Шарик катится по дорожке коврика коврик. «Шарики катятся по дорожке»

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, развития детского творчества и художественно-творческих способностей, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 90 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Начинать приобщение детей к изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения следует с 2–3 лет.
Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации и проведения занятий по изобразительной деятельности во второй младшей группе.
В книгу включена программа по изобразительной деятельности для второй младшей группы, планирование работы на год и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации. Занятия расположены в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок занятий. Изменение последовательности занятий – может быть продиктовано особенностями группы (например, дети воспитывались в дошкольном учреждении с первой младшей группы), региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию и т.п.
Представленные в пособии занятия разработаны на основе следующих положений.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).
Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение; доброжелательное отношение педагогов к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия; уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям.
В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно. Вместе с тем, все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят («Как вы обводили пальчиками форму, так и будете рисовать»).
Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности, если воспитатель помнит о необходимости их развития.
На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.
При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. Особенности каждой группы могут определяться возрастом детей (в одной группе могут оказаться ребята чуть постарше; дети, живущие в одном микрорайоне или в разных; группа может состоять из детей, перешедших в нее из первой младшей группы). Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с этим, усложняя задания в тех случаях, если группа состоит из детей, воспитывавшихся в первой младшей группе или из ребят, который в массе своей старше на 2–4 месяца. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включение большего количества красок, жирной пастели, сангины), увеличения числа изображений (не одной елочки, куколки и др., а нескольких) и т. д.
В представленных в данном пособии конспектах занятий выделяются следующие рубрики.
Программное содержание. В этой рубрике указывается, какие задачи обучения и развития решаются на занятии.
Методика проведения занятия. В этой части последовательно раскрывается методика проведения занятия, постановка перед детьми изобразительной задачи и постепенное направление на получение результата.
Материалы. В этой рубрике перечислен весь наглядный и раздаточный материал, необходимый для создания изображений.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Эта часть конспекта раскрывает возможные взаимосвязи занятия с разными разделами воспитательно-образовательной работы, с играми и другими занятиями. Установление взаимосвязи и ее реализация позволит детям разносторонне познать предметы и явления, обогатит их опыт.
В конспектах некоторых занятий мы предлагаем варианты той или иной темы, вида деятельности. Это дает педагогам возможность понять, что одни и те же изобразительные задачи могут быть решены на разном тематическом содержании и в дальнейшем творчески относиться к выбору тематики занятий.
Во второй младшей группе еженедельно проводится 1 занятие по рисованию, 1 по лепке и один раз в две недели 1 занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий (4 по рисованию, 4 по лепке и 2 по аппликации). В учебном году 9 учебных месяцев, и, следовательно, около 90 занятий. В ряде месяцев 4,5 недели (если в месяце 31 день), и если в этом месяце прибавляется одно занятие, педагог может взять его из включенных в конспекты вариантов занятий или выбрать занятие по своему усмотрению.
Мы надеемся, что эта книга поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации работы по обучению рисованию, лепке и аппликации детей 3–4 лет, в развитии их творчества.

Программа по изобразительной деятельности

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.
Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Лепка

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.
Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

К концу года дети могут
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В рисовании
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
Создавать изображения предметов из готовых фигур.
Украшать заготовки из бумаги разной формы.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»
Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.

Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.

Занятие 3. Рисование «Идет дождь»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.

Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)
Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»
Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.

Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»
Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.

Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)
Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.

Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки» (Вариант «Красивый полосатый коврик»)
Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.

Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)
Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).

Октябрь


Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.

Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»
Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.

Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»
Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).

Занятие 14. Рисование «Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»)
Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.

Занятие 15. Лепка «Колобок»
Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот).

Занятие 16. Рисование «Раздувайся, пузырь…»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.

Занятие 17. Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)»
Программное содержание. Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.

Занятие 18. Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»
Программное содержание. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.

Занятие 19. Лепка по замыслу
Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.

Занятие 20. Рисование по замыслу
Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Ноябрь


Занятие 21. Рисование «Красивые воздушные шары (мячи)»
Программное содержание. Учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Развивать интерес к рисованию. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям.

Занятие 22. Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках»
Программное содержание. Учить детей наклеивать изображения круглой формы, уточнять название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Занятие 23. Лепка «Крендельки»
Программное содержание. Закреплять прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить детей по-разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений.

Занятие 24. Рисование «Разноцветные колеса» («Разноцветные обручи»)
Программное содержание. Учить рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о тряпочку (салфетку). Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Учить детей рассматривать готовые работы; выделять ровные красивые колечки.

Занятие 25. Аппликация на полосе «Шарики и кубики»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по аппликации с детьми младшей группы.

Образовательная область: художественное творчество

Тема: «Мячики катятся по дорожке».

Цель: познакомить детей с правилами наклеивания.

Задачи:

Учить выкладывать на фон готовые фигуры и наклеивать их, нанося клей на бумагу не с цветной, а с обратной стороны, прижимать деталь плотно к бумаге;

Развивать практические умения и навыки, мелкую моторику рук, глазомер; психические процессы;

Воспитывать аккуратность в работе; желание помочь другу.

Интеграция образовательных областей : социализация, коммуникация, безопас-ность, познание, физкультура.

Предварительная работа: игры с мячом на прогулке; чтение стихотворения «Мой веселый звонкий мяч»; рисование «Большие и маленькие мячики» (в свободное от НОД время).

Материал:

демонстрационный - образец, оборудование для показа, изображение гномика;

раздаточный - лист с фоном; заготовки мячей для работы; оборудование для аппликации; мячи по количеству детей.

Ход:

Введение в игровую ситуацию.

Лисы с фоном лежат на столах перед детьми цветной стороной вниз.

Ребята, вы любите играть? (Да)

А сейчас хотите поиграть? (Да)

- Прежде чем начать игру давайте договоримся, как мы будем играть: все должны участвовать в игре, играем дружно, даём друг другу сказать.

Ребята, вы любите сказки? (Да)

Тогда слушайте мою сказку.

В одной сказочной стране был маленький, волшебный лес. В этом сказочном лесу росли разные деревья, цветы, жили маленькие зайчики, мишки, белки, птички и другие сказочные лесные жители. Но самыми главными обитателями этого волшебного леса были маленькие гномики, которые никогда никого не обижали, с удовольствием трудились, играли и веселились. Но был в этом лесу один гномик - его звали Вася, который отличался от других тем, что у него работа получалось не так хорошо как у его друзей. Из-за этого гномик Вася расстраивался и болел. И тогда друзья решили ему помочь. Узнав о том, что наша группа называется «Гномы» и что сюда ходят очень дружные, отзывчивые и веселые ребята, они решили отправить гномика Васю к нам учиться. Гномик Вася с радостью согласился и вот сейчас он у нас в гостях.

Поздоровайтесь с гномиком Васей. (Выставить изображение гнома. Немного рассмотреть гнома с детьми).

Вы готовы помогать нашему новому другу?

Тогда садитесь за столы, закройте глаза, и как в сказке гномик Вася придет к каждому из вас. (Изображение гнома убрать)

Переверните лист, который лежит перед вами, видите там нашего нового друга, гномика Васю? (Да)

Гимнастика для рук «Волшебные очки»:

Чтобы как можно лучше увидеть нашего нового друга гномика Васю я предлагаю вам сделать из пальцев рук вот такие волшебные очки и рассмотреть гномика через них. (Дети делают кольца из пальцев рук, прислоняют их к глазам, и рассматри-вают изображение через «волшебные очки»)

Гномик Вася очень любят веселиться, гулять и катать по дорожке разные мячики.

Ребята, мне кажется, что наш новый друг чуть-чуть загрустил. Как вы думаете, почему? (У гномика нет мячиков, ему не во что поиграть)

Что же делать? Как же нам его развеселить? (Подарить ему мячики)

Мотивационная игра с созданием проблемной ситуации:

- У вас на подносах лежат мячики. Какого они размера?

- Возьмите их и положите на дорожку: вначале самый большой, затем поменьше и самый маленький.

Но вдруг подул ветер, и мячики укатились с дорожки. Что же делать, ведь в травке гномику не удобно играть.

Поиск выхода из проблемной ситуации:

- Придётся прекратить игру.

- Что можно сделать, чтобы мячики не катились с дорожки в траву? (Нужно мячики приклеить на дорожку)

Поэтапная работа детей вместе с педагогом:

Давайте вместе со мной поможем гномику Васе и наклеим на дорожку мячики.

Возьмите самый большой мячик положите его белой стороной на клеёнку. Возьмите кисточку, опустите её в банку с клеем, снимите лишний клей о край банки и намажьте белую сторону мячика клеем вот так - от середины к краям. Затем положите кисточку на подставку. Возьмите двумя руками мячик и приклейте его на дорожку, лишний клей промокните салфеткой. Вот как мы с вами приклеили самый большой мяч на дорожку.

Во время работы не размахивайте кисточкой по сторонам, а то можно сделать больно своему товарищу; если вы испачкали пальцы в клее, не берите их в рот, а вытрете салфеткой. После работы руки можно будет помыть с мылом.

А теперь самостоятельно наклейте оставшиеся мячики на дорожку.

Самостоятельная работа детей.

В процессе самостоятельной работы детей воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно пользовались оборудованием для аппликации; по необходимости помогает тем детям, которые испытывают затруднения в работе.

Физкультминутка:

Я возьму

Мяч большой,

Подниму

Над головой,

Выгну спину,

Мячик кину.

Подведение итога:

С кем вы сегодня познакомились? (С гномиком Васей)

Во что любит играть гномик Вася? (В мячики)

Какие мячики вы подарили гномику? (Большие и маленькие)

Вам понравилось игра? Что вам понравилось больше всего?

Вы все постарались, гномик Вася говорит вам спасибо и очень рад будет встречи с вами еще раз.


Занятие по аппликации для детей 3-4 лет. Шарики воздушные, ветерку послушные

Программное содержание:
Создать аппликативные картинки, ритмично раскладывать готовые формы. Аккуратно наклеивать на цветной фон.
Учить приемам наклеивания: намазывать клеем обратную сторону формы, работать на клеенке, пользоваться салфеткой. Воспитывать интерес к аппликации. Развивать чувство цвета и формы.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: мячики, письмо, игрушка медведь
Раздаточный материал: полоски бумаги, круги -3см, разноцветные шарики, клей, кисточки, салфетки.

Методические приемы:
1. Чтение письма от Винни Пуха.
2. Чтение стихотворения «Шарики воздушные»
3. Физкультминутка «Раздувайся мой шар»
4. Показ образца. Рассматривание способов аппликации.
5. Пальчиковая гимнастика
6. Самостоятельная работа детей.

7. Оформление выставки работ детей)

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Ребята, когда я сегодня шла в садик к вам мне принесли письмо. Оно написано Мишкой для всех нас. Давайте его прочитаем?
(Ребятки, здравствуйте. Меня зовут Винни Пух и мне нужна ваша помощь. Я нашел дерево в лесу, там высоко на дереве живут пчелы, а у них много меду. А я так сильно люблю мед! Помогите мне, пожалуйста, надуть много воздушных шаров, чтобы я мог достать мед)
Ребята, поможем медвежонку?
Тогда послушайте стихотворение и угадайте, что я вам принесла.
Чтение стихотворения «Шарики воздушные»
У весёлой детворы
Разноцветные шары.
И решила детвора:
Каждый пустит два шара.
Сделано. Вокруг шаров
Вьётся тучка комаров.
И хотят комарики
Сесть на эти шарики,
И пищат, и очень злятся -
На шарах хотят кататься.
Если каждый-то комар
Сядет на отдельный шар,
Хватит ли тогда шаров
Для писклявых комаров?
Ребята, но этих шариков очень мало. Мишка большой и надо больше шаров, чтобы он мог долететь до улья пчел.
Давайте мы с вами еще надуем много шаров для мишутки?
Физкультминутка «Раздувайся мой шар»
Для этого нам понадобиться лист бумаги, клей, салфетка, кружки – это наши шарики, кисточки.
Смотрите внимательно, как я буду клеить свои шарики, а потом
Мишутки и вы приклеите шарики. (Показ образца)
Я беру свой шарик, переворачиваю его красивой стороной вниз и смазываю клеем, затем приклеиваю наш шарик на веревочку. Прижимаю к листу салфеткой. Вот и готов один шарик для Мишутки.

Но перед тем как начнете вы надувать свои шарики, давайте мы немного отдохнем.
Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить.
Надуваем быстро шарик.
Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут.
Он становится большой.
Соприкасаем ладошки друг с другом полностью.
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
Смыкаем вместе пальчики.
Стал он тонкий и худой!
А сейчас давайте ребятки, и вы надуете для мишки (Дети выполняют задание, воспитатель помогает им)
А сейчас ребята, давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. (Показ работ детей). Какие вы молодцы, какие красивые шарики у вас получились. Теперь ребята, мишка обязательно долетит до улья и найдет много меда. А горшочек меда потом пришлет нам.
(Оформление выставки работ детей)

Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»

Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.

Методика проведения занятия. Показать детям бумагу (альбомный лист) и карандаши; объяснить, что на бумаге можно рисовать карандашами.

Показать, как нужно правильно держать карандаш в правой руке, а левой придерживать бумагу. Если малыш берет карандаш в левую руку, не следует его упрекать; лучше предложить ему порисовать то одной, то другой рукой, не настаивая на том, чтобы он взял карандаш в правую руку.

Провести несколько разных линий на листе бумаги, приколотом к доске.

Затем предложить каждому ребенку правильно взять карандаш и порисовать им на листе бумаги, лежащем на столе перед ним.

В процессе рисования следить за тем, как дети держат карандаш; в случае необходимости поправлять карандаш в руке малыша.

Подходить в ходе занятия к детям, спрашивать, что они рисуют, что у них получилось.

По окончании работы похвалить всех детей за старание.

Вместе с ребятами посмотреть, как много рисунков получилось. Похвалить детей.

Материалы. Цветные карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).

Игры детей; рассматривание предметов и игрушек, выделение их формы, называние цвета; чтение стихотворений о знакомых детям предметах.

Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»

Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску (клееночку), работать аккуратно. Развивать желание лепить.

Методика проведения занятия. Показать детям глину, сказать, что она мягкая, ее можно сжимать; можно отщипывать маленькие комочки глины, сплющивать их ладошками.

Предложить всем ребятам завернуть рукава, чтобы не испачкать их, затем взять комок глины, помять его в руках, отщипнуть маленький комочек, помять его в ладошках, потом помять пальчиками.

Объяснить, что глиной надо пользоваться аккуратно, класть комочки на доску (клееночку).

В процессе работы обращать внимание детей на то, что получилось; спрашивать: «На что это похоже?»; предлагать рассказать, что они слепили.

Материалы. Глина, доски или клеенки (на каждого ребенка).

Занятие 3. Рисование «Идет дождь»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, как они наблюдали дождь; как падали капли, образуя водяные нити. Спросить у ребят: «А дождь всегда одинаковый?» Если кто-либо ответит, что дождь бывает разный, похвалить. Если дети будут затрудняться с ответом, помочь наводящими вопросами, активизирующими их опыт.

Напомнить детям, как правильно держать карандаш. Показать несколько приемов рисования дождя (короткие, длинные линии, точки). Предложить детям нарисовать дождь. В процессе работы следить за использованием правильных приемов рисования.

В конце занятия рассмотреть все рисунки вместе с детьми. Предложить выбрать те работы, на которых изображен сильный дождь и рисунки, на которых изображен тихий, небольшой дождь.

Похвалить ребят за то, что все нарисовали разный дождь.

Материалы. Карандаши синего цвета, бумага размером 1/2 альбомного листа (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций. Пение песенки про дождь.

Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)

Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Методика проведения занятия. Предложить детям слепить красивые палочки (как конфеты, как счетные палочки). Рассмотреть с детьми конфеты (счетные палочки), вызвать желание вылепить их для занятий, игр.

Показать, как нужно отщипнуть комочек глины и раскатать прямыми движениями.

Предложить всем детям повторить движение раскатывания глины руками в воздухе. Ребятам, у которых движение не получается, показать, взяв их руки в свои.

Все вылепленные детьми предметы расположить на общей подставке. Обратить внимание ребят на то, как много конфет (палочек) они слепили; предложить в свободное время завернуть «конфеты» в фантики.

Материалы. Красивые конфеты, счетные палочки, фантики для завертывания конфет. Глина, доски (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. На прогулке собрать (по возможности) упавшие с деревьев веточки, разделить их на короткие палочки и предложить детям провести по ним пальчиком, затем двумя пальчиками.

Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»

Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.

Методика проведения занятия. Показать детям, как катятся по полу большие и маленькие мячи. Предложить обвести одной, затем другой рукой большой и маленький мячи.

Сказать детям, что они сами могут изобразить, как раскатились по полу большие и маленькие мячи.

Напомнить детям, что нужно аккуратно намазать клеем большие и маленькие кружочки и наклеить на тарелку – круг из бумаги (белой или светлого оттенка любого цвета).

В процессе наклеивания обращать внимание на то, как дети намазывают клеем кружки и наклеивают их. Помогать ребятам, нуждающимся в помощи.

По окончании работы все наклеенные детьми картинки расположить на доске (на столе) и рассмотреть.

Материалы. Бумажные круги-мячи большие и маленькие, круг из бумаги (белой или светлого оттенка любого цвета) – тарелка (диаметр 15 см), кисти для клея, салфетки, клей (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей с мячами в группе, на прогулке, в зале на физкультурных занятиях.

Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»

Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.

Методика проведения занятия. Показать детям лист бумаги с приклеенными ниточками. Обратить их внимание на то, что ниточки прямые; провести по ниточкам пальцем.

Предложить каждому ребенку взять цветной карандаш. Проверить, правильно ли дети держат карандаш; если нужно, поправить карандаш в руке ребенка.

Затем предложить детям приступить к рисованию. Поощрять смену карандаша в процессе рисования.

В конце занятия обратить внимание ребят на то, как много красивых разноцветных ниточек они нарисовали.

Материалы. Воздушные шары с привязанными к ним яркими ниточками, 1/2 альбомного листа с приклеенными ниточками (яркими, толстыми). Альбомные листы, цветные карандаши (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассмотреть с детьми воздушные шары, украшающие детский сад к началу учебного года; в процессе рассматривания предложить обвести шары пальчиком или всей ладонью: одной, затем другой рукой. Обратить внимание ребят на ниточки, которыми привязаны шарики; спросить: «Какого цвета шарики?» Если дети затрудняются с ответом, назвать цвета; попросить повторять названия цветов, чтобы ребята запомнили их.

Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)

Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.

Методика проведения занятия. Показать детям хлебную соломку (цветные мелки), рассмотреть ее.

Предложить ребятам вспомнить, как они раньше уже лепили палочки (конфеты), и показать руками в воздухе, как нужно раскатывать глину. В случае необходимости использовать индивидуальный показ.

Все вылепленные детьми палочки рассмотреть, предложить назвать их форму, отметить что палочки длинные и ровные.

Материалы.

Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки»

Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Напомнить детям, что они видели лесенки на участке во время прогулки, в зале во время физкультурного занятия. По возможности рассмотреть с ребятами лесенки для лазания, обратить внимание на то, какие они яркие, красивые.

Сказать детям, что они сегодня будут рисовать красивые лесенки. Предложить им показать руками в воздухе направление линий лесенки. Показать на листе бумаги, приколотом к доске, как нужно слитно проводить линии всем ворсом кисти. Вызвать кого-либо из ребят к доске и попросить нарисовать лесенку. Затем показать детям, как нужно промыть кисть, осушить ее о тряпочку и только после этого набирать другую краску.

Готовые рисунки выставить на доске (на столе), рассмотреть их с детьми. При просмотре работ подчеркнуть красивые сочетания цветов.

Материалы. Бумага размером 1/2 альбомного листа (или формата А4); краски гуашь четырех цветов (на разные столы краски двух цветов в разной комбинации, красиво сочетающиеся), банки с водой, кисти, краски (на каждого ребенка).

«Лестница»

Влад К., 2-я младшая группа


Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривать с детьми лесенки на участке, в физкультурном зале. Обращать внимание на ровные основы лесенки, ступеньки. Включать движения рук по частям лесенки в процесс рассматривания, подчеркивая при этом, что они прямые, ровные.

Вариант. Рисование «Красивый полосатый коврик»

Программное содержание. Учить детей рисовать линии слева направо, вести кисть по ворсу неотрывно; набирать краску на кисть, тщательно промывать кисть; рисовать другой краской аккуратно, не заходя на те места, где уже нарисовано. Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов.

Методика проведения занятия. Прикрепить к доске или большому листу бумаги 3–4 полосатых (двухцветных) коврика. Обратить внимание детей на направление полосок. Убрать коврики-образцы.

Показать детям приемы рисования полосатого коврика: сначала провести слева направо полоски одного цвета, на небольшом расстоянии друг от друга (подчеркнуть слитность движения, своевременное обмакивание кисти в краску), затем хорошо промыть кисть, осушить ее о тряпочку, обмакнуть в другую краску и рисовать полоски другого цвета между уже нарисованными полосками.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, отметить разнообразие цветовых сочетаний, сказать, что коврики получились очень красивые.

Полюбоваться работами вместе с ребятами. Можно красиво расположить рисунки по цвету.

Материалы. 3–4 полосатых двухцветных коврика. Листы бумаги квадратной формы; краски гуашь (на каждый стол по две разные, хорошо сочетающиеся краски); банки с водой, кисти, тряпочки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Уточнять знания детей о цветах в дидактических играх. Рассматривать красивые полосатые ткани, дорожки, платочки.

Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать чувство радости от созданных изображений.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми бублик. Спросить: «Какой формы бублик?»

Предложить всем ребятам показать в воздухе рукой (одной, затем другой) форму бублика. Предложить им слепить такие же бублики.

Вызвать кого-либо из детей к доске и предложить показать, как нужно вначале слепить большую толстую колбаску, потом свернуть ее в кольцо и скрепить два конца, плотно прижав их друг к другу. Предложить детям приступить к работе. В процессе занятия обращать внимание на приемы лепки, которые используют дети.

Тем ребятам, которые быстро справятся с заданием, дать дополнительные комочки глины, чтобы они слепили еще по одному бублику.

В конце занятия все вылепленные изделия сложить на общей доске, рассмотреть; обратить внимание детей на бублики разной величины.

Материалы. Небольшие комочки глины, доски (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Собирать на участке палочки, рассматривать их, обращать внимание детей на то, что палочки длинные, ровные. Рассматривать с ребятами кольца, баранки.

Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке»

(Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)

Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).

Методика проведения занятия. Показать детям «дорожку» (бумажную полоску), прокатить по ней шарики. Затем рассмотреть с ребятами готовую полоску с наклеенными кругами.

ГРУША, ШАРИКИ, ЯБЛОКО

(2-я младшая группа)


ЦЫПЛЯТКИ

Настя Ш. (2-я младшая группа)


Никита Т.

(2-я младшая группа)


БОЖЬЯ КОРОВКА

Карина Р. (2-я младшая группа)


ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ ШАГАЮТ НАШИ НОЖКИ Влад Д. (2-я младшая группа)


Наташа М. (2-я младшая группа)


Лена К. (2-я младшая группа)


ВЕСЕЛАЯ ГУСЕНИЧКА

Миша С. (2-я младшая группа)


СОЛНЫШКО СВЕТИТ НАД ДЕРЕВОМ И ДОМИКОМ

Оля Ш. (2-я младшая группа)


ВЕСЕЛЫЙ СНЕГОВИК

Ксения Л. (2-я младшая группа)


НАРЯДНАЯ ЕЛОЧКА

Миша А. (2-я младшая группа)


ОДУВАНЧИКИ В ТРАВЕ

Вероника П. (2-я младшая группа)


СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Полина К. (2-я младшая группа)


СОЛНЫШКО УЛЫБАЕТСЯ

Наташа К. (2-я младшая группа)


КОЛОБОК ЛЕЖИТ НА ОКОШКЕ И СМОТРИТ В ЛЕС

Таня Н. (2-я младшая группа)


Показать детям приемы наклеивания: положить кружочки цветной стороной вниз на клеенку, обмакнуть кисть в баночку с клеем. Снять лишнюю капельку клея о край баночки и, придерживая кружочек пальчиком свободной руки, намазать его клеем. Затем положить кисточку на подставку, взять аккуратно кружочек пальцами обеих рук и положить его клеем вниз на полоску бумаги, накрыть салфеткой и прижать сверху ладошкой, чтобы он хорошо приклеился. Таким же образом приклеить и другие кружочки. Детям это дается не очень легко: нет достаточной координации движений пальчиков, поэтому в процессе занятия важно следить, правильно ли действуют малыши.

В конце занятия все работы выставить на доске в длинную полосу. Обратить внимание детей на то, как много красивых шариков катится по длинной дорожке.

Материалы. Полоски белой бумаги 15х6 см, бумажные кружки разных цветов на разные столы (диаметр 4 см), клей, кисти для клея, клеенки (на каждого ребенка). (Или вырезанные воспитателем из бумаги яблоки, апельсины, сливы и другие фрукты (овощи); бумажные круги-тарелочки (диаметр 15–18 см) или блюдо (диаметр 30–40 см) для создания коллективной композиции.)

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры с дидактическими игрушками. Знакомство с предметами круглой формы разной окраски. Лепка предметов круглой формы.

Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.

Методика проведения занятия. Напомнить детям о том, что наступила осень. Спросить, какие изменения в природе ребята замечали на прогулках, по пути домой и в детский сад; какими стали деревья. Сказать: «Разноцветные листочки обрывает осенний ветер. Они кружатся и падают на землю, на земле образуется красивый разноцветный ковер».

Предложить детям рассмотреть красивые осенние листья простой формы, обвести их по контуру одной, затем другой рукой, назвать их цвет. Затем предложить им взять кисти; проверить, правильно ли дети держат кисти, и в случае необходимости поправить.

Спросить: «Кто хочет показать, как можно нарисовать много листочков, летящих и падающих на землю?» Вызвать одного ребенка к доске и, взяв его руку с кисточкой в свою руку, обмакнуть кисточку в краску и, прикладывая ее всем ворсом к бумаге, изобразить летящие листочки.

Готовые рисунки выставить на доску, полюбоваться ими. Сказать детям: «Как много листьев закружилось, полетело! Давайте споем осеннюю песенку!»

Материалы. Осенние листья деревьев. Бумага размером 1/2 альбомного листа, краски гуашь (желтая, красная), банки с водой, кисти (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомить детей с осенними явлениями (листья желтеют, краснеют и падают на землю; меняется погода, становится пасмурно и дождливо; люди собирают овощи и фрукты). Рассматривать во время прогулок разноцветный ковер из листьев. Читать детям стихотворения об осени.

Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»

Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.

Методика проведения занятия. Показать детям, как нитки сматывают в клубок. Затем предложить им показать в воздухе движение рук, совершаемое при наматывании ниток, а затем нарисовать клубок.

Вызвать 2–3 ребят к доске и предложить им показать, как нужно рисовать, начиная с маленького кружочка и постепенно увеличивая круги, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги. Предложить детям сначала одной, затем другой рукой с карандашом показать соответствующее движение в воздухе, начиная с маленького круга и постепенно расширяя круговое движение.

Предложить детям приступить к рисованию. Поощрять рисование нескольких клубочков разных цветов.

Готовые рисунки рассмотреть, обратить внимание ребят на то, как много клубочков разных цветов они нарисовали.

Материалы. Клубок ниток. Цветные карандаши или цветные мелки, фломастеры, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомить детей с предметами круглой формы разных цветов в процессе игр. По-

беседовать с ребятами о том, что шапочки и шарфики, которые они носят, можно связать из ниток; показать клубки ниток. Спросить: «У кого из вас бабушка или мама умеет вязать?» Показать, как нитки сматывают в клубок, чтобы было удобнее вязать. Дать детям самим намотать нитки на клубок (по очереди) в свободное время; обратить их внимание на движения рук, совершаемые при этом; затем предложить показать в воздухе, как наматывают нитки на клубок.

«Цветные клубочки»

Вика К., 2-я младшая группа

Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»

Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).

Методика проведения занятия. Показать детям большие и маленькие круглые яблоки, уточнить представления об их величине. Обратить внимание ребят на круги, вырезанные из белой бумаги – тарелки, на которых будут лежать яблоки.

Предложить детям наклеить на тарелки большие и маленькие яблоки. Сказать, что сначала надо разложить все яблоки (кружки) по порядку (большие – маленькие) на тарелке и посмотреть, красиво ли они лежат.

Предложить детям приступить к наклеиванию. Спросить, как нужно правильно и аккуратно наклеивать.

Материалы. Яблоки большие и маленькие. Круги-тарелочки, вырезанные из белой бумаги (диаметр 15–18 см), бумажные кружочки одного цвета (зеленые, желтые или красные) (диаметр 3 см и 2 см) кисти для клея, салфетки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. В играх, на прогулках обращать внимание детей на различную величину предметов одинаковой формы. Игры с большими и маленькими шарами и мячами, разбирание и собирание пирамидок из колец, шаров разной величины. В процессе игр предлагать детям обводить шары и мячи по контуру одной, затем другой рукой.

В этой игре вам придется катить небольшой черный шарик с номером 8 по желтой дорожке, сделанной из тонких досок. На дорожке встречаются, как золотистые бонусы, так и валики с огромными шипами и тонкие черные перемычки. В последних тоже есть шипы, которые иногда раскрываются, а иногда нет. Для того, чтобы безопасно пересечь такую планку, нужно проехать именно по ее центру, где нет скрытых шипов, которые могут раскрыться в любой момент. Шарик катится все время, а вам остается только умело им маневрировать.

Как играть?

Небольшой черный шарик с цифрой 8 катится по ярко-желтой дорожке, на которой встречаются, как монеты-бонусы, так и всевозможные препятствия. Основными двумя препятствиями являются валики с шипами и тонкие черные планки, на которых есть скрытые шипы. Эти шипы раскрываются не каждый раз, когда на них наезжаешь, но в том-то и сложность, что когда о них забываешь, острие раскрывается, и игра заканчивается.
В таких планках прямо посередине есть узкое место, где нет шипов, и через которое их можно безопасно пересечь. Так что будьте очень внимательны, передвигаясь по дорожке.
Вначале, конечно, мячик будет постоянно натыкаться на шипы, но потом у вас появится опыт.
Докатите шарик до конца игры!

Здесь вы можете бесплатно поиграть в онлайн игру "Катим Шарик: на Ловкость"



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: