Структура объективных характеристик микросоциума. Микросоциум и его влияние на развитие ребенка

У каждой женщины наступает в жизни момент, когда она испытывает жгучее желание выглядеть моложе, стройнее и эффектнее.

Придать вашему облику моложавость и свежесть поможет правильно подобранный гардероб. Модные стилисты уверены, что зная секреты составления гардероба, можно легко скрыть свой возраст.

Секреты составления гардероба

Цвет

Избегайте носить одежду темных тонов, так как она делает заметными даже небольшие морщинки, да и недостатки кожи тоже будут видны.

Если вы не мыслите себя без черных, фиолетовых и темно-синих цветов, то сочетайте их с одеждой светлых оттенков или добавляйте яркие детали, они помогут вам выглядеть моложе.

Обувь

Обязательно носите обувь на каблуке. Даже не очень большой, но элегантный, каблук скроет ваш возраст, прибавит рост и визуально уберет пару килограммов. Стилисты так же рекомендуют отказаться от обуви на большой и толстой подошве. Исключите из гардероба ботинки с грубыми и широкими носами, так как они визуально увеличивают размер ноги, что соответственно никак не делает нас моложе и элегантнее.

Стиль

Для того чтобы скрыть свой возраст некоторые женщины за 40, чувствуя себя в душе молодыми, отдают предпочтение молодежной моде. И довольно часто выглядят в глазах окружающих смешно и нелепо.

Модные стилисты советуют остановить свой выбор на элегантных костюмах и женственных платьях. Голубые джинсы тоже удачно скроют ваш возраст. А вот от длинных объёмных юбок и блузок с множеством деталей лучше поскорее избавиться. Они не только подчеркнут ваш возраст, но и добавят несколько лишних лет.

Фасон

Остановите свой выбор на одежде прилегающих и полуприлегающих фасонов. Не стесняйтесь подчеркивать все достоинства своей фигуры – тонкую талию, длинные красивые ноги, большую грудь. Чтобы выглядеть моложе, откажитесь от мешковатой и бесформенной одежды.

Аксессуары

Проявляйте чувство меры. Не перебарщивайте со сложными аксессуарами и украшениями. Количество их должно быть минимальным. Вам подойдут украшения с камнями, перстни и оригинальной формы кольца с камнями.

Милые дамы, думаю, что вы получили ответ на вопрос как скрыть свой возраст с помощью грамотно подобранного гардероба, и знаете, на что нужно обращать внимание, чтобы выглядеть моложе своих лет.

Все начинается в тот самый момент, когда вы подходите к зеркалу и обнаруживаете, что оно врет! Отражение не просто не радует, оно напрочь не совпадает с внутренним самовосприятием. В душе - вы все еще прекрасная юная особа, но выглядите почему-то совсем иначе. Вот как комментирует процесс старения известный немецкий психотерапевт Дорис Вольф: «Женщины стареют по-разному, но те три психологических этапа, которые они проходят, по большому счету, одинаковы. Не все осилят этот путь до конца, кое-кто обязательно «застрянет» на первых двух этапах.

1 этап. Обмануть возраст

Женщины, которые пытаются обмануть возраст, одеваются, как молодые девушки, красятся в той же манере. Они пробуют все косметические новинки с маркировкой Anti-age, фанатично пьют витамины и БАДы, садятся на чудо-диеты, не чураются ботокса, лифтинга и биоармирования в надежде остановить время или повернуть его вспять. И не отказываются от сексуальных приключений, это даже не секс ради секса, а, скорее, попытка самоутвердиться.

Такие женщины наотрез отказываются обсуждать старение, уверены, что выглядят гораздо моложе своего биологического возраста, с удовольствием слушают комплименты на тему «Ах, как молодо вы выглядите». Некоторые даже перестают отмечать свой День рождения (или же упорно продолжают отмечать 25-летие) и начинают скрывать свой возраст (по крайней мере, звезды делают именно так).

2 этап. Дать волю чувствам

Женщины начинают откровенно завидовать юным девушкам, ненавидят собственные тела и морщины. Некоторые даже перестают ухаживать за собой.

После этого наступает стадия «смирения», вживания в роль женщины, у которой уже все позади, типичная эмоция этого периода - жалость к себе. Потом появляется страх будущего, страх смерти. Затем приходит черед упреков, обвинений и риторического вопроса: «Зачем же так бездарно было потрачено время?»

3 этап. Обрести равновесие

На этом этапе женщины перестают отрицать свой возраст или считать его поводом для понижения самооценки. Они начинают видеть в нем и положительные моменты – обретение житейского опыта и мудрости.

И самое главное - на самом деле не так уж важно, какой год рождения стоит у вас в паспорте. Просто учтите, что со временем все большее значение приобретает не внешность, а позитивное излучение (можно назвать его харизмой или более эзотерически - внутренним сиянием). Оно становится заметно больше, когда вы живете в согласии с собой и своим возрастом и получаете удовольствие от жизни, прямо здесь и сейчас. Хью Хефнер, основатель Playboy (тот самый, что живет на всю катушку, несмотря на свой почтенный возраст, 9 апреля ему исполнится 86) как-то сказал, что возраст - это не цифра, а жизненная позиция. И с ним невозможно не согласиться.

Микросоциальная среда

Микросреда определяется рядом социально-психологических особенностей человека, особенностями его взаимодействия с окружающими, стратегией поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, особенностями его воспитания, семейными традициями и направленностью референтной группы.

На безопасность личности оказывают влияние следующие факторы микросреды (рис. 4): семья и особенности взаимоотношений в семье и воспитания, референтная группа (группа людей, мнение которых значимо для индивида), реальная формальная группа (профессиональная, учебная и другие, называемые малыми функциональными группами), так называемое фоновое окружение, включающее соседей, «дворовое окружение» и т. д.

Рис. 4. Факторы микросреды

Семья и семейное воспитание. В семье удовлетворяется часть потребностей, в том числе материально-бытовые и потребность в эмоциональной поддержке, любви и симпатии. Если этого не происходит, то возникает скрытая или явная семейная неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревога. Подобные состояния могут понижать уровень безопасности индивида. Функция контроля, которую выполняет семья, способствует формированию у ребенка способности к самоконтролю. В противном случае у него возникают не только нарушения поведения, но и нарушения в личностном развитии.

По составу семьи подразделяются следующим образом: на полные (наличие отца и матери) и неполные (отсутствие одного из них), расширенные (другие родственники по прямой или боковой линиям в составе семьи), искаженные, или деформированные (если есть отчим или мачеха).

Воспитание – процесс, который помогает ребенку дифференцировать свои потребности, согласовывать их со своими возможностями и реализовывать. Семья играет в этом процессе огромную роль. Причем на формирование и развитие личности влияют и психологический климат в семье, и ее социальный уровень, и материальное благополучие. Важная составляющая семейного воспитания – общение с ребенком.

Если он недостаточно общается в семье, то не умеет строить отношения с окружающими. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны. Он одновременно стремится к вниманию со стороны окружающих и отвергает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви и внимании, ребенок не умеет вести себя так, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Накапливая опыт неудач, ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

На формирование личности влияют частые переезды (особенно это характерно для семей военнослужащих). Дети в подобных семьях излишне недоверчивы, собственное «Я» выступает для них главной точкой отсчета. Эти особенности – реакция на непрерывно изменяющуюся среду.

Влияние на личность и ее развитие оказывает и наличие в семье других детей. Первенцы взрослеют быстрее. Например, из 23 американских космонавтов 20 – первенцы, из поступающих в колледжи – большинство первенцев. Родители ставят перед ними более высокие цели, налагают большие обязательства, что, с одной стороны, делает их более целеустремленными, а с другой (при наложении слишком больших обязанностей) – провоцирует к отклонению в развитии личности или поведения.

На особенности поведения и взаимодействия с окружающими влияет состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Ухудшение отношений между родителями очень часто приводит к торможению интеллектуального развития ребенка. Неблагоприятные семейные условия, характерные для подавляющего большинства так называемых трудных подростков, могут снижать адаптивные способности, стрессоустойчивость, повышать тревожность и неуверенность в себе и своих силах.

Таким образом, семья – это фундамент, на котором строятся все взаимодействия с окружающими. Она способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, более высокой устойчивости к действию психических травм.

В гармоничной семье ее члены испытывают теплую эмоциональную привязанность друг к другу, они не конкурируют между собой, никто из них не узурпирует функции другого и не игнорирует свои обязанности. Внутри гармоничной семьи отсутствуют стойкие подгруппы (например, объединение матери с сыном или дочери с отцом против других членов семьи). Избирательные контакты одного члена семьи с другим не умаляют роли остальных членов. Но только одной внутрисемейной гармонии мало. Семья не может быть вполне гармоничной, если она сама находится в конфликте с ближайшим окружением, если она изолирует себя от общества или противопоставляет себя ему.

Гармоничное воспитание способствует удовлетворению всех актуальных на данный период потребностей ребенка, выявлению и реализации его возможностей. Его основные принципы:

1) забота о ребенке;

2) поощрение;

3) наказание, если таковое неизбежно, должно быть конкретным, сразу следовать за проступком, нельзя несколько раз наказывать за один проступок;

4) запреты должны учитывать возраст и возможность их выполнить и не являться следствием эмоционального состояния взрослого (страха, гнева, раздражения). Их нужно делать в такой форме, чтобы они не мешали познавательному развитию;

5) требования, предъявляемые ребенку, должны быть понятными, одинаковыми;

6) обязательным условием гармоничного воспитания должно быть безусловное эмоциональное принятие ребенка (когда ребенок любим со всеми его особенностями) и гармоничные супружеские отношения. (Соответственно, дисгармоничное воспитание отличается блокированием какой-то потребности, в крайнем варианте – сразу нескольких.)

Негармоничная семья стоит на первом месте среди психогенных факторов, влияющих на формирование делинквентного поведения, снижения адаптивных способностей, формирующих различные невротические состояния. В ней нарушены внутренние функциональные отношения. Подобные семьи подразделяются на несколько типов:

1. Собственно негармоничная семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой, напротив, слишком зависимое положение («семейный перекос»). Интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.

2. Деструктогенная семья отличается отсутствием способности ее членов к взаимодополнению, солидарности в решении жизненных проблем, чрезмерной автономией отдельных членов, наносящей ущерб семье в целом, неравномерностью или отсутствием взаимности в эмоциональных привязанностях.

3. Распадающаяся семья живет в условиях обострившейся конфликтной ситуации: уход из семьи одного из родителей назревает или его риск постоянно высок, фактически разрыв между родителями уже произошел, но юридически развод еще не оформлен, и супруги продолжают жить вместе.

4. Распавшаяся семья определяется ситуацией, когда один из родителей уже отделился от семьи, может иметь другую семью, но в какой-то мере продолжает сохранять контакты с прежней семьей и выполняет еще часть функций ее члена.

5. Ригидная псевдосолидарная семья существенно отличается от всех предыдущих типов безоговорочным доминированием одного из членов с зависимым пассивным положением других, отсутствием двухсторонней эмоциональной теплоты. Нередко у некоторых членов такой семьи существует свой маленький автономный мирок, оберегаемый от вторжения других, особенно властного семейного лидера.

Все эти типы представляют собой разные ступени перехода от гармонии к полному распаду. У детей из подобных семей развиваются неврозы и другие психопатические реакции.

Родители не всегда практикуют один и тот же стиль воспитания: отцы, как правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере компенсаторный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Наилучшие взаимоотношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Крайние типы отношений, будь то авторитарные или либеральные, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у ребенка чувство отчуждения от родителей, своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования кажутся необоснованными, вызывают либо агрессию и протест, либо апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости при либеральных отношениях вызывает ощущение, что родителям нет никакого дела до ребенка, а это способствует формированию личности со слабым «Я».

Рассмотрим виды неправильного воспитания. К ним относятся гипопротекция, скрытая гипопротекция, потворствующая гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание «в культе болезни», эмоциональное отвержение, условия жестких взаимоотношений, условия повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи.

Гипопротекция. Ее крайняя форма – безнадзорность, но чаще всего она проявляется в недостатке опеки и контроля, а главное – в отсутствии истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. Безнадзорность влечет за собой неудовлетворенность основных физиологических и духовных потребностей ребенка, который оказывается ненакормленным, неодетым, живет в тяжелых бытовых условиях и полностью предоставлен сам себе.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью ребенка носит формальный характер. Ребенок чувствует, что старшим членам семьи нет до него никакого дела, что он для них обуза. Скрытая гипопротекция вызывает скрытое эмоциональное отвержение. В данном случае ребенок научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Потворствующая гипопротекция имеет место в том случае, если недостаток родительского контроля сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у ребенка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Они выгораживают своего сына или дочь, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. У таких детей наблюдается склонность к истерическим реакциям (суицид и т. п.) при малейших трудностях и конфликтах.

Гиперпротекция не дает ребенку возможности с ранних лет учиться на собственном опыте, пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ребенок приходит к убеждению, что сам он ни за что не отвечает.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, за каждой минутой, каждой мыслью вырастают в целую систему постоянных запретов и бдительного неусыпного (вплоть до слежки) наблюдения за ребенком. Непрерывные запреты, невозможность принять когда-либо собственное решение создают у него впечатление, что самому «все нельзя», а другим «все можно».

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок становится «кумиром семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении уберечь любимое чадо от малейших трудностей, освободить от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. В результате культивируется эгоцентричное желание всегда быть в центре внимания окружающих, слышать похвалы себе, получать все, что захочешь, без особого труда. Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков систематического труда, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для ребенка создается кризисная ситуация: с одной стороны, он хочет всегда быть на виду, лидировать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхищение, а с другой – совершенно не способен осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими.

Воспитание «в культе болезни». Болезнь ребенка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Ребенок привыкает к мысли, что она дает ему многие права, освобождая от обязанностей, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, ограждать от неприятностей, освобождать даже от посильных обязанностей, прощать проступки и позволять то, что непозволительно другим. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и завышенные притязания. В результате при столкновении с жизненными трудностями у ребенка, как правило, возникает истерическая реакция с «уходом в болезнь».

Эмоциональное отвержение. При этом стиле воспитания ребенок постоянно ощущает, что им тяготятся, что он обуза, что без него было бы легче. Еще более ситуация усугубляется, когда рядом есть кто-то другой – брат или сестра, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее. Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью и возмущаются, если кто-либо им укажет на это. Как правило, оно сопровождается гипертрофированно подчеркнутой заботой, утрированными знаками внимания. Однако ребенок чувствует искусственную вымученность такой заботы и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Условия жестоких взаимоотношений обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто – суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание – или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, «срывают зло» на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров. Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия, – все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такая атмосфера душевной жестокости крайне негативно отражается на развивающейся личности.

Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что он воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на старшего ребенка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи.

Противоречивое воспитание. В одной семье родители, а тем более прародители (бабушки и дедушки) могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей, применять несовместимые воспитательные подходы, осуществлять разные виды неправильного воспитания. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гиперпротекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки. Подобные ситуации пагубно сказываются на формировании личности, усугубляют слабые черты характера.

Воспитание вне семьи. Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната, не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, иногда бывает даже полезно расстаться с семьей на определенное время и пожить среди сверстников – это способствует развитию самостоятельности, умению устанавливать контакты, выработке навыков социальной адаптации. Временное отделение от семьи особенно полезно, когда нарушения поведения связаны с тяжелой семейной ситуацией. Отрицательные психогенные факторы – недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений: сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении (что дает почву для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками), а также недостаток эмоционального тепла. Устранить все эти дефекты в интернате гораздо труднее, чем в гармоничной семье.

Психологические причины отклонений в семейном воспитании различны. Наиболее частые из них:

Низкая педагогическая культура родителей;

Личностные особенности.

Следствиями неправильного воспитания нередко становятся агрессивное поведение и злоупотребление психоактивными веществами, кроме того, затрудняется социальная адаптация. Развитию агрессии у детей способствует властное, подавляющее отношение родителей к ребенку в семье и индифферентное, пассивное отношение к ребенку, воспитывающемуся в школе-интернате. Кроме того, если дети сами подвергаются насилию или видят его проявления по отношению к близким, то, повзрослев, они с большой долей вероятности сами будут вести себя соответствующим образом.

Дети, лишенные гармоничных семейных взаимоотношений, могут прибегать к компенсаторной психологической защите. У них не сформированы социально адекватные способы поведения в различных экстремальных ситуациях. Для детей с недостатками воспитания характерна искаженная адаптация: в одном случае она происходит быстро, успешно и адекватно ситуации, в других случаях адаптивные способности могут не проявляться вовсе или будут носить однобокий, неадекватный ситуации характер.

Роль групп в формировании психологической безопасности. На формирование поведения, характера и всей совокупности личностных свойств человека влияет ближайшее окружение. Степень влияния зависит от степени значимости этого окружения.

Все мы состоим в различных реальных формальных группах. Безопасность индивида зависит от отношения к нему группы, а также характеристик самой группы, таких, как удовлетворенность в общении, сплоченность, экспансивность (последняя может проявляться в уровне внешней или внутренней конфликтности), статусное положение группы в обществе. Крайним опасным вариантом отношения группы к индивиду является травля (мобинг). Человек, которого не принимает своя группа, вынужден искать другую группу, так как вне группы существование человека практически невозможно. Существуют, конечно, исключения, например различного рода отшельники, но и им приходится время от времени сталкиваться с остальным человечеством. Группа определяет и особенности поведения индивида в соответствии с его социальной ролью.

Референтную группу составляют те, чье мнение значимо для индивида, те, кто влияют на жизненный путь и в большой мере определяют его. В нее входят значимые близкие люди, которые формируют отношение индивида к окружающему миру, оказывают влияние на его поведение, в том числе и в экстремальных ситуациях.

Фоновое окружение составляют люди, проживающие в непосредственной близи от нас и оказывающие на нас опосредованное влияние. Это малые группы, членом которых сама личность является лишь опосредованно и взаимодействие с которыми носит временный характер. К таким группам принадлежат соседи, подростковые, уличные группировки и другие дворовые компании неформального характера. На безопасность личности влияет степень деструктивности (конструктивности) взаимоотношений с фоновым окружением и интенсивность этих отношений. Например, в целях безопасности целесообразно познакомиться с соседями, не вступать в конфликты с дворовыми компаниями и т. д.

Воздействие социальной среды на человека происходит по закону перехода (интериоризации) внешних отношений во внутренние. То, что человек воспринимает из окружающего мира, становится частицей его самого. Он начинает действовать, исходя из закономерностей той среды, в которой находится. Это объективный процесс. Но взаимодействие человека и среды может быть пассивным и активным. В первом случае человек нивелируется со средой, во втором – может противостоять деструктивному влиянию, интегрироваться в позитивные отношения и, наконец, сам преобразовывать их. В любом случае необходимо обладать информацией о характеристиках среды и качестве ее активности – агрессивна она или позитивна.

Из книги Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном автора Зейг Джеффри К.

Из книги Мой метод: начальное обучение автора Монтессори Мария

Окружающая среда Необходимо изменить не только учителя, но и окружающую ребенка школьную среду.Проникновение развивающих материалов не может само по себе обновить обычную школу. Школа должна стать местом, где ребенок живет свободно, и это не только личная, духовная

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Макросоциальная среда Факторы макросоциальной среды. Характер макросоциальной среды определяется демографическими, экономическими, социокультурными, религиозными и национальными факторами.Демографический фактор проявляется в перенаселенности конкретной

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

Терапевтическая среда Коммуникативный воркшоп - это лаборатория, где студент может заняться отреагированием своих провальных паттернов, полностью положившись на учителя, который в случае необходимости не замедлит вмешаться, чтобы спасти жертву от чрезмерной боли,

Из книги Основы маркетинга. Краткий курс автора Котлер Филип

Из книги Техника безопасности для родителей детей нового времени автора Морозов Дмитрий Владимирович

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Многие дети, уже достигшие подросткового возраста, могут начать болезненную работу по переоценке ценностей под страхом осуждения или осмеяния коллективом сверстников. Оно сопоставимо со страхом первобытного человека потерять племя.Именно давление

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

2.6 Образовательная среда и ее компоненты Для начала уточним понятия образовательного пространства и образовательной среды. Согласно определению В. И. Слободчикова, образовательное пространство включает в себя три взаимосвязанные предметные проекции - образовательные

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Среда стимуляции Гениальный самоучка Оливер Хэвисайд приходился племянником Чарлзу Уитстону - изобретателю «мостика» для измерения электрического сопротивления. А Чарлз Уитстон был дружен с Уильямом Томсоном (позднее лордом Келвином) и Майклом Фарадеем. Лорда

Из книги Секреты счастливых семей. Мужской взгляд автора Фейлер Брюс

Среда: проблемные вопросы Семейная трапеза – редкий момент, когда члены семьи разных возрастов могут быть на одной волне. Ученые из Калифорнийского университета заметили, что, когда одни члены семьи за ужином рассказывают истории, другие принимают участие в этом

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Обогащенная среда Самый знаменитый эксперимент по продлению жизни у крыс заключался в следующем. Новорожденных крыс разделили на две группы. Контрольная группа жила, как и подобает жить лабораторным крысам. В обычных клетках и без особых забот.А вот экспериментальная

Из книги Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы автора Гончарова Света

Среда – соподчинение 1. Перечитайте 5-ю главу этой книги и поделитесь с друзьями в соцсетях мыслью, которая стала для вас ключевой.2. Выполните задание ниже.Чтобы легче было переплетать дела с уходом за ребенком – приручите ваших «ежиков»! (Ежики – это наши ежедневные

Из книги Привычки бедных [Вы не станете богатым, если…] автора Джеймс Александр

2.1. Человек и его среда Воспитание… Благое начинание, когда умудренные жизненным опытом делятся этим самым опытом с младшим, «неразумным» поколением. Но насколько это хорошо? Многие реакции человека основаны не на объективной оценке реальности, не на личных решениях, а

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса автора Копытин Александр Иванович

Упражнение № 14. Окружающая среда Среда обитания человека включает его дом (квартиру), учреждение или предприятие, в котором он работает или учится, город или иной населенный пункт, регион, страну и т. д. Далеко не всегда эта среда безопасна и комфортна. Она может быть

Из книги Отвлекающие факторы, или Почему наши планы идут под откос автора Джино Франческа

Микросоциум – это функционирующая на определенной территории общность, содержащая в себе семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также неформальные группы жителей.

Непосредственное влияние микросоциума на сам процесс социализации детей, подростков, юношей зависит от объективных или субъективных характеристик микросоциума.

Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может находиться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село (или поселок) может быть более или менее изолированным и отдаленным от других поселений.

С пространственными тесно связаны архитектурно-планировочные особенности микросоциума: в селе или поселке – компактная или разбросанная застройка; в городе – микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, соотношение малоэтажной и высотной застроек, открытость-замкнутость придомовых пространств, наличие, количество и качество малых архитектурных форм ит.д.

От всех этих характеристик зависит функциональная структура пространства микросоциума: присутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп ит.д.

Немаловажной характеристикой микросоциума надо считать демографическую ,т. е. состав

его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференциации; особенности половозрастного состава; состав семей.

Со стороны возможностей, которые имеются в м и к росоциуме для социализации детей, подростков, юношей, доминантную роль играет его культурно-рекреационная инфраструктура – наличие и качество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие местных средств информации и др.

Одной из главных характеристик микросоциума с точки зрения направленности его влияния на социализацию является сложившийся в нем социально-психологический климат, который во многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характеристик микросоциума.

Микросоциум включает в себя комплекс взаимосвязанных воспитательных, культурно-просветительных, общественных и иных организаций, местных средств массовой коммуникации (кабельное телевидение, местные радиостанции и газеты), специалистов различного профиля (социальные педагоги и работники, психологи, медики и др.).

Все эти характеристики воспитания дополняют друг друга в процессе оказания помощи в позитивном социальном функционировании и в личностном развитии входящих в микросоциум индивидов, семей и различных реальных и предполагаемых групп населения.

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кот. связаны общностью быта, взаимной моральной ответ-тью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой .

Семья - важнейший институт социализации. Она являет собой персональную среду жизни и разв. детей, подростков, юношей, качество кот.определяется ря­дом параметров:1) Демографический - структура семьи (большая, включая др-х родственников, или нуклеарная, включающая лишь ро­дителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).2) Социально-культурный - образовательный уровень родите­лей, их участие в жизни общ-ва.3)Социально-экономический - имущественные харак-ки и занятость родителей на работе.4)Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Социализирующие функции семьи. Это выражается в том, что:1) семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. 2 ) семья влияет на формирование психологического пола ребенка . Ребенок усваивает атрибуты приписы­ваемого ему пола: набор личностных харак-тик, особенности эмоц.-ых реакций, различные установки, вкусы, поведенче­ские образцы, связанные с маскулинностью (мужскими свойствами ) или фемининностью (женскими свойствами). 3 ) семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка . 4 ) семья имеет знач. в овладении человеком социальными нормами , а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится карди­нальным. Важен хар-р общения в семье, атмосфера и взаимоотношениями

5 ) в семье формируются ценностные ориентации человека. 6 ) семья играет большую роль в процессе социального развития чел., т.к. одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях чел., помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях. Итак, в любой семье чел. проходит стихийную социализа­цию, хар-р и результаты кот. определяются ее объективны­ми харак-ками (составом, уровнем образования, социаль­ным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи. Семейное воспитание. Семейное воспитание - более или менее осозна­ваемые усилия по взращиванию ребенка, пред­принимаемые старшими членами семьи, кото­рые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша. Содержание, характер и результаты семейного воспитания за­висят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех лич­ностных ресурсов, которые в ней имеются. Цели воспитания в семье могут быть весьма различными по спектру, содержанию и по характеру. Характеристикой семейного воспитания является его стиль , т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлени­ем старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований Демократический стиль характеризуется стремлением старших … Доверие, коммуника­ция имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельно­сти, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.Домашний очаг. Эффек-сть реализации функций семьи в процессе стихийной социализации чел. и в его воспитании зависит во многом от того, удалось ли супру­гам создать дом. очаг.

Соседство представляет собой некую близко терри­ториально проживающую группу людей (в одном подъезде, в од­ном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах). Эту общ­ность харак-ют межличностные связи, определенное отно­шение к месту своего проживания. Соседство и стихийная социализация. Дети, подростки довольно интенсивно общаются с соседями-сверстни­ками. Это общение - выход за рамки семьи, освоение новых соц-ных ролей, приобр-е нового социал. опыта, ступень адаптации к социуму.В отношениях с соседями-сверстниками они узнают и усваива­ют новую лексику, новые, нередко иные по сравнению с семейны­ми нормы, стереотипы и предрассудки. Они по­лучают представление о жизненных ценностях, стилях жизни и т.д. Они к детской субкультуре, обмениваясь с соседями-сверстниками новой информацией, детским (и не детским) фольклором. Для детей соседское общение имеет объективный и субъективный смысл, т.к дает им чувство принадлежности к обще­ству сверстников, ощущение своей принятости социумом. Отсутствие сверстников-соседей или сложности во взаимодействии с ними могут отрицательно сказаться на социа­лизации чел. в этом возрасте или дать отсроченный отриц. эффект.

Соседство и воспитание. Принятие в расчет влияния соседства может оказаться полез­ным для определения необходимости и направления индивиду­альной помощи детям и подросткам. Учитывая осо­бенности соседства, педагоги определяют необходимость и воз­можность использовать его позитивные потенции.

Границы микросоциума. Определить границы микросоциума не всегда просто. В сель­ских поселениях, в поселках, в малых городах эти границы, как правило, совпадают с границами конкретно­го поселения. В средних и крупных городах определение границ микросоциума пробле­матично. Микросоциум можно ограничивать двором; кварталом, микрорайоном Условно микросоциум - это конкретное сельское поселение, поселок или малый город, а в средних и более крупных городах - микрорайон. Микросоциум - это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, груп­пы сверстников, различные общественные, государственные, рели­гиозные, частные и воспитательные организации, а также различ­ные неформальные группы жителей .

Микросоциум обладает рядом характеристик. Пространственные характеристики конкрет­ного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине и т.д. Архитектурно-планировочные особенности микросоциума : (н-р, в селе или поселке - компакт­ная или разбросанная застройка и т.д).

Функциональная структура пространства микросоциума: наличие или отсутствие мест для игр детей и подростков, возможностей для времяпрепровождения не­больших групп и т.д. Демографическая структура, т.е. состав его жителей: их этническая принадлежность, однородность или неоднородностьи т.д. Культурно-рекреационная инфраструктура - нали­чие и кач-во работы учебно-воспитательных учреждений, кино­театров, клубов, спортзалов, бассейнов, музеев, теат­ров, библиотек; наличие местных средств информации и т. п.

Микросоциум влияет на социализацию чел., важно какой сложился в нём социально-психологический климат.

Микроклимат определяется уровнем образования жителей, стилем жизни, наличием криминогенных се­мей и групп, криминальных структур, качеством работы воспита­тельных, культурных, спортивных и других организаций.и т.д

Эффективность и мера влияния микросоциума на социализа­цию чел. зависит от степени его включенности в жизнь микросоциума. В деревне и городе они разные. Мера благоприятности того или иного микросоциума для со­циализации детей, подростков, юношей определяется рядом об­стоятельств. 1) уровнем стресса, зависящим от шума, загрязненности, перенаселенности, перенасыщенности среды проживания различными импульсами. 2), от возможно­стей для удовлетворения чел. потребностей, что создает или не создает у него чувство удовлетворенности. 3) , от того, какие возможности есть в микросоциуме для решения воз­растных задач личностного, социального, интеллектуального, культурного, физического развития подрастающих поколений. Воспитательное пространство микросоциума - понятие, введенное Л.И. Но­виковой и А.Т. Куракиным. Оно не возникает спонтанно, а является следст­вием специальной организаторской работы по его проектированию и «выращиванию» социальными педагогами и работники, инициативными группами жителей, представителей муниципальных органов власти и управления. Для этого необходима социально-педагогическая служба.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: