Сенна айртон в бразилии. Айртон Сенна: биография. Чемпионы не уходят. Они остаются навсегда.

Биография добавлена: 11 Ноября 2015г.

Айртон Сенна да Силва (порт. Ayrton Senna da Silva , 21 марта 1960), Сан-Паулу, Бразилия - 1 мая 1994, Болонья, Италия) - бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира Формулы-1 (1988, 1990 и 1991).

По итогам опроса, проведённого британским еженедельником Autosport среди бывших и действующих участников чемпионата Формулы-1, Сенна был назван лучшим гонщиком в истории Формулы-1. Всего за десять лет выступлений он выиграл 41 гонку и завоевал 65 поул-позиций. Он получил от прессы прозвище «Волшебник». Наиболее яркая страница биографии Сенны - его соперничество с Аленом Простом в конце 1980-х - начале 1990-х. Сенна погиб в 1994 году в аварии на Гран-при Сан-Марино в Имоле.

Фрэнк Уильямс и Патрик Хед, как известно, не поставили своих водителей в оптимальные психологические условия, чтобы преуспеть в гонке. Несколько раз Феррари пытался установить контакт с бразильским вундеркиндом. Но Энцо Феррари не сумел привлечь жемчужину лотоса в своей конюшне. Но два года назад лучшим пилотом был Айртон Сенна Да Сильва. Вильнев, Прост, Манселл, Айртон с восторгом приручили Формулу-Инди, несмотря на разницу в весе и силе с автомобилем Формулы-1. На своей шестой расе среди элиты гонщиков Сенна поделился подиумом с Простом, под дождем Монако.

Айртон Сенна родился в семье богатого землевладельца. Его отец способствовал развитию гоночных талантов сына, посадив того за руль карта уже в четыре года. В тринадцать лет Айртон впервые участвовал в соревнованиях по картингу. Он описал этот эпизод в документальном очерке, опубликованном в начале 1980-х годов. Айртон вспоминал, что гонка проходила на улицах города, а стартовые позиции были написаны на листках бумаги, которые затем участники вытягивали из шлема. Айртону достался первый номер, и он стартовал с поула. Почти все участники были намного опытнее его, однако не могли догнать его на прямых, поскольку он был намного легче и его автомобиль ехал быстрее. Повороты Айртон проходил медленнее, и в одном из поворотов в его машину кто-то врезался сзади, из-за чего он вылетел с трассы.

В то время Найджел Мэнселл еще не появился, Сенна знал, что Кеке Росберг и Ники Лауда скоро уйдут на пенсию. Ален, мы скучаем по тебе, пришлось признаться бразильцу! Несмотря на конкуренцию молодой немецкой надежда Шумахер, бразильский архангел навсегда оставил без внимания своего соперника. Сирота Проста, но также и Манселла и Пике, его современники, Сенна была последним послом славного возраста автоспорта, перед молодым поколением которого г-н Сенна подозревал, что Бенеттон обманывает и использует анти - обвинения, которые были выявлены в течение лета.

В 1977 году он выиграл чемпионат Южной Америки по картингу. Затем он участвовал в чемпионате мира и занимал вторые места в семи гонках, но ни разу не смог победить.

В 1981 году Айртон женился на своей давней подруге - Лилиан Вашконселуш да Соуза. У них было много общих интересов, некоторое время они даже вместе участвовали в гонках, но всё же их брак продлился недолго - в 1983 году они развелись. «Этот брак был ошибкой», - говорил Сенна после развода, - «но она очень хорошо готовила». До сих пор неизвестно, кто был инициатором развода, но оба признавали, что Сенна придавал слишком большое значение гонкам и не мог сочетать их с супружеством. После этого у него было немало романов, но до женитьбы дело больше не доходило.

Превосходный бизнесмен, ранее ответственный за Бенеттон в Северной Америке в 1980-х годах, Флавио Бриаторе уже сумел подорвать Михаэля Шумахера Эдди Джордан в сентябре. Берни Экклстоун применил справедливость Соломона к роскошной гостинице на берегу из озера Комо, за несколько дней до Гран-при Италии Бриаторе также удалось создать блестящую техническую команду вокруг своего молодого немецкого виртуоза: Росс Браун, Рори Бирн, Пэт Саймондс и Джоан Вилладельпрат. В основе английской конюшни вскоре был только секрет Панча, и известие достигло ушей Сенны, что вызвало его гнев.

В 1978 году бразилец отправился в Европу, где сразу выиграл британский чемпионат в классе Формула-Форд 1600. С 1982 года Айртон начал выступать под девичьей фамилией своей матери - Сенна, поскольку фамилия да Силва была слишком распространена в Бразилии. В 1982 году Сенна выиграл европейский и британский чемпионаты Формулы-Форд 2000. В 1983 году с 13 победами в 20 гонках он стал чемпионом британской Формулы-3, победив при этом в самом престижном Гран-при Макао, в течение года он тестировал машины различных команд Формулы-1 - «Уильямс», «Макларен», «Брэбем» и «Тоулман», и зарезервировал себе место боевого пилота в последней на сезон 1984 года.

Ратценбергер, естественно, потерял контроль над своим болидом и не пережил насилия шока. Как и Шумахер, бразилец остановил свои тесты на месте. Сенна был настроен вести крестовый поход для повышения безопасности. Говорят, что Сенна, в случае победы в Имоле на его Уильямсе, хотел бы воздать должное Ратценбергеру с австрийским флагом. Судьба не давала ему времени. Один из последних снимков Сенны, в воскресенье, 1 мая, был тем, кто потерял звание чемпиона в своем кабине на стартовой решетке. Без шлема или капота, вопреки своим привычкам, тройной чемпион бразильского мира казался потерянным в своих мыслях за несколько минут до начала его первого и первого Гран-при.

Карьера в Формуле-1

Карьера в Toleman (1984)

Команда «Тоулман» была небольшой по сравнению с другими известными командами того времени, такими как «Уильямс», «Макларен» или «Брэбем». Несмотря на это, ей удалось создать неплохую машину, на которой Сенна и показал впервые свой талант гонщика в Формуле-1. Первое очко в чемпионате мира Формулы-1 он заработал 7 апреля 1984 года на трассе в Кьялами, где проходил Гран-при Южной Африки. В трёх последующих гонках он набрал ещё два очка, а затем на Гран-при Монако, проведя трудную гонку в условиях сильного дождя и обогнав нескольких гонщиков, имевших технически лучшие машины (в том числе двукратного чемпиона мира Ники Лауду), занял второе место, выиграть ему помешала лишь остановка гонки. Затем в ходе сезона Сенна ещё два раза поднимался на подиум, заняв третьи места в Гран-при Великобритании и Португалии, и по итогам года занял в чемпионате девятое место.

Снятый с автодрома Энцо э Дино Феррари в больницу Болоньи, Сенна не собирался пережить свои ужасные раны. Несколько дней спустя Эмерсон Фиттипалди, Ален Прост, Джеки Стюарт, Герхард Бергер и Деймон Хилл несли гроб этого национального героя на кладбище Морумби в своем родном городе Сан-Паулу. Затем итальянский суд приступил к судебному разбирательству по делу Сенны. Михаэль Шумахер взял, более жестоко, чем ожидалось, преемственность Сенны, его кумира молодости. Когда Рубиньо приходит в сознание, в Медицинском центре цепи Айртон у его постели.

Карьера в Lotus (1985–1987)

В следующем, 1985 году Сенна перешёл в более сильную команду - «Лотус» (этот переход сопровождался трениями с командой «Тоулман», с которой у Сенны был контракт ещё на год и которая не хотела отпускать его). Команда «Лотус» построила тогда одну из лучших своих машин того периода - 97Т, партнёром Сенны по команде был Элио де Анджелис. На первой трассе сезона - Гран-при Бразилии - Сенна вынужден был сойти из-за проблем с электроникой. На второй гонке сезона - Гран-при Португалии, проходившей 21 апреля 1985 года на трассе в Эшториле при сильном дожде - Сенна, впервые стартовав с поула, смог выиграть свою первую гонку в Формуле-1, завоевав «Большой шлем». Однако остальные гонки сезона были омрачены многочисленными техническими проблемами, и, несмотря на то, что Сенна нередко завоёвывал первые позиции в квалификациях, закончить гонки ему не удавалось. Он смог одержать ещё только одну победу - на трассе Спа, где проходил Гран-при Бельгии. К концу сезона Айртон набрал 38 очков и занял в чемпионате четвёртое место. Но в тот период у Сенны был один раздражитель - Элио де Анджелис. Элио был его напарником по Лотусу в 1985 году и набрал всего на пять очков меньше, чем бразилец. К тому же, в запасе итальянца была одна победа, что говорило о неслучайности хорошего выступления. Достойный соперник в команде не нравился Айртону и он прямо заявил, что не будет работать с ним в одной команде. Итальянца попросили уйти из команды. Позже бразилец аргументировал это тем, что в Лотусе не смогли бы на равных относиться к обоим пилотам. Так или иначе, но в 1986 году второе место в команде занял Джонни Дамфриз. Результаты аристократа из Великобритании ограничились тремя очками, тот сезон оказался для него первым и последним. А Элио перешёл в Брэбем и погиб в следующем году на тестах в Поль-Рикар.

Затем, успокоившись о состоянии своего протеже, он возвращается на свой стенд и возобновляет трек. После испытаний тройной чемпион мира задерживает свою пресс-точку, чтобы проверить свою машину со своим инженером Дэвидом Брауном. Затем он вернулся в отель и позвонил своему спутнику Адриане Галистуу и начал плакать, рассказывая ему об аварии в Баррикелло. Самеди 30 апреля: Смерть Ратценбергера Сенны была самой быстрой ночью и обсуждалась со своим товарищем по команде, Деймон Хилл.

Позже выяснится, что в его шлем вошли две части механических частей, что привело к смертельным травмам. Доктор Сид Уоткинс, его друг, последний раз дышит, но все же практиковал трахеотомию на краю взлетно-посадочной полосы, прежде чем пилот был эвакуирован вертолетом в Больницу Маджоре, где его сердце перестало биться. Леонардо называет священника последними таинствами, и его смерть объявляется в 18.

Второй сезон в «Лотусе», 1986 года сложился у Сенны лучше благодаря тому, что инженеры команды хорошо поработали над машиной, и она стала более надёжной. На старте сезона в Гран-при Бразилии Сенна занял второе место вслед за своим соотечественником Нельсоном Пике, а затем захватил лидерство в чемпионате мира после победы на трассе Херес в Испании, где он до последней секунды сдерживал шедшего вторым Найджела Мэнселла, который на финише отстал от Сенны всего на 14 тысячных секунды. Но это лидерство не продержалось долго - чемпионат стал ареной борьбы главным образом «Макларена» и «Уильямса», а «Лотус» снова стал страдать от механических проблем. Несмотря на это, Сенна одержал ещё одну победу и ещё в трёх гонках смог занять второе место и закончил чемпионат с 55 очками, завоевав при этом восемь поулов. Однако пилоты «Макларена» и «Уильямса» - Прост, Пике и Мэнселл - выступили столь хорошо, что этих очков Сенне снова хватило лишь для четвёртого места в чемпионате.

Он хотел поколебать его после победы, отдав дань уважения Ратценбергеру Эйртону Сенне вкратце. Место рождения: Сан-Паулу. Победы: 41. Подиумы: 80. Полюсные позиции: 65. Рейтинговые водители чемпионата мира: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 9-й. Он смотрел по телевизору со своими сыновьями Гран-при Сан-Марино Формулы-1, третьей гонки чемпионата мира, которая проходила на трассе Имола, и он только что видел несчастный случай, который заставил его залезть в машину и добраться до больницу еще до того, как его пейджер начал играть.

Это был уик-энд смерти Айртона Сенны, который до сих пор определяется сегодня, спустя двадцать лет после его смерти, как величайший наездник всех времен, и тот, кто его поддерживает, обычно делает это с лукавым и трезвым выражением прослеживается на лице того, кто - когда вы в конечном итоге выступаете величайшим из когда-либо - цитирует других легендарных чемпионов вместо него. Трагедия этого уик-энда была определена серией невероятных и неудачных событий, и смерть Сенны была только последней и самой громкой новостью.

Сезон 1987 года также был многообещающим. Компания «Рено» объявила об уходе из автоспорта, и команда «Лотус» стала использовать мотор «Хонда», который был более мощным и надёжным. Начало сезона у Сенны не сложилось, но затем он выиграл подряд две гонки - престижный Гран-при Монако и Гран-при США в Детройте - и вновь оказался лидером чемпионата. Но Мэнселл и Пике на «Уильямсах» и в этом сезоне показывали столь впечатляющие результаты, что Сенне было трудно за ними угнаться, и после Гран-при Мексики, где Сенна вылетел с трассы из-за неисправного сцепления, он потерял шансы на чемпионский титул, за который продолжали бороться между собой Пике и Мэнселл. За две гонки до конца сезона Мэнселл пострадал в аварии на свободных заездах перед Гран-при Японии и не смог принять участие в этой гонке, а также в последующем Гран-при Австралии. Это давало Сенне шансы на второе место, и он сделал всё, что мог, заняв вторые места в обеих гонках и набрав достаточно очков для второго места. Однако после Гран-при Австралии стюарды установили, что отверстия для охлаждения тормозов на машине Сенны были шире, чем предусмотрено регламентом, и Сенна был дисквалифицирован. Из-за этого по итогам сезона он с 57 очками занял третье место.

Часто говорят, что в Италии нет другого вида спорта, кроме футбола, но в те дни о Сенне ничего не говорилось, и известие о его смерти полностью подорвало новостную иерархию и привычки. 2 мая, в тот день, когда газетные киоски теоретически останутся закрытыми в связи с праздником 1 мая, несколько газет пошли в печать со специальным изданием, и многие газетные киоски открылись утром.

Шон также имел некоторые трудности в адаптации к новому автомобилю, сигнализируя о герметичности салона и нестабильности автомобиля в кривых. Первые две гонки выиграл молодой и многообещающий немецкий наездник, Михаэль Шумахер, который вел Бенеттон и уже замечал в предыдущие два сезона, потому что он был очень быстрым и потому что он был довольно амбициозным и наглым, как это бывает со многими образцы. Шумахер выиграл первые два Гран-При в Бразилии и Японии, в то время как Сенна ушел в отставку в обеих гонках, а затем вышел на Гран-при Сан-Марино с 0 очками против Шумахер 20.

В ходе сезона 1987 года у Сенны установились хорошие отношения с компанией «Хонда», и, когда в конце сезона срок контракта Сенны с командой «Лотус» истёк, он был приглашён в команду «Макларен», которая с 1988 года стала использовать моторы «Хонда».

Карьера в McLaren (1988–1993)

В 1988 году Сенна оказался в «Макларене», где его напарником стал Ален Прост, к тому времени двукратный чемпион мира. Так было положено начало жёсткой конкуренции между ними, кульминацией которой стали несколько гоночных инцидентов с участием этих двух пилотов. В сезоне 1988 года на долю этой пары пришлось 15 побед из 16 (только Гран-при Италии выиграла команда «Феррари»), из которых 8 принадлежали Сенне и 7 - Просту. В чемпионате Прост набрал больше очков в общей сложности, но в то время в зачёт чемпионата шли результаты лишь 11 лучших гонок, поэтому чемпионом в итоге стал Сенна.

Имола изменилась, но по-другому. Рубенса Баррикелло, пятница 29 Несколько великих гонщиков в истории Формулы 1 были бразильцами: Эмерсон Фиттипалди, Нельсон Пике, Айртон Сенна. Сессия была немедленно прервана. Сильное торможение и повторяющиеся удары шлема против салона салона вызвали Баррикелло временную потерю чувств. Он был немедленно спасен, а затем доставлен в медицинский центр, который обычно устанавливается в тех сетях, где проводится Гран-при. Несмотря на кажущуюся серьезность инцидента, Баррикелло взлетел с частичным переломом к ребрам и носу и некоторым поверхностным ранам.

В следующем сезоне 1989 года конкуренция ещё более обострилась, выливаясь в постоянную борьбу на трассе и психологическую войну вне её. Типичным эпизодом этой борьбы стал, например, Гран-при Германии, где Прост и Сенна боролись за первое место в течение всей гонки; выиграл её Сенна. Чемпионом стал Прост после инцидента в предпоследней гонке на трассе в Судзуке, когда Сенна попробовал осуществить трудный обгон, и две машины столкнулись, зрелищно зацепившись друг за друга. Этот манёвр со стороны Сенны был очень рискованным, и многие затем критиковали его за эту попытку. В то же время признавалось, что это место на трассе было практически единственным, где был возможен обгон, и если бы Сенна не попытался это сделать, то чемпионский титул совершенно точно достался бы Просту. Некоторые считают также, что в столкновении был виноват Прост, не пожелавший пропустить Сенну, когда тот уже фактически обогнал его по внутренней траектории. Сенна смог вернуться в боксы, сменить передний спойлер и продолжить гонку, выиграв её, однако после гонки он был дисквалифицирован. Сенна публично заявил, что в этом эпизоде он «был грубо ограблен», что вызвало санкции со стороны FIA - Сенну оштрафовали на сто тысяч долларов и временно лишили лицензии на участие в гонках Формулы-1. К началу следующего сезона Сенна, заплатив штраф и извинившись перед FIA, вернул себе лицензию.

Первым, кто вышел из медицинского центра в контуре, была Сена, которая прямо следила за состоянием здоровья Баррикелло: Все в порядке, все в порядке, у него напугана, и это немного странно, но все в порядке, Шон сказал журналистам, покидающим медицинский центр.

В предыдущие годы Сена проводила много времени - как на трассе, так и на обычных встречах пилотов с гоночными комиссарами - в защиту безопасности пилотов. Автомобиль не мог двигаться - он был без колес, но перегрев двигателя мог вызвать пожар или взрыв в случае сопутствующей утечки топлива, что необычно в таких авариях. Во время отборочных соревнований Гран-при Ратценбергер Симтек пропустил одну из самых быстрых точек трассы: длинную прямую впереди кривой Вильнева, удар, который гонщики преодолели более 300 километров в час.

Перед сезоном 1990 года Прост ушёл в команду «Феррари», объяснив это тем, что в «Макларене» отдавали предпочтение Сенне. Но судьба чемпионата снова решалась в предпоследней гонке на той же трассе в Судзуке, и снова борьба шла между Простом и Сенной. Их машины снова столкнулись, на этот раз в первом повороте после старта, и оба выбыли из гонки. К этому моменту больше очков было у Сенны, и он стал чемпионом. По данным телеметрии, Сенна даже не попытался затормозить перед столкновением. Многие считали, что это была месть Просту за столкновение годичной давности, и критиковали Сенну за неспортивное поведение. Сенна сначала не признавал явную справедливость этой версии, но и не очень стремился опровергнуть её; год спустя в интервью перед началом Гран-при Японии 1991 года он признал, что спровоцировал столкновение намеренно, и снова обвинил FIA в том, что чемпионский титул 1989 года у него отобрали.

Выход на ВПП был вызван пробоем переднего самолета, что сделало машину совершенно изобретательной: Ратценбергер не мог даже установить ее, кривую Вильнёва, и врезался в стену. Когда машина остановилась на трассе, полумертвой, и с пилотом, все еще стоявшим на борту, серьезность аварии была сразу очевидна для всех: в телевизионном кадре появился шлем Ратценбергера, а затем остановился без реакции. Другие телевизионные кадры также показали реакцию Сенны на повторение аварии и прямое спасение у Ратценбергера на трассе.

Сена отправилась на место происшествия, чтобы помочь в спасении, практически бесполезно, потому что удар против стены вызвал смертельный перелом Ратценбергера на краниальной базе. Его немедленно отвезли в больницу Маджоре в Болонье, где он умер через несколько минут. В эту субботу днем ​​есть фотография, которую Сенна и Уоткинс изображают на трассе на месте аварии Ратценбергера после транспортировки в больницу.

В сезоне 1991 года основная борьба шла между Сенной и Найджелом Мэнселлом, выступавшим за «Уильямс». Сенна выиграл четыре гонки в начале сезона, в следующих гонках удача была на стороне Мэнселла. К концу сезона шла равная борьба, но на Гран-при Японии Мэнселл вылетел с трассы и потерял шансы в борьбе за чемпионат. Сенна завершил сезон победой в досрочно остановленной гонке в Австралии и стал чемпионом в третий раз.

Квалификация продолжалась, и Сена, которая не делала больше кругов, все еще получила поул-позицию перед Михаэлем Шумахером в сюрреалистической атмосфере. Были серьезные инциденты в течение предыдущего десятилетия, часто очень серьезные и впечатляющие, но на самом деле это было 12 лет, что гонщик Формулы-1 не погиб на трассе во время гоночного уик-энда; двумя последними были Жиль Вильнев в Бельгии и Риккардо Палетти в Канаде, оба погибли в результате несчастных случаев во время.

Мы долго разговаривали, когда Сенна была эмоционально обеспокоена смертью Ратценбергера, и Уоткинс тогда поговорил о разговоре с Сейной ночью перед Гран-при. Для тех, кто не следует за Формулой 1, но время от времени они закрывают глаза на телевизор: это момент перед отъездом, где по-прежнему много людей на главной прямой. За эти несколько минут большинство пилотов обычно выходят из машины, пользуются возможностью посещать ванную комнату, разговаривать с техническими специалистами о стратегии или давать короткие интервью журналистам.

В 1992 году, благодаря интенсивной работе, проделанной в межсезонье инженерами «Уильямса», Мэнселл имел большое преимущество и выиграл 9 гонок из 16, досрочно став чемпионом. Сенна смог выиграть лишь три гонки - Гран-при Монако, Венгрии и Италии, причём победой в Монако Сенна был обязан лишь тому, что за десять кругов до финиша на машине шедшего первым Мэнселла лопнуло колесо. В конце сезона Сенна сказал, что ему мешало не только техническое преимущество «Уильямса», но и отсутствие Проста - без него Сенна потерял ориентир, никак не мог воспринять Мэнселла как серьёзного соперника и поэтому испытывал проблемы с мотивацией.

В это воскресенье Айртон Сенна предпочла остаться в салоне автомобиля без шлема, закрыв глаза, пытаясь сосредоточиться перед отъездом. Пилоты не пострадали, но некоторые зрители получили ранения от мусора, слетавшего с трассы. Автомобиль безопасности, автомобиль безопасности, за которым пилоты должны были стоять в таких опасных ситуациях, должен был ехать на трассу: нужно было перемещать автомобили с инцидентами и очищать дорожку от мусора, прежде чем они могли нормально стартовать. Гонка возобновилась после пяти кругов, ведомых машинами за машиной безопасности.

На 1993 год у Сенны не было контракта ни с одной из команд. Найджел Мэнселл ушёл из Формулы-1 в серию Индикар, и в команду «Уильямс», технически лучшую на тот момент, пришёл Ален Прост. Сенна пытался также получить место в «Уильямсе», однако Прост потребовал, чтобы команда отказалась от такого шага. «Макларен» в это время испытывал проблемы: компания «Хонда» ушла из Формулы-1, а «Рено», которая поставляла моторы «Уильямсу», отказалась поставлять их также и «Макларену». В конце концов, руководителю команды Рону Деннису удалось заключить контракт с компанией «Форд», однако он предусматривал, что «Макларену» будут поставляться менее мощные моторы, чем команде «Бенеттон» - основному партнёру «Форда». В «Макларене» надеялись, что им удастся нивелировать это отставание с помощью лучшего шасси и более совершенной электроники. Сенна тестировал «Макларен» в межсезонье и нашёл, что шасси вышло действительно очень хорошим, но всё же недостаток силы мотора ощущался. Поэтому Сенна отказался подписать контракт с «Маклареном» на весь сезон, но согласился ездить, заключая соглашение на каждую гонку в отдельности. Начало сезона получилось впечатляющим: на открытии сезона в Южной Африке Сенна занял второе место, а затем победил на двух гонках подряд - Гран-при Бразилии и затем Гран-при Европы (эта гонка, проходившая в дождь, считается одной из лучших гонок Сенны). Неожиданный успех продолжился победой в Гран-при Монако. После этого Сенна подписал контракт с «Маклареном» на остаток сезона и стал агитировать компанию «Форд» поставлять лучшие моторы «Макларену». Однако в последующих гонках Ален Прост смог лучше приспособиться к машине «Уильямс» и стал показывать всё более высокие результаты и, в конце концов, выиграл чемпионат. Сенна завершил сезон победами в Гран-при Японии и Гран-при Австралии и завоевал вице-чемпионский титул, что стало достойным завершением его карьеры в команде «Макларен».

Он разбился о стену в конце участка, где он достиг скорости 300 километров в час. Гонка была немедленно прервана. Было подсчитано, что - в пространстве и в кратчайшие сроки перед ударом Сенна попытался остановить машину, торможя и замедляясь внезапно, и это могло бы уменьшить ее скорость на сто километров. Воздействие было, однако, очень жестоким и почти лобным, и машина отскочила от взлетно-посадочной полосы, полумертвая, но с защитной ячейкой, практически не поврежденной. Во время прямых телевизионных съемок автомобиля, теперь остановились, они показали, что шлем Сенны движется немного, а затем больше нет.

Карьера в Williams (1994)

Мастер квалификаций

Айртон Сенна был признанным мастером квалификаций своего времени. За свою карьеру в Формуле-1 он 65 раз занимал в них первые места, что на тот момент было рекордом. Этот рекорд держался и после смерти Сенны в течение 12 лет и был превзойдён Михаэлем Шумахером только в 2006 году на Гран-при Сан-Марино, причём Шумахеру потребовалось для этого провести 236 Гран-при, тогда как Сенна за всю свою карьеру в Формуле-1 принял участие только в 162. Стоит, однако, заметить, что вопреки широко распространённому заблуждению, и по этому показателю Айртон не на первом месте в Формуле-1. Как минимум трое пилотов в истории имеют относительные результаты (соотношение поулов и количества проведённых гонок) лучше, чем у Сенны. Так, Хуан-Мануаэль Фанхио провёл 52 Гран-при и выигрывал первое место на старте 29 раз (55,8 %). Джим Кларк в 73-х проведённых Гран-при 33 раза занимал первую позицию на старте (45,2 %). Альберто Аскари провёл 33 Гран-при, и при этом 14 раз стартовал с поул-позишн (42,4 %). У Сенны это соотношение составляет только 40,1%. Одной из наиболее показательных стала квалификация Гран-при Монако в 1988 году. Сенна, уже завоевав первое место на старте (все остальные гонщики, которые могли бы опередить его, уже проехали положенное количество кругов), продолжал ехать, улучшая и улучшая время на круге, и, в конце концов, более чем на две секунды опередил всех, включая Алена Проста, выступавшего на такой же машине. Потом Сенна рассказывал, что оказался как бы в другом измерении. «Как будто я оказался в тоннеле - не только в тоннеле под отелем, а вся трасса была для меня тоннелем. Я был уже далеко за известными пределами, но на каждом круге мог найти возможность идти ещё быстрее. Потом меня как будто что-то ударило, я очнулся и понял, что нахожусь совсем не в той атмосфере, в которой обычно находится человек. Я медленно доехал до боксов и больше никуда не ходил в тот день. Это испугало меня, потому что было за гранью разумного понимания» , - вспоминал он.

Гонка после этой квалификации также получилась не совсем обычной. Сенна сразу захватил лидерство и стал отрываться, не дав остальным практически никаких шансов. Но за 11 кругов до финиша, когда Сенна опережал шедшего вторым Проста более чем на 50 секунд, его машина врезалась в рельс безопасности в повороте «Портье». Никаких видимых причин для этого не было - машина была в порядке, и никого из других гонщиков не было поблизости. Сенна не пострадал и, покинув машину, не стал даже идти в боксы, а пошёл домой (он жил в Монако, и его дом был неподалёку от места аварии). После окончания гонки в течение нескольких часов никто не мог его найти, поднялся переполох. Потом Сенна объяснял репортёрам: «Я посмотрел остаток гонки по телевизору, принял душ и лёг спать, поскольку гонка была трудной, и я очень устал. Я не понимаю, отчего все так разволновались» .

Человек дождя

Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников - скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя».

В сезоне 1984 года, когда Сенна пришёл в Формулу-1, первой дождевой гонкой был Гран-при Монако - гонка, которая считается трудной даже при хорошей погоде, поскольку она проходит по улицам города. Сенна, имея далеко не самую лучшую машину (Toleman TG184), стартовал с 13-го места. Когда гонка была остановлена после 31 круга (дождь стал настолько сильным, что продолжать гонку было слишком опасно), Сенна был на втором месте, быстро догоняя идущего первым Алена Проста. Это было очень необычным для Монако, где обгоны сильно затруднены и даже при гонке на сухой трассе нередко не происходит ни одного обгона.

Свою первую победу на трассе в Эшториле в 1985 году Сенна одержал также в условиях сильного дождя, когда даже шедший вторым Ален Прост не справился с управлением, его развернуло и бросило на стену. Вторая гонка, в которой Сенна одержал победу в 1985 году - Гран-при Бельгии - тоже проходила в дождь. Впоследствии Сенна провёл немало интересных дождевых гонок, которые запомнились и экспертам, и болельщикам.

Одной из самых ярких дождевых гонок Сенны стал Гран-при Европы 1993 года, проходивший на трассе в Донингтон-парке. Сенна на «Макларене» занял в квалификации 4 место, пропустив вперёд Алена Проста и Деймона Хилла на «Уильямсах» и Михаэля Шумахера на «Бенеттоне». В тот момент считалось, что болид «Уильямс FW15С», на котором выступали Прост и Хилл, сильно превосходит «Макларен MP4/8», на котором выступал Сенна, и шансов на победу в гонке у «Макларена» немного. Некоторые эксперты считают, что «Уильямс FW15С» был технически наиболее совершенным болидом из тех, что когда-либо выступали в Формуле-1. Но гонка началась при сильном дожде, что спутало все прогнозы. Сразу после старта Хилл выдавил Шумахера на внешнюю сторону, а тот, в свою очередь, выдавил Сенну, которому некуда было деваться. В этот момент Вендлингер, стартовавший пятым, смог обойти по внутренней траектории и Сенну, и Шумахера, оставив их пятым и четвёртым соответственно. Однако Сенна, сначала переместившись на внутреннюю сторону траектории, смог обойти Шумахера, а затем, в скоростном левом повороте, неожиданно занял внешнюю сторону, где никто больше не ехал. Это решение казалось полностью ошибочным, но Сенна ехал по внешней стороне настолько быстро, что легко обогнал Вендлингера и успел занять нужную позицию перед следующим правым поворотом. Скорее всего, сцепление с трассой на внешней стороне было намного лучше, чем на внутренней, и Сенна оказался единственным из гонщиков, кто смог предугадать это. Затем, проходя повороты гораздо быстрее, чем «Уильямсы», он обогнал сначала Хилла, а затем Проста, и к концу первого круга уже был на первом месте. Многие эксперты после гонки говорили, что это был лучший первый круг гонки, который они когда-либо видели. В дальнейшем дождь то прекращался, то начинался снова, гонщики постоянно меняли резину, при этом Сенна несколько раз в течение гонки затягивал смену резины, продолжая ехать по мокрой трассе на сликах. В результате на финише гонки в одном круге с победившим Сенной был только Хилл, который отстал от Сенны на 80 секунд.

С лучшим кругом в гонке получилось и вовсе занятно: Сенна проехал через пит-лейн, не останавливаясь, и установил таким образом лучший круг - из-за особенностей конфигурации трассы путь через пит-лейн был короче, и несмотря на то, что бразилец был в этот момент на дождевой резине, круг получился быстрее, чем круги, пройденные до этого на сликах по нормальной траектории. В этот момент Сенна не только лидировал, но и обгонял всех остальных участников на круг, и, проезжая через пит-лейн, помахал своим механикам, что дало комментаторам повод думать, что это был экстравагантный жест со стороны бразильца. Но после гонки Сенна объяснил, что это вышло случайно - он собирался сменить дождевую резину на слик, но, уже свернув на пит-лейн, заметил, что дождь начал идти снова, и решил продолжить гонку на дождевой резине. Поприветствовать механиков, по его словам, было в этой ситуации совершенно естественным, а о лучшем круге он вообще не думал.

Характер Сенны

На трассе Сенна был предельно целеустремлённым и всегда стремился победить, нередко пилотируя машину на грани возможного. Многие считали его стиль вождения слишком опасным и говорили, что для него победа важнее жизни. Когда однажды Сенна признался, что верит в Бога, Ален Прост сказал, что Сенна, скорее всего, думает, что Бог помогает ему пилотировать машину, и поэтому ведёт себя на грани сумасшествия. Мартин Брандл также говорил: «Несомненно, Сенна - гений. Но это значит, что жизненный баланс в нём сильно смещён в одну из сторон. Он так сильно развил свои навыки, что часто находится за гранью. Это опасный знак».

Сам Сенна признавал, что стремится в каждой гонке достичь пределов собственных возможностей, но говорил, что главное для него - не превосходство над другими, а познание самого себя. «Это очень завораживающее исследование» , - говорил он. - «Когда я стремлюсь к победе, я всегда нахожу в себе ещё немного больше, снова и снова. Но в этом есть противоречие: когда ты становишься быстр как никогда, то ощущаешь себя невообразимо хрупким и уязвимым, потому что за долю секунды всё это может исчезнуть. И две эти крайности, дополняя друг друга, помогают познать себя, всё глубже и глубже».

С другой стороны, некоторые считали, что ради победы в гонке Сенна был готов на многое, в том числе даже на неблаговидные поступки. В связи с этим особенно часто упоминалось столкновение с Аленом Простом в конце сезона 1990 года. Ходили слухи, что перед этой гонкой Сенна в кулуарной обстановке боксов сказал, что если Ален войдёт первым в первый поворот, то он там и останется - что и случилось в гонке. Примечательно, что другой великий гонщик Формулы-1, Михаэль Шумахер, после постоянных эпизодов собственного неспортивного поведения - на Гран-при Европы 1997 года в Хересе (столкновение с главным соперником Жаком Вильнёвом, после которого последний, однако, остался на трассе) - заявлял в прессе, что когда это делал Айртон Сенна, то это была обычная практика, а когда так делает он сам, то все считают это нарушением принципов «честной игры».

Сенна бывал вспыльчив и совершал порой необдуманные поступки в отношении гонщиков, которые, как ему казалось, некорректно вели себя с ним в гонках. Так, например, в 1993 году, после того как Эдди Ирвайн обогнал его, чтобы выйти из числа отстающих на круг, и при этом помешал бразильцу, тот затеял выяснение отношений с Ирвайном, которое закончилось рукоприкладством.

В то же время, когда дело не касалось борьбы на трассе, Сенна не раз помогал другим гонщикам. В 1992 году на трассе Спа, где проходил Гран-при Бельгии, во время субботней квалификации Эрик Кома́ попал в тяжёлую аварию на прямой возвращения, где все гонщики ехали на очень высокой скорости. Сенна, увидев это, остановил свою машину, вылез из неё и с риском для жизни побежал к разбитой машине Кома, успев отключить на ней электропитание до того, как начался пожар. В 1993 году на той же трассе в Спа, когда в ходе свободных заездов Алессандро Занарди на большой скорости врезался в стену в трудном повороте Оруж, Сенна покинул свою машину, чтобы помочь пострадавшему пилоту.

Личные отношения с гонщиками у Сенны складывались по-разному. С некоторыми они были весьма напряжённые - в частности, с Аленом Простом и Нельсоном Пике, дело доходило до весьма острых обоюдных высказываний в адрес друг друга. Айртон почти открыто намекал на свою близкую связь с супругой Нельсона (при этом люди, знавшие их обоих, утверждали, что это была неправда). Справедливости ради следует отметить, что войну между Сенной и Пике начал Пике, и войну некрасивую, из зависти. Айртон был моложе и ещё даже ни разу не был чемпионом мира, но на родине, в Бразилии, его любили больше и в 1987 году назвали лучшим спортсменом своей страны, и это даже несмотря на то, что Пике в том же году стал уже трёхкратным чемпионом мира в Формуле-1. И Пике, известный своим острым и безжалостным языком, стал распространять порочащие Сенну слухи. А Айртон, как человек горячий, но при этом чрезвычайно ранимый, просто мстил Нельсону. В гонках же Сенна поклялся превзойти Пике и сделал это.

В то же время другие гонщики - Рубенс Баррикелло, Герхард Бергер - были близкими друзьями Сенны.

Вне трассы Сенна отличался мягким характером, был гуманистом и религиозным человеком. Он был очень обаятелен, за что его любили и журналисты, и болельщики во всём мире. Многие из общавшихся с ним говорили, что его улыбка и голос производили почти гипнотическое действие.

Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в Бразилии и завещал для той же цели всё своё состояние (которое на момент его смерти оценивалось примерно в 400 миллионов долларов). При жизни Айртон предпочитал не говорить об этом публично, и о его пожертвованиях стало известно лишь после его смерти.

Фрэнк Уильямс, в команде которого Сенна провёл свой последний сезон, говорил о нём: «Айртон был очень неординарной личностью. На самом деле он был ещё более великим человеком вне гонок, нежели в них».

Деймон Хилл, последний напарник Сенны по команде, сказал в одном из своих интервью: «Он был благородным человеком, но беспощадным на трассе, например, по отношению к Алену Просту. Но точно так же он не щадил себя. Исключительный человек. Он отдавал себе отчёт, сколь велика его слава, и, думаю, хотел с её помощью как-то улучшить этот мир. К сожалению, завершить задуманное ему не удалось. Но его влияние распространялось не только на гонки».

Гибель Сенны

В 1994 году Сенна перешёл из «Макларена» в «Уильямс-Рено», сильнейшую на тот момент команду. Несмотря на завоевание поул-позишн в первых двух гонках сезона - Гран-при Бразилии и Тихого океана, финишировать в них ему не удалось. При этом обе гонки выиграл Михаэль Шумахер на «Бенеттон-Форд», который неожиданно стал главным претендентом на титул. 1 мая 1994 года Айртон участвовал в третьей за свою новую команду гонке - Гран-при Сан-Марино. Он снова выиграл поул, но гонка закончилась для него трагически.

В течение всего уикенда, в который проходила эта гонка, постоянно случались различные неприятности, из которых наиболее серьёзными стали две. Сначала во время пятничных свободных заездов в серьёзную аварию попал Рубенс Баррикелло. Он сломал нос и ребро, оказался в больнице и не смог из-за этого участвовать в гонке. Баррикелло недавно пришёл в Формулу-1 и считался протеже Сенны. Сенна навестил Баррикелло в больнице (врачи запретили ему это делать, поэтому Айртону пришлось перелезть через стену) и после разговора с ним пришёл к выводу, что нужно пересматривать стандарты безопасности в Формуле-1. На следующий день во время субботней квалификации погиб 33-летний австрийский гонщик Роланд Ратценбергер, проводивший всего третий Гран-при в карьере - его машина вылетела с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 314 километров в час и ударилась левой стороной о железный ограничитель. Эта смерть шокировала всех, поскольку в течение предыдущих 12 лет никто из гонщиков не погибал на трассе (в 1982 году в Монреале во время Гран-при погиб итальянец Риккардо Палетти, а в 1986 году от отравления угарным газом после аварии на тестах умер другой итальянец Элио де Анджелис) и многие впервые переживали такой момент. Сенна ещё более уверился в том, что необходимо срочно принимать меры по повышению безопасности гонок. Утром, в воскресенье, по инициативе Сенны, состоялось собрание гонщиков, на котором они договорились создать рабочую группу по безопасности, которая занялась бы разработкой плана мероприятий.

На старте гонки болид финна Юрки Ярвилехто заглох и в него, набирая скорость, врезался Педру Лами (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.

Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеостомию и на вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания. После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс смертельную травму.

По некоторым данным, смерть была вызвана переломом основания черепа в результате огромной перегрузки в момент удара. Однако в документальном фильме «Сенна» говорится, что на его теле не было ни одной сломанной кости и даже ни одного синяка, то есть если бы роковой кусок подвески прошёл на пару дюймов выше, Сенна бы просто вылез из машины и пошёл в боксы. Однозначно то, что если бы в то время использовали современные средства пассивной безопасности, которые ограничивают перемещение головы относительно плеч, то, исход аварии был бы иным, учитывая, что Айртон Сенна стал предпоследним гонщиком Формулы-1, погибшим во время гонки.

После того как Сенну увезли в больницу, гонка была возобновлена; в ней победил Михаэль Шумахер. Некоторые медики и гонщики считают, что Сенна умер сразу же после аварии и его транспортировка в больницу была бессмысленной - организаторы гонки якобы пошли на это потому, что, объявив о смерти гонщика немедленно, было бы неэтично возобновлять гонку, и её организаторы, включая FIA, понесли бы серьёзные убытки. Эта точка зрения опровергается официальными представителями FIA и организаторами гонки. На самом деле по итальянским законам в случае гибели гонщика необходимо немедленно прекратить соревнования и закрыть автодром. Возможно, в этом и кроется истинная причина сокрытия времени смерти.

Среди экспертов до сих пор нет единства по поводу причин аварии. Высказывались самые различные версии: от недостаточного прогрева шин вследствие нескольких кругов за машиной безопасности до мгновенной потери сознания пилотом из-за высоких перегрузок. Наиболее распространённой версией, которая была признана достоверной итальянским судом, проводившим разбирательство, является неисправность рулевого управления. Рулевая колонка в болиде Сенны была искусственно удлинена посредством трубчатой вставки (рулевой вал в колонке был разрезан, и в место разреза была вставлена стальная трубка, которую обварили по краю). После аварии эта вставка оказалась сломанной по месту сварки, но произошло ли это непосредственно перед аварией (что привело к вылету болида с трассы) или она сломалась от удара - эксперты так и не сумели определить.

Существует ещё одна версия. Из видеозаписи последних кругов перед аварией видно, как из-под днища перед поворотом Тамбурелло вылетают искры, а также перед самим моментом столкновения. Это может свидетельствовать о контакте днища с полотном. Если днище болида касается полотна, то часть веса машины оно берёт на себя, при этом сила сцепления покрышек резко снижается. Так как до этого покрышки успели остыть за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими.

В рукаве комбинезона Сенны был найден испачканный кровью австрийский флаг. По всей видимости, Сенна собирался посвятить свою победу погибшему за день до этого Ратценбергеру, хотя никому не сказал об этом. Остатки машины после судебного разбирательства были возвращены команде «Уильямс» и, согласно её заявлению, уничтожены.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек. Одним из тех, кто нёс его гроб, был давний соперник Сенны Ален Прост. Сенну похоронили на кладбище Морумби близ Сан-Паулу.

После смерти

Незадолго до смерти Айртон Сенна создал благотворительный фонд Ayrton Senna Foundation , целью которого была помощь бедным молодым людям в Бразилии и в других странах. После смерти Сенны, по его завещанию, к этому фонду перешло всё его состояние, которое на тот момент составляло более 400 млн долларов. Поэтому и в наши дни имя Сенны для миллионов людей в мире связано с надеждами на лучшую жизнь.

Для тех, кто знал Сенну, он остаётся примером высочайшего профессионализма, который сочетался с человечностью и обаянием. Многие из известных в Формуле-1 людей, много сделавших для её развития - Берни Экклстоун, Макс Мосли, Рон Деннис и другие - говорили в своих интервью, что считают именно Сенну лучшим гонщиком всех времён, и не только из-за показанных им результатов в гонках, но и из-за того влияния, которое он оказывал и продолжает оказывать на умы многих людей. Примечательно, что по прошествии нескольких лет после смерти Сенны Берни Экклстоун заявлял, что после ещё нескольких побед Шумахера о Сенне, как и о Просте и других уже не выступающих гонщиках, быстро забудут, однако позже изменил своё мнение.

Завоевав звание чемпионов мира по футболу в 1994 году, бразильская сборная развернула на поле плакат, посвящающий этот титул Айртону Сенне.

В 2000 году в Бразилии был проведён социологический опрос, в котором бразильским гражданам предлагали назвать лучшего бразильца за всю историю страны. Результаты опроса показали, что самым великим из бразильцев считается Айртон Сенна, несмотря на то, что к тому времени было известно немало выдающихся бразильцев (например, Пеле).

Журнал F1 Racing дважды после смерти Сенны, в 1997 и 2004 годах, проводил опросы экспертов для определения лучших гонщиков за всю историю Формулы-1. В опросах участвовали 77 экспертов, каждый из которых должен был назвать 10 гонщиков, которых он считает лучшими, затем результаты сводили, и список ста лучших гонщиков публиковался в журнале. По результатам обоих опросов Сенна занимал первые места, опережая таких известных гонщиков, как Михаэль Шумахер, Ален Прост, Хуан Мануэль Фанхио и Джим Кларк. В том же году, в десятилетие смерти Сенны, в Бразилии вышла книга Эрнесто Родригеса Ayrton, the Hero Revealed (в португальском варианте Ayrton, o Herói Revelado ), в которой описывалась жизнь и карьера Сенны, включая неизвестные ранее подробности.

21 апреля 2004 года перед Гран-при Сан-Марино на стадионе в Имоле был проведён футбольный матч, посвящённый памяти Айртона Сенны. В этом матче соревновались сборная Бразилии, составленная из игроков - победителей чемпионата мира по футболу 1994 года, и команда, составленная из известных гонщиков Формулы-1 (Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Рубенс Баррикелло и другие). На матч было продано свыше 7000 билетов, весь доход пошёл в фонд Ayrton Senna Foundation .

Могила Айртона Сенны на кладбище Морумби стала местом паломничества. По данным Р. Филипа (2007 г.), она привлекает больше людей, чем могилы Джона Ф. Кеннеди, Мэрилин Монро и Элвиса Пресли вместе взятые. Многие гонщики посещают могилу Сенны во время проведения Гран-при Бразилии. Надпись на могиле гласит: «Ничто не сможет отлучить меня от любви Божией» (цитата из послания ап. Павла к Римлянам гл.8,ст.39).

Именем Сенны названы множество улиц в разных городах Бразилии, шоссе в провинции Сан-Паулу, а также два бразильских автодрома (близ городов Каруару и Лондрина), на которых проходят этапы бразильских и южноамериканских гоночных чемпионатов. Первая шикана на автодроме Интерлагос, где обычно проходит один из этапов чемпионата Формулы-1, также носит имя Сенны («S» do Senna ). Также его именем названо множество поворотов и на других автодромах. Так, в Австралии на автодроме Мельбурн-Парк именем Сенны назван один из последних поворотов. А в Канаде его именем названа первая шикана. Спустя некоторое время поворот «Тамбурелло» сгладили и снесли бетонную стену, создав там глубокую гравийную ловушку. В 1996 году там был установлен памятник Айртону Сенне: на высоком подиуме он сидит, свесив ноги, в комбинезоне пилота, и смотрит свысока на трассу, которая стала для него последней.

В мае 2009 года Working Title Films начала съёмки документального фильма об Айртоне Сенне.. В октябре 2010 года фильм «Сенна» режиссёра Азифа Кападии вышел на экраны, а 5 июля 2011-го появилось издание на DVD.

Макс Мосли считает, что именно гибель Сенны изменила отношение в обществе не только к безопасности в автоспорте, но и к безопасности на автодорогах. В частности, начал работу проект Euro NCAP.

Сенна Айртон - фото

Айртон Сенна, 1994 год. Фото www.globallookpress.com

Машина Айртона Сенны после столкновения со стеной

Самая известная авария в истории автоспорта унесла жизнь лишь одного человека, но какого. 1 мая 1994 года на седьмом круге Гран-при Формулы-1 в Сан-Марино погиб трёхкратный чемпион мира бразилец Айртон Сенна.

За день до гонки в квалификации погиб ещё один пилот, австриец Роланд Ратценбергер. Но гонку всё равно было решено проводить. Уже на втором круге в результате столкновения других пилотов появилась необходимость выпустить на трассу автомобиль безопасности, снижавший скорость пилотов, чтобы дать возможность службам трассы убрать разбросанные по дорожному полотну обломки автомобилей.

Гонка была продолжена на шестом круге, а уже на седьмом автомобиль Айртона Сенны на всей скорости вылетел с трассы, протаранив ограждения. Гонка была приостановлена, а тело Сенны, не подающего признаков жизни на вертолёте транспортировали в госпиталь. В госпитале выяснилось, что мозг Сенны уже мёртв и на выход из комы нет никаких шансов. Было принято решение отключить его тело от средств, искусственно поддерживавших в нём жизнь.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Айртон Сенна да Силва (порт. Ayrton Senna da Silva, 21 марта 1960, Сан-Паулу, Бразилия - 1 мая 1994, Болонья, Италия) - бразильский автогонщик, трёхкратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1 (1988, 1990 и 1991).

По итогам опроса, проведённого британским еженедельником Autosport среди бывших и действующих участников чемпионата Формулы-1, Сенна был признан лучшим гонщиком в истории Формулы-1. Всего за десять лет выступлений он выиграл более 40 гонок и установил рекорд по числу поул-позиций. Он получил от прессы прозвище «Волшебник». Наиболее яркая страница биографии Сенны - его соперничество с другим великим гонщиком, Аленом Простом, в конце 1980-х - начале 1990-х.
Сенна погиб в 1994 году в аварии на Гран-при Сан-Марино в Имоле.

Айртон Сенна был признанным мастером квалификаций своего времени. За свою карьеру в Формуле-1 он 65 раз занимал в них первые места, что на тот момент было рекордом. Этот рекорд держался и после смерти Сенны в течение 12 лет и был превзойдён Михаэлем Шумахером только в 2006 году на Гран-при Сан-Марино, причём Шумахеру потребовалось для этого провести 236 Гран-при, тогда как Сенна за всю свою карьеру в Формуле-1 принял участие только в 162. Стоит, однако, заметить, что вопреки широко распространённому заблуждению, и по этому показателю Айртон не на первом месте в Формуле-1. Как минимум трое пилотов в истории имеют относительные результаты (соотношение поулов и количества проведённых гонок) лучше, чем у Сенны.

Считается, что в Формуле-1 гонки в дождевых условиях выравнивают шансы участников - скорости сильно уменьшаются, и преимущество более мощного мотора или лучшей аэродинамики нивелируется. Однако Айртон Сенна именно в этих условиях не раз демонстрировал большое преимущество над другими гонщиками. За многочисленные примеры высоких достижений в дождевых гонках спортивные журналисты и болельщики дали Сенне прозвище «Человек дождя».

Сенна жертвовал миллионы долларов на борьбу с бедностью в Бразилии и завещал для той же цели всё своё состояние (которое на момент его смерти оценивалось примерно в 400 миллионов долларов). При жизни Айртон предпочитал не говорить об этом публично, и о его пожертвованиях стало известно лишь после его смерти.

Фрэнк Уильямс, в команде которого Сенна провёл свой последний сезон, говорил о нём: «Айртон был очень неординарной личностью. На самом деле он был ещё более великим человеком вне гонок, нежели в них».

На старте гонки болид финна Юрки Ярвилехто заглох и в него набирая скорость врезался Педру Лами (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки. Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.

Когда стало понятно, что Сенна остаётся неподвижным в машине, гонка была остановлена, к месту аварии прибыли медики. Когда Сенну достали из обломков машины, он практически не подавал признаков жизни, ему сделали трахеостомию и на вертолёте доставили в госпиталь, подключив к аппарату искусственного дыхания.
После проведённого обследования стало ясно, что мозг Сенны мёртв и шансов на его выход из комы не осталось. Поэтому медики приняли решение прекратить искусственно поддерживать жизнь его тела. Как выяснилось позже, при столкновении правое переднее колесо оторвалось вместе с куском подвески и ударило Сенну по голове, при этом металлический кусок подвески пробил его шлем и нанёс смертельную травму.

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии. Бразильское правительство объявило трёхдневный национальный траур. В день похорон Сенны в Сан-Паулу траурную процессию сопровождали несколько миллионов человек.

Завоевав звание чемпионов мира по футболу в 1994 году, бразильская сборная развернула на поле плакат, посвящающий этот титул Айртону Сенне.

В 2000 году в Бразилии был проведён социологический опрос, в котором бразильским гражданам предлагали назвать лучшего бразильца за всю историю страны.
Результаты опроса показали, что самым великим из бразильцев считается Айртон Сенна, несмотря на то, что к тому времени было известно немало выдающихся бразильцев (например, Пеле).

Журнал F1 Racing дважды после смерти Сенны, в 1997 и 2004 годах, проводил опросы экспертов для определения лучших гонщиков за всю историю Формулы-1. В опросах участвовали 77 экспертов, каждый из которых должен был назвать 10 гонщиков, которых он считает лучшими, затем результаты сводили, и список ста лучших гонщиков публиковался в журнале. По результатам обоих опросов Сенна занимал первые места, опережая таких известных гонщиков, как Михаэль Шумахер, Ален Прост, Хуан Мануэль Фанхио и Джим Кларк. В том же году, в десятилетие смерти Сенны, в Бразилии вышла книга Эрнесто Родригеса Ayrton, the Hero Revealed (в португальском варианте Ayrton, o Her;i Revelado), в которой описывалась жизнь и карьера Сенны, включая неизвестные ранее подробности.

Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель в аварии знаменитого бразильского автогонщика АЙРТОНА СЕННЫ по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

1 11 28 47 62 76 94 100 114 128 129 134 135 153 163 175 178 179
А Й Р Т О Н С Е Н Н А д а С И Л В А
179 178 168 151 132 117 103 85 79 65 51 50 45 44 26 16 4 1

5 6 24 34 46 49 50 51 61 78 97 112 126 144 150 164 178 179
д а С И Л В А А Й Р Т О Н С Е Н Н А
179 174 173 155 145 133 130 129 128 118 101 82 67 53 35 29 15 1

АЙРТОН СЕННА да СИЛВА = 179 = 129-В ГОНКАХ РАЗБИТА + 50-ГОЛОВА.

Слово ГОЛОВА мы видим открыто: 46 = ГОЛО...; 49 = ГОЛОВ...; 50 = ГОЛОВА.

179 = 62-УДАР ГО\ ловой \ + 117-УДАР ГОЛОВОЙ.

179 = 47-УДАР Г\ оловой \ + 132-УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

179 = 56-УМЕР + 123-КАТАСТРОФА.

Чтобы найти цифры 56 и 123, код буквы "И", равный 10 (в предложении да СИЛВА АЙ...) делим на 2.

10: 2 = 5. 51 = УБИТ + 5 = 56 = УМЕР. 118 = РАЗБИВАЕТСЯ + 5 = 123 = КАТАСТРОФА.

179 = 78-БЕЗЖИЗНЕН + 101-РАЗБИЛСЯ.

179 = 128-\ 59-УБИЛО, МЁРТВ, ОТ УД (ара) + 69-КОНЕЦ \ + 51-ЖИЗНИ.

128 - 51 = 77 = ОТ УДАР\ а \.

179 = 101-УМЕРШИЙ + 78-ОТ УДАРА.

179 = КОМА ГОЛОВНОГО МОЗГА.

179 = 144-СМЕРТЬ МОЗГА + 35-НАЕЗД.

144 - 35 = 109 = КРУШЕНИЕ, РАЗБИТА ГОЛОВА.

179 = 34-В КАТ\ астрофу \ + 145-В КАТАСТРОФУ.

145 - 34 = 111 = 47-ПОГИБ + 64-АВАРИЯ = 35-НАЕЗД + 76-НА ПРЕГРА\ ду \.

179 = 94-ПОГИБЕЛЬ + 85-В АВТОГОНК\ ах \.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 1.05.1994. Это = 1 + 05 + 19 + 94 = 119 = ЛИШЁН ЖИЗНИ.

179 = 119 + 60-УМИР\ ание \.

Код ДНЯ ГИБЕЛИ = 63-ПЕРВОЕ, ГИБЕЛЬ + 46-МАЯ = 109 = КРУШЕНИЕ.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 109-ПЕРВОЕ МАЯ + 113-\ 19 + 94 \-\ код ГОДА ГИБЕЛИ \ = 222.

222 = 144-СМЕРТЬ МОЗГА + 78-ОТ УДАРА.

222 - 179-\ код ПОЛНОГО ИМЕНИ \ = 43 = УДАР.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 123-ТРИДЦАТЬ, КАТАСТРОФА + 100-ЧЕТЫРЕ = 223.

223 = 63-ГИБЕЛЬ + 160-АВТОКАТАСТРОФ\ а \ = ПОГИБШИЙ В КАТАСТРОФЕ.

223 = 101-РАЗБИЛСЯ + 122-КАТАСТРОФ\ А \.

Смотрим столбец:

153 = ТРИДЦАТЬ ЧЕ\ тыре \
_______________________________
44 = ПАГУБА, БЕЗЖИЗ\ нен \

153 - 44 = 109 = КРУШЕНИЕ.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: