Конспект по развитию речи 2 3 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи дл я детей 2-3 лет

«К нам пришел Колобок »

у читель-логопед

Юртаева Татьяна Леонидовна

МДОУ «Колокольчик»

Коррекционно-образовательные цели : формировать у детей умение понимать простую инструкцию; обогащать пассивный и активный словарь (называть красный цвет, названия детенышей (медведь — медвежата), антонимы (большой – маленький); учить сопровождать игру речью; координировать речь с движениями и с музыкой.

Коррекционно-развивающие цели : развивать зрительное внимание, артикуляционную моторику; развивать звуковысотный, ритмический и темповый слух;

Коррекционно-воспитательные цели : воспитывать гуманное отношение к животным; доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Оборудование: игрушки: Колобок, медведь, медвежонок; лесенка; корзинка; разноцветные ягоды; семечки; из пластилина ежик, фонограмма песни «Колобок».

Ход :

Здравствуйте ребята. Проходите в группу, посмотрите, сколько гостей. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и присаживайтесь.

Сегодня к нам пришел гость. А кто это, догадайтесь!

На сметане мешен ,

На окошке стужен ,

Он от деду шки ушел,

Он от бабушки ушел

Круглый бок, румяный бок,

Покатился… (КОЛОБОК)

Славный вышел Колобок – у него румяный бок . (з доровается)

Надоело Колобку лежать, спрыгнул он с окна, че рез порог перекатился и покатился по ступенькам вниз (пою: ля-ля-ля-ля-ля )

А п отом вверх поднялся (пою: ля-ля-ля-ля-ля )

Покажем вместе, как Колобок покатился вниз? А вверх? И снова вниз?

Попевка «Лесенка» (на слог «ля »)

Выкатился Колобок на улицу, а там солнышко светит. И решил Колобок поздороваться с солнышком. И мы поздороваемся с солнышком.

Солнышко, солнышко,

Поиграй у речки.

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,

Золоченые возьмем,

Покатаем, поиграем,

И опять тебе вернем!

Давайте все вместе поздороваемся с солнышком. Ой, посмотрите, Колобок греет язычок на солнышке. И мы погреем. Открыли рот, на нижнюю губку положили широкий язычок. Я буду считать, а вы грейте язычок (считаю: 1, 2, 3, 4, 5)

Покатился Колобок и запел веселую песенку. И мы споем вместе с ним.

Я Колобок, Колобок,

Колобок – румяный бок,

Я от деду шки ушел,

Я от бабушки ушел

А навстречу ему…. Идет кто? (показываю)… медведь. Кто идет? Повтори, повтори. Вместе скажем, кто идет?

Как мишка топает? (топ-топ)

Как мишка рычит? (У-У-У)

Как идет? Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Как мишка поет? (У-У-У)

Как поют ребята, и мишка поет! Ой, он мне на ушко сказал: буду с ребятами играть!

Игра «Угостим мишку»

Ребята, а что любит кушать мишка?

А посмотрите, что у медведя в корзине?

Медведь любит спелые, сладкие, красные ягоды. А у него разные. Давайте, поможет мишке отобрать красные ягоды. Возьмите только красные ягодки. Какая у тебя ягодка? Давайте угостим мишку и скажем: «На, мишка, красную ягодку» (в другую плетеную тарелку ) Посмотрите, все ли ягодки одинаковые? (ой, может это случайно попала?)

Посмотрите, Мишка какой грустный. У него нет домика, ему негде жить.

Ребята, давайте построим Мишке домик! Возьмем молоточки (сжали пальчики в кулачок, постучим по ладошке: тук-тук-тук)

Пальчиковая игра «Домик»

Мы построим мишке дом!

Крышу сделаем на нем!

Пусть живет там мишка,

Мишка-топтыжка!

Вы слышали, как стучит молоточек? Он стучит так: «Тук-тук-тук»

Затем предлагает постучать молоточком детям по-очередно. Как стучит молоточек? А твой как стучит?

«Мой молоточек может стучать громко» (сильно стучит по столу) и тихо (стучит тише) , одновременно произносит тук-тук громко и тихо»

Давайте постучим своими молоточками громко, а теперь тихо. Постучи…, постучи… (я молчу)

Мы построили домик и в нем будет жить медведь с медвежатами. С кем будет жить медведь?

Медведь большой, а медвежата… маленькие.

Ой, а где же мишка? Обрадовался и пошел с медвежонком домой. А Колобок остался один. Ребята, скучно будет жить Колобку одному. Пойдемте искать ему друга. Кто это? Посмотрите, на него. Что это? (глазки, носик, ушки). Ежик какой? (колючий). Потрогайте, погладьте спинку. Ежик колючий, а у нашего ежика есть иголки? Давайте сделаем нашего ежика колючим. Посмотрите, у меня есть вот такие иголочки. Мы сейчас их вставим. Вот так. Помогайте мне. Вот сколько много иголок.

А Колобок, посмотрите, довольный, счастливый, улыбается. Давайте улыбнемся Колобку. Ему хочется порадоваться вместе с вами . (с ажаю Колобка на стул)

Колобок благодарит вас за помощь и приглашает с ним потанцевать!

Танец «Колобок»

Итог: Сегодня в гости к нам приходил Колобок и Мишка. Для Медведя мы сегодня строили дом, с Колобком грели язычки на солнышке, и колючим делали ежика.

Спасибо, ребята, вы хорошо сегодня потрудились! И Колобок каждому подарит маленького колобка.

(Колобок угощает детей, прощается с ними, приглашает в гости)

Психическое развитие ребенка третьего года жизни

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы - светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке - закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п.

Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь, дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Тесты психического развития ребенка третьего года жизни.

От двух до двух с половиной лет.

1. Тест с кубиками.

Предложите ребенку кубики размером 8 кубических см. Попросите его построить башню, поставив один кубик на другой. Ребенок должен это сделать без показа. Далее покажите ему, как можно построить из кубиков поезд с трубой. Ребенок строит поезд после показа (добавляет трубу).

Используется доска с вырезанными на ней геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат).
Вынув все три геометрические фигуры из соответствующих им ячеек, предложите ребенку найти место на доске для каждой фигуры. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему.

Далее, вложив все фигуры, вновь выньте их из отверстий и предложите ребенку самостоятельно выполнить задание.
Этот тест оценивает развитие у ребенка представлений о форме, зрительном восприятии, способности устанавливать сходство и различие.

3. Тест с пирамидкой или матрешкой.

Задание демонстрирует способность ребенка осуществлять систему целесообразных действий, обнаружить ошибки и исправить их.

На глазах у ребенка снимите кольца с пирамиды и попросите его помочь собрать ее снова.
Ребенок двух-двух с половиной лет хорошо справляется с этим заданием, работая, как правило, методом проб и ошибок. Он еще может перепутать верхние и нижние кольца.
Ребенок также может справиться с вложением маленькой матрешки в большую (закрыть матрешки самостоятельно еще не сумеет).

4. Тест с предметами быта.

Ребенок от двух до двух с половиной лет подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта, в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

Выполнение этих действий демонстрирует умение ребенка осуществлять обобщение для достижения цели, координированные действия.

5. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, подойти к столику, взять со столика карандаш, принести карандаш и положить его на стул.
Ребенок от двух до двух с половиной лет может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий.
Он также должен правильно назвать свои имя, фамилию.

6. Тест на словарный запас.

Поставьте на стол несколько знакомых ребенку предметов: бутылочку, куклу, мяч, машинку, чашку, ложку.
Ребенок называет правильно все предметы.

7. Тест на называние изображений (оценка словарного запаса).

Покажите ребенку картинки, изображающие: кошку, собаку, хлеб, петуха, платье, яблоко, стол, корабль, поезд, автобус, грузовик, самолет, стул, окно, дверь, шкаф, рубашку, шляпу, носки, ботинки, грушу, арбуз, мальчика, девочку, бабушку, дедушку, младенца, гуся, утку, корову, лошадь, плиту, чайник, кастрюлю, сковородку, кровать, нож, вилку, карандаш, тетрадь, газету, книгу.

Спросите, показывая каждую картинку отдельно: "Что это?" или "Что тут нарисовано?"
Ребенок называет многие картинки из группы: животные, люди, посуда, одежда, мебель.

8. Тест на понимание инструкций.

Предложите ребенку выполнить несколько простых инструкций: "дай маме мячик", "положи его на стол", "дай его мне", "подними упавший кубик", "принеси мне куклу" и
т. д.

Ребенок выполняет более 10 инструкций, демонстрируя понимание обращенной к нему речи.

В период с двух до двух с половиной лет ребенок может приставным шагом перешагивать через препятствия, расположенные на полу на расстоянии 20 см друг от друга.

Дайте ребенку карандаш и бумагу и предложите ему повторить после показа рисунок вертикальной, горизонтальной линий, круга, креста, квадрата, треугольника. Если ребенок проявляет определенные способности, попросите его скопировать изображение с образца (в этом случае он не должен видеть, как они были нарисованы).

Ребенок правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста.

От двух с половиной до трех лет.

1. Тест с кубиками.

Определяет степень развития восприятия, способность осуществлять самостоятельный контроль за процессом выполнения задания.

Предложите ребенку построить из 9 кубиков (размером 8 кубических см) башню.
Ребенок выполняет это задание без предварительного показа.
Далее, после показа, делает модель поезда с трубой и строит, также после показа, - мост.

2. Тест с геометрическими фигурами.

Предложите ребенку знакомую для него доску с вырезанными геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат), но теперь каждая фигура состоит их двух частей.

Ребенок самостоятельно справляется со сложением круга из двух частей и вкладыванием его в соответствующее отверстие. Оценивается начальное понимание отношения части и целого.

3. Тест с пирамидкой на оценку способностей к зрительному сравнению и дифференциации размеров объекта.

Ребенок самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер. Также ребенок справляется с заданием на вложение трех матрешек одна в другую. Но требуется помощь для закрывания матрешек.

4. Тест с предметами быта на оценку понятливости.

Ребенок двух с половиной-трех лет выполняет в процессе игры подражательные действия с предметами быта, самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослых.

5. Тест на оценку памяти.

Попросите ребенка сказать вам, с кем он живет дома, что он ел на завтрак, во что любит играть, а также повторить фразу: "Летом в лесу было много грибов и ягод", а затем повторить подряд 3 цифры: 2,5,9.

Ребенок хорошо отвечает на вопросы, повторяет фразу из 6-7 слов, а также повторяет 3 цифры подряд.


6. Тест на развитие пространственных представлений.

Садитесь с ребенком за стол, напротив друг друга. Раскладываете по две одинаковых игрушки перед собой и перед ребенком: кукла справа, медвежонок слева от вас. Затем скажите: "Медвежонок с куклой пошли гулять", убираете со стола свои игрушки и игрушки ребенка. Далее посадите перед собой куклу слева, а медвежонка справа и попросите, чтобы ребенок сделал так же.

Теперь попросите малыша спрятать куклу под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит пойти назад, что лежит в коробке и под коробкой.

Ребенок двух с половиной - трех лет выполняет задания с некоторой помощью, может ошибиться в 1-2 направлениях.

В целом задание демонстрирует развитие у ребенка способности ориентироваться в пространстве по образцу и по слову.

7. Тест "Парные картинки" на оценку внимания и зрительного восприятия.

Подготовьте четыре пары предметных картинок (лягушонок и кораблик, зайчик и ведерко, мишка и рыбка, машинка и мячик и т. д.).

Положите перед ребенком две предметные картинки (с машинкой и с мячом). Точно такую же пару возьмите себе. Покажите ребенку, что у него и у вас картинки одинаковые. Затем уберите свои картинки, достаньте одну из них и, показывая ее ребенку, попросите показать такую же.

Ребенок справляется со всем заданием, сразу понимает инструкцию.

8. Тест на оценку словарного запаса.

Ребенок к трем годам называет все предметы, изображенные на картинках из теста № 7 для детей двух-двух с половиной лет.

9. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).

К трем годам ребенок может выполнять следующие действия: простоять несколько секунд на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставить по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставить на ступеньку обе ноги; прыгать на двух ногах; ездить на трехколесном велосипеде.

10. Тест на оценку тонкой моторики.

Ребенок уже может после показа нарисовать круг, крест, человечка, правда, пока без туловища.

Следует иметь в виду, что успехи в рисовании очень сильно зависят от обучения: если ребенок никогда раньше не видел, как держат карандаш, он вряд ли выполнит эти задания.


11. Тест-наблюдение "Культура общения".

В процессе общения с взрослыми и детьми ребенок двух-трех лет должен здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), проявлять внимание, сочувствие к другим детям (делиться игрушками, угощениями, уступать), отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.

Если с большинством тестов ребенок не справляется, проконсультируйтесь у специалистов.

Поводом для обращения к специалистам по детской психологии могут быть также эмоциональные проблемы у ребенка:

Постоянная пугливость;
- неудачные попытки заговорить;
- неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
- избыточная активность;
- постоянная и повышенная агрессивность.

Упражнения и развивающие игры для ребенка третьего года жизни.


Занятия с ребенком третьего года жизни имеют свою специфику:

Предоставление большей самостоятельности ребенку;
- уважительное отношение к ребенку, признание его права на собственный выбор;
- тактичная помощь и контроль за действиями ребенка. Приучение к порядку, дисциплине, чистоте, качественному выполнению любой деятельности.

Упражнения с матрешкой.

Для многих детей третьего года жизни упражнения с матрешкой считаются трудновыполнимыми (их деятельность носит хаотический характер: они хватают то одну, то другую деталь, бросают ее, пытаются силой затолкать большую матрешку в меньшую и т. д.)

В этом случае следует вернуться к этому упражнению для детей предыдущего возрастного периода.

Проявляйте терпение, действуйте постепенно, начиная с матрешки с одним вкладышем. (Вместо матрешек можно заниматься с любыми предметами различной величины, которые можно вкладывать одна в другую: кастрюли с крышками, баночки, коробки и т. д.)

Очень важно, чтобы ребенок овладел действиями с предметами, отличающимися по величине; с психологической точке зрения это свидетельствует о хорошем развитии восприятия, обогащении сенсорного опыта, зрительно-двигательной координации, повышении мышечной чувствительности тонкой моторики и т. д.

Упражнения с досками.

Уже знакомый вам игровой материал в виде досок с прорезями становится все более сложным.

Для ребенка третьего года жизни используется доска с двумя заданными сенсорными свойствами - величины и формы - из четырех возможных (большие и малые круги, большие и малые квадраты).

Сначала предложите ребенку правильно закрыть вырезанными фигурами одну доску. Если ребенок легко справляется с этим заданием, предлагаете ему выполнить упражнение с двумя досками (при этом две доски просто присоединяются друг к другу).
В случае успешного выполнения и этого задания предлагайте ребенку другие виды досок.

Упражнение на цветовое различение (если ваш ребенок не различает цвета).

Вводите названия цветов в разговор и в игру ребенка, но не как давление: "Скажи, какого это цвета?" Лучше предложить: "Я строю красную башню. Найди мне еще один красный кубик. Вот такой", - и покажите красный кубик. Или: "Я думаю, что это зеленый кубик".
Когда же ребенок с интересом откликнется на вопрос типа "А где красные кубики?" или "Какого цвета у тебя кофточка? ", это будет означать, что в его сознании слово, обозначающее цвет, соединилось со зрительным образом.

Используйте любую житейскую ситуацию для того, чтобы лишний раз закрепить понимание ребенком цветовых характеристик предметов. Спрашивайте ребенка, какого цвета дать ему яблоко - зеленого или красного, какого цвета бантик завяжем сегодня? и
т. д.

Упражнение на цветовое различение.

Если ребенок усвоил основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), предложите ему упражнение с предметами восьми цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого).

Если ребенку трудно дается цветовое различение, вводите новые цвета постепенно.
Рассыпаете на столе, например, кубики разного цвета и предлагаете ребенку рассортировать эти кубики по цвету: в одну коробочку сложить все красные, в другую - все синие и т. д.

Не следует требовать от ребенка, чтобы он запоминал названия цветов, главное, чтобы он правильно раскладывал кубики по цвету.

Подсказывайте ребенку, если он ошибается: "Нет, это не красный кубик, а оранжевый, давай положим его в другую коробочку".

Чтобы ребенку легче было ориентироваться в цветах на первых порах, положите по одному кубику в каждую коробку и скажите: "Положи в эту коробку такие же кубики, как этот".

Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета).

Предложите ребенку бумагу и разноцветные карандаши: "Давай нарисуем дерево и закрасим листочки зеленым карандашом, солнышко закрасим оранжевым карандашом, небо - синим, машину - красным" и т. д.

То же самое - с красками (используется гуашь).

Предложите ребенку самостоятельно выбирать цвета для окрашивания хорошо знакомых предметов.

Сначала научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Возьмите руку ребенка с карандашом или сухой кистью и сделайте несколько движений закрашивания карандашом или кистью. Затем окуните кисть в краску и вместе нарисуйте что-либо.

Если ребенок испытывает затруднения, начните с более легких заданий. Например, закрасить только листочки на дереве, или нарисовать только солнышко.
Предоставьте ребенку самостоятельно выбрать сюжет рисования по предварительному замыслу.

Упражнения с бусинками.

Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.

Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.
Спросите у ребенка: "Какого цвета это платье, какие бусинки подойдут к этому платью?"

Нанизывание бус разной величины.

Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.

Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: "Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая".

Нанизывание бус разной формы.

Бусы разной формы (круглые, кубические, овальные и т. д.), но одинаковые по размеру и цвету нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме.
Фиксируйте внимание ребенка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

Нанизывание бус разного цвета.

Сначала предложите ребенку бусы одинаковой формы, размера и двух цветов.
Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.).
Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.

Помимо основной направленности упражнений с бусами (умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству), эти упражнения прекрасно развивают тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений), глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.

Упражнение на развитие правильного произношения звуков. Метод "Ошибка понарошку".

Если, например, ребенок вместо "к" говорит "т", подберите несколько картинок или предметов, начинающихся на "к". Возьмите куклу или покажите ее на картинке. С улыбкой спросите ребенка: "Это букла?" и покачайте головой, чтобы ребенок понял игру (звук-заменитель должен быть не тот, который употребляет ребенок). Затем воспроизведите ошибку ребенка: "Это тутла?" Наконец спросите: "Это кукла?". При этом кивок и улыбка подскажут малышу, что данный звук верный. Как только ребенок уловит идею игры, не подсказывайте ему и последите, как он самостоятельно определяет верный звук. Например, спросите: "Это ташка? Нет? Значит, чашка? Тоже нет? Может, кашка?" Дождитесь ответа "да" и подтвердите: "Да, это кашка".

Используйте для развития звукопроизношения и вообще речи у ребенка небольшие стихотворения со специально подобранными рифмами. (Прекрасная книга издана логопедом центра "Здоровье" Парамоновой Л. Г. "Стихи для развития речи". СПб., 1998)

Игры с мячом на развитие моторики (ловкости, координации движений, быстроты), глазомера, эмоциональной сферы (умения проигрывать, подчиняться правилам).

Предложите ребенку поиграть с мячом:

Бросать мяч вверх и ловить двумя руками.
- Ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше.
- Ударить по мячу ногой - у кого дальше укатится.
- Бросать мяч друг другу и ловить.
- Попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние (двумя руками, правой рукой, потом левой).
- Тихонько катните мяч вперед, а ребенок должен обогнать его.
- Катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами - одной, потом другой).

Упражнение "Спрыгни с высоты".

Поставьте ребенка на невысокую скамеечку и научите его спрыгивать на пол. На первых порах поддержите его, приговаривая: "Согни ножки, отталкивайся, выпрямляя ноги, и спрыгни вниз". Похвалите ребенка: "Молодец, какой ты ловкий!"

Прочитайте стихотворение:

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
(А. Барто)

Упражнение на подпрыгивание.

Натяните веревочку с нанизанными на ней конфетами, игрушками или другими предметами так, чтобы ребенок достал их, подпрыгнув на двух ногах и захватив предмет рукой.

Упражнение с веревочкой.

Разложите на полу веревку. Попросите ребенка пройти точно по этой веревке. Сначала ребенок ходит по прямой веревке, затем по извилистой.

Игра "Угадай, кто идет".

После посещения зоопарка, цирка, просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например, так: "Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен" . Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

"А вот так прыгает воробей, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен" .
Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.
Предложите ребенку игру "Угадай, кто к тебе пришел в гости".

Спрятавшись, подаете голос: "Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?" Если ребенок не называет, скажите сами: "Это собачка пришла к Машеньке", покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

Упражнения на внимание и память "Чего не хватает на столе?".

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.
Затем поменяйтесь ролями - теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.
Ту же игру проводите с добавлением игрушек: "Посмотри, Ванечка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?"

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, зайчик теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.


По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

Даете ребенку такое задание: "Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось ".

Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

Игра "Спрячь шарики".

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины.

Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик - в среднюю, а маленький - в маленькую.

Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой.
После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую).

Упражнения с разрезными картинками.

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.
Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Даете ребенку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите: "Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с мячом".

Упражнения для тонкой моторики пальцев и творческих способностей.

- "Рисование". Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать домик, человечка, машинку, паровозик и т. д.

- "Рисуем шарики".

Прочитайте ребенку стихотворение В. Антоновой:

Шарики, шарики
Подарили нам!
Красные, синие
Дали малышам!
Шарики подняли
Мы над головой.
Заплясали шарики -
Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета. Напоминайте ребенку: "Шарики летят высоко вверх, в разные стороны".

Рисуем красками.

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки "Козлята и волк".

Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка: "Вот как ходит волк по лесу. Он злой и голодный".


"А какую песенку пела коза своим козлятам? - спросите ребенка. - Когда коза спасла всех козлят, они обрадовались и стали весело прыгать. Покажи, как козлята прыгали ". Помогите ребенку нарисовать эти следы.

- "Лепка".

Оторвите маленький кусочек пластилина и покажите ребенку, как можно сделать из него шарик, палочку, кружочек и т. д. Постарайтесь привить ребенку интерес к лепке: это очень важно для его развития.

Предложите ребенку слепить из пластилина грибки:
"Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем.
А грибов нет. Их надо слепить из пластилина".
Помогайте ребенку.

"А теперь давай слепим много пирожков и булочек для котика" , - говорите вы, читая потешку:

Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.

Самому ли есть,
Либо Анечке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Анечке снесу.

"Съел котик и думает, - говорите вы, - чем я деток угощу? Давай поможем ему и испечем много пирожков и булочек".

- "Вырезание".

Купите ребенку небольшие ножницы с закругленными концами. Покажите, как пользоваться ножницами. Обхватив руку ребенка, помогите ему что-нибудь вырезать. Для начала это могут быть просто полоски бумаги.

Игра "Угадай слово".

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

Ты не бойся - это гусь,
Я сама его... (боюсь )

Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему... (штанишки )

Кто один имеет рог?
Это толстый...(носорог )

У меня пропал носок,
Утащил его... (щенок )

Апельсины и бананы
Очень любят... (обезьяны )

Вместа носа - пятачок,
Вместо хвостика - крючок.
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый... (поросенок )

Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей )

Иго-го! - кричит ребенок,
- Значит, это... (жеребенок )

Он мурлычит и поет,
Угадали? Это... (кот )

Он в берлоге зиму спал,
Лапу бурую сосал,
А проснулся, стал реветь.
И зовут его... (медведь )

Я встаю на заре,
Разбужу всех во дворе.
У меня есть гребешок,
Кто же я? .. (петушок )

Как гора огромный он -
Очень добрый,
добрый... (слон )


Вы зимой кормили птиц -
Голубей, ворон, синиц?
Не теряйте ни минутки:
Под мостом зимуют... (утки )

Любит он на солнце греться,
В полосатое одеться,
И как сахар он на вкус,
А зовут его... (арбуз )

Корень А.А., учитель-логопед, МБДОУ детский сад “Веточка” п. Ванино, Ванинского муниципального района, Хабаровского края.

Тип занятия: групповое.

Продолжительность 10 мин.

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий.

Занятие рассчитано на детей раннего возраста (2 – 3 года) I младшая группа.

Цель: развитие экспрессивной речи, коммуникативных навыков.

Ресурсы: бубен, воздушный шарик, домик, дорожки (широкая, узкая), игрушки: заяц, медведь, лиса, магнитофон, фланелеграф, изображения диких животных.(сказочные и натуральные).

Литература:

  1. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, “Логопедия” Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД 1998.
  2. О.Е. Громова, “Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Е. Янушко, “Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет”, - М.: Теревинф, 2011.
  4. М.Г.Борисенко, Н.А. Лукина, Серия “Грамматика в играх и картинках”. – СПб.: Паритет,2005.
  5. Интернет ресурсы.

Организация

Результат

Вводный этап

Создать положительный эмоциональный настрой на занятие. Привлечь внимание детей.

Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова.

Здравствуйте ребята, что это у меня? Хотите поиграть? Соня в бубен поиграй, поиграй. Соня бубен Мише дай!

Логопед приветствует детей, привлекает внимание звучанием бубна. Дети сидят на ковре. Даёт ребёнку бубен со словами

Дети слушают логопеда, отвечают на вопрос, передают бубен тому кого называют.

Основной этап

Развитие чувства ритма

Наши детки дружно встали

по дорожке зашагали.

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Топают стараются громко получается:

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Наши ноженьки устали и тихонько топать стали:

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А теперь стоп!

Логопед предлагает детям встать и пойти за ним.

Дети идут по кругу и договаривают топ-топ-топ, топ-топ-топ

Развитие артикуляционной моторики, развитие плавного длительного выдоха.

Ой, кто это? Колобок! Колобок румяный бок! Какой гладкий, круглый, румяный. Как улыбается! Давайте улыбнёмся Колобку! А теперь будем толстенькие как колобок. Облизнёмся, какой вкусный! Ой, ещё горячий! Подуем!Артикуляционные упр. “Улыбка” “Толстячок”, “Вкусное варенье”

Логопед показывает детям упражнения.

Дети стоят и выполняют артикуляционные упражнения.

Формирование умения образовывать грамматическую форму уменьшительно – ласкательных существительных.

Активизация речевого подражания. практическое усвоение стереотипной фразы.

Кто это? Назвать ласково части тела зайца изменяя слова при помощи суф.

Не лапы, а лапки; не уши, а ушки; не нос, а носик; не хвост, а хвостик.

Логопед побуждает детей ответить на вопрос, затем назвать ласково части тела зайки. Даёт образец высказывания.

Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; подходят к логопеду, рассматривают зайца, отвечают на вопрос: называют (Ангелина, Динара, Ваня, Арсений, Соня), или повторяют слова (Саша, Лёша), показывает называемые слова (Миша) - в зависимости от речевых возможностей

Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: узкий – широкий.

Поможем зайке найти широкую дорожку и узкую. Показать дорожки, назвать. Дети переступают через широкий ручеёк, через узкий.

Дети стоят возле логопеда. Логопед показывает и называет дорожки, просит детей переступить через широкий ручеёк. Через узкий.

Дети внимательно слушают, рассматривают ручейки. Перешагивают те кого назвали. Помогают зайцу перепрыгнуть через широкий ручеёк, через узкий.

Научить понимать значение прилагательных, противоположных по значению: большой – маленький.

Развитие чувства ритма.

Практическое усвоение стереотипной фразы

Колобок, колобок, я тебя съем.

Упражнение сочетающее в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание слогов.

“Дом маленький, дом большой”

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой

(разводит руки в стороны). Дети (сердито). Ой, ой, ой

(поднимают руки вверх). Логопед.Ау зайца - маленький, ай, ай, ай (жалобно).

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.

Дети (жалобно). Ай, ай, ай... Логопед. Мишка наш пошел домой

(дети идут вразвалку). Дети (сердито). Ой, ой, ой. Логопед. Да и крошка заинька. Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

Логопед побуждает детей ответить на вопрос; показывает движения проговаривает слова, побуждает детей к повторению действий и договариванию междометий.

Дети отвечают на вопрос; называют персонаж, говорят: “не ешь его!”; повторяют движения за логопедом, договаривают: ой-ой-ой, ай-ай-ай.

Развивать координацию речи и движений.

Развитие правильного речевого дыхания.

Создание эмоционально затрагивающей ситуации.

Е. и С. Железновых “Вот маленькая мышка…”

Лиса приглашает детей сесть на стульчики. Включить магнитофонную запись с песенкой Железновых, диск “Вместе с мамой”. Логопед показывает движения и побуждает детей повторять.

Дети садятся на стульчики. Выполняют упражнения под музыку.

Обобщающий

Активизировать словарь по теме дикие животные

Назвать всех диких животных каких встретили.

Фланелеграф с набором диких животных, выбрать только тех кого встретили.

Дети выбирают животных и показывают колобку. Колобок оценивает выбор. Далее дети свободно играют с колобком.

Заключительный.

Дать качественную оценку деятельностидетей.

Оценка деятельности детей.

Колобок благодарит ребят, что помогли ему от всех убежать.

Ребята играют с колобком (шариком)

Задачи:

Активизировать речевое развитие детей;

Знакомить с формой круг;

Знакомить с цветом - красный;

Упражнять в подражании мимическим движениям - улыбаться.

Привлекать малышей к игровым действиям.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям деревянную матрёшку (деревянная игрушка - вкладыш) и зачитывает стихотворение (3 .Медведевой) " Матрёшка "

Стихотворение зачитывается с сопровождением действий.

Стихотворение " Матрёшка ".

(з.Медведева).

У меня матрёшка есть, новая игрушка.

В жёлтом сарафанчике славная толстушка.

А её откроешь - в ней сидит вторая,

Вся в зелёном, как весной травка молодая....

А вторую отвернёшь - там ещё матрёшка.

Та матрёшка - вовсе крошка.

То - любимая матрёшка.

Вся она, как маков цвет:

Сарафан на ней надет алый, как, цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню, больше всех её люблю,

Маленькую крошку - красную матрёшку.

Вот какие красивые матрёшки пришли к нам в гости.Они хотят с нами познакомиться.

Давайте мы с вами встанем в круг, и будем с ними играть.

Воспитатель демонстрирует упражнение - приветствие, дети по очереди знакомятся с матрёшками.

Давайте мы покажем матрёшкам, кто, где у нас сидит, за каким столом.(Дети усаживаются за свои места, за свой стол)

Ребята, а где же маленькие матрёшки?

(ответы и действия детей с матрёшкой?)

А самые маленькие матрёшки - крошки, куда же спрятались?

(ответы и действия детей с матрёшкой).

Дети,покажите эта матрёшка, какая?

(ответы и действия детей)

Правильно, большая! Давайте ещё раз руками покажем, какая она большая.

А эта матрёшка, какая? Она - поменьше,давайте покажем - поменьше.

(отв.и действ.детей)

И покажем самую маленькую матрёшку руками.Вот такая она - маленькая.

Отправились наши матрёшки на полянку играть, да хоровод водить.

вот пришли они...,а где же солнышко? Наверное, спряталось за тучки, давайте позовём его на нашу полянку:

Солнышко - ведёрышко,

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.

Не слышит солнышко, ребята,давайте ещё раз его позовём, чтобы оно ярче светило нам

и согревало нас.(дети вместе с воспитателем зачитывают стихотворение).

Светит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату,

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку!

(Воспитатель свместе с детьми ведут хоровод и зач.стих.)

Вот и засветило солнышко в нашу группу.

Светит нам солнышко, улыбается. Давайте и мы солнышку подарим свои улыбки, улыбнёмся ему, улыбнёмся друзьям, и мне тоже подарите свои улыбки. Спасибо вам, мои солнышки, от ваших улыбок и мне стало тепло и светло.

Ребята, а давайте поиграем с солнышком! Пусть солнышко отыщет и погреет наши ручки, ножки, детей.

Игра " Где же, где же, где же - наши ручки?"

Поиграли мы с солнышком, весело нам стало. Чтоб не было грустно гостям - матрёшкам,

подарим им мячи? Мы с вами их нарисуем. Только сначала давайте пальчиками на столе нарисуем мячи, они круглые. А теперь в воздухе.

(после демонстрации воспитателя дети выполняют упражнение)

А сейчас мы с вами нарисуем на листах бумаги большие красные мячи, как солнышко.

(Детям предлагается выбрать красного цвета карандаши)

Ребята, мячи у нас получились большие, круглые, красные вот как этот обруч.

Давайте мы с вами его потрогаем, он у нас круглый, может даже катиться.

(демонстрация катания обруча)

А теперь поиграем с обручем, беритесь руками все за обруч и покатим его.

" Ой, кружок, кружок, кружок.

(дети идут друг за другом, держась за обруч руками)

Покатился наш кружок.

Он катился, он катился,

(дети ускоряют шаг)

Вдруг кружок - остановился "

(дети останавливаются и приседают).

Ребята, а вы хотите мячи покатать, их же тоже можно катать.(Дети опускаются на пол (палас) садятся на против друг друга и перекатывают мячи.


Минина Мария Анатольевна

Вашему вниманию представлен конспект занятия для детей раннего возраста: мы знакомим детей с новой игрушкой.Формируем у малышей пассивный и активный словарь детей.Создаем условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО – Югры

«Урайский специализированный Дом ребенка»

Конспект занятия по развитию речи детей

раннего возраста

(1-2года)

« В гости к петушку»

Подготовила воспитатель

Даянова Лилия Камиловна

Г. Урай

2013г.

Программные задачи:

Формирующие задачи:

1.Познакомить детей с новой игрушкой.

2.Формировать пассивный и активный словарь детей;

3.Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

Развивающие задачи:

1.Развивать память, внимание, мышление детей:

2.Развивать эстетическое восприятие, творческие способности;

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать умение дружелюбно играть с другими детьми;

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Практические задачи:

1.Закрепление сенсорных эталонов;

2.Активизация мелкой моторики нервных окончаний;

3.Побуждать детей к активным действиям с игрушками и диалогу.

Предварительная работа:

1.Наблюдение за животными и птицами на улице во время прогулок.

2.Создание предметно-развивающей среды в группе;

3.Просмотр документального фильма «Домашние птицы»;

4.Чтение стихотворения А.Барто «Петя – Петя петушок»

5.Рассматривание сюжетных картин на тему «Птичий двор»

6.Работа над развитием артикуляционного аппарата;

7.Подвижная игра «Догони».

Словарная работа:

Звукоподражательные слова: «ко-ко», «ку-ка-ре-ку»,

«клю-клю», «цып-цып»

Существительные: петушок, пока.

Глаголы: иди, дать, прыгать, бегать, кушать.

Прилагательные: красивый, яркий, разноцветный.

Материал: игрушка-петушок, домик для петушка, картинка с изображением петушка, колокольчик.

Ход занятия:

Воспитатель. Дети входят в группу. Слышится звон колокольчика.

Воспитатель: Ребята, что это за звон?

«Колокольчики звенят, веселят они ребят»

Ну-ка посмотрим, ребятки, кто это может колокольчиком звенеть?

(дети подходят к домику)

Воспитатель:

«Кто-то в домике сидит,

В колокольчик нам звенит»

(Включается аудиозапись, пение петуха, дети слушают)

Воспитатель:

«Что за шум, я не пойму

Кто кричит ку-ка-ре-ку?

Это славный петушок

Ярко красный гребешок

Петя в домике сидит

Ку-ка-ре-ку кричит!»

Воспитатель:

«Петушок, петушок

Золотой гребешок

Выгляни в окошко,

Дадим тебе горошку»

Давайте, ребятки позовем петушка.

«Петушок, выходи,

На наших деток погляди.

Это наши малыши:

До чего все хороши

Это Женя, это Леша,

Это Игорь наш хороший.

А я, Петушок-золотой гребешок.

Маслена головушка,

Шелкова бородушка

Хочу с детками играть

Буду деток забавлять!

Я рано утром встаю, ребяток бужу.

Вот так кричу: -Ку-ка-ре-ку!

(Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за стол)

Воспитатель: Вика, как кричит петушок?

Ребенок: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель: Молодец Вика!

А, Саша знает, как кричит петушок?

Ребенок: Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель : молодец, Сашенька!

(Дети вместе с воспитателем рассматривают игрушку)

Воспитатель:

«Жил на свете петушок

Разноцветный хвосток,

Словно красненький флажок.

На ушах сережки,

На ногах сапожки»

Воспитатель: Вика, покажи, где у петушка ножки?

(Ребенок показывает)

Воспитатель: молодец! А где у петушка хвостик?

Саша, покажи.

(Ребенок показывает)

Воспитатель : молодец!

А где у петушка гребешок?

Женечка, покажи.

(Ребенок показывает)

Воспитатель : молодец!

«Петя ходит по дорожке,

Ищет Петя хлебные крошки»

Давайте, ребята, накормим петушка.

Игра с сыпучим материалом, пальчиковая гимнастика.

(Дети берут в ладошки крупу из большой миски и насыпают её на плоские тарелочки, берут в руки игрушку Петушка и кормят его)

«Цып-цып-цып, цып-цып-цып.

Кушай, Петя не спеши

Хлебные крошки хороши!»

Воспитатель: Как ребятки, петушок зернышки клюет?

Дети: клю-клю-клю!

Воспитатель: Вот наелся петушок, спасибо вам ребятки, говорит петушок.

« Хочу с детками играть,

Буду деток догонять!

Воспитатель:

«Вышли деточки гулять,

Стал их Петя догонять»

(Под музыку петушок бегает за детьми)

Воспитатель:

Ни кого не поймал петушок, убежал к своим курочкам, только перышко свое обронил, давайте подуем на перышко, может, вернется к нам петушок?

(Упражнение на формирование воздушной струи)

Ребятки, а петушок оставил нам в группе свою картинку, выберите из трех картинок изображение петушка.

Дети находят.

Воспитатель: молодцы ребятки, справились с заданием и с петушком поиграли, а теперь нам пора идти гулять.

Использованная литература:

1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, М.Мозаика-Синтез, 2007.;

2.Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет, Л.Н.Павлова, М.Мозаика-Синтез,2008;

3.Конспекты занятий в ясельной группе детского сада, Н.А.Карпухина, Практическое пособие и методистов ДОУ, Воронеж,2008. для воспитателей




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: