Признаки социальных институтов таблица. Реферат: Характеристика основных социальных институтов

Семья – один из древнейших социальных институтов, который зародился в диком обществе. Ценность семьи для социума является в ее возможностях воспитания детей и воспроизведения жизни.

Социология брака и семьи объектом для изучения имеет семью как систему отношений, являющейся сложней брака. Обычно, семья состоит из супругов, детей и родственников.

Участие в общественном производственном хозяйствесемейство бюджетная организацияорганизация потребительской деятельности. Влияние экономической функции на семейные отношения может быть двояким. Справедливое распределение экономических и домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, приводит к укреплению брачных отношений и трудовому воспитанию детей.

В случае несправедливого распределения домашней работы, когда она в основном перехвачена женщиной, муж действует как «хозяин», а дети - только в роли потребителей. Такое влияние остается неблагоприятным и приводит к увеличению разрушительных сил в семье.

Брак – исторически сложившаяся, санкционированная и регулируемая социумом форма взаимодействий между людьми, устанавливающая их права по отношению друг к другу, родителям и потомству. Отношения в семье строятся по трем признакам: отношения между супругами, родителями и детьми 23 .

Социология брака и семьи изучает весь объем частей публичного сознания и поведения, приводящих к заключению брака и созданию семью, благоприятствуют ее развитию, работе, а в некоторых случаях – к распаду. В связи с этим исследуются ценностные ориентации, мотивы, ожидания людей, рассматривающиеся возможности создании семьи и вступления в брак, а также развития семейных отношений тем, кто уже является супругами.

Функция интимных отношений

Важную роль в системе брачных отношений играет функция интимных отношений. Важность этой функции в современной семье значительно возросла. Брак рассматривается как альянс, созданный в первую очередь на эмоциональной связи, и поэтому большое значение в союзе уделяется удовлетворению потребностей супругов в близких потребностях.

В последнее время многие исследователи по проблемам брака и семьи отмечают, что интимная дисгармония часто является причиной разногласий в семье и причиной напряженности в брачных отношениях. Одна из важнейших семейных функций - репродуктивная. Существует три типа семейных репродуктивных систем: много, средний и мало детей.

Социология брака и семьи предоставляет отдельную роль женщине, предполагая, что от ее желания и сознания зависит нравственная и социальная сторона отношений, которая является основой для создания и развития семьи. Составной частью большого количества семей являются дети. Появления детей приводит к образованию еще одной группы отношений в семье.

Дети нуждаются не только в воспроизведении, но и в образовании и вовлечении в сложный мир человеческих отношений. Помимо репродуктивной важности важна воспитательная функция семьи. Индивидуальные потребности каждого супруга в материнстве или отцовстве, контакты с детьми и их личное формирование удовлетворяются.

В ходе выполнения воспитательной функции семья, в первую очередь, обеспечивает первичную социализацию ребенка. Кроме того, он обеспечивает развитие его умственных качеств и личных качеств, пока они не достигнут социальной зрелости. Одной из особенностей семейного воспитания является эмоциональная форма взаимоотношений между родителями и детьми и любовь.

В настоящее время институт семьи несет существенные изменения. Нестабильные экономические условия, такие как материальная необеспеченность, влияет на количество неофициальных браков. Достаточно большой вес сейчас имеют неполные семьи. Что объясняется увеличением разводов. Их число доходит до 30-50% от всех заключенных браков. 24

Следует иметь в виду, что семья оказывает систематическое образовательное воздействие на каждого из своих членов на протяжении всей своей жизни. Это не только родители, которые влияют на детей, но и действия детей, которые отражают родителей и других взрослых членов семьи, поощряя их к самосовершенствованию.

Семейная жизнь очень многогранна. Каждая функция семьи является социальной. Социальный характер семейных функций определяется прежде всего тем, что семья - это единица общества в первую очередь. Общество влияет на это, создавая тот или иной тип семейной группы.

Социология семьи и брака рассматривает семью как составную часть общественных групп, более крупных. Семья является составляющей общества. На ее существование, работу и развитие влияют все социально-экономические и культурные процессы, происходящие в современном обществе.

По последним данным в России насчитывалось около 40 миллионов семей. Около 70% из них – семьи, которые состоят из супругов с детьми. Количество разводов изменяется с большой скоростью и разновидностью. 25

В свою очередь, семья также оказывает значительное влияние на развитие и образ жизни общества. В результате семейных функций жизненно необходимы не только члены семьи, но и общества в целом. Кроме того, функции семейства всегда будут оставаться неизменными. В некоторых семьях, когда некоторые функции и права нарушаются, это влияет на характеристики его жизнедеятельности. Например, в настоящее время качественно изменилась функция первичного социального контроля, повысился уровень толерантности к рождению незаконнорожденных детей, прелюбодеяние и т.д.

Нестабильность в семьях в целом невыгодна обществу. Поэтому законы стремятся затруднить процесс разводов, давая тем самым возможность людям переосмыслить решение.

Символами данного института являются кольца, обручение. К основным ролям относят: мать, отец, ребенок. Физические черты – квартира, дом, мебель. В качестве кодексов поведения выступают семейные допущения и запреты.

Как вы можете видеть, семья играет значительную роль не только в обществе, но и в формировании индивидуальности. Хотя мы все каждый день используем деньги, природа и функционирование денег кажутся окутанными обычными мифами и древними тайнами. Деньги играют центральную роль в экономике сегодня, но редко мы сталкиваемся с серьезным, информированным обсуждением того, какие деньги действительно есть и какую роль он играет в развитии общества. Деньги - замечательное изобретение человека, ментальный символ, социальная организация и средство для применения и передачи социальной власти для достижения.

Образование – социальная подсистема, которая имеет собственную структуру. Основными элементами можно выделить учебно-воспитательные учреждения, учебный процесс как вид социокультурной деятельности социальное общности.

К признакам института образования относят:

Образцы и установки поведения – посещаемость, любовь к знаниям;

Эта статья является первой в серии статей, исследующих происхождение, природу и функционирование денег и его творческую силу, сравнивая деньги с двумя другими выдающимися социальными институтами - языком и Интернетом. Деньги, согласно поговорке, заставляют мир обходить. И как раз сейчас мир, судя по всему, вращается из-под контроля, убегая от своей традиционной орбиты и поднимая призрак лобового столкновения с экономикой, демократией и благосостоянием человечества. Обеспокоенность существующей денежной системой вызвала призывы к упразднению нынешней системы национальных валют, возврату к золотому стандарту, устранению долговых денег и процентов, возврату к местным валютам, которые были распространены в более ранние века, и созданию новых формы денег, такие как энергетическая валюта или земная валюта, связанная с производственными мощностями и природными ресурсами.

Символы – школьные песни, школьная эмблема;

Практические культурные черты - библиотеки, классы, стадионы;

Кодекс письменный и устный – правила поведения учащихся;

Идеология - прогрессивное образование, академическая свобода, равенство при обучении.

Образование тесно связано со всеми сферами жизни общества. Осуществляется эта связь напрямую через личность, которая включена в экономические, духовные, политические, либо иные социальные связи. Образование – это единственная специализированная подсистема общества, основная функция которой совпадает с целью общества. Система образования «производит» самого человека, при этом воздействуя на его нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие, что определяет главную социальную функцию образования - гуманистическую.

Множество идей, плавающих вокруг, предполагает, что широко распространено недовольство и путаница, смешанные с хорошей дозой мифа и суеверия относительно происхождения, природы и роли денег в обществе. Вместо того, чтобы спешить с тем, чтобы внести еще одно решение в гору, которое было предложено, мы можем сделать все возможное, чтобы сначала исследовать основополагающие принципы, на которых основываются деньги, и процесс, с помощью которого он развился с развитием общества. Это может помочь нам определить точные моменты, на которых глобальная денежная система стала вибрировать, и обеспечить, чтобы любые изменения, которые мы предлагаем, соответствовали эволюционному прогрессу человечества.

Гуманизация - это объективная потребность социального развития, направленность на воспитание в человеке духовной и нравственной личности.

Образование выступает основополагающим механизмом воспроизводства общественного интеллекта, который становится основой развития и существования общества наряду с производством материальных благ.

К другим социальным наукам можно добавить, что это источник статуса и социального престижа, поставщик физической и психологической безопасности, способствующий благосостоянию и благополучию людей, основа для военной мощи, источник общественного влияния и политических мощность. Но эти термины просто описывают его основные функции, не объясняя, какие именно деньги.

Деньги - это эволюционирующий символ экономической ценности и социальной власти. За последние две тысячи лет он претерпел многочисленные изменения в форме, содержании и источнике ценности, которую он стремится представлять. В ранние времена деньги принимали форму объектов внутренней ценности, таких как коровы, табак, меха, зерно и различные металлы. Позднее он принял форму внутренних или декоративно ценных предметов, таких как драгоценные металлы, которые приобрели символическую ценность как представитель для многих других объектов.

В настоящее время институт образования должен нацеливаться не столько на прошлое и настоящее, сколько на будущее, для того чтобы носить опережающий характер 26 .

Символами данного института являются диплом, ученая степень. К основным ролям относят: учитель, ученик. Физические черты – школа, библиотека. В качестве кодексов поведения выступают правила поведения учащихся.

Он также был стандартизирован в виде монет, полученных от драгоценных металлов, стоимость которых была связана с их металлическим содержанием. Введение чисто символических денег в качестве замены материальных объектов стало важным этапом в социальном развитии. Символические деньги были созданы на основе доверия к учреждению-эмитенту, например, квитанции, выданные на зерно на депозите на складах Фараона или золото на депозите с лондонскими ювелирами, и бесчисленные банкноты, выпущенные буквально тысячами американских банков в течение 19-го века.

Религия существовала в различных системах общества на всем протяжении истории человеческой жизни, от первобытного общества, что, кстати, является общепризнанным фактом.

С точки зрения социологов, институт религии может быть представлен как система, состоящая из двух взаимосвязанных уровней:

Ценностно-нормативная модель, включающая в себя совокупность символов, верований и предписаний, которые относятся к определенному кругу предметов и явлений, именуемых священными;

Первоначально предназначенные для отражения существующих материальных активов, деньги также постепенно эволюционировали, чтобы представлять будущее намерение и покупательную способность. Векселя, указывающие на намерение платить в будущем, стали мощным стимулом для торговли в Италии эпохи Возрождения. Деревянные табели, выпущенные британской казной, стали распространяться примерно в то же время, чтобы представлять будущие налоговые поступления Казначейства. Государственные облигации, столь распространенные сегодня, составляют важную основу для роста современных национальных государств.

Структура поведенческих образцов, которые управляются и регулируются с помощью религиозных верований и норм. Действительным воплощением этих верований и норм является существование религиозной организации, которая включает в себя различные аспекты религиозной практики: церковную организацию, моральную общность верующих, отправление религиозного культа, обряды, обычаи.

В конечном итоге это привело к выпуску чисто чистых валют, частично подкрепленных драгоценными металлами и ожидаемыми налоговыми поступлениями. Реальная поддержка национальных валют - это доверие к национальным институтам управления, поддерживаемым физическими активами и производственными возможностями страны, выпускающей их.

Прогрессивная этерификация денег породила бесконечные подозрения, крики возмутительных и заговорных теорий, исходя из предположения, что деньги - это, по сути, физическая вещь, которая была развращена и извращена злыми умами. Более тщательный анализ покажет, что растущая сила денег всегда возникает из ее символической ценности. Тем не менее мы описываем только виды денег, не спрашивая, какие деньги действительно существуют. Мы можем лучше понять силу денег, понимая ее как чисто человеческое творение.

Для понимания происхождения религии, ее роли и места в жизни общества важное значение имеет анализ и описание функций, выполняемых в качестве социального института.

Социологи выделяют четыре основные функции религии в обществе: интегративную, регулятивную, психотерапевтическую, коммуникативную.

Религия, как и любой социальны институт, существует для выполнения конкретных функций.

Язык как социальная организация. На протяжении всей истории люди стремились развивать возможности для усиления своей индивидуальной и коллективной успеваемости. Некоторые способности - это прежде всего полномочия человека, такие как умение работать, восхождение, стрельба, стрельба, приготовление пищи. Другие полномочия, такие как язык, семья и правительство, могут развиваться и выражаться только в отношениях с другими людьми. Деньги - одна из основных коллективных сил, разработанных человечеством для достижения социального долга.

Как язык, деньги - это инструмент, способствующий развитию продуктивных, совместных человеческих социальных отношений. Деньги - одно из величайших изобретений всех времен. Как и язык, деньги - это не само по себе, а скорее социальная организация, предназначенная для поощрения и облегчения взаимодействия и обмена людьми по пространству и времени. Язык состоит из символических звуков и изображений в виде слов, но эти слова являются бессмысленными объектами до тех пор, пока члены сообщества не будут стандартизированы, поэтому их принято воспринимать как одно и то же для разных людей.

Главными атрибутами религии являются:

Наличие верующих;

Наличие священных специальных явлений и предметов, которые обладают сверхъестественной силой живого существа, возможности которого не ограничены законами природы;

Особые культурные символы, в предельно концентрированной форме они создают представление о религии.

Язык - это организация и организация звуков, знаков, букв, цифр и слов в последовательности в соответствии с правилами грамматики и дикции, стандартизованными формами и установленными соглашениями, которые облегчают общение идей, намерений, чувств, ощущений и физических фактов.

Язык является основой и средой для межличностных отношений, семьи, сообщества, цивилизации, культуры и всех высших человеческих достижений. Язык делает возможным сохранение прошлого опыта, открытий и накопленных знаний, на которых основана цивилизация; обмен опытом, идеями и чувствами на протяжении огромных интервалов времени и расстояний в космосе; общение наших более глубоких эмоций, на которых основаны интимные человеческие отношения; и формулирование снов, стремлений и идеалов, которые направляют нашу энергию на будущий прогресс.

Религия делает опору на конкретную систему норм, верований.

Религия имеет специальную совокупность ритуалов.

В большинстве религий предписывается верующим система заповедей, которые регулируют поведение. 27

Символами данного института являются крест, библия, алтарь. К основным ролям относят: священнослужитель, прихожанин. Физические черты – собор, церковь. В качестве кодексов поведения выступают вера, заповеди, посты.

Вывод: Таким образом, социальные институты всегда являлись и являются незаменимой частью общества. На каждом из этапов развития общества меняются функции, признаки и значимость отдельных социальных институтов, в связи с развитием общественных отношений появляются новые социальные институты, основные социальные институты делятся на более мелкие, но уже невозможно представить общество и его успешное существование без социальных институтов.

Социальные институты

Термин "институт" имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство. Со времени он приобрел два значения - узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, - остался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание социальных институтов как столпов, на которых покоится общество.

В социологии принято такое определение: социальные институты - относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

Но начнем мы наш анализ издалека. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов - мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении. Такова социальная среда - система условных значений, норм, статусов, правил, традиций.

Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого индивидуальная комбинация потребностей. Если можно так выразиться, индивидуальный стиль. Но фундаментальных, важных для всех, не

так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

Потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака),

Потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство),

Потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство),

Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру),

Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен. Хотя его книга "Теория праздного класса" появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества - это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт - институт семьи и брака.

Сделаем вывод: социальный институт - приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Злоумышленников (на языке социологии - девиантов) ожидало суровое наказание (санкции). Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т.Веблен и его последователь У.Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины "институция" (установление, обычай, порядок, принятый в обществе), "институт" (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы.

Отсюда и слово "институционализация". Обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.

Функционирование институтов

Основные институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение - удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании - беда для всего общества. К концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна мира. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самыми высокими на планете. В сенате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий для того, что бы догнать и перегнать нас.

Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты одни из самых образованных. Но в целом система образования в период с 70-х по 90-е годы изменялась слишком медленно. Образовался серьезный разрыв между теоретической подготовкой и практическими навыками студентов. Производство явно недоиспользовало выпускников: на предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много. А тут грянула перестройка конца 80-х, общество повернуло к рыночным отношениям. Появился новый недостаток: марксистское обществоведение не могло вооружить молодежь знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать западные технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч грамотных специалистов, знающих современную науку. Экономический ущерб колоссальный. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей, воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют обстоятельства. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

Сделаем вывод: нормальное функционирование социальных институтов - благо для общества, а неправильное - колоссальное зло.

Мы можем убедиться, что понятие "социальный институт" не абстракция. Оно обозначает реальную совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, а также систему конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты - здания, мосты, заводы, персонал, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительстве детсадов, школ, больниц и т.п.

Социальный институт, кроме всего прочего, еще и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

Институты - постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических институтах, религии, образовании.

Типология и функции институтов

Таковы фундаментальные институты. Внутри них скрываются более мелкие образования. Их тоже называют институтами, но только неглавными, неосновными. Что они собой представляют? Дело в том, что у каждого главного института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.

Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества, епископата и т.д., относящихся к основному институту религии. Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти.

Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения.

Сделаем вывод: внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты - это частные социальные практики либо обычаи.

Например, целибат и кровную месть с равным правом можно называть либо традицией, либо устоявшейся практикой. То и другое верно. Ведь, определяя основной институт, мы уже включали в него и социальные практики, и обычаи. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу (к примеру, институт представителей президента России или институт наставничества в СССР), обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт - собственность Т.Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству.

Общая черта тех и других - выполняемые функции. Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Стало быть слово "функционирование" означает очень простую вещь - приносить обществу пользу.

Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы или функции укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают. В 80-е годы мы начали говорить о кризисе в России института семьи. Понятно, в чем конкретно он выражается: резкий рост разводов, неправильное распределение ролей между мужем и женой, неэффективная социализация детей. Это лишь главные черты. А каково значение кризиса семьи? Число дисфункций в нем уравнялось либо превысило число функций. А последствия для общества? Их нетрудно представить.

Сделаем вывод: у социальных институтов (основных и неосновных) есть не только функции (приносимая ими польза), но и дисфункции (наносимый обществу вред).

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К явным функциям школы относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида - явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим завязать знакомства.

Сделаем вывод: социальные институты имеют явные и латентные (скрытые) функции. Латентные функции тем отличаются от дисфункций, что они не наносят вреда. Они показывают, что пользу от любого института можно извлечь гораздо большую (и прежде всего для себя лично), нежели об этом официально заявляется.

Гражданское общество

Как и все в социологии, что наполнено богатым внутренним со держанием, понятие "гражданское общество" не удастся втиснуть в жесткие рамки точного определения. Оно многозначно. Выделим два главных - гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.

В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть, а это очень много, называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав общества, формы общения людей и т.д., иными словами все то, что неподконтрольно государству. Нетрудно увидеть, что гражданское общество в действительности описывает предмет социологии. Поэтому когда вам встретится выражение "предмет социологии - гражданское общество", знайте, что оно правильное. Но только в первом значении слова.

Однако у понятия "гражданское общество" есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологической категории "гражданское общество" констатирует, что есть реальность, описываемая ею: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия "гражданское общество" указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале или лозунге. И как идеал "гражданское общество" олицетворяет собой идеальное общество - общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном - идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Короче говоря, идеал демократического общества. Под такими лозунгами происходила перестройка в середине 80-х годов в СССР и мирная революция 1991 г. в России, разворачивалась борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти. Переход от социализма к капитализму в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества. Хотя в реальности, если рассматривать его как социологическую категорию, оно никогда не исчезало.

Итак, сделаем важный вывод: в понятии "гражданское общество" четко различаются два - иногда противоборствующих - значения, два смысла: социологический и идеологический (а есть еще юридический).

В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей. Только 5 - 6 тысяч лет назад возникло государство.

Признаки общества и государства

Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство - как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие "страна" описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально-политическое образование, имеющее государственные границы.

Итак, страна - часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племена. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Население Земли стало походить на плотно упакованный контейнер. За лучшие территории развернулись настоящие битвы. Из курса истории вы знаете, что причинами первой и второй мировых войн были попытки держав переделить мир. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира, который начался несколько веков назад.

Итак, необходимо заключить: понятия "общество", "государство" и "страна" по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же. И эти разные стороны изучаются разными науками (какими именно, подумайте самостоятельно).

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие "общество" применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э.Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы. 1. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и рекрутирование новых членов), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное они не являются частью другого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя на первый взгляд у них есть все необходимые для этого: кровнородственная система, территория, история, культура, название, управление.

Итак, сделаем вывод: признаки общества Э.Шилза достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровно-родственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией.

Взаимосвязь государства и общества

Внимательно присмотревшись к признакам Э.Шилза, мы заметим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно - главный институт этой системы.

Типы правления:

Монархия - власть одного, олигархия - власть немногих, республика - власть закона, анархия - безвластие, демократия - власть народа, охлократия - власть черни, аристократия - власть лучших.

Отличительная черта государства - суверенность (верховная власть плюс независимость). Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к выполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т.д.), способная осуществить принуждение в отношении любого члена общества.

Как мы уже выяснили, исторически общество первично, государство - вторично. Оно возникает на определенной стадии развития первого. Возникает для защиты интересов граждан, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае - когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.

Иное положение в тоталитарном государстве. Это противоположный полюс континуума типов государства. Личность и гражданское общество подавляются, политические нравы человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящего класса или правителя. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.

Гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит и подавляется тоталитарным государством. Они - антагонисты. Тоталитарное государство - базисное понятие социологии. Его характеризуют такие черты:

Аппарат подавления,

Преследование инакомыслящих,

Жесткая цензура и отмена свободы слова,

Диктатура одной политической партии,

Монополия государственной собственности,

Геноцид против собственного народа,

Подавление личности, отчуждение от государства.

На протяжении всей истории человечества, как только появилось государство, характер отношений между ним и обществом постоянно колебался от одного полюса к другому. В Древней Греции гражданское общество и государство почти совпадали, покоясь на прочном фундаменте демократии. В Древнем Египте, напротив, государство подавляло общество. Они являлись антагонистами. Восточная деспотия - разновидность тоталитарного государства.

Итак, мы можем обобщить: отношения между обществом и государством строятся по двум линиям - в одном случае второе подавляет первое, тогда мы говорим о тоталитарном государстве, в другом - никто никого не подавляет, тогда мы говорим о правовом государстве и гражданском обществе (а вот может ли общество подавлять государство, как вы думаете?).

Мировая система и цивилизация

В ряду макросоциологических понятий они занимают высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже, чем цивилизация и мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).

Мировую систему также надо понимать в узком и широком значении. И.Валлерштайн (1976) предложил различать: а) мировые империи, б) мировые экономически системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая экономическая система - совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. В древности они практически совпадали с мировыми империями, либо служили их источником. Что такое империя монголов в XIV веке, куда входила покоренная Русь, - империя или экономическая система? Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Хотя известно, что русские князья ездили в Орду испрашивать грамоту на правление. А куда отнести английские, испанские и французские колонии в Африке? Скорее к системам, нежели к империям.

Последняя из мировых экономических систем - современный капитализм. Он существует чуть ли не 500 лет, но так и не превращается в мировую империю. Транснациональные корпорации находятся вне контроля единого правительства. Они свободно перебрасывают огромные капиталы через государственные границы. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в 60 - 80-е годы входили СССР, Куба, Румыния, ГДР, Югославия, Польша, Болгария, Венгрия, Вьетнам. У них не было единого правительства, каждая страна - суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовало международное разделение труда, кооперация и экономический обмен в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле. Почему? Дело в том, что восемь признаков Э.Шилза применимы не только к локальному, но также к глобальному обществу. Действительно, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между членами данного объединения, и оно пополняется за счет их детей; оно имеет свою территорию (вся планета), название, историю, управление и культуру. Органами управления мирового сообщества является ООН. Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы ("Голубые каски" ООН) практически во все уголки Земли. Сегодня в составе мирового сообщества образуются региональные объединения типа Европейского Сообщества, куда входят 12 стран с 345 млн. человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет Министров и Европарламент.

Итак, мы вправе сделать такой вывод: на глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которую еще называют мировым сообществом. Различают две формы подобной системы - мировые империи (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование), и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).

Цивилизация, как и предшествующие понятия, отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. О его содержании ученые продолжают еще спорить. Цивилизация понимается ими в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену "варварству", иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества. К нему примыкает определение О.Шпенглера: цивилизация - высшая стадия развития культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. Оба подхода роднит то, что цивилизацию мыслят исторически - как этап прогрессивного либо регрессивного движения общества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Сегодня ученые согласились, что первый и второй подходы применимы только к обществам, стоящим на достаточно высокой ступени различия, где бы географически они ни размещались. В таком случае вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации.) Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Соединение места и времени дает поразительно богатую палитру цивилизаций. Исторически известны, в частности, евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

Итак, сделаем заключение: цивилизация - глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ. Ее понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Литература

Агеев В.С. Межгрупповые взаимодействия// Социально-психологические проблемы. - М., 1990.

Американская социологическая мысль. - М., 1994.

Андреев Ю.П., Хоршевская Н.И., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. - Свердловск, 1989.

Антипина Т.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 1989.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. - М., 1991.

Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях// Социс. - 1994. - № 8-9.

Дарендорф Р. Элементы теории социального кофликта// Социс. - 1994. - № 5.

Докторов Б.З. Малая группа и методы социометрии. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов/ Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М., 1995. - Т.1.

Мертон Р.К. Образцы культурных целей и институциональных норм// Социс. - 1992. - № 2.

Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

Ядов В.А. Социологическое прогнозирование: методология, программа, методы. - М., 1987.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: