Шестой месяц. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

6 месяцев - одна из первых значимых дат в жизни малыша и его родителей. Кроха начинает знакомиться с новой пищей, совершенствует свои навыки. Каким должно быть развитие ребенка в этот период? Что он уже умеет делать и чему стоит обучать?

Физиология полугодовалого ребёнка

Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев - измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также - допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.

Таблица норм веса мальчиков

Таблица норм веса девочек

Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.

Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.

В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.

Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.

Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других - задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.

Основные навыки ребёнка в 6 месяцев

Полугодовалый ребёнок - это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:

  • самостоятельно переворачиваться на животик и обратно;
  • крепко держать игрушки одной рукой в положении лёжа на животе (вторая рука служит опорной);
  • держась за палец взрослого, подтягиваться в сидячее положение из позиции лёжа. Некоторые детки уже уверенно сидят без поддержки;
  • отталкиваться ножками от поверхности при поддержке в положении стоя. Кое-кто уже может стоять, держась за опору;
  • ползать удобным ему способом. Не все малыши проходят этап ползанья. Некоторые его «пропускают»;
  • самостоятельно играть до 15 минут;
  • поднимать игрушки с любой поверхности;
  • искать спрятанную игрушку по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке - начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.

Какие нюансы должны насторожить взрослых?

  • малыш не садится даже с поддержкой;
  • не умеет перекладывать предметы из руки в руку;
  • не реагирует на звук;
  • не узнаётмаму-папу и не пытается лепетать.

Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.

Уход за 10-месячным крохой

В шесть месяцев настаёт период знакомства ребёнка со взрослой пищей. С чего начинать прикорм может посоветовать педиатр. Согласно рекомендациям ВОЗ сначала в рацион ребёнка включаются овощные пюре. Но маловесным деткам специалист может порекомендовать начинать прикорм с каш.

Энергозатраты полугодовалого малыша уже не покрываются одним грудным молоком. Но важно, чтобы ребёнок был готов к введению в рацион взрослой пищи. Ведь принцип употребления пюре другой, чем молока. Тут не действует сосательный рефлекс. Поэтому, если малыш не может справиться с другой пищей, давится и выплёвывает пюре или кашу - с прикормом можно немного повременить. Индивидуальный режим знакомства со взрослой пищей разрабатывается для малышей с аллергией или проблемами желудочно-кишечного тракта.

Видео, которое поможет понять, как правильно вводить прикорм

В шесть месяцев детки любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду во взрослую ванну. Купаться лучше спустя час после еды. Оптимальная температура воды +37 С.

После каждой смены подгузника попку малыша очищают при помощи влажных салфеток или подмывая её под краном. Желательно не забывать о воздушных ваннах: при возможности оставлять кроху без памперса.

Важное значение в этом возрасте имеют прогулки на свежем воздухе. Выбирать время для них можно как в период дневного сна, так и бодрствования крохи. В летний период ребёнок может весь световой день проводить на свежем воздухе. Зимой гулять нужно дважды в день по 1.5–2 часа. Причинами для отмены прогулки может быть только сильный ветер, дождь и мороз -10–15 градусов.

Развивающие игры с крохой в полгода

Полугодовалые малыши любят играть со взрослыми. В поле их интересов попадают коробочки, мячики, матрёшки, мягкие кубики, музыкальные игрушки. Вызывают интерес книги с яркими большими картинками.

Какие игры можно придумать для крохи?

  • потешки «Сорока ворона», «Ладушки»;
  • прятки (можно прятать под пеленочкой игрушку и просить ребёнка найти; также детки любят игру «а где ты»);
  • простые сортеры, состоящие из крупных предметов;
  • «достань игрушку» - родители отодвигают интересный предмет и просят малыша достать его.

Актуальными в этом возрасте будут все игрушки и игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики рук.

Видео по теме «Игры с малышами»

Не стоит забывать и о массажах и лечебной физкультуре. Массажи лучше проводить перед купанием. А для выполнения упражнений и развития координации хорошо подходит специальный мяч.

Гимнастика для деток (видео)

Что говорит доктор Комаровский о развитии деток в 6 месяцев

Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев - индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.

Также своё мнение у него есть по поводу прикорма: Если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условийдо достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.

Е.Комаровский

http://www.komarovskiy.net/knigi/dokorm-i-prikorm.html

Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет - не нужно настаивать . Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.

Видео по теме «Доктор Комаровский о прикорме»

Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей - помочь ему это сделать безопасно и с пользой.

Теперь это не беспомощный карапуз, а маленький человек, который многому научился и уже многое может понять.

Физиология

Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.

Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).

Появление в рационе прикорма не исключает , ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.

Психология

На шестом месяце жизни происходит серьезный прорыв в психологическом развитии. Малыш оборачивается, когда произносится его имя, он узнает свое близкое окружение, и может негативно среагировать на чужого человека. Это нельзя назвать закомплексованностью, это вступают в действие защитные механизмы организма.

По отношению к постороннему человеку ребенок может проявить приветливость, но главными людьми для него будут те, кого он хорошо знает. И успокоить плачущего малыша смогут только мама с папой.

Маленький член семьи как всегда является центром мирозданья, вокруг которого вращаются планеты-родственники. Он внимательно ко всему прислушивается, приглядывается и старается подражать действиям взрослых. Так, со временем у него звуки складываются в слоги, но настоящие слова будут произнесены еще не скоро.

Что мы умеем?

  • Ползать
  • Пользоваться обеими руками, бросать игрушки и хлопать в ладошки
  • Произносить слоги, пытаясь объясниться
  • при помощи взрослых
  • Спать всю ночь напролет. Ребенок в шесть месяцев очень активен, поэтому его сон более крепкий и долгий

Можно начинать читать малышу книги, веселить его смешными стишками и песенками. Если у ребенка появляется улыбка в начале чтения стишка, которое ему уже знакомо, это говорит о том, что у ребенка успешно развивается память.

Питание

Самостоятельно садиться и даже ползать умеет ребенок в 6 месяцев, развитие и питание при этом должно усиливаться (вводится прикорм).
В возрасте 6 месяцев малыш должен съедать суточный оббьем пищи 7-ю или 8-ю часть массы тела (приблизительно 1000 г).

С 6 до 7 утра - кормление молоком (грудным) или молочной смесью (адаптированной)
С 10 до 11 первой половины дня - прикорм, который неплохо начинать с постного кефира и творога.
Кефир. Начинаем с 3-4 ложечек на пробу (запиваем грудным молоком или смесью). До следующего дня наблюдать за реакцией организма ребенка и стулом. Все спокойно? Продолжаем питание, только даем в два раза больше, доводя до 150 мл за одно кормление. Можно немного подслащивать сахаром. После вводим немного нежирного творога (1 чайная ложка) в кефир. Наблюдаем за реакцией. Увеличиваем до 30 г. В среднем питание ребеночек 6 месяцев будет получать 180 г кефирно-творожной смеси зараз.
С 2 до 3; 6 до 7; 10 до 11 второй половины дня - без изменений (молочная смесь или грудное вскармливание).

Этого вполне достаточно для ребенка в 6 месяцев развитие, и питание не обременяет родителей для создания детских кулинарных шедевров.

Двигательное развитие

Теперь манипуляции с игрушками стали гораздо разнообразнее, чем месяц назад. Малыш научился перекладывать предметы из одной руки в другую, отбрасывать их, стучать о кроватку. Зрение дает возможность увидеть совсем небольшие предметы, кроха даже попытается схватить пальчиками нарисованный на подушке квадратик, которого раньше не замечал, или летящую в солнечном луче пылинку.

На 6 месяце развитие ребенок продолжает совершенствоваться в переворотах со спины на животик. Ему это доставляет огромное удовольствие, ведь теперь он может добраться до нужной игрушки и схватить ее. В этих движениях задействованы не только двигательные навыки, но и работа головного мозга.

Игры

В младшем возрасте малыш стучал по предмету рукой, чтобы почувствовать новые ощущения. Затем хватал его и отправлял в рот. Теперь же игрушка берется в руки с целью ближайшего рассмотрения и изучения.

Особенно в этом возрасте детей привлекают новые необычные вещи. Например, кукла «Ванька-встанька» (или «неваляшка»). Малыш как зачарованный наблюдает, как после падения кукла сама встает.

К шести месяцам ребенок становится маленьким следопытом. Ему хочется все потрогать, покрутить, пощупать. Поэтому игрушки должны быть с крышками, чтобы открывать, с определенной кнопкой, чтобы пищать, и которые можно сжимать или растягивать.

Начальное развитие речи

К полугоду малыш может уже долго и громко лепетать, повторяя одинаковые слоги. Тем самым он запоминает приобретенные

Если его поддерживают родители, выражая радость и одобрение, младенец вновь и вновь повторяет эти слова. Таким вот образом и строится цепочка от детского щебетпнья к осознанной речи. И хотя малыш пока еще не понимает того, что говорит, его речевые экзерсисы совершенно необходимы для будущего овладения речью.

Со временем маленький человек накапливает информацию о своем окружении, он очень внимательно относится к звукам, которые его окружают. Для него очень важно научиться различать людей по голосу.

Когда в комнату к малышу входит мама, он начинает радостно улыбаться и с энтузиазмом размахивать ручками и ножками, давая понять, что узнал ее по голосу. Если же в комнате появится незнакомый человек, то он насторожится и сделает недоверчивое лицо.

Ребенку в этом возрасте очень нравятся игры - с мамой, с водичкой, с игрушкой. Многие дети с удовольствием купаются в большой ванне, потому что можно брызгаться водой. Особый восторг у них вызывает хлопанье двумя руками одновременно, когда брызги разлетаются веером и заливают ему лицо. В этот момент малыш как будто узнает собственную реакцию на попадание воды в глаза, носик и ушки. И, судя по всему, ему это очень нравится!

Во ребенок не только увлеченно играет с водой, но и познает части своего тела. Например, если его поддерживать под спинку, он может поднять ножку и потрогать пальчики. А во время вытирания вдруг обнаружит пупок или дотронется до носика и ушей. А если наклониться поближе, то маленькие пальчики тут же ощупают мамино лицо, пытаясь «сравнить» его со своим.

Первая серьезная дата для малыша и его родителей – полгода с рождения. Развитие ребенка в 6 месяцев значительно отличается от того, каким оно было два-три месяца назад. Высокие темпы в приобретении навыков и умений позволяют малышу к возрасту полугода стать более подвижным, самостоятельным и социализированным. Чтобы оценить уровень физического, умственного и эмоционального развития, молодой мамочке можно свериться с нормами для данного возраста.

Прибавки в росте и весе для полугодовалого ребенка

В идеале до достижения ребенком 6 месяцев он должен питаться только грудным молоком. С полугода постепенно и поэтапно в меню малыша начинает вводиться и другая еда. Именно поэтому в возрасте полугода вопрос о росте и весе малыша стоит достаточно остро. Прибавки показывают, наедается ли ребенок, хватает ли ему маминого молока. Также недостаточный или избыточный вес может сигнализировать о возможных проблемах со здоровьем малыша.

Если исходить из среднестатистических показателей, то рост ребенка может находиться в пределах от 64 до 67 см. Его вес при таком росте составляет от 6800 до 7200 г. За шестой месяц малыш еще вырастет примерно на 2-2,5 см. Его прибавка в весе составит 600-700 г.

Это лишь примерные показатели для полугодовалых детей. Индивидуальные характеристики роста и веса должен ежемесячно проверять педиатр. Как правило, они рассчитываются исходя из данных показателей при рождении. А дети, как известно, появляются на свет и большими, и маленькими.



Способности малыша в 6 месяцев

Каждой маме очень хочется гордиться собственным ребенком! Самые ответственные родители ежемесячно записывают достижения малыша в специальный дневник. К полугоду кроха меняется день ото дня, приобретая все новые и новые умения. Если говорить о нормах развития, что должен уметь ребенок в 6 месяцев?

Его способности можно разделить на несколько групп, принадлежащих к определенной области развития:

  • физическому;
  • осязательному;
  • эмоциональному;
  • интеллектуальному.

Рассмотрим каждую из них и перечислим, что умеет малыш в 6 месяцев.


Малыш умеет:

  • Переворачиваться на бок и перекатываться на спину, чуть позже на живот.
  • Хватает ножки ручками и поднимает к ним голову.
  • Цепко держит игрушку в руках, перекладывает из руки в руку, берет ее из любого положения, а не только из рук мамы.
  • Может держать одновременно две погремушки в обеих руках, как правило, малыш начинает стучать ими друг о друга.
  • Делает подобие «мостика», упираясь головой и ногами в дно кроватки.
  • Раскачивается, стоя на четвереньках.
  • Старается ползти, «подползая» к интересующему его предмету.
  • Учится сидеть.
  • Старается вставать рядом с удобной опорой.

Особое внимание в полгода следует уделять именно двигательной активности ребенка. Если не в полгода, то в семь месяцев он поползет. А пока многие дети стараются «подползать». Другими словами, поднимают корпус, опираются на ручки и отталкиваются ножками. Так они пробуют дотянуться до яркой игрушки или чего-то другого не менее интересного.

Если мама замечает, что многое из описанного не получается у малыша, стоит сказать об этом педиатру. Также хорошо стимулирует двигательную активность специальный массажный комплекс. Это не тот общеукрепляющий массаж, который делает мама. Курс должен проводить профессиональный детский массажист. Уже после первых занятий активность малыша возрастает, а мышцы укрепляются.



Малыш должен:

  • Тянуть предметы в рот.

Облизывать и засовывать в рот все, что попалось в руки – это не вредная привычка. В шесть месяцев познание окружающего мира происходит именно через рот. Эта особенность будет сохраняться у ребенка вплоть до того времени, когда он начнет говорить. Рот малыша полон нервных окончаний и рецепторов, что позволяет ему определять не только вкус, но и сформировывать впечатления о размерах и характере поверхности предмета.

Зная неизбежность подобных детских исследований предметов через рот, родители должны следить за чистотой игрушек и пола в доме. Считается, что если игрушка имеет на себе «родные, домашние» микробы, то они не столь опасны для малыша. Особенно внимательной маме нужно быть на улице, при посещении поликлиники или других общественных мест. Упавшая там пустышка или игрушка должна быть немедленно убрана до дома, пока ее не помоют кипяченой водой с мылом.


Развитие малыша в эмоциональном и интеллектуальном плане

Ребенок способен:

  • Заниматься игрушками: рассматривать их, стучать, выбрасывать и подбирать;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Лепетать;
  • Различать эмоции (положительные и отрицательные);
  • Различать своих и чужих;
  • Понимать, о каком предмете идет речь, находить его взглядом.

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев идет полным ходом. Малыш начинает понимать связь между поступками и их следствиями. Также в это время кроха уже проявляет интерес к еде. Это хорошо, так как именно в шесть месяцев начинают вводить прикорм.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок не реагирует на звуки, издаваемые вблизи него, или не просится на ручки.

Развиваемся и играем одновременно!

Для полноценного развития в полгода нужно проводить игры с ребенком. Как известно, многие познавательные процессы лучше усваиваются, если происходят в форме игры. Они могут быть направлены как на физическое и двигательное развитие, так и на эмоциональное и интеллектуальное.

Для проведения игр необходимы игрушки для детей. Они непременно должны быть качественными и подобранными согласно возрасту. Вот несколько полезных игрушек, которые заинтересуют и отвлекут малыша:

  • Развивающие коврики и дуги. Данный вид игрушек помогает детям устанавливать причинно-следственные связи. Например, малыш нажимает на кнопочку – зажигается лампочка, ребенок ударяет по игрушке – она смеется и т. д. Кроме того, застегивание и расстегивание замочков, нажатие на кнопочки, игра с липучками помогают развивать мелкую моторику рук.
  • Головоломки-спирали, по которым нужно передвигать бусины. Такая игрушка развивает мелкую моторику. Однако нужно следить, чтобы она была сделана качественно: не имела острых углов и бусины были бы надежно закреплены.
  • «Ударные» игрушки. Имеются в виду пищащие молоточки, барабанчики, деревянные ложки. Малыши очень любят стучать, осознавая, что их действие производит громкий звук. Подобные манипуляции делает ребенок в 6 месяцев с огромным удовольствием!
  • Заводные игрушки. Данный вид игрушек стимулирует у малыша двигательную активность. Ребенку так хочется догнать ползущего жучка или скачущего зайчика, что он поневоле начинает двигаться в его сторону.
  • Прорезыватели в форме игрушек. В шесть месяцев у ребенка уже начинают зудеть десны в ожидании появления первого зуба, и малышу хочется их чем-то почесать. Специальные аптечные прорезыватели выполнены из разрешенного материала, имеют шероховатости для лучшего стимулирования десен, их можно замораживать. Это их свойство пригодится впоследствии, когда у ребенка «полезут» зубы.

Еще одним способом отвлечь ребенка являются . Так считают многие родители. Включая телевизор или компьютер, они выигрывают немного свободного времени для отдыха. Однако не многие дети в полгода способны интересоваться мультфильмами. Большинство просто никак на них не реагирует.

Возможно, это своеобразный внутренний способ защиты детей от излишней информации. Также просмотр мультфильмов опасен для детских глаз. Поэтому педиатры советуют начинать приучение детей к телевизору не раньше, чем в 2-3 года. Так что пока малышу исполнилось только 6 месяцев, о телевизоре лучше забыть.

Что умеет делать ребенок в 6 месяцев? К этому периоду жизни он научился поворачиваться со спинки на бочок. Он пытается сидеть, немного опираясь на ручки, делает попытки ползти, увидев что-то интересное впереди. Игрушки перекладывает из одной руки в другую и держит их уже всей кистью. В шестимесячном возрасте он знает родных и близких, отдает предпочтение матери. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он понимает некоторые жесты, выражает мимикой эмоции. При крике издает звуки, некоторое время может самостоятельно заниматься игрушками.

Питание ребенка

До полугодовалого возраста малыш питался только грудным молоком. Ему было достаточно всех жизненно необходимых веществ. После шести месяцев жизни малышу необходимо давать прикорм, потому что он достиг того уровня развития, когда:

  • организм может переработать чужеродный белок;
  • появились или готовятся прорезаться первые зубы - малышу потребуется кальций, фосфор, витамин D2;
  • пробует жевать пищу.

Первый прикорм заменяет одно дневное кормление. При этом надо помнить, что:

  • знакомиться с новой едой ребенок будет начинать не более чем с одной или двух чайных ложек;
  • после съеденного его необходимо докормить грудью или молочной смесью;
  • не надо кормить малыша насильно, лучше уменьшить объем или заменить вид продукта;
  • еда должна быть жидкой и однородной массой, напоминающей грудное молоко;
  • каждый новый продукт вводится один раз в 2-4 недели, большой промежуток времени необходим для привыкания к новой пище желудка малыша и всего пищеварительного тракта.

Кушая по всем правилам, малыш будет здоровым и веселым.

Физическое развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Девочка или мальчик в этом возрасте владеет следующими навыками:

  1. Переворачивается со спинки набок, а потом на животик.
  2. Передвигается в пространстве, пытается ползать.
  3. Самостоятельно пробует садиться.
  4. Стоит на ровной поверхности, держась за какой-то предмет или с помощью поддержки.
  5. Сам(а) берет игрушки и предметы, находящиеся рядом.

Эмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? Мальчик или девочка проявляет следующую эмоциональную и умственную активность:

  1. Фиксирует внимание короткий промежуток времени на понравившемся предмете.
  2. Выражает эмоции: радуется и печалится.
  3. При исчезновении игрушки начинает ее поиски, крутя головой в разные стороны.
  4. Реагирует на произношение имени.
  5. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он наблюдает за выражением лица взрослого человека, находящегося рядом.
  6. Любит смотреть на движущие предметы, бросает игрушки и наблюдает за их падением.
  7. Не любит одиночества, предпочитает играть со взрослыми.
  8. Начинает лепетать, произнося отдельные слоги.
  9. Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он умеет пить из чашки, если ее придерживают взрослые, хорошо ест с ложки.

Каждый ребенок развивается индивидуально. Некоторые навыки у одних появляются раньше, у других позже. Беспокоиться следует только в следующих случаях:

  • малыш не реагирует на обращение к нему близких людей, равнодушен к еде и играм;
  • наблюдается подергивание конечностей или лицевых мышц;
  • нарушается сон.

Детские обучающие игры

Здорового ребенка можно научить всем навыкам в процессе игр. Для развития моторики, надо вкладывать малышу в руки мелкие предметы, постепенно увеличивая их объем. Форма игрушек должна быть разной, а поверхность: гладкой или ребристой, кожаной или бархатистой. Возбуждение, возникающее в тактильных рецепторах или рецепторах соприкосновения, поступает в головной мозг.

У ребенка развивается чувство формы, величины и характера поверхности предмета. Развивая двигательную активность, нужно учить ребенка дотягиваться до различных предметов и человека. Игру продолжать и во время купания малыша. Пытаясь плавать, он укрепляет мышцы, находящиеся на спине и шее. Это облегчит ему переворачивание и придаст устойчивость при сидении. Для укрепления мышц делать зарядку и массаж.

Для стимулирования речевого развития надо больше разговаривать с ребенком, рассказывать сказки, петь песенки, читать стихи, рассматривать книжки, комментируя картинки. Словарный запас малыша зависит от количества слов, которые он слышит ежедневно. Для усвоения артикуляции иногда ручки ребенка надо прикладывать при выговаривании отдельных слов к своим губам. Малыш запоминает форму губ при их произношении. Надо больше играть с ребенком: показывать и называть игрушки, просить найти одну из них, показывать фотографии близких, называя людей, играть с зеркалом и в прятки. Только от родителей зависит физическое и интеллектуальное развитие малыша, поэтому им необходимо:

  • организовать ребенку правильный режим дня;
  • для первого прикорма правильно подобрать блюдо;
  • играть с ребенком в обучающие игры, в процессе которых он приобретает новые знания.

Первый юбилей

Полгода - это первый серьезный юбилей крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.

Всем родителям интересно знать, что должен уметь делать их ребенок в полугодовалом возрасте. Нет одинаковых детей, и каждый развивается по-разному: одни быстрее, другие медленнее. Но всегда существует ориентир, на который нужно равняться. Родителям надо обратить особое внимание на ребенка, если он очень пассивный, не делает никаких попыток, чтобы ползать, сидеть, привставать, не интересуется игрушками и предметами, которые его окружают, не узнает никого из родных.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Что должен уметь?

Вес шестимесячного малыша должен быть 7-9 кг при росте в 65-70 см. Это время, когда у ребенка начинают появляться первые зубы, заметить которые несложно: он капризничает, становится вялым, плохо ест, десны опухают и становятся красными, сует в рот пальцы и игрушки. Если 6 месяцев ребенку, что должна уметь девочка? Ребенок в этот период обязан уметь:

  • Быстро и уверенно переворачиваться со спинки на животик и обратно. Совершенствуя свои движения, меняет свое местоположение и может даже упасть с дивана или кровати. Лежа на животе, приподнимает верхнюю часть тела, опираясь на одну руку, а другой пытаться взять игрушку.
  • Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Садиться самостоятельно или придерживаясь за предметы. Сидеть 15-20 мин. за один раз, так как позвоночник не выдерживает долго вес собственного тела малыша.
  • Может держать игрушки двумя руками и перекладывать их из одной в другую.
  • Ползать или пытаться это сделать: отталкиваясь от пола, он пятится назад или, переставляя ручки, крутится вокруг себя. Для поддержания двигательной активности, ребенка несколько раз в день надо выкладывать на пол, постелив одеяло.

Нервно-психическое развитие малютки

Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Малыш должен:

  • Сосредотачивать взгляд на небольших предметах, различать эмоции взрослых. Радоваться похвале, обижаться, когда на него сердятся. Реагировать на свое имя, поворачивая голову.
  • Знать свои игрушки, слушать короткие стихи, произносить разные слоги, отдельные гласные, петь и гулить даже в одиночестве.

В шестимесячном возрасте ребенок способен выполнять задания развивающего характера. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев в сидячем положении? Он может брать предметы двумя руками, нанизывать крупные детали пирамидки на палочку, вставлять одну деталь в другую, как у матрешки, передвигать игрушку за веревочку, держать в руках предметы разной формы и фактуры.

Как проверить уровень развития шестимесячной девочки?

Для выявления навыков развития малышки можно провести такой тест:

  1. Проверить, может ли ребенок концентрировать свое внимание на предмете. Для этого предложить ей яркую игрушку и посмотреть, обратит ли она на нее внимание или нет. Если да, то все нормально.
  2. Окликнуть ребенка по имени. Если она отреагирует на это, то тест пройден.
  3. Попробовать отнять у малышки заинтересовавшую ее игрушку. Она должна оказать сопротивление.
  4. Разговаривая с малюткой, менять мимику. Она должна попытаться повторить за вами.
  5. Предлагая девочке сначала еду, а потом любимую игрушку, посмотреть на ее реакцию, если она будет разной, то это хорошо.

Необходимо ежедневно уделять внимание ребенку, играя с ним и постоянно разговаривая. Это поможет его быстрому развитию.

Физическое развитие полугодовалого мальчика

Физическое развитие мальчиков, как правило, отстает от девочек. Мальчики в этом возрасте могут еще и не делать попыток садиться самостоятельно. Но навыком переворачивания в обе стороны они должны владеть. Для скорейшего развития ежедневно стоит делать простейшие физические упражнения, которые побуждают его переворачиваться, пробовать ползти и пытаться садиться. Эти навыки можно развивать и в процессе игры, раскладывая игрушки, чтобы малыш мог до них дотянуться, сделать переворот или продвинуться вперед, вбок и, упершись ручками, сползти назад.

Вес и рост шестимесячного ребенка

К этому периоду ребенок набирает ежемесячно примерно 650 г, рост его прибавляется около трех сантиметров в месяц. Итак, он весит уже ориентировочно 8,5 кг, а рост его - приблизительно 67 см. Не следует паниковать, если параметры не совсем вписываются в эти рамки. Здесь надо учитывать вес, с которым родился малыш, и его наследственность. У недоношенных детей вообще особенный календарь развития.

Максимум движения

Когда 6 месяцев ребенку, что должен уметь мальчик? Малыш начинает быстро развиваться. Он постоянно чему-то учится, приобретает новые навыки и умения, лучше справляется со своим телом, находится в движении, его все интересует.

  • У малыша полностью окрепли шейные мышцы, он хорошо управляет головой.
  • Что умеет ребенок в 6 месяцев? Он может крепко держаться за пальцы взрослого и подниматься. Он еще не может долго сидеть и заваливается набок. Мышцы спины пока не окрепли, и ребенок плохо держится в вертикальном положении. Придет время, и он сам сядет.
  • Придерживайте малыша за подмышки, и он с удовольствием будет пружинить, поднимаясь на носочки.
  • Ребенка можно отучать от соски, когда начинается прикорм. Иногда еще у него бывают проблемы с животиком, но уже редко. Причем у мальчиков проблемы с газообразованием чаще, чем у девочек.
  • В режиме дня шестимесячного ребенка обязательны: прогулки на свежем воздухе, занятия по развитию, нормальный сон, физкультура и купание.

Введение первого прикорма

В 6 месяцев пора вводить прикорм, если все нормально со здоровьем. За консультацией по питанию необходимо обратиться к врачу-педиатру. При быстром прибавлении в весе начинают с кефира, фруктов или овощей. Молочная каша подойдет для прикорма, если у малыша недобор веса. Начинать надо с ложечки одного вида продукта и за неделю довести объем до нормы. Заменять лучше одно дневное кормление до обеда, чтобы посмотреть на реакцию организма. Пища должна быть однородной структуры и не содержать сахара и соли. При кормлении в руку ребенка вложить ложку, чтобы он тоже участвовал в этом процессе.

Распорядок дня малыша

Малыш в шесть месяцев должен спать 2-3 раза, до и после обеда по два часа, продолжительность ночного сна - около 10 часов. Он может проспать подряд семь часов. День лучше начинать с зарядки.

После утреннего приема пищи необходимо отправиться на прогулку. В теплую погоду гулять можно долго, совмещая бодрствование со сном в коляске. В зимнее время прогулка должна быть менее продолжительной. Не следует выходить на улицу, когда температура меньше -15 градусов. За коляской всегда нужно следить, не надо оставлять ее без присмотра.

Заключение

Долгожданным событием для родителей является день, когда исполняется ребенку полгода. Что умеет ребенок 6 месяцев? Развитие подросшего малыша идет более активно, и он требует больше времени от родителей, энергично применяет полученные навыки. Он может быть недовольным, изображать радость, страх, удовлетворение, подолгу агукает, узнает маму и радуется ей.

Шесть месяцев после рождения – определенное время в развитии младенца. В полугодовалом возрасте ребенок становится активным и подвижным. В 6 месяцев он учится сидеть, его поведение с каждым днем становится более осознанным. Часто в этот период изменяются вкусовые предпочтения ребенка, вводится первый прикорм. Развивающую деятельность в данный период жизни младенца можно разделить на такие фазы: рост, вес, изменение пропорций тела; развитие мозговых функций; социальная адаптация.

Вес, рост, питание

Анатомическое развитие ребенка в шесть месяцев заключается в изменении роста, веса, окружности головы, грудной клетки. Увеличение массы тела в этот период немного приостанавливается - в течение месяца малыш способен набрать не более 600-650 г, а общий вес в норме должен составлять 8-8,8 кг. В росте прибавляется 2,5-3 см. Нормой измерения окружности грудной клетки считают показатели 42-43 см, а головы - 43-44 см.

Если рост и вес ребенка в 6 месяцев не соответствуют исходным цифрам, возможны нарушения в организме и присутствие скрытых болезнетворных процессов хронического типа. В полугодовалом возрасте у малыша появляются зубы, хотя данный процесс может начаться раньше или позже. Когда развитие протекает в более активной фазе, и зубки уже прорезались, все равно ввод в рацион крохи твердой пищи не рекомендуется. Меню должно быть легким и в определенных порциях. Это может быть пюре из фруктов, молочные смеси, кашки. В качестве дополнения к меню разрешаются фруктовые соки в соответствии с возрастом крохи.

Физическое развитие

К полугоду ребенок начинает активничать, появляются новые физические навыки. Если никаких патологий не обнаружено, в этот период дети должны уметь переворачиваться с одного бока на другой, ложиться на живот, держать головку, опираться на предплечье.

Чтоб малыш быстрее научился самостоятельно сидеть и вставать, родители часто обкладывают кроватку подушками или большими игрушками. Однако такие действия нежелательны, так как могут привести к раннему сколиозу. Родители могут помочь малышу научиться опираться на ручки и ножки - достаточно подавать ребенку руки, чтобы он смог подтянуться и принять правильное положение самостоятельно.

Активность и различие предметов

Физическая адаптация в этом возрасте подразумевает как можно больше движений, которые дети проделывают осознанно. Они берут в ручки понравившуюся игрушку с наиболее ярким цветом. Если развитие познавательной и физической деятельности протекает без отклонений, в этом возрасте дети начинают рассматривать предметы, радуются, когда игрушки издают звук.

Навыки передвигаться - главное умение ребенка в 6 месяцев . Он начинает активно ползать, осознавая, что это у него получается. Лежа на спине, он резво начнет размахивать ручками, пытаясь перевернуться на живот. Стимуляцией к движениям может стать яркого окраса игрушка, которую нужно располагать немного дальше от ребенка. При этом расстояние к ней должно быть таким, чтобы у малыша была возможность к ней дотянуться.

Чтобы увеличить активность движений младенца, следует регулярно выполнять массажные действия, направленные на физическое развитие малыша. В отличие от общеукрепляющего комплекса, который предполагает ежедневное проведение сеанса массажа, такая разминка стимулирует работу мышечной системы и направлена она на укрепление определенных участков тела. Основные физические навыки ребенка в 6 месяцев приведены в таблице:

Достижения

Сенсорно моторные

Сидит самостоятельно или с поддержкой, пробует ползать, крутится. Оборачивается, выгибается в разные стороны, играет с едой ложкой, руками, пытается держать в руках бутылочку (чашку), вкусовые рецепторы малыша совершенствуются, он определяет любимые и нелюбимые блюда.

Интеллектуальные

Сравнивает пару предметов, его настроение быстро меняется, появляются разные эмоции, и ребенок их прекрасно демонстрирует, заинтересованно наблюдает за движущимися предметами, проговаривает новые звуки, складывает их в слоги.

Социальные

Малыш больше смеется, хохочет, когда ему что-то понравилось, эмоционально реагирует на положительные и отрицательные моменты, проявляет беспокойство в присутствии незнакомых людей, оборачивается на свое имя, внимательно слушает музыку, может подпевать (гулит, лепечет), перестает плакать

Умственное развитие

Взрослые замечают, что по истечению полугода малыш поумнел, приобрел возможность мыслить. Психическое развитие в этот период стремительно набирает обороты. Он начинает издавать звуки, говорить слогами.

Ребенок в 6 месяцев должен прочно удерживать в руке погремушки и стучать ими. В этот период родители начинают понимать по интонации, в каком расположении духа находится их чадо. Увидев одного из родителей, кроха начинает улыбаться, активно тянуться к нему, громко лепетать.

Разговор с ребенком активного характера положительно сказывается на формировании детской ЦНС. При здоровом развитии, в 6 месяцев малыш понимает, где родители, а где посторонние люди. Если ранее ребенок мог идти на руки к любым людям, то теперь он может расплакаться даже при виде чужого человека. Беспокоиться по такому поводу родителям не стоит, так как детский организм в этом возрасте начинает выдавать реакцию самозащиты.

Чтобы не подвергать ребенка в возрасте полугода психическим травмам, не рекомендуется находиться долго в местах скопления незнакомых людей. Необходимо дождаться периода, когда маленький сможет правильно реагировать на обстановку, что его окружает.

Зрение и слух

В 6 месяцев активно начинают развиваться слуховые и зрительные качества. Ребенок слышит и реагирует по-своему на какие-либо звуковые сигналы. Он с осторожностью прислушивается к любому шороху и способен реагировать на самые незначительные звуки.

Если развитие протекает без осложнений, малыш старается имитировать звуки, услышанные ранее, например, это могут быть звуки игрушек. В возрасте 6 месяцев детей наиболее интересуют игрушки, издающие разные звуки и фразы. Малыш понимает, что нужно предпринять, чтобы звуки повторились. Если ребенок не воспринимает звуки и шорохи, родителям стоит за консультацией обратиться к педиатру.

Развитию подвергается и зрительная функция в данном возрасте. Дети активно водят глазами при движении родителей, реагируют на яркие предметы. Все чаще они рассматривают рисунки и узоры на своей кроватке, изучают игрушки. Для улучшения моторики игрушки можно положить перед малышом, чтобы впоследствии он смог до них дотянуться или доползти. В этот период дети в состоянии различить цветную игрушку от более неприметной, способны выбрать тот предмет, который наиболее приглянулся по цвету и форме.

В возрасте 6 месяцев им строго запрещено показывать по телевизору или планшету мультфильмы. Это обусловлено процессом формирования зрительного и слухового нервов. В этом возрасте экраны опасны для детских глаз.

Занятия, игры

В шестимесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя. Благоприятно развивается мышление и психика, если родителями проводятся занятия с ребенком в 6 месяцев на моторику и речь. Очень важно вести разговор с крохой, читать ему стихи и сказки, называя предметы и явления с использованием интонации.

Для игр необходимо ребенку выделить пространство, где бы он смог перекатывать мячики и дотягиваться до понравившейся игрушки. В этот период активным в развитии становится тактильная чувствительность. Дети на ощупь перебирают предметы, игрушки. Чтобы обезопасить малыша, игрушки должны приобретаться без мелких деталей и острых концов. Игрушки для детей должны соответствовать возрастной категории.

В обязательном порядке у детей в возрасте 6 месяцев распорядок дня должен включать такие ежедневные мероприятия, как:

  • массаж;
  • прогулки;
  • развивающие игры;
  • полноценный сон;
  • купание.

Отдых должен осуществляться в определенные часы, без нарушения режима.

Для психофизического развития вашего ребенка в первые полгода жизни необходима благоприятная окружающая среда. Если малыш чувствует от родителей внимание, любовь и заботу, то таким детям предоставляются благоприятные условия для здорового и своевременного развития. В таком окружении обязательно вырастут здоровые и умственно полноценные дети.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: