Сценарий ко Дню матери: «Литературно-музыкальная гостиная.

Цель:

  • познакомить детей с государственным праздником Днем Матери
  • воспитывать уважение к матери, почитание, бережное отношение и любовь к ней

Под музыку учитель читает стихотворение

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою..
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово – Чудо, Слово – Свет.
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте дети бурных наших лет!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это древнее, святое!
Распрямитесь, встаньте все!
Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Потому что в этом слове – жизнь!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего.
Ему конца нет. Встаньте!
Я произношу его: Мама!

На дворе ноябрь. И вдруг мы говорим о маме. Почему же мы заговорили о ней сегодня?

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным.

Праздник День матери был установлен в 1998 году в последнее воскресенье ноября. Это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей.

Это день, когда мы приветствуем жизнь и любовь в её самых лучших проявлениях. День, когда мы отбросим скромность и скажем самому дорогому человеку, маме: “Мамочка, я тебя очень люблю!”

Презентация под песню “Мама” в исполнении группы “Непоседы”

Родиться стоит (слайд 1)
Поздно или рано
Хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые
Слово “Мама”,
Которого священней
В мире нет.

Закройте глазки. Я сейчас произнесу слово МАМА. Что вы представили?

Мама, мамочка! Сколько тепла таит в себе слово, которым называют самого близкого, дорогого, любимого, единственного человека.

Мы, конечно, не помним свою первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, и как счастливо светились ее глаза, когда она увидела своего ребенка, только что появившегося на свет. Наверняка маме хотелось смотреть на нас долго-долго.

И сейчас, когда мы немного подросли, мамы продолжают нас также сильно любить, но в их памяти все равно хранятся воспоминания о том, как наши слюнявые губешки чмокали их в щечку и шепеляво выговаривали: "Маму любу!"(слайд 2)

Ты еще не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Она знала, что ты хочешь. Мама научила тебя ходить, говорить, мама прочитала тебе первую книжку. Мама всегда была рядом. Все, что ты видел, все, что тебя окружало, начиналось с мамы.

А что для вас в вашей жизни значит мама? (ответы детей0

Руки мамы качали нас в колыбели. Это она согревала нас своим дыханием и убаюкивала своей песней.

Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама
Все тревожится за нас. (слайд 3)
Нас баюкала, кормила,
У кровати пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.

А какие колыбельные песни пела вам мама? (ответы детей)

Мама не только не досыпает ночами, волнуется и заботится, чтобы ребенок был здоров, сыт, жизнерадостен, счастлив. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.

Мама – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд… это уроки красоты на всю жизнь…

К теме матери обращались поэты и писатели, художники и скульпторы, музыканты. Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты. Посмотрите, какие прекрасные полотна создавали художники, одухотворённые материнской любовью. (слайд 4-12)

Сколько памятников поставлено по всей земле матерям.

Они прославляют подвиг матерей, их любовь, самоотверженность. (слайд 13-20)

О маме народ сочинил очень много пословиц и я уверена, что вы их тоже знаете. (слайд 22)

Пословицы

  1. При солнышке – тепло, при матери – добро.
  2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  3. Птица рада весне, а младенец – матери.
  4. Матушкин гнев, что весенний снег, много его выпадает, да скоро растает.
  5. Родная земля – матушка, чужая – мачеха.
  6. Родина- всем матерям мать.

А почему о родной земле и о Родине народ говорит как о матери?

Сможем ли мы определить, какие общие черты есть и у нашей Земли, и у нашей любимой Родины, и у наших мам? Любовь к Родине понимается как любовь к матери. И всё лучшее, что есть в человеке, достаётся ему от матери.

Мама и Родина очень похожи: (слайд 23- 25)
Мама красивая, Родина тоже!
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Что на бескрайних полях колосится.
Мамины руки теплы и нежны,
Напоминают луч солнца они.

Если поёт мама песню, то ей
Вторит весёлый и звонкий ручей.
Так и должно быть: что дорого нам,
Напоминает всегда наших мам.

А какая ваша мама? (Учитель раздает детям вырезанные из бумаги сердечки, дети рисуют на них портрет своей мамы)

Как плохо без мамы знает каждый, особенно если ее долго не бывает с нами. Вспомните, как вы долго плакали, когда мама вас отдавала в садик, или когда вас кто-то обидел, или просто вам становилось грустно, вы вспоминали о маме.

Как солнышко согревает Землю своим теплом, так и любовь мамы согревает человека всю жизнь

Игра Солнышко. Какие ласковые слова вы говорите своей маме, как вы ее называете?

(Учитель прикрепляет на доску солнышко, дети говорят слова, которые учитель записывает на лучах)

О, как прекрасно это слово – мама! (Слайд 25-26)
Всё на земле от материнских рук.
Она нас непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.

Да, слово “мама” издавна в народе
Возносят выше самых ярких звёзд.
Родная мама, дорогая ненька,
Тебе несём мы в праздники цветы,
И в городе, и в малой деревеньке
Всего дороже ты нам, только ты.

Вы скоро подрастете и может быть тоже далеко улетите из родительского гнезда. И тогда большим утешением для мамы будут ваши письма. Мамы всегда ждали и ждут сообщений от своих детей, они тревожатся, если писем долго нет, радуются, если весточки частоприходят в дом. Пришло письмо, в доме праздник. Задержался сын или дочь с письмом - сердце мамы волнуется. Как там сын? Как его дела?

Он учился в Люберцах, в Саратове. Он мечтал быть летчиком. а она боялась. Он успокаивал ее, писал чудесные письма, как поэт:

“Мама! Я люблю тебя. Люблю твои руки, большие и ласковые, люблю морщинки у твоих глаз и седину в твоих волосах... Никогда не беспокойся обо мне...”

Это строки из письма первого советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, адресованные его маме, Анне Тимофеевне Гагариной - матери летчика, прославившего свою фамилию и страну. В каждый свой приезд Юрий Алексеевич Гагарин дарил своей маме цветы. Она смущалась, но очень радовалась сыновним букетам.

Давайте и мы составим букет нашим мамам. Я буду загадывать вам загадки, а вы можете хором называть отгадки.

Учитель прикрепляет на доску вырезанную из бумаги вазу, ученики отгадывают загадки и вставляют в вазу вырезанный из бумаги соответствующий цветок

Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками)

Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василек)

Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички (ромашки)

Вот чудесные цветы -
Небывалой красоты.
Яркие, пахучие -
Ай-ай-ай! Колючие (роза)

Он – цветочный принц-поэт
В шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам … (нарцисс)

Их в Голландии найдете,
Там везде они в почете.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут … (тюльпаны)

Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный (мак)

Максим Горький говорил: “Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоноснодля души человека. А самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери”.

Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью! Поэтому нежно любите, уважайте, берегите её,не причиняйте матери болисвоими словами и поступками. Радуйте их своими успехами, будьте достойны всего того, что они делают для вас, своих детей.

Счастливы будут матери – значит крепкой будет семья, здоровыми дети, благополучным настоящее и будущее России.

Звучит песня “Мама” в исполнении группы “Улыбка”

Классный час: Ко дню Матери

Классный час в форме мастерской ценностных ориентаций "Мама - ближе человека нет"

Описание материала: Данный классный час посвящен Дню Матери. На подготовительном этапе с обучающимися прошла беседа на тему: «Мама - ближе человека нет».

Классный час нацелен в первую очередь на воспитание духовности у учащихся и это важно.

Форма мероприятия дает возможность раскрыться личности, получить опыт общения, проявить себя в творчестве.

Цель

Расширить знания учащихся об истории праздника Дня матери;

Формировать у ребят уважительное отношение к своей семье, любви к матери и уважения к ее труду и терпению;

Способствовать сплочению детей и родителей, формированию положительных эмоций.

Задачи классного часа:

Уметь выразить свою любовь к матери через искусство, слово, музыку;

Создать обстановку комфорта для свободного общения и отдыха;

Показать творческие способности учащихся класса.

Подготовительная работа:

1. Провести интервью (или видео-интервью) у учащихся «Почему твоя мама – самая лучшая?»

2. Изготовить «волшебную» ромашку: на обратной стороне лепестков написаны слова «самая обаятельная», «самая ласковая», «самая добрая», «самая очаровательная улыбка», «самые красивые глаза», «самая милая» и др.

3. Подготовить цветы.

4. Пригласить родителей на праздник.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проигрыватель, презентация «Мама – главное слово» (набор фотографий с женщинами и детьми).

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном дню матери!

Лидия : На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, тёплых, ласковых слов – слово «мама». Слово, которое ребёнок говорит чаще всего – это слово «мама». Слово, при котором взрослый хмурый человек улыбнётся, - это тоже слово «мама». Потому что это слово несёт в себе тепло материнских рук, материнского слова, материнской души.

Марина: Мама – самое прекрасное слово на земле! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно: в России мама, мамочка, в Англии, США – мазэ, мамми, в Германии – муттер, мутти, в Украине – мамо, мати, в Испании, Италии – мадрэ, мамита, в Белоруси – матуля, в Чехии – мамичка. Это значит, что все люди почитают и любят матерей. Мама – первое слово, главное слово для всех на земле!

(демонстрация презентации)

Учитель : Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, устраивают для них праздник. В нашей стране, по указу президента РФ, День матери отмечается с 1998 года в последнее воскресенье ноября. Дорогие наши мамы! Сегодня, в День Матери, мы хотим порадовать вас своими выступлениями, сюрпризами. Примите поздравления от своих детей в этот праздничный день!

Мелодия (одинокий пастух)

Стас: От чистого сердца, простыми словами,

Давайте друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим ее и за то, что порою,

Становятся строже в морщинках глаза,

Но стоит с повинной придти головою –

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо,

Мы можем доверить ей сердце свое.

И просто за то, что она – наша мама

Мы крепко и нежно любим ее!

Влад:

Люблю тебя мама, за что, я не знаю.

Наверно за то, что дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу, и светлому дню -

За это тебя я, родная, люблю.

За небо, за ветер, за воздух вокруг,

Люблю тебя, мама, ты - лучший мой друг.

Учитель: Дорогие мамочки, сегодня ваши дети признаются в любви к вам и говорят, что вы – самые лучшие мамы на свете! Просим вашего внимания!

(демонстрация видео-интервью с учащимися класса «Почему твоя мама – самая лучшая?»)

Влад: (мальчик): Дорогие мамы, мы приготовили вам подарок – волшебную ромашку. Оторвите любой лепесток, и вы узнаете о какой-то особенности вашей внешности или характера! Сорт этой ромашки называется «самая-самая».

(мамы отрывают лепестки цветка)

Марина :

Маму любят все на свете, мама - лучший друг!

Любят мам не только дети, любят все вокруг!

Если что-нибудь случится, если вдруг беда –

Мамочка придет на помощь, выручит всегда!

Мамы много сил, здоровья отдают всем нам.

Значит, правда – нет на свете лучше наших мам!

Учитель : Для каждого из нас, будь то маленький ребенок или уже поседевший взрослый, мама – самый родной, самый дорогой человек на свете. Мама думает о нас всегда и везде. Мама всегда примет нас такими, какие мы есть. Поймет и простит, ведь сердце матери всегда со своим ребенком.

Предлагаю провести эксперимент. Приглашаю желающих поучаствовать в нем подойти ко мне.

(приглашаются пары мама-ребенок)

В ходе эксперимента мы убедимся, что любая мама с закрытыми глазами узнает своего ребенка! (мамам завязывают глаза, они на ощупь должны узнать своего ребенка)

(музыкальное сопровождение: «Песенка мамонтенка»)

Стас: А вы знаете, что наши мамы готовят в течении жизни более 500 видов самых разнообразных блюд; в среднем мамы проводят у постели больных детей более 3000 бессонных часов; а еще они стирают горы белья, если сложить все постиранное белье, то получится гора высотой с Эльбрус; если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего Земного шара; а еще наши мамы пришивают оторванные пуговицы, вяжут и шьют… Сколько же всего умеют мамины руки!

Влад:

У мамы, как солнышко, теплые руки,

Так нежно умеют они приласкать,

Излечат от боли, избавят от скуки,

В любую минуту готовы обнять.

Играя, мне волосы нежно взлохматят,

Пекут пирожки в выходной по утрам,

И весело ножки щекочут в кровати,

Когда не хочу просыпаться я сам.

Погладят все платья, рубашки и брюки

И тут же другую работу найдут…

Я глажу уставшие мамины руки,-

Пускай хоть немного они отдохнут.

Учитель : Да, мамины руки умеют многое – и постирать, и причесать, и обнять и приласкать. Ребята, а вы знаете мамины руки? Давайте проведем конкурс! (ребенок с завязанными глазами должен на ощупь узнать руки своей мамы)

(приглашаются пары мама-ребенок, музыкальное сопровождение: «Как люблю тебя я, мама»)

Учитель :

Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама спасет и поможет, мама выдержит все то, что другим вынести не под силу. Берегите своих мам!

Марина:

Мамочка милая, нежная, славная.

Добрая, умная и лучезарная,

В ладонях я счастье тебе подарю,

«Спасибо» за все я тебе говорю.

Живи, улыбайся невзгодам-годам,

Заботы разделим с тобой пополам.

Забудь о болезнях, тревогах забудь,

Любовью осветим твой жизненный путь!

Ответное слово мам :

Спасибо вам родные наши, любимые! Мы самые счастливые мамы на свете! Что такое счастье? Таким простым вопросом, пожалуй, задавался не один философ. А на самом деле, счастье – это просто.

Счастье - это мягкие

Теплые ладошки,

За диваном фантики,

На диване крошки.

Это целый ворох

Сломанных игрушек,

Это постоянный

Грохот погремушек.

Счастье это пяточки

Босиком по полу.

Градусник под мышкой,

Слезы и уколы.

Ссадины и раны,

Синяки на лбу,

Это постоянное

Что? да почему?

Счастье - это санки,

Снеговик и горка.

Маленькие свечки

На огромном торте.

Это бесконечное

«Почитай мне сказку»,

Это ежедневные

Хрюша со Степашкой.

Это теплый носик

Из-под одеяла,

Заяц на подушке,

Синяя пижама.

Что такое счастье?

Проще нет ответить:

Оно есть у каждого –

У кого есть дети.

Вы – наше счастье!

Учитель: (звучит песня «Мамин день»)

Дорогие мамы, мы ещё раз поздравляю вас с праздником! Пусть каждой из вас по чаще говорят тёплые слова ваши любимые дети! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе. Ребята, подарите цветы мамам!

(дети дарят мамам цветы).

Учитель: Здравствуйте ребята! Рада видеть вас всех на нашем сегодняшнем классном часу. Как обычно по пятницам после уроков мы с вами коснемся актуальной темы, обсудим её ,поработаем творчески, поделимся опытом наблюдений,расширим свой кругозор и усилим свои личностные качества. Как вы видите наш сегодняшний классный час не совсем обычный. У нас сегодня много гостей, и среди них – ваши мамы.

Наш классный час я хотела бы начать с притчи. Послушайте её внимательно. Последнюю,самую главную фразу, раскрывающую смысл всей притчи,я намеренно убрала, чтобы дать вам возможность самим поразмышлять над её окончанием.

Учитель читает притчу – ребята додумывают последнее предложение. Высказывают свои предположения .

Притча

За день до рождения

ребенок спросил у Бога:

Я очень боюсь! Я совершенно не знаю,

Что я должен делать в этом мире?

Бог ответил:

Я подарю тебе Ангела,

Он всегда будет рядом с тобой.

Он будет охранять тебя от всех бед.

А как же его зовут?

Неважно как его зовут.

Ты будешь называть его – МАМА

Проверяем, насколько близок наш ответ.

А вы согласны с утверждением, данным в притче?

Как вы понимаете смысл слова- ангел-хранитель?

Считаете ли вы свою маму вашим ангелом хранителем?

Любите ли вы своих мам?

Часто ли вы говорите им слова любви?

А как вы показываете им свою любовь?

Часто ли вы говорите своим мамам добрые слова?

Как часто вы обнимаете своих мам?

Вот вчера, как ты обратился к своей маме: мам, мама, мамуля,мамочка?

А когда она тебя вчера попросила помочь ей, ты согласился или отказался?

(ответы детей)

Учитель: Мама всегда была рядом. Всё, что ты видел, всё, что тебя окружало начиналось с мамы. Итак, сегодня мы с вами поговорим не просто о мамах,а о наших самых любимых,самых дорогих и единственных мамах на свете.

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья потолкуем о маме.

На дворе ноябрь и вдруг мы решили поговорить о маме. Как вы думаете почему?

(мнения учащихся)

Вы уже знаете о праздновании дня матери в нашей стране,молодцы.

А знаете ли вы давно ли у нас был введен этот праздник, древний ли он, или относительно молодой, каковы традиции празднования Дня матери? На эти вопросы нам ответит Максим Загребаев.

(Выступление учащихся об истории празднования Дня Матери в мире и России ):

Указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина с 1998 года в России учрежден ежегодный российский праздник – День матери. Он отмечается в последнее воскресенье ноября. В отличие от Международного женского дня, 8 марта, в День матери чествуются только матери. И хотя в нашей стране он относительно молодой, но во все времена мама была и остается самым близким и самым главным для нас человеком.

Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.

У каждого народа имелось божество, связанное с материнским культом. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов – Гее, древние римляне – восточной Кибеле.

Идея чествования всех матерей мира в один особый день родилась в середине 20 века в Англии. В Великобритании этот праздник называется «Мамино воскресенье», в Америке пекут мамин торт, в Германии мамам дарят огромное количество цветов, маленькие сувениры,неожиданные сюрпризы и горячие поцелуи и объятья, но во все времена главным подарком матерям было внимание. В этот день у всех детей, и маленьких, и взрослых есть возможность поблагодарить мам за её ежедневный труд, который дети зачастую воспринимают как должное.

Учитель: Как вы видите,каждая страна имеет свои традиции празднования этого дня. Мне бы хотелось и в нашем отдельно взятом классе зародить подобную традицию– ежегодно поздравлять наших мам.

На праздники принято дарить подарки. Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам?

А что принято дарить мамам на праздник? (цветы)

Ребята, а какой подарок вы обычно дарите своим мамам?

А какие любимые цветы твоей мамы?(обращение к детям)

Мамы,а какие ваши любимые цветы?(обращение к мамам)

Вот и сегодня, в честь праздника и зарождения традиции в нашем классе давайте тоже подарим нашим мамам цветы, но это будут не обычные магазинные цветы, а цветок, сделанный своими руками.

А символом зарождения этой традиции станет такой вот импровизированный цветок - ромашка

(показываю макет цветка)

Как вы видите сейчас, на начальном этапе, он состоит только из стебелька и ножки. Чего же ему не хватает?

Ответ: лепестков…(и листков).

И лепестки у нашей ромашки тоже будут необычными, а волшебными.

Я надеюсь, мы сегодня с вами все вместе и вы и ваши мамы поработаем творчески и продуктивно и в конце нашего классного часа наш символ Дня матери будет готов. Немного волшебства, фантазии, творчества и всё у нас получится.

Учитель: (музыка «Мама – первое слово»)

Все мы родом из детства. Давайте все вместе закроем глаза, я произнесу волшебное слово «МАМА»,….. что вы представили? …..Мама, мамочка! Сколько тепла таит в себе это слово, которым называют самого близкого, любимого и единственного человека…. Мама! …какое замечательное слово. Какое оно теплое,нежное,и в тоже время строгое и воспитывающее. Всего 2 буквы «М» и «А», всего 2 слога, но сколько в них силы, внутренней энергии. Какой глубокий смысл заложен в этом слове….Это самое главное слово на земле для каждого из нас. На всех языках мира оно звучит почти одинаково: mother, mutti, mia…мама.

К теме матери обращались поэты и писатели, художники и скульпторы, музыканты.

А знаете ли вы произведения о матерях? (стихотворения, рассказы, повести)

(опрос класса)

Учитель: Давайте с вами попробуем выделить главные качества мам. Я вам раздам стихотворения о мамах, а вы в группах внимательно их прочтете и попытаетесь объяснить, о каком качестве мамы здесь говорится. Какой бывает мама? Вы не просто называете это качество, но и доказываете его словами из стихотворения.

(работа в группах со стихотворениями, обсуждение):

Из гнезда при сильном ветре

Птенчик выпал как-то раз

И увидел в полуметре

Желтый блеск кошачьих глаз.

Птенчик дрогнул, заметался,

Гибель так недалека.

Кот сурово изгибался,

Примеряясь для прыжка.

Вдруг спасительница мама,

Что-то пискнув на лету,

Опустилась вниз и прямо

Смело ринулась к коту.

Грозно перья распушила

И в один присест потом

(Показалось то иль было?)

Злого вора проглотила

Вместе с шерстью и хвостом.

Впрочем, как тут усомниться?!

Даже тигров побеждать,

Я уверен, может птица,

Если эта птица - мать!

Кто пpишёл ко мне с yтpа?

Мамочка.

Кто сказал: "Вставать поpа"?

Мамочка.

Кашy кто yспел сваpить?

Мамочка.

Чаю - в пиалy налить?

Мамочка.

Кто косички мне заплёл?

Мамочка.

Целый дом один подмёл?

Мамочка.

Кто цветов в садy наpвал?

Мамочка.

Кто меня поцеловал?

Мамочка.

Кто pебячий любит смех?

Мамочка.

Кто на свете лyчше всех?

Мамочка.

Вот ты снова налегке

Мчишься к дому с горки,

Потому что в дневнике

В этот день пятерки.

У тебя веселый взгляд,

И глядишь ты прямо, -

Кто с тобою вместе рад?

Ну, конечно, мама!

Мне мама приносит

Игрушки, конфеты,

Но маму люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Нам скучно вдвоем

Никогда не бывает.

Если ты попал в беду

Или с кем подрался,

Или мечешься в бреду-

Взял и расхворался,

Кто поможет и спасет,

Успокоит лаской,

Слезы горькие утрет

И расскажет сказку?

Кто порой не спит ночей?

Ну, конечно, мама!

За окошком крик грачей,

Выставлена рама....

Я ей открываю

Свои все секреты.

Но маму люблю я

Не только за это.

Люблю свою маму,

Скажу я вам прямо,

Ну просто за то,

Что она моя мама!

Когда вперед иду упрямо,

Идти мне помогает мама.

Когда проваливаюсь в яму,

Протягивает руку мама

Мне нужно много или мало,

Живу я криво или прямо,

Меня все так же любит мама.

Наш библиотекарь, Татьяна Алексеевна, подготовила для вас выставку книг, посвященных матерям. Эти книги можно прочитать в нашей библиотеке, я надеюсь они вас заинтересуют.

Образ матери запечатлен не только в слове, но и красками. Теме материнства посвящены картины великих художников. Знакомы ли вам эти картины?

(опрос класса)

Учитель зачитывает эпиграф со слайда.

Наперекор изменчивой судьбе

Художники прославили в веках

Не девушку с венком на голове,

А женщину с младенцем на руках.

Красота, воплощенная в образе Мадонны в искусстве – это размышление мастеров искусства об образе матери, её глубокой любви, переведенное ими на язык живописи

А можно ли по внешнему виду человека угадать его характер? Давайте попробуем сделать это с вами вместе: посмотрите на полотна великих художников и попробуйте определить, какие это мамы, как художник передает это состояние при помощи кисти и красок?

(обсуждение – описание картин, выделение качеств)

Тема материнства прослеживается и в народном творчестве: пословицах, поговорках,загадках. Наши девочки подготовили для вас подборку пословиц и поговорок о маме…но их столько много, что мы предлагаем поразмышлять над некоторыми из них, народное творчество – это опыт человечества, поэтому попробуйте привести подтверждение смысла пословицы из своего личного опыта.

Выступление девочек с пословицами о маме, выслушивание рассуждений класса

  1. При солнце тепло, а при матери добро.
  2. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
  3. Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
  4. Материнское терпение всё перетерпит .
  5. Родина- всем матерям мать.

Ребята аргументируют свое мнение примерами из жизни.

Как вы видите, нередко в пословицах мать сравнивается с Родиной…..а вы согласны с таким утверждением?

Учитель : Дорогие мамы, мы с ребятами провели небольшую исследовательскую работу- попытались найти общие качества, присущие мамам и Родине…Вот что у нас получилось.

(стихотворение «Мама и Родина очень похожи» + презентация)

Мама и Родина очень похожи:

Мама – красивая, Родина – тоже.

Вы посмотрите, у мамы глаза

Цвета такого же,как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Что на бескрайних полях колосится.

Мамины руки теплы и нежны,

Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей

Вторит веселый и звонкий ручей.

Так и должно быть, что дорого нам,

Напоминает всегда наших мам!

Ребята, а что для вас значит мама?

Какая она?

На этот вопрос вы дали подробный ответ в своих сочинениях на тему «Моя мама», все сочинения очень интересные, очень красиво оформлены. Дорогие мамы вы сможете подробно познакомиться с произведениями ваших детей после классного часа, но мне хотелось бы подробно остановиться на 2 из них, на мой взгляд, самых ярких.

(учащиеся зачитывают свои сочинения о мамах)

Учитель: Эти качества, присущие нашим любимым мамам станут первыми лепестками в нашем цветке-символе. Давайте обобщим эти качества. Мы сейчас поработаем в группах, обобщим знания, запишем их на лепестках,которые лежат у вас на парте, а затем прикрепим к нашей ромашке.

Работа в группах

Качества человечности

Сердечность

великодушие

отзывчивость

Дружба, дружелюбие

Сострадание, сочувствие, жалость,

Прощение,

доброта, добросердечность, доброжелательность,

Любовь

Качества самости и самоотверженности

Честность

Самоотверженность,

Смирение,

Терпимость

Силовые качества

Мужество,

бесстрашие,

смелость,

храбрость, героизм, неустрашимость

выдержка

Качества равновесия

Спокойствие, невозмутимость,

Краткость,

Терпение

Сдержанность

Качества красоты

Красота

Вежливость,

Культурность

благородство,

Преданность, верность

Уважение

Качества духовной чистоты

Правдивость,

Искренность, чистосердечие, бесхитростность,

доверие

Справедливость

Качества распознавания

Мудрость, сообразительность, разумность,

находчивость

Рассудительность

Внимательность

Решимость

Любознательность

Качества победоносности

Бодрость,

радость,

жизнелюбие,

Надежда

Качества организованности и ответственности


трудолюбие,

Забота,

ответственность

Хозяйственность, практичность

(учащиеся называют качества, записывают их на лепестки и под музыку прикрепляют к цветку)

Вот и появились на нашем цветке первые лепестки. Но это еще не всё….он только начал расцветать.

Учитель: Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, вы, пожалуйста, внимательно вслушайтесь в эти строки и попробуйте понять, о ком оно,кому оно посвящено?

Я свяжу тебе жизнь

Из пушистых меланжевых ниток.

Я свяжу тебе жизнь -

Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,

Где узором по полю молитвы -

Пожелания счастья

В лучах настоящей любви!

Я свяжу тебе жизнь

Из веселой и солнечной пряжи,

Я свяжу тебе жизнь

И потом от души подарю.

Где я нитки беру?

Никому никогда не признаюсь.

Чтоб связать тебе жизнь,

Я тайком распускаю свою...

Как вы думаете, кто повествует в этом стихотворении, а кому оно посвящено?

(ответы детей)

Может ли мама быть мамой без своего сына или дочери? Нет. Так и наш цветок-символ не будет цвести и радовать нас без лепестков, которых ему сейчас не хватает- эти лепестки- вы ребята.

И следующее задание у меня для мам. А какими вы, мамы, хотите видеть своих детей?

(опрос мам)

У вас на столе тоже лежат лепестки поменьше с надписью «дети», напишите на них качества своих детей, которые вы в них цените больше всего, может быть каких вашим детям не хватает, но вы хотели бы в них эти качества видеть.

(мамы записывают качества детей на лепестки и прикрепляют к цветку)

А пока наши мамы работают, мы с вами, ребята, поиграем в загадки. Алина Терешина приготовила для вас загадки о маме.

(загадки о маме):

Этим качеством обладает каждая любящая ребенка мама.

Ответ: доброта

***

Таким удивительным словом обозначено это качество! Оно всегда в маминой душе.

Ответ: забота

***

Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе.

Ответ: нежность

***

Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы.

Ответ: мудрость

***

А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит.

Ответ: юмор

Учитель: Маму нередко называют первым учителем.

А как вы понимаете это сравнение?

Учит ли вас мама?

Дает ли она вам советы?

Объясняет ли суть явлений?

Все вы в детстве были почемучками и кто же отвечал на все ваши вопросы?

(ответы учащихся)

Мама это окно в большой мир, она помогает понять простоту мира, леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд.

Я, вы знаете, тоже мама. Я тоже очень люблю своих детей, желаю им добра, счастья, хочу видеть их успешными, умными, воспитанными, добрыми, отзывчивыми; я искренне радуюсь успехам своих деток, переживаю, если у них что-то не получается.

Вопрос к мамам Сколько у вас детей?- ответы мам.

Я не совсем обычная мама - а у меня целых 23 ребенка: 12 дочек и 11 сыночков. А знаете ли вы, почему?

(ответы детей и мам)


Дорогие ребята и родители, давайте с вами вспомним уроки математики. Знаки равенства и неравенства. Помните ли вы, что они обозначают? (ответы учащихся)

Посмотрите, пожалуйста, на слайд

Я поставила знак равенства между словами «мама» и «первый учитель»

И оставила знаки вопроса между понятиями «вторая мама», «классный руководитель», «второй дом», «школа».

Можете ли вы поставить знаки равенства между ними?

(ответы учащихся и родителей, аргументация мнения)

Раз уж мы вместе решили, что классный руководитель тоже мама для наших детей, позвольте и мне внести лепту в создание нашего цветка-символа. Правда, я заранее подготовила лепестки с хорошими качествами своих детей.

(учитель прикрепляет лепестки)

Вот какой у нас получился пышный и красивый цветок.

Он вам нравится?

А что же для этого надо сделать?

(ответы)

Если живые цветы мы поливаем и удобряем, чтобы они росли красивыми, сильными и не завяли, то и наш символический цветок тоже надо удобрять и поливать, ухаживать за ним? А как мы можем это сделать?

(ответы)


Давайте вспомним, если вы покупаете в цветочном магазине цветок, к нему прилагается подробная инструкция по уходу. Я предлагаю нам с вами сделать такую же инструкцию, но уже для нашего цветка. Чтобы его лепестки не завяли и не отпали, нам их надо постоянно подкармливать. Так как это цветок-плод нашего совместного творения вас, дети, ваших мам и вашей «второй мамы», то есть меня – то и инструкцию по уходу за ним мы должны придумать сами, никто лучше нас самих не знает, как ухаживать за цветком, созданным нами. Например, лепесток «добро», «отзывчивость»…. –

Чем мы можем его удобрить?

(Ответы учащихся, родителей )

Дорогие мамы и ребята, перед вами лежат листки бумаги- напишите на них один из пунктов этой инструкции о себе, о том, что вы должны сделать,чтобы наш цветок не растерял свои лепестки, и мы их приклеим на цветочный горшок, будем периодически читать, напоминать сами себе эти правила.

Я уже написала первый пункт – «ценить и уважать мнение своих учеников»

(учащиеся и родители записывают на листках бумаги пункты инструкции).


Пунктов инструкции у нас получилось много, но я уже сейчас вижу,что некоторые из них повторяются. Я думаю, что это говорит о том, что именно этому пункту мы должны уделить бОльшее внимание. Вы со мной согласны?

Вот и готов символ нашей традиции. Положено начало празднования этого светлого и важного праздника в нашем классе.

Как вы думаете,ребята, приживется ли эта традиция в нашем классе?

Готовы ли вы не забывать «удобрять» наш цветок хорошими делами?

Давайте поставим наш символ в нашем классе. Ежедневно приходя в класс вы будете его видеть и вспоминать «сегодня мне надо совершать хорошие дела, иначе наш цветок завянет и погибнет». А через год,вновь встретившись, мы с вами посмотрим, сохранил ли цветок все свои лепестки,может быть мы воспитаем в себе ещё одно хорошее качество и добавим ещё один лепесток. От этого наш символ станет только богаче.

В дань сложившиеся традиции, давайте поздравим наших мам с этим светлым праздником. Дорогие мамы ребята очень старались- они приготовили для вас поздравительную песню и открытки, сделанные своими руками. Я надеюсь, что песня оставит след в ваших сердцах, а открытки будут вам напоминать о вашей встрече.

(исполнение песни «Мамины глаза» и преподношение открыток мамам):

Дождинка упадёт на землю, как слеза,

И вдаль поманит утром нас дорога.

Нам вслед посмотрят ласково и строго.

А мамины глаза, а мамины глаза

Мы в поисках мечты меняем адреса,

Нам дома письма редкие прощают.

А мамины глаза, а мамины глаза

Нас в детство по привычке возвращают.

Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

И девочки становятся взрослее...

А мамины глаза, а мамины глаза

С годами всё добрее и светлее.

Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

Учитель: Наш классный час подходит к концу, но мне бы хотелось узнать какое впечатление он на вас произвел,что вам понравилось в сегодняшнем мероприятии, что нового вы узнали, какие моменты показались вам наиболее интересными.

У меня в руках листки с вопросами, ребята вы сейчас в группах обсудите ответ на выбранный вами вопрос и мы подведем итог нашего классного часа.

(учитель раздает листки с вопросами детям и родителям).

Дети и родители обсуждают ответы и высказываются.

Ну, что ж я рада что большинство эмоций с которыми вы сегодня пойдете домой это положительные эмоции. Мне приятно видеть радость и интерес познания в ваших глазах. Я надеюсь, что полученные знания и эмоции нашли отклик в ваших сердцах и именно в воскресенье 29 ноября вы не забудете поздравить своих мам с этим светлым праздником. Но самое главное – мне хотелось, чтобы вы почаще говорили мамам о своей любви доказывали её им своими хорошими делами и поступками.

Давайте наши эмоции отобразим на смайликах.

А вы знаете, что такое смайлик? – ответы детей. Правильно -смайлик- это отображение той или иной эмоции. У вас на партах лежат зеленые кружки, на слайдах вы видите 3 варианта эмоций, возьмите фломастеры и нарисуйте в кружке соответствующий смайлик, а затем давайте приклеим эти смайлики на макет деревца на доске

(на доске 3 дерева +, -, 0)

Дети и родители рисуют смайлики и приклеивают их на деревья.

Какое дерево у нас получилось самым зелёным- +. О чем это говорит? Я думаю, это означает, что мы с вами не зря сегодня собрались, провели это время с пользой, и покинем школу сегодня с хорошим настроением и массой приятных впечатлений.

Тематический

классный час ко Дню матери «Всё о маме и всё для мамы!»

Цель: формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров

Задачи : способствовать формированию осознанного чувства уважения и любви к родителям, к маме; совершенствовать формы и приёмы взаимодействия между детским и родительским сообществами; развитие познавательных и творческих возможностей учащихся.

Предварительная подготовка :

1. Приглашение мам на праздник.

2. Подбор поэтических текстов

3. Подбор репродукций и музыкального сопровождения для презентационных материалов

4.Оформление фотовыставки «Наши мамы»

5. Звукозапись к слайд-шоу «Наши мамы»

Оборудование : мультимедийная установка

Эпиграф: «Будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

1. Вступление.

Всех женщин мы поздравляем обычно весной – 8 Марта. Но с 1998 года по указу Президента РФ Б.Н. Ельцина в последнее воскресенье ноября отмечается День Матери. Мама – такое маленькое, но такое ёмкое слово! Как много оно вмещает в себя!

Какие слова - ассоциации возникают у вас при упоминании слова «мама»?

Мама – это:

1. Друг, помощник, советчик.

2. Ласковая, добрая, заботливая.

3. Любит, переживает, жалеет.

4. Маму надо любить!

2. Во все века любовь к своим матерям вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери. Я приглашаю вас в Интернет-путешествие по музеям мира на встречу с прекрасным. (Под музыкальное сопровождение – презентация «Тема Матери в мировом изобразительном искусстве»? (Слайды)

- Кто назовёт имя самой известной Мамы? Мария – женщина, подарившая миру Спасителя. (Слайды с изображением Богородицы) – рассказ классного руководителя и ученицы:

- Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Здесь изображена прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках. Она легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа - на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В её широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклонённая Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепко обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребёнка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу.

С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлён пристальный взгляд Марии, в котором читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Материя – идеал материнства.

3. - И всё, что нам свято, дорого, озарено и названо именем матери. Хлебороб, обращаясь к земле, родившей обильные хлеба, благодарно произносит: «Спасибо тебе, кормилица – мать». Солдат в бою с врагом бился за детей, матерей, за Родину – мать! Сколько пережили наши матери в годы Великой Отечественной войны! Какая безмерная тяжесть легла на женские плечи! Самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за сыновей, ушедших на войну! (Слайды)– чтение двумя учениками стихотворения Р.Гамзатова «Мама»:

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски – ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,

Оно порой входило в дымный круг

И на устах солдата в час смертельный

Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,

И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,

Лепечет это слово оттого,

Что вспоминает горную вершину –

Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,

И я услышу, за дождём следя,

Как, впитываясь в землю, это слово

Вызванивает капельки дождя.

Тайком вздохну, о чём-нибудь горюя,

И скрыв слезу при ясном свете дня,

«Не беспокойся, - маме говорю я, -

Всё хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно

Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»

И по-аварски – ласково «баба».

- Люди не уважают тех, кто обижает мать, кто забыл о ней. По отношению к матери мы определяем, каков человек. Стихотворение «По ночам звучит надрывный кашель...» (читает одна из приглашённых мам):

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, но только очень редко.

И тогда, не замечая нас,

Всё ходила и шептала:

«Дети, вам ко мне собраться бы хоть раз,

Ваша мать согнулась, поседела,

Что ж поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у этого стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

Песни пели до зари,

А теперь разъехались, уплыли.

Вот, поди же, всех вас собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети, срочно, только очень срочно,

Приезжайте, заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь,

Для чего же дали вы разлуке

Так недолго перед нею стать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады.

Тягостны бессонницы ночей:

Разве горя дожидаться надо,

Что приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте!

У кого есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

4. Дети – самое дорогое для матери. И счастлив тот, кто знает с детства материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же – любовью, вниманием и заботой.

В книге писательницы С. Алексиевич «У войны не женское лицо» есть слова: «Всё, что мы знаем о женщине, можно объединить в одно слово «милосердие». Вдумайтесь только: ми-ло-сер-ди-е, милое сердце, милые глаза. (Слайды с фотографиями мам).

Стихотворение М.Пляцковского «Мамины глаза» (читают ученики):

Дождинка упадёт на землю, как слеза.

И вдаль поманит утром нас дорога.

Нам вслед посмотрят ласково и строго.

Всё в жизни может быть – и радость, и гроза,

Не жалует судьба нас временами.

А мамины глаза, а мамины глаза

Всегда следят с волнением за нами.

Мы в поисках мечты меняем адреса,

Нам дома письма редкие прощают.

А мамины глаза, а мамины глаза

Нас в детство по привычке возвращают.

И девочки становятся взрослее...

А мамины глаза, а мамины глаза

С годами всё добрее и светлее.

- На улице зима. Лежит снег. Морозно. А мы хотим, чтобы в вашей жизни и в вашем доме, дорогие мамы, было всегда тепло, спокойно и комфортно. Как много тепла и любви хранит ваше сердце!

Стихотворение «Люблю тебя, мама» (читает ученица):

Люблю тебя, мама,

За что, я не знаю.

Наверно, за то, что

Дышу и мечтаю.

И радуюсь солнцу,

И светлому дню –

За это тебя я,

Родная, люблю.

За небо, за ветер,

За воздух вокруг.

Люблю тебя, мама,

Ты – лучший мой друг.

Всю жизнь со мной

Родная мама.

В горе, в радости -

Всегда!

Ты родила меня, растила,

Образование дала.

Когда бывает очень грустно,

Ты успокоишь, подбодришь.

Когда мне весело,

Ты делишь со мною

Радость пополам.

Переживаешь ссоры наши.

Не спишь подолгу по ночам.

Тебе я благодарен буду

За то, что ты дала мне жизнь,

Мои терпела ты капризы,

А я тебя не понимал...

Как тяжело тебе, родная,

Переживать за всех за нас.

Спасибо, мамочка родная,

За всё, что делаешь для нас!

Бабушкины руки (читает учащийся)

- Когда я была совсем маленькой, в нашей семье случилась беда: не стало моей мамочки. И пригрела нас с братом моя дорогая бабушка, Любовь Михайловна, баба Люба. Я помню, как меня, совсем маленькую, бабуля укладывала спать. Мои глаза закрываются, а её тёплые руки гладят меня по волосам и заботливо поправляют одеяло. И столько в них было тепла и нежности!

Прошло время... И сейчас мне уже не нужны сказки на ночь – засыпаю я быстро, набегавшись за день. Но добрые бабушкины руки всегда рядом, всегда готовы утешить и подбодрить в трудные минуты, угостить и побаловать. Эти руки не знают усталости, они всегда найдут себе дело.

Я очень люблю свою бабушку и с удовольствием помогаю ей по мелочам: мне совсем не трудно сходить в магазин, выполоть грядки, помыть посуду. А её руки пусть пекут вкусные пироги, заваривают ароматный чай, со своими секретами, и поправляют на мне воротничок. Мелочи, но такие приятные и важные!

Пусть они всегда будут рядом – тёплые, добрые и родные бабушкины руки!

С добрым утром, мамочка! (читает учащийся)

Утром просыпаюсь,

К маме подхожу.

С добрым утром, мамочка! –

Я ей говорю.

Крепко обнимаю

И смотрю в глаза –

Нежными руками

Обняла меня.

Самый дорогой.

Не спутаешь ни с кем его –

Он с детства мне родной!

5. Под Новый год добрый Дедушка Мороз послушным, трудолюбивым детишкам раздаёт подарки из своего волшебного бездонного мешка. Мы же вместе с нашей любовью и словами благодарности дарим вам, дорогие наши мамы, целый мешок добрых дел. («Перекличка» добрых дел. Дети поочерёдно кладут в мешок «Добрых дел» подготовленные заранее записки с названием своего доброго дела:

*успехи в учёбе

*спортивные победы

*достижения в творчестве (сочинители, художники, певцы и т.д.)

А на прощание всем ребятам, большим и маленьким, мы говорим:

Как бы ни манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот и забот!

Литература:

1. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа (Е.Н.Степанов, М.А.Александрова). Москва, 2005

2.Нестандартные модели детского досуга (Е.А.Смолина). Волгоград, 2001


Цель: развитие нравственно-моральных качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развивать в детях чувство сопереживания, доброе сочувственное отношение к матери, воспитывать уважение материнского труда, любовь к матери.

Оборудование: музыкальные фрагменты из детских фильмов, песни о мамах, презентация “Наши мамы”, сочинения детей о своих мамах, фотографии мам, цветы и свечи.

Предварительная подготовка: изготовление по числу гостей приглашений, рисунки детей на тему “Пусть всегда будет солнце!”, подарки для мам, подготовка кабинета: цветы и свечи.

Ход классного часа

Всех гостей дети встречают и приглашают пройти в зал – кабинет, где для каждой мамы приготовлено место рядом с ребёнком.

Звучит песня из детского фильма “Мама”:

“Мама - главное слово в детской судьбе
Мама – жизнь подарила и мне и тебе!”. Презентация

…За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: слайд №2.

Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты пока будешь называть его – МАМА.

День Матери – достойный добрый праздник! Слайд №3
Который входит солнышком в семью.
И так приятно каждой нашей маме,
Когда ей честь по праву воздают!

Учитель: С недавнего времени в России стали отмечать День Матери - как праздник материнства, добра и теплоты! И сегодня мы хотим поговорить о том, что значит в жизни каждого из нас мама.

Выходят два учащихся и читают стихи – диалог.

Белый снег России.

Что белее снега? Может вата?
Знаю, что лишь материнство свято.
Значит, святость белая? Она цветная –
Розовая, фиолетовая, голубая.
Главный цвет - зелёный, им любовь сияет,
А белый свет – цвета объединяет.
Все цвета, прильнув, друг к другу,
Образуют Белый свет.
Что белей всего? Быть может, белый снег?
Истина извечно простовата –
И лишь только Материнство свято!
И ещё другой есть человек –
Та учительница, кто как вторая мама.
Что бывает зеленей травы?
Те, кто любят и любимы - это Вы!
Но лишь только Материнство – свято!
Шепчет тихо белый снег упрямо!..

Ведущий: Слайд №4.

Когда спросили маму первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина, что такое счастье?

Она ответила: “Когда мама может гордиться своими детьми”.

Поздравляя свою маму с днём рождения, первый космонавт планеты сказал:

“Спасибо, тебе, мама, что приучила нас с детства трудиться. Приучила каждое дело делать на “отлично”. Это в жизни главное”.

Учитель: Когда мама гордиться своими детьми? Слайд № 5

Ответы учащихся: когда дети послушны, трудолюбивы, хорошо, старательно учатся, стараются не огорчать маму.

И если мы будем делать своё дело хорошо и честно, значит, мы достигнем своей цели в жизни, и наши матери будут нами гордиться.

Ведущий: Сегодня мы расскажем вам о том, какой может быть материнская любовь.

Инсценировка корейской сказки “Материнская любовь”

Картина 1. Слайд №6

(Несколько учащихся в лицах рассказывают сказку)

Давным - давно в деревне жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Они были и вкусные и красивые, всегда одинаковые, ровные, пышные.Никто в деревне лучше её не пёк, все соседи покупали хлебцы только у неё. Так и жили они, сводя концы с концами.

Был у них сын, которого любили родители больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула беда: тяжело заболел отец. Умирая, сказал он жене:

Отец: Пусть наш сын будет учёный, и тогда все его станут уважать.

Когда сыну исполнилось семь лет, мать сказала:

Мать: “Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время письмо, выучишь лучшие стихи, постигнешь разные науки. После этого ты сможешь выдержать экзамен и станешь учёным, как хотел отец”.

Мать: “Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты сдал экзамен?”

Сын: “Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся раньше времени”.

Мать: “Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов!”

Мать: “Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я печь хлебцы”.

И с этими словами она вновь зажгла светильник. Сын показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые и неровные.

Мать: “Посмотри на мои хлебцы!”

А мать положила на плечо сына руку и промолвила:

Мать:“Возвращайся в школу и приходи домой, когда будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать”.

Картина 2. Слайд №7

(Мальчик идёт по дороге, плачет, пугаясь диких зверей и преодолевая все препятствия)

Сын шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его.

Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны - один к одному, один к одному!

Сын: “Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я!”.

Она открыла дверь и снова увидела сына. Сын протянул к матери руки, но мать сказала:

Мать: “Все ли науки ты постиг, что пришел домой?”

Сын: “Все!”

Сын: “Можете зажечь свет!”

Мать: “Как я ждала тебя, сынок! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди!

“Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать все хорошо и честно. А кто делает все хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет!” Слайд № 9

Учитель: Вы посмотрели этот маленький спектакль, и я надеюсь, что каждый осознал для себя, какой ценой достиг человек успеха.

Мне хочется сказать словами поэта Николая Заболоцкого:

“…Не позволяй душе ленится,
Чтоб воду в ступе не толочь
Душа обязана трудиться и день и ночь!!!”.

А сейчас наши ребята прочтут стихи, о том, как важно быть внимательным друг к другу.

Дети читают стихи, посвященные матерям. Слайд № 10

Наши матери

На заре вы спешите в школы,
Синим вечером – на катки.
Для занятий, для игр веселых
Дни вам кажутся коротки.

Жарким летом над речкой горной
Или в роще, где тишь и тень,
По утрам запевают горны,
Славя новый счастливый день!

Нам живется легко и просто
Оттого, что своим трудом
Наши матери, наши сестры
Защищают наш мирный дом.

Оттого, что с отцами рядом.
Неизменно они в строю,
Оттого, что все силы рады.
За Отчизну отдать свою.

Мир для нас защищать готова,
Смелым сердцем любая мать.
Мы за это ей дадим слово –
Все такими же в жизни стать!.

Проводится конкурс сочинений - описаний “Моя мама”.

Наши ребята писали сочинения о мамах, я сейчас прочту некоторые из них. Ваша задача, дорогие наши мамы узнать себя и подать знак. (В подарок мальчики дарят цветок)

Группа учащихся читает “Посвящение матери”:

1. Жизнь не прожить без черных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.

2. Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.

3. Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.

4. И ни одна на свете мать,
Какими б не были мы с вами,
Нам, детям, не желала стать
Ни жертвами, ни палачами.

5. Пусть многое не привелось
Им обрести самим когда-то,
Они мечтали, чтоб жилось
Их детям вольно и богато.
И если это не сбылось,
Кто-кто, а мать не виновата.

6. Поэтому и в черный час,
Когда наш путь тернист и труден,
Клясть матерей своих не будем
За то, что породили нас.

Учитель: Каждое утро восходит солнце, но первое что видит каждый из вас – это лицо мамы. И оно для нас в самое красивое, самое родное. Дети рассказывают о самых красивых мамах на свете.

1. В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта
Утро доброе у нас,
Добрый день, и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

2. И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это мама!!!

3. Красивые мамы – на свете вас много,
В глазах вы глядите открыто и прямо
В какую бы даль ни звала нас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.

4. Мы маме так редко приносим букеты
Но каждый так часто ее огорчает
А добрая мама прощает все это
Красивая мама все это прощает.

5. Под грузом забот не сгибаясь упрямо
Она выполняет свой долг терпеливо
Красива по-своему каждая мама
Любовью своей материнской - красива!!!

Учитель: Самый дорогой человек для нас на свете – это мама. Давайте, как можно меньше доставлять ей огорчений и волнений, больше маму радовать, приносить хорошие вести из школы, чаще говорить ей, как вы её любите, беречь, а если случится, что виноваты, подойдите к маме, посмотрите прямо в глаза и скажите маме “Прости!”

Двое учащихся читают стихи Расула Гамзатова “Берегите матерей”.

Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот от забот.

Боль за сыновей сильнее мела
Выбелила косы добела
Если даже сердце зачерствело
Дайте маме капельку тепла!

Если стали сердцем вы суровы,
Будьте дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова
Знайте, дети ранят всех больней!

Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от чёрных шалей!
Берегите женщин от войны!

Мать уйдёт, в душе оставит рану.
Мать уйдёт, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!

Ведущий: Пользуясь словами песни, давайте, возьмемся с мамами за руки и попробуем согреть друг друга песней Геннадия Заволокина “Твоё тепло, моё тепло”

Взрослым раздаются слова песни и зажигаются свечи.
Твоё тепло – моё тепло вот и не холодно!
Из детских лет пусть льётся свет!
Пусть будет молодо.
Давайте сначала от поля и речки
Сродного причала от печки, от печки.
Где звёзды сквозь травы
Снега на крылечке.
Давайте от мамы, давайте от печки!

Ведущий: А сейчас давайте предоставим ответное слово одной из наших мам.

Мама: Слайд № 11

Господь, храни моих детей!
Когда придет мой смертный час, прервёт черёд унылых дней.
- Господь, - скажу в последний раз,
- Ты сохрани моих детей! -
Не сладко жизнь моя текла,
Врагов встречала и друзей,
Но цель была всегда одна -
Чтоб сохранить моих детей.
Мирской поток - я в нём плыву,
Одна в пучине тяжких дней,
И об одном молясь прошу
- Господь, храни моих детей!

Заключительное слово учителя, поздравление с праздником, самые добрые пожелания всем мамам!

Слайд №12

Звучит песня “Солнечный круг”. Все выходят к доске и цветными мелками пишут слова: “Пусть всегда будет солнце!”...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: