Судебная практика по льготным пенсиям педагогам. Досрочная пенсия: нюансы судебной практики

Курский областной суд

Судья: Алехина Л.И. Дело № <данные изъяты> г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <данные изъяты> областного суда в составе:

Председательствующего Журавлева А.В.,

Судей: Леонтьевой И.В., Мухаметзяновой Н.И.

При секретаре: Зыбиной И.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> года

дело по иску Лихачевой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) <данные изъяты> о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

поступившее по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты>

на решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> года, которым постановлено:

«Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионное фонда РФ <данные изъяты> засчитать Лихачевой Т.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей курсы повышения квалификации с 16.10.1980 г. по 06.11.1980 г.; периоды учебных отпусков с 01.06.1981 г. по 14.06.1981 г., 11.01.1982 г. по 22.01.1982 г., 17.05.1982 г. по 15.06.1982 г., 13.01.1983 г. по 22.01.1983 г., 02.04.1984 г. по 01.05.1984 г., 13.10.1984 г. по 24.10.1984 г., 11.11.1985 г. по 10.12.1985 г., 03.02.1986 г. по 01.03.1986 г.; периоды работы в качестве медсестры- воспитателя с 30.05.1980 г. по 01.06.1980 г. и с 01.07.1980 г. по 10.08.1980 г., период работы в качестве учителя труда 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г.

В остальной части иска Лихачевой Т.В. отказать».

Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) <данные изъяты> № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. Лихачевой Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по п.п.19 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.

Из необходимых 25 лет специального стажа, засчитано 14 лет 09месяцев 06 дней.

Периоды работы с 30.05.1980 г. по 10.08.1980 г. на временной должности медсестры - воспитателя в <данные изъяты> детсад-ясли; с 01.09.1999 г. по 16.08.2010 г. старшей пионервожатой не засчитаны в специальный стаж, поскольку такие должности не предусмотрены Списками, утвержденными Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, № 1067 от 22.09.1999 г. и Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 г.

Периоды нахождения в учебных отпусках с 01.06.1981 г. по 14.06.1981 г., с 11.01.1982 г. по 22.01.1982 г., с 17.05.1982 г. по 15.06.1982 г., с 13.01.1983 г. по 22.01.1983 г., с 02.04.1984 г. по 01.05.1984 г., с 13.10.1984 г. по 24.10.1984 г., с 11.11.1985 г. по 10.12.1985 г., с 03.02.1986 г. по 01.03.1986 г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 16.10.1980 г. по 06.11.1980 г., с 07.02.2000 г. по 18.02.2000 г. и отпуск без сохранения заработной платы с 14.07.1980 г. по 25.07.1980 г. не включены в специальный стаж со ссылкой на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г. и Разъяснения №5, утвержденные Постановлением Минтруда РФ № 29 от 22.05.1996 г.

Лихачева Т.В. обратилась в суд с иском, в котором просила признать за нею право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязать пенсионный орган засчитать в педагогический стаж спорные периоды ее работы, назначить пенсию со дня обращения.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим отмене по следующим мотивам.

В силу ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Решение суда не соответствует требованиям ст. 196 ГПК РФ.

В мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которые основаны выводы суда, и доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Суд, удовлетворяя иск, в достаточной степени не проверил доводы каждой из сторон по заявленным требованиям, не установил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В подтверждение своего страхового стажа истица представила копию трудовой книжки, которая заполнена 30.05.1980 г. сразу на имя Лихачевой Т.В. (других фамилий нет) и копии приказов зав. детского сада, которые вынесены работодателем в отношении Селезневой Т.В. (л.д. 44-51).

При этом в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что указанные документы относятся к трудовой деятельности одного и того же лица.

В трудовой книжке Лихачевой Т.В. записано, что она с 30.05.1980 г. принята временно на должность медсестры-воспитателя <данные изъяты> детсада-ясли <данные изъяты> района <данные изъяты> области, с 12.01.1981 г. переведена на постоянную работу на должность медсестры-воспитателя ясельной группы, с 01.05.1985 г. переведена воспитателем в детский сад, с 24.01.1995 г. уволена с занимаемой должности в связи с сокращением штата.

Согласно приказа №715 от 30.05.1980 г. обязанности подменного воспитателя возложены на Селезневу Т.В. с 02.06.1980 г. по 30.06.1980 г.; по приказу №719 от 28.06.1980 г. обязанности воспитателя ясельной группы временно возложены на Селезневу Т.В. с 01.07.1980 г. ; приказом №725 от 01.08.1980 г. на Селезневу Т.В. возложены обязанности няни с 01.08.1980 г. по 10.08.1980 г.; по приказу №728 от 01.08.1980 г. Селезнева Т.В. назначена воспитателем ясельной группы с 11.08.1980 г. с оплатой 0,3 ставки воспитателя; приказом №710 от 12.10.1980 г. Селезнева Т.В. направлена на курсы повышения квалификации с 16.10.1980 г. по 06.11.1980 г.

Таким образом, записи в трудовой книжке истицы не соответствуют указанным приказам работодателя. Копии приказов, на основании которых сделаны записи в трудовой книжке Лихачевой Т.В., в материалах дела отсутствуют.

Суд, удовлетворяя исковые требования о включении в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы в качестве медсестры- воспитателя с 30.05.1980 г. по 01.06.1980 г. и с 01.07.1980 г. по 10.08.1980 г. не устранил указанные противоречия, не установил - кем фактически работала истица в спорные периоды и имеются ли правовые основания для включения в специальный стаж периода работы в качестве няни.

Помимо этого, приказом №723 от 14.07.1980 г. Селезневой Т.В. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы с 14.07.1980 г. по 25.07.1980 г. Данное обстоятельство не нашло правовой оценки суда в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 г. и Разъяснениями №5, утвержденными Постановлением Минтруда РФ № 29 от 22.05.1996 г.

Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 г., в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Удовлетворяя иск о включении в специальный стаж периодов учебных отпусков с 01.06.1981 г. по 14.06.1981 г., 11.01.1982 г. по 22.01.1982 г., 17.05.1982 г. по 15.06.1982 г., 13.01.1983 г. по 22.01.1983 г., 02.04.1984 г. по 01.05.1984 г., 13.10.1984 г. по 24.10.1984 г., 11.11.1985 г. по 10.12.1985 г., 03.02.1986 г. по 01.03.1986 г., суд не установил - в каком учебном заведении истица проходила обучение, в какой период времени, какую специальность получила, относится ли учебное заведение к педагогическим.

В материалах дела отсутствует соответствующий диплом.

Согласно записям в трудовой книжке истица, начиная с 01.12.1998 г. принята временно на должность воспитателя в группу продленного дня в <данные изъяты> среднюю школу <данные изъяты> района <данные изъяты> области, с 01.09.1999 г. переведена на должность старшей пионервожатой, 27.04.2007 г. присвоена 2 квалификационная категория по должности учитель ОПК.

Вместе с тем, суд посчитал, подлежащим включению в специальный стаж период работы в качестве учителя труда 01.09.1999 г. по 31.08.2000 г. и отказано во включении периода работы с 01.09.2005 г. по 16.08.2010 г., считая, что в этот период истица работала учителем ОПК.

В то же время, заверяя копию трудовой книжки, работодатель указал, что истица «и по настоящее время работает старшей вожатой и учителем основ православной культуры в МОУ « <данные изъяты> СОШ» <данные изъяты> района <данные изъяты> области», при этом не указано - с какого времени и на основании каких приказов.

Данные обстоятельства судом не проверены.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., периоды работы, выполнявшиеся до 01.09.2000 г., засчитываются в стаж работы независимо от условий нагрузки), а с 01.09.2000 г. при - условии выполнения (суммарно по основанному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Постановлением Правительства РФ №191 от 03.04.2003 г. установлена продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет: 18 часов в неделю учителям 5-11 (12) классов общеобразовательных учреждений; 20 часов в неделю - учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

К тому же суд не определил возможность применения при оценке пенсионных прав учителей п.6 названных Правил.

Таким образом, суд не установил, какую педагогическую нагрузку истица выполняла, помимо обязанности вожатой, в какие периоды, по какой должности, в каких классах, как распределялась педагогическая нагрузка в данной школе после 01.09.2000 г. с учетом интересов истицы.

В силу ст. 148 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются, в том числе уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.

Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия судьи и лиц, участвующих в деле, по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению.

В случае заблуждения сторон относительно фактов, имеющих юридическое значение, судья на основании норм материального права, подлежащих применению, разъясняет им, какие факты имеют значение для дела и на ком лежит обязанность их доказывания (статья 56 ГПК РФ).

По изложенным обстоятельствам допущенные судом нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, тщательно выяснить обстоятельства дела, правильно определить их юридическую значимость, при необходимости предложить сторонам представить дополнительные доказательства своих доводов и возражений по заявленным исковым требованиям, если таковые имеются, дать им правовую оценку, в зависимости от установленного вынести решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 199, ст.361, п.1 и п.4 ч.1 ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <данные изъяты> года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781, Ж. получил право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленную для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

13 февраля 2013 года он обратился в ГУ Управления Пенсионного фонда РФ с письменным заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической работой в образовательных учреждениях.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ от 22.02.2013 года № 223 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости было отказано.

Основанием для отказа послужил вывод пенсионного фонда о том, что им не выработан установленный законом стаж педагогической деятельности 25 лет, так как из педагогического стажа работы необоснованно были исключены периоды общей продолжительностью 5 лет 7 месяцев 9 дней:
С 23.04.1978 г. по 13.05.1980 г. (2 г. 4 мес. 10 дн.) – служба в армии по призыву;

С 01.01.1982 г. по 31.01.1982 г.; с 08.06.1982 г. по 07.07.1982 г. (1 мес.); с 01.07.1983 г. по 31.07.1983 г. (1 мес.); с 12.09.1983 г. по 16.10.1983 г. (1мес. 5 дн.); с 10.01.1984 г. по 31.01.1984 г. (21 день) – учебные отпуска (сессия);

С 01.09.2002 г. по 31.08.2004 г. (1 г. 11 мес. 14 дн.) – работа учителем музыки в общеобразовательной школе.

С 14.10.1986 г. по 01.09.1987 г. (10 м. 19 дн.) – работа аккомпаниатором в Доме пионеров.
В результате, по расчётам пенсионного органа, специальный трудовой страж Ж. составил 20 лет 11 месяцев 9 дней.

Я ознакомилась с отказом ГУ Управления Пенсионного фонда РФ и посчитала его необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при выработке ими педагогического стажа 25 лет.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты ). В период, когда Ж. служил в армии, действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Исключение периода службы в армии из профессионального стажа необоснованно, так как действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав в области пенсионного обеспечения.

2. Неправомерно исключение из специального стажа и 5 мес. учёбы в институте.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу положений статей 196 и 198 КЗоТ РСФСР студентам вечерних и заочных высших учебных заведений в связи с обучением предоставлялись оплачиваемые отпуска и гарантировалось сохранение заработной платы, то есть в указанные периоды такие лица являлись застрахованными. Таким образом, периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953) был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность.

Верховный суд РФ в Определении N 14-В06-34 (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 года) указал, что «с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».

3. Работа аккомпаниатором в Доме пионеров в период с 14.10.1986г. по 01.09.1987 г. (10 м. 19 дн.) подлежит включению в стаж педагогической деятельности по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения включается работа по специальности в детских учреждениях.

В соответствии с п. 3.2. Инструктивного письма министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года N 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет» работникам просвещения и здравоохранения к числу детских учреждений были причислены дома пионеров и детские дома культуры.

Период работы Ж. в качестве аккомпаниатора в доме пионеров должен быть учтен на основании п. 2 вышеуказанного Положения как работа по специальности в детском учреждении. Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденная приказом N 94 от 16.05.1985 года засчитывала в стаж педагогической работы работу по должности аккомпаниатора учреждений просвещения. Данное постановление утратило силу лишь в 1993 году в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.

4. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени» (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителям общеобразовательных учреждений составляет 18 ч.

В период с 01.09.2002 г. по 31.08.2003 г. моя педагогическая нагрузка составляла 9 ч. Основной и 0,5 ставки внеклассной работы, т.е. 18 ч. Не включение внеклассной работы в норму педагогической нагрузки является необоснованным, т.к. согласно постановления Правительства от 3 апреля 2003 г. N 191 (действующего на тот период времени) продолжительность рабочего времени педагогических работников включала преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу , предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом,специальный трудовой стаж Ж. на день обращения за назначением пенсии составил по моим подсчётам 26 лет 6 мес. 18 дней , что давало Ж. право на получение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей, согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2003 г.

На основании выше изложенного мы подали иск к Управлению Пенсионного фонда РФ о назначении досрочной трудовой пенсии Ж. с момента обращения – с 13 февраля 2013 года.
Решением … районного суда от 8 мая 2013 г. в иске отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что истцу необоснованно отказано во включении в педагогический стаж периодов службы в армии, нахождения в учебных отпусках и периода работы в должности аккомпаниатора Дома пионеров.

В то же время суд сделал вывод о том, что период работы учителем средней школы с 1 сентября 2002г. по 31 августа 2003г. в педагогический стаж включению не подлежит, поскольку не представлено доказательств выполнения им в этот период нормы рабочего времени /педагогической или учебной нагрузки 18 часов в неделю/. Он работал учителем музыки 9 часов в неделю и выполнял воспитательную работу по музыке 0,5 ставки. Суд посчитал недоказанным, что 0,5 ставки воспитательной работы соответствует 9 часам учебной нагрузки.

Нами подана апелляционная жалоба.

Апелляционный определением судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда от 29 июля 2013 года решение суда первой инстанции отмерено, исковые требования Ж. Удовлетворены в полном объёме. Суд обязал ГУ УПФ РФ включить в подсчет стажа Ж. все спорные периоды, обязал назначить досрочную трудовую пенсию по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 13 февраля 2013 г, взыскал понесённые истцом судебные расходы.

Суд апелляционной инстанции согласился с доводами жалобы о том, что выполняемая Ж. воспитательная работа по 0,5 ставки кружковой работы входила в обязанности учителя музыки, и заработная плата начислялась в эти периоды из фонда заработной платы учреждения. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Результат: дело выиграно.

Определение Пензенского областного суда от 22.07.2008 по делу n 33-1331 В специальный педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии включается период работы воспитателем детского комбината, поскольку право на льготное исчисление пенсии имеют работники детских садов всех видов, относящихся к дошкольным образовательным учреждениям.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июля 2008 г. по делу N 33-1331
Судья: Погребная С.Г.
22 июля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.
и судей Елагиной Т.В., Гордеевой Н.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Гордеевой Н.В. дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Каменке и Каменскому району Пензенской области на решение Каменского городского суда Пензенской области от 16 июня 2008 года, которым постановлено:
обязать Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда России по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью К. период работы в должности воспитателя в детском комбинате N 5 с 30 октября 1990 года по 22 февраля 2001 года, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 09.06.1997 года по 20.06.1997 года, с 27.12.1999 года по 31.12.1999 года продолжительностью 17 дней, в должности воспитателя в детском комбинате, что составляет 10 лет 3 месяца 5 дней, и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 22 марта 2008 года.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав в его обоснование, что 11 марта 2008 года ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы - 25 лет. При этом из специального стажа был исключен период ее работы в должности воспитателя детского комбината N 5 с 30 октября 1990 года по 22 февраля 2001 года, т.к. согласно списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, в наименованиях учреждений детского комбината не имеется.
Полагая указанное решение незаконным, истица просит включить данный период ее работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью в соответствии Законом РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и обязать ответчика назначить ей пенсию с момента обращения за ней с 05 марта 2008 года.
В ходе судебного разбирательства К. исковые требования уточнила и просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с 22 марта 2008 года, исключив из подсчета периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.06.1997 года по 20.06.1997 года, с 27.12.1999 года по 31.12.1999 года продолжительностью 17 дней, поскольку указанные периоды для назначения досрочной трудовой пенсии она при подаче документов в ГУ УПФР по г. Каменка Каменскому району не заявляла.
Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ по г. Каменке и Каменскому району Пензенской области просит решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку законные основания для удовлетворения требований К. отсутствуют, истица не выработала необходимый стаж для льготного назначения трудовой пенсии по старости.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования К., суд признал установленным и исходил из того, что спорный период работы истицы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, основанным на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствует нормам действующего законодательства.
Материалами дела установлено, что 5.03.2008 г. К. обратилась с заявлением о назначении ее досрочной трудовой пенсии в соответствии с п/п 10 п. 1 статьи 28 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ". Однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Государственном учреждении Управлении Пенсионного фонда РФ по г. Каменка и Каменскому району N 6 от 11.03.2008 г. в назначении досрочной трудовой пенсии было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа работы. При этом из подсчета специального стажа работы был исключен период работы с 30 октября 1990 года по 22 февраля 2001 года в должности воспитателя детского комбината N 5 продолжительностью 10 лет 3 месяца 22 дня, в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.06.1997 года по 20.06.1997 года, с 27.12.1999 года по 31.12.1999 года продолжительностью 17 дней, ввиду отсутствия названного наименования учреждения в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Закона, лицам не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается данная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждается Правительством РФ (пункт 2 ст. 28 Закона).
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Удовлетворяя исковые требования К.И., включая период ее работы с 30 октября 1990 года по 22 февраля 2001 года, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 09.06.1997 года по 20.06.1997 года, с 27.12.1999 года по 31.12.1999 года продолжительностью 17 дней, что составляет 10 лет 3 месяца 5 дней в должности воспитателя в детском комбинате N 5 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, суд признал установленным и исходил из того, что из смысла ст. 28 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью закон связывает с профессиональной деятельностью.
Ранее действовавшее законодательство, и в частности, Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 года N 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", Постановление Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 года "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", также предусматривавшее право на пенсию лиц, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность, не содержало такого критерия для возникновения у гражданина права на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности как его работа в государственном и муниципальном учреждении.
Согласно п. 1.8 Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, пп. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правом на досрочную пенсию пользуются работники детских садов всех наименований, которые относятся к дошкольным образовательным учреждениям.

Согласно п. 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.02.1997 N 179, от 23.12.2002 N 919 дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на виды, где в числе прочих значится "детский сад комбинированного вида" и дается его определение как детского сада, имеющего в своем составе общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании. Должностные обязанности воспитателя детского сада идентичны обязанностям воспитателя детского комбината.
Исходя из вышеизложенного, суд пришел к правильному к выводу, что законодатель не разделяет понятия "детский сад" и "детский комбинат", детский комбинат является лишь разновидностью детского сада.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В связи с изложенным судебная коллегия считает несостоятельными доводы кассационной жалобы ответчика о необоснованном включении в специальный стаж истицы спорного периода работы и неправильном применении при этом судом норм материального права.
Положения Конституции Российской Федерации (ст. ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55) по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Доводы кассационной жалобы как основанные на неправильном толковании норм материального права, не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Каменского городского суда Пензенской области от 16 июня 2008 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Каменка и Каменскому району Пензенской области - без удовлетворения.

Решение от 09 февраля 2015 года

По делу № 2-294/2015

Принято Елецким городскым судом (Липецкая область)

  1. Информация по делу №2-294/2015 ~ М-62/2015
  2. Дело №***
  3. Р Е Ш Е Н И Е
  4. Именем Российской Федерации
  5. 09 февраля 2015 г. г. Елец
  6. Елецкий городской суд Липецкой области в составе
  7. председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В.
  8. при секретаре: Степановой О.В.,
  9. с участием: истицы Соколовой Г.Е.,
  10. представителя ответчика Шишкина А.В.,
  11. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску Соколовой ФИО6 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию,
  12. Установил:

  13. Соколова Г.Е. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указывая, что решением комиссии УПФР в г. Ельце от ДД.ММ.ГГГГ г. №*** ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Комиссия мотивировала свой отказ тем, что период работы в должности классного воспитателя в............. с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. не может быть засчитан в специальный стаж, так как указанная должность не предусмотрена списком должностей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., и списком должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463. Также в индивидуальных сведениях застрахованного лица данный период не закодирован льготным стажем. Кроме того, в специальный стаж работы истицы не был включен период обучения в педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. С таким решением комиссии истица не согласна, поскольку работая в должности классного воспитателя, она занималась педагогической деятельностью с детьми по их обучению и воспитанию и имела педагогическую нагрузку. На основании изложенного просила включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение вышеуказанные периоды и признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ.
  14. В судебном заседании истица Соколова Г.Е. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям, уточнив, что просит суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, включив в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы в должности классного воспитателя в............. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ.
  15. Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Ельце Шишкин А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Соколовой Г.Е. не признал и объяснил, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Ельце рассмотрела вопрос о назначении Соколовой Г.Е. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. и решила оставить заявление без удовлетворения. В специальный стаж педагогической деятельности Соколовой Г.Е. не засчитаны следующие периоды: период обучения в............. педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж время обучения в педагогическом институте. Период работы истицы в должности классного воспитателя в............. с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. также не может быть включен в специальный стаж работы, как не соответствующий Списку. Следует отметить, что период работы после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета. В качестве документа, подтверждающего данные сведения, принимается выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования. Период работы после регистрации в качестве застрахованного лица, согласно индивидуальных сведений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не закодирован работодателем льготным стажем как педагогическая деятельность на 1,0 ставку. Таким образом, стаж работы по специальности на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ) Соколовой Г.Е. составляет 23 года 7 месяцев 1 день. Данная продолжительность педагогической деятельности не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27.1.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001. Просил в иске отказать.
  16. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Соколовой Г.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
  17. При этом суд исходит из следующего.
  18. Досрочные трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения назначаются лицам, выполнявшим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной сложностью и ведущую к утрате трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, т.е. по отношению к трудовой пении по старости они носят льготный характер.
  19. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.
  20. В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.
  21. Пенсия назначается только при наличии полной выслуги, так как назначение пенсии при неполном стаже законодательством не предусмотрено. Исчисление сроков выслуги производится календарно.
  22. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
  23. Поскольку педагогическая деятельность по сложности, интенсивности, психоэмоциональной и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по характеру условий труда и ее оплаты различна в зависимости от занимаемой должности, досрочная трудовая пенсия по старости не может быть предоставлена всем педагогическим работникам на равных условиях.
  24. Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых постановлением Правительства РФ.
  25. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.).
  26. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ № 340-1 и иные нормативные акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г.. Периоды работы после 01.11.1999 г. при назначении досрочных трудовых пенсий по старости оцениваются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79). В соответствии с п. 3 указанного постановления Правила, утвержденные данным постановлением, по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01.11.1999 г., т.е. при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки).
  27. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а по правоотношениям, возникшим до вступления в силу названного постановления - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397.
  28. Как видно из материалов дела, спорный период работы истицы имел место в период действия вышеуказанного постановления.
  29. Основным документом, подтверждающим специальный стаж трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.
  30. Из трудовой книжки истицы следует, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята учителем русского языка и литературы............. школы............. района............. области для прохождения практики; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с окончанием педагогической практики; ДД.ММ.ГГГГ принята на работу учителем начальных классов в............. школу............. района............. области; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности в связи с окончанием педпрактики; ДД.ММ.ГГГГ принята учителем начальных классов в............. школу............. района............. области; ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ г. принята учителем начальных классов в НШ.............; ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в МОУ.............; ДД.ММ.ГГГГ принята воспитателем группы продленного дня по 11 разряду ЕТС в МОУ............. ДД.ММ.ГГГГ г переведена учителем начальных классов на временную работу на период декретного отпуска основного работника; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность классного воспитателя; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность учителя начальных классов; в указанной должности продолжает работать по настоящее время.
  31. В судебном заседании установлено, что решением УПФР в г. Ельце №*** от ДД.ММ.ГГГГ. истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. в связи с отсутствием на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ г. требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы Соколовой Г.Е. не был включен период работы в должности классного воспитателя............. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
  32. Суд не может принять во внимание довод ответчика о том, что указанный период не может быть засчитан в специальный стаж, так как должность классного воспитателя не предусмотрена указанным выше Списком должностей.
  33. При анализе должностных инструкций воспитателя, воспитателя ГПД и классного воспитателя, суд приходит к выводу, что функциональные обязанности на упомянутых должностях по своей сути имеют много общего, а именно: непосредственная работа с детьми, отличия состоят лишь в конкретизации обязанностей каждой отдельно взятой должности.
  34. Основными направлениями деятельности классного воспитателя являются:
  35. - изучение личности обучающегося, его склонности и интересов с целью оказания помощи в саморазвитии и самоопределении;
  36. оказание обучающемуся педагогической поддержки в поисках и обретении
  37. ценностей и смысла жизни, раскрытие и сохранение неповторимости и уникальности каждого ученика класса;
  38. формирование в классном коллективе воспитывающей среды;
  39. организация в классе всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
  40. активная пропаганда здорового образа жизни;
  41. обеспечение сотрудничества обучающихся в классе, их родителей с учителями-предметниками, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования.
  42. В силу Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 440 от 05.07.2005 г. «Об установлении тождества отдельных наименований должностей» установлено тождество должностей педагогических работников, в том числе: «воспитатель ГПД», «воспитатель школьной группы», «воспитатель коррекционной группы» и т.д и т. п должности «воспитатель», предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, так как работа классного воспитателя аналогична по своим должностным обязанностям и направлениям работы выше перечисленным должностям.
  43. Согласно письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03 декабря 2002 года в перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования, включена и должность «классный воспитатель».
  44. В Приложении к постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 «О Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»
  45. указано, что продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
  46. Продолжительность рабочего времени педагогическим работникам образовательных учреждений устанавливается в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда. Так, старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) - 30 часов в неделю.
  47. Согласно Письму Минобразования РФ от 17 апреля 2003 г. № 20-51-1244/20-5 Министерство образования Российской Федерации направило для руководства в работе постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
  48. В связи с указанным постановлением Правительства Российской Федерации было рекомендовано предусматривать в штатных расписаниях образовательных учреждений вместо должности «классный воспитатель» должность «старший воспитатель».
  49. В судебном заседании установлено, что переименование должности «воспитатель» в должность «классный воспитатель» в школе............. было проведено на основании приказа Управления народного образования администрации............. №*** от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении эксперимента по программе «Освобожденный классный руководитель». При этом на законодательном уровне изменения в наименование должности «воспитатель» не вносились.
  50. Таким образом, с учетом упомянутых ведомственных нормативных актов, суд находит, что имеет место нарушение прав истицы, связанное с произвольным указанием ее должности в штатном расписании учебного заведения и соответственно в ее трудовой книжке.
  51. По мнению суда, отсутствие в Списке учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, наименования должности «классный воспитатель» не может служить основанием для нарушения прав истицы.
  52. Тот факт, что работодатель не закодировал период работы истицы в должности классного воспитателя в МОУ............. как льготный стаж, также не может служить основанием для отказа в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
  53. В ходе судебного заседания было достоверно установлено, что в спорный период времени истица Соколова Г.Е. работала непосредственно с детьми, осуществляла педагогическую деятельность наравне с другими воспитателями и с ДД.ММ.ГГГГ выполнялись нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.
  54. Проанализировав материалы настоящего дела, суд приходит к выводу о необходимости зачета в специальный стаж Соколовой Г.Е., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности классного воспитателя МОУ.............
  55. Таким образом, принимая во внимание засчитанный судом период трудовой деятельности Соколовой Г.Е., на день обращения в УПФР в г. Ельце по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.) ее стаж, дающий право на эту пенсию, составлял необходимые 25 лет.
  56. Статья 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливает сроки назначения трудовой пенсии. В силу указанной статьи трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
  57. Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд считает, что за Соколовой Г.Е. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ г. (дня подачи заявления в УПФР в г. Ельце).
  58. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Здравствуйте Дмитрий.

Действительно, исходя из судебной практики период с ноября 1999 года в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей " - Список и Правила, в соответствии с пунктом 3 в выслугу для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года согласно Списку, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 , а уже после этой даты согласно Списку и Правилам.

С 2002 года указанные Список и Правила были отменены согласно на основании постановления Правительства Российской Федерацииот 29 октября 2002 года N 781 .

Между тем они применяются при определении права на включение в специальный стаж периодов работы приходящихся на период действия данных Списка и Правил.

Так вот согласно Списку и Правилам от 22 сентября 1999 года № 1067,работа в качестве директоров учреждений для детей, в том числе и детско-юношеских спортивных школ в выслугу лет не засчитывается.

Независимо от ведения преподавательской работы в выслугу включается работа в качестве:
директоров (начальников, заведующих) детских домов, санаторных детских домов и специальных (коррекционных) детских домов для детей с отклонениями в развитии;
заместителей директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в пунктах 1-7, 9, 10 Списка.
Работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) учреждений, указанных в других пунктах Списка, в выслугу не засчитывается.

Т.е. должность директора юношеской спортивной школы не подпадает в те пункты, которые подпадают под включения периодов их работы в специальный стаж после 1 ноября 1999 года, период же до 1 ноября 1999 года был включен, так как до принятия этих Списка и Правил, действующие до них положения это предусматривали, что также было отражено:

3. Установить, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» , утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 , а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
http://docs.cntd.ru/document/1...

Более того, данные положения уже были предметом разбирательства Конституционного Суда Российской Федерации, что отражено в определении от 15 апреля 2008 г. № 235-О-О, полный текст по ссылке:http://legalacts.ru/doc/oprede...

Которым Конституционный Суд РФ также определил, что:

С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком , утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами , в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) ряда учреждений для детей, включая детско-юношеские спортивные школы, в выслугу лет не засчитывается.

Данные предписания, по сути, нашли отражение в подпункте «в» пункта 8 Правил, согласно которому работа в должности директора детско-юношеской спортивной школы (пункт 2 раздела «Наименование учреждений») засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 года.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О такое правовое регулирование применительно к льготному пенсионному обеспечению руководителей детских дошкольных учреждений, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, признано не нарушающим конституционные требования и согласующимся с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации , выраженной им в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П.

Эта правовая позиция в полной мере применима к директорам детско-юношеских спортивных школ, которые находятся в аналогичном правовом положении.

Т.е, как видно из приведенных ссылок нормативных - правовых актов, а также определения Конституционного Суда Российской Федерации, как позиция органов Пенсионного фонда Российской Федерации, так и судов рассматривающих данные споры, сходится в том, что период работы в данного вида учреждениях на должностях директор учитываются и включаются в специальный стаж лишь до 1 ноября 1999 года.

Эта же позиция нашла свое отражение и в действующем с 2002 года и по настоящее время постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, согласно которому:

8. В стаж работы засчитывается:

2. Директор (начальник, заведующий)

2. Учреждения дополнительногообразования детей

детско-юношеский

в) работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка за период до 1 ноября 1999 года.

По этой причине каких - либо иных оснований для удовлетворения такого рода требований просто нет, а значит на мой взгляд дальнейшие разбирательства по этому поводу, будут бесперспективны.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: