Смешные фразы детей. Переводчик с детского языка на взрослый

Как общаться с ребенком? Этот вопрос задают себе без исключения все родители. Уже много было сказано о том, что важно находиться с ребенком глазами на одном уровне, а не смотреть сверху вниз, что желателен тактильный контакт и отсутствие враждебности в голосе, а что ещё? Давайте поставим вопрос по-другому. Как сделать так, чтобы напряжённых и потенциально конфликтных ситуаций в вашем общении с детьми было меньше? Эта статья, в первую очередь, служит цели профилактики и содержит рекомендации, выполнение которых не только поможет вам избегать стереотипов в общении с ребенком, но и лучше чувствовать свои переживания, понимая, что мешает вам быть достаточно хорошим родителем.

О детях

  1. Не отказывайте ребенку в простых радостях

Начнём с того, что будем учиться понимать язык детей. Прежде всего, это означает понимание потребностей самого ребёнка, а не того, что нам таковым кажется. Пока мы, желая своему чаду всего лучшего, стараемся привлечь ко всякого рода «развивающим», «полезным» и «правильным» занятиям, ребёнок может оставаться неудовлётворённым, потому что ему просто не дали попрыгать в луже или остановиться на 2-3 минуты, чтобы получше рассмотреть проезжающую машину. Есть масса вещей, на которые не нужно денег и много времени, но которые в то же время кажутся взрослым крайне незначительными. Остаётся лишь понять, какие простые радости есть у вашего ребёнка, и он почувствует, что вы его принимаете.

  1. Не отказывайте ребенку в проявлении гнева

Этот пункт часто упоминается в рекомендациях, но я хочу сделать акцент именно на допустимости проявления чувств. Гнев, как эмоция, часто оказывается под запретом, ведь гнев – «это плохо, это агрессия, а злятся только плохие». Таким образом, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя плохим из-за своих чувств, дайте ему понять, что имеет право на свою злость и что об этой злости можно говорить с вами без страха наказания. Именно такая позиция поможет вашему ребенку отличать конструктивный гнев от деструктивного и научиться выражать его адекватным той или иной ситуации образом.

  1. Не отказывайте ребенку в желании чему-то вас научить

Да, в силу возраста и меньшего опыта ребенок знает гораздо меньше, чем вы, но, с другой стороны, впитывает всё как губка и смотрит на все свежим взглядом. Но главное, позволяя ему учить вас чему-то, вы даёте ему пространство для формулирования собственного мнения и позиции, не говоря уже о формирующейся самостоятельности. Наконец, прислушиваясь к своему ребёнку, вы, по меньшей мере, показываете, что его мнение вам небезразлично.

  1. Не отказывайте ребенку в паузах

В каких паузах? На отдых, любопытство, смех или удивление. Он только растет и его механизм банализации окружающего ещё не запущен. Ребенку интересно всё, на что он обращает внимание сам. Кроме того, дети не могут и не должны поддерживать темп взрослого человека. Предъявляя к ребенку непосильные требования, мы сами создаём ситуацию, в которой ребенок оказывается заложником или даже жертвой. Ребенку нужна пауза, чтобы лучше запомнить, точнее сформулировать, сделать вдох и просто убедиться, что вы его слушаете. Чем старше будет становиться ребенок, тем меньше их будет и тем короче они будут становиться, но в самом начале эта деталь поможет ему избежать лишней нервозности и научиться быстрее принимать решение.

  1. Я не требую от тебя того, чего ты не можешь, но и не помогаю там, где ты можешь справиться сам

Это простая формула, которая поможет вам оптимизировать долю своего вмешательства в жизнь ребенка, а ему, в свою очередь, позволит развиваться, не чувствуя себя брошенным и отвергнутым. По сути, это определённая Выготским «зона ближайшего развития», в которой ребенок развивается поступательно, исходя из своих текущих возможностей, имея при этом все шансы на рывок, если для этого есть ресурсы и условия. Но наиболее важным с точки зрения детско-родительского диалога остаётся психологическая составляющая: следуя этому принципу, вы даёте ребенку понять, что доверяете ему, верите в его силы. Именно эту веру он впоследствии интернализует и на её основе выработает собственную уверенность в себе без необходимости делать что-то назло родителям.

Поговорили о детях, теперь можно и родителях.

  1. Не отказывайте себе в проявлении слабости

Конечно, когда это возможно и когда от этой слабости напрямую не страдает сам ребенок. В детстве дети верят, что родители всемогущие. Чем дольше взрослые поддерживают эту фантазию, тем сильнее разочарование будет потом. В этом случае проявление слабости – это проявление человечности и невозможности противостоять принципу реальности . Слабость взрослого ценна не только тем, что можно показать, как с ней справляться, но и тем, что слабость – это нормально. Когда, где и с кем – другой вопрос, но, в целом, без слабости нельзя понять, что такое сила. Видя, что родитель не может с чем-то справиться и признаёт это, не впадая в панику и не отрицая происходящее, ребенок учится иметь с ней дело, как с естественным явлением жизни.

  1. Не отказывайте себе в проявлении незнания

Это отдельная сторона проявления слабости, но поскольку мы сталкиваемся с ней чаще, чем с другими, на ней стоит остановиться отдельно. Когда мы не можем ответить на вопрос ребенка, мы чувствуем себя глупо. Чтобы избежать этих неприятных ощущений мы, взрослые, готовы идти на любую хитрость, в результате которой и ребенок может оказаться плохим за «неправильный» вопрос, и родитель может уйти от ответа, сменив тему. Что будет в итоге? Ребенок научится искать виноватых на стороне и ловко перескакивать с тему на тему. Однако, человек не может и не должен знать всё. Принятие этого факта снимает с взрослого и, следовательно, с ребёнка сильнейшую тревогу, связанную, например, с собственностью глупостью или несостоятельностью.

  1. Не отказывайте себе в проявлении силы

Конечно, не в виде агрессии против ребенка, а в форме поддержания границ, выполнения обещаний и готовности защищать интересы ребенка. Агрессия по отношению к ребенку – это беспомощность, в которой нет и намёка на силу. Сохранение границ – это уважение личного пространства ребенка, признание его права на самостоятельность и индивидуальность, равно как и права взрослого на то, из чего ребенок по возрастным меркам пока исключается. Выполнение обещаний – это подтверждение того, что сделанное соответствует сказанному. Таким образом, ребенок воспринимает понятие ответственности. Защищать интересы ребенка – это, в первую очередь, оставаться на его стороне вне зависимости от того, прав он или нет. Правильно-неправильно – категории весьма относительные, особенно в детстве, а доверие заботящегося взрослого – явление более чем осязаемое. Уважение, ответственность и доверие – если мы способны воплощать эти слова в реальные дела по отношению к ребенку, мы можем считать себя сильными родителями.

  1. Не отказывайте себе в диалоге со своей детской частью

В каждом из нас есть свой внутренний ребенок, не желающий подчиняться взрослым правилам. Примеряя на себя всё, что хотите для ребенка, вы проводите черту между своими желаниями и реальными потребностями ребенка – по сути, другого человека, пусть маленького и зависящего от вас. Понимая, чего именно не хватает вашей детской части, на что она может быть обижена и как её проще всего порадовать, вы сможете отличить собственные проекции от того, в чём действительно нуждается ваш ребенок. Более того, глядя на вас, ребенок учится заботится и прислушиваться к себе, лучше понимать свои чувства, отличая своё от чужого.

  1. Соблюдайте принцип достаточности

Не бывает много или мало, бывает достаточно, недостаточно и перебор. Иными словами, мы используем не абстрактные категории, а мерки по ощущениям. Когда ребенок уже наелся, тепло ему или холодно – пока ребенок в младенческом возрасте, мать ориентируется исключительно на свои ощущения. Когда же ребенок может более чётко сигнализировать о своём состоянии, родителям самое время перестать думать, что они знают лучше. Если эта установка принимается, взрослые могут давать ребенку столько тепла, еды и эмоций, сколько тому достаточно для чувства удовлетворения. Полного и стабильного удовлетворения добиться вряд ли можно – от принципа реальности никуда не денешься – но избавить ребенка от острой нехватки или сильного избытка чего-либо заинтересованным родителям вполне по силам.

Маша Трауб: писатель и мама


Английский и французский выучить может каждый, но мало кто из нас понимает «детский» язык. Маша Трауб - не только талантливый журналист и известный писатель, но и многодетная мама, поэтому владеет этим языком в совершенстве. В издательстве «Эксмо» вышла очень смешная и трогательная книга, которую Маша написала от имени своей полуторагодовалой дочки Симы. «О чем говорят младенцы» - это не только гимн настоящей материнской любви, но и попытка взглянуть со стороны на нашу обыденную, порой слишком «взрослую» жизнь.

Герои Вашей книги, Сима и Вася, отлично понимают мотивы поступков взрослых. А что надо сделать взрослым, чтобы столь же хорошо понимать своих детей?

Детей нужно любить. Целовать, обнимать и тискать. С ними нужно разговаривать. Их нужно смешить. Юмор - вообще лекарство от всего. От страхов, бессонницы, усталости… Поэтому мне хотелось, чтобы моя книга заставила читателей если не засмеяться, то хотя бы улыбнуться.

По Вашему мнению, откуда возникает недопонимание между поколениями?

Это риторический вопрос. Наши родители росли в другой стране, в других условиях, а их внуки - они уже совсем другие. Они по-другому мыслят, по-другому разговаривают, у них другие ценности и жизненные ориентиры. Это нормально. Мне важно, чтобы у моих детей были правильные «внутренности»: щедрость души, уважение к старшим, забота о младших, порядочность, честность, достоинство, доброта и искренность.

Если верить книге, у Вас довольно демократичные взгляды на воспитание детей - а как на самом деле? Согласны ли Вы с теорией, что до семи лет ребенку надо все разрешать?

Я строгая мама. Но строгая в тех вопросах, о которых я говорила. Я совершенно не терплю хамства, лжи, безделья, равнодушия. Даже в мелочах. От сына я много требую - чтобы трудился, отвечал за свои поступки и слова, помогал не тогда, когда я прошу в пятый раз, а тогда, когда это нужно. У него есть хорошее качество - он умеет мобилизоваться, собраться. Помоет посуду, разогреет себе еду, сделает уроки, поиграет с сестрой. Кажется, что это ерунда, но на самом деле это очень важно. Он знает, что семья - это ответственность.

Как Ваши близкие отнеслись к созданию этой книги? Какие самые необычные отзывы Вы от них получили?

Никто еще не читал эту книгу. Понимаете, в семье я мама и жена, а не писательница, которая ждет отзывов на свои книги. Мужа вообще сейчас интересует только то, как дочка покормила белочку на прогулке в парке, а сын читает сейчас классику, что в его возрасте намного полезнее и нужнее.

Вы очень смешно описали первый день рождения Симы. А с какого возраста день рождения ребенка становится праздником в первую очередь для него, а не для взрослых родственников?

Не знаю. Наверное, в тот момент, когда ребенок просит родителей уехать на дачу на выходные и позвонить за час до возвращения, чтобы он успел убрать то, чего старшие видеть не должны. В тот момент, когда до родителей дойдет, что мальчик или девочка уже выросли.

Как Вы думаете, во всем ли согласится с Вами Сима, когда подрастет и прочитает книгу, написанную от ее имени?

К тому времени, я надеюсь, она будет понимать, что книги - это художественная литература. Что разговор от имени младенца - литературный прием. Что не все, описанное в книге, случилось на самом деле. Надеюсь, она будет читать мои книги, как книги, а не как буквальный отчет о своем детстве.

Какой забавный момент из жизни своей дочери Вы будете вспоминать на ее свадьбе?

Мне кажется, на ее свадьбе я буду отпаивать валерьянкой своего мужа, ее отца, который этого момента не переживет. Он уже сейчас готов взять ружье, чтобы отстреливать потенциальных поклонников. Он даже представить себе не может, что его девочка однажды вырастет. Да и я, если честно, тоже.

Вы написали очень добрую и по-настоящему смешную книгу. У вас есть рецепт - как родителям сохранить чувство юмора и не согнуться под тяжестью их непростых обязанностей?

Понимать, что все познается в сравнении. Когда у меня был один сын, мне казалось, что это тяжело и у меня совсем нет времени. Потом родилась дочь и я поняла, что по квартире можно бегать в два раза быстрее. А когда однажды на два месяца я, в силу обстоятельств, осталась одна с четырьмя разновозрастными детьми, я поняла, что у меня может открыться не второе, а четвертое дыхание. И после этого мне ничего не страшно.

Знаете, когда совсем нет сил, я начинаю говорить фразами из мультфильмов. Это такой признак, что я «замумукалась». Например, когда я однажды кричала Васе - «во-первых, сделай уроки, во-вторых, иди спать и вымой руки», мой муж закончил мою цитату голосом Раневской, озвучивавшей фрекен Бок: «Какая это мука - воспитывать детей!» Я хохотала до слез.

С какого возраста Вы себя помните? Расскажите о самом ярком воспоминании из раннего детства.

У меня поздняя память. Мое детство - это юг, солнце, бабушка, тутовое дерево во дворе, шершавые побеленные теплые стены дома, в котором мы живем. Кизиловые кусты в огороде и невероятно вкусное кизиловое варенье, которое варила бабушка. Я до сих пор покупаю кизил на рынке и варю варенье, которое у меня дома никто не любит. А я понять не могу, как можно ТАКОЕ не любить.

Помню бабушкину лучшую подругу - старую гадалку, к которой приезжали со всей округи - она на бобах гадала; помню нашу дальнюю родственницу - знаменитую травницу, которая на маленькой кухне варила снадобья. Я помню запахи, ощущения на ладони… как рву цветы липы для липового сбора, как собираю ромашку, которой мне потом мыли голову, как учусь заваривать чабрец. Помню, как ощипывать свежезарубленную курицу, как обрабатывать колосья, чтобы потом из них получился веник, и как вязать веники я тоже помню.

Если сейчас неожиданно для родных и для себя самой я начинаю что-то делать - плести дочери невероятные косы, шить, лечить всех травами или печь пироги с ботвой, просто потому что руки помнят и сами делают, это точно навыки из детства. Меня многому научили.

На правах информационного бюллетеня

«Меня воспитывали дома, ничего хорошего не вышло; поэтому дочь отдали в детский сад, тоже ничего хорошего не вышло; поэтому сына - дома, тоже ничего хорошего; поэтому старшую внучку - в детском саду, тоже ничего хорошего; поэтому младшую внучку - дома...»

Михаил Гаспаров «Записи и выписки»

Ночь. Я сижу на кровати в своей комнате. Мне 5 лет и мне страшно. Я знаю, что взрослых звать на помощь бесполезно, я уже не раз это делала, но я не могу толком объяснить, чего я боюсь, мой страх напоминает коробочку из-под спичек, чуть приоткрытую, и оттуда высовываются розовые крылышки, и меня охватывает ужас, что будет, если обладатель крылышек выйдет на свободу. Я знаю, что взрослые с вниманием относятся к страху бандитов, воров, мертвых, а мой страх почему-то вызывает у них улыбку, но от этого он не перестает быть ужасным для МЕНЯ, он не дает мне спать по ночам, он изматывает меня днем, когда я живу в тоскливом ожидании вечера.

Это мое детское воспоминание. Тогда не нашлось взрослого человека, который бы обьяснил моим родителям, что такое детские страхи и как с ними надо обращаться. Что мир переживаний ребенка отличается от мира взрослых не только беззаботностью и весельем, а у некоторых детей есть проблемы, которые они не могут донести до понимания взрослых, и вынуждены сами справляться с этими проблемами. Теперь такие люди (переводчики с Детского) есть - это детские психологи. Я тоже стала психологом и уже семь лет работаю в детском саду.


Социализация. Первая ступень.

Считаю, что для нормального психологического развития любой ребенок должен провести в детском саду хотя бы один год. Конечно, бывают исключения, так называемые «несадовские дети», которые и за полгода не могут привыкнуть к условиям детского сада, но для обычного ребенка это необходимый; этап. Почему? Да потому что детский сад - это первая ступень социализации, в отличие от школы добровольная. Здесь ваш ребенок ежедневно встречается с социумом - не с родственниками, как в кругу семьи, а с «чужими» - детьми и взрослыми. Часто по мере адаптации к детскому саду становятся видны ошибки семейного воспитания, которые не проявились бы в других условиях. Например, Витя К. очень эгоцентричен, для того чтобы он начал работать на занятии (рисовать, лепить) ему необходимо внимание воспитателя, ее постоянная поддержка, выражающаяся в похвале и поощрении. Возникает ощущение, что Витю не интересует само занятие, а лепит и рисует он исключительно для того, чтобы получить похвалу от взрослого. При беседе с мамой и бабушкой выяснилось, что в семье мальчик находится в роли «Солнышка», поощрения вызывают почти все действия ребенка, даже те, которые даются ему без усилий, по типу «как ты хорошо встал со стула, а как здорово ты съел конфету!». Мальчик «закормлен» поощрениями, в свои 6,5 лет не может самостоятельно одеваться, работы его неинтересны, инфантильны.

Другой пример - Костя Н. с трудом привыкает к режиму. Он почти ничего не ест за завтраком, но позже с плачем требует еду; когда группа собирается на улицу, Костя хочет играть с конструктором и т.д. В беседе с родителями выяснилось, что до сада мальчик находился под присмотром бабушки, которая не придерживалась режима в его воспитании, мальчик вставал и ложился спать в разное время, получал еду, когда придется, практически не имел никаких обязанностей по дому. Теперь, придя в сад, Костя отказывается убирать за собой игрушки, подчиняться ритму жизни группы.

Школа - это уже обязательная ступень социализации, и если ребенок не был в детском саду - для него это большая нагрузка на психику - помимо усвоения учебного материала, надо познавать законы жизни в детском коллективе, привыкать к режиму. Нередко такие «домашние» дети дают невротическую реакцию - появляются тики, энурез, страхи, либо ребенок просто заявляет родителям: «Больше в школу не пойду!»

Если вы решительно настроены против детского сада - позаботьтесь о других возможностях социализации для вашего ребенка. Это может быть группа эстетического развития при ближайшем Доме культуры, спортивная секция, психологические тренинги или что-то другое.

Стремясь социализировать своего ребенка, не следует, однако, делать это слишком рано - в 1,5 или 2 года у ребенка, помещенного в ясли, может произойти психический срыв: «Меня бросили чужим людям!». Дети в этом возрасте еще не слишком интересуются друг другом, гораздо более их притягивают игрушки, часто возникают конфликты из-за них.

Работа психолога в дошкольном учреждении осуществляется по трем основным направлениям: работа с педагогами, с родителями и, естественно, с детьми.

Работа с родителями и педагогами.

Специалист знакомит педагогов и родителей с последними достижениями психологии, освещает фундаментальные вопросы, например «Развитие детской психики в разные возрастные периоды» (что ваш ребенок уже должен уметь делать в определенном возрасте, а что еще рано с него требовать). Как правило, от психолога ждут решения конкретных, практических вопросов. Например, при одевании детей на улицу тратится много времени. Этому способствует большое количество детей (до20 человек), теснота раздевалок, желание детей поговорить, поиграть, вместо того, чтобы заниматься таким нудным занятием как одевание. Психологическая составляющая проблемы заключается в основном в том, что ребенку надо запомнить удобную последовательность одевания примерно девяти (в зимний период) вещей, и часто приходится наблюдать, как сначала ребенок надевает шубу, а потом вспоминает про сапоги, либо пытается застегнуть молнию на куртке в варежках. Для облегчения запоминания можно на каждый шкафчик повесить изображение личного алгоритма порядка одевания для данного ребенка, например:

  1. Снять юбку, в которой девочка ходила в группе (картинка с перечеркнутой юбкой);
  2. Надеть на колготки теплые штаны (изображение девочки в майке и штанах);
  3. Надеть свитер (к предыдущему изображению добавляется свитер) и т. д.

Помимо сокращения времени на одевание (и раздевание) подобный метод имеет ряд положительных аспектов для ребенка: развивается логическое мышление, т.к. последовательность изображений, соединенных стрелками, имеет определенную логику (удобство); развивается мышление (точнее, способность к обобщению, так как ребенок сравнивает свои картинки с чужими и замечает, что, например, его меховая шапка, Ирины - вязанная с помпоном, и Сережина спортивная шапка - все попадают в одну категорию и обозначаются похожим изображением, а самое главное - ребенок становится более самостоятельным!

Если же запрос родителей действительно касается ребенка, то после обращения с ним проводится необходимая работа (об этом будет рассказано ниже), а затем родителям даются рекомендации по дальнейшему воспитанию.

Работа с детьми протекает в двух плоскостях: развитие позновательных процессов психики и преодоление нарушений в поведении. Психические процессы, с помощью которых ребенок изучает мир (а именно - восприятие, внимание, память, мышление, воображение) развиваются по мере роста детского организма, но их так же можно совершенствовать с помощью целенаправленных упражнений. Психолог с помощью тестов диагносцирует уровень развития определенного процесса (например, слуховой памяти), сравнивает этот уровень с возрастной нормой (т. е. как слуховая память развита у большинства детей данного возраста) и дает заключение - слуховая память развита выше возрастной нормы, на том же уровне, либо ниже. В последнем случае рекомендуются специальные упражнения, при регулярном выполнении которых можно улучшить слуховую память.

Примерно так определяют и широко известную Психологическую готовность ребенка к школе, но кроме вышеперечисленных познавательных процессов изучается также уровень школьной мотивации - т.е. наличие либо отсутствие желания идти в школу, а также, что в этой самой школе ребенка привлекает. Так ответы типа «В школе хорошо - там спать не заставляют, и можно новый портфель носить» - дают дети с недостаточными представлениями о школе и, наоборот, дети которые осознанно стремятся приступить к учебе, дают ответы типа «Нравится узнавать новое, хочется научиться писать, считать и пр.»

Кроме мотивации в диагностике школьной зрелости определяется уровень развития произвольной сферы ребенка: может ли он сосредотачиваться на выполнении не очень интересного задания, либо быстро устает, начинает отвлекаться; способен ли удерживаться от импульсивных, непосредственных действий, либо сначала ответит на вопрос, а потом подумает; способен ли подчинять свои желания требованиям ситуации (хочется поговорить с соседом, но нельзя, т.к. идет занятие).

Развитие познавательной сферы детей может проходить в разных формах: на фронтальных (со всей группой) занятиях, микрогруппами по 4-5 человек или индивидуально. Понятно, что в последних двух случаях занятия более полезны, т.к. подбираются упражнения необходимые для развития именно присутствующих детей. Например, если на фронтальных занятиях было выявлено 3-4 человека с недостаточно развитым произвольным вниманием (это когда дети работают только с тем, что им интересно, и не могут долго концентрироваться на непривлекательной задаче), то психолог работает с ними в микрогруппе именно на развитие этого качества.

На консультациях родителей специалист сообщает о результатах диагностики ребенка и рассказывает об упражнениях, которые можно делать с ним дома.

Взрослые, занимающиеся с ребенком (психолог или кто-то из родителей) обязательно должны учитывать Зону ближайшего развития (термин Л.С. Выготского). ЗБР - это та деятельность, с которой ребенок еще не может справиться самостоятельно, но успешно справляется с помощью взрослого. При нормальном развитии ребенка ЗБР постоянно изменяется: некоторое время назад ребенок с трудом держал карандаш, затем он уверенно черкает им по бумаге, а вскоре успешно закрашивает контуры предметов. Действия, которые вчера были в ЗБР ребенка, сегодня он выполняет самостоятельно и, опираясь на них, осваивает новые, более сложные.

Работа с нарушениями поведения детей может проводиться в форме группового тренинга или индивидуальной психотерапии. Подбираются дети, имеющие сходные психологические проблемы (например, замкнутость, неуверенность в себе, заниженная самооценка), и для них составляется программа тренинга, включающая игры и упражнения на развитие общительности, поднятия самооценки и пр. Например, детям с низкой самооценкой полезны упражнения на гармонизацию собственного имени - надо нарисовать свое имя КРАСИВО - в виде фантастического цветка, привлекательных орнаментов, гармоничного сочетания цвета и формы. Рисунки не оцениваются по художественным критериям, детям не навязываются никакие образы, ребенок сам хозяйничает на листе бумаги и если он считает, что пожарная машина максимально украшает его имя - он рисует ее и получает поддержку от ведущего.

В некоторых случаях групповые тренинги не подходят, и тогда показана индивидуальная терапия. Например, Юля К., 4 года, пришла в среднюю группу несколько позже других детей, когда в группе уже сформировались дружеские связи. Этот факт, а также повышенная ранимость девочки, ее тесная связь с матерью затруднили привыкание Юли к детскому саду. По утрам девочка не отпускала мать от себя, когда та все же уходила - плакала навзрыд, игнорируя уговоры и утешения. Юля постоянно спрашивала о маме, едва успокоившись, вспоминала ее и снова плакала. Работа психолога с девочкой началась прямо в группе (Юля отказывалась идти в кабинет). Были принесены яркие необычные вкладыши, которые отвлекли ее на несколько минут от горестных мыслей, и позволили мне завязать с Юлей хрупкий контакт. Когда вкладыши были собраны, она снова заревела, однако уже не так отчаянно, как раньше. В последующие дни мы с Юлей пытались найти преимущества хождения в сад, по сравнению с ее «досадовским» опытом. Мы проигрывали на игрушках ситуации под общим названием «Юля в детском саду», в которых девочка была то общим спасителем, то незаменимым в играх партнером, то источником веселья для всех обитателей сада. Постепенно Юля так осмелела, что стало возможным вводить в игры других детей, что позволило со временем включиться в жизнь всей группы.

В современной психотерапии одним из центральных моментов считается, что нарушения в поведении детей возникают как реакция на нарушения внутрисемейных отношений. Дети, как самые слабые члены семьи, являются носителями симптома, который зачем-то нужен семье, либо ребенку. Например, энурез ребенка может быть на руку матери, которая под предлогом ночных вставаний и последующих хлопот по стирке постели может сорвать бонус «очень заботливой мамы», что позволит ей увильнуть от некоторых функций роли «жены», или отказаться от реализации себя в карьере. При этом рассуждения звучат примерно так: «Как только Юра перестанет мочиться по ночам, у нас с тобой будет нормальная сексуальная жизнь (это мужу), и я выйду на работу». Но энурез не проходит, и это позволяет матери сохранять прежний образ жизни, не рисковать оказаться невостребованной, как специалист, и сохранить высокую оценку себя как матери, как жены, как квалифицированного работника. Поэтому в терапию ребенка необходимо вовлекать родителей и других членов семьи. В случае с Юлей маме было рекомендовано приводить девочку некоторое время только на 2-3 часа, затем оставлять до обеда, и только после полной адаптации Юля стала ходить в сад на целый день. Параллельно с мамой проводилась работа по снятию их болезненной зацикленности друг на друге, усилению самодостаточности дочери, уменьшению тревожности мамы за нахождение Юли без родительской гиперопеки.

При групповой терапии родителям также сообщается, что происходит на занятиях, и как им надо обращаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.

Конечно, в условиях детского сада невозможна более-менее длительная индивидуальная психокоррекционная работа. К тому же далеко не все психологи, работающие в детском саду, обладают необходимыми для этого знаниями. Распространенной ошибкой многих начинающих психотерапевтов является то, что они хотят быстрых и больших изменений от человека, с которым работают. И тогда возможно «гуляние симптома»: ребенок перестал грызть ногти, но у него появились тики; или поведение агрессивного старшего брата улучшилось, но младший теперь хулиганит за двоих. Поэтому для глубокой работы с невротическими проявлениями (страхи, энурез, навязчивые движения и пр.) необходимо обращаться в специализированные психологические Центры.

Также необходимо помнить, что заключение психолога вашего сада не является истиной в последней инстанции. Психология сравнительно молодая наука, и точки зрения на решение некоторых проблем меняются с течением времени. Кроме того, важно КТО дает заключение - студентка 3 курса отделения психологии, бывший педагог, переучившийся за 9 месяцев на курсах по психологии, или специалист после психфака МГУ с 10-летним стажем работы. Если у Вас есть сомнения по поводу психологического заключения по проблеме вашего ребенка, обратитесь к другим психологам, психотерапевтам и сравните результаты из разных источников.

В заключение хочется отметить, что это очень здорово, что во многих садах и школах работают психологи, что существуют Психологические центры, куда родители могут обратиться в случае необходимости и разделить ответственность со специалистами за воспитание своих детей. Это помогает и родителям и детям проживать жизнь на более качественном уровне.

Колпакова Галина ,
аналитический психолог.

Дети - это самые добрые, искренние и неиспорченные люди на Земле. При этом они еще и чрезвычайно мудрые, как для своего малого возраста, и чаще всего эта мудрость проявляется во время разговоров. детей радуют родителей, бабушек и дедушек, многие из них стали настоящими афоризмами и используются в быту даже взрослыми.

Обычно мамы и папы легко находят общий язык со своим чадом, для них не составляет труда понять, что именно говорит малыш, ведь они привыкли к его смешным словечкам. Но вот родственникам, которые редко видят ребенка, и посторонним людям все его фразы могут показаться лишь бессвязным набором звуков. Сегодня мы предлагаем всем взрослым читателям вспомнить давно забытый детский язык, немножко посмеяться над забавными выражениями малышей, а также разобраться, в каких случаях ребенку нужно помочь начать говорить правильно.

«Малышовый язык» - как его понять?

В первые годы жизни ребенок разговаривает по-своему. Так происходит потому, что речь для него - это нечто новое и не до конца понятное. Примерно с трех-четырех месяцев груднички начинают гулить, агукать, у них получается произносить простые слоги вроде «та-та», «ка-ка», «ма-ма». Однако лишь к восьми-девяти месяцам ребенок будет вкладывать в эти простые звуки какой-то смысл.

Процесс обучению речи у деток происходит очень активно и быстро, к году они, как правило, знают и активно используют 10-20 простых слов. И именно в это время детей начинают веселить всех вокруг. Надеяться понять их взрослому, который не живет с конкретным ребенком постоянно, не стоит. Максимум, что он сможет разобрать - это общепринятые «малышовые» слова вроде «да», «нет», «мама», «папа» и «ав-ав». Но все остальное малыш говорит по-своему, так как у него не до конца развиты и и фонетическое восприятие звуков. Более того, детки вроде бы и пытаются проговаривать слова за взрослыми правильно, но все равно у них это редко получается, ведь у них недостаточно подвижен язык, еще не сформирован прикус и слабо развиты легкие.

Когда дети начинают разговаривать?

Около двух лет малыши осваивают речь на достаточном уровне, чтобы изъясняться короткими предложениями. Детский язык в этом возрасте очень потешный, потому что юные ораторы не выговаривают многие звуки, заменяют их или вовсе упускают. Из-за этого у них и получаются различные уморительные словечки:

  • коляска - каяка;
  • собака - бабака;
  • молоко - мако;
  • бабушка - буська;
  • каша - кася;
  • яблоко - ябка и т. д.

В итоге, когда ребенок пытается произнести предложение, состоящее из нескольких слов, у него выходят очень смешные фразы. Детей иногда даже неправильно понимают, ведь взрослые вкладывают в сказанное ими свой смысл. Например, ребенок говорит: «Я еду с мамой квасить водочку к дедуське», а любящий внук на деле не будет распивать с дедом «оковитую», он просто поможет ему покрасить лодочку.

Шпаргалка для взрослых

Конечно, каждый малыш болтает по-своему, но почему-то все детки в раннем возрасте совершают одни и те же «ошибки», когда разговаривают. Так, все понимают, что если ребенок произносит «ка-ка», это значит, что он нашел грязь или мусор, а когда он произносит «мяу» или «кись-кись», то, скорее всего, имеет в виду кота, но не зовет его. То же самое относится к другим животным, птицам и окружающим малыша вещам или предметам:

  • му-му - это корова;
  • ав-ав - собака;
  • кар-кар - ворона;
  • брум-брум и бибика - машина;
  • бах - что-то упало;
  • вава - рана;
  • але - телефон.

В основном все эти фразы навязывают детям сами взрослые, пытаясь как можно проще объяснить ребенку, что и как называется. Но есть среди малышовых словечек и те, которые нельзя логически объяснить или «перевести» вот так сразу. Вот кто из взрослых сможет догадаться, что будейка - это помидор, ноня - телефон, бугука - подушка, а конка - макароны. Это именно те смешные фразы детей, которые нужно записывать в отдельный блокнот, ведь малыш скоро исправится, а его милая болтовня забудется.

С возрастом речь ребенка трансформируется и усложняется. Фразы, состоящие из нескольких слогов, он еще может коверкать, но короткие к трем-четырем годам выговаривает правильно. Самые умные дети в этом возрасте справляются и с произношением достаточно сложных слов и даже целых предложений.

Недетская мудрость

Ребята старшего возраста веселят взрослых не столько ошибками в речи, сколько своими высказываниями. Иногда из уст ребенка может прозвучать фраза, достойная мыслителя, убеленного благородной сединой. Умные дети моментально распознают ложь и преподносят все как есть, без хитрости и уловок.

Вот лишь несколько жизненных историй, в которых малыши наглядно демонстрируют свой интеллект и логику:

  • В детском саду девчонки хвастают нарядами. В группу заходит мальчишка, слушает разговоры подружек и говорит: «Эх, девчонки… Бусинки, бантики, колготки - женщины! Как же я вас люблю!»
  • Ребенок, разбирая подарок с конфетами: эта со вкусом медведя, эта - белочки, а эта - Красной шапочки…
  • У бабули прихватил живот, и об этом узнала внучка, на что посоветовала родственнице выпить «животных» таблеток.

Такие жизненные ситуации случаются не каждый день, поэтому если уж ребенок выдал очередной перл, его обязательно нужно законспектировать!

Язык без костей

Малыши постарше могут болтать днями напролет. Они без конца задают родителям вопросы, да и сами не прочь рассказать множество историй, как выдуманных, так и вполне реальных. Если ребенок говорит без остановки, значит он раскрепощенный и общительный. Не стоит закрывать ему рот, даже если он иногда ставит родителей в неловкое положение. Лучше научить чадо, в каких ситуациях необходимо придержать язык за зубами, но не стоит заставлять его молчать постоянно.

Это может негативно сказаться на его психике и развитии. Почувствовав, что его не слушают и не слышат, ребенок замыкается в себе или идет искать общение за пределами дома, и то и другое отдаляет его от родных.

Крайний срок развития речи у детей. Как стимулировать разговорные навыки ребенка?

Ученые доказали, что человека можно научить разговаривать максимум до пяти лет. После этого речевые центры в мозгу закрываются, и ребенок перестает понимать, как нужно говорить.

Поэтому, если примерно к двум годам у малыша нет никаких подвижек на ораторском поприще, стоит показать его специалистам. После четырех лет переводчик с детского языка на взрослый не нужен, малыши должны уже научиться говорить правильно, иметь достаточный словарный запас, чтобы свободно общаться со всеми окружающими.

Обследование должно быть комплексным:

  • врач-отоларинголог оценит, насколько у ребенка развит слух;
  • стоматолог проверит прикус;
  • логопед-дефектолог - умение правильно использовать речевой аппарат;
  • невролог - выявит проблемы с нервной системой, укажет общий уровень развития ребенка, соотнесет полученные показатели с усредненными нормами;
  • психолог - оценит психологическое равновесие малыша.

Для того чтобы ребенок быстрее заговорил, с ним нужно постоянно вести диалог. При этом крайне важно не сюсюкать с ним и исправлять существующие речевые ошибки. Важно не ограничивать общение малыша с другими детьми, причем отлично сказывается на умении говорить времяпрепровождение со старшими ребятами.

Мило, но все же неправильно

Маленькие дети говорят особым образом, они картавят, шепелявят, искажают слова. Все это кажется милым и забавным, если ребенку один-два года, ну максимум - три. Если к этому возрасту малыш не выправляет дикцию, у него наблюдаются существенные дефекты речи, стоит обращаться к логопеду.

Но работа над правильным произношением — это не только задача специалиста в учебном центре или садике, куда большая ответственность за этот процесс возлагается на самих родителей. Именно они должны систематически исправлять ребенка, если он неправильно произносит какие-то слова, читать с ним, делать артикуляционные упражнения, разговаривать, обсуждать различные изображения, учить стихи и петь ритмичные песенки. Все это отлично сказывается на речи малыша, а также положительно влияет на его настрой и уверенность в себе.

Почему дети разговаривают смешно?

Прежде всего потому что они не умеют делать это правильно с самого рождения. Поначалу плохая дикция — это исключительно «вина» физиологии ребенка, но по мере роста малыша все дефекты нужно исправлять и ни в коем случае не поддерживать их. Как бы смешно папе ни было, когда малыш пытается произнести слова вроде «рыбалка», «работа» или «щука», не умея воспроизводить буквы «р» и «щ», он обязан сдерживать эмоции. Маленького человека нужно поддержать в учебе и направить его старания в нужное русло. Дети говорят смешные слова не специально, у них это получается непроизвольно, и если близкие будут подшучивать над ними по этому поводу, они могут сделать только хуже. Исправлять ошибки следует мягко и тактично, но постоянно.

В каких случаях детская «абракадабра» должна насторожить?

Как мы уже говорили, начиная лет с двух, стоит проявлять интерес к тому, как разговаривает ребенок и постараться не пускать на самотек задержки его речевого развития. Логопеды выделяют два варианта словарного запаса у детей. Активный, это когда малыш все понимает и говорит, повторяет незнакомые слова за взрослыми. В таком случае беспокоиться насчет речи малыша нечего.

Второй вариант нормы - это пассивный словарный запас. Этот термин применим к детям, которые реагируют на просьбы взрослых, выполняют их поручения, они все понимают, знают, как называется какой предмет и для чего он нужен, но при этом не говорят вообще или практически не произносят ничего кроме «мама», «папа» или «да» и «нет». Как правило, такие малыши даже не будут говорить смешно и неправильно, они сразу же начнут произносить складные предложения, и достаточно грамотно, но когда дорастут до 3-4 лет.

Но если ребенок неконтактный, он не реагирует на оклики, не выполняет просьбы других людей, значит у него есть определенные проблемы со здоровьем. Их нужно решать как можно скорее, так как наибольшие результаты дает ранняя коррекция задержек развития. Чем дети старше, тем сложнее специалистам исправлять проблемы с речью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: