Сценарий праздника "пасхальная радость". Пасхальная радость! сценарий

Священник Михаил Михайлов

Пасха всегда приносит новые чувства. Помню Пасху времен своей юности – время было советское. В храм можно было попасть только при наличии пропуска, по пути в храм было оцепление, проходили мы, одетые по–праздничному, через толпу пьяных орущих, подходили ко входу в храм, там уже полковники милиции пропускали в храм. И это оцепление было, с одной стороны полезным – в храм не пропускали хулиганов, пьяных, а, с другой стороны – без пропуска не пропускали верующую молодежь. В храме были непередаваемые ощущения. Крестный ход – в атеистической Москве, и когда толпа, стоявшая за оцеплением, замирала, появлялись свечи. Потом уже, когда под колокольный звон подходили к храму и первый раз пели «Христос Воскресе», слезы наворачивались на глаза и это ощущение величия момента осталось до сих пор. До сих пор – это совершенно особенные ощущение – тропарь Воскресения перед входом в храм. И вся толпа – и в то время, и в наше время много людей, пришедших просто поглазеть на крестный ход, настраивается на что–то иное, возвышенное. Наступает особая тишина. У людей всегда преображаются лица. На службе радость уже распространялась по всему телу словно была в воздухе. Из храма мы возвращались пешком: от Лефортово до Новогиреево, но мы не думали о том как добраться – и Господь не оставлял без помощи. Находился водитель, соглашавшийся нас подвезти, случайный автобус ночью… Позже, когда я стал священником и оставался в храме ночевать, чтобы служить позднюю Литургию, понял, что спать в Пасхальную ночь невозможно, немыслимо. У себя в келье, готовясь к Литургии, видел свет из окна, видел людей. Потом и духовенство, пришедшее после службы – Праздник был виден во всех людях, уходила с лиц печаль, скорбь.

Еще хочется сказать, что раньше, если мы обратимся к свидетельству св. Павла Римского, на Руси был интересный закон, на Страстной Седмице были закрыты все питейные лавки. Был строгий сухой закон в эти дни. На Пасху допускали, что человек может принять вина, но при царе Алексее Михайловиче было сказано: «Кто в кабаках проводит много времени, того бить батагами нещадно». Праздник – в первую очередь духовный, Праздник – это не праздник живота с обильным застольем, а радость духовная. Так и власть раньше удерживала людей на пути духовном, подсказывая верный путь. Вспоминаю свои юношеские годы, когда мы первый раз были на Пасхальном богослужении: взирать на лица людей, отметивших свой праздник «по–советски», обильным возлиянием, было очень странно. Ведь люди, которые не постились, для которых праздник – это лишний повод заглянуть на дно стакана, резко отличаются от людей, пришедших в храм с радостью о Господе Воскресшем.

В Светлую Седмицы все молитвы другие, и в храме, и в домашнем правиле – проникнутые именно духовной радостью. И служба по Пасхальному чину идет всю Светлую Седмицу, поэтому и верующие должны быть в храме не только в момент освящения верб или куличей, но и в дни Пасхальной радости. Когда мы радуемся чьему–то счастью, мы стараемся быть рядом с человеком, разделить с ним его радость, подольше побыть, подольше поговорить. Почему же в момент радости о Воскресшем Христе, мы стремглав несемся их храма Божиего? На Светлой седмице крестный ход совершается каждый день, Церковь призывает нас к церковной жизни, а не к сидению по домам в великие дни.

Праздник Пасхи – праздник духовной радости, об этом надо всегда помнить. Это основа нашей веры. Как Господь воскрес, так и мы все воскреснем, об этом мы всегда должны помнить и всегда этому радоваться. Но нам, чтобы подготовиться к Пасхе Христовой и Воскресению, которое ждет нас уже за порогом этой жизни, нужно пройти путь поста и жизни христианской.

Священник Сергий Сидоров

Каждую Пасху, когда едешь со службы, чувствуешь, что даже природа преображается. Все восторженное – веточки, которые даже не цветут еще, они какие–то радостные, веселые! Даже кажется, что ветки, которые сейчас опущены, они вверх, горé воздеваются. Это каждую Пасху такое чувство бывает. И даже ночью, когда идешь домой, понимаешь, что во всем – Пасха, даже бесчувственные камни, даже дома – все радуется о Господе Воскресшем.

Священник Михаил Немнонов

Мое самое яркое воспоминание, связанное с праздником Пасхи, – Пасха 2000 г. в домовом храме св. прав. Иоанна Кронштадского. Это была совершенно особенная служба, она вся прошла на одном дыхании. И дело было не в священнике или прихожанах, – мы все были такими же, как и годом раньше или годом позже. Дело было и не в том, что сам храм был каким-то особенным, – он был расположен в самом непритязательном помещении.

Просто та Пасха действительно была для нас переходом (слово “Пасха” означает именно переход”). Уже было принято решение о закрытии храма, и мы знали, что через два месяца будем своими руками снимать иконы со стен и разбирать все, что нами с таким трудом создавалось. Но мы уже успели смириться с этим, и приняли наш исход из этого храма как из руки Божией, с доверием к Его промыслу. Помню, в самом конце службы я предложил всем причастникам – в храме было человек девяносто, и причащалось больше половины из них, – сначала прослушать благодарственные молитвы, а потом подходить к кресту. Когда молитвы закончились, в храме стояла такая тишина, какой больше никогда я не слышал после службы в Пасхальную ночь. Люди стояли так несколько минут мгновений. Потом мы приветствовали друг друга словами “Христос Воскресе!” – “Воистину Воскресе!” И затем все подходили к кресту так же молча. Не потому, что нам нечего было нечего сказать, – просто ту радость о Воскресении Христовом, которую испытывали большинство из нас, нельзя было выразить никакими словами. К чему я говорю об этом? У каждого в жизни случаются такие события, которые неумолимо разрушают нашу привычную жизнь. Так вот, хочется пожелать, чтобы мы всегда их принимали как из руки Божией. Тогда и будет в нашей жизни больше места для духовной радости.

Священник Димитрий Туркин

В каждом храме свои особенности службы: где служба более длинная, где–то – насыщенная яркими песнопениями, где–то более скромная. Это каждый прихожанин чувствует по–своему. Хочется сказать о том чувстве, которое испытываешь, выйдя из храма, когда уже едешь домой, первые часы после службы – ощущение особенной чистоты, света, наполненности, осязаемой ясности. Этому чувство нельзя его специально искать, но если оно возникло, то его нужно заметить и полюбить. Ведь такое состояние чистоты и ясности – не такое частое чувство. И чтобы это чувство посещало нас чаще, хотя бы в Пасхальную ночь, нужно к этому готовиться. Если человек потрудится над собой, борясь со своими недостатками, хотя бы только потрудится, не ставя цели немедленно чего–то достичь, постарается победить свой эгоизм, ненависть к какому–то человеку, то, возможно, это чувство прикоснется к его сердцу и откроет ему Христа. Пост – это наша подготовка к Празднику Пасхи, а сам Праздник – время настоящей духовной жизни. Духовная жизнь всегда напряженная, но напряжение бывает разного рода. Есть напряжение поста, когда напрягаются одни силы человека, – воздержание. А вне времени поста напрягаются другие силы, которые помогают ему хранить себя в исполнении христианских заповедей. И вне поста исполнять все заповеди иногда труднее, чем постом. Во время поста человек себя готовит к тому, что надо смиряться, каяться, а когда пост кончается, оказывается сложнее. Можно сказать словами Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». Если постом мы учимся, что–то сложно, то в Праздник, вне поста, «в бою» – должно быть легко. Нужно понимать, что человек, проходя подвиг Великого поста, трудится не ради безличного принципа: «НАДО молиться так–то, не есть того–то, поклонов класть столько–то», а ради того, что он ищет Христа. И человек обязательно Его найдет, если будет понимать, что он ищет Того, кто для его спасения пришел умереть и воскреснуть.

Диакон Николай Фатеев

Одно из воспоминаний, которое всегда остается о праздниках – это предпраздничные хлопоты. У священников – освящение куличей, у диакона – подготовка алтаря к празднику, переоблачение. Работу диакона перед Пасхой можно сравнить с домашней работой хозяйки – протирка, промывка, уборка алтаря. Помню, когда я первую Пасху служил, постоянно нужно было менять облачение: на Пасхальной службе, на каноне, священнослужители каждый раз выходят в облачении нового цвета – в белом, синем, желтом, зеленом, и заканчивается все красным. Это переоблачение происходит очень стремительно. Праздник – как восхождение на гору – сначала трудный период подготовки. А потом – нарастающая радость. И всякое застолье меркнет перед Праздником, перед крестным ходом. Дома у нас есть специальная яркая Пасхальная скатерть, которая накрывается только на Пасхальную Седмицу, и дети с первых лет жизни, запоминают это красоту, даже в доме. В субботу Светлой Седмицы (старше всю неделю в школе, а маленькие не могут быть на ночной службе) дети обязательно идут на Литургию и Крестный ход.

Горшкова Марина Евгеньевна

Сценарий праздника «Пасхальная радость»

Цели : познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми.

Пробудить интерес к старинным русским обрядам, воспитывать дружелюбие.

Задачи: формировать представление детей о праздниках на Руси, о традициях

русского народа. Развивать познавательный интерес детей к истории своего народа, обогащать духовный мир детей. Воспитывать любовь и уважение народных традиций.

Методы и приемы : рассказ, беседа, показ иллюстраций, чтение книг.

Ход занятия. (Звучит звон колокола)

Воспитатель : - Пасху прославляем, праздник начинаем.

Вот и Пасха к нам пришла.

Светлый праздник принесла.

Светит солнышко с небес.

Шумит вдали зеленый лес.

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Воспитатель :- Весной много чудесных праздников. И весь православный народ отмечает замечательный праздник - Светлое Христово Воскресение. Этот великий день приходит к нам с ярким солнышком, чистым дождичком, светлой радостью, надеждой и верой в силу любви и добра.

Ученик: - Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди пробудитесь! К нам весна идет,

А с весной и Пасха радость вам несет».

Воспитатель :- Человек не может не радоваться, когда на смену зимним холодам приходит яркая синева неба, птичий гомон, нежность первой травы, клейкость набухших почек…

В России Пасху называли Велик день, Светлый день. Это праздник, посвященный

Воскресению Иисуса Христа.

Ученик: - Говорят, что Пасху раньше отмечала вся страна.

На качелях сидя, дружно улыбалась детвора.

Молодежь теперь не знает, как же Пасху отмечать?

Яйца красить, кулич стряпать и гостей к столу встречать.

Заглянули в старину мы - будто дождь омыл сердца.

И сегодня вам расскажем о воскресении Христа.

Воспитатель :- Однажды Бог послал на землю своего сына, чтобы тот научил людей любви и добру. Но были и такие злые люди, которые не хотели верить сыну Божьему и убили его. Распяли на кресте. Иисус мог бы не умирать. Но согласился принести себя в жертву, чтобы смыть все грехи наши. А в воскресенье он ожил- воскрес. Его воскресение празднуют в Пасху.

Ученик: - Хвалите Господа с небес и славьте человеки!

Воскрес Христос! Христос воскрес!

И смерть поправ навеки!

Ученик :- Пасху радостно встречаем

И поем: - "Христос воскрес!"

Мы все дружно отвечаем:

"Он воистину воскрес!"

Чередой проходят годы

Под лазурностью небес.

И поют везде народы:

"Он воистину воскрес!"

Всюду радость и объятья:

"Брат, сестра, Христос воскрес!

Ад разрушен, нет проклятья:

Он воистину воскрес!"

Ученик: - Христос воскрес!

Вот и Пасха к нам пришла-

Праздник милый для меня!

Сколько радости принёс,

И печали он унёс.

Вот уж птицы прилетели

Прямо к Пасхе подуспели.

Хорошо весна пришла-

Светлый праздник принесла-

Воскресение христово!

Все поют и славят Бога!

Воспитатель : - Ребята, попробуйте угадать главный спутник весны.

Отгадайте загадки : - Без него плачемся, а как появится – прячемся.

Кто взглянет, тот заплачет…

Сито свито, золотом покрыто.

Ну конечно, это солнце главный спутник весны!

У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Ученик: - Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,

Красное нарядись!

Воспитатель :- Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко.

На Пасху разрешалось всем мужчинам звонить в колокола,

Звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное,

праздничное настроение.

(Звучит запись «колокольный звон»)

Ученик: - Звенят, поют колокола!

Лучами греет всех весна.

Все небо синее как море,

И верба в золотом уборе.

Весь пеньем птиц наполнен лес,

Воспитатель :-- Пасха была очень большим праздником, длившимся неделю и

та неделя была заполнена играми, развлечениями, хождением в гости.

Пасха не бывала без качелей. Возводились общественные качели. Качались

решительно все. Возле качелей собирался народ: девушки, бабы с

ребятишками, мужики, парни с гармошкой.

И все веселились и радовались воскресному празднику. Повсюду звучали песни. Девушки водили хороводы и пели заклички. Давайте и мы покличем весну!

(Девочки встают в круг и поют закличку) .

Солнышко красно, гори-гори ясно!

В небо пташкой залети, нашу землю освети.

В небе рыбкой поплыви, нашу землю оживи!

Всех на свете ребятишек обогрей, оздорови!

Воспитатель : - А теперь отгадай еще загадки, а отгадка у них одна:

Белое, круглое, долго лежало, вдруг затрещало: и неживое живым стало.

Избушка нова - жильца нет, жилец появится, изба развалится. (Яйцо).

А как вы думаете, почему я загадала загадки о яйце?

Что является символом Пасхи? Куличи, пасхи, крашеные яйца.

Есть такой обычай – обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего

окрашивают яйца в красный цвет – цвет крови Христа. Иногда яйца не просто

красят, а расписывают. Такие яйца называют писанками.

Яйцо- символ новой жизни, чистой, светлой и это символ надежды.

Ученик : - Словно яркая раскраска,

К нам домой явилась Пасха.

Принесла в своем лукошке,

Яйца, булочки, лепешки.

Пироги, блины и чай.

Пасху весело встречай!

Ученик : - Посмотрите что за чудо?

Положила мама в блюдо

Тут яйцо, но не простое.

Золотое, расписное.

Словно яркая игрушка!

Здесь полоски, завитушки.

Много маленьких колечек,

Звезд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски?

Словно в старой доброй сказке!

Мама всем дала ответы:

Пасха- праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне

Символ жизни на земле.

Воспитатель :- К празднику обязательно мыли, чистили дом, убирали мусор, наводили порядок. И в чистый, светлый праздник люди приглашали гостей.

Ученик :- Пасха. Празднично кругом.

Чистотой сверкает дом.

Вербы на столе и пасха.

Так светло и так прекрасно!

Яйца крашенные всюду,

И кулич стоит на блюде.

Мама в фартуке из ситца

Приглашает всех садиться

И отведать угощенье

В честь Христова Воскресенья.

Воспитатель :- Мы все обмениваемся на Пасху яйцами, говоря при этом: «Христос воскрес! А в ответ слышим «Воистину воскрес!» При этом люди прощают друг другу обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения Христа! Христос дал нам жизнь, а яйцо- это знак новой жизни.

Ученик :- Теплом лучей пришла весна,

Кулич и пасху принесла.

Красиво яйца расписала,

И с нами Бога прославляла

И люди радуются Пасхе!

Детей блестят от счастья глазки.

Весна цветет, полна чудес,

Христос воскрес, Христос воскрес!

Воспитатель: - А еще на Пасху проводили различные игры.

- А сейчас мы поиграем в игру «Пасхальные традиции» .

Если я скажу то, что символизирует празднование Пасхи – хлопните в ладоши, а если это традиция другого праздника - не хлопайте. Хорошо?

Печь куличи – да.

Купаться в проруби.

Красить яйца - да

Печь блины.

Освящать еду - да

Христосоваться - да

Освящать вербу - да

Петь колядки.

Славить Иисуса Христа – да.

Воспитатель: - Молодцы! Знаете традиции праздников на Руси.

Пасхальные традиции на Руси были очень богатые и интересные.

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены. А с Пасхи начинались развлечения. Развлечения были не просто увлекательными, но и развивающими. Игры, требующие сноровки, наблюдательности. Развивают ловкость, быстроту реакции, мышление, умение правильно организовать свой досуг.

1 .Много веков любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц. Делали деревянный или картонный каток. Вокруг его освобождали пустое, ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца или конфеты. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо. Выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

2. «Чокаться яйцами», стукнув тупым или острым концом крашенного крутого яйца о яйцо соперника.

3. Играющие садятся друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

4. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель.

Воспитатель :- Вот так весело и интересно праздновалась Пасха на Руси! Прекрасен праздник Пасхи! Прекрасны ее обычаи: куличи, крашеные яйца, обычай христосоваться. Но более всего прекрасен завет этого дня – любите ближних. Так будем любить друг друга!

Ученик: - В светлое Христово Воскресенье

На душе пусть будет чисто и светло!

Будет хлебосольным угощенье,

Солнце дарит радость и тепло!

Ученик: - Говорят: Христос воскрес!»

«Да, воистину воскрес!»

Разрывая тьмы завесу,

К людям он сошел с небес.

Жив Христос, и верят люди:

Коль расстанемся со злом,

Жизнь продлится. Вечным будет

Мир с любовью и добром!

Воспитатель :- Сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи! Желаю вам крепкого здоровья, мира, тепла и любви. Пусть радость Воскресения Христова наполняет ваше сердце, а свет Божественной любви согревает каждого из вас. Пусть каждое сердце будет открыто для добра и хороших дел.

Христос воскрес!

Благодарю всех за внимание!

По сути это не просто главный, а самый первый христианский праздник, который ученики Спасителя начали торжествовать с самого момента события, то есть, узнав о воскресении Иисуса Христа. Так что история Пасхи началась в 33 году нашей эры. И до сих пор всякий день после субботы – радостный, важный, его еще называют «малой Пасхой». Хотя Воскресение вспоминают каждую неделю, но особенно торжественно его отмечают раз в году. Дату главного события Евангелия православные вычисляют по лунно-солнечному календарю.

Песах и Пасха – разный смысл

Светлое Воскресение часто называют Пасхой, потому что оно случилось в Иерусалиме именно в дни еврейской Пасхи. В Сионской горнице Христос придал празднику новый смысл: заменил Собой место жертвенного агнца. Апостол Павел в Послании к коринфянам именно так называет Спасителя: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Однако слово прижилось в европейских и славянских языках.

Слово «пэсах» означает «миновать, проходить мимо». Еврейский праздник совершается в память исхода из египетского рабства. Для христиан исход из плена преобразился в переход от смерти к жизни, потому что Христос победил смерть, открыл двери Рая, закрытые для человека со времен грехопадения. И на каждой пасхальной проповеди обязательно звучат слова Послания Иоанна Богослова: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!».

Пасха в славянской традиции

До крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988 году среди его родных и подданных были христиане. Его бабушка, княгиня Ольга, приняла крещение в Константинополе в 957 году. А Повесть временных лет свидетельствует о еще более ранней дате: в летописи сказано, что в 945 году в Киеве стоял соборный храм Святого Ильи. А раз так, то наверняка славяне праздновали и Пасху, согласуясь с апостольскими заветами.

5 любопытных обычаев

Среди особенностей празднования есть такие, о которых, ты, возможно, раньше не слышала. Проверь.

1 Пасха - это не один день. Церковь торжествует целых 40 дней, ровно столько Спаситель пребывал на земле от Своего воскресения до вознесения.

2 Первую неделю после праздника - Светлую седмицу - церковь призывает не поститься (проще говоря, на пост введен запрет), а причащаться можно каждый день, если нет канонических препятствий.

3 Божественная Литургия в первые семь дней после Пасхи короткая, радостная, праздничная. Думается, что это удобно для начинающих воцерковляться, кому было бы тяжело выстоять долгую службу.

4 Царские врата открыты всю неделю. Возле них на столе полагают большой круглый хлеб - Артос, который в субботу Светлой седмицы раздробляют и раздают всем после Литургии.

5 в течение первой праздничной недели разрешен каждому. Но в разных храмах по‑разному: иногда вход на колокольню открыт, иногда звонарь собирает группу. Пожалуй, это исключительная традиция празднования Пасхи в России.

1 Освятить , и желательно утром или днем накануне праздника, то есть в субботу. Вечером тоже можно прийти, но это чревато: попадешь в очередь, не успеешь, да и батюшки к концу дня уже уставшие.

2 Можно взять с собой спички, если во время освящения еды планируешь украшать свой кулич церковной свечой и зажигать ее.

3 Если ты планируешь причаститься, узнай о времени исповеди. Иногда таинство идет только утром в субботу, а иногда в субботу вечером. В разных приходах свои особенности.

4 Надеть красный платок и платье - благочестивая традиция. Облачения священников и свечи в на пасхальном богослужении будут красными - цвет символизирует кровь, которую Христос пролил за людей.

5 Крестный ход происходит около полуночи. Все идут вокруг храма с зажженными свечами. Бывает досадно, когда они гаснут на ветру. Вместо восковой свечи можно заранее купить в лавке маленький светильник из красного стекла.

6 Если думаешь взять на ночную Литургию детей, узнай, какие для них есть «опции» в выбранном тобой храме. Многое зависит от архитектуры: иногда место для уставших деток есть высоко на хорах, или же храм такой просторный, что для них выделают особенный уголок, где можно поиграть, а то и подремать. Для этих целей родители берут с собой складные стульчики со спинкой или коврики.

7 Идти на ночное богослужение не обязательно. Оно торжественно, таинственно, необычно, однако в не всем по душе многолюдие. Спешим порадовать: воскресным утром в храмах народу меньше, а Литургия и радость те же - пасхальные.

Пост длится долгих сорок дней, со Страстной — почти все пятьдесят. А если прибавить и подготовительные недели (в духовном смысле), то еще дольше. Пост начинаешь ждать заранее (часто с некоторым страхом), готовишься к нему. Потом постишься в меру своих сил, под конец обычно все становится как-то особенно тяжело, иногда даже мучительно. Силы физические покидают, моральные кончаются еще раньше, а уж Страстная обычно — это какой-то апофеоз бессилия: хочется только спать, есть и чтобы никто не трогал. В этом-то году еще ничего, спасибо выходным, а обычно гораздо тяжелее. И уже ждешь, ждешь Праздника, причем, чего скрывать, и по разным, вполне прозаическим земным причинам тоже 🙂

И вот пришел Светлый Праздник Пасхи, какая радость! Радость разного характера. На службе, конечно, с восторгом голосишь «Воистину Воскресе!» и подпеваешь пасхальному канону. Слушаешь слово Иоанна Златоуста, причащаешься со множеством народа вместе и испытываешь невероятный душевный подъем. Кажется, радость эта будет с тобой теперь постоянно, и вообще – все теперь будет хорошо и прекрасно. Потом разговение, как же без него, это отдельный момент. Главное, чтобы желание съесть скорее кусок мяса не перекрыло душевную радость, хотя мне лично это желание очень понятно. Хорошо, конечно, когда все в комплексе — физическая и духовная радость. А иногда думаешь даже: и неплохо, что ты жестко не постился (в той или иной степени, по разным причинам), зато и такого пищевого вожделения не испытываешь.

Выспаться после службы, а потом снова разговеться, наконец-то поваляться и отдохнуть, погулять, если погода позволяет, в общем, за долгое время устроить себе настоящий полноценный выходной – это тоже очень празднично. Правда, под конец дня обычно народ начинает слегка икать и мучиться животом, но это пройдет:). А дальше-то начинаются новые рабочие будни. К непостной пище быстро привыкаешь, пост забывается, быт, повседневные дела и проблемы опять затягивают, и вот – где же Праздник? Даже воспоминания о нем быстро затираются…

Как же так? Пост так долго длился, а Праздник всего день? Неделю? А ведь Пасха длится наравне с постом, 40 дней! Мои старшие дети временами начинают возмущаться, мол, что за несправедливость, раз пост был 40 дней, то и сплошная должна быть не неделя, а тоже сорок дней. Я-то как большая понимаю, что колбаса и мороженое скоро приедятся и сохранить радость вряд ли помогут. А что поможет? Как радоваться Пасхе все сорок дней до отдания Праздника? Пасхальную радость в баночку не положишь и в холодильник не уберешь.

Легче всего удержать эту радость в первую неделю, в Светлую. Тут тебе и пасхальные часы вместо утреннего и вечернего правила, и каждодневные службы, и пение Пасхального канона. Молитва перед едой не обычная, а «Христос Воскресе…». К тому же, и бытовая сторона – скоромная пища еще не приелась, всякие специфические пасхальные снеди еще в наличии, не съедены куличи и пасхи. В этом году и четыре выходных на Светлой – ходи на службы, в колокола звони сколько угодно! Да просто наконец-то есть возможность спокойно встретиться с друзьями, выехать на пикник, вместе порадоваться. Тут же и пасхальные праздники в воскресных школах (а у нас и в саду), и пасхальный фестиваль.

А вот дальше уже пойдет тяжелее. Снова работа, заботы, привычные дела, на службу не выбраться и прочее и прочее. Что же делать? Честно говоря, всегда ужасно жалко так быстро расставаться с Пасхой, с этой особенной радостью. Всего-то раз в году, с такими трудами идет подготовка, а тут раз и всё… Обидно. Явно надо что-то с этим делать!

Наверняка в каждой семье есть маленькие приемчики, которые помогают не забыть о том, что Пасха все еще продолжается. Например, у нас когда-то дети решительно отказались молиться перед едой обычным способом по окончании Светлой седмицы. А вместо этого потребовали петь «Христос Воскресе» и дальше. Так что теперь мы все сорок дней Пасхи так и делаем. А это как никак три раза в день:) И почему-то именно пасхальный тропарь не забываешь пропеть, в отличие от обычных молитв перед едой. Споешь «Христос воскресе из мертвых» и снова помнишь – Пасха, снова улыбнешься, обрадуешься. Очень помогает праздничному настроению и пасхальное украшение дома, все эти, казалось бы глупые безделушки. Висят везде пестрые веселые яички, венок какой-нибудь пасхальный, верба в вазе, салфетки или что-то еще, как говорится «мелочь, а приятно».

Можно дополнительно порадовать себя и физически, например, пасхальной едой. Когда-то давно я ездила в один женский монастырь уже ближе к Вознесению. И обратила внимание, что хоть времени с Пасхи прошло много, а на столе в трапезу по-прежнему куличи. В течение недели только для украшения стола, а в выходные и для угощения. Эта традиция допекать куличи в течение сорока дней до отдания Пасхи мне кажется очень хорошей. Хорошо бы и куличи печь, и пасху делать. А то всего-то раз в году все это готовишь, все так любят и ждут, так отчего бы не повторить? И для вкуса, и для настроения!

Это все, конечно, такие бытовые, «низкие» способы продлить радость. Основное-то все равно в храме. Все-таки на утрене все это время поют пасхальный канон вместо обычного. И пасхальное «Христос Воскресе!» звучит. И крестный ход после каждой литургии во время всей Светлой седмицы. (Кстати, в том же монастыре крестный ход бывает все сорок дней). А еще – всю неделю открыты Царские врата во время службы. В общем, в эту первую неделю самое время как следует напитаться пасхальным настроением, а потом стараться как можно дольше сохранить его. И не слишком отчаиваться, если не удалось – дай Бог, эта Пасха не последняя!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

«Чтобы пережить в полноте радость Пасхи,
надо самому воскреснуть своей душой от греха»

Священник Валерий Духанин , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

— Пасха — это самый радостный, самый счастливый праздник в церковном году. Это праздник полной победы, потому что Христос победил дьявола, вывел души людей из ада и преодолел то, чего больше всего боятся люди — смерть. Даже солнышко играет на Пасху, как бы показывая свою радость. И радуется наша душа, потому что произошло самое главное — Христос воскрес!

Пасха — Воскресение Христово, но чтобы пережить в полноте радость Пасхи, надо самому воскреснуть своей душой от греха. Понаблюдайте за собой — и вы увидите, что любой грех вносит в душу тесноту, мрак, какое-то угасание нашей внутренней жизни. — это смерть. Победа же над грехом, освобождение от греха через молитву, исповедь и Причащение всегда переживается как внутреннее вдохновение, простор души, легкость и радость, и это есть подлинная жизнь, к которой нужно стремиться. Если христианин провел Великий пост как положено, стараясь искоренять в себе все худшее, побеждая свои грехи и страсти, то Господь не лишит его радости на праздник Святой Пасхи.

Зачастую люди загружают себя либо работой для большего заработка, либо шумным досугом, потому что не имеют внутри душевного покоя. Люди стали прагматиками, поэтому начинают воспринимать праздник как вынужденное безделье. Но смысл церковного праздника, конечно же, не в безделье, а в том, чтобы после усиленных духовных трудов обрести Божию благодать. Благодать Божия несет с собой в душу мир и покой, такой человек пребывает с Богом и радуется.

Каждый воскресный день — это малая . Если мы не посещаем храм в воскресные дни, то показываем, что абсолютно равнодушны к Воскресшему Христу, нам словно неважно, что Он умер за нас и воскрес. Как же такой человек может быть в вечной жизни со Христом, если он при жизни игнорировал Воскресшего Господа? Если человек ходит в храм изредка, он остается чужим для храма, ему тяжело и ничего непонятно, а регулярное участие в службах многое изменяет. В храме происходит самое главное — там очищается человеческое сердце. Чистое сердце хранит в себе мир, и этот мир выше земной суеты и попечений.

Святые отцы говорят, что в каждый праздник Господь подает христианам те или иные духовные дары — надо только очищать свое сердце, чтобы быть способными принять Божий дар. И можно даже заметить, как со временем меняется лицо человека, еженедельно посещающего храм, регулярно участвующего в таинствах исповеди и Причащения: оно становится одухотворенным и преображенным, освобождается от мучивших душу страстей. Господь подает Свою благодать человеку, имеющему усердие. А это усердие обнаруживается тогда, когда мы каждый воскресный день пребываем с Воскресшим Господом.

«Пасха — торжество для всех»

, руководитель отдела по делам молодежи Саратовской епархии:

— Радость Пасхи ощущается по-настоящему только тогда, когда к этому светлому празднику человек напряженно готовится, когда переживает Страстную Седмицу, следует молитвенно за Христом по пути Его крестных страданий.

Иоанн Златоуст в своем говорит:

«И так, все — все войдите в радость Господа своего! И первые и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!»

Пасха — торжество для всех. Но в полноте, на мой взгляд, ощутить этот праздник может только человек, который должным образом готовился к Пасхе.

Нельзя говорить о том, что любой воскресный день и верующие проводят в безделье. Православному христианину некогда бездельничать: службы на страстной седмице плавно перетекают в Пасхальное богослужение. Заканчивается Пасхальное богослужение — начинается Светлая седмица.

Для настоящего христианина о безделье не может быть и речи. Безделье — это вообще не христианское слово, потому что оно совсем не относится к христианину. Ведь верующему человеку всегда есть чем заняться. Христианин ежедневно борется со страстями или помогает ближним. Человек, который может позволить себе безделье, скорее всего находится в своем естественном состоянии, и это его устраивает.

Я считаю, что любой воскресный день, который Церковь считает малой Пасхой, лучше всего встречать в храме. Молиться, внимательно слушать чтение Священного Писания, а остаток дня проводить в кругу своей семьи. Если семьи пока нет или ее нет по каким-то другим причинам, тогда день можно провести с теми, кто в чем-то нуждается, например, посетить больных. Есть хорошая традиция после Рождества, на святки и на Светлую Седмицу после Пасхи делиться радостью с ближними. Мы радуемся тому, что пришел мир, тому что Христос воскрес.

Каждый воскресный день очень важен, ведь как я уже сказал, он является малой Пасхой. Он важен, в первую очередь, для тех людей, которые работают на мирской работе. Воскресенье дает людям глоток свежего воздуха, возможность оглянуться на свою жизнь и что-то в ней исправить, почувствовать радость воскресения Христова. А также воскресенье напоминает людям о том, что итогом наших скорбей и болезней и каких-то сложностей будет воскресение и блаженная жизнь с Господом.

«Пасхальная радость — это неизреченный дар Божьей любви»

Священник Димитрий Шишкин , настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

— Переживание полноты радости — это, конечно, величайший дар Умершего за наши Грехи и Воскресшего Господа. Но эта несказанная, совершенная радость может абсолютно нежданно открыться и человеку, далекому и от Церкви и от всякого понимания основ духовной жизни. Это надо нам твердо знать, чтобы помнить, что нет и не может быть никаких «инструкций» по приобщению к пасхальной радости. Больше того, думаю, что именно пасхальная радость, открываемая Господом человеку в самые неожиданные моменты и даже посреди рутины его обыденной жизни, зачастую служит причиной того, что человек преображается, меняет свою жизнь и становится действительным христианином. Но это «явление пасхальной радости» может и не совпадать по времени с календарным днем празднования Воскресения Христова.

Для нас же, старающихся сознательно жить церковной жизнью, понимание того, что пасхальная радость — это неизреченный дар Божьей любви, пусть служит основанием для смиренного о себе мнения. Чтобы никто из нас, как бы мы ни старались строго соблюдать все уставные правила Типикона, не думал, что наша строгость и ревность служит «билетиком» для участия в пасхальной радости. Нет. Основанием может служить только наше смирение и любовь в простоте сердца, устремленная всецело к Господу, потому что именно на это «отзывается» Господь, и именно эти чувства, если можно так сказать, способны вместить пасхальную радость, воспринять ее.

Так что же, возникает вопрос — труд присутствия на службах и исполнения предписанных правил поста не имеет никакого смысла? Конечно, имеет. Весь этот труд необходим, но именно как проявление и выражение нашего благоговения перед страданиями и Крестной жертвой Спасителя, как знак действительного смирения перед Церковью, с ее установлениями и традициями, как деятельное выражение нашей устремленности к Богу. Как средство умерщвления себя для греховной жизни и возрождения для жизни духовной.

Насколько же важно соблюдать воскресный день? Прежде всего, уделение одного дня недели посещению храма и более усердному общению с Богом — это прямое исполнение Божьей заповеди. Воскресный день — это образ вечности — образ Царствия Божьего посреди житейской суеты и обыденности. Это время, предназначенное для сугубого, то есть усиленного, более внимательного чем обычно и сознательного общения с Богом, более сознательной заботы о своей душе, о ее духовной жизни. И главнейшие средства этого общения — это участие в богослужении, в святых таинствах Церкви — прежде всего, в и Причастии. Поэтому каждый христианин, если уж говорить о норме, должен уже в субботу вечером (потому что церковный день начинается с вечера) быть в храме, причем не 10-15 минут, как это у нас принято, а от начала службы и до конца. А в воскресный день — присутствовать на Божественной литургии и желательно хоть раз в два-три месяца исповедоваться и причащаться. Причем слово «желательно» относится не к участию в Таинствах: это участие не «желательно», а обязательно, всенепременно для каждого христианина — а к тому, что участие в этих Таинствах должно быть по возможности и более частым, но уж, по крайней мере, хотя бы раз в два-три месяца.

А что у нас получается на деле? Многие православные не исповедаются и не причащаются годами, лишая себя таким образом (страшно сказать!) жизни. Потому что жизнь духовная — это не какая-то фантазия, не порождение человеческого ума или чувств, а дар Божественной благодати, подаваемые Господом смиренному сердцу, смиренной душе и прежде всего — в таинствах . Если же человек пренебрегает этими важнейшими для христианина Таинствами — в чем же тогда его смирение, послушание Богу, на что ему надеяться? Как получить благословенный дар, если отвержение величайших Таинств ставит человека в положение богопротивника, что бы сам человек о себе не мечтал. Это очень серьезные и важные вещи.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», — говорится в Священном Писании. И смирение это как раз проявляется в послушании Церкви, в стремлении тщательно исполнять заповеди Божии в повседневной жизни, в воскресном посещении храма, в участии в Таинствах исповеди и . Все очень просто у Бога, но без этой простоты послушания Ему не может человек воспринять дар Святого Духа — ценнейшее, что может быть у человека в жизни, то, что делает его причастником жизни Самого Бога.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: