Семья как основная ячейка общества. Семья – ячейка общества

Конспект открытого урока

Данные об учителе: Пономарева Дарья Вячеславовна

Предмет: обществоведение Класс: 5

Учебник (УМК): Боголюбов Л.Н. Обществоведение.

Тема урока: Семья – ячейка общества

Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование : картинки с изображением разных семей (однопоколенная, двупоколенная, неполная; оформленная доска: записана тема урока, домашнее задание, презентация с репродукциями картин.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

    формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

    преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

познавательными УУД:

    собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);

У большинства учащихся не сформированы

коммуникативные УУД:

    высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностные УУД:

    осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цель урока: Формирования представления о семье как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Задачи:

1. Обучающая . Дать учащимся понятия: семья, общество, ячейка.

2. Воспитательная . Воспитание у учащихся чувства ответственности за семью, желание формировать крепкую семью.

3. Развивающая . Развивать у учащихся коммуникативные и организаторские способности, чувство эмпатии, толерантности, взаимоуважения и взаимной поддержки.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, проверка посещаемости).

Формулировка темы и определение основных целей занятия.

Тема нашего урока сегодня – «Семья – ячейка общества».

В связи с этим мне бы хотелось попросить вас, ребята, сказать, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «СЕМЬЯ»?

Учащиеся отвечают:

Родители, дети, обычаи, традиции, счастье, радость, тепло, уют, дружба, поддержка и так далее.

Сегодня разговор пойдет о семье, как о ячейке общества. Вы сегодня получите понятия слов «семья», «ячейка», «общество».

Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое СЕМЬЯ?

Учащиеся отвечают на вопрос, высказывая каждый свое мнение. Например:

Сообщество людей

Люди, которые являются родственниками

Люди, которые связаны брачными узами и так далее.

А теперь ответьте на вопрос, что такое, по вашему мнению, ЯЧЕЙКА?

Учащиеся высказывают свое мнение по этому вопросу, например:

Ячейка в камере хранения (в аэропорту, на вокзале, в банке).

Ячейка в улье, где есть соты, и в каждом отверстии работает одна пчела. И от того, как работает каждая пчела, зависит, богат улей медом или нет.

Каждая семья педагогов – ячейка, каждая семья учащихся – ячейка и т.д. А если взять все эти семьи вместе, то, что получится – ОБЩЕСТВО .

А как вы считаете, что такое ОБЩЕСТВО?

Учащиеся отвечают:

Много людей

Люди, живущие в одном государстве

Люди, которые заняты общим делом и т. д.

То есть мы с вами можем говорить, что эти три понятия не разделимы, и семья является основным элементом любого общества

Запишем определение термина семья и перечислим основные признаки семьи. Итак, Семья – это объединение людей, которые являются кровными родственниками (мать и дети, сестры и братья) или близкими людьми (муж и жена, свекровь и невестка). Признаки семьи: общее хозяйство, один дом или квартира, общие доходы и расходы, совместно воспитывают детей и проводят свое свободное время.

Эти особенности отличают семейный коллектив от любого другого коллектива, например трудового.

Но, наверное, главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, объединяющее ее членов. Недаром в народных поговорках и пословицах говорится: «На что и клад, коли в семье лад», «Любовь да совет – так и горя нет», «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Семья крепка ладом».

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.

Бывают и другие семьи, когда в семейный коллектив объединяются родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых детях и стариках.

Ребята, как вы думаете, всегда ли семья объединяет людей, которые любят и уважают друг друга.

Отвечают: не всегда.

Учитель показывает слайд с репродукцией картины Пукирева В.В. « Неравный брак» и после картины даны вопросы: Как они выглядят? Можно ли сказать, что невеста счастлива?А в современном обществе бывают ли браки по расчету? Как вы думаете, всегда ли брак по расчету – плохо?

Сейчас вы поработаете в парах.

Перед вами репродукция картины В. Пукирева «Неравный брак». Внимательно посмотрите на жениха и невесту и ответьте на вопросы, после изображения. На обсуждение вам 1-2 минуты, затем все вместе обговорим.

Обсуждают в парах. По истечению времени желающие отвечают на вопросы, происходит совместное обсуждение.

Семья – обязательная часть любого общества. И поэтому государство заботится о благополучии семей, помогает им приобретать жилье, обеспечивает ее членам возможность трудиться и воспитывать детей. В России существуют специальные законы, которые гарантируют семье помощь государства, соблюдение ее прав.

В Конституции РФ – это главный документ страны записано, что семья находится под защитой государства. Чтобы помочь семье выполнить главную ее обязанность – воспитание детей, государство строит детские сады, школы, больницы, стадионы, дома творчества, театры и многое другое.

Наверное, вам интересно будет узнать, что в России существует специальная государственная программа «Дети России», в рамках которой особая забота проявляется о детях-сиротах, детях-инвалидах, детях Чернобыля.

Слайд со стихотворением В. Берестова «Любили тебя без особых причин»

Перед вами стихотворение В. Берестова о семье, давайте зачитаем его и обсудим. Читать будем по цепочке, начнем с первой парты, первого ряда. Зачитывают.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук.

За то, что ты – сын.

За то, что – малыш.

За то, что растешь.

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Ребята, о какой особенности семьи говорит поэт (о любви семьи)? Что является опорой в жизни каждого человека (семья)?

Физкультминутка ( проводит министр физкультуры и спорта )

Давайте продолжим обсуждение нашей темы.

Встречаются такие семьи, которые не выполняют своих обязанностей. Например, дети в таких семьях находятся без присмотра, родители не обращают внимание на их воспитание и образование. Конечно, таких случаев не так много, но они встречаются. Тогда вмешивается государство, потому что здесь нарушаются права ребенка, нарушается Конституция России.

Какие же права имеешь ты как несовершеннолетний ребенок? Отвечают: право жить, ходить в школу и т.д.

В России принят «Семейный кодекс РФ». В этом документе записаны твои права. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Продолжим читать по цепочке. Читают.

    Право ребенка жить и воспитываться в семье;

    Право ребенка знать своих родителей, право на их заботу о себе;

    Право на совместное с ними проживание;

    Право общаться с обоими родителями, другими родственниками;

    Право на имущество.

За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.

Мы с вами знаем, что все мы люди разные. А значит, и семьи тоже бывают разные.

Все семьи разные, но можно найти и черты, которые делают их похожими. Например, в семье живут только родители (мать, отец) и их дети. Такие семьи называют двухпоколенными, то есть в них есть два поколения – старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети. Напомним, поколением называются люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Все твои сверстники – люди одного поколения, а их родители, бабушки и дедушки – люди других, старших поколений.

А если в семье живут 3 поколения, не только дети и их родители, но и родители родителей, то есть бабушки и дедушки, то ее называют трехпоколенной. Такие семьи были весьма распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение выполняло часть семейных обязанностей: помогало вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.

Как назовут семью, в которой живут еще и прабабушки и прадедушки? (четырехпоколенной)

В жизни бывает и так, что по каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что она хуже полной. Ведь оставшийся родитель (мама или папа) делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме.

Сейчас я вам раздам карточки с рисунками, вы должны будите в парах обсудить, какая семья изображена на рисунке. После этого мы с вами обговорим все вместе.

Рисунки: дочка с мамой; родители, дети; родители, дети, бабушка дедушка. Обсуждают, какая семья изображена на каждом из рисунков. Обсуждение в классе.

Хорошо, молодцы. А теперь взгляните на репродукцию картины А.А.Пластова «Мама» (слайд).

Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать к своим детям? Какие чувства испытывают дети к своей матери? Как ухаживает мать за своим ребенком?

Отвечают.

Рефлексия: А теперь давайте проверим, что же вы усвоили за урок. Итак,

    Что такое семья?

    Какие бывают семьи?

    Нужна ли семья ребенку?

    Хорошо ли, если в семье живет несколько поколений?

    Какое значение имеет семья для государства?

Отвечают на вопросы.

Итак, спасибо вам за отличную работу. Давайте запишем домашнее задание: Написать небольшое сочинение «Моя семья».

Самоанализ по уроку обществознания

Пономаревой Д.В.

Урок обществознания проходил по теме «Семья – ячейка общества».

В начале изучения новой темы ученикам было предложено ответить на вопросы, что такое семья, ячейка, общества. Для того чтобы проследить связь этих понятий.

Учащиеся работали в парах, рассматривали репродукции картин, ознакомились со своими правами, узнали о том, какие бывают семьи. Дети проявляли активность, видна была их заинтересованность в изучении новой темы. Дисциплина не нарушалась. Цели урока были полностью реализованы.

К сожалению, из-за недостатка времени, не удалось выполнить часть запланированных заданий, в частности обсудить такие вопросы как: какие фильмы о семье смотрели дети, какие книги читали, какие пословицы о семье они могут назвать.

Но в целом, урок прошел успешно.

Социальная структура - своего рода анатомический скелет общества. Пол структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаи­мосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Отсюда можно сделать вывод, что социальная структура общества - это совокуп­ность статусов и ролей, функционально связанных между собой. Статус - социальное положение индивида в обществе. Роль - модель поведения, со­ответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса. Со­держание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей. Учитель - статус в системе образования; он обязан передавать знания уче­никам, оценивать и проверять их, следить за дисциплиной. В свою очередь обязанность учеников - регулярно посещать школу, усваивать новые знания.

выполнять домашние задания и т.п. Как у учителя, так и у ученика есть свои права. Совокупность прав и обязанностей учителя - содержание статуса «учитель», совокупность прав и обязанностей ученика - содержание стату­са «ученик». Статус учителя имеет смысл только по отношению к статусу ученика. Они связаны между собой функционально: функция учителя - передавать знания, ученика - усваивать их. Для своих коллег-педагогов учи­тель - не учитель, а товарищ. Статус «солдат» имеет смысл только по отно­шению к статусу «командир» и т.д.

В общественном мнении со временем вырабатывается, изустно передает­ся, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистриру­ется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся и уважаются больше других. Статус банкира ценится выше статуса сантехника и т.д.

Место в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем или низком рангах. Иерархия может существовать между группами

в рамках одного общества, и тогда она называется межгрупповой, и между индивидами в рамках одной группы - внутригрупповая. Здесь место человека выражают тем же термином «ранг».

Ранг обладает удивительным свойством - он действует как селек­тивный механизм. Чем выше его уро­вень на шкале рангов и престижа, тем больше он ценится, тем выше вознаг­раждаются те люди, которые им обладают. Наконец, если рассматривать со­циальную пирамиду, которая опять же выстраивается благодаря рангам, то чем выше место, тем больше на него претендентов, но и меньше свободных вакансий.

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только кос­венно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не пони­мают тех, у кого нет собаки, но кто жалуется на то, что собаки стали хозяе­вами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидете­лей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.


Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, эко­номические, профессиональные статусы человека определяют интенсив­ность, продолжительность, направленность и содержание социальных отно­шений людей. Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с не­родственником или недругом (а родственник и друг - статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус опреде­ляет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Так, предприниматель заинтере­сован в вас только как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуаль­ном партнере, продавец - как в возможном покупателе. Таковы скрытые мотивы их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и

интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скопи этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует его правилами вежливого поведения, которые создают иллюзию доверительных отношений.

Итак, именно статусы определяют характер, содержание, продолжитечь-ность, интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных и социальных.

В нормальных условиях человек живет, думает, действует и принимает решения самостоятельно, не обращая особого внимания на планы и потребности общества, вечно навязывающего свои взгляды. В этом случае человек стремится поступать, как индивидуальность, как личность. Но и совсем не участвовать в жизни общества, как и общество в жизни конкретного человека, лицо не может.

Например, выбирать себе новое место жительства человек склонен самостоятельно. Ему может нравиться кирпичный девятиэтажный дом с большим двором в чистом и озелененном районе. Он может желать жить в конкретном подъезде и на конкретном этаже, чтобы обеспечить себе и семье прекрасный вид из окна и высокую продолжительность освещения комнаты. Но когда дело заходит о непосредственном выборе квартиры у владельца, выясняется, что во всем подъезде есть еще свободных лишь 3 или 4 квартиры. И лицу уже приходится выбирать между ними. Становится сложнее, если он будет жить не один, а с родственником или другом. В этом случае, придется учитывать еще и мнение другого человека, которое может резко отличаться от его собственного. В результате, дело может кончится тем, что вы купите квартиру, удовлетворяющую наполовину ваши интересы и на половину - интересы сожителя. И в дальнейшем, на этой почве могут возникать конфликты.

Таким образом, человеку в жизни приходится находиться как бы в 2 системах отсчета: в системе связанной с собственными желаниями, стремлениями, вдохновениями и потребностями, и в системе, зависимой от общественных мнений, традиций, потребностей, да еще и обязанностей.

С другой стороны, чего бы не смог достичь человек-личность, без общественной оценки он не получит полного удовольствия и морального удовлетворения. Как не парадоксально, но человек, получая оценку своих поступков со стороны общества может почувствовать удовлетворение, даже в случае бурного недовольства большей части общества. С обществом иногда приходится общаться не как с большим количеством людей, а как с одним человеком. Чаще всего такое наблюдается или при попытке привлечь людей к решению какого-либо вопроса, либо является проявлением недовольства элементами общественного порядка, вызовом данному обществу. Однако общество и общественное мнение являются мощным стимулом для развития творчества, какой-либо деятельности. Ведь чтобы узнать, что ты - один из лучших, нужно себя с кем-то сравнить! Кроме того, общество, являясь с одной стороны, препятствием для новаторств и крупных перемен, но может и поддержать новые идеи, новые проекты и даже быть их инициатором. Поэтому, чтобы пробиться к достижению цели, бывает достаточно заслужить общественное признание.

Часто именно поддержка общества является тем фактором, который может осуществить, казалось бы, несбыточную мечту. Разумеется, при условии, что подобные интересы есть и у общества. Однако и общество состоит из множества активных, инициативных, пассивных и консервативных людей. Нужно иметь ввиду, что общество является многоуровневой системой, и каждый уровень имеет свой собственный список приоритетных для себя проблем. Конечно, у всех уровней непременно есть общие проблемы. Но для отдельных категорий общества даже общие проблемы могут различаться по своей резкости. Благодаря взаимосвязанности всех уровней (по каким бы критериям они не отбирались) общества, самые острые проблемы наиболее численного уровня общества становятся среди наиболее приоритетных проблем общества в целом. В результате, складывается список из проблем, требующих скорейшего разрешения в интересах всего общества. Однако, это мнение можно рассматривать двояко. От имени общества могут быть сформулированы действительные интересы большинства людей, его составляющих, или же - мнения только наиболее активных его лидеров. В последнем случае можно себе позволить судить об обществе, как о малоактивной системе, которую или существующий порядок вполне устраивает, или же просто нет веры в силу своего голоса для жизни данного общества.

В обоих случаях, сначала нужно заставить общество доверять и уважать себя, выступая в роли лица, разделяющего его интересы. Для того, чтобы заслужить доверие общества уже и нужно с одной стороны, заслужить чисто субъективные симпатии, а с другой - мало по малу привносить положительные для общества новшества. Зачастую люди рассматривают человека, исходя из определенных этических и других ценностей. Такие стороны характера наиболее часто применяются при общении с людьми в домашних условиях, напряженной ситуации, на работе (при чем отдельно: с клиентами, начальством и работниками) и так далее. Исходя из этого, формируется определенное мнение о человеке, доверие и уважение к нему. Как говорится, хочется верить в хорошее, или если человек хорош в том же, что и ты, хочется верить, что он хорош во всем, с тобой во всем согласен.

Очень многое о человеке говорят его интересы, определенные заслуги, мировоззрение и особенно - его семья, как место где он открыто действует. Семья человека и личные достижения в плане карьеры наиболее полно раскрывают соответственно внутренние и внешние черты характера человека. Не зря говорят, что о человеке судят по его друзьям. Еще более полно можно судить по его семье.

Давайте вспомним о великих достижениях в своем деле таких людей, как Л. Н. Толстой, В. Маяковский, Тургенев, Айвазовский, Ю. Гагарин, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Д. Роллинг, и теперь посмотрим на их семьи. Скажем так - у большинства с семьями были проблемы. Правда, у Нобеля и Пушкина не получилось создать семью. Супруги Кюри посвятили свою жизнь науке, и работая с радиоактивными элементами понимали: с такой работой детей лучше не заводить! Однако среди многих великих, именно Марка Твена можно назвать и великим писателем, и хорошим семьянином. Иногда, особенно вспоминая Л.Н. Толстого, по неволе начинаешь задумываться о том, а возможно ли настоящее семейное счастье для человека, посветившего себя творчеству или науке.

Некоторые скажут, что возможно и не семейное, то есть счастье без создания семьи. Глядя на отдельных мужей, особенно в России, становится жалко их жен. Людям нужно внимание, забота, общение, то время как многим (но не всем!) русским мужчинам сегодня - лишь телик, выпивка, иногда - карты и секс. Еще и пища. Когда навещаешь жен этих несчастных, иногда кажется, что в доме нет ни души: кроме жены, и дай Бог, еще и приятного домашнего животного. А пройдешь в зал и видишь, что дома есть еще и муж, но он не проявляет своего присутствия по отношению к жене или гостю, так как полностью сосредоточен лишь на себе самом. Сидя, а часто - вообще лежа, считая себя усталым от рабочей суеты, он даже не стремится облегчить положение своей супруги или просто оказать ей внимание. В то время, как женщины - примерно так же устают на работе, может лишь чуть-чуть разрядив обстановку, поговорив с подругой, матерью, сестрой или другим человеком. Обычно при разговоре с мужем особой разрядки не получается. При этом, приходя домой, женщина непременно начинает приводить в порядок дом, заниматься с детьми, готовить обед, - в общем - дополнительно работать по дому. И так каждый день, без выходных, даже будучи простуженной. Не дают передохнуть даже на собственный день рождения! Разве это хорошо говорит о ее муже, о ее семье? А уж если муж - концептуальный гений, то жена превращается буквально в пленницу.

Думаю, если бы нам не нужно было есть, такие мужья не только бы и не задумывались о том, чтобы сделать что-нибудь для других, но и вообще - только лежали бы и нежились всю вечность. Мало у кого из таких мужей появилась бы потребность в творчестве.

Но что бы могло в помочь человеку найти поддержку в кругах общества?

1. Честность

2. Порядочность

3. Свойство прислушиваться к проблемам людей и помощь в их решении.

Замечу: фактически ни одно из этих качеств не может быть сформировано и удерживаться без развитой силы воли у человека. Именно сила воли определяет способность человека держать себя в руках, учиться, мириться с фактами - в общем - управлять собой и направленно формировать себя. Безответственность и безволие же препятствуют саморазвитию, приучают человека быть ленивым и податливым до всякого рода искушений.

Многие качества человека мало способствуют росту его самостоятельности, уровня его развития и поддержки.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д., это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе (путешествия, прогулки). Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.

Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.

Вы вероятно часто слышите, как леваки со дня на день собираются отменить семью. Почему? Зачем? Если посмотреть внимательнее, то очевидными станут мелкие частно-эгоистические мотивы. Чем мельче левак, тем сильнее ему мешает семья, тем сильнее у него по этому поводу реформаторский зуд. Семья мешает леваку тем, что жутко стесняет его левака личную свободу (которая превыше всего). Свободу расслабляться и околачивать груши.
Пока левак маленький (таких большинство), леваку мешает надзор со стороны папы и мамы. Это страшно закрепощает левака. Не даёт ему, к примеру, спокойно зависать у пацанов после 10 вечера. Без этого левак давно бы уже сделал революцию. Может даже две. Когда левак большой (таких мало, редкий подвид; начав зарабатывать и начиная активную деятельность в соотв. со своей классовой принадлежностью большинство из них перестаёт играться в ррреволюционную романтику и резко сливается в либералы, чтобы с глубокомысленным прищуром, ежесекундно затягиваясь, рассказывать окружающим как они разочаровались в революции и прозрели), так вот, когда левак большой, семья мешает леваку… — зависать у пацанов. А вы что думали? Всё так же, зависать у пацанов и раскрепощаться. Жена, ребёнок, их надо обеспечивать, посвящать им своё время. Ах, если бы жена и ребёнок не держали левака, не связывали бы его по рукам и ногам. Левак давно бы уже раскрепостился. Высвободил бы всю свою что ни на есть сексуальную энергию (жена не в счёт, она, положа руку на сердце, уже порядком поднадоела да и уже не торт). Несколько таких половых гигантов (может быть даже 100!) собрались бы вместе и через сложный и свирепый ритуал произвольного пересечения и сочетания своих половых (и не только) органов, объединили бы раскрепощённые энергии в один мощный оргазмический поток. И устроили бы, таки, революцию. Может даже две. Но жена, дети мешают. Сотни, тысячи аппетитнейших баб мира (ну, или, по крайней мере, пара неустроенных хабалок с соседнего двора) так и стоят в очереди, неудовлетворённые. Раскрепощения нет. Революции тоже нет. Одни экзистенциальные страдания.
Поэтому семью надобно отменить. Кто же будет обеспечивать и воспитывать детей? Это обязано будет сделать государство. Пока левак будет зависать у пацанов и раскрепощаться. Но тут тоже возникает проблема. Дело в том, что государство… тоже надо отменить. Оно тоже так или иначе стесняет свободу левака, тоже мешаем ему раскрепощаться. Дилемма решается примерно так: семья и государство должны быть отменены непременно (ведь вопрос частной свободы зависать и раскрепощаться — вопрос приоритетнейших либеральных ценностей: когда речь идёт о личных частных хотелках, всё остальное идёт по-боку); решение же об обеспечении и воспитании детей откладывается на неопределённый период, как вопрос совершенно второстепенной важности. Ррреволюционно. Либерально.

Какая роль в социалистическом обществе отводилась (и отводится) семье?

Основная функция семьи — обеспечение и воспитание потомства (воспроизводство человека). Временные или постоянные союзы особей с такими целями вполне наблюдаемы даже у животных. У человека в частнособственнических антагонистических обществах на это отношение также навешивалась функция контроля над собственностью (воспроизводство собственника). Которая, впрочем, в этих обществах была исторически преходящим явлением и в разные эпохи имела разную значимость. В современных условиях действуют разнонаправленные тенденции (классово специфические). Напр., крупное капиталистическое предприятие представляет собой сложную экономическую систему, управление которой не может быть доверено кому попало (печальная судьба СССР и множества организационно-экономических образований калибром поменьше — другим наука), при том срок её существования (стратегическая установка: существовать и развиваться вечно) значительно превышает срок жизни собственника-основателя. Поэтому нормальной является практика целенаправленного воспитания будущего управления с малых лет. Наследники уже с детства ориентированы на своё жизненное предназначение, и реализовать такое воспитание удобнее всего в собственной семье (см. историю ИКЕА в качестве наглядной иллюстрации). На общегосударственном (общережимном) уровне аналогичную защитную стратегию в плане передачи госвласти использует, напр., режим КНДР, доказав на практике её эффективность (впрочем, то, что позволено крупным капиталистам, не позволено каким-то Кимам, их надо зафукать и дождаться проталкивания реакцией своего северокорейского горбачёва).
В общем, сейчас на Западе есть две тенденции: а) укрепление семейных отношений у господствующих классов (помимо формальной передачи собственности, это диктуется необходимостью эффективного стратегического управления собственностью и бизнесом); б) коррозия семейных отношений в среде эксплуатируемых классов (это доведение до логического завершения тенденции атомизации; эксплуатируемый должен быть максимально изолирован и одинок, поскольку один в поле не воин, а чем больше раб не воин, тем удобнее хозяину и его режиму; в то же время буржуазный режим предпочитает политкорректных янычар рискам автономного семейного воспитания, где будущий рабочий скот неизменно набирается классовых установок, отсюда и усиливающееся вмешательство в сферу семейных отношений, где роль родителя всё больше сменяется смешанной ролью лицензированного мудрыми чиновниками наблюдателя-соинвестора; буржуазное государство (выражающее, напомню, здесь интересы господствующего капитала) всё отчётливее становится здесь третьей стороной в семье, покровителем и арбитром, интересы родителей и детей, поляризуются и антагонизируются; в свободном мире, как видим, даже здесь без всевидящего ока никак).

В СССР, как вы понимаете, не особо волновались по поводу частнособственнической функции. Почему же не передали функцию обеспечения и воспитания детей государству, и не отправили институт семьи на свалку? Тому было несколько веских причин.

Первая причина экономическая. Государство ни при каких раскладах оказалось неспособно потянуть такую масштабную задачу. Одна только задача социализации беспризорников и сирот оказалась нетривиальной и ресурсоёмкой. Это при том, что параллельно решалась масса других жизненно важных экономических задач и каждый рубль, каждый практик был на счету. А задача воспроизводства человека, как мы уже обсуждали, имела первостепеннейшую важность. Позиция государства была такова: обеспечение и воспитание потомства это право и обязанность родителей; государство обязуется сделать всё возможное, чтобы всемерно помочь им в этом деле. Об этом просто и доходчиво в своё время говорил Луначарский [см.: Луначарский А.В. О быте. — Л.: Государственное издательство, 1927].

Вторая причина идеологическая. Дело в том, что в стратегической перспективе Советской власти нужен был самостоятельный человек , и постепенное снижение роли государства (деполитизация). Такая перспектива явно декларировалась в области идеологии. Процесс имел такой же характер, какой имеет взросление и становление человека в персональной перспективе. От всемерной опеки родителей человек переходит к автономии действий, а затем к полной самостоятельности. Когда это случается, никакая опека ему уже не нужна, потому, что он уже полностью автономен, суждения его зрелы, ему не нужны ни подсказки, ни страховка. Напротив, он сам начинает заботиться о родителях и близких.
Собственно, тенденцию ослабления государства в СССР и утрату роли партии можно проследить исторически. Но если в перспективе социалистическое государство отмирает, то обеспечение и воспитание детей становится непосредственной заботой граждан. Советская семья — это автономная ячейка воспроизводства человека . Государство отдало, децентрализовало эту важнейшую функцию, признав в этом вопросе самостоятельность и автономию граждан, оставив за собой лишь поддержку (по типу того, как в капиталистических режимах государство, под давлением господствующего капитала, устраняется из различных сфер экономики, отдавая оные на волю частных капиталов, и оставляет себе только самые общие функции обслуживания их интересов, роль «ночного сторожа»). В СССР существовали мощные государственные программы поддержки материнства и детства: инфраструктура обслуживающих учреждений (молочные кухни, специализированные медицинские центры, и др.), широкий спектр образовательных учреждений, агитационно-пропагандистские и информационные программы, правовая защита. Тот же брак (юридическое оформление семейных отношений), к примеру, в отличие от буржуазного контракта, выражавшего, скорее, покупку жены/мужа или обмен дохода на интимные услуги/потомство, в СССР предназначался в первую очередь для формальной защиты матери и ребёнка. При этом советское право избегало юридической фетишизации и смешения понятий семьи и брака. В силу автономии отношения брак можно было регистрировать, можно было не регистрировать (автономное дело граждан), но если в результате этого социального отношения появлялся ребёнок, то государство принуждало отца участвовать в его содержании, независимо от того, состояли ли родители в браке.

Так, что, уничтожает социализм семью или нет? Нет, наоборот. Семья — это та самая автономная ячейка, в рамках который каждый самостоятельно решает наиважнейшую общественно-важную и в то же время лично значимую задачу воспроизводства человека (себе подобного и лучшего), постоянно вступая при этом в ассоциации с другими ячейками и общественными группам. Это формы реализации будущей свободы прямо сегодня. Именно поэтому буржуазное тоталитарное государство всеми правдами и неправдами ломится в эту сферу с контролем и регулированием (уже сейчас давая многочисленные примеры использования этих средств в репрессивных целях: лишая неугодных под надуманными поводами права и возможности автономного воспроизводства). В свете сказанного нападки на семью особенно забавно слышать от всевозможных леваков, которые при том громче всех хотят Свободы™. В таких случаях часто советуют «либо крест снять, либо трусы надеть» (в случае с леваками, трусы было бы неплохо ещё и предварительно постирать).

Исследование закономерностей развития социального института семьи было проведено Ф.Энгельсом в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. — 50 т. — Т. 21, с. 23-178.] (основывается на конспектах и записях Маркса, на обширном научном материале, охватывающем буквально весь земной шар и различные исторические эпохи; отдельные исследования, положенные в основу анализа и позволившие Марксу с Энгельсом увидеть систему в зафиксированных фактах жизни различных культур, были не меньше чем делом жизни для собравших их исследователей — Морган, напр., провёл порядка 40 лет среди североамериканских индейцев). Энгельс показывает причины возникновения семьи, последовательность изменения её форм и функций, существенные причины таких изменений. Он выдвигает и доказывает тезис, что формы и функции семьи (а следовательно и характер половых отношений) не произвольны, а определяются господствующими общественными отношениями, которые сами являются функцией уровня развития производительных сил (включая самого человека). Из тренда проведённого Энгельсом отчётливо видно (и это подчёркивается), что идёт эволюционное поступательное ограничение беспорядочных связей и половых свобод в общественных интересах (которые начинаются в интересах личных и в конечном счёте, в долгосрочной перспективе удовлетворению личных интересов и служат). Интерполируя выявленный тренд в будущее Энгельс указывает на то, что современная ему моногамия, в действительности не является истинной моногамией, т. к. отражает господствующие в обществе отношения и соответственно деформирована постоянно действующими частными интересами (в итоге, как это типично для капиталистических отношений декларируется одно, а практикуется нечто другое, часто совершенно противоположное; в половой сфере, напр., формальный моногамный брак дополняется широко распространёнными внебрачными связями и проституцией, сам этот брак в большинстве случаев является браком по расчёту и часто сам по себе сводим к одной из форм проституции, разница лишь в договорных сроках контракта купли-продажи). Энгельс же указывает, что в среде, где нечего делить, где в человеческие отношения не вторгаются отношения частной собственности, начинают действовать совершенно иные причины образования и поддержания семьи. Он делает вывод, что в будущем обществе, построенном на равноправных, товарищеских взаимоотношениях между его членами, основой половых отношений будет служить не меркантильный интерес (и не драйверы статусного потребления, добавим мы, или какие-то иные частнособственнические производные), а подлинные человеческие чувства, полноценная любовь (которая во все иные эпохи, в силу специфики общественных отношений, в институализированной области семьи и брака была скорее исключением, пробивающим себе дорогу к самореализации вопреки условиям бытия, чем правилом). Минимальной ячейкой воспроизводства человека является парный союз между мужчиной и женщиной, а какие формы примет эта семья будущего, трудно сказать, говорит Энгельс, в любом случае они будут подчинены новым общественным отношениям.

То, что теоретически предвосхищал Энгельс, советское государство вынужденно было реализовывать на практике. Не в качестве прихоти или идеологической догмы, а сама логика действительности потребовала этого. Поэтому Советское государство, столкнувшись с задачей воспроизводства человека в условиях формирования новых общественных отношений, всеми средствами поддерживало семейное отношение и принимало меры (иногда мягкие, иногда жесткие и решительные) к подавлению всех тенденций и явлений, разрушительных для нормальных здоровых семейных отношений, противоречащих идеологическим установкам и логике прогрессивного общественного развития (в полном соответствии с теми объективными нравственными критериями, о которых



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: