Социальные институты и их признаки таблица. Реферат: Характеристика основных социальных институтов

Семья – один из древнейших социальных институтов, который зародился в диком обществе. Ценность семьи для социума является в ее возможностях воспитания детей и воспроизведения жизни.

Социология брака и семьи объектом для изучения имеет семью как систему отношений, являющейся сложней брака. Обычно, семья состоит из супругов, детей и родственников.

Видео теги позволяют просматривать ключевые моменты без повторного просмотра всего видео. Мы предоставляем расшифровки уроков, а некоторые содержат ссылки на другие уроки текста, которые дают более подробную информацию о важных терминах. Вы можете проверить свое понимание затронутых тем, пройдя викторины с несколькими вариантами ответов.

Семья, как социальный институт, является чрезвычайно важным предметом изучения для социологов. В этом уроке мы определяем семейство и родство, и мы обсуждаем три разных типа резидентства и системы семейной линии. На этом занятии мы обсуждаем четыре этапа традиционной семейной жизни, которые изучают социологи. Хотя концепция семьи со временем изменилась, эти четыре этапа остаются заметными в нашей культуре.

Брак – исторически сложившаяся, санкционированная и регулируемая социумом форма взаимодействий между людьми, устанавливающая их права по отношению друг к другу, родителям и потомству. Отношения в семье строятся по трем признакам: отношения между супругами, родителями и детьми 23 .

Социология брака и семьи изучает весь объем частей публичного сознания и поведения, приводящих к заключению брака и созданию семью, благоприятствуют ее развитию, работе, а в некоторых случаях – к распаду. В связи с этим исследуются ценностные ориентации, мотивы, ожидания людей, рассматривающиеся возможности создании семьи и вступления в брак, а также развития семейных отношений тем, кто уже является супругами.

Социология религии - большая отрасль социологии. Различные взгляды на божества изучаются как часть этой темы. В этом уроке мы сравниваем и противопоставляем взгляды теизма, атеизма и агностицизма. Социологи стремятся изучать каждый аспект религии объективным образом. В этом уроке мы определяем религию и определяем ключевые концепции, которые встречаются в религии. Мы также обсуждаем разницу между церквями, сектами и культами.

На этом уроке мы определяем монотеизм и определяем три значимые монотеистические религии: иудаизм, христианство и ислам. Мы также обсуждаем идеологию каждой из этих трех религий. Не все религии сосредоточены на вере в конкретное божество. В этом уроке мы определяем нетеизм и обсуждаем идеологии индуизма, буддизма и конфуцианства.

Социология брака и семьи предоставляет отдельную роль женщине, предполагая, что от ее желания и сознания зависит нравственная и социальная сторона отношений, которая является основой для создания и развития семьи. Составной частью большого количества семей являются дети. Появления детей приводит к образованию еще одной группы отношений в семье.

Религия иногда может быть мощным средством социальных перемен. В этом уроке мы обсудим два примера дихотомии между религией и светским миром, в том числе книгу Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», а также концепцию теологии освобождения.

В этом уроке мы определяем религиозность, секуляризацию и гражданскую религию. Мы также обсудим эти концепции как в индивидуальном, так и в культурном масштабе. Хорошей новостью для любителей семейных отношений является то, что семья здесь, чтобы остаться. Семья на сегодняшний день является самым устойчивым и центральным учреждением в обществе и существует на протяжении всей истории человечества. Семья, во всех ее разновидностях и формах, чрезвычайно важна для Соединенных Штатов как политические, экономические, религиозные, образовательные и общественные институты, которые требуют рассмотрения всеми членами общества в более широком социальном и личном уровне семейного опыта.

В настоящее время институт семьи несет существенные изменения. Нестабильные экономические условия, такие как материальная необеспеченность, влияет на количество неофициальных браков. Достаточно большой вес сейчас имеют неполные семьи. Что объясняется увеличением разводов. Их число доходит до 30-50% от всех заключенных браков. 24

Семейная однородность ушла в прошлое. Семейное разнообразие - тема будущего. Он будет адаптироваться к изменениям технологий и экономики. Он будет адаптироваться к религиозным и политическим влияниям. И он приспособится к научным открытиям. Мировые ценности Обзоры человеческих ценностей продолжают документировать выбор семейных проблем как важнейшую ценность для людей во всем мире. Миллиарды продолжаются с традициями племенных, моногамных, полигамных, матриархальных и патриархальных форм семьи. Лесбиянки и гей-пары продолжают вырезать свою нишу в русле различных обществ, в которых они живут.

Социология семьи и брака рассматривает семью как составную часть общественных групп, более крупных. Семья является составляющей общества. На ее существование, работу и развитие влияют все социально-экономические и культурные процессы, происходящие в современном обществе.

По последним данным в России насчитывалось около 40 миллионов семей. Около 70% из них – семьи, которые состоят из супругов с детьми. Количество разводов изменяется с большой скоростью и разновидностью. 25

Бедные семьи, средние семьи и богатые семьи продолжают выполнять основные функции семьи и создавать еще одно поколение взрослых детей, которые, вероятно, сделают то же самое, социально воспроизводя следующее поколение отцов и матерей, мужей и жен. Традиционная семья продолжает заниматься гетеросексуальными семьями, часто в контексте религиозных традиций, социальных институтов, гендерных ролей и патриархата. Эта дихотомия традиционных ст. Светское оказывается наиболее спорным вопросом в Соединенных Штатах со времен гражданской войны.

Продолжающаяся культурная и правовая битва между традиционалистами секуляристами последовательно делится и увеличением спорного разделения последователей в каждом лагере. Когда его спросили, насколько шансы девушки или мальчика на счастливую семейную жизнь были лучше ваших, примерно столько же или хуже ваших, из тысяч респондентов, 19 процентов девочки и 17 процентов мальчиков сказали лучше, 45 процентов и 48 процентов сказали примерно то же самое, и 36 и 35 процентов сказали хуже.

Нестабильность в семьях в целом невыгодна обществу. Поэтому законы стремятся затруднить процесс разводов, давая тем самым возможность людям переосмыслить решение.

Символами данного института являются кольца, обручение. К основным ролям относят: мать, отец, ребенок. Физические черты – квартира, дом, мебель. В качестве кодексов поведения выступают семейные допущения и запреты.

Большинство считают, что преемственность и надежда для семьи будущего. Отвечая на вопрос о том, сколько удовольствия они получают от своей семейной жизни, 43 процента сказали очень много, 34 процента сказали много, а 11 процентов сказали довольно много.

Когда их спросили в целом, насколько они удовлетворены своей семьей, 90 процентов указали на удовлетворение на каком-то уровне. В том же докладе были указаны менее религиозные и традиционные аспекты Тысячелетнего поколения. Вы, вероятно, принадлежите к Тысячелетним.

Как их семейные структуры и функции будут сопоставляться с их структурами предыдущих поколений? Вы, как и многие другие, выбираете образ жизни, который включает семью в той или иной форме. Если да, то что можно сделать, чтобы укрепить семью в вашем собственном доме? На рисунке 1 перечислены исследовательские усилия, которые вы и члены вашей семьи можете предпринять, чтобы укрепить свою семью в ближайшие годы. Давайте зададимся этим вопросом подробнее: когда-нибудь задумывались, почему бабушка или мама продолжают просить вас посетить семейный пикник или воссоединение?

Образование – социальная подсистема, которая имеет собственную структуру. Основными элементами можно выделить учебно-воспитательные учреждения, учебный процесс как вид социокультурной деятельности социальное общности.

К признакам института образования относят:

Образцы и установки поведения – посещаемость, любовь к знаниям;

Что они могут знать, что вы не знаете? Хотя иногда это раздражает, когда вы посещаете, почему вы так рады? Возможно, ваша мама и бабушка знают, что семейные ритуалы, традиции и праздники - это способ установить связь между поколениями, создать новые воспоминания и сохранить семейные традиции.

Стратегии и усилия, которые укрепляют семью




Ядерные и расширенные семьи в прошлом праздновали вместе и должны делать это в будущем. Ученые обнаружили, что воссоединения и празднования, как правило, способствуют сплочению и адаптации в семейных системах, предлагая взаимную поддержку между ядерными и расширенными членами семьи. Ритуалы очень важны для семьи. Это может быть так же просто, как есть три раза в день вместе, проводить еженедельные вечеринки в кино, покупать свежие пончики в субботу утром или читать маленьким детям перед сном. Ожидаются ритуалы.

Символы – школьные песни, школьная эмблема;

Практические культурные черты - библиотеки, классы, стадионы;

Кодекс письменный и устный – правила поведения учащихся;

Идеология - прогрессивное образование, академическая свобода, равенство при обучении.

Образование тесно связано со всеми сферами жизни общества. Осуществляется эта связь напрямую через личность, которая включена в экономические, духовные, политические, либо иные социальные связи. Образование – это единственная специализированная подсистема общества, основная функция которой совпадает с целью общества. Система образования «производит» самого человека, при этом воздействуя на его нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие, что определяет главную социальную функцию образования - гуманистическую.

Общим опытом является ритуал получения водительского удостоверения и получения водительского удостоверения. Для многих членов семьи он обозначает «Обряд прохода» или событие, которое означает переход человека с одного этапа жизни в другой. Когда появляется новый водитель среди детей-подростков, появляется новый водитель такси. Братья и сестры могут перевозить членов семьи по всему городу и обеспечивать всю семью необходимой поддержкой. Первое свидание, выпускник средней школы или колледжа, а также брак также являются ритуалами, которые служат обрядами прохождения.

Гуманизация - это объективная потребность социального развития, направленность на воспитание в человеке духовной и нравственной личности.

Образование выступает основополагающим механизмом воспроизводства общественного интеллекта, который становится основой развития и существования общества наряду с производством материальных благ.

Есть ритуалы, которые происходят за пределами семейного учреждения, которые также важны. Религиозные ритуалы встречаются среди основных религий мира. Религия - это единая система убеждений, ритуалов и практик, которые обычно включают более широкое сообщество верующих, которые разделяют общие определения священного и светского. Религии предоставляют нам смысл в том, что Священный - это сверхъестественное, божественное, внушающее страх и духовно значимые аспекты нашего существования. Профан - это то, что является частью обычного повседневного опыта.

В настоящее время институт образования должен нацеливаться не столько на прошлое и настоящее, сколько на будущее, для того чтобы носить опережающий характер 26 .

Символами данного института являются диплом, ученая степень. К основным ролям относят: учитель, ученик. Физические черты – школа, библиотека. В качестве кодексов поведения выступают правила поведения учащихся.

Эти определения взяты из исследований Дуркгейма по религии. Для вас религия может быть личным определением того, как вы относитесь к своему месту во вселенной. Это может также отражать то, как вы понимаете категории людей, которые разделяют общую систему убеждений, которые отличаются от ваших собственных.

Для социологов религию изучают в двух типичных подходах: во-первых, культурный подход, который оценивает религиозные аспекты культуры, разделяемые последователями определенной религии, а во-вторых, теоретический подход к религии, включая ее символы, функции, обменные взаимодействия, и проблемы с питанием. Религия всегда была важной проблемой на обоих уровнях общества - личной и более широкой социальной.

Религия существовала в различных системах общества на всем протяжении истории человеческой жизни, от первобытного общества, что, кстати, является общепризнанным фактом.

С точки зрения социологов, институт религии может быть представлен как система, состоящая из двух взаимосвязанных уровней:

Ценностно-нормативная модель, включающая в себя совокупность символов, верований и предписаний, которые относятся к определенному кругу предметов и явлений, именуемых священными;




На сегодняшний день мусульмане в совокупности составляют самую большую единую систему религиозных убеждений в мире. За последнее столетие уровень рождаемости среди мусульман оставался высоким. Менее распространенным фактором является то, что во многих мусульманских странах многоженство по-прежнему является нормой, когда допустимы 1-4 жены. Далее следует Римско-католическая церковь, которая имеет сильное членство в Западной Европе, Латинской Америке, США и других странах и регионах. Индусы, которые в основном расположены в Индии, входят в третью.

Структура поведенческих образцов, которые управляются и регулируются с помощью религиозных верований и норм. Действительным воплощением этих верований и норм является существование религиозной организации, которая включает в себя различные аспекты религиозной практики: церковную организацию, моральную общность верующих, отправление религиозного культа, обряды, обычаи.

Евреи, которые ежедневно обсуждаются в новостях из-за международных проблем, касающихся Израиля, занимают 12-е место в мире. Они сообщили, что: около 50 миллионов принадлежали к евангельским и консервативным группам протестантов; почти 23 миллиона принадлежали основным группам протестантов; около 60 миллионов принадлежали Римско-католической церкви; около 5 миллионов принадлежали черным протестантским группам; 6 миллионов принадлежали Церкви Иисуса Христа Святых последних дней; и около 8 миллионов принадлежали другим группам.




В отличие от протестантской классификации, состоящей из множества разнообразных конфессий, Римско-католическая христианская церковь состоит из одной номинации, штаб-квартира которой расположена в Риме, Италия. Учитывая мирный характер большинства основных религий, парадоксально иметь так много: религиозные войны, геноциды, передачи населения, завоевания и другие формы крупномасштабной агрессии, которые произошли на протяжении всей истории. В главе «Гонка и миноритарность» мы узнали о предрассудках и цели поиска общей основы для строительства мостов и преодоления предрассудков.

Для понимания происхождения религии, ее роли и места в жизни общества важное значение имеет анализ и описание функций, выполняемых в качестве социального института.

Социологи выделяют четыре основные функции религии в обществе: интегративную, регулятивную, психотерапевтическую, коммуникативную.

Религия, как и любой социальны институт, существует для выполнения конкретных функций.

Главными атрибутами религии являются:

Наличие верующих;

Наличие священных специальных явлений и предметов, которые обладают сверхъестественной силой живого существа, возможности которого не ограничены законами природы;

Особые культурные символы, в предельно концентрированной форме они создают представление о религии.

Религия делает опору на конкретную систему норм, верований.

Религия имеет специальную совокупность ритуалов.

В большинстве религий предписывается верующим система заповедей, которые регулируют поведение. 27

Символами данного института являются крест, библия, алтарь. К основным ролям относят: священнослужитель, прихожанин. Физические черты – собор, церковь. В качестве кодексов поведения выступают вера, заповеди, посты.

Вывод: Таким образом, социальные институты всегда являлись и являются незаменимой частью общества. На каждом из этапов развития общества меняются функции, признаки и значимость отдельных социальных институтов, в связи с развитием общественных отношений появляются новые социальные институты, основные социальные институты делятся на более мелкие, но уже невозможно представить общество и его успешное существование без социальных институтов.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1 . Сущность и структура основных социальных институтов

Большие социальные группы, социальная стратификация и социальная мобильность характеризуют общество на макроуровне. И для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, люди удовлетворяют наиболее важные потребности. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения. Потребность в воспитании подрастающего поколения заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения.

Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в социальных отношениях.

Определяется также система санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения правил поведения.

Система ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей.

Термин «институт» имеет множество значений. В европейский язык он пришел из латинского: institum - установление, учреждение. Со временем он приобрел два значения:

узкое, техническое (название специализированных научных и учебных заведений);

широкое, социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений. Например, институт брака, наследования.

Социологи позаимствовали это понятие у правоведов и наделили его новым содержанием.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Фундаментальных, важных для всего общества потребностей, всего пять. Соответственно и основных социальных институтов тоже пять:

потребности в воспроизводстве рода удовлетворяет институт семьи и брака;

потребность в безопасности и социальном порядке удовлетворяют политические институты, государство;

потребности в добывании средств существования удовлетворяют экономические институты (производство, бизнес);

потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров удовлетворяют институты образования в широком смысле слова, т.е. включая не только учебные заведения, но и науку и культуру;

потребности в решении духовных проблем, смысла жизни удовлетворяет институт религии.

Таким образом, социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Мы выделили пять основных, фундаментальных социальных институтов общества: семья, экономика, политика, образование, религия. Внутри каждого из них скрываются более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но только не главными, не основными.

Так, внутри института семьи, ученые выделяют институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, сватовства и т.д.

Внутри института религии говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции и монашестве и т.д.

Среди неглавных политических институтов называют институт королевской власти, президентства и т.д.

Социальные институты - это постоянно развивающиеся системы. Например, институт семьи в своем развитии прошел через такие этапы, как групповой брак, полигамия (полигиния и полиандрия), моногамия. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.

Колоссальные изменения произошли в основном экономическом институте общества - производстве: охота и собирательство, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, автоматизированные цеха.

В обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, другими словами, процесс институционализации. Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:

возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

формирование общих целей;

появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

появление процедур, связанных с нормами и правилами;

принятие и практическое применение норм, правил, процедур;

установление систем санкций для поддержания норм и правил;

создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов институтов.

Без институцианализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Именно беспорядочная борьба за власть приводит к формированию политических партий и блоков, беспорядочные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, любознательность, желание узнать истину - в упорядоченные научные исследования. Институты таким образом являются символом порядка и организованности в обществе.

Структура социального института включает в себя:

набор социальных ролей и статусов;

социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной общности;

совокупность организаций и учреждений, функционируюших в данной сфере;

материальные средства, обеспечивающие функционирование данной сферы.

Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Важнейшие структурные элементы основных социальных институтов общества

Специфические функции

Институты

Основные роли

Физические признаки

Символические признаки

Воспроизводство потомства, воспитание его и приобщение к жизни

Отец, мать, ребенок

Дом, квартира, обстановка

Обручальные кольца, брачный ритуал

Добывание пищи, одежды, жилья, т.е. средств к существованию

Экономические

Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец

Завод, фабрика, офис, магазин

Поддержание законов и правил

Политические

Законодатель, политик, избиратель

Общественные здания, места

Флаг, герб, национальный гимн

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям

Образование

Учитель, ученик

Школа, библиотека, стадион

Диплом, аттестат

Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

Священник, прихожане

Собор, церковь, мечеть

Крест, алтарь, библия, коран

2 . Функции и дисфункции социальных институтов

Каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Между тем есть ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому. Среди них выделим:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

2. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп и проходящие под воздействием правил, норм, санкций существующих в любом институте. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.

3. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевое требование - ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Интегративные процессы, осуществляемые с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

4. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколения. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремиться ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Церковь стремится приобщить к вере как можно больше членов общества.

Таковы основные функции социальных институтов. Но если происходит сбой в их функционировании, то деятельность института, помимо пользы, будет приносить и вред. Такое явление называется дисфункцией.

Когда деятельность института наряду с пользой для общества наносит и вред ему, называется дисфункцией социального института.

Например, кризис семьи, который выражается в росте числа разводов, в увеличении неполных семей, т.е. когда ребенок воспитывается одним родителем (зачастую матерью), появляется проблема в воспитании детей и т.п. В результате число дисфункций в институте семьи и брака уравниваются или преобладают над функциями семьи. Для общества результаты такого явления имеют явно негативные последствия.

Или проблемы в области высшего образования. Разрыв между теоретической и практической подготовкой специалистов. Вузы выпускают специалистов, которым не хватает практической подготовки.

Функции и дисфункции социальных институтов бывают явными и латентными. Явные - это официально заявленные, всеми осознанные и очевидные. Латентные - скрытые от глаз, незаявленные.

Например, явные функции вуза - приобретение специальности и диплома об очном образовании, приобретение фундаментальных знаний, обучение профессиональным ролям и т.д. Латентные - приобретение определенного социального статуса, завязывание прочных дружеских связей, возможность выбора спутника жизни.

Таким образом, социальные институты имеют явные и латентные (скрытые функции). Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом заявляется.

3 . Образование как социальный институт

Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. И формальный результат этого процесса - аттестат, диплом, свидетельство. Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни:

дошкольное;

начальное;

аспирантура.

Система образования также включает различные виды:

массовое и элитарное;

общее и техническое.

В современном виде образование возникло в Древней Греции. Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор, Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).

В Древнем Риме школа преследовала цель решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.

В средние века формируется религиозное образование. Функционируют 3 вида учебных заведений:

церковно-приходские;

кафедральные;

светские.

В XII-XIII веках в Европе возникают университеты, а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.

Широкое распространение образование получило в течение последних двух-трех веков. Рассмотрим те социальные перемены, которые этому способствовали.

Первой из таких перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции (1789-1792 гг.), она была вызвана растущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах.

В ответ на это требование были расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять собой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народные массы должны хотя бы знать буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным с участием народа в политической жизни.

Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и в разное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования - главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальные возможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.

Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция. На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложные виды деятельности.

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу - например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

Характерной особенностью образования в современных промышленно развитых странах является то, что начальное образование рано или поздно становится обязательным и бесплатным.

Как социальный институт образование формируется в ХІХ веке, когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США - 86% молодежи, Япония - 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%. Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада - 287, США - 257, Куба - 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. - 219. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах,

В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения, в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественно-научных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

Функции образования:

Социально-экономическая функция. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации.

Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

Социализирующая функция. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества,

Интеграционная функция. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. - 53%.

Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.

Гуманистическая функция. Всесторонне развитие личности учащегося.

Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».

Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

Проблемы в функционировании образования в Украине:

Существует угроза падения уровня профессионального образования.

Угроза ухудшения условий учебно-воспитательного процесса.

Ухудшение качества педагогических кадров.

Потеря образованием своего качества быть эффективным средством достижения личных жизненных целей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: