широкие штаны, красные рубахи, картузы; «турчанки» надевали на себя множество украшений, заматывали голову наподобие чалмы платками. «Чужие» пели на непонятном языке, плясали под «оркестр», составленный из печных заслонок, ложек, трещоток: «Калапаты-кара-паты, кырымыры кылы». Цыганки предсказывали счастливую судьбу: «Давай погадаю по суженому, по ряженому, счастливой будешь! Золотая ты ручка! Ай, счастливая будешь! Аи, любимая будешь!» Хвалили хозяйку: «Ух добрая, ух красивая! Ух хорошая, товстожопая; ух товстоногая!», выпрашивали подаяние: «Дай сахарку-то, сметанки-то, чайку-то!» Если хозяйка скупилась, то на нее выливался целый поток угроз и насмешек. Наигравшись, девушки отправлялись в следующий дом.
Довольно широко, особенно в Центральной России, был распространен обычай обходить дома и посиделки, нарядившись господами. Бойкие девушки рядились в «барина»: надевали рубаху, штаны, жилетку, картуз, подрисовывали черные усы. «Барыни» были в нарядных платьях, обязательно в шляпках, украшенных бусами, лентами, перьями, в перчатках, с сумочками и зонтиками на длинной ручке. Каждому «барину» полагалась своя «барыня». Пары «господ» одна за другой важно выходили на улицу, а за ними, распевая плясовые песни, шли остальные девушки. Процессия обходила дома и все посиделки, которые были в деревне. В посиделочную избу входили с песнями или частушками. Например, в Рязанской губернии пели:

Разойдитесь, народ,
По сторонушки,
Моя барыня пройдет
По соломушке!
Ах, барин мой,
Что чуфарисси?
Тебя девки не любят,
А ты хвалисся.
В саду пташки поют,
Перелётывают,
Мою барыню целуют,
Перевёртывают.

«Господ» везде принимали с почетом: сажали в передний угол, предлагали им чай и сладости.
На Русском Севере и в Центральной России девушки на Святки ходили «свадьбой». Одна из девушек становилась «женихом», другая - «невестой». «Жених» надевал мужской праздничный костюм, на его статус указывало полотенце, повязанное вокруг талии, ширинка - небольшой платочек, прикрепленный к шапке, букетик искусственных цветов с ленточками или какой-нибудь другой знак, принятый в данной местности. «Невеста» была в нарядной рубахе и шелковом сарафане, ее голову прикрывали вуалью из марли или украшали искусственными цветами. «Красота» жениха подчеркивалась нарисованными углем усами и пышными кудрями из льняной кудели, «красота» невесты - накрашенными губами, бровями, наведенными сажей, множеством мушек на лице. Остальные девушки исполняли роли других свадебных чинов - дружки, поддружья, свашек, тысяцкого. Свадебное шествие по деревне открывал «дружка», который пропахивал дорогу веником, как и полагалось на настоящей свадьбе. Подойдя к тому или иному дому, участники процессии кричали: «Свадьба идет!» Хозяева выходили на крыльцо и приглашали «свадебников» в дом. Гостей сажали за стол, на который ставили еду, принесенную самими «свадебниками» или приготовленную хозяевами, и начинался «свадебный пир». Молодым пели величания, кричали «горько». Однако гулянье было недолгим - «свадьбе» предстояло обойти еще много домов. Вариантов хождения «свадьбой» было множество: в некоторых деревнях «жениха» и «невесту» возили по деревне на санях, «невеста» изображала свадебный плач, припевки пели не свадебные, а «шутейные», девушки закрывали лица полотенцами и т. д.
Обход дворов девушками, ряженными «баскими наряжонками», цыганками, господами, свадебниками, мог проводиться и в другие дни: в Филипповское заговенье (14/27 ноября) - перед Рождественским (Филипповским) постом, на Масленицу, в Петров день (29 июня / 12 июля), в Покров (1/14 октября), в день Кузьмы и Демьяна (1/14 ноября), в конце посиделочного сезона. Обходные церемонии развлекали девушек и укрепляли их союз. Кроме того, девушки могли познакомиться с родней будущего жениха, посмотреть его дом, показать себя будущей свекрови, что было очень важно перед наступавшим после Крещения свадебным сезоном. После обхода своей и соседних деревень парни и девушки обычно собирались на игрище, где веселились почти всю ночь.

Русские Святки - это период времени, обычно приуроченный к так называемому зимнему солнцевороту. Обычно ими открывается народный солнечный год. В настоящее время Святки отмечаются по всей России и, как правило, считаются молодежным праздником. Любимое развлечение молодежи в этот период - колядки и различные гадания. Но как проводили свои святочные дни молодые люди на Руси? Поговорим обо всем этом подробнее.

Что за праздник такой - Святки?

Что такое святочные дни? Это целый праздничный комплекс, имеющий славянское происхождение. Святочный период состоит из 12 (по числу месяцев) и продолжается от появления первой звезды (накануне Рождества Христова, в Коляду) до Такую христианскую традицию имеет знаменитый праздник Святки.

Что такое христианская традиция в данном случае? Все просто! Под влиянием христианской церкви на Руси исконно славянский праздник - Святки - слился со многими январскими рождественскими обрядами. Все это привело к тому, что отмечаться он стал по церковному календарю - от Христова Рождества (на первую звезду) до Крещения Господня.

Святки на Руси всегда делились на 2 периода: и страшные вечера. Первый период начинался с Рождества и продолжался неделю. Второй начинался сразу после первого и продолжался до Крещения. Если со святыми вечерами все ясно, то почему вслед за ними начинались страшные вечера?

Дело в том, что в старину русские крестьяне слепо верили в нечисть. Они считали, что перед Крещением Господним темная сила начинает гулять по земле так, что дым идет коромыслом. Правда, не все понимали, что в роли нечистой силы выступали юные парни и девушки, активно озорничавшие в эти праздники. Например, на Святки было принято затыкать чем-либо трубы дымоходов, а также раскатывать по дворам мирных жителей дрова.

Как проходили Святки на Руси?

К череде январских праздников деревенская молодежь в старину начинала готовиться заранее. Девушки и парни хотели провести время в эти дни как можно веселее. Излюбленным их занятием было, конечно же, легендарное колядование. К слову сказать, этому обычаю мы обязаны древнему языческому богу - Коляде. Итак, как проходили песнопения в зимние Святки?

Чтобы колядки прошли успешно, молодые люди должны были ходить по деревням, держа в руках склеенную из серебряной бумаги звезду. Девушки и юноши стучались в разные дома, а когда им открывали двери, то они радостно пели (колядовали) и поздравляли хозяев с текущими праздниками. Взамен ребята получали какие-либо съестные (и не очень) подарки.

В старину было принято не только одаривать колядовавшую молодежь, но и гостеприимно приглашать юношей и девушек в свой дом, усаживая за свой стол и угощая святочными кушаньями. Что уж тут говорить: приятный это был труд - колядование на Святки!

Что такое святочные маскарады? Узнаем об этом дальше.

Маскарады на Святки

На второй день после Рождества Христова начинались так называемые святочные маскарады. Каждый из ребят старался изготовить себе какую-либо оригинальную маску-личину. Например, юноши наряжались в волков и медведей, а девушки - в куриц и коз. Суть такого маскарада заключалась в том, чтобы вырядиться как можно искуснее: никто из всей деревни не должен был тебя узнать!

Для этого нужно было не только сшить костюм животного, но и изрядно загримироваться. Ребята натирали свои щеки черной сажей, к подбородку привязывали длиннющую мочалку, приделывали под нос усы, нацепляли на голову рога, вырезали из репы зубы-клыки и т.д. Затем целая орава ряженой молодежи бродила по деревням, пела и плясала, пугая детишек. Прохожие пытались разглядеть в них своих знакомых, детей, внуков. Кого узнавали, тот обязан был снять с себя личину-маску.

Самое главное занятие в святочные дни

Чем еще знамениты зимние Святки? Конечно же, гаданием! Лучшего времени, чем для этого и не придумаешь. Как известно, молодежь на Руси слыла завидным рвением к познанию своего ближайшего будущего: юноши и особенно любопытные девицы любили в святочные дни приоткрывать завесу тайны своей судьбы.

Девицы, например, жаждали узнать, когда наступит день их свадьбы и кто же они - их женихи. Парни, в свою очередь, интересовались характером будущей невесты, ее внешними данными. В это время молодежь в основном скапливалась в церквях, в банях и на так называемых вечерках, словом, в местах, предназначенных для гаданий.

Ворожба и подблюдные песни

Святки в январе известны множеством гаданий, все их перечислить просто невозможно, поэтому расскажем только об одном. Одним из самых ярких святочных гаданий была так называемая ворожба с подблюдными песнями. Девушкам необходимо было наряжаться и усаживаться на лавочки, стоящие вдоль чьей-либо избы. Напротив них усаживались юноши. Между ними стоял стол с накрытой на нем скатертью. На него ставилось огромное блюдо с водой.

В это блюдо нужно было бросать свои украшения: серьги, кольца, перстни. Когда девушка бросала в воду, например, кольцо, то она должна была загадать желание и спеть песню. Такие песни и назывались подблюдными. Когда песня заканчивалась, юноши трясли блюдо, после чего вытаскивали оттуда какое-либо одно украшение. По содержанию спетой подблюдной песни и судили о будущей судьбе владелицы этого украшения.

Итак, в этой статье мы узнали, какими были Святки: что такое этот праздник, как и когда он проводился. Но кое-чего мы с вами еще не знаем! Например, в одно время в Российской империи действовал закон, согласно которому в святочные дни строго запрещались «игрища по старинным идолопоклонническим преданиям», а также «производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни, наряжаясь в кумирские и бесовские одежи». К счастью, сейчас все это - пережитки прошлого.

Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать.

Зимняя череда праздников не оставляет скуке и унынию ни малейшего шанса, весь декабрь проходит в круговерти подготовки и покупок подарков, затем с бокалом шампанского мы весело встречаем смену года, дальше — Рождество, потом — Старый новый год, далее — Крещение, а там и до весны вроде уже не так далеко.

У наших предков существовала целая традиция отмечания особого зимнего периода — Святок. В это время было очень важно чтить память ушедших и узнавать будущее с помощью гадания. Самое интересное и важное о Святках.

Русская традиция Святок

В русской традиции было принято называть словом “Святки” целый месяц — с 19 декабря, когда отмечался Николин день, или празднование Николы зимнего, до 19 января — Крещения. Само значение слова связано в первую очередь с культом Солнца (солнечный день начинает снова прибывать) и культом предков. Борьба холода и тепла, тьмы и света обязательно заканчивалась победой добра и жизни — этому сюжету и посвящались большинство действий периода.

Существует мнение, что в дохристианской Руси Святки были посвящены торжеству Святовита — одной из испостасей верховного бога неба, Белбога. Некоторые исследователи считают, что слово происходит от старославянского “святки” — “души предков”.

Неделя от Рождества до Васильева дня — Старого Нового года — это “святые вечера”, наполненные добром и светом, а вторая половина вплоть до Крещения — “страшные вечера”, когда миром правят разгулявшиеся силы зла.

Церковная традиция праздников

По православным обычаям этот период ощутимо короче — Святкам отводится всего 12 дней между Рождеством и Крещением. В церковном календаре эти дни посвящены евангельским событиям: рождению Христа и его последующему крещению в реке Иордан. В эти дни нельзя венчаться. Праздничными эти дни были официально признаны еще на Втором Туронском Соборе 567 года.

Обычаи Святок

В эти дни было принято совершать множество действий — и веселого, шутливого и даже хулиганского характера, и вполне серьезного, наподобие магических обрядов на благополучие семьи и рода в новом году. Предки знали и как правильно поминать ушедших, и как гадать на богатство, любовь и процветание. Все действия проводились в темное время суток — хотя, учитывая долготу дня, это вполне логично.

Посещение с подарками друзей и нуждающихся

В первые дни праздников всегда было принято посещать друзей и близких, дарить подарки — в память о тех дарах, что принесли Младенцу волхвы. Традиционно считалось правильным проявлять милосердие: вспоминать о бедных и больных, помогать детским домам или приютам, пациентам больниц и заключенным. Даже цари практически во всех христианских странах, переодевшись простолюдинами, посещали тюрьмы, больницы и раздавали милостыню и подарки.

Угощение на Святки

Один из основных и обязательных моментов святочных торжеств — общесемейная трапеза, для которой непременно готовилось нечетное количество блюд. На стол было принято ставить кутью — сладкую кашу из риса или замоченных зерен пшеницы, сбитень, ореховое печенье, блины и овсяный кисель с травами и пряностями. Обязательно ставили и дополнительные приборы для тех членов семьи, которые ушли в мир иной в прошедшем году.

Ряженые и колядки

С древних времен славяне практиковали обычай рядиться, оборачиваться в кого-либо, надевать на себя личины кого-то другого — “окруты”, “скураты”. Распространение христианства не слишком повлияло на эту традицию, несмотря на официальный запрет церкви.

Колядующие в костюмах — “славящие” — пели песни и гимны, переходя в Сочельник — канун Рождества — от дома к дому, а хозяева угощали их обрядовой пищей и сладостями, после чего все обменивались пожеланиями добра. Особенно любили эту замечательную традицию дети и подростки.

Ритуальные песни и игры Святок

Помимо колядок, пелись щедровки — песни с пожеланиями щедрости Бога к хозяевам дома и христославы — из названия понятно, что это религиозные песнопения. Эти песни можно было исполнять только в период Святок. Это светлая сторона праздников.

Темная, оборотническая, заключалась в играх и песнях другого характера. Для этих обрядов использовались совершенно другие костюмы, маски и образы — ряжение считалось делом опасным и греховным, переодетый человек словно бы одалживал свое тело и голос духам предков и древним богам. Поэтому в Крещение нужно было обязательно смыть с себя следы празднования в крещенской воде, которая считается святой.

Молодежь устраивала шумные сборища — часто не самого безобидного характера, порой случались весьма фривольные и во многом циничные игры и шутки, нередкими были и драки по ничтожному поводу, в том числе известные кулачные бои и “стенка на стенку”.

Гадание на Святки

К гаданию можно относиться как угодно — церковная традиция жестко порицает подобные вещи, но наши предки очень охотно использовали некоторые способы заглянуть в будущее. Особенно популярным гадание было среди девушек — узнавали, удастся ли выйти замуж в течение года, будет ли муж богатым и ласковым, каким будет здоровье всех членов семьи.

Гадание на зеркале

Этот способ известен всем по поэме Ивана Жуковского “Светлана”.

В любой день Святок вечером, взяв с собой зеркало, свечу и полотенце, нужно зайти в пустую комнату в одиночестве. Сосредоточившись, поставить все на стол и сесть напротив зеркала со словами “Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать”. Дальше нужно просто смотреть пристально в зеркало, стараясь ни о чем не думать. Через какое-то время пламя свечи начнет трепетать, а зеркало слегка потускнеет.

В этот момент нужно будет сразу протереть его полотенцем — жених обязательно покажется за плечом вашего отражения. Его желательно рассмотреть, чтобы признать впоследствии при встрече, а потом крикнуть: “Чур с этого места”. Если хватит духу не сделать этого, то жених, по слухам, усядется за стол и выложит из кармана какую-нибудь ювелирную вещицу. Тут уже без вариантов нужно говорить “чур!” — то есть закрывать гадание словом-ключом, призывающим помощь духов предков. Утверждается, что именно такой подарок вы получите в будущем именно от этого человека. После гадания выходить из комнаты спиной вперед, обязательно умыть лицо и руки в проточной воде.

Гадание на воске

Подходит для всей семьи. Зажечь несколько свечей на столе, по очереди брать одну из них и капать расплавленный воск в тазик с водой. Затем смотреть, что за фигура получается на тени — она-то и предскажет будущее. При трактовании включить фантазию — как правило, лучше всего “дар предсказательства” работает у детей.

Гадание на пепле

Разрезать бумагу на небольшие квадраты. Сжигать над пламенем свечи и разглядывать пепел точно так же, как в предыдущем случае, — что за фигурка будет получаться на тени.

Гадание по словам

В полночь девушки большой компанией выходят на улицу и подслушивают слова прохожих по очереди. Именно они и помогут узнать будущее. Лучше всего проводить обряд, соблюдая молчание, — если вовсю веселиться и разговаривать между собой, можно прослушать что-то важное. Пожелание на эти дни — если вдруг вам встретится стайка молчаливых девушек, скажите что-нибудь приятное и хорошее. Вам ничего не стоит, а у кого-то, возможно, сбудется одно из самых заветных желаний.

Гадание на вещах

Очень популярный способ гадания. Все собравшиеся отдают по одной какой-то вещи — лучше продумать этот вопрос заранее и выбрать предметы с внятной и позитивной символикой. Кольца, серьги, браслеты, маленьких куколок, ленты, пишущие ручки, монеты, маленькие пирожные, бумажки с хорошими пожеланиями — все это складывается под полотенце. Затем наугад вынимают каждый себе по предмету — и по нему определяют свою ближайшую судьбу.

Колядки на Рождество. Фотография: О. Левченко / фотобанк «Лори»

С вятки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января - тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров - времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

В рождественскую ночь обязательно обращались к звездам на ночном небе. Если их было много - ожидался изобильный на грибы и ягоды год. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы». Произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье», три раза бросали горстями овес и пшеницу.

Народные святочные гулянья в музее деревянного зодчества «Витославлицы», Великий Новгород. Фотография: С. Холявчук / ИТАР–ТАСС

Рождественские колядки в Ивановской области. Фотография: В. Смирнов / ИТАР–ТАСС

Запеченный молочный поросенок с кашей. Фотография: Н. Лисовская / фотобанк «Лори»

«В Рязанской губернии ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она-то несла кошель для пирожного сбора; она-то предводила толпу и распоряжалась дележом сбора».

На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

За угощение, благодарили:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Святочные гадания. Фото: В. Прокофьев / ИТАР-ТАСС

Деревенское гадание "на курицу". "Святки в Витославлицах" прошли на территории музея деревянного зодчества под Великим Новгородом. Фото: В. Малыгина (ИТАР-ТАСС)

Рождественские народные гуляния, вновь ставшие традиционными, прошли на подворье Федоровского городка (на снимке) в Царском Селе. Фото: Ю. Белинского / ИТАР-ТАСС

Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество. К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено - это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое - плохим. Если полено толстое - муж будет богатым, а тоненькое - бедным.

Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью... петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну - муж будет богатым, если к воде - пьющим, к деньгам - будет заядлым игроком, а если к золе - курящим.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: