Аленький цветочек год написания. Аленький цветочек

Урок-размышление, посвящённый 155-летию со дня написания сказки С.Т.Аксакова

« Аленький цветочек»

1.Цели урока:

    заинтересовать учащихся личностью, творчеством писателя С.А.Аксакова;

    способствовать формированию мышления, умения определять идею сказки, замысел автора через восприятие слова писателя, обращение к сюжету, к образам;

    развивать коммуникативные способности учащихся: умение вести диалог, работать в команде;

    воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем.

Задачи урока:

    воспитывать милосердие, сострадание;

    развивать навыки работы в группах;

    формировать исследовательские навыки при определении истоков и содержания сказки, опираясь на дополнительную информацию;

    собрать предметы в мини-музей по сказке.

Оборудование:

индивидуальные тексты сказки « Аленький цветочек»;

выставка книг в школьной библиотеке, наглядные плакаты, выставка поделок;

учебная электронная презентация;

мультфильм по сказке « Аленький цветочек».

Эпиграф к уроку:

«Цветок не вырастет без семени, так и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посеяны в душе каждого человека… Но ведь семена растить надо.» С.Т.Аксаков.

1. Вступительное слово учителя .

Сегодня у нас, ребята, не обычный урок, а урок-размышление по сказке С.Т Аксакова

« Аленький –Цветочек». В 2013 году исполняется 155 лет со дня издания этой сказки. На уроке мы подробнее узнаем о ней, о сюжете, о создании, идее, героях. Будем работать индивидуально и в группах. Что же вы самостоятельно узнали о писателе, готовясь к этому уроку? О биографии С.Т.Аксакова нам расскажут ученики 1-ой группы.

1-ый ученик: Аксаковы – древний дворянский род. В далеком прошлом фамилия писалась через О- «Оксаковы». Сведения из древних родословных книг гласят, что Аксаковы происходили от знатного варяга Симона Африкановича, прибывшего в Киев и построившего там, в Киево-Печерской лавре, церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Родился Аксаков 20 сентября (1 октября) 1791 года в Уфе в семье чиновника уфимского земского суда, прокурора Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Аксаковой, дочери помещика оренбургского наместника. Жизнь мальчика началась тяжелой болезнью. Может быть, именно это повлияло на то, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Сережиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым. Вместе с жалостью в сердце его возникла Любовь и Благодарность. Эти качества подарила ему мать, которая своей любовью вылечила сына. Она же привила сыну любовь к литературе. От отца мальчик унаследовал страстную любовь к природе, рыбной ловле, охоте, уважение и сострадание к нелегкому крестьянскому труду. Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный стон и стал просить мать, чтобы узнали, кто там плачет. Дворовая девушка принесла в пригоршнях крошечного, еще слепого щенка. Так в мире мальчика появилась неказистая Сурка-существо. Сурку он учил, кормил, оберегал. Когда Сережа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряженную карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что едет, мчится в неведомые края.

2-ой учени к: Первое прозаическое литературное произведение Аксакова, появившееся в печати, - очерк« Буран». Очерк был опубликован без подписи в альманахе « Денница» в 1834 году. Автору было 43 года. В своих книгах он рассказывал о том, что сам видел, знал, любил. Таковы его книги об охоте: « Записки об уженье рыбы», « Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Собирание бабочек».

«Из всех насекомых, - любовно пишет Аксаков в « Собирании бабочек»,- из всех мелких тварей, ползающих, прыгающих и летающих, - бабочки лучше, изящнее всех. Это поистине порхающий цветок, или расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом, серебром и перламутром, или испещренный неопределенными цветами и узорами, не менее прекрасными и привлекательными. Как радостно первое появление бабочек весною! Обыкновенно это бывают бабочки крапивные, белые, а потом и желтые. Какое одушевление придают они природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой продолжительной зимы!»

3-ий ученик в качестве обобщения материала представляет презентацию по биографии писателя.

2 . Из истории создания сказки .

Учитель: С.Т.Аксаков написал одну-единственную сказку –« Аленький цветочек». Это одна из самых мудрых и добрых сказок ключницы Пелагеи. Кто же такая эта Пелагея, послушаем сообщения ребят из 2-ой группы.

1-ый ученик : Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: « Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одной рукой и начала говорить немного нараспев: « В неким царстве, в неким государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех».

2-ой ученик: Пелагея - крепостная крестьянка, которая следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Она была великая мастерица рассказывать сказки, и ее часто приглашали в дом, для того чтобы она рассказывала сказки перед сном для маленького Сережи. Сергей очень любил сказку « Аленький цветочек». Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками. Позже, работая над книгой « Детские годы Багрова – внука», Аксаков вновь вспомнил ключницу Пелагею и включил ее замечательную сказку в собственном пересказе в произведение и посвятил ее своей внучке Оленьке.

3 .Работа над содержанием сказки .

Проблемные вопросы для размышления:

Что главное в сказке? (Доброта и Любовь)

Перед нами одна семья: отец и три дочери. Посмотрим, одинаковы ли они. Ведь одинаково растит их отец, вкладывая в детей своих любовь, душевное тепло.

Кто из них вам больше всего нравится? Почему?

Ответы на эти вопросы мы дадим в ходе урока.

1 .Инсценировка начала сказки «Прощание купца с дочерями».

Какой вывод можно сделать, когда вы узнаете, что за наказы дают дочери купцу, отправляющемуся за море по торговым делам? (Старшие дочери самолюбивы, ценят украшения, любят прихорашиваться да собою любоваться.)

Есть ли польза кому-нибудь от венца и зеркала? Нужны ли они еще кому-то, принесут ли добро, сделают ли кого-нибудь счастливее, кроме их самих? (Нет)

А что просит младшая? Не кажется ли странной эта просьба? Зачем ей нужен цветочек? От него какая польза ей или еще кому-нибудь? Об этом мы узнаем в конце сказки.

2. Словесное рисование.

Опишите цветочек. Каким вы его себе представляете? Посмотрим, какие аленькие цветочки расцвели на нашей выставке. (Выставка поделок).

3.Инсценировка «Купец срывает Аленький цветочек».

Купец:

Вот Аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила моря дочь меньшая, любимая (подходит и срывает цветок).

Чудище морское:

Что ты сделал? Как посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни. Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременною!

4 . Работа с текстом.

Учитель:

Нашел купец цветочек Аленький, вернулся домой печальный. Это все в доме заметили. Как же вели себя дочери, спрашивая о причине печали отца? Какие качества их души проявляются? (Старшие лебезили. У печального отца спрашивали, не потерял ли он богатства великого. Меньшая же о богатстве не думает: «Открой мне свое горе сердечное!»)

Сравните, как приняли дочери подарки от отца.

Как отнеслись дочери к просьбе отца избавить его от смерти лютой и поехать жить к лесному чуду морскому? (Старшие наотрез отказались, а меньшая, не дослушав речи, попросила благословить ее.)

Как встретило ее всё живое: сады, цветы, птицы. Почему? (Все тянется к Добру и милосердию. Все живое чувствует добрых людей).

Как жилось ей во дворце сказочном? Чем она занималась? (Рукодельничила, со своим господином разговаривала. Она одна, далеко от родных, в неведомой земле, с чудищем ужасным. Ни в чем ей отказа нет. Еще не видела своего господина, не знает, каков он внешне).

Расскажите, каков зверь лесной, как он выглядит. (Страшен, ужасен, безобразен)

Какое чувство испытала девушка, увидев его?

А могла ли вернуться домой? (Да, ведь заветное колечко было у нее, стоило только надеть его.)

Почему же не вернулась домой? Что помогло ей победить страх? Какие качества души проявила героиня? (Ей стало жалко чудище и совестно. Полюбила она его за душу добрую, ласку и угождения. Страшен зверь, безобразен. Но в народе известна истина: « с лица воды не пить». Сколько добра он сделал для нее! Душу свою отдал ей! Не смогла девушка за добро заплатить черной неблагодарностью. Она проявляет доброту и благодарность по отношению к несчастному, жертвует собой ради него.)

Но забыла ли она о доме родимом, о батюшке, о сестрах? (Нет. Ей хорошо, а душа страдает, тоскует. Дочь чувствует, что болен батюшка.)

Как вы думаете, что значит выражение « Душа болит»?

Откуда это видно? (Домой запросилась батюшке помочь. О себе не думает)

А что случилось бы, если бы девушка не вернулась к чудовищу? (Умер бы с тоски)

Значит, жизнь и смерть чудовища была в ее руках. Именно в этот момент должна была раскрыться вся сила ее души. Что рассказала дочь меньшая о житье своем дома? Какое чувство это вызвало у сестер? (Она пожертвовала собой во имя отца и стала жить в довольстве и богатстве. Сёстры ехать не захотели, а теперь чужому богатству завидуют).

Что задумали сестры? Что помешало осуществиться их плану? Подтвердились ли тяжелые предчувствия меньшей дочери? (Щемит и болит сердце девушки, будто чует беду неминучую. Это растет ее душа).

Какие слова купеческой дочери избавили зверя от чар злой волшебницы? (Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного. (Рассыпались колдовские чары, погибло проклятие от великой силы Любви, Добра, Благородства)

Библиотекарь: Ребята, как вы понимаете эпиграф к сказке: «Цветок не вырастет без семени. Так и душа человека. Человек не рождается с готовой душой. Он ее сам растит. Семена Любви, Добра, Благодарности, Милосердия посеяны в душе каждого человека. Посеяны они были и в сестер. Но ведь семена растить надо».

Предлагаю вам ответить на вопросы:

1.Одинаково ли растили их дочери купца? Вырос ли в их душе аленький цветочек? (Младшая дочь вырастила их, мы это видим. А старшие вырастили злобу, зависть. Не вырос в их душе Аленький цветочек, не расцвел).

2.Что же такое Аленький цветочек, что он символизирует? Почему автор назвал так свою сказку? ((Это Любовь, Добро, Милосердие).

3.Какого человека называют милосердным? (Доброго, отзывчивого, сердечного, готового помочь в любую минуту, простить кого-то из сострадания, человеколюбия.)

4.Подберите к слову « милосердие» однокоренные слова (милость, сердечность, великодушие, человеколюбие)

5. Проведём викторину по сказке С.Т. Аксакова. Презентация. (См. Приложение)

6. Словарная работа по группам: объясните значение устаревших слов и выражений и найдите соответствия.

1-ая группа

1.Пригорок муравчатый 1.Спать легла

2.Яства сахарные 2.Шелковая ткань, расшитая золотистыми нитями

3.Опочивать легла 3.Еда, кушанье

4.Челядь дворовая 4.Бугорок, поросший мягкой и сочной травой

5.Парча 5.Слуги дворовые

2-ая группа

1.Тувалет 1.Жемчуг особенно крупный, круглый

2.Паче зеницы ока 2.Деньги

3.Сажень 3.Стол с зеркалом

4.Казна 4.Беречь больше глаза

5.Жемчуг бурмицкий 5.Старая русская мера длины(2м 13см)

3-я группа

1.Без сумления 1. Служанка

2.Девушка сенная 2.Стремительный, быстрый

3.Середович 3.Без сомнения

4.Инда 4.Человек средних лет

5.Прыскучий 5. Даже

Рефлексия . Как вы думаете, ребята, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке?

На столах в каждой группе алые лепестки. Напишите по одному слову на каждом лепестке от цветочка. Это слово должно отражать ваше понимание того, какой смысл вы вкладываете в этот образ, чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек, который приклейте к основанию из картона. (На лепестках слова: Любовь, Счастье, Доброта, Забота, Милосердие, Великодушие, Дружба…)

Заключительное слово. Подведение итогов.

В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.

Список литературы:

1.Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка Ключницы Пелагеи. -М.: Детская литература, 1989.-39с.

2.Аксаков, Сергей Тимофеевич: Выставка в школе.-М.: Школьная библиотека, 2011.

3.Великие россияне. Библиографическая библиотека Ф.Павленкова,//Аксаковы. М.: Олма, Пресс.2004.-С.19,367,396.

4.Маврина, Л Сказочной тропой//Детский познавательный журнал.-2001.-№5.-С.2-3

Электронные ресурсы

Один из самых распространенных сказочных мотивов – это сюжет о любви. Волшебные истории, без которых немыслимо становление человека и человечества, учат нас принимать важные решения. А что может быть серьезнее, чем выбор второй половинки? Сказка «Аленький цветочек» наглядно показывает, что в любви не важны ни красота, ни богатство. Нет здесь места и рациональным поступкам. Созданная С.Т. Аксаковым в 1858 году, она не теряет ни своей актуальности, ни любви читателя. А история сказки «Аленький цветочек» не менее интересна, чем она сама.

5 фактов из истории написания сказки

«Аленький цветочек» рассказывает читателю о том, что сила чистой настоящей любви способна преобразить реальность вокруг. По сюжету сказки чувства девушки расколдовывают чудовище, превращая его в прекрасного принца. Эта история не нова:

1. Впервые подобный мотив встречается у древнеримского писателя Апулея в сюжете об Амуре и Психее. Позднее эта идея перерабатывалась разными народами. Так, у французов появилась красавица Белль и Чудовище, у итальянцев – Зелинда и страшилище, у швейцарцев – принц-медведь. Есть в культуре и обратный сюжет про безобразную девушку. Он встречается в легенде про короля Артура и в сказке про Ивана-Царевича и лягушку.
2. В России задолго до «Аленького цветочка» была создана поэма «Душенька» на ту же тему.
3. С. Т. Аксаков создал свою сказку как дополнение к автобиографическому произведению «Детские годы Багрова-внука». Эту книгу он писал для своей горячо любимой внучки Оленьки.
4. По словам автора, история написания сказки «Аленький цветочек» связана с его детством. Когда маленький Сережа болел, ключница Пелагея поведала ему о прекрасном юноше, заключенном в облик жуткого зверя, и девушке, чья доброта и искренность позволили разглядеть ей то, что скрывается за неприятной оболочкой. Пелагея, будучи крепостной, рассказывала сказку с непередаваемым русским колоритом: напевная лирика, вздохи и прибаутки делали историю живой и близкой. Такой ее оставил и повзрослевший писатель.
5. Автор не знал, что в своей сказке он копирует европейский сюжет. Он очень удивился, когда прочитал сказку госпожи де Бомон «Красавица и Чудовище». Позднее он также увидел оперу «Земира и Азор» на ту же тему.

Чем отличается европейская сказка от русской

Уже в 4 классе история написания сказки «Аленький цветочек» рассказывается детям. Им стоит узнать и о том, чем отличается европейский рассказ от того, который создал С.Т. Аксаков.
Во французской сказке побеждает рациональность. Девушка соглашается выйти замуж, потому что увидела как несчастливы ее сестры, у которых, на первый взгляд, были удачные партии. В русской же сказке автор выразил идеалы славянофильства: личность должна быть свободной и независимой от земных благ и авторитетов. Ее достоинство – высокая нравственность и чистота помыслов. Лейтмотив сказки «Аленький цветочек» – милосердие и человеколюбие. Может поэтому она так важна для нас?

Федоскинская миниатюра

Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места»

пишет о сказке «Аленький цветочек»:

«Главное в ней - доброта и любовь.

И то, что нехорошие чувства:

жадность, зависть, себялюбие -

не торжествуют, а черное зло побеждено.

Чем побеждено? Любовью,

Добром, Благодарностью.

Эти качества живут в душе человека,

они суть души и ее лучшие побуждения.

Они-то и есть тот аленький цветочек,

который посеян в душе каждого человека,

важно только, чтобы он пророс и расцветал» .

С семьей Аксаковых и связаны и страницы сказки «Аленький цветочек», знакомые нам с детства. Мы просто перелистаем некоторые из них.

Трудно человеку переживать старческую пору. Трудно, чувствуя ноющие косточки, вставать по утрам, преодолевая режущие боли в животе или в спине и прислушиваясь к биению изношенного сердца. Трудно выходить из дома, медленно спускаясь по скользкой и крутой лестнице, которая раньше не казалась ни скользкой, ни крутой… Трудно ожидать смерть, зная, что придет она, нежеланная, но не раз званная в минуты телесных страданий. Большинство читателей не знает, что основные свои произведения, знаменитую трилогию "Детские годы Багрова-внука" С.Т.Аксаков написал посреди таких вот старческих, телесных и душевных трудов, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец.

Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где он жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!..»

И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал… Но сказки - не было. Погостивши, Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей подарок: стихотворение - совершенно детское и гениальное в простоте своей:

Если Бог даст силы, Про малюток-птичек,

Ровно через год Про гнездо яичек,

Оле, внучке милой, Бабочек красивых,

Дедушка пришлет Мотыльков игривых,

Книжку небольшую Про лесного Мишку,

И расскажет в ней Про грибочек белый -

Про цветы полей, Станет Оля книжку…

Обещание свое дед исполнил, хоть и не через год, а немного позже, уже почти перед смертью. К тому времени он был очень болен и почти слеп, поэтому сам не писал, а диктовал дочерям свои воспоминания.

Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».

3. История создания сказки «Аленький цветочек»

Приложением к повести, но совершенно самостоятельным произведением является «Аленький цветочек» - одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» - значится в подзаголовке.

Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить немного нараспев:

«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»

Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина. Пелагея была ключницей в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга.

Пелагея знала много сказок и была мастерица их рассказывать. Маленький Сережа Аксаков часто слушал в детстве ее рассказы. Впоследствии писатель, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», вспоминал ключницу Пелагею, ее замечательные сказки и написал «Аленький цветочек».

Сам Аксаков так писал сыну Ивану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую я в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучку обломков этой сказки, а как она войдет в состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку».

Баранова Е. Н.

Иллюстрации Надежды Комаровой

КТО ПЕРВЫМ НАПИСАЛ "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"?
02.03.2013

Любимую многими сказку "Аленький цветочек" читатели впервые увидели в 1858 году в приложении к книге Сергея Аксакова "Детские годы Багрова-внука". И с тех пор, полюбили всей душой. Вот уже 155 лет ей зачитывается не одно поколение. На основе чудесной сказки только в нашей стране были сняты два мультфильма и художественная лента.

Многие считают, что "Аленький цветочек" - плагиат, заимствование из сказки мадам де Бомон "Красавица и чудовище". Это мнение ошибочно. Такие сюжеты были во все времена, начиная с античности: вспомните миф об Амуре и Психее.

Сказка о заколдованном юноше, обращенном в чудовище и девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его и возвращает ему человеческий облик, встречается практически у всех народов. На пути любви - препятствия. Счастье можно обрести только верностью, самоотверженностью и добротой.

В Италии такая сказка называется "Зелинда и страшилище". В Швейцарии - "Сказка про принца-медведя", в Англии - "Большая собака с мелкими зубами". В Германии - "Летний и зимний сад", в России - "Зачарованный царевич", на Украине - "Уж-царевич и верная жена". В Турции есть сказание о дочери падишаха и свинье, в Китае - о волшебной змее, в Индонезии - о муже-ящерице. Такой же сюжет встречается в сказках южных и восточных славян. Названия различны, но везде Чудовище и самоотверженная Красавица. Все побеждающая и всех спасающая любовь.

Многие историки считают, что этот сюжет является отзвуком древности, когда заключались ритуальные браки с тотемными животными.

По словам самого Аксакова, сюжет он впервые услышал от ключницы Пелагеи в детстве, когда болел. В повести "Детские годы Багрова-внука" сам писатель поведал следующее: "Скорому моему выздоровлению мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица рассказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев; "В неком царстве, в неком государстве…" Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок… "

Пелагея была дочерью крепостного крестьянина Оренбургской губернии. Из-за злобы и жестокости хозяина она вместе с отцом убежала в Астрахань. Там она прожила 20 лет, вышла замуж, овдовела. Служила в купеческих домах, даже у персидских купцов, где слышала восточные сказки - в том числе знаменитую "Тысячу и одну ночь". Узнав, что старый хозяин умер, а новые хозяева - Аксаковы, она вернулась в поместье. У Пелагеи был особый дар рассказывать сказки, она их "литературно перерабатывала" и создавала свои. У Аксаковых Пелагее вручили ключи от всех кладовых - она стала главным человеком в доме. А за мастерство сказочницы ее полюбили господа. Маленький Сережа Аксаков несколько лет постоянно слушал сказку "Аленький цветочек" - так она ему нравилась.

Став взрослым, он рассказывал ее сам - со всеми прибаутками, оханьем, вздыханием Пелагеи. Переложил устную, истинно народную речь в повесть, сохранив напевность говора.

Современники считали Аксакова "чародеем сладостной русской речи". Сам Гоголь много раз советовал ему взяться за перо. А великий Пушкин восхищался образностью и поэтичностью аксаковского слога.

В те времена литературы для детей не было (был только детский журнал "Детское чтение для сердца и разума" - что-то похожее на серию "Хочу все знать"), психологией ребенка всерьез никто не занимался. Считалось, что ребенок должен быть послушен и удобен, как кукла. Аксаков первый смог обратить внимание на едва уловимые движения детской души.

Литературный критик, поэт, знаток театра оказался тончайшим детским психологом. Тургенев восклицал, что до Аксакова таких книг не было.

Писатель переложил простонародную сказку на доступный для аристократии слог, умудрившись сохранить при литературной обработке песенность и поэтику народного языка. Сохранил обороты, эпитеты, лирику русской речи. Заворожил пресыщенную публику банальной легендой о самоотверженной любви, благородстве и преданности.

Обогатил Аксаков сказку и другими незначительными деталями, например: чудище не взяло заручной - в те времена так называли расписку, скрепленную подписями и печатями.

Но в целом писатель рассказал сказку так, как сказывала ее сама Пелагея.

Само название "Аленький цветочек", слова, окрашенные добротой и лаской, настраивает на счастливое окончание. А самое главное в сказке - обратить внимание на то, что красота души бывает прикрыта неказистостью и некрасивостью. Чудище на самом деле доброе, ласковое и щедрое существо. Оно по-настоящему полюбило младшую дочь купца. Когда она поняла это, то ответила на любовь любовью. Всепобеждающей и воскрешающей даже мертвых.

Какие бы времена и нравы не господствовали, люди всегда тянутся к сказке, к торжеству добра. "Аленький цветочек" - иллюстрация торжества света над тьмой, добра над злом, любви над ненавистью. Сказка учит тому, что цели необходимо добиваться добротой и человечностью. Только они должны быть вознаграждены. А подлость и зависть не могут воздаться счастьем и удачей.

Читайте самое интересное в рубрике

Любимую многими сказку "Аленький цветочек" читатели впервые увидели в 1858 году в приложении к книге Сергея Аксакова "Детские годы Багрова-внука". И с тех пор, полюбили всей душой. Вот уже 155 лет ей зачитывается не одно поколение. На основе чудесной сказки только в нашей стране были сняты два мультфильма и художественная лента.

Многие считают, что "Аленький цветочек" — плагиат, заимствование из сказки мадам де Бомон "Красавица и чудовище". Это мнение ошибочно. Такие сюжеты были во все времена, начиная с античности: вспомните миф об Амуре и Психее.

Сказка о заколдованном юноше, обращенном в чудовище и девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его и возвращает ему человеческий облик, встречается практически у всех народов. На пути любви — препятствия. Счастье можно обрести только верностью, самоотверженностью и добротой.

В Италии такая сказка называется "Зелинда и страшилище". В Швейцарии — "Сказка про принца-медведя", в Англии — "Большая собака с мелкими зубами". В Германии — "Летний и зимний сад", в России — "Зачарованный царевич", на Украине — "Уж-царевич и верная жена". В Турции есть сказание о дочери падишаха и свинье, в Китае — о волшебной змее, в Индонезии — о муже-ящерице. Такой же сюжет встречается в сказках южных и восточных славян. Названия различны, но везде Чудовище и самоотверженная Красавица. Все побеждающая и всех спасающая любовь.

Многие историки считают, что этот сюжет является отзвуком древности, когда заключались ритуальные браки с тотемными животными.

По словам самого Аксакова, сюжет он впервые услышал от ключницы Пелагеи в детстве, когда болел. В повести "Детские годы Багрова-внука" сам писатель поведал следующее: "Скорому моему выздоровлению мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица рассказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев; "В неком царстве, в неком государстве…" Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об "Аленьком цветочке". С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок… "



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: