Суть Яблочного Спаса: история, традиции и обычаи праздника. Медовый спас: история праздника и традиции

Последний летний месяц очень богатый на религиозные праздники.

Ежегодно в августе празднуют целых три Спаса: Медовый Спас — 14, Яблочный Спас — 19, Ореховый Спас — 29 августа.

Так уж повелось, что наиболее ярко и торжественно отмечают Яблочный Спас и именно с ним связано большое количество народных традиций, примет и гаданий.

История и происхождение праздника.

Согласно календарю христианской церкви, Яблочный Спас называется Преображением Господним и напоминает христианам о чудном происшествии прошлого, представленном в Евангелие.

Согласно священному писанию, в один прекрасный день, Иисус с апостолами отправились на гору, для вознесения молитвы. Произнося молитву Иисус необычным образом преобразился, лицо его засияло, а одежда стала белой и сияющей.

Его последователи заметили, как рядом со Спасителем появились древние пророки — Моисей и Илия, а затем образовалось большое облако света, которое окутало молившихся и все услышали голос, который произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… Его слушайте!». Этот потрясающий случай еще раз подтвердил ученикам Иисуса, что он и есть, на самом деле, Сын Божий.

Языческие обряды еще до крещения Руси предполагали в этот день празднование сбора урожая и только после него людям разрешалось употреблять в пищу фрукты.

С появлением христианства появилась традиция освещать фрукты в храмах именно в этот день — 19 августа. До Преображения Господня применение в пищу фруктов урожая текущего года считали грехом. Причиной этого было происшествие в райском саду, когда Ева подала Адаму запрещенный плод, нарушив тем самым основную и одну единственную на тот час заповедь: не вкушать плодов запретного дерева. Именно поэтому Еве и Адаму пришлось навсегда покинуть рай.

С того самого момента считают, что женщина, съевшая в летний период до Яблочного Спаса яблоко, принимает на себя древний грех Евы. А вот после освящения яблок в церкви 19 августа — можете кушать на здоровье!

Традиции и гадания на Яблочный Спас.

С давних пор, этот день, принято обмениваться яблоками, показывая таким образом, что желаете друг другу счастья, успеха и добра. Дети с большим нетерпением ждали этот день, чтобы наесться ароматных, сладких яблочек.

Еще с древних времен яблоки считали волшебными плодами. Они являются неизменными атрибутами славянских сказок и известной библейской легенды о Змие, который соблазнил прородительницу Еву именно этим фруктом.

В Яблочный спас можно не только вдоволь насладиться аппетитными яблочками, но еще и разузнать свое будущее. Одним из наиболее популярных способов погадать было предсказание судьбы на яблочной кожуре. Для этого необходимо было срезать с яблока полностью всю кожуру одной цельной лентой. Если лента рвалась, то это значило, что в будущий год девушка замуж не выйдет. Если же удавалось срезать всю кожуру целиком, её нужно было бросить левой рукой через плечо и в получившемся узоре рассматривали свою судьбу.

В наше время пользуется популярностью гадание на целых яблоках. Все достаточно просто: берете несколько плодов и пишите на них имена интересующих мужчин. Оставляете подписанные яблоки на ночь на балконе или в саду. Утром проверяете, что произошло с фруктами. Если яблоко исклевали птицы, то человек с этим именем не способен на длительные и серьезные отношения. Если птицы съели большую часть яблока, будьте бдительны, у Вас может появится недоброжелательная соперница. Если фрукт исчез, то и быть с этим человеком Вам не судьба. Если плод упал на землю, то эти отношения стоит прервать, иначе они станут болезненными и для Вас, и для партнера.

Приметы и поверья, связанные со Спасом.

Конечно, же ни один христианский праздник за свою многовековую историю не обходится без собранных народом примет. Вот некоторые из них о Яблочном Спасе.

Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется»

Какой Яблочный Спас, такой и январь будет.

Пришел Яблочный Спас — бери рукавицы про запас.

Какая погода на день второго Спаса, такая будет и на Покрова.

На Яблочный Спас и нищий яблочко съест.

Кто когда хочет улететь, а журавль к Спасу.

До Второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

Если 19 августа сухой день, то и осень будет сухая, если мокрый — осень ожидается дождливая, а если на небе ни облачка — жди морозной зимы.

Рецепты к Яблочному Спасу.

В настоящее время Преображение Господне празднуется и в больших городах, и в маленьких селах. Помимо освещения плодов, проводятся народные гуляния: игры, танцы, ярмарки, концерты.

И конечно же, какой же Яблочный Спас без традиционных яблочных блюд? предлагает несколько аппетитных рецептов с яблоками.

Яблочно-имбирный суп

Понадобится:

  • 500 г готового бульона из курицы;
  • 3 яблока;
  • 200 г сваренного риса;
  • 3 см имбирного корня;
  • 1 среднего размера апельсин;
  • небольшая часть палочки корицы;
  • сахар и соль по вкусу;
  • молотый перец;
  • листики шалфея.

Приготовление.

Очистите яблоки от кожуры и нарежьте крупными кубиками. Выжмите сок из апельсина.

Куриный бульон доведите до кипения. Добавьте нарезанные яблоки и имбирь, кусочек корицы. Варите 10 минут.

Пряности достаньте. Фрукты и апельсиновый сок взбейте в блендере до пюреобразного состояния. Добавьте соль и сахар по вкусу.

Доведите суп до кипения и снимите с плиты. Разлейте по тарелкам. Добавьте в каждую по несколько ложек готового риса, украсьте листочками шалфея, цедрой апельсина, молотым перцем.

Фаршированные яблоки

Продукты:

  • 1 кг кислых яблок;
  • 500 г филе курицы;
  • 2 столовые ложки сливочного масла + 6-8 маленьких кусочков;
  • 350 мл молока;
  • 2 столовые ложки муки;
  • соль, молотый перец по вкусу.

Приготовление.

Отварить куриное филе в подсоленной воде до готовночти. Остудить и нарезать маленькими кусочками.

В небольшой емкости смешать муку с 2-мя столовыми ложками растопленного сливочного масла. Добавить молоко, посолить, поперчить и варить, постоянно помешивая, до загустения. Окунуть в готовый соус нарезанное куриное филе и снять с огня.

Подготовить яблоки следующим образом: срезать верхушки, удалить серединку, оставив стенки толщиной в полсантиметра.

Нафаршировать яблоки фаршем и выложить в форму для запекания. На каждую порцию положить по кусочку сливочного масла. Выпекать в духовке при температуре 180 градусов в течение 35-40 минут.

Моченые яблоки

Продукты:

  • 5 л воды (маринад);
  • 200 г сахара (маринад);
  • 1 столовая ложка соли (маринад);
  • яблоки;
  • листья смородины;
  • листья вишни.

Приготовление.

Приготовить маринад. Для этого вскипятите воду с сахаром и солью. Варите 6-7 минут. Остудите.

Стерилизованные 3-х литровые банки застелите вымытыми листочками вишни и листьями смородины. Яблоки вымойте и вместе с плодононожками уложите в банки по плечики, периодически прокладывая листьями, немного утрамбуйте. Сверху прикройте фрукты листьями.

Залейте маринадом, чтобы яблоки покрылись жидкостью. Прикройте горлышки банок марлей. Оставьте до того, пока не начнется процесс брожения. Это обычно занимает несколько дней. Когда на поверхности увидите пену, снимите ее ложкой, при необходимости долейте маринад.

Когда пена немного осядет, закройте банки капроновыми крышками и вынесите в прохладное помещение. Яблоки будут готовы через 1,5-2 месяца.

Сливочный десерт с яблочной помадкой

Понадобится:

  • 10 ягод чернослива;
  • 100 мл яблочного вина;
  • 500 мл натурального йогурта;
  • 1 большое яблоко;
  • 150 г сахара;
  • 100 г сливочного масла;
  • 100 г жирных сливок;
  • листики мяты для украшения.

Приготовление.

Промойте и обсушите ягоды чернослива. В сотейнике нагрейте яблочное вино, не доводя до кипения. Снимите с огня и положите в него чернослив.

Йогурт откиньте на сложенную в несколько слоев марлю и оставьте на 2 часа для стекания.

Достать ягоды чернослива из вина и мелко нарежьте.

Яблоко очистите и нарежьте кубиками. Переложите его в сотейник, влейте 2 столовые ложки воды, всыпьте 2 столовые ложки сахара, поставьте на огонь и держите 5-6 минут до размягчения. Остудите и разомните вилкой.

Во втором сотейнике растопите 100 г сахара с 10 мл воды до образования прозрачного сиропа. Затем увеличьте огонь и добавьте сливочное масло. Готовьте до получения массы светло-карамельного цвета. Снимите с плиты, немного остудите и влейте жирные сливки. Перемешайте. Карамель остудите и соедините с яблочным пюре, охладите.

Выложите десерт в креманки следующими слоями: чернослив, часть йогурта, яблочная помадка, оставшийся йогурт. Украсьте листиками мяты.

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются - Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй - 19 августа, «на горе», и третий - 29 августа, «на полотне».

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых - райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки - не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас - бери рукавицы про запас».

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия - например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю - то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа - чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд - белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта - начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.

Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» - встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас - ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков - и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих - чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь - то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.

Яблоки

По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони - наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% - в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день - и доктор не понадобится». А еще лучше - два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних , посвященных : Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова “Спас”

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой .

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас - 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр на утрени выносится Крест: до субботней вечерней все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и .

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,- внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны - утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),- хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать - «пить» «новое вино» - «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее - таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно - не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге - ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это - символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это - летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, - ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, - зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время - перелом зимы.

Пасха - весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница - но Духов день - в теплое время празднуется.

Воздвижение - осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление - тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление - покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору в Галилее (по Преданию - гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века - времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете - одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм - восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня - Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, - яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом
. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

Изначально посвящёнными сбору урожая. И все они являются праздниками церковными. Например, Яблочный Спас, традиции и история которого очень близки простым людям, - это второе, народное название прекрасного дня Преображения Господня.

Светлый праздник

В трёх Евангелиях рассказано о Преображении нашего Господа сладчайшего, Иисуса Христа. Это случилось на в присутствии Его учеников. Это был последний год пребывания Господа на земле. Иисус Христос знал о грядущих страданиях и понемногу начал открывать ученикам то, что Ему предстояло пройти.

Слова Учителя, конечно, опечалили апостолов, и он пожалел их скорбь, показав Петру, Иоанну и Иакову ту немеркнущую славу, которой Он облечётся по Слову Отцову. Взойдя на вершину горы, они начали долгую молитву, во время которой утомлённые апостолы уснули. Именно тогда и преобразился Господь: лик Его изменился и засиял, одежды стали белыми и блистающими. Проснувшиеся апостолы не могли поверить своим глазам: Христос тихо беседовал с и Моисеем о предстоящих Ему страданиях. Пётр дерзнул вклиниться в беседу, предложив поставить здесь три скинии - Христу и пророкам Его. То есть он всё ещё смотрел на Учителя земными глазами. Христос ответил, что никто из них не нуждается в скинии, пока Отец Небесный укрывает их светлым облаком. И пока Он говорил это, облако осенило их, и глас раздался: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный..."

Апостолы в страхе пали на землю, и слава Господня вместе с пророками скрылась от них. Иисус подошёл, чтобы успокоить учеников, и тут, подняв глаза, они никого больше не видели, только Господа Иисуса. По просьбе Его апостолы молчали о Преображении, пока Он не принял страдания и не воскрес на третий день.

Второй, или Яблочный Спас

Празднуется Преображение Господне 19 августа по новому стилю, как раз во время поспевания яблок. Приметы и традиции на Яблочный Спас наполнились за прошедшие века только добром. На Руси в этот день яблоко съедал даже самый последний нищий, потому что плоды везли целыми возами, чтобы раздать бедным. Таков Яблочный Спас, традиции и обычаи которого направлены на созидание, добрососедские отношения, веру, стремление к свету и тихой радости.

До этого дня ни овощи, ни фрукты есть не позволялось, разрешались только огурцы и ягоды. Православный календарь показывает в это время, поэтому 19 августа народ с радостью нёс в храмы яблоки и фрукты для освящения.

и орехи

Трижды народ чествует дары природы в августе. Первый Спас - Медовый, он празднуется 14 августа. В этот день пасечники впервые достают соты с мёдом из ульев. После Литургии в храме освящённым мёдом угощали всех нищих, малоимущих и детей. Но мёд - не главное в этот день.

В храмах празднуется очень знаменательное событие: люди поклоняются Животворящему Кресту Господнему, происходит Крестный ход. И наконец-то возвращаются те времена, когда единство было во всех добрых порывах, едины были и общество, и религия.

Яблочный Спас, приметы и традиции которого будут более подробно рассматриваться в этой статье, отмечается одновременно с праздником Преображения Господня, 19 августа. Во всех храмах служат литургию, куда люди приходят с плодами, в праздничной одежде и приподнятом настроении. В народе очень любят этот праздник - Яблочный Спас. Традиции и обычаи помнят и соблюдают.

Холст и хлеб

Третий Спас - Ореховый или Хлебный, тоже весьма популярен в народе как Он отмечается 29 августа (новый стиль). Орехи уже вызревают, и первый сбор обязательно освящают в храме. Но главное в этот день - первый хлеб из зерна нового урожая. Его торжественно несут в церковь, после освящения благоговейно вкушают, последний кусочек заворачивают с чистую холстинку и хранят за иконами. Ореховый, как и Яблочный Спас, традиции и обычаи бережёт: существует примета, что с новым хлебом в дом неминуемо притягивается всяческое благополучие.

Православие знает этот день как Перенесение Образа Нерукотворного. Эта история о том, как Христос помог живописцу, у которого никак не получалось написать портрет Его. Иисус умылся и вытер лицо холстом, на котором чудесным образом отобразился лик Господень. Вот потому сплелись в один праздник и народные. Спас на холсте - другое название этого дня. Начало продажи новых домотканых тканей из льна. Благодать: мёд, яблоки, орехи, свежий хлеб - чем ещё могла ублажить народ религия?

Яблочный спас: приметы и традиции

Народ охотно лакомился дарами лесов, садов, полей, пасек, совершенно обоснованно считая, что всё, что даёт земля в это время, накопило такое количество положительной энергии, что её должно хватить на целый год. Таким образом приобретается удача, здоровье, благополучие.

До христианства на земле тоже росли яблоки, и люди, ещё не узнавшие нашего Бога, тоже имели праздник сбора яблок в определённый день, до которого они считались незрелыми. Язычники плоды тоже приносили к алтарям и верили, что после освящения они принесут здоровье, силу, красоту и счастье. Так приобрёл Яблочный Спас приметы, обычаи, традиции, пришедшие из древних языческих времён.

Начало осени, Осенины, как говорили в народе - время, когда заканчивается уборка хлебов, начинаются заготовки на зиму. Приметы подмечали обязательно и ошибались редко: ясный день на Яблочный Спас - суровая зима, дождит - к мокрой осени, сухо - тоже плохо, сухая осень - плодовым деревьям зимовать трудно будет.

Праздник урожая

"Как приходит Спас - так всему час". За изобилие и щедрость природы люди благодарили Господа. Зерновые старались убрать до Преображения Господня, чтобы успеть позаботиться об озимых: по ночам холодает, даже заморозки возможны. "Пришёл к нам Спас - бежит лето от нас. Пришёл к нам Спас - шубу шей про запас".

Народный календарь говорит о том, что даже природа с этого дня переживает преображение. Люди прощались с летом, гуляния длились до самого заката - провожали солнце, пели обрядовые песни.

Освящённое яблоко считалось чудотворным и способным исполнять желания. Эти плоды были 19 августа повсюду: в блинах, пирогах, варёные и печёные. Тесто, разумеется, было постным, но сытным, душистым, а начинка яблочная - ах, как вкусна! За год по яблокам, конечно же, соскучились. Порадовался, порадовался народ на Яблочный Спас!

Традиции и обычаи наших дней

Современники тоже чтут этот прекрасный праздник. Народные гуляния проходят практически в каждом населённом пункте, а уж в больших городах культурно-развлекательные программы поистине грандиозны. Литургии служат во всех храмах, освящают яблоки и другие фрукты.

Даже за рубежами нашей страны и даже в неправославных странах этот день непременно отмечают наши бывшие соотечественники. С хороводами, народными забавами: скоморохи, ходули и, конечно же, угощение сезонными фруктами. Православные греки, например, благословляют виноград, который и упоминается в Писании. У нас яблоки заменили виноград - "лозные плоды", поскольку раньше он на Руси вряд ли произрастал.

А в глубинках России, Белоруссии и Украины в этот день традиционно празднуют до заката, прощаясь с недолгим летом, стараются быть добрыми к окружающим и щедрыми к неимущим. Это главный обычай праздника Преображения.

Август богат религиозными праздниками. В этот месяц отмечается целых три Спаса, которые посвящены дарам природы: , Яблочный и Ореховый. Данные продукты олицетворяют сбор урожая и играют огромную роль в питании людей.

Из всех спасов люди выделяют именно Яблочный, потому что он богат приметами и имеет разнообразные традиции празднования. Спас празднуется 19 августа. По православным обычаям празднование Яблочного спаса совпадает с днем Преображения Господня, а в народном календаре – с проводами лета. До наступления торжества запрещено есть плоды нового урожая. Когда начинается Яблочный спас, нужно обязательно съесть яблоки и прочие фрукты, освещенные во время литургии. Также яблоками рекомендуется угощать родственников, знакомых, друзей, нищих и сирот. Лучше даже если вы сначала дадите попробовать яблоки или блюда из них нуждающимся, а затем попробуете их сами.

Так как Яблочный спас совпадает с Успенским постом, запрещается употреблять мясо, масло и молоко. Однако разрешенные продукты легко можно заменить грибами, ягодами, фруктами и овощами. Кстати, за две недели Успенского поста только 19 августа можно съесть рыбу, не боясь нарушать правила воздержания. На Яблочный спас же рекомендуется готовить джемы, варенья, и пирожки, различные десерты.

Как возник Яблочный спас?

Многие праздники имеют свою легенду, не исключение и Яблочный спас. История праздника приходится на время, когда Христос готовил своих учеников к грядущим событиям. Существует легенда, что Мессия взошел со своими ближайшими учениками Иоанном, Петром и Иаковом на гору Фавор для традиционной молитвы. Уставшие апостолы уснули и не застали момента, когда началось Преображение Господня. Они проснулись от сияния – необычного света, который изучал Христос. Около учителя апостолы заметили Илию и Моисея, беседовавших с ним о походе в Иерусалим для совершения подвига искупления. Неожиданно на гору опустился туман и апостолы услышали голос Господа: «Тот сын мой избранный, в котором есть мое благоволение». Ученики испугались, упали ниц и лежали так пока Иисус не прикоснулся к ним. Святой обратился к ним с просьбой не рассказывать о произошедшем, пока не свершится казнь. Таким образом, ученики стали первыми людьми, кто осознал, что Иисус Сын Божий. Это и является поводом к празднованию Яблочного спаса.

На Руси спас стал самым отмечаемым дней лета. В день, когда отмечался Яблочный спас, в селах устраивались праздники, который восхваляли не только религиозный праздник, но и приход осени. Крестьяне наблюдали за закатом и как только солнце сравнивалось с горизонтом, начинали петь песни и поздравлять друг друга.

Яблочный спас: традиции и приметы

На Второй спас принято угощать всех яблоками и конечно есть их самим. Вместе с яблоками родственникам и друзьям можно дарить сувенирные яблоки, текстиль с изображением фруктов. Яблоко символизирует плодородие и благополучие семьи, поэтому своим подарком вы желаете близким всего наилучшего.

Помимо яблочных угощений и сувениров, Яблочный спас имеет еще множество примет, которые имеют обычай сбываться. К основным знамениям относятся следующие:

  • Если съесть яблоко в день спаса и загадать при этом желание, то оно обязательно исполнится.
  • >
  • Если на спас на вас 2 раза сядет муха, то это добрый знак – вас ждет удача.
  • Погода в Яблочный спас будет идентична погоде января. Если днем идет дождь, то и зимой будет много осадков.
  • Если на спас сухо, то осень наступит такая же.
  • Если вы будете отмечать этот спас, то помимо угощений включите вечерние прогулки. Отправьтесь в парк, чтоб провести теплое лето и встретить осень. Наблюдая за закатом, поблагодарите природу за ее изобилие и дары и попросите, чтоб все остальные месяцы были щедрыми и благодатными.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: